229 . Был один великий старец из ясновидцев. Он свидетельствовал уверенно: «Силу, которую я видел над купелью 96 стоящей, я видел ее над облачением монашеским во время, когда кто-либо принимает схиму». 230 . Один старец получил дар видеть происходящее, и сказал он: «Я видел некоего брата в одном монастыре, находящегося в келье, размышляя 97 и вот демон стал снаружи двери кельи. Когда брат размышлял, он не мог войти внутрь кельи. Когда же он перестал размышлять, вошел внутрь демон». 231 . Рассказывали об одном старце, что он молился, чтобы ему видеть демонов, и было открыто ему: «Тебе нет нужды видеть их». Старец же просил, говоря: «Господи, Ты можешь защитить меня Твоей благодатью». И Бог открыл его глаза, и он увидел, что они подобно пчелам кружатся вокруг человека, скрежеща зубами на него, а ангел Божий отгоняет их. 232 . Говорил один из наших отцов, что было два брата, находящихся вблизи него. Один – чужестранец, другой – местный. Чужестранец был немного нерадив, египтянин же ревностен чрезвычайно. Случилось же, что чужестранец упокоился, и старец увидел сонм ангелов, ведущих его душу. И когда он достиг неба, чтобы войти, о нем возник спор. Глас же был свыше: «Ясно, что он нерадив, но ради его странничества откройте ему». После этого упокоился также местный, и пришла вся его родня, и старец увидел, что нет ангелов нигде. Он подивился и пал на свое лицо, говоря пред Богом: «Каким образом этот чужестранец получил славу такую, хотя он был нерадив, а этот ревностен и не получил ничего такого?». Глас же сошел к нему, говоря: «Этот ревностный, когда умирал, открыл глаза, увидел своих родителей, и его сердце утешилось. Чужестранец же, хотя и был нерадив, но он не увидел никого из своих близких, и вздыхал, и плакал. Бог сжалился над его воздыханием, потому что Он милосерден по Своей природе, и Он за-был его нерадение ради его воздыхания, и послал к нему Своих ангелов утешить его». 233 . Говорил один старец, что был некий отшельник в пустыне Тилоджа 98 , которому прислуживал мирянин верный. Был же в городе один богатый и нечестивый человек. Случилось, что этот (человек) умер, и весь город с епископом провожал его, и светильники несли перед ним. Вышел же по обычаю прислуживающий отшельнику, чтобы взять хлебы для него, и (вернувшись) нашел его пожранным гиеной. И он пал на свое лицо пред Господом, говоря: «Я не встану, пока Ты не поведаешь мне, что это (значит). Тот получает великую славу, будучи нечестивым, этот же, будучи Тебе слугой день и ночь, умер таким образом?». Пришел ангел и сказал ему: «Нечестивец этот совершил одно маленькое доброе дело, и он получил воздаяние за него здесь, чтобы не иметь покоя там. Отшельник же, будучи человеком, украшенным всяческими добродетелями, имел один малый грех, поэтому он получил свое воздаяние здесь, чтобы он был найден чистым во всем пред Богом в иной жизни». И он ободрился и пошел, славя Бога за Его суды, потому что истинны они.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Мы, двенадцать братьев, поселились в монастыре Дохиар в июле 1980 года. Расскажу вам прямо, так было. Для места, куда мы прибыли, мы были “без определения”: тогда братства, прибывавшие на Святой Афон из других мест, относились к какому-либо течению. Были из разных организаций, групп, зилоты были… Мы были сами по себе, и поэтому сложно нам было сблизиться со старцами. Нас, с Эвританских гор, с глубокими корнями с острова Патмос, встречали с некоторой озадаченностью. Старец Евдоким был выше всего этого. Принимал он нас в келье торжественно, от всего сердца, несмотря на то, что мы представляли новых монахов-пиетистов, которые пришли исправить сложную ситуацию на Святой Горе. Тот факт, что мы были из новых монахов, являлся затруднением, разрешить которое было нелегко. Но старец, не хвастаясь своими подвигами и многолетним пребыванием на Афоне, приветливо встречал нас со своим послушником монахом Германом, впоследствии принявшим великую схиму и нареченным Игнатием. С