В лаврской ризнице хранятся евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое евангелие и множество Священных сосудов. Местность вокруг Лавры в период основания обители кишела змеями. Император Никифор, желая помочь преподобному Афанасию, прислал ему в дар язык аспида (очень ядовитой змеи) в специальном чехле (также хранится в ризнице). Этот язык, погруженный в воду, придаёт ей свойства противоядия против змеиного яда. Библиотека Лавры считается наиболее крупной на Святой Горе – здесь хранится примерно 2 116 рукописей, 20 000 печатных книг и 100 манускриптов на иностранных языках, 8 карт с Коаленовского кодекса (VI век), Афонский кодекс Великой Лавры, кодекс 049, 0167. Важным местом паломничества является гробница святого Афанасия Афонского в Главном храме монастыря и часовня над чудотворным источником, находящаяся в северной части монастыря Великая Лавра, в том месте, где св. Афанасий провёл аскетические годы своей жизни. Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 23770 23754 , +30 23770 23785 , +30 23770 22586 , +30 23770 23760 Проезд: Паломники могут попасть в монастырь Великой Лавры от Кареи на микроавтобусе или паром от п. Иерисос. Своё путешествие из Великой Лавры паломники могут продолжить либо на катере, который курсирует вдоль северо-восточного берега Святой Горы , либо на такси-микроавтобусе, идущем до Кареи (на нём легко добраться до монастырей Каракал и Ивирон). Однако имейте в виду, что северо-восток Афонского полуострова выходит не к тихому Сингитскому заливу, а к бурному Эгейскому морю, поэтому здесь катер ходит не каждый день, а только тогда, когда нет волнения. Пешая же дорога (до ближайшего Каракала – 18, до Ивирона – 28 км) отнимет очень много времени и сил. Микроавтобус отправляется от Лавры каждый день в семь утра, но записаться в число пассажиров необходимо накануне. По дороге водитель, наверняка, сделает небольшую остановку около святого источника прп. Афанасия, забившего во время явления ему Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вели...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_9.html

— Но кто же Ты? — спросил изумленный Афанасий Незнакомку. — Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я — Матерь Господа твоего, — отвечала Жена. Св. Афанасий недоверчиво и с сомнением посмотрел на Нее и ответил: — Боюсь поверить этому, ибо многоразличны сети дьявола. Бывает, что и враг преобразуется в ангела светла. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов? — Видишь этот придорожный камень, — ответила Женщина, — ударь по нему твоим посохом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Только знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры. Афанасий ударил посохом по камню, тотчас же он разверзся и из образовавшейся трещины с шумом выбежал обильный поток воды. Пораженный этим чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно повергнуться ниц к ногам Пресвятой Богоматери, но Ее уже не было. Афанасий немедленно возвратился в свою обитель и к великому своему изумлению нашел опустевшие во время голода кладовые и сосуды наполненными всем нужным. Вскоре в обитель опять собралось множество братии. Св. Афанасий при своей жизни удостоился получить вторичное доказательство того, что Небесная Владычица благоволит к его обители и печется о ней. Однажды один из подвижников этой обители, благочестивый инок Матфей, во время утреннего богослужения сподобился увидеть Царицу Небесную. Она вошла в храм с двумя ангелами и начала обходить братию, причем Матфей заметил, что Она раздавала всем монеты разного достоинства, смотря по тому, кто с каким усердием молился. И сам очевидец этого видения, к великой своей радости, удостоился принять несколько монет из пречистых рук Богоматери-Экономиссы. Согласно воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры и доселе не бывает эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой — св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

– Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Благодарю Тебя, Владычица, за Твою милость с.182]. На вопрос братии, как он чувствует себя, святой Дионисий слабым голосом сказал, что душа его была уже вне тела, и он готов был явиться к Богу, но, чувствуя еще необходимость в покаянии, просил Владычицу дать на то время, и вот молитва его услышана. – Ведите же меня на Олимп, – сказал он, – потому что там должен я умереть с. 182]. Желание его было исполнено. Он не хотел окончить последние дни свои в устроенной им киновии, а просил проводить его на Голгофскую скалу, устроенную им в память палестинской Голгофы, и там собравшимся братьям объявил, что время его отшествия к Богу уже наступило. Через три дня после сего он удалился в свой олимпийский Елеон, чрезвычайно безмолвный и пустынный, но скончался в низинной своей пещере, близ киновии, где первоначально жил по прибытии на Олимп. Память преподобного Дионисия празднуется 24 января. Преподобный Евфимий Дохиарский До монашеского пострига преподобный Евфимий был одним из византийских вельмож. Он оставил мир и ушел на Афон под руководство преподобного Афанасия, еще до основания Великой Лавры. Когда же преподобный Афанасий на средства Никифора Фоки стал устраивать обитель, преподобный Евфимий стал одним из деятельнейших его сотрудников. Видя усердие преподобного Евфимия, преподобный Афанасий поручил ему должность дохиара новоустроенной Лавры. На нем лежала забота о всем продовольствии, о всех вещественных нуждах братства – и он проходил ее с усердием, верностью и честностью. Но душа преподобного Евфимия хотела больших подвигов – горела желанием безмолвия. Он советовался об этом со своим наставником. Преподобный Афанасий не только благословил преподобного Евфимия, но позволил и другим братьям Лавры идти с ним на безмолвие. Преподобный Евфимий с несколькими братьями, выйдя из Лавры, создал в месте, называемом Дафна, небольшой монастырь во имя святого Николая и в память своего послушания, проходимого им в Лавре святого своего отца, назвал его Дохиаром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дохиар [греч. Ιερ Μον οχειαρου], муж. общежительный мон-рь, посвященный св. архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен на юж. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), на склоне горы, в неск. десятках метров от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей Д. занимает 10-е место, представитель Д. каждый 5-й год участвует в работе Свящ. Эпистасии вместе с представителями Великой Лавры, Ксенофонта и Эсфигмена. Игумен - архим. Григорий (Зумис) (с 1980). Общее число братии: 20 монахов и 2 монаха в зависимой от Д. келлии. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (8 нояб.); память свт. Николая Чудотворца (6 дек.); празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница» (1 окт.). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой. История монастыря Византийский период Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести...», основателем Д. был мон. Евфимий, современник и друг прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), с к-рым он познакомился во время пребывания того в К-поле. Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с др. монахами основал рядом с совр. пристанью Дафни небольшой мон-рь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый мон-рь, во имя свт. Николая Чудотворца, на месте совр. Д. с одобрения и благословения прота и Свящ. Кинота. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон имп. Иоанна I Цимисхия ( Meyer. Р. 150), то получается, что мон-рь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. ( Παπαδπουλος. Σ. 214). Др. исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Д. в X в., относят его основание к кон. X - нач. XI в. (Παρουσα. Σ. 39). По мнению Н. Икономидиса, 1-м игуменом Д. был Иоанн, дохиар мон-ря Ксиропотам (Actes de Docheiariou. P. 5, 23), подпись к-рого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. (Actes de Lavra. Pt. 1. P., 1970. N 19. (ArAth; 5)). По мнению мон. Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия ( ωρθεος, μον. Σ. 179-180).

