Ибо хотя толкователи (разумеется, конечно, Вальсамон) относят это и к великой схиме, но поскольку такая мысль прямо не вытекает из канона (ибо прежде была одна схима, а не две), то нужпо следовать не толкователям, а канону, тем более, что практика уже не раз отступала от этого толкования. Поэтому рассуждено, чтобы архиереи, поставленные из мирян, если сделаются монахами, прекращали священнодействование по требованию канона; а относительно тех, которые поставлены из монахов и потом приняли великую схиму, иметь каждый раз особое суждение в синоде, и если признано будет, что посхимившийся необходим для некоторых важных (церковных) дел, то он опять может быть призван к архиерейскому служению, однако не против воли; если же не будет призван, то пусть пребывает на покое. Постановление о призвании принято для того, чтобы не казалось, будто такой архиерей может самовольно и удаляться с своей степени, и снова занимать ее, облыгая таким образом свои собственные обеты: ибо призываемый церковью не подвергается такому упреку. Прибавка же о призвании не против воли сделана для того, чтобы принявший великую схиму для покаяния и заглаждения грехов не имел никакого препятствия к исполнению этого боголюбезного намерения. Таким образом неизменно соблюдается канон, и отворяется дверь для желающего сложить с себя архиерейство чрез прииятие великой схимы. А если кто спросит: почему не призывается снова к священнодействованию и архиерей из мирян, принявший монашество (после рукоположения), то мы ответим: во-первых, не нужно понимать канон и так и сяк (ο χρ πολυπραγμονεν τν καννα), а соблюдать его однообразно, хотя бы мы и не вполне понимали смысл написанного в нем. Об одном (монашестве епископов) он дал ясное постановление, а о великой схиме вовсе не упомянул; поэтому мы должны, придерживаясь буквального смысла канона, соблюдать то, что в нем сказано; а чего он не сказал, того нет надобности доискиваться к затруднению практики. Однако, так как после толкователей этого канона одни из архиереев, принимавших великую схиму, удалялись от священнодействования, а другие нет, и это обратилось в привычку, производящую беспорядок: то теперь и постановлено о великой схиме, что мы сказали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Несмотря на восхваление пророческого служения монашества, св. Григорий относится к нему с трезвостью, достаточной, чтобы восставать против злоупотреблений, в том числе, против разделения монашества на «малую схиму» и «великую схиму», уже существовавшего в его время. По мнению св. Григория, эта иерархия ничего не прибавляет к основе монашеской жизни: изначально неизвестная, она была введена позднейшими учителями, которые, впрочем, не сумели даже установить настоящего различия между двумя пострижениями и заставили кандидатов в «великую схиму» повторять те же самые отречения и обеты. Ссылаясь на авторитет св. Феодора Студита, св. Григорий Палама в письме к Павлу Асеню осуждает этот новый обычай. «Некоторые, — пишет он, — стараются не выходить наружу и не показываться толпе, проводя большую часть жизни как бы в некоем святилище, дабы показаться великими людьми, ведущими исключительный образ жизни» . Учитель безмолвия советует своему корреспонденту «научиться улучшать с пользой свой образ жизни благодатию Христовой, а не переменой облика»(  ). Чтобы выполнить свое пророческое назначение, чтобы сохранить свое место в истории спасения, монашество должно, по мнению св. Григория Паламы, пребывать чуждым всякому фарисейству и оставаться верным евангельской простоте. Последний пример вновь показывает то, что мы уже неоднократно утверждали: византийский исихазм XIV в. был не течением нездорового эзотеризма, а духовным пробуждением, стремившимся восстановить подлинные традиции христианского Востока. Богословие бытия: сущность и энергия Учение св. Григория Паламы о различии между сущностью и энергиями Бога — самая известная часть его писаний, и тем не менее