радостным лицом, он мирно и спокойно встречал и провожал нас, словно робких детей, говоря: – Посмотрим, когда Бог позволит нам снова увидеться. Он вел себя так не потому, что был мудрым старцем, уже много лет жившим на Афоне, а мы – детьми. Напротив, он всегда приветствовал нас смиренно, уважительно, нежно и с истинной любовью. В этом человеке не было ни тени фальши. Его улыбка была искренним выражением сердечной радости, а не притворством. Старец был не из тех, кто в лицо говорит одно, а за глаза – другое. Рядом с ним мы пережили много прекрасных минут. Каждый раз, когда мы приходили в его каливу, он накрывал на стол. Он часто ожидал нас к совместной трапезе. Его привычной едой были консервированные кальмары со свежим луком и укропом. Иногда я звонил ему по телефону, хотя не особенно умел пользоваться этим устройством: – Как дела, старец Евдоким? – Я уступаю, чтобы сохранить мир с братом. Это мы должны держать в своем сердце: “Я уступаю, чтобы сохранить мир с братом”. Старец Евдоким и монах Игнатий, на самом деле, не были старцем и послушником, поскольку Игнатий пришел из другой кельи. Когда его старцы умерли, он поселился в келье Евдокима, чтобы не быть одному. Старец Евдоким и монах Игнатий имели различные привычки и нравы. Совместное житье, будь то в семье, или монастыре, – это настоящее мученичество.

http://pravmir.ru/starets-evdokim-iz-ski...

Предуготовленные к великой схиме чины в греческих литургических памятниках весьма вирируются, Классификация их представляет немалые затруднения. Нам кажется, что единственно возможным основанием при производстве классификации этих, не редко совершенно своеобразных чинов, служить та или иная степень близости их к основному чину монашеского пострижения, – к великой схиме. Вот почему и обозрение памятников монашеского пострижения мы начинаем с великой схимы, затем от памятников великой схимы переходим к обозрению памятников малой схимы, включая в этот отдел и чины просхимы, и заканчиваем свое исследование обозрением чинов на рясофор. Конечные результаты, к которым приводить рассмотрение в исторической перспективе чинов пострижения в монашество, излагаются у нас в заключении. В своем исследовании мы трактуем исключительно о пострижении в монашество лиц мужеского пола. Но в практике древней Греческой Церкви, а за нею и в практике Церкви Русской, был особый чин пострижения в монашество женщин. Барбериновский Евхологий св. Марка знакомит нас с особыми молитвами при пострижение в монашество женщин, а проф. А.А. Димитриевскому удалось отыскать в Евхологии 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библ. 213 особый чин пострижения женщин в великую схиму, сопровождающейся омовением ног. Чин этот, как оказывается, пользовался распространенностью и в древней Руси. Проф. Η.Ф. Красносельцев издал его в свет по славяно-русским памятникам XV и XVI веков 1 . Но древность чина великой схимы с омовением ног в практике Русской Церкви должна быть увеличена еще, по крайней мере, на один век. В славяно-русском Требнике XVI века Московской Троице-Сергиевой лавры лл. 29 об.–85, мы встретили такой чин под заглавием: Слуба скымна на пострижение черница. Этот чин согласен с чином того же XIV века в югославянском Требнике Имп. СПБ. Публ. библ. 21 из собрания А. Ф. Гильфердинга, где на лл. 37–51 тоже записана Слоу на пострижени черноризнци, сопровождаемая омовением ног. Посредство южных славян в деле благоустроения богослужебных порядков на Руси в XIV веке становится теперь в литургической науке обще признаваемым фактом, и параллель служб великой схимы с омовением ног в Требниках 229 и 21 дает лишний аргумент в пользу справедливости теории о югославянском влиянии на русское Богослужение в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда на новых монахов возлагаются кукули и мантии, монашествующие поют Κριε λησον. Чин заканчивается молитвой Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... Молитва эта читается над всеми новопостриженными