Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) был одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Он родился в семье священника Авксентия из Новогородской области (Обонежской пятины) и в миру носил имя Андрей. Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благочестия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды во время литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского зачала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призыв к иночеству. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвижнике Радонежском прп. Сергии и об основанной им пустынной Троицкой обители. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг иночества; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упал к ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп. Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испытания назначил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испытание, Андрей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником, и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий. Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным послушанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и братии». В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг. Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием. Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афанасий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от великой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Сурпуховского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

14 439 2 Рейтинг: 9.9 Голосов: 336 Всеправославный Собор может созвать любой Предстоятель Павлос Тракадас Любой, кто ищет власти, перестает быть учеником Христа. 1 246 Рейтинг: 9.8 Голосов: 43 Как Афонский монах стал апостолом Африки Афанасий Зоитакис О православной миссии иеромонаха Космы Григориатского в Африке рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасий Григорьевич Зоитакис. 32 613 5 Рейтинг: 9.9 Голосов: 647 Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Патриарх Варфоломей в изоляции. Опасность этнофилетизма Протопресвитер Феодор Зисис Позиция Элладской Церкви остается неопределенной, архиепископ Иероним не высказывается по поводу предоставления автокефалии украинским раскольникам – но эту автокефалию оправдывает митрополит Навпактский. 26 553 3 Рейтинг: 9.8 Голосов: 565 «Вселенский – только Христос» Георгий Трамбулис Центром единства Церкви является Христос как единый глава Церкви, а не какая-то Церковь, поскольку Бог-Отец «в Христе по плоти положил одну главу для всех». 30 786 6 Рейтинг: 9.9 Голосов: 975 Признать «церковь» с иерархией без Апостольского преемства – серьезнейший вызов Протопресвитер Анастасий Готсопулос «Иерархия» УАПЦ восходит к «рукоположениям», совершенным саморукоположенным шарлатаном Викентием Чекалиным. Между тем 15 из 50 иерархов «автокефальной» церкви Украины – из УАПЦ. 55 608 23 Рейтинг: 9.7 Голосов: 1256 Украинский вопрос: Святая Гора Афон обособила свою позицию от мнения четырех монастырей (Великой Лавры, Иверского, Кутлумуша и Эсфигмена) Йоргос Теохарис Эта позиция не имеет ничего общего со вселенским характером Святой Горы Афон и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом. Восприятие современной политики Фанара в греческом обществе Константинополь последовательно пытается склонить греческую иерархию на свою сторону. Афанасий Зоитакис Выступление на международной научно-практической конференции «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений».

http://pravoslavie.ru/82936.html

Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния монастыря. Монастырь держался общежитийного устава вплоть до XIV в. Преобразование Лавры в XIV в. в своекоштный монастырь (своекоштный - на своем содержании) привело к установлению Типикона (устава). В 1574 г. Патриарх Александрийский Сильвестр возвращает монастырь к общежитийному уставу. Спустя почти 100 лет (в 1670 г) Лавра вновь становится идиоритмом.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:           Лавра стоит при подошве Афона, с восточной стороны. Местоположение ее чудесно. Там отдален-ю берега Дарданелльского пролива обрисовыва-««мутною темною полосою, а здесь острова Тассо, Самофраки, Имбро и Лемнос и весь залив Монте-Санто в виду красующейся Лавры. Если, согласно замечанию святого Афанасия, вели кого основателя Лавры, сказать, что Святая Гора имеет вид креста, то Лавра составляет венец и кра соту ее восточного крестного оконечника.     