оно далеко не всегда правильно понимается. Это различие обнаруживается в большинстве опубликованных произведений св. Григория, которыми были вынуждены ограничиваться критики и апологеты; к сожалению, это, в основном, полемические, написанные по случаю трактаты (например, Феофан и Физические главы ), не позволяющие включить этот аспект «паламизма» в цельный ансамбль мысли святого архиепископа Фессалоникского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Удостоенный обручения ангельского образа и в нём стараясь подражать Христовой нищете и смирению, он не только не ищет сана священства и должностей, но, напротив, желает, чтобы никогда их не возлагали на него. Один только обет послушания, данный им при пострижении, может заставить его принять какой-либо сан или должность. Истинный подвижник однажды навсегда умер для всех человеческих желаний, даже самых невинных. На Валааме и теперь есть такие старцы, которые этот остров, считая для себя гробом и ничего не любопытствуя, в течение сорока, или шестидесятилетняго своего здесь пребывания, ни разу не бывали даже на Святом острове, где недавно явились предметы достойные их любопытства – скит и храм. Христову подвижнику, монаху, если может быть какое-либо на земле желание, то это одно – принять на себя великий, ангельский образ, т. е. схиму. Имея смиренное око души, ревностный и внимательный черноризец всегда считает себя во всём повинным пред Богом, печалится и сокрушается сердцем, даже о самых малейших своих отступлениях от обетов, данных им при пострижении в мантию, и в таком сокрушении он ищет снова примириться с Богом, повторением иноческих обетов при пострижении в схиму. На западе дней своей жизни подвижник сподобляется ощутить ту неизъяснимую радость, которою преисполнен был он при пострижении в монашество – облечься в святую и великую схиму. Неизъяснимая радость, ощущаемая подвижником при пострижении в монашество и при облечении в великий ангельский образ, есть плод истинного покаяния, есть следствие прощения всех его согрешений, есть дар Божий за великую любовь подвижника к Создателю. В трудах поста, бдения и молитвы, не лёгких по себе, но лёгких по любви к Богу, время идёт; незаметно приближается час преставления брата, час вожделенный и страшный, и вот на соборной колокольне три удара в большой колокол возвещают братии, что их сподвижник скончал свое многотрудное течение 105 . По опрятании мощей, почившего обвивают в мантию, в одежду нетления и чистоты, а на главу его возлагают клобук – шлем надежды спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На что есть воля Божия, то все устраивается легко и просто, без всяких усилий со стороны человека, и, вместе с тем, устраивается премудро. Однажды, беседуя с казначеей Мариамой, мать Алевтина навела разговор на любимый свой предмет: стала предлагать своей восприемной матери принять схиму, обещаясь читать ей правило. «Какая мне схима! сказала в ответ м. Мариама, да у меня и охоты нет», и, не придавая особенного значения этому разговору, прибавила: «вот, ты сама постригись в схиму». – «Благословите!» сказала благочинная, встав с своего места и кланяясь ей в ноги. Несколько оторопевшая от такого нечаянного движения, и не успевши ничего сообразить, м. Мариама проговорила: «Бог благословит». Получив, таким образом, благословение, мать Алевтина тотчас же поспешила к игумении. Игумении Вирсавии она высказала свое давнишнее желание посхимиться и что сейчас ее восприемная мать Мариама дала свое благословение. Игумении оставалось только согласиться. В тот же день было написано прошение о пострижении монахини Алевтины в великую схиму. 