«Следуя словам Господа, сказанным в Евангелии от Матфея о способах решения всяческих недоумений с братом: " … пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви… " , - я неоднократно имел с Вами пастырскую доверительную беседу и с глаза на глаз и в присутствии других людей относительно содержания Ваших публичных проповедей и выступлений. Вы давали мне обещание исправиться, но преступили данную мне клятву. Теперь я вынужден обратиться к Вам перед лицом всей Церкви, в надежде быть услышанным хотя бы на этот раз», - пишет владыка. «Напомню, что при Вашем пострижении в Великую Схиму епископ произносил следующие памятные слова: " Брат наш, постризает второе власы главы своея, в знамение конечнаго отрицания мира, и всех яже в мире, и в конечное отвержение своея воли, и всех плотских похотей, и во еже в безмолвии и детельнем приседении себе внимати, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй " . Посему, заботясь о спасении Вашей вечной души, желая облегчить Вам исполнение великосхимнических монашеских обетов об отвержении своей воли и безмолвии, я благословляю Вам, а Вас прошу принять это благословение как послушание Святой Церкви и Её Божественного Главы – Христа, следующее: Поскольку учительная власть в Святой Церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам, но равно могут и отказать пресвитеру в данном праве, как об этом свидетельствуется в толковании Вальсамона на 58-е Апостольское правило: " Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно " , являясь Вашим Правящим Архиереем, от которого Вы черпаете право священнодействовать и проповедовать - отныне прекращаю делегировать Вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов. - Вы не должны возглавлять совершение Божественной Литургии и сослужить на ней, равно как не должны совершать иные общественные и частные богослужения, Таинства и требы, не исключая чин экзорцизма. Это требование тем более уместно, что Вы предпочли уйти за штат клира Екатеринбургской епархии, что само по себе предполагает ограничение прав священнодействия.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/27/be...

– Старче, вы помните меня? – Да, помню. – Вот, отец мой разрешил мне стать монахом. – Хорошо. – Старче, но я должен вам сказать, что от огорчений я заболел туберкулезом, поэтому мой отец и отправил меня сюда. – Что? У тебя туберкулез? И ты пришел сюда, чтобы и мы заразились от тебя? А ну-ка, убирайся! Убирайся отсюда! – Мне ничего не нужно, – сказал юноша. – Только кусок черствого хлеба и угол, где бы я мог лечь и умереть. Только бы вы меня постригли в монахи! Больше я ничего не хочу. – Нет, – сказал тот Старец и прогнал его. Вышел этот юноша на дорогу, сел и стал плакать. По случаю в тот час проходил там Старец Иосиф. Увидел он юношу и спросил: – Что случилось с тобой, дитя мое, что ты плачешь? – Так и так, Старче, я хочу стать монахом. Неужели нет ни одного христианина, который мог бы меня постричь? Раз уж я умру, то мне не нужно ничего, что я и сказал тому Старцу. Раньше я к нему приходил и меня принимали, а сейчас не хотят, прогнали меня. И я не знаю, где найти такого монаха, который принял бы и постриг меня. Мне ничего не нужно, пусть меня оставят где-нибудь умирать, только бы меня сделали монахом. Старцу Иосифу только того и надо было. – Идем со мной, дитя мое, – сказал он ему. Он взял его за руку и привел к себе. Тогда у него в общине были отец Иоанн, отец Ефрем, отец Афанасий и отец Арсений. Узнав все обстоятельства, они сказали Старцу, оставшись наедине: – Он нас заразит. – Молчите, – сказал Старец. – Бог послал его, чтобы меня испытать. Вы молчите, я сам за ним буду ухаживать. Старец о нем очень хорошо заботился. Он соорудил ему из досок келейку, бегал по соседям и выпрашивал для больного инжир, изюм, маслины. Так юноша прожил около шести месяцев. Однажды он сказал Старцу: – Старче, я вижу каких-то цыганок. Что им нужно от меня, зачем они собрались вокруг моей кровати? Старец понял и сказал отцу Арсению: – Отец Арсений, готовься. Парень кончается. Я его постригу в великую схиму, потому что он от нас уходит. Собрались они, чтобы совершить постриг, в церкви. Отец Ефрем не стал заходить туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В настоящее время