Отсюда по скату, говорят, часто любил восходить святой Афанасий на вершину Афона для уединения и молитвы, с железным своим жезлом, который и поныне сохраняется при его гробе.     Лавра едва ли не огромнее всех монастырей здешних; впрочем, бедна. При обозрении ее цер квей и святынь всего более обратили на себя мое внимание Богоматери не иконы — «Экономисса» и «Кукузелева». История этих икон чрезвычай но трогательна: я расскажу вам про них… Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.       Скиты   У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны , Кавсокаливия и Продромос, пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит Праведной Анны расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в семнадцатом веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келия. Главная святыня этого скита — левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://isihazm.ru/?id=498&c_pid=3

Вернувшись в Вифинию, Иоанн понял, что всем стало известно о его высоком происхождении - " воздавали ему почет и греки, и грузины " . Взяв сына и несколько учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 году Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому . Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем многие исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что Иоанн Святогорец встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой , на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 годами (по мн. источникам, 965). Иоанн исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, прп. Иоанн не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному Иоанном Святогорцем после 969 года от византийского имп. Иоанна I Цимисхия , годовой доход от острова Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 декабря 984 года . В начале 970-х годов в обитель прибыл желавший последовать духовному примеру своего родственника груз. полководец Ксанский эристав Торникий Чорчанели (Чордванели) . По одной версии, он приходился Иоанну Святогорцу шурином, по другой - супруга подвижника была его племянницей по материнской линии. Преподобный постриг Торникия в монашество с именем Иоанн. По благословению прп. Афанасия в полутора километрах от Лавры, " в благолепной пустыни " , были построены " келлии Иоанна Ивера " (ныне келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря) и церковь во имя св. Иоанна Предтечи; подвизавшиеся там под духовным руководством Иоанна Святогорца грузинские монахи по-прежнему подчинялись игумену Великой Лавры. В колофоне рукописи Ath. Iver. georg. 16 упомянуты Иоанн Святогорец и семь грузинских монахов; к 979 году, возможно, они и составляли грузинскую общину, управляемую прп. Иоанном .

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Соболезнования братству Даниилеев в связи с кончиной монаха Даниила Соболезнующее послание Великой Лавры Святой Горы Писано в Великой Лавре 9 сентября 1929 года Вашему Преподобию отеческое о Господе благословение! С глубочайшим прискорбием узнали мы о смерти досточтимого Вашего старца и нашего собрата, друга и советника. Кончина незабвенного старца Даниила – утрата не частная, но общая для всего нашего святого места, наипаче же для Вашей обители, составляющей гордость и украшение округи. В лице блаженного Даниила Святая Гора потеряла последнего выдающегося представителя нынешнего рода святогорцев. Мы смертны, от смертных родились и совершаем [путь] смертного естества ради лучшего и блаженнейшего удела. Терний и страдания исполнено здешнее житие. Но блаженный старец и в многотрудном сем житии достиг того, что в старости маститой окружала его, как патриарха Иакова, великая любовь духовных чад, которая старость сию и саму кончину явила безболезненной и мирной. Поистине сбылось на честном старце божественное речение: Смерть бо мужу покой 46 . Посему, возлюбленные, переносите случившееся как истинно мудрые и благочестивые питомцы и благодарите Бога, ибо не умер блаженный, но перешел от худшего жития на лучшее, благочестно