иноками и заключает в себе прошение, чтобы они, пожив по заповедям Господним в вере, надежде и любви, удостоились наследия святых (το κλρου τν γων), во свете славы Божией. Кто эти святые? Конечно, в широком смысле под святыми следует разуметь благоугодивших Богу и прославленных Церковью праведников, но в более тесном смысле и применительно к строю монастырской жизни можно разуметь в данном случае совершенных по жизни и выдающихся по подвигам насельников обители, облеченных в великую и ангельскую схиму. Поэтому, молитва об удостоении в будущем новопостриженных иноков наследия святых оказывается как бы связанно с молитвенным пожеланием им вступить, со временем, в ряды старейших и совершеннейших подвижников обители, облеченных уже в ангельскую одежду и сподобляющихся благодатных духовных озарений. VII В Евхологии 213 содержатся два приуготовительных к великой схиме чина: а) Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον, лл. 164 об. –165 об., и б) κολουθα το προσχματος τν μοναχν κα εχα, лл. 166–167 558 . Ни первый, ни второй чин не возбуждают сомнения в том, что они суть чины, приуготовительные к великой схиме. Второй чин имеет определенное заглавие, показывающее его значение, как именно последования το προσχμаτоς, а в первом чине, при возложении на инока мантии, священник прямо говорит, что мантия примется иноком как обручение великой и ангельской схимы (λαμβνει τ παλλον, τν αβνα το μεγλου κα γγελιχο σχματος). Но если оба чина являются одинаково приуготовительными к великой схиме, то какое же соотношение оказывается между этими чинами? Не имеем ли мы дело, в данном случае, с такими чинами, которые последовательно должны были совершаться над монахами и которые были двумя последовательными ступенями к великой схиме подобно тому, как в наше время великой схиме предшествуют малая схима (мантия) и рясофор? – Текст чинов не позволяет признать их за такие последовательно – приуготовительные ступени к схиме великой, ибо на внутреннею зависимость между чинами, по которой, напр., последование Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον совершалось бы перед последованием το προσχματος, в тексте памятника нет ни единого намека. Таким образом, остается допустить предположение, что в рассматриваемых чинах по Евхологию 213 мы имеем две редакции приуготовительного к великой схиме монашеского последования.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Все более обнаруживающееся, по памятникам XIV, XV и XVI веков, приближение древних чинов первой или малой схимы к современному нам последованию малыя схимы, сиречь мандии, побуждает нас приступить к детальному выяснению вопроса о происхождении этого последования, а равно и об отношении его к чинопоследованию великого и ангельского образа. Но прежде, чем заняться этой стороной дела, мы должны уделить некоторое внимание трем, стоящим как бы особняком среди других чинов, чинам первой схимы в Евхологии XIII века Синайской библ. 967: а) Τξις κα κολουθα τς πρτης ποκρσεως, γουν το μανδου, л. 1 619 , б) κολουθα το ποστολικο, л. 19 620 , и в) Τξις κα κολουθα ες σταυροφρον μοναχν, κτεθεσα παρ τν σων πατρων μν ντωνου το μεγλου, Εθυμου, Σββα κα τρων πατρων, в Евхологии XVI–XVII в. 568 библиотеки монастыря св. Саввы Освященного, л. 93 621 . Τξις κα κολουθα τς πρτης ποκρσεως, γουν το μανδου, начинается указанием на всенощное бдение, отправляемое накануне пострига, после вечерни (μετ τ λυχνικν, ψλλοντες τν παννυχδα). Накануне же пострига под св. престол (ποκτωθεν τς γας τραπζης) полагаются одежды (τ μτια) принимающего монашество. В обычае полагать под св. престол монашеские одежды, равно как и в совершении всенощного бдения накануне пострига, нельзя не видеть влияния порядков пострижения в схиму великую на чин первого пострижения. И действительно, Τξις κα κολουθα το γου κα μεγλου σχματος по Евхологию 967 дает на счет всенощной совершенно одинаковые предписания, при чем – тот же чин великой схимы, в указе относительно стихир на