монахи повсеместно носят черную одежду. Как и священники, монахи облачаются в подрясник и рясу. Поверх рясы за богослужением они носят мантию – черную накидку длиной до пола (в некоторых случаях она имеет шлейф). На голове монахи носят клобук цилиндрической формы, поверх которого надевается наметка – род вуали (в греческой практике наметка надевается поверх клобука; в русской практике клобук изначально изготовляется вместе с наметкой). Подрясник с узкими рукавами и ряса с широкими лишь отдаленно напоминают изначальную монашескую тунику без рукавов; длинная черная мантия со шлейфом – далекий потомок первоначальной монашеской милоти из козьей кожи; а клобук цилиндрической формы мало похож на младенческий чепчик, служивший образцом для древнего монашеского куколя. Куколь сферообразной формы сохранился только как принадлежность одеяния монаха, имеющего постриг в великую схиму. В некоторых монастырях схимники носят на голове убор конусообразной формы наподобие колпака, двойные шнурки Чинопоследования пострижения в рясофор, малую и великую схиму В современной практике Православной Церкви существует три вида монашеского пострига – в рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Все три чинопоследования заимствованы из византийской практики. Пострижение в рясофор во многих случаях опускается, и мирянина сразу же постригают в мантию. На Афоне и в некоторых греческих монастырях отсутствует пострижение в мантию и послушника сразу же постригают в великую схиму. В Русской Церкви, напротив, пострижение в великую схиму является редкостью: как правило, в великую схиму постригают лишь иноков, достигших преклонного возраста или даже готовящихся к исходу из земной жизни. Изначально разделения на рясофор, малую схиму и великую схиму в монашестве не существовало. Принятие монашества было актом, который совершался один раз на всю жизнь. Разделение на малую и великую схиму появилось в первом тысячелетии, не позднее IX века. Во всяком случае, Феодор Студит упоминает об этом обычае, но не одобряет его: «Не давай так называемой малой схимы, а потом как бы великой, ибо один образ, подобно крещению, как это было в обычае у святых отцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня О постриге Паисия в великую схиму         О постриге Паисия в великую схиму     С батюшкой Тихоном отец Паисий познакомился, ещё живя в Эсфигмене. Сейчас, подвизаясь в Иверском скиту, он избрал отца Тихона своим Старцем, ре­гулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и советоваться с ним.   - «Когда ты примешь великую схиму?» - часто спрашивал его отец Тихон.   - «Когда на это будет благословение, Геронда, - отвечал отец   Паисий . - Меня этот вопрос не беспокоит».     Подвизаясь в монашестве уже много лет, отец Паисий ещё не был пострижен в великую схиму. В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему че­ловеку.   Поэтому, как он сам говорил впоследствии, вопрос о том, когда произойдёт постриг в схиму, его совсем не занимал.   «Даже если бы меня и в рясофор не постригли, я бы не волновался - рассказывал он. -Меня занимало то, чтобы по-монашески жить. Если душа не будет возделана, не будет внутренне воо­ружена, то схима - несмотря на то что она есть ору­жие - такой душе не поможет. Ведь даже малейшее преслушание после принятия схимы влечёт боль­шую ответственность.   Монаху необходимо иметь великую бескомпромиссность. Мы должны подвизаться ради того, чтобы сохранить обеты. Хо­рошо будет, если монах ещё до принятия великой схимы начнёт стараться в подвиге соблюдать схим­нические обеты».   Важно заметить, что   Паисий никогда сам не заводил разговора о постриге в великую схиму, по смирению считая себя недостойным и желая во всём безукоризненно соб­людать монашеские обеты.   Однако теперь, после побуждений своего Стар­ца, он согласился стать великосхимником. 11 января 1966 года в Ставроникитской каливе Честного Крес­та от честных рук батюшки Тихона отец Паисий при­нял великий и ангельский образ.   Паисий писал:   «Постарайся, чтобы твоей старец был другом безмолвия и молитвы и мог и тебя связать с Богом через молитву, для того чтобы ты обрел действительную радость божественного утешения, ибо эта небесная сладость перенесет твои ум и сердце из мира на небо.