во Христе пожив и богоугодное пройдя жительство с такой синодией 47 любви, какая и в летописях Святой Горы не часто отыщется. Итак, хотя поневоле и испытываем боль от разлучения друг с другом, но печаль о смерти приснопамятного старца подобает преложить в хвалу и благодарение Богу, ибо усопший поистине совершенные блага узрел и синодией подлинного послушания и самоотвержения насладился. Сего ради молимся, да подаст Вам Всесвятой Бог утешение, а новопреставленному – вечный покой и жизнь бесконечную. Эпитропы святой и честной обители Великой Лавры Святого Афанасия Его Преподобию господину Даниилу 48 , иконописцу в Катунаках Утешительное послание Дорофея из Каракалла, монаха и духовного сына новопреставленного Писано в общежительном монастыре Каракалл 22 октября 1929 года

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Филофеевский «Диатаксис Божественной литургии» Другим наиболее известным обрядовым руководством Филофеевой руки в бытность его игуменом Великой Лавры является Διταξις τς θεας Λειτουργας, многочисленные списки которого мы имеем. Один из них Panteleimon 770, изданный Трембеласом, 319 был составлен немногим позже самого диатаксиса, еще до вступления Филофея на патриарший престол Константинополя в 1353 г., что видно по титулу: «Диатаксис Божественной литургии, в которой есть также диаконики, составленный его святейшеством владыкой Гераклейским Киром Филофеем, нареченным игуменом в святом и благочестивом и добродетельном монастыре Лавры Афанасия Великого на Афоне, где он его составил». Исчерпывающая история византийских рубрик еще не написана, но из того, что нам известно, ясно, что древнейший евхологий константинопольского типа был почти без рубрик и представлял собой не более чем список молитв, иногда пронумерованных. 320 Все остальное, что должны были делать пресвитер или епископ, также как и диаконики, отдавалось на откуп устной традиции и практике. 321 Вот почему доказательство по умолчанию в литургических манускриптах работает хуже, чем где бы то ни было. Но уже в Х столетии мы видим первые примеры кодификации рубрик византийцами. В манускриптах из Magna Graecia [Великой Греции] рубрикальные указания начинают включаться прямо в текст литургии, наряду с диакониками. В Константинополе, тем не менее, древний безрубрикальный евхологий продолжает переписываться практически до начала эпохи книгопечатания, хотя и с добавлением диаконик, в то время как рубрикальная традиция развивается независимо, составив отдельное руководство, называемое диатаксисом. Андре Жакоб распознал первые дошедшие до нас рубрики константинопольскою диатаксиса в том материале, который Лев Тосканский вставил в латинский перевод XII века ЗЛАТ. 322 Мне известны шесть других полных диатаксисов, появившихся в промежуток с того времени до Филофея, один из которых архиератикон, детально описывающий патриаршее служение XI столетия в Великой Церкви (изданный мной по списку XII– XIII вв. British Library Add. 34060), 323 и пять других списков монашескою происхождения: Ethnike. Bibl. 662 (XII–XIII вв.), 324 Синод. 275 (381) (1289–311 гг.), 325 Vatican 782, fols. 215r-219r, свиток Esphigmenou 34 (1306) 326 и кодекс из личного собрания А. А. Дмитриевского 327 . Неизданный кодекс Vatican 782 328 и кодекс Дмитриевского являются, несомненно, палестинскими монашескими списками; другие, скорее всего, происходят из Афона и его окрестностей, все они предшествуют по времени диатаксису Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

л. 2. Служба св. Серапиону в день его преставления, 16 марта 1516 года и в день обретения мощей 7 апреля 1559 года. л. 15. Житие иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Великаго Новаграда и Пскова. То же, что в пред. 636. (Листы 33 и 43 порожние). л. 34. Служба, июля 14, св. Стефану махрищскому. л. 44. Житие и подвизи препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи. Нач. Понеже убо преблагий наш Владыка Бог и Господь Иисус Христос всегда нам устрояя благая и полезная и о нашем спасении промышляя. Составлено (л. 68), по воле митроп. Макария, иеромонахом Иоасафом, игуменом Данилова монастыря. Чудес 12. л. 1 об. Послесловие (окружено рамкою): В лето от создания мира 7185, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1677, индикта 