этой всенощной, прямо отсылает к чину первого пострижения или мантии, заявляя: ζγει τ σχιχηρ ες το μανδου 622 . О составе всенощного бдения по Евхологию 967 в конце пострига мы уже говорили, когда нам приходилось излагать чин великой схимы по этому памятнику 623 . Повторяться не будем, как не будем приводить снова и начальные слова тех стихир и тропарей, которые положены по 967 на литургии: все это в чине первого пострижения совершенно одинаково с положенным по чину Великого пострига. Прямо перейдем к обрядам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Одежды монашествующих становятся настолько однообразными, что даже аналав, искони составлявший принадлежность великосхимнического одеяния, переходить и к малосхимникам. Вообще говоря, чин малой схимы отличается от последования великой схимы только меньшей торжественностью, а по существу – это тот же самый чин, что и чин великой схимы. Не будь в чине малой схимы решительного заявления, что для постриженика он является только лишь обручением великого ангельского образа, не посвященному в тонкости церковного устава богомольцу не было бы, пожалуй, возможности определить, какую схиму в данный момент принимает постригающийся брат – малую, или великую. 650 XXIV Тип современного нам последования малой схимы начал складываться, как мы уже сказали, с XIV века. Об этом свидетельствует вышеотмеченный чин малой схимы в Евхологии XIV века Ватопедской Афонской библ. 133 (744). В Евхологиях XV и XVI веков чин этот находить себе многократное повторение. Но, тем не менее, и в XV–XVI веках встречаются по рукописям а) чины малой схимы, приближающиеся, по типу своему, еще больше, чем чин в Евхологии (744), к последованию великой схимы, а с другой стороны – встречаются б) чины, по составу молитв своих весьма напоминающие древнейшие чины просхимы, известные нам по памятникам XI–XII века. Чины эти связаны с последованием великой схимы одной общей молитвой и единством одежд, да еще единством состава песенной части в службах накануне пострига и в самый день пострига. Во главе чинопоследований малой схимы первого типа можно поставить то, которое в Евхологии 1408 года Афоно-Дионисиатской библ. 450 озаглавлено: κολουθα ες κουρν μανδυτου, л. 58 об. 651 . Во главе же чинопоследований второго типа мы поставили бы чин в Евхологии – Номоканоне 1464–1465 г. Иерусалимской патриаршей библ. 68, под заглавием: κολουθα το μικρο σχματος, το πιλεγομνου μανδου, л. 114 652 . а) Устав пострижения в мантию по Евхологию 1408 г. Афоно-Дионисиатской библ. 450 начинается с указания относительно одежд постригающегося, которые вносятся в храм с вечера и полагаются пред образом Христа Спасителя μπροσθεν τς εκνος Χριστο. На утрени (ν τ ρθρ) поются канон великой схимы и обычные стихиры схимы. На литургии сначала положены обычные антифоны: Ελγε ψυχ μου... и Ανε ψυχ μου..., а затем – блаженны. По входе – антифоны. И блаженны, и антифоны совершенно одинаковы с положенными в чине малой схимы по Сборнику Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 343, лл. 15 об.–22 об 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Более, сравнительно, позднее происхождение обряда припадания к вратам алтаря принимающего постриг брата обнаруживается из сопоставления рассматриваемых памятников с чином пострижения в монашество у псевдо-Дионисия. Обряда припадания в чине псевдо-Дионисия не видно. Напротив, здесь как бы особо даже подчеркивается, что принимающий постриг стоит сзади священнослужителя и не преклоняет колен 239 . Но если обряд припадания к алтарю оказывается обрядом в чине пострижения, сравнительно, поздним, то нельзя ли относить установление его к преп. Феодору Студиту ? – Нет, Барбериновский Евхологий св. Марка не позволяешь допустить такого рода предположение, ибо в этом Евхологии уже отмечается обряд припадания к алтарю брата, отрекающегося от мира: πτει αυτν μπροσθεν τς γιας τραπζης, с. 466 240 . Таким образом, определяя время появления в чине великой схимы обряда