Помолились у чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса», написанной в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом… В левом приделе во имя Сорока Мучеников находится рака с мощами основателя монастыря. Гробница преподобного, на верхней плите которой изображен сам преподобный, усыпана наручными часами. Так своеобразно православные проявляют свою благодарность за чудесную помощь святого Афанасия. У раки стоит железный жезл преподобного, с которым он пришел из Константинополя на Святую Гору.    / В этом соборе, на правом клиросе, пел преподобный Иоанн Кукузель – Небесный покровитель церковных певчих. Тут висит икона святого певчего… Кукузель – детское шуточное прозвище. Иоанн, болгарин родом, находясь при греческом дворе, сначала не знал хорошо греческого языка. Когда сверстники в музыкальной школе спрашивали его, что он сегодня кушал, тот простодушно отвечал: «Куку и зелия» (бобы и зелень). Поэтому дети, шутя, и прозвали его Кукузелем… Уже с ранних лет современники восхищались его необычайными певческими способностями. Именно за свой голос он получил еще одно прозвание – Ангелогласный. Свой талант Иоанн без остатка принес в жертву Богу, удалившись на Святую Гору, в Великую Лавру. Преподобный Иоанн прославился в веках как реформатор византийского церковного пения: он исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей, кондаков и для всей церковной службы, редактировал тексты песнопений и писал собственные; изобрел более совершенный способ записи церковных мелодий… Когда обходили с осмотром собор, монахи пели акафист Божией Матери… Не хватит и нескольких дней, чтобы познакомиться с Великой Лаврой, но пора уходить… Недалеко от Лавры остановились, чтобы испить воды из источника, появившегося по повелению Матери Божией. Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому Афанасию. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» – спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», – отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?» – спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», – ответила Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, и из трещины пробился источник, который существует поныне, напоминая о чудном посещении.

http://pravoslavie.ru/72758.html

Император Никифор II Фока (912–969) еще до своего воцарения, будучи командующим войском, был послан на остров Крит, чтобы отбить его у арабов. Там Никифор встречает святого Афанасия Афонского (925–1000), основателя Великой Лавры, главного монастыря на Святой горе. Афанасий благословляет Никифора и собирается отбыть на Афон, однако Никифор упрашивает монаха не покидать его во время военной компании, так как его войско нуждается в присутствии святого . Вера в удачный исход битвы по молитвам святого Афанасия, по-видимому, укрепила дружбу генерала с монахом. Став императором, Никифор щедро помогал святому в строительстве афонской Лавры и поддерживал его в конфликте с афонскими отшельниками, которые не чествовали Афанасия за его попытки навести порядок и дисциплину в их жизни и даже выгнали его со святой горы .   VI Византийские стратеги очень практично подошли к словам Спасителя о том, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Господь будет посреди них (Мф. 18, 20). Молитвенные стояния не превратились в «привилегии» императоров и духовенства. Вскоре они стали обязанностью для всех. Капелланы, сопровождавшие армию, организовывали регулярные богослужения и катехизические занятия. Во время боевого похода армия должна была молиться два раза в день: «На восходе солнца, прежде чем приниматься за какое-либо упражнение, и тем же вечером, до ужина, воспевая " трисвятое " и учиненные псалмы» . Эта цитата из знаменитой «Тактики» императора Льва VI Философа (866–912) прекрасно свидетельствует о новых порядках в армейском быту . Никифор Уранос (980–1010), который также был ктитором Великой Лавры и другом святого Афанасия Афонского, будучи генералом императора Василия Болгаробойцы, дает нам более детальное описание армейского молитвенного правила в своей «Praecepta militaria»: « Накануне битвы на поле, где собрана вся армия, главнокомандующий отдает приказ полководцам, младшим офицерам и всему воинству внимательно слушать то, что читают армейские священники. Во время же славословия, будь то Вечерня или Утреня, когда читают ектенью, вся армия с почтением и со страхом Божиим должна хором произносить " Кирие Элейсон " до сотни раз, и никто не должен заниматься чем-либо иным в час молитвы » .