http://isihazm.ru/1/?id=1622

 Диавольская злоба Как-то раз, собирая милостыню, в скит зашел бедняк с «пандахусой» . Старец отдал несчастному все свои деньги — по тем временам значительную сумму. Даже монастыри не давали беднякам столько, сколько дал он. Диавол, будучи не в силах видеть человека во плоти «аки безплотнаго»,  пришел в ярость и швырнул в каливу Старца большим камнем, который пробил крышу и застрял в потолке — прямо над его головой.  Постриг в великую схиму С батюшкой Тихоном отец Паисий познакомился, еще живя в Эсфигмене. Сейчас, подвизаясь в Иверском скиту, он избрал отца Тихона своим Старцем, регулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и советоваться с ним. «Когда ты примешь великую схиму?» — часто спрашивал его отец Тихон. «Когда на это будет благословение, Геронда, — отвечал отец Паисий. — Меня этот вопрос не беспокоит». Подвизаясь в монашестве уже много лет, отец Паисий еще не был пострижен в великую схиму. В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему человеку. Поэтому, как он сам говорил впоследствии, вопрос о том, когда произойдет постриг в схиму, его совсем не занимал. «Даже если бы меня и в рясофор не постригли, я бы не волновался — рассказывал он. — Меня занимало то, чтобы по-монашески жить. Если душа не будет возделана, не будет внутренне вооружена, то схима — несмотря на то что она есть оружие — такой душе не поможет. Ведь даже малейшее преслушание после принятия схимы влечет большую ответственность. [Великосхимнику] необходимо иметь великую бескомпромиссность. Мы должны подвизаться ради того, чтобы сохранить обеты. Хорошо будет, если монах еще до принятия великой схимы начнет стараться в подвиге соблюдать схимнические обеты». Отец Паисий никогда сам не заводил разговора о постриге в великую схиму, по смирению считая себя недостойным и желая во всем безукоризненно соблюдать монашеские обеты.

http://pravmir.ru/249925/

С вечера вносятся во святой жертвенник (в алтарь) ризы хотящего принять святой образ и полагаются на подножии святой трапезы (престола), дабы они святились от святого места и могли быть приняты, как от Самого Бога. На утрени, в день пострижения, поется особый канон. Он состоит из молений о приемлющем святой образ (ангельский). Пострижение же в великую схиму, совершается на литургии в то же время, как и пострижение в малую схему, именно на Малом Входе. «Входу, бывшу с Евангелием, хотяй прияти святый образ, отлагает главы своея покров (κλυμμα – 2Кор.3:13–16 ) и сущия на ногах каллиги ([kαλλγια) (Требн.), и, сотворив поклоны три, стоит; по Входе глаголет отпустительный тропарь дне», потом тропари особые и антифоны умилительные, покаянные. После них игумен, пришедшему принять великую схиму, предлагает те же вопросы, какие предлагаются и при пострижении в малую схиму: «Что пришел еси, брате? Желавши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д.; при этом спрашивает: «Отрицаешилися мира, и яже в мире, по заповеди Господней?» По испытании пришедшего принять великую схиму и после молитв о нем, игумен трижды велит, как при пострижении в малую схиму, подать ножницы, и затем постригает его. При пострижении дается постригаемому новое имя 1255 . После сего постриженный облачается. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, какие носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов великосхимника. Так, при облачении в рясу игумен говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великого ангельского образа», при облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великого и ангельского образа» (а не обручение). Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (tò κουκολων – шапочка). Кукуль отличается от клобука тем, что остроконечен, и покрывает голову и плечи кругом, и украшен пятью крестами, которые расположены на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его игумен говорит: «Облачится в кукуль беззлобия, в шлем спасительного упования». Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику возлагается аналав (νλαβον), то же, как и параманд ([pαραmανοας), четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плеча монаха и украшенный крестами (аналав происходит от α=ναλαμβνει – воспринимать). При наложении аналава игумен говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыце Христу. Оканчивается чин пострижений в великую схиму целованием, т. е. братским приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Собственно, иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика может постригать только архиерей, мирянина – также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея). В греческих монастырях Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму. При пострижении в малую схиму ( греч. τ μικρν σχμα – малый образ) рясофорный монах становится мантийным: получает новое имя (его выбор зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу. Монах облачается также в «шлем спасения» ( Ис. 59, 17 ; Еф. 6, 17 ; 1Фес. 5, 8 ) – клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира. Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии великого ангельского образа ( греч. το μγα αγγελικν σχμα). При пострижении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, – но вместо клобука великосхимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кругом и украшенную пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослужения. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом). Диакон ( греч. δικονος – служитель) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона. Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Диакон–монах именуется иеродиаконом. Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вместе с чтецами и певцами).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В настоящее время, как монахи, так и монахини постригаются в великую схиму по одному чину. В XIV в. и ранее у нас было тоже самое. Митрополит Киприан в своих «Ответах игумену Афонасию» писал: «Постригание же чернцем и черницам едино есть, но токмо молитвы егда прочитаете постригальные и приидет, идеже имена святых и преподобных отец написана суть, тогда применяется имена на преподобных святых жен» 138 . Памятники говорят тоже самое. Так в Требнике XIV в., изданном Обществом любителей древнерусской письменности для мужей и жен положен один чин пострижения в великую схиму с применениями согласно указанию Киприана. В другом более древнем Требнике, глаголическом XI в., изданном Гейтлером по синайской рукописи находим тоже самое: чин пострижения для обоих полов один, но после перечня имен постников в молитве: «Прещедры Боже и многомилостиве» сделано такое замечание: «над межи се реци. а над женами ее. Преподобных постницах Христовых, Евпраксии, Фетронии, Оломьции, Иеронии, и прочиим. с нимиже и наследи царство небесное о Христе Иисусе Господи нашем. емоуже слава держава. ныне и присно и» 139 . Кроме того здесь положена особая молитва «женам коуккулю снятии» – «Благы человеколюбче Господи» 140 святоумоу твоемоу стадоу, и ликоу мудрых дев, и сподоби и. с светлою свещею непостыдном лицем с своим женихом срести. Христоу Богоу нашемоу. и небесное оулоучити царство 141 . Словом, в древнерусской и славянской церкви практика относительно пострижения в великую схиму была почти совершенно тожественна с современной. Но с XV в. в наших рукописных требниках, рядом с чином пострижения в великую схиму мужчин начал помещаться особый «чин пострижения черниц ангельского образа». Чин этот встречается не постоянно и не во всех требниках (так наприм., в требниках Синодальной библиотеки его нет), но, однако ж, довольно часто. Особенно часто они встречается в рукописях Соловецкой библиотеки. Все рукописные изложения этого чина можно разделить на две редакции: краткую и пространную. Существенной разницы между ними, впрочем, нет. Вся разница состоит в том, что те части, которые одинаково свойственны как мужскому, так и женскому пострижению в кратких редакциях опущены и заменены ссылками на «мужское постригание», а в пространных они помещены целиком, за исключением, впрочем, канона, который большею частью и здесь заменяется ссылкою. Из рукописей чин этот в своей пространной редакции перешел в наши Московские старопечатные потребники. Мы находим его в потребниках: 1625 г. Филаретовском (Гл. 23. л. 488–533) 1639 г. или так называемом Иноческом (Гл. 6, л. 53–78) и 1651 г. Иосифофском (Гл. 23, л. 288). Но затем чин этот был выброшен по той причине, что в греческих богослужебных книгах, по которым правились наши, такого чина не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В каждом мон-ре имеются следующие книги: а) монахологий (Μοναχολγιον) - перечень братии и сведения о каждом монахе: мирское и монашеское имя, фамилия, имена родителей, место рождения, род занятий до прихода