http://pravenc.ru/text/180375.html

Императорское Православное Палестинское Общество, считая покойнаго митрополита своим почетным членом, за неимением в столице отдела, не находилось с ним в постоянном и живом общений, но оно не можетъ, однако, не помянуть добрым словом некоторых фактов из жизни владыки, когда он выражал к его деятельности свои симпатии и благожелательность. Так, владыка митрополит Антоний охотно согласился возглавить торжественное молебствие, совершенное по случаю празднования Ймператорским Православным Палестинским Обществом двадцатипятилеия своего существования со дня открытия, 21 мая 1882 года, в Петергофском дворце 21 мая 1907 г., в присутствии Государя Императора, Государыни Императрицы, Августейшаго Председателя великой княгини Елисаветы Феодоровны, многих великих князей и великой княжны Ольги Николаевны, членов Св. Синода, членов Государственного Совета, Государственной Думы, министров и высокопоставленных гостей. Владыка вместе с прочими приглашенными в Петергофе присутствовал затем и на торжественном юбилейном заседании Общества под председательством Его Величества Государя Императора, в купеческом зале того же Петергофского дворца. На следующий день почивший митрополит Антоний совершил благодарственный молебен по тому же случаю во дворце Августейшого Председателя Общества великой княгини Елисаветы Феодоровны, близ Аничкова моста, и присутствовал на акте в том же дворце под председательством Ея Императорского Высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны. На этом акте владыка прочитал адрес Обществу от лица Св. Синода и благословил Общество на новые полезные труды в дальнейшей его счастливой жизни иконою Воскресения художественной кисти, в серебряной оправе. Вручив святую икону Августейшему Председателю, владыка-митрополит, в качестве священно-архимандрита Александро-Невской лавры, прочитал затем второй адрес от названной Лавры. «Сердечно желая ознаменовать достопамятный день двадцатипягилетия существования Императорского Православного Палестинскаго Общества каким либо добрым делом на пользу Общества, говорил митрополит Антоний, Духовный Собор Лавры, согласно журнальному определению своему, утвержденному Мною, имеет честь просить Совет Императорского Православного Палестинского Общества принять препровожденный при сем три тысячи (3000) рублей (свидетельствами 4% государственной ренты) на учреждение стипендии в Бозе почивающего Великого князя Сергия Александровича в одной из школ Общества по его усмотреннию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ранее студийские типиконы, подобно западному Уставу Св. Бенедикта, 149 не многим отличались от монастырских уставов с элементарными литургическими установлениями. Но эти литургические установления были явно студийские, и этот обычай быстро распространился из Константинополя по другим монастырским центрам. Основной святогорский устав на горе Афон, Устав ( ποτποσις) Афанасия из Великой Лавры, написанный самим Афанасием вскоре после основания Великой Лавры в 962–963 гг. – с небольшими изменениями повторяет студийский устав. 150 Этот типикон студийского типа обогащался литургически с развитием синтеза савваитской и константинопольской практики и распространялся повсеместно. Первый подобный у совершенствованный типикон был составлен Алексием, игуменом Студийского монастыря, а затем патриархом Константинополя 1025–1043 гг.» для монастыря, основанного им возле столицы. Именно этот типикон, сохранившийся ныне лишь в шести славянских рукописях, 151 Св. Феодосий Печерский перевел на старославянский в XI в. и ввел как Устав Киево-Печерской Лавры, т. е. пещерного монастыря в Киеве, колыбели православного монашества у восточных славян. С Украины он распространился по всей Руси и Московскому государству. 152 К началу XII в. усовершенствованный студийский синтез появился также в Великой Греции в полном варианте в типиконе Сан Сальваторе из Мессины (1131 г.). 153 Его можно найти в Иверском монастыре на горе Афон в типиконе Георгия III Мтацминдели (ок. 1009 – ум. 29 июня 1065 г.), т. е. «Агиорита», 154 восьмого игумена Иверского монастыря примерно с 1044 г. до его отрешения в 1065 г. Его типикон, основанный на константинопольском оригинале, датируемом временем до 906 г., был переведен на грузинский между 1043 и 1044 гг,, до игуменства Георгия. Он сохранился в нескольких грузинских рукописях, самую раннюю из которых относят к XI в. 155 Этот ключевой документ, первое полное описание литургической жизни на Афоне, показывает, что самое раннее святогорское богослужение следовало студийскому обычаю, который к этому времени был уже амальгамой студийских обычаев – Φως ι(Свете тихий) во время вечерних молитв, палестинского ρΟρος (утрени) с каноном и т. д. – с обрядом Великой церкви. 156

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В К-поле монахи были приняты при ц. Трех святителей в мон-ре Богородицы Панахрантос. Спустя нек-рое время после их прибытия Г. С. послал Каллиста и Марка на Афон, надеясь вскоре прийти к ним. Гражданская война, к-рая шла в последние месяцы царствования имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. неизвестные причины задержали Г. С. в К-поле дольше, чем он предполагал. Поэтому неск. неделями позже к нему вернулся Каллист, не пожелавший оставаться на Св. Горе, вдалеке от наставника. Через нек-рое время ученик снова ушел на Афон (весной 1328), а спустя еще неск. месяцев к нему присоединился Г. С. (Там же). Второе пребывание на Афоне При возвращении на Св. Гору, говорит свт. Каллист, Г. С. оказали торжественный прием, в особенности монахи Великой Лавры. К этому событию или ко 2-му афонскому периоду относятся слова митр. Феофана в Житии прп. Максима Кавсокаливита: «Григорий Синаит, первый исихаст… на горе Афон был горячо любим всеми отцами и братиями, которые жили на горе, и особенно старцами-исихастами. Он на самом деле был удивительным наставником исихии ума и сердца и молитвы и знал очень хорошо о нападениях злых духов - качества редкие, которые непросто обрести. По этой причине исихасты приходили к нему, чтобы изучить сердечную молитву, таинства истинной благодати и узнать, каковы признаки прелести. Все обращались к нему как пять тысяч к Иисусу в чуде умножения хлеба» ( Kourilas, Halkin. P. 82-83). Слава Г. С. перешла границы Св. Горы; множество монахов и мирян, желавших принять иноческий образ, приходили на Афон из далеких селений, чтобы присоединиться к его школе. С подобным желанием через неск. лет прибыл с Крита молодой Афанасий (впосл. прп. Афанасий Метеорский), но слишком поздно, потому что Г. С. к тому времени уже отправился в Парорию ( Σοφιανς. 1990. Σ. 134-135; Idem. 1996. Σ. 40). В тот период Г. С. жил по большей части в скитах, находившихся поблизости от Великой Лавры (Житие. 16) и его деятельность распространялась в основном на область Великой Лавры. «Старцы-исихасты», о к-рых говорит митр.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Именно в этот период, на заре второго тысячелетия появились типиконы, сначала самые простые, чтобы регулировать взаимодействие этих трех конфликтующих циклов проприя. 241 В византийском монашестве ранним примером этого является Студийский 242 и Афонский ипотипосисы и их близкий родственник – Ипотипосис преп. Афанасия Великой Лавры. 243 Студитский обряд Афона Ипотипосис преп. Афанасия Афонского Афонская Гора вступает в историю литургии в тот момент, когда Афанасий Афонский принимает студитское правило и достигает успеха, решительно насаждая общежительный устав в Великой Лавре после смерти императора Никифора II Фоки 11 декабря 969 г. 244 Преп. Феодор Студит , по-видимому, не писал правила непосредственно сам, но в его Великом катехизисе I, 1 и 33 уже упоминается правило (κανν) общего жительства (киновии), так же как это происходит в Диатипосисе Феодосия Киновиарха (Cat. I, 53 и Carm. III, 40). После смерти Феодора Студитск ое правило, или Ипотипосис, было кодифицировано его последователями. 245 О начале общежительного движения на Афоне у нас есть два Жития св. Афанасия, 246 так же как три сочинения, атрибутированных ему. Вот они, перечисленные в хронологическом порядке: 247 1 . ποτπωσις, или Правило, пратекст которого был составлен Афанасием вскоре после основания Лавры в 962–963 гг. 248 2 .Τυπικν, или Κανονικν, написанный в правление императора Uoahha I Цимисхия (11 декабря 969–10 января 976 г.). 249 Это устав Великой Лавры, декларирующей введение Афанасием киновии. 250 3 .Διατποσις, или завещание Афанасия, написанное им после 964 г. (по Лемерлю), или, вероятно, даже после сентября 993 г. (по Норе) перед смертью в первые годы XI столетия. 251 Литургическая информация в Житиях, особенно в Житии В, 26, является слишком общей и главным образом описательной, но тем не менее она позволяет нам узнать, что утреня, как и теперь, начиналась со «Слава в вышних Богу» из Лк.2:14 . 252 Но Ипотипосис – совершенно другое дело. Хотя, переписываемый в позднейших манускриптах, он является просто продолжением Завещания, 253 древнейший список Ипотипосиса Lavra Skeuophylakion 1 приводит его отдельно под глоссой, резюмирующей содержание: «О священных службах, о количестве пищи и пития, о поведении за столом и о других правилах и наставлениях». 254