http://bogoslov.ru/article/1557920

В этот день еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется в календаре Константинопольской Церкви с памятью преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского. В том, что наше сослужение пришлось на память столпа афонского подвижничества, нельзя не увидеть символического смысла, ведь правила монашеского общежития, положенные преподобным Афанасием для основанной им Великой Лавры, повлекли за собой расцвет святогорского монашества. Через пять десятилетий после блаженной кончины аввы Афанасия русский афонский постриженик преподобный Антоний возвращается на Русь и становится основателем другой великой лавры, именуемой сегодня Киево-Печерской. С киевских холмов, от святой Лавры началось распространение монашеской традиции на всю Русь. Как и на Афоне, монастыри на Руси становятся не только местом духовного подвига монашествующих, но и настоящими духовно-просветительскими центрами. В них переписываются и хранятся книги, а духоносные подвижники, достигая совершенства, служат миру как опытные духовные наставники и проповедники Евангелия Христова, защитники веры православной и единства Церкви. Вот и сегодня в России, на Украине, в Белоруссии и других странах, духовно окормляемых Московским Патриархатом, именно монастыри являются средоточием заботы о хранении веры и единстве нашей Церкви. Через богатейшую монашескую традицию Русская Церковь восприняла от Византии и богослужебные уставы — сначала Студийский, а затем Иерусалимский, который до сих пор используется в ее монастырях и приходах. По образу и подобию византийских песнопений были написаны службы русским святым и другие виды священных текстов. Греческие мастера были первыми учителями русских иконописцев. Древнерусское церковное пение также испытало на себе влияние византийской школы. Становление русского богословия связано с трудами братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, основавших первую высшую духовную школу в Москве — Славяно-греко-латинскую академию, от которой почерпает свое преемство и нынешняя Московская духовная академия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209256...

 Десятый - славная келия Каруля: стоит почти в не­проходимом месте, во имя святого великомученика Георгия. Одиннадцатый - пещера Петра Афонскаго     И доныне в ней про­живают пустынножители, которые никогда не показываются прочим. Двенадцатый - источник Божия Матери, где Она пове­лела святому Афанасию ударить жезлом в камень. Лавра заведы-вает и самым верхом Афона. От Лавры до вершины шесть часов ходу, т. е. тридцать верст. На самой вершине есть церковь Пре­ображения Господня. Еще принадлежит Лавре множество келий и колиб.   Лавра весьма велика, но ветха, и церковь такожде; об­щежития не содержит. От моря отстоит на полчаса ходу; стоит на прекрасном месте, на открытом воздухе; воды имеет много холодной; и много имеет водяных мельниц: одна подле монас­тыря. Великий имеет огород, ради овощия, и много разных ле­сов, садов и виноградников....               Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы св. Афанасий Афонский. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни. При императоре Романе II Афанасий начал строительные работы (963 г), которые продолжились и при Никифоре Фоке и его преемниках императорах Цимисхии и Василии II по прозвищу Болгаробоец. Множество как известных, так и ничем не примечательных подвижников стекались к руководителю монашеского жития под святой покров. Первым был построен соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.       Кириакон Великой Лавры (Рисунок Григоровича-Барского)     После кончины св. Афанасия управление Лаврой приняли по святому благословению основатель Иверского монастыря св. Иоанн и патриций Н.Уранус. Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество пожертвований. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров. Один за другим монастыри Гомат, Моноксилит и Амалфитянский отходили во владение Лавры вместе с монастырями Каликас и Ксирокастрон, что подтверждено императорскими грамотами (хрисовулами) Андроника II и Димитрия Палеолога (1429 г). Щедрые пожертвования делал сербский государь Стефан Душан.

