Святой Афанасий Афонский 301 , игумен Великой Лавры, погиб, упав с лесов в алтаре соборного храма. С его смертью чем-то схожа и смерть нашего отца Ефрема. Читаем в «Отечнике» как некто пустынник, живший в пещере, дал однажды своему послушнику повеление продать рукоделие: – Чадо, иди в город, продай рукоделие, купи необходимое и возвращайся назад. Монах, усердный послушник, спустился в город и оставался в нём несколько дней, которые требовались для того, чтобы продать рукоделие. Как-то он увидел на улице торжественные похороны, пышные и роскошно устроенные: кони, слуги, кареты; блеск и великолепие. Процессию сопровождало много народа, день был солнечный, погода ясная... Послушник изумлялся и спрашивал себя: «Что это за знаменитый человек, которому устроили такие богатые похороны?» Он спросил у прохожего, и тот ответил, что умерла первая в городе блудница. Прошло несколько дней, послушник продал рукоделие и пошёл назад к своему старцу. Подходя к пещере, он услышал рычание дикого зверя; это был лев, который, пока послушника не было, забрался в пещеру и растерзал старца-подвижника. Тут рассудок его помутился: «Как это возможно, блудницу хоронят с небывалыми почестями, а старец, человек святой жизни, отдаётся на растерзание зверям! Где же Божественная справедливость?!» Послушник решил, что Бог несправедлив, что в жизни всё на самом деле не так, как его учили, и он положил в сердце своём вернуться в мир. И он уже было отправился в мир, но по дороге встретил Ангела, которого послал Бог за молитвы старца. Ангел вопросил: – Как ты допустил мысль о том, что Суд Божий несправедлив? – А что я должен думать, когда вижу, какой конец постиг моего старца, человека святой жизни, и те почести на похоронах блудницы? – Да, может быть со стороны так оно и кажется, но на самом деле Суд Божий иной. Блудница – тоже человек, и она в своей жизни сделала кое-какие добрые дела, а старец прежде, чем приобщиться к подвижнической жизни, ещё будучи мирянином впадал в кое-какие грехи. Блуднице за её благие дела Бог воздал праведное воздаяние и больше ей ничего не должен. Жизнь её была отягощена грехом, и Он должен был по справедливости вознаградить её за то малое добро, что она сотворила. Этим объясняются и почести, и ясная погода, и пышность похорон; теперь Бог ей не должен ничего. А твой старец заплатил за те грехи, которые совершил, пока жил в миру, и по праведному Суду Божию перешёл в вечность светел и чист, не имея ни малейшего пятна на белоснежном одеянии своей души! Лишь только смиренный послушник услышал данное Ангелом объяснение, то попросил у Бога прощения, укорил себя и возвратился к подвижнической жизни на прежнем месте – в пещере своего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Сколько бы ни писалось об Акафисте Божией Матери, можно с уверенностью сказать, что он по существу остается пока неисследованным. Свидетельствует об этом, во-первых, отсутствие до настоящего времени критического издания самого песнопения. Между тем только такое издание могло бы дать нам указания, как на древность сохранившихся списков, так и на подлинность первоначальной редакции песнопения или, по меньшей мере, наиболее достоверные сведения о настоящем. Двоякий характер существующих изданий – популярности и полуучености–совершенно недостаточен и бесполезен в целях определения первоначального предания о тексте. Популярным изданием следует считать текст песнопения в печатных церковных книгах. Филологи обыкновенно пользуются изданием текста в известной Anthologia профессоров Christ’a и Параники 1 , а также в Analecta sacra кардинала Pitra 2 , составленных на основании тринадцати манускриптов, хотя и не столь древних редакций. Однако издание Питры не удовлетворяет научным требованиям; сохранено немало древних списков, значительно расходящихся в стиле, а местами с пропусками и перестановками. Поскольку такие разногласия остаются невыясненными, постольку мы должны сомневаться в неповрежденности текста со стороны переписчиков, или певцов. Как бы то ни было, при поверхностном изучении текста Акафиста, полезно сопоставлять его с популярными списками; таких, найденных после Питры, пять: два – открыты трудолюбивым монахом Александром Эвморфопулом в рукописях Великой Афонской Лавры 3 ; третий сличил Фаддеев на основании Патмосской рукописи XI века 4 ; с четвертым познакомил нас проф. Параника по рукописи, хранящейся в библиотеке Халкинской Богословской Школы, не определив, однако, ее даты и номера 5 ; а с пятым текстом – Архимандрит Амфилохий 6 . Полезен также и текст в Триоди, отпечатанной в Риме (в 1738 г.) и представляющей стихометрию известного манускрипта 7 . Второй и самый важный недостаток, способствующий трудности определить время составления Акафиста Божией Матери, заключается в непростительном игнорировании специальных сказаний об Акафисте, попадающихся в форме четьи-минейных повествований, и в отсутствии надлежащего их сличения и разбора. Прежде всего, следует отличать первоначальное сказание от различных позднейших его редакций; а при внимательном их сличении с оригиналом мы убеждаемся в том, что распространенные мнения об Акафисте находят свое объяснение в непроизвольной порче и ошибочной интерпретации первоначального сказания. Оно обнародовано некогда Константинопольской церковью с целью объяснить причины установления нового переходящего праздника – Акафиста, т. е. праздника похвалы Божией Матери. Это извращение и ошибочное истолкование – весьма древни; несвоевременное же их раскрытие благоприятствовало появлению в различные времена такого изобилия противоречащих мнений, благодаря которому вопрос о времени происхождения Акафиста Божией Матери в настоящее время признан открытым и нерешенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Все 2 часа пути Афанасий бодро шел рядом, но буквально за 100 метров до ворот Продрома он, с видом пса, полностью исполнившего долг проводника, оставил нас и пошел по своим собачьим делам. Все это казалось чудесным и не без Божьей воли. Продром – это румынский скит, но зависимый от Великой Лавры. Очень уютный и красивый внутри. По правде сказать, мы и не рассчитывали, что нам дадут ночлег тут и в общем-то были готовы переночевать в спальниках. В архондарике была толпа народу и архондаричный минут 15 занимался заселением паломников. Когда дошла очередь до нас, он сразу сказал, что мест нет. Мы ответили, что ситуация понятная и попросили показать, где внутри монастыря можно кинуть спальники и переночевать. Поразмыслив, он попросил следовать за ним. Мы вошли в здание, которое по сути являлось огромной сушилкой для белья – над нами была только высокая двускатная крыша, без потолка и повсюду натянуты веревки, на которых висли покрывала и простыни – почти до пола. Нам бросили на пол матрасы и даль постельное белье – это больше того, на что мы рассчитывали. Таких как мы в этом помещении было человек 25: в тесноте, да не в обиде. Посетив вечернюю трапезу и приняв душ, мы стали укладываться ко сну – покрывала на веревках свисали почти до лица, но это не беспокоило. Гораздо более назойливыми были некоторые персонажи, которые в поисках своих постелей светили фонариками и иногда делали это прямо в лицо спящим, ну и, конечно, богатырский храп не давал тишине завладеть этим помещением. На утро, кстати, Миша поведал, что среди ночи проснулся от того, что с улицы раздавались громкие человеческие голоса, нараспев подражавшие разным животным (ослу, например) – этакое подобие ряженого колядования на Святки. Сам я спал крепко и не слышал, но возможно, что румыны, в отличие от славян, колядуют каждую ночь.  День 4. Ночной подъем. Вершина. Ночь под звездами. Проснулись, уже по традиции, в 3–30 утра. Решено было выдвигаться в гору затемно – это хоть и опасно, но так гораздо больше шансов покрыть большое расстояние в гору.