на А., время и место испытательного послушания, время пострига, имущество на время пострига, семейное положение, военнообязанность, прежние места подвижничества, священный сан (для клириков) и монастырский чин (игумен, советник, проистамен); б) Книга послушников (Βιβλον Δοκμων) - аналогичный перечень со сведениями о послушниках; в) Монахологий зависимых учреждений - перечень монахов скитов, келлий и др. мест подвижничества, приписанных к данному мон-рю; г) протокол входящих и исходящих документов; д) книга деяний духовного собора мон-ря; е) хозяйственные книги (Ежедневник; Приходно-расходная; Бухгалтерская; Складская); ж) ктиматологий (Κτηματολγιον) - опись недвижимого имущества мон-ря; з) Книга записи движимого имущества; и) Книга святынь (Βιβλα κειμηλων) - инвентарь св. мощей, священных облачений и сосудов, икон, рукописей, книг, древних памятников и всех предметов, находящихся под особым попечением монастырских властей. В разных мон-рях существуют свои традиции монашеского пострига. В большинстве обителей послушники по прохождении искуса от 1 до 3 лет постригаются в рясофор. Рясофорные монахи могут быть рукоположены в священный сан, что определяется богослужебной необходимостью (обычно в мон-ре бывает 4-5 иеромонахов). При несении ими послушания седмичного священника, канонарха и пономаря они носят мантию, их имена вписываются в Монахологий обители. Постриг в малую схиму существует в тех немногих мон-рях, где нет пострига в рясофор. По истечении определенного срока (как правило, ок. 3 лет; в мон-ре Филофея - до 15 лет) рясофорные монахи или постриженные в малую схиму постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не меняться. В редких случаях послушник может быть сразу пострижен в великую схиму. Т. о., все святогорские монахи рано или поздно принимают великую схиму; в нее пострижены все игумены мон-рей. Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в любую священную степень. Постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора; благословения К-польского Патриарха для рукоположения не требуется. Схима и многокрестие (особо сплетенные веревочные кресты) надеваются под рясу только при причащении Св. Таин и при совершении иеромонахами-великосхимниками Божественной литургии.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Но, по Симеону Фессалоникийскому, несовершенные в схиме должны усовершенствоваться, дабы не умереть несовершенными... И как некрещенный не есть христианин, так и тот, кто не принял полной схимы, не есть монах (т. е. совершенный). Некоторые принимали и принимают сначала малую схиму, потом великую, в разные времена, лучше, однако же, и точнее (κρβστερον) поступают те, которые сразу принимают великую схиму, потому что, таким образом, самим делом осуществляют единую и единственную схиму, какой она должна быть по преданию. Молитва, напечатанная в книжке оглашений Студита, об авторе которой говорится, что он принял сначала малую и потом великую схиму, эта молитва , при всем своем внутреннем достоинстве, не принадлежит самому Студиту, но некоему Феодосию, как это видно из неё самой. Каждое время удобно для принятия монашества, но всего приличнее для сего время четыредесятницы, как время покаяния (25 отв. Сим. Фессал.) ... 45-е 6-го.Черная одежда монахов означает, по Пахимерию, то, что они живут уединенно (μοναχικς πολιτεονται), сосредоточиваясь в себе самих, как черный цвет собирает в себе свет (συμμαζωνει τν ιν ες αυτ) … Ηο не одни черные одежды свойственны монахам, а и светлые, такие, которые не очень черны и не очень белы, а состоят из черного и белого... (Здесь в Пидалионе излагается значение всех принадлежностей монашеского одеяния – по Сим. Фессал., Кириллу Иерус. и др.). 42-е 6-го. Монахи должны надлежащим образом (συμμτρως) подстригать свои волосы, потому что настоящее время для них есть время печали, а по слову Божию ( Ис.22:12 ) знак печали есть острижение головы. И если, по Ап. Павлу, вообще всякий мужчина, имеющий косу (χων μλλιας – ασχημον) посрамляется, то тем более посрамляют себя монахи, если растят косы (τρφοντες μλλιας), если же вообще все монахи должны прилично подстригать свои волосы, то тем более молодые монахи и дьяконы, живущие в монастырях, или кельях, потому что эти сколько своим безбородым лицом могут соблазнять других, столько же и длинными, расчесанными волосами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010