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Образование И. м. связано с именами 2 груз. полководцев, приближенных царского дома Тао-Кларджети эриставов Иоанна (прп. Иоанн Святогорец) и Торникия (прп. Иоанн-Торникий). В 60-х гг. X в. прп. Иоанн в возрасте ок. 30 лет принял постриг и обосновался в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где вскоре прославился как аскет и отшельник, и к нему стали приходить люди. Ища уединения, он перебрался в мон-рь на горе Олимп в Вифинии, где, скрыв свое высокое происхождение, выполнял черную работу: чистил стойла для животных. Узнав, что его малолетний сын (впосл. прп. Евфимий Святогорец) в числе др. детей груз. вельмож был привезен в К-поль как гарант союза Византии и Тао-Кларджетского царства, прп. Иоанн прибыл в столицу Византии. После встречи с визант. имп. Романом II он увез мальчика сначала в Вифинию, затем на Афон, к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому, мать к-рого происходила из Колхиды. Именно этим мн. исследователи объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу (Там же. С. 104). На основании сведений источников о встрече прп. Иоанна с прибывшим на Афон визант. имп. Никифором II Фокой (963-969) появление прп. Иоанна в Великой Лавре датируют между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). Прп. Иоанн и сопровождающие его грузины нек-рое время оставались в Великой Лавре, но не находились на ее полном иждивении: после 969 г. прп. Иоанн получил от визант. имп. Иоанна I Цимисхия (969-976) хрисовул, согласно к-рому годовой доход от о-ва Лемнос в размере 244 номисм передавался Великой Лавре (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52). В нач. 70-х гг. X в., желая последовать примеру родственника, в возрасте ок. 50 лет с именем Иоанн принял постриг эристав Торникий, принадлежавший к груз. знатному роду Ксанских эриставов Чорчанели (Чордванели). Стремясь разыскать прп. Иоанна, он прибыл на Олимп, затем на Афон и был радушно встречен в Великой Лавре, где образовалась груз. община. По совету прп. Афанасия в 1,5 км от Лавры были построены груз. ц. во имя св. Иоанна Предтечи и келлии, получившие название «келлии Иоанна Ивера». В Уставе Великой Лавры, созданном прп. Афанасием (973-975), указано, что груз. келлий не должно быть больше 8, что означало ограничение числа монахов также до 8, насельники келлий подчинялись настоятелю Великой Лавры, келлии нельзя было продавать или сдавать внаем (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54).

http://isihazm.ru/1/?id=748

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010