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Весьма плодотворная и энергичная деятельность о. Анто­нина в Афинах снискала ему благоволение такого мудрого и прозорливого Иерарха русской церкви, каким был при­снопамятный митрополит московский Филарет. Последний еще в Декабре 1859 года рекомендовал обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому «не без пользы» для дел церковных перевести о. архимандрита Антонина в Константинополь 50 и возлагал большие надежды на его плодотворную деятельность и на этом более ответственном посту. Совет мудрого архипастыря был принят к сведению и 18 Сентября 1860 года состоялся перевод о. Антонина настоятелем русской посольской церкви в Кон­стантинополь или в Византию, которая, по его собственному признанию, «неодолимо влекла» его к себе. В Константинополе о. архимандрита Антонина ожидала живая, кипучая 51 церковно-политическая деятельность и настоятельная необходимость встать в близкие живые сношения с главою Великой Церкви, вселенским патриархом, высшим восточным духовенством, почтеннейшими пред­ставителями греческой национальности в Константинополе, как напр., придворный врач Стефан Карафеодори и др. и нашим русским дипломатическим корпусом, без содействия и энергичной поддержки которого немыслима ни какая плодотворная деятельность на православном Востоке. О. архимандрит volens nolens попадает в дипломати­ческую школу, и вынесенные из неё горьким опытом уроки в последующей его деятельности принесли ему не­сомненную пользу. На о. архимандрита возлагаются в это время Св. Синодом: посредничество пред патриархом константинопольским Иоакимом II по делу о болгаро-униатском епископе Иосифе, 52 (проживавшем и скончав­шемся у нас в Киеве, в Китаеве) и вообще по греко-болгарским делам, 53 по поводу вступления на вселенский престол патриарха Софрония 54 , относительно поднесений патриархам и архиепископу синайскому изданного в свет пресловутого синайского кодекса Библии , 55 справки на Афон по поводу поднесения самого кодекса Императору Николаю I 56 и др.; следственные поручения на Афон в 1863 году и в Иерусалим в 1865 году по поводу возмущений членов тамошней миссии против своего начальника архимандрита Леонида Кавелина (1863–1865), впоследствии наместника Троице-Сергиевской лавры в посаде и др. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вход в пещеру Антония Эсфигменского      Вход в Самарийскую пещеру Антония Эсфигменского с надстроенной над ней русскими паломниками в сер. XIX в. одноименной часовней      Самарийская пещера-грот Антония Эсфигменского, внутренний вид    Не существует ни одного факта, ни одного предания, которое бы связывало Самарию с преподобным Антонием. Зато существуют реальные исторические факты, связывающие ее с именем другого, не менее известного исторического лица, также носившего иноческое звание, — с именем Варлаама Калабрийского . Именно здесь, на этой горе, в уединенной келлии подвизался этот инок, «позоривший святогорцев и смущавший верующих своим неверным учением» . Варлаам Калабриец — единственное яркое историческое лицо, с именем которого тесно переплетена история Самарийской горы. Своим недальновидным и наивным подлогом насельники Эсфигмена пытаются обелить, реабилитировать историю этого места, «спекулируя» на имени одного из выдающихся русских святых. Рассмотрев подробно Эсфигменское предание о преподобном Антонии и изучив Эсфигменскую псевдо-пещеру, скажем несколько слов о святогорском пещерном подвижничестве в целом и о принципе устройства Афонских пещер. Все афонские пещеры отличаются от Киевской пещеры преподобного Антония и многих других пещер Киевской Руси принципом своего устройства. На Святой Горе, где достаточно расселин, практически все пещеры естественного происхождения, реже — выложены руками из камня или пристроены к скале. Киевские же пещеры вырыты в земле и представляют собой систему коридоров с кельями, где может обитать целое братство. Напротив, святогорские пещеры служили местом уединения, как правило, одного подвижника. На Святой Горе не существует аналога Киевских пещер. Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Следует заметить, что пещерный образ жизни, хотя и встречается среди пустынников Святой Горы того времени, но в целом Χ–ΧΙ века являлись эпохойсамого расцвета общежительного монашества. Если бы миссия Антония осуществилась в VIIuлu IX веках, то было бы вполне правдоподобным и вероятным, что он принес бы на Русь и учредил отшельнический, пещерный образ жизни. По мнению еп. Порфирия (Успенского), около 300 лет — с 675 по 970 год — Святая Гора была средоточием отшельнического, безмолвного жития. Все насельники Афона той поры жили уединенно, каждый по своему порядку и уставу . Но, как мы уже говорили, в X и XI веках, со времени основания Великой Лавры преподобного Афанасия, такой образ жительства не был уже характерной чертой Афонского подвижничества, благодаря принятию которой происходило бы приобщение к святогорской традиции.