15, мес. декемврия написася сия книга Жития иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. новогородскаго и препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи в дому пресвятыя к Живоначалныя Троиды и препод. и богон. отец наших Сергия и Никона радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием. 638. (1399.) Вечерня в неделю Пятидесятницы, устав. крупный, четкий, исх. XVII века, в четверть, 38 листов, заставка с золотом из перевитых кругов. Заглавие золотыми словами: Последование св. Пятидесятниця, свршаемо в неделю Святаго Духа. 639. (1400.) Служба о победе под Полтавою, устав., XVIII века, в четверть, 45 листов. Заглавие: Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над Свейским Королем Королом (Карлом) XII и воинством его, содеянной под Полтавою в лето 1709 мес. июниа в 27 день. По листам внизу: Сия книга, глаголемая служба плотавьская, Троицкой Сергиевой лавры Собору трапезеннаго церкви чудотворца Сергиа, приложил сию книгу тоя же лавры соборной ризничей иеромонах Филарет Архангелский († 1764), а писал сию книгу церкви Воскресения Христова диаконов сын Афанасей Ивановь Просфирнин. 640. (154.) Сборник богослужебный, полууст., XV века, в четверть, 145 листов, ветхие с наклейками. л. 1. Мес. сентевря 25, память препод. и богон. отца нашего Сергиа. Служба, а потом житие, положенное в Прологе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Сам же Афанасий, тем временем, скрылся на Кипре в монастыре Агиа-Мони (около Пафоса). Там до него дошел слух, что император приказал разыскивать его по всей империи. Из-за этого Афанасий хотел уйти в Иерусалим, но в Палестине в то время было нашествие мусульман. Не зная, что делать, преподобный обратился с молитвой к Богу. Ночью преподобный сподобился увидеть Господа, Который повелевал ему возвратиться в созданную им обитель. Афанасий повиновался воле Господней – он тотчас же отправился на Афон. По дороге у ученика преподобного, Антония, опухла нога, и он подхватил горячку. Преподобный Афанасий молился о нем, и Господь, по молитве преподобного, исцелил его. Скрывая дар чудотворения, преподобный Афанасий делал вид, что лечит ученика травами. После ухода преподобного Афанасия в созданной им Лавре царил хаос и безначалие. Поэтому монахи, увидев своего отца и пастыря, возрадовались великой радостью. Радовались и многие другие святогорцы, посещавшие Лавру, желая беседовать с преподобным. Чрез некоторое время преподобному Афанасию по монастырским нуждам пришлось отправиться в Константинополь. Император Никифор Фока очень обрадовался его приезду. Он просил у преподобного прощения за нарушение обета. Преподобный радовался, видя его покаяние, и советовал императору, чтоб он прощал согрешившим против себя и был милостив к бедным. Император Никифор убедил преподобного продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся Лавры, из которых сохранился только один, от 964 года. Император передал Афанасию для Лавры частицу Честного Древа, главу святителя Василия Великого и мощи других святых. Проведя несколько дней в душеполезных беседах с императором и позаботившись обо всех монастырских нуждах, Афанасий оставил столицу. Прощаясь с преподобным Афанасием, царь дал ему хрисовул на ежегодное получение с острова Лемноса дани – двухсот сорока четырех златых монет, тогда же даровал он Лавре Афанасия и большой монастырь в Фессалониках. В другом хрисовуле Никифор назначил Афанасия игуменом Лавры с 80 монахами и постановил, что Лавра должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам. Кроме того, по просьбе преподобного Афанасия, император Никифор назначил ежегодное пожертвование на нужды храма в Карее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В течение 1-й пол. XIV в. Иерусалимский устав и расположенные по нему гимнографические книги были переведены на церковнослав. язык ( Мансветов. С. 265-269), т. о. афонская практика того времени стала основой богослужения слав. Церквей. Центрами переводческой деятельности являлись прежде всего афонские мон-ри Хиландар и Вел. Лавра. Ок. 1360 г. буд. болг. (Тырновский) Патриарх Евфимий перевел «Диатаксис Божественной литургии» Патриарха Филофея ( Сырку. С. VI; текст: С. 1-31), на основе к-рого была создана новая