26 февраля 1859 года на 43 году жизни она была посхимлена с именем Ардалионы. Приняв сугубое монашество, схимонахиня Ардалиона усугубила и свой молитвенный подвиг. Неопустительно бывая за всеми церковными службами, в келлии своей она занималась непрестанною молитвою и чтением. Чтения же своего она не разнообразила: когда начинала читать Евангелие, то прочитывала его все до конца, по Евангелисту в день; потом бралась за Псалтирь, которую так же кончала всю; затем прочитывала акафистник подряд, не выбирая по отдельным канонам. Последний иногда читали ей келейницы. При этом, схимнице было все равно: внятное ли и правильное было чтение, или ошибочное, малограмотное; занятая умною молитвою она одинаково спокойно выслушивала то и другое. Никогда не поправит иную, почти по складам разбирающую читальщицу, как бы неверно она ни произнесла слово, – но всегда остановит, когда та захочет поспешить и опустить какой псалом или трисвятое: «не ленись прочитать, говорила схимница, спешить некуда, а молиться все равно можно и при повторении одной и той же молитвы по нескольку раз в день».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Этот куколь свешивается спереди – на персях (силы) мысленной и сердца, и сзади, и обшит вокруг червлеными крестами для того, чтобы этим царственным и страшным знамением отклонять врагов, и спереди и сзади нападающих на нас. Кресты эти расположены: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине” 70 . Что касается аналава, или парамана, то в практике Русской Церкви XV-XVI вв. он возлагался и на малосхимников 71 , а в киевской практике он составлял принадлежность монашеских одежд малосхимника 72 . Положение аналава на теле описывается в Новой Скрижали таким образом: “Аналав, или параман, опускаясь сверху от шеи на шнурках и, разделяясь на стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь на груди и раменах, теми же шнурками обвивает и стягивает одежду; и таким образом опоясав монаха, делает его способным ко всякому делу” 73 . Он сшит из кожи, в знамение смерти для мира. Это символ креста на раменах, как говорит Господь в Евангелии: “Возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мк. 8, 34 ). В Евхологионах XI в. упоминается о каноне и кафизме “св. и великой схимы”. В этих источниках помещены также кондак, гл. 1 “Объятия Отча”, стихиры, гл. 2 “Верою приходящего…”, “Имеяй источник благих…”, “Стену прейду тобою греха…”. Канон тот же, что и в современном чинопоследовании великой схимы 74 . В рукописях XIII в. говорится, что при пении “Блаженных”, когда служащими иереями совершается малый вход, к ним присоединяется игумен для участия в предстоящем пострижении 75 . Очевидно, здесь имеется в виду случай, когда игумен не совершает сам литургии или же не имеет священного сана. По окончании “Богородична” принимающий великую схиму поднимается с земли и стоит при входе в храм из притвора. Священник предлагает ему ряд вопрошений, которые повторяют вопрошения малой схимы, только к трем последним вопросам добавлен еще один: “Отрицаеши ли ся мира и еже в мире по заповеди Господней?” 76 Такого вопроса нет в современном последовании малой схимы. Оглашение то же, что и ныне: “Виждь, чадо, якова обетования даеши Владыце Христу…”, с вопросом в конце: “Сия вся тако ли исповедуеши?” 77 За оглашением следует молитва “Всещедрый убо Бог и многомилостивый”. После молитвы помещено еще одно оглашение, которое начинается такими словами: “Господь Бог наш Иисус Христос , призывая нас на путь спасения, говорит: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы” 78 . После этого принимающий схиму снова повергается ниц и пребывает в таком положении во время чтения следующих двух молитв. “Иерей, сотворив крестное знамение на главе принимающего схиму, обращался на восток, и после возглашения диакона “Господу помолимся” читал молитву: “Сый Владыко Вседержителю, вышний Царю Славы…”, “Мир всем”, народ: “И духови твоему”. Диакон: “Главы ваша…”. Иерей молится: “Святый Господи сил, Отче Господа нашего Иисуса Христа”. После молитвы иерей поднимает лежащего и ведет за правую руку в алтарь, где постригающийся лобзает Св. Евангелие, сотворив предварительно три земных поклона 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот каково значение возвращения