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Старец Иосиф Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна   На Святой Горе: старец Иосиф  Исихаст 1897-1959 и братство    Старец Иосиф  Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна      В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф  Исихаст, не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского, неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды пробыть восемь дней на ногах без еды и без сна. Старец говорил:   —    Никакой подвиг не приносит стольких благословений,сколько лишение себя сна. Поистине бдение упраздняет тело. Еще он говорил: —    Самое страшное проявление страсти многоспания —это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам и самого малого утешения.Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силымои почти закончились.   Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, онихотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этогово мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишьэтого ради любви Моей?».   Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок.   —    Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи!   В другой раз он сказал: — Сон должен быть рабом, а не господином Комментарии Всего комментариев: 16 2015/06/17, 18:56:54 Иногда полезно недоспать. Даже в психиатрии есть метод депривации (лишения) сна (при лечении депрессии). Надо,чтобы кто-то не спал. А то Господь придёт - а мы все спим тут.. Господи, прости. Надежда 2013/06/03, 16:57:34 Не стоит монашеские правила, тем более таких аскетов, буквально пытаться выполнить, живя в миру. Надорваться легко... Анатолий 2013/01/01, 05:01:49 Странные, однако, комментарии, Люди, что с вами???? Ощущение, що написавшие выше уже в полудреме!!!!!!!! Очнитесь!!!! Каждому свое, и ищущему спасения Благодать укажет средство, но само средство (неспание ночное) по воле человека погубит его. Мы ищем формы, но не ищем духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=128...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие. Они не упоминаются в комплексе ранних источников (до 30-х гг. XIII в.), повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках - Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О них, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIV в. как время жизни М. и П. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер. 1997. С. 67, и др.) следует признать необоснованным. Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) «Благословенный отец Паисий» и «святый старец Меркурий» впервые упоминаются как имеющие соседние погребения в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (цит. по: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). При этом М. и П. не указаны в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. и П. жили «в великой любви» в одной келье и просили Бога, чтобы Он их никогда не разлучал; после кончины их тела были погребены в Дальних пещерах рядом ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44). М. почитается Церковью как постник (сведение об этом появилось в лит-ре XIX в., его источник неизвестен). По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1901), «ныне преп. Паисий почивает в отдельной раке от преп. Меркурия, и почивают друг против друга по обеим сторонам пещерного коридора; неизвестно, когда их мощи положены в отдельные раки» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 222).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня В монастыре Великой Лавры     В монастыре Великой Лавры     В монастыре Великой Лавры отец Герасим тавил о себе наилучшие воспоминания. Приснопамятый игумен Лавры архимандрит Афанасий рассказывал нам:     «Отец Герасим был самоотверженным человеком. Жизнь в пустыне тогда была суровой, не то что сейчас, существует множество утешений. У него был бесорыстный, благородный и кроткий характер».     