http://isihazm.ru/?id=498&c_pid=3

Глядя со стороны горы (земля здесь занята под сельскохозяйственные угодья) в сторону моря, паломник видит огороженный стенами средневековый городок, в северной части которого возвышается широкая белая башня. Вдоль наружной стены, словно стражи, стоят кипарисы. Среди них и два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим святым Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием. Рядом с ними стоит бело-красный каменный фиал – самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над фиалом построен свинцовый купол, который поддерживают колонны, увенчанные турецкими капителями и украшенные древним византийским барельефом. Над сводом купола имеется роспись, изображающая сцену крещения Христа. В центре огромного сосуда (около двух с половиной метров в диаметре) возвышается бронзовая труба с фантастическими животными, из уст которых льется вода, и царственным орлом с распростертыми крыльями. В 1821 году турецкий военачальник хотел преподнести фиал в дар султану, но трое из братьев Лавры воспрепятствовали изъятию фиала, за это турки повесили их на кипарисе святого Афанасия. Здания, где размещаются кельи, имеют несколько этажей. Туда ведут длинные деревянные лестницы и балконы, построенные без всякого плана. Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, устроенная преподобным Афанасием по указанию Самой Матери Божией. В этой церкви находится чудотворная икона святых бессребреников. Лаврские владения обширны – вся южная оконечность Святой Горы, средоточие этих владений – сама вершина Афонской Горы. У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны, Кавсокаливия и Продромос; пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит – праведной Анны – расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в XVII веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келья. Главная святыня этого скита – левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Только незначительная часть богословских произведений свт. Григория Паламы имелась в русском переводе до последнего времени. Нет полного перевода и главного и основоположного труда свт. Григория — его «Триад», т. е. девяти трактатов в защиту исихастов, направленных против Варлаама Калабрийца. 1. Биографические сведения: свт. Григорий Палама и Варлаам Калабриец    Личность свт. Григория Паламы стоит в центре религиозной жизни византийского общества XIV столетия.    Родившись в 1296 г. в большой и знатной семье, Григорий Палама (Παλαμας) получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне, вступив в братство Великой Лавры прп. Афанасия, где и провел большую часть двух последующих десятилетий. Его привлекала исихастская форма монашества, т. е. уединение в подвиге Иисусовой молитвы: для этого он удалялся из общежительной Лавры то в афонский скит Глоссия, то в Фессалоники, то в Веррию (где в 1326 г. в «каноническом» возрасте тридцати лет он был рукоположен в иеромонаха) и, наконец, обосновался на многие годы в скиту св. Саввы на Афонской Горе близ Лавры прп. Афанасия. В Лавру он спускался из скита для участия в воскресных богослужениях. Около 1335—1336 гг. Григорий кратковременно занимал должность игумена Эсфигменского монастыря, затем снова вернулся в скит св. Саввы.    Именно тут до Григория дошли писания новоприбывшего в Константинополь философа, калабрийского монаха Варлаама. Интеллектуальный и духовный облик Варлаама нелегко описать. По рождению он, вероятно, принадлежал к среде южноиталийских греков-униатов, но сам свт. Григорий Палама в своем первом письме к Акиндину признает, что Варлаам «покинул родину из любви к истинному благочестию», т. е. приехал на Восток, чтобы присоединиться к православию. В Константинополе он сделал блестящую карьеру в качестве ученого и философа, пользуясь покровительством двора и великого доместика Иоанна Кантакузина. Но с Запада Варлаам привез не столько философские или вероисповедные убеждения, сколько общий подход к вопросу о религиозном «знании». Подход этот основывался, с одной стороны, на аристотелевском понятии о чувственном опыте как единственном источнике точного знания, с другой — на неоплатоническом понятии «озарения», отличающемся от христианского, святоотеческого созерцания своим субъективным и индивидуалистическим подходом к мистическому знанию. Практическая мысль Варлаама была близка к современному ему западному номинализму Вильгельма Оккама: реального богопознания нет; есть только либо рациональные выводы из чувственного опыта, либо недоказуемые и несообщимые мистические «озарения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

М. г. «Расширенная» редакция М. г. во 2-й пол. XIV в. получила распространение и на Афоне. Именно в афонских Типиконах данной редакции была предпринята попытка связать неизвестного «грешного иеромонаха» Марка с одноименным монахом из Лавры св. Афанасия, напр. в рукописи Vatic. Palat. gr. 101, 1373 г. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 164-165), и в Типиконе из Венецианской б-ки св. Марка (clas. II cod. CXX (Nanian. 176), датируемом 1374 г. по записи в конце рукописи («Закончен настоящий Типикон преподобного отца нашего Саввы и преподобного отца нашего Марка, иже в Святой Лавре Афона... 19 января, идущему году 6882» (=1374)) ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 168). Как замечает А. А. Дмитриевский, «интерес настоящей рукописи заключается для нас в том, что здесь мы видим одну из многочисленных, но вместе с тем и неудачных попыток уяснить личность Марка, составителя М. г., на недоуменные случаи церковно-богослужебной практики. Рукопись эта дает нам довольно ранний пример решения этого весьма любопытного вопроса…» (Там же. С. 168-169). Эта попытка отождествления автора М. г. с неким Марком, монахом Лавры св. Афанасия, представленная в рукописи Vatic. Palat. gr. 101, стала причиной ряда ошибочных просопографических гипотез исследователей в отношении персоналий периода исихастских споров XIV в., носивших имя Марк. Так, А. Эрхард (см. его дополнение к: Krumbacher. Geschichte. 18972. S. 106) отождествил Марка, автора «малого сочинения» (kleine Schrift) в рукописи Типикона Vatic. Palat. gr. 101 (Fol. 15-24), с монахом-паламитом Марком (PLP, N 17086), автором написанного между 1347 и 1351 гг. Послания к патриарху К-польскому Иоанну Калеке в защиту учения свт. Григория Паламы (издание см.: Παναγιτης Α. Δ. Ησυχαστικ, Α. Αθνα, 2006; рецензию на это издание и подробный разбор просопографических сведений и гипотез о Марке-паламите и его тождестве с Марком Горбуном и Марком-исихастом см.: Дунаев А. Г.//БТ. 2012. Вып. 43-44. С. 571-593). В предположении о тождественности двух Марков Эрхард исходит из того, что рукопись Paris. Coisl. gr. 288 (XV в.), в составе которой сохранились сочинения Марка-паламита (в частности, его Послание к Иоанну XIV Калеке), принадлежала Великой Лавре, а автор «малого сочинения» в Ватиканской рукописи назван монахом той же самой Лавры. Эта гипотеза была повторена Т. А. Грицопулосом (ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 759-760) и в PLP. Слова Эрхарда о «малом сочинении» в Vatic. Palat. gr. 101 неверно истолкованы Грицопулосом как «небольшое сочинение об исихастах».

http://pravenc.ru/text/2562372.html

Часть 2. История Русского Афона с древнейших времен до 1917 г. Более тысячи лет существует то, что иногда называют монашеской республикой, обосновавшейся на склонах гористого полуострова в Эгейском море, тянущегося от полуострова Халкидика. Афон, или Святая Гора, включает в себя территории, на которых находятся земли исключительно в монастырской собственности. Сейчас двадцать святогорских монастырей, несколько скитов, множество уединенных молитвенных мест являются уникальным центром православного монашества. Основание первых христианских храмов на Афоне предание относит ко временам Константина I Великоо (285–337), а монастырское строительство началось на Святой Горе не позднее VII в. В это время в Грецию хлынули монахи из разоренных арабскими захватчиками пустынных обителей Египта и Палестины, они актив-но заселяли Афон. Среди них были великие подвижники, такие как прп. Петр Афонский. Формой монашеской жизни тогда были небольшие монастыри – монодрионы, а также отшельнические кельи и пещеры. Но подлинной датой начала Афона как уникального духовного явления, локализованного в определенной географической точке на карте мира, стал 963 г. – время создания прп. Афанасием Афонским древнейшего из больших монастырей Святой Горы – Великой Лавры – первого как по времени возникновения и по величине, так и по месту в афонской иерархии. Последовавшее затем принятие первого Святогорского Устава (Типика) в 971/2 г. по общежительному образцу имело большое влияние на монашескую жизнь не только всего Афона, но и других православных стран.. Преподобный Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), в миру Авраамий, родился в Трапезунде и, рано осиротев, в детстве воспитывался монахиней, после чего был взят ко двору византийского импера-тора. Получив здесь блестящее светское воспитание, он, одна-ко, всей душой стре-мился к монашеству и принял постриг от рук прп. игумена Михаила Малеина, племянник которого, Никифор Фока, впоследствии император, стал его близким другом. Избегая суетного мира и почестей, прп. Афанасий тайно удалился на Афон, где поселился в пещере, до сих пор существующей недалеко от Великой Лавры, однако слава о его аскетических подвигах быстро распространялась. Здесь нашел его полководец Никифор Фока и, пользуясь дружбой, убедил на свои средства построить большой монастырь, в котором хотел сам принять иноческий постриг, что не успел исполнить, будучи призван на императорский престол. Лавра, однако, была отстроена, и прп. Афанасий, хотя и против воли, стал ее первым игуменом, впервые введя на Афоне строгий общежительный устав по образцу древних палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самыми известными грузинскими монастырями в границах Византийской империи были Петрицхонский монастырь, расположенный к югу от Филиппополиса во Фракии, и Иверский монастырь на северном побережье Афонского полуострова. Петрицхонский монастырь основал лично византийский полководец Григорий Пакуриан. Его семья, вероятно, принадлежала к разнородной «армяно–иверийской халкидонской аристократии» 296 восточной Анатолии. И хотя монастырь, расположенный близ современного Бачково, по–прежнему существует, его насельниками с конца XIV века стали болгары. Однако вначале состав братии был исключительно грузинским. В знаменитом типиконе, или уставе, составленном Пакурианом в 1083 году на грузинском и греческом языках, четко оговаривается строго грузинский характер братии 297 . Первыми насельниками монастыря были ветераны, служившие под началом Пакуриана. Примечательно, что один из самых известных за пределами своей страны грузинских ученых, Иоанн Петрици, провел в монастыре Пакуриана около 30 лет, прежде чем отправился в Грузию и в начале XII столетия поселился в монастырском комплексе Гелати. Как и следовало ожидать, богатый и благочестивый основатель позаботился о том, чтобы отстранить членов своей семьи от вмешательства в дела монастыря. Он также известен своей щедростью в отношении Иверского монастыря на Афоне. Начало организованному монашеству на Афонском