рясофорного в мир, и да боится сего тот, кто принял рясофор! Принятие же мантии означает следующее. Когда издадут царский приказ и выступит войско в военный поход, то каждый воин заботится о подобающем снаряжении к войне, подпоясывает меч к поясу своему и следует по Царскому повелению, согласно сказанному: «Возьми крест твой и следуй за Мной…» ( Мк.8:34 ). Войско выступает в поход. Однако бывают воины, которые на пути к сражению начинают трусить, малодушествовать, жалеют о том, что сделались воинами и, как только представится случай, поворачиваются назад… Но куда же пойти такому монаху? Куда ему скрыться? Ибо сказано: «Грешницы, камо бежим?., на небо? — тамо еси… во аде попрал еси смерть… во глубины морския? — и тамо десница Твоя, Господи…» 112 Если же случая бежать не представится, то малодушный продолжает поход, но идет в сражение с робостию, с тайными помыслами: что мне сделать, чтобы избавиться боя?.. Как мне избавиться военной службы? Как только у воина появятся эти помыслы, тотчас делается он неспособным и нерадивым к воинскому делу. Когда же войска достигнут поля брани, тогда воин, подготовившийся к бою, т. е. изучивший действие оружием и укрепившийся мужеством, стяжевает славу… Тогда облекается воин в военные доспехи, говорим: монах принимает Великую ангельскую схиму — становится великосхимником, — а когда прославится, т. е. получит обильную благодать, то делается военачальником… Когда препояшутся силы доспехами, дабы биться с врагами в великом бою, тогда войско делает боевой клич, т. е. бросается на ура, — и бьются с крайним напряжением. Если же кто по нерадению допустит свое оружие заржаветь и боязливыми мыслями, как водою, подмочит свой порох, то может ли он в бою быть храбрым воином?! Спрашиваю я вас далее: когда монах в бою будет побежден страстями, то не опозорит ли он ангельскую схиму? Какого таковый может ждать себе спасения?.. Да, вооружается воин, даются ему воинские доспехи, но какая от сего польза воину, который своим нерадением и трусостию служит лишь худым примером для всего войска?.. Говорим: монах вооружается, как в доспехи, в ангельскую схиму, получает при сем благодать и помазание Всесвятаго Духа, но какая польза от блеска ангельских схим и небесных дарований для ленивых, которые лишь худой пример вносят в монашескую жизнь нерадением своим, вместо того, чтобы подвизаться в борьбе со страстями, обманывают ближнего, обижают его, и умышляют, как бы предать другого?

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Пострижению предшествует обычное назидание: “Се Христос невидимо предстоит…”, которое иерей говорит, указывая рукой на Евангелие. Затем иерей повелевает подать ему ножницы, и когда постригаемый подает их, произносит: “Се от руки Христовы приемлеши я”, после чего следует возглас: “Благословен Бог , хотяй всем человекам спастися” 80 . Крестообразное пострижение сопровождается словами: “Брат наш постригает власы главы своея во имя…”. После пострижения иереем братия отводит постриженного в диаконник, где тоже постригает его, читая “Непорочны” 81 . В то время, как братия уходит из храма в диаконник и там совершает пострижение, иерей в храме продолжает прерванную литургийную молитву Трисвятаго, а диакон произносит ектению, в которой помещены прошения о новопостриженном. Затем возглас: “Яко свят еси” и Трисвятое, после которого читался прокимен, гл. 3 “Господь просвещение мое…” со стихами. Апостол к Колоссянам: “Братие, облецитеся убо якоже избраннии Божии…”. Конец его: “Поюще в сердцах ваших Господеви”. Аллилуиарий. Евангелие читается от Матфея: “Рече Господь: иже любит отца или матерь паче Мене…” и оканчивается: “Не погубит мзды своея”. Пострижение в алтаре выражает мысль об отречении от мира и сочетании со Христом. В некоторых рукописных источниках замечено, что постригаемый подает ножницы не иерею, а игумену, а тот вручает их иерею. Пострижение принимающего великую схиму наблюдается всей братией на всем продолжении