редакция слав. Служебника, т. н. филофеевско-евфимиевская, широко распространившаяся в слав. странах. В кон. XIV - нач. XV в. южнослав. переводы Иерусалимского устава и расположенных по нему гимнографических книг, а также Служебник филофеевско-евфимиевской редакции в ходе т. н. второго южнослав. влияния стали известны на Руси ( Мансветов. С. 269-274); при митрополитах Алексии, Киприане и особенно Фотии Иерусалимский устав и новый Служебник образовали основу рус. богослужения. Тем самым богослужение РПЦ было реформировано под влиянием в первую очередь афонской практики; до наст. времени богослужебные книги РПЦ несут явный отпечаток святогорского влияния: помещаемые в Служебнике описания священнодействий вечерни, утрени, литургии основываются на «Диатаксисах» Патриарха Филофея; предписания принятых ныне в РПЦ богослужебных книг могут быть соблюдены в точности только в мон-ре, устроенном по образцу афонского; рус. Типикон многократно ссылается на обычаи Св. Горы и т. д. Иерусалимский Типикон из Великой Лавры прп. Афанасия. Сер. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 488. Л. 6) Иерусалимский Типикон из Великой Лавры прп. Афанасия. Сер. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 488. Л. 6) Афонские Типиконы кон. XIV - 1-й трети XVI в. ( Дмитриевский. Т. 3. С. 206-208, 222-224, 241-242, 252-253, 260-282, 301-315, 325-326) содержат тот же текст, что и Типиконы XIII-XIV вв., но дополненный и расширенный; число Марковых глав в рукописях того времени чаще всего равняется 95, указания Марковых и Благовещенских глав и соответствующих разделов синаксаря согласованы между собой. Типиконы XVI в. (Там же. С. 331-335, 343-344, 378-392, 512-517) в основном повторяют Типиконы XV в., но в них нередко заметны следы знакомства переписчика с первопечатными греч. Типиконами 1545 и 1577 гг.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Испытания на пути к монашескому призванию В Финикио у Константина завязалась крепкая дружба с двумя молодыми людьми, и все вместе они решили отправиться на Афон, чтобы стать монахами. До этого, в августе 1902 года, он попытался стать монахом в маленьком монастыре Святого Георгия близ своей родной деревни (в 7 часах от нее), основателем которого был наставник Георгий Стурнарас, врач-монах из Эпира. Оттуда он впоследствии и собирался поехать на Афон. Но его отец в слезах с разного рода доводами, угрожая наложить на себя руки, несмотря на возражения 18-летнего Константина, уговорил его вернуться в семью. Тогда он решил покинуть родительский дом ночью и, движимый любовью к Христу, прошагал до самого рассвета, оказавшись довольно далеко от родного дома. Отец его послал за ним полицию, чтобы вернуть его, но на этот раз ему удалось бежать. Он добрался до местечка Еврота, где в дополнение к физическим страданиям – он очень устал – опять началась духовная война со страшными демонами. Таким образом, странствуя несколько дней подряд, уставший и разбитый, в конечном итоге, как всякий беспомощный человек, он стал постепенно впадать в уныние. По дороге в город Триполи ему было видение. Ему явился красивый юноша, который сказал: “Поешь и смело продолжай свой путь”. Таким образом, поев хлеба с виноградом, он укрепился и продолжил свой путь. Как-то ночью он обнаружил на пятках множество трещин и нарывов от колючек терновника, вонзившихся в его ноги. С огромным трудом добирался он до Триполи. Остановился у одного священника, который какое-то время ухаживал за ним. В это же время мирское вновь стало искушать его, он снова начал задумываться о потерянных удовольствиях мира сего. Но тут же открыл святое Евангелие и утешил себя словами Господа. Константин хотел достигнуть Святой Лавры, чтобы оттуда направиться к Великой пещере, но многие советовали ему остановиться сначала в монастыре Святого Афанасия, что недалеко от Филиа горы Калавриты. По дороге у него началась ужасная боль в животе и рвота. Но ему все же удалось добраться до монастыря святого Афанасия. За ночь набравшись сил, утром он снова отправился в путь и скоро достиг Святой Лавры, а через два дня добрался и до монастыря Мега Спилео (Великой Пещеры).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=184...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010