полуострове положила Великая Лавра, в 963 году основанная св. Афанасием. Вскоре на Афоне появились первые грузины – Евфимий Иверский и его отец Иоанн Афонский. Они оба поселились в киновийном монастыре св. Афанасия. Спустя короткий промежуток времени на Афон прибыл Иоанн Торник [торникэ – воевода (груз.)], верно служивший императору Василию II в качестве полководца и посла. Он также был грузинского происхождения и в 979–980 годах основал Иверон, или, по первоначальному названию, «монастырь иверийцев» 298 . Иоанн Афонский сразу же был избран первым игуменом монастыря; он руководил обителью до 1005 года, когда его сменил сын Евфимий. Иверский монастырь – третий по старшинству на Афоне после Великой Лавры и Ватопеда. Одно время его обширные владения превышали земли Великой Лавры. Однако значение монастыря определяется не размерами земельной собственности. Этот знаменитый грузинский монастырь был одним из главных центров грузинской культуры и учености в рамках собственно византийского мира и играл важную роль в культурном взаимодействии между Грузией и Византией. Основатели монастыря с самого начала создали при нем скрипторий, где переписывались греческие и грузинские тексты. (Иверский монастырь располагает сегодня действительно большим рукописным собранием.) Не менее важно и то, что в этом центре книгописания переводились на грузинский язык греческие богословские, агиографические и богослужебные тексты. Возможно, плодовитый игумен Евфимий был автором греческой версии «Повести о Варлааме и Иоасафе». Он, вероятно, сделал перевод с грузинской версии, которая в свою очередь основывалась на арабском источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Пристань Великой Лавры. Фотография. Кон. ХХ в. Пристань Великой Лавры. Фотография. Кон. ХХ в. Недалеко от В. Л. находится пристань (арсанас), выстроенная как укрепление со сторожевой башней и 2 параклисами во имя свт. Григория, архиеп. Неокесарийского, и в честь Преображения Господня. Время их постройки точно неизвестно, предание связывает их с историей основания самой В. Л. Сооружение башни относят к XII-XIV вв. Кладбищенский храм св. Апостолов расположен к юго-западу от мон-ря. Построен в 20-е гг. XVII в. на основе здания Х в., расписан в 1626 г. Мраморный пол датируется XII-XIII вв. Иконостас работы 1693 г. перенесен сюда из кафоликона в 1887 г. Дальше к юго-западу от усыпальницы находится параклис св. Бессребреников Космы и Дамиана, построенный, по преданию, прп. Афанасием за одну ночь по указанию Пресв. Богородицы, после чего прекратились демонские козни, препятствовавшие строительству В. Л. Росписи датируют ок. 1600 г., в иконостасе находится чудотворная икона бессребреников Космы и Дамиана (XVII в.). К югу от В. Л., недалеко от монастырского сада, расположена кафизма св. Архангелов, обычно называемая кафизмой прп. Иоанна Кукузеля. Здесь находится пещера, в к-рой подвизался преподобный. В монастырском саду построена часовня во имя Благовещения Пресв. Богородицы. В течение 3 лет здесь работал садовником нмч. Тимофей Эсфигменский († 1820). Лит.: Xyngopoulos A. Nouveaux témoignages sur l " activité des peintres macédoniens au Mont-Athos//BZ. 1959. Bd. 52. N 1. S. 61-64. Pl. IX; Nadri G. Contribution à l " étude de la peinture murale de Lavra//Le Millénaire du Mont Athos 963-1963: Études et mélanges. Chevetogne, 1964. T. 2. P. 267-274; Chatzidakis M. Recherches sur le peintre Théophane le Crétois//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 309-352; idem. Ο Κρητικς ζωγρφος Θεοφνης//λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1986; Bouras Ch. The Byzantine Bronze Doors of the Great Lavra Monastery on Mount Athos//JÖB. 1975. Bd. 24. S. 229-250; Mylonas P. Le plan initial du catholicon de la Grande Lavra au Mont Athos et la genèse du type du catholicon athonite//Cah. Arch. 1984. Vol. 32. P. 89-112; idem. La trapeza de la Grande Lavra au Mont Athos//Ibid. 1987. Vol. 35. P. 143-157; Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7-81.

http://pravenc.ru/text/150059.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010