Отец Филипп из Лавры добавляет:    «Он регулярно приходил навестить нас. Это был монах с полным пониманием своего служения. Он спас моего старца Амвросия, заступившись за него перед немцами: „Такого человека Божия и обвинять в саботаже! "   Отец Герасим спас и десять других отцов, против которых немцы выдвинули обвинения». Во время оккупации он, в силу своих обязанностей переводчика, вынужден был постоянно перемещаться между Лаврой и скитом святого Василия, пока не обо­сновался спустя несколько лет в пещерной келлии свя­того Афанасия, предоставленной ему Великой Лаврой. Там отец Герасим жил затворником, исполняя свое по­стоянное «правило»: безропотно перенося страдания и мучения, причиняемые многими болезнями, которые по­стоянно давали о себе знать.     Эта пещера получила имя святого Афанасия Афон­ского, так как святой часто приходил сюда ради молит­вы и безмолвия. В ней находятся две маленькие церкви и одна келлия. Мысленное присутствие основателя Ве­ликой Лавры, учителя и наставника, славы Афона, пред­стателя и нежно любящего отца всех святогорских мона­хов, придавало новому насельнику сил для его суровых, сверхчеловеческих подвигов.     В этой пещере подвижника однажды посетил отец Феоклит из Дионисиата. Стояла зима, но день выдался солнечный. Он нашел отца Герасима снаружи греющимся на солнце. Тот рассказал ему между прочим следующее чудесное происшествие: «Выпало много снега, брат, и я сидел в пещере.   Вдруг я услышал птичку, которая, не пре­рываясь, чирикала снаружи, призывая меня со странной и непонятной настойчивостью. Это заставило меня выйти наружу. И именно в тот момент, когда я вышел посмот­реть, почему так расшумелась эта птица небесная, со сво­да пещеры, отколовшись, упала огромная глыба, которая раздавила бы меня, останься я внутри. Я восславил Бога и Пречистую за Их заступничество и предстательство».

http://isihazm.ru/1/?id=889

Кекрагарий ( кекрагарион) – так называют 140 псалом ( «Господи, воззвах...) Келарь ( келарис) – заведующий монастырским столом или кладовой, где находится продовольствие, хранитель съестных припасов. Келарня ( келарион)  – дохиарная, склад  монастырской провизии. Келейник – прислуживающий для должностного и сановного лица монашеского звания. Келейное правило – правило монахов и послушников, состоящее из молитв по четкам, поясных и земных поклонов. Келлиот – житель  в монашеской келлии. Келии – поселение монахов с 11-ю келлиями в местности Вигла, принадлежащей Великой Лавре. Келлия – отдельное монашеское жилище   (здание, постройка ) из нескольких комнат, а  иногда   из 2-3 этажей с пристроенным к нему храмом. Расположена на земле какого-то монастыря  и является его собственностью. Келлия может передаваться в пожизненное  пользование какому-то  монаху. Келлия может быть большой и численность братии в ней может доходить до 20-ти человек. Келлия находится вне подчинения скиту. Превращение келлий в скиты категорически запрещено. Келлия в честь Святой Троицы ( Профурня ?)  - келлия, зависимая от Великой Лавры в Карее, где, по преданию, жил прп. Афанасий  до основания Великой Лавры. Келлия Всех Святых–1) заброшенная келлия Свято-Пантелеимонова монастыря, находящаяся от него в пятистах метрах  на север.В здании рядом с заброшенной мельницей находятся два параклиса в честь прп. Силуана Афонского и святого  пророка Ильи; 2) келлия монастыря Дохиар, где три неверных монаха  были отлучены от причастия  и 5 лет оплакивали своей грех. Келлия «Достойно есть» - келлия монастыря Пантократор, где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой  Пресвятой Богородицы. Келлия Скуртеев – келия Великой Лавры в Карее, где провенл последние годы жизни прп. Никодим Святогорец  ( 1809). Келлия св. Архангелов ( Ягари)  - келлия Великой Лавры в Карее, где подвизались преподобные Филофей и нектарий ( ХУ1 в.). Келлия св. вмч. Георгия Победоносца – келлия в Карее, где находится конак или подворье Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010