припадания к алтарю, мы можем наметить лишь крайние пункты и сказать, что обряд этот явился в церковно-богослужебной монастырской практике в промежуток времени, разделяющий псевдо-Дионисия чин пострижения в монашество и чин в Барбериновском Евхологии св. Марка... XII Оканчивается пение тропарей. Принимающей постриг встает с земли, чтобы дать ответы на вопросы, которые имеет предл ожить ему священник – совершитель чина 241 . Сличение этих вопросов священника, а равно и ответов на вопросы со стороны принимающего постриг, произведенное нами по вышеуказанным рукописям, показывает, в общем, их однообразие как со стороны содержания, так и со стороны формы словесного выражения. Поэтому, довольно будет привести эти вопросы и ответы по одному какому-либо списку, чтобы, познакомившись с ними, убедиться, что, в сравнении с древними временами, нынешние вопросы и ответы при пострижении в великую схиму, как они печатаются в греческих евхологиях и в славянских требниках Синодального издания, нисколько не изменены. Мы выбираем Евхологий 474, как в виду преимущественной его древности, так и потому еще, что он имеет некоторую особенность, неповторяемую другими памятниками. По этому Евхологию, написанному, очевидно, на случай одновременного пострижения нескольких лиц, священник обращается с вопросами не к каждому из пришедших на постриг по отдельности, но ко всем им вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это и без прямого участия твоего, быть может, подействует на его внимание и расположит его в пользу души покойного. А такой оборот разговора твоего с ним может вывести тебя из затруднения, какое всегда почти бывает в подобных обстоятельствах в случае со стороны его отказа на твое ему предложение. Письмо твое, как и все присланные тобою письма, одинаково наполнено исповедью о прошедшем, но об одном и том же, что было сказано и в прежних. И мне не остается ничего тебе сказать, как только, что глубокое твое раскаяние о прошедшем приносит тебе великую пользу; что же относится до общих повседневных недостатков, то оные врачуются на месте, не отлагая надолго времени, дабы не утратить из памяти тех из них, о коих должно нам заботиться более всего. Прости, сестра. Прошу молиться за меня грешного Илиодора Извини, если я не отвечаю на все твои письма. О. Иоанникий, игумен Коренной, говорят, получил наперсный крест. Я этому очень рад. Дай ему, Господи, получать награды в здешней жизни и в будущей. Варвара Ильинична! Благодарю Бога моего, что Он подкрепляет силы вашей добрейшей матери Софии Ивановны в трудной настоящей ее болезни и дает возможность укрепиться к принятию Божественных Его Таин, к которым она намерена приступить завтрашнего дня. Прошу вас, по получении сего, передать ей от меня искреннюю благодарность за присылку хлеба, который я принял как знак усердия многоуважаемого мною лица; а завтра принести ей от моего же имени поздравление с принятием Св. Таин, если Господь удостоит ее. В отношении к исполнению назначения оба канона покаянных равны. Оные можно читать попеременно: один сегодня, другой завтра, но тот должен быть к прочтению преимущественнее, который в душе нашей напоминает покаяние. Читай же тот и другой. Бог благословит. Булку о. Макарию я передал. Он вам благодарен. Письмо ваше я обратно посылаю, написав на нем где что нужно. Прошу передать мое усердное благословение подвижнице Софии Ильиничне вашей дорогой сестре и скажите ей, что ее духовник о. Амфилохий принял торжественно на себя схиму с именем Анатолия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благоразумная твердость, с одной стороны, мудрое рассуждение, растворенное терпением — с другой, над всеми же сими — непоколебимое смиренное упование на Вседержителя Всемогущего Бога, воскриляемое молитвой, сделали свое дело и принесли долгожданный мир. Несколько лет молилась братия о даровании их старцу верного и преданного помощника. В 1851 году на Святую Гору приехал тульский купец Михаил Иванович Сушкин. Промыслом Божиим чудесно устроилось пострижение молодого подвижника по причине смертной опасности в великую схиму. Также чудесным образом сразу же после пострижения устроилось и его исцеление. Чутко всматривавшийся во все события отец Иероним, желавший рассмотреть все стези Промысла Божия, увидел во всем происшедшем особое Божие благоволение и смотрение. Помолившись, он был извещен о том, чего хочет Бог. «Вот человек, которого мы просили у Господа», — скажет он. В постриге купец Михаил Иванович получил имя Макарий. Новопостриженный схимонах с первых же дней стал ближайшим учеником отца Иеронима, которого он начал готовить к великому служению, не давая, между прочим, никакой пищи тщеславию, довольно сокрушая его укоризнами, посрамлениями и уничижениями. Афонский старец Макарий (Сушкин) В 1853 году отец Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 1856 году — во иеромонаха и сразу же назначен вторым духовником русской братии. Обязанности духовника по-прежнему исполнял сам отец Иероним, к которому братия шла для разрешения искушений, не имея пока еще доверия к новому старцу. Такое назначение было необходимо, для того чтобы возвысить будущего преемника в глазах всей братии, чтобы они видели высоту горизонта, на котором начертан путь его призвания. С этой же целью отец Иероним по временам отступал в сторону или даже вовсе удалялся из обители как бы в уединение, чтобы не затенять своим авторитетом робкую пока еще личность нового старца, скромного и непритязательного по природе, за действиями которого тем не менее следил пристально, поправляя его в случае необходимости. Таким образом, после пресвитерской хиротонии отец Макарий становится предстоятелем русского братства, пока еще номинальным, но влиятельным, с очевидной перспективой на самостоятельность в будущем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Тесный путь паче пространнаго предпочла еси/и, радующися, многия труды и болезни претерпела еси, преподобная Александро./Укрепи и ны во обстояниих житейских молитвами твоими. В пениих и пощениих, молитвах же и бдениих поживши, преподобная,/Христу уневестилася еси/и образ иноческаго жития/сестрам обители Дивеевския явила еси. Житие твое праведно и преподобно бысть, Александро блаженная,/темже, сугубаго подвига взыскующи,/великую схиму пред кончиною прияти сподобилася еси. Богородичен: От всякаго прилога противна и скорби,/и от враг лютых рабы Твоя свободи, Всенепорочная,/Тя бо державное Предстательство стяжахом. Песнь 6 Ирмос: Ризу мне подаждь светлу,/одеяйся светом, яко ризою,/Многомилостиве Христе Боже наш. Славу рода твоего презревши/и заповеди евангельския ревностне исполнивши, преподобная,/Христа ради обнищала еси/и многими добродетельми обогатилася еси. Великаго подвижника Саровскаго/в юнем иеродиаконе Серафиме предузрела еси, Александро мудрая,/и попечение о обители Дивеевской на него возложила еси./Помозите и нам, святии угодницы, наследники Царствия Небеснаго быти. По вся дни и нощи Богу благоугождающи,/в час кончины твоея Святыя Тайны Христовы восприяла еси./Вознеси, преподобная мати, теплыя молитвы и о нас ко Господу,/да христианскую кончину улучити сподобимся. Богородичен: Палата Царя Славы и Престол огнезрачный была еси, Дево,/Херувим превышши и Серафим славнейши,/темже всякое дыхание славит Тя,/яко Матерь Христа, Бога нашего. Кондак, глас 3: Воспоим днесь, вернии,/преподобную матерь нашу Александру,/дивнаго удела Пресвятыя Богородицы первоначальницу,/да ея молитвами и предстательством Пречистыя Девы/Господь подаст нам грехов прощение и велию милость. Икос: Кто доволен достойно воспети труды и болезни,/подвиги и пощения твоя, преподобная мати Александро?/Обаче благоприятными твоими к Богу молитвами/подаждь нам ныне благодать Святаго Духа,/да прославим терпение и смирение твоя/и любовь нелицемерную воспоим,/имиже врага всезлобнаго посрамила еси./Темже молися ко Господу/даровати нам грехов прощение и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010