истории великой схимы до XVI в. включительно. Постриженный в диаконнике брат вводится братией полураздетым: на нем только сорочка ( χιτν). При пении антифонов он шествует, держа в руках возжженную свечу. Это самая торжественная часть чинопоследования. Зажженные светильники имеют целью выразить “даруемую благодать”, “просвещение” принимающего схиму и небесную радость о нем 82 . Во время этого шествия священник возводит постригаемого на ступени престола, а певцы поют тропарь, гл. 1 “Царю Небесный”, “Слава, и ныне”, “Богородичен”: “Радуйся у нас, св. Богородице Дево”. По входе на ступени престола постригаемого облачает свидетель, а иерей говорит слова, установленные при возложении той или иной одежды. Порядок возложения одежд такой: сначала одевается хитон, затем куколь, аналав, мантия, пояс и сандалии. В заключение иерей произносит: “Брат наш (имя рек) восприял монашескую схиму во имя…”. При облачении поется тропарь, гл.4 “Отверзеся дверь покаяния”, “Облецитеся в ризу спасения…” со стихами “Слава, и ныне”, “Богородичен”: “Имея Тебе, Богородице, надеждою…” 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

95 «Аналав – четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха и украшен крестами. Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику полагается аналав»//Полный православный богословский энциклопедический словарь. Спб., б. г. Т. 2. Кол. 2421 . В Большом Требнике возложение аналава следует за облачением в мантию и кукуль. 96 Παλλον του µ εγλου και αγγελικου Σχµ ατος, τοι το ρσον. Отождествление паллия Великой схимы не с мантией (как в значительной части средневековых рукописных чинов, в Большом Евхологии и в основных русскоязычных справочных изданиях), а с рясой не находит буквального соответствия в ΑΚΟΛΟΓΘΙΑ (см. прим. 80), хотя, согласно письменным свидетельствам насельников Ватопедского монастыря, также составляет элемент современной афонской практики. 97 «Кукуль – покрывало, надеваемое сверх камилавки при пострижении в великую схиму вместо клобука, который надевается при пострижении в малую схиму. Кукуль отличается от клобука тем, что имеет остроконечную форму, покрывает голову и плечи кругом и украшен пятью крестами, находящимися на челе, на груди, на обоих плечах и на спине»//Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г. Т. 2. Кол. 2427 . 111 Десные и шуии прельщения – то есть происходящие от уклонения подвижника с «царского» (среднего) пути вправо или влево. Характерное для аскетической письменности пространственно- метафорическое обозначение прельщений, возникающих от нерадения и теплохладности («шуии») или от самочиния и ревности «не по разуму» («десные»). 123 Там, где соизволяет Бог, преодолевается природный порядок вещей» (ц.-слав.). Незначительно измененный текст из догматика (Богородична на Господи воззвах в субботу вечером) 7-го гласа (Октоих). 128 «Там, где соизволяет Бог, преодолевается природный порядок вещей» (ц.-слав.). Незначительно измененный текст из догматика (Богородична на Господи воззвах в субботу вечером) 7-го гласа (Октоих). 129 Авситидийская страна – в Септуагинте и славянской Библии (в русском синодальном переводе: «земля Уц») – страна, где жил Иов. Приписка к славянскому переводу Книги Иова помещает ее «на пределех Идумеи и Аравии», то есть между южной Палестиной и северо-восточной частью Аравийского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Если же это не будет доказано господином, а раб окажется в послушании честным, то он может остаться в монастыре и после трехлетия сделаться монахом. Трехлетний срок испытания утвержден свыше: ангел повелел Пахомию испытывать начинающих монашескую жизнь тяжелыми службами в течение 3-х лет и потом принимать в свое общество. Кто в течение 3-х лет не сделался монахом, тот незаконно долее живет в монастыре, и должен или поступить в монашество, или удалиться. 1-е Никол. Кто находится на испытании (δκιμος), несет ли он свое послушание в монашеской одежде, по Зонаре, или в мирской, по Вальсамону, или в монастырской (οχα) – ни в совершенно мирской, ни в монашеской, как говорит Кассиан (εεργ.), т. е. как теперь на св. горе в черной рясе одноцветной с монашеской, такой δκιμος μοναχς не может входить в алтарь (Вальсамон). 2-е Двукратного. По настоящему правилу постригающий должен быть иное лицо, чем воспринимающий от пострижения старец, кроме случаев великой нужды, когда нет для этого другого лица. Слова Симеона Фессалоникийского , что одно и тоже лицо бывает – и отцом, и восприемником, и постригающим, нужно понимать именно в этом смысле, т. е. в случае великой нужды. Что одну и ту же схиму должны иметь и восприемник, и постригающий священник, какую принимает постригаемый, об этом нет никакого правила, но пусть это соблюдается как обычай, принятый по преданию. В рукописном ответе п. Луки говорится: о пострижении в великую схиму ставрофорным иереем постоянно идут пререкания, особенно в виду одного правила, принадлежащего будто бы патриарху Никифору, в котором сказано: великосхимник постригается иереем – великосхимником же; ибо кто что имеет, то и дает. Нам, однако же, кажется, что дело пострижения принадлежит иерею, не как монаху, а как иерею, какую бы он ни имел схиму. Но если совесть постригаемого смущается от этих пререканий, то пусть постригается великосхимником – по безразличию, а не по необходимости. 43-е 6-го. Нужно знать, что в начале была только одна монашеская схима, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Слыша такие слова, смышленый ученик только дивился мудрому примеру Старца и радовался, что имеет столь удивительного наставника. После этого он уже больше не искал у духовника объяснений его действий. Наоборот, он все внимание обратил на себя, чтобы всегда быть готовым вынести и претерпеть без возмущения все то, что потребуется сделать для отсечения своей воли. Постриг в великую схиму с именем Иерофей Духовник же тем временем внимательно наблюдал за молодым монахом. Он видел совершенное самоотречение Иллариона, насколько тот избегал житейских попечений. Не укрылась и его стойкость в послушании, его покорность , ненависть к миру, совершенное умерщвление и отсечение своей воли. Наконец, стало очевидным полное отречение послушника от самого себя. Он предал себя духовному отцу с такой покорностью, как овча, ведомая на заклание. Было ясно – повели ему духовник броситься в море, и он с готовностью сделает это! Все эти качества соответствовали великой схиме, поэтому Старец 16 декабря постриг его в великую схиму с именем Иерофей. Молодой монах приобрел новое духовное оружие. Я даже не побоюсь сказать, он облекся во всеоружие Святого Духа. Он чувствовал, как душа возгорелась новой ревностью и готовностью к самопожертвованию! И тогда он начал непрерывный бой с тремя началами всех зол: диаволом, миром и плотью. Я имею в виду, он восстал против любого проявления страсти или плохого помысла. Теперь он уже имел такую великую решимость, что смог начать подражать своему духовнику и учителю во всех тех подвигах, которые тот совершал ради Христа. Прежде всего, я хочу сказать о посте. Они держали строгий пост три дня в неделю: понедельник, среда, пятница. А Великим постом они принимали пищу лишь раз в день вечером. В праздники же и прочие дни года они строго воздерживались. Впрочем, в субботу и воскресенье разрешалось немного сыра и оливково масла, а в вторник и четверг – оливки и немного рыбы. На все Господские и Богородичные праздники у них было полное бдение. Ежедневное же бдение их было таким. Спали они около пяти часов, затем вставали и совершали сто поклонов и 14 четок. После чего читали последование службы и прочитывали часть Четвероевангелия. Кроме того, Иерофей подражал Старцу тем, что не мылся, носил рясу из грубой ткани, состоящую фактически из одних заплат, и такие же старые заплатанные башмаки.

http://isihazm.ru/1/?id=239

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010