Кроме совместной молитвы и общей трапезы в эти дни обсуждались накопленные вопросы.       К десятому веку относится созидание Великой Лавры Афона, свершенное преподобным Афанасием  Афонским. Средства на строительство святой Афанасий получил от видного военачальника Никифора. Соборный храм Лавры в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 963 году. И именно в этот год  военачальник Никифор стал императором Византии Никифором Вторым Фокой. Лавра  преподобного Афанасия получила статут (звание) императорского монастыря. Для монахов Великой Лавры, а, значит, и для всего Афона, преподобный   Афанасий  создал Устав (типикон) и Завещание. Эти работы  стали основой существования общежительных монастырей.   СВЯТОЙ  АФАНАСИЙ         Достойно рассказа жизнеописание святого Афанасия. Афонский патерик так начинает  повествование его жития:    «Этого небесного человека, земного ангела, безсмертных похвал достойного мужа, в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках возрастил Константинополь, а представили в нем жертву Богу Кимин и Афон». Тут перечислены места жизни святого. Отец его умер еще до рождения   Афанасия, мать также, едва успеть вскормить его, отошла в вечность. Сироткой возрастал Авраамий, таково было его имя при крещении. Его воспитывала монахиня, подруга матери. В детских играх друзья его избирали не начальником, не царем, не атаманом, как это делают дети, выделяя из своей среди достойнейшего, а называли игуменом. Следует заметить, что многие его друзья детства и отрочества впоследствии стали иноками. Сиротство Авраамия умножилось: в семь лет отроду он потерял и свою приемную матерь. Но Божие смотрение за ним  продолжалось, Авраамия заметил и привез в Византию таможенный чиновник императора. Обучаясь там светским наукам, Авраамий образовывал себя и нравственно – уже молитва была неразлучна с ним. Даровитого юношу ввел в свой дом военачальник императора.       Авраамий жил очень скромно, постнически. Яства, которые посылали ему, он  менял на простой ячменный хлеб, да и тот вкушал через два дня. Он и спал-то, сидя на стуле. И одежды, ему даримые, отдавал нищим, имел только верхнее платье, скрывая им свою наготу. Далее враг нашего спасения воздвигает на  Авраамия злобу и корысть человеческую. А произошло так:  царь приблизил  к себе Авраамия, возвел на кафедру, сделал его равным учителю его   Афанасию, а тот, по слабости, возревновал, потому что к его ученику пошли толпы людей, желающих наставления в житейской мудрости.

http://ruskline.ru/swr/2022/08/31/svyato...

Пермская икона. Сведений об этой иконе не имеется. 5 июля Икона «Экономисса» или «Домостроительница» В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру, в которую со всех сторон во множестве стекались иноки, привлекаемые высотой и строгостью подвигов ее основателя. Афанасий с радостью принимал всех приходящих к нему и вместе с ними проходил все виды монастырского послушания. Но вскоре новосозданную лавру постигло тяжкое испытание. Вследствие неурожая начался сильный голод. В лавре св. Афанасия голод чувствовался особенно сильно, и иноки, несмотря на свою привычку к строгой монастырской жизни, не вынесли постигшего лавру искушения и разбрелись в поисках себе другого пристанища. Лавра опустела; в ней продолжал оставаться один только игумен св. Афанасий, но и он впоследствии с великой скорбью принужден был оставить свою обитель. С железным посохом отправился он в свой печальный путь по дороге к Карее. После двухчасового пути св. старец утомился и хотел было отдохнуть на придорожном камне, как вдруг увидел идущую к нему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий весьма смутился от неожиданности и недоумевал, не призрак ли это? Откуда могла появиться здесь женщина, если вход женщинам на Афон строго воспрещен? Пока св. Афанасий раздумывал над этим вопросом, Жена поравнялась с ним и спросила его: — Куда ты идешь? — Кто Ты, как зашла сюда? — спросил он Ее в свою очередь, — и зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок. — Я знаю твое горе и все, что с тобой произошло, и желаю тебе помочь, — отвечала Жена, — но прежде Я хочу знать, куда ты идешь. Удивленный такой настойчивостью Ее, св. Афанасий рассказал все, что случилось с его обителью, и объяснил, как и он принужден был покинуть ее и искать себе другого пристанища. — Только это! — горячо воскликнула Незнакомка, — и ты, строгий подвижник, не вынес временного лишения и ради куска насущного хлеба бросаешь свою обитель?! Воротись! Я тебе помогу: все будет дано тебе в избытке, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место между всеми афонскими обителями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Среди сокровищ монастыря — «лимонное дерево» (серебряный семисвещник за святым престолом) и дверь между притвором и папертью из чёрного дерева, отделанная серебром, это также так называемый «далматик» (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, епископские одежды Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим. В соборном храме находятся части святых мощей мч. Феодора Стратилата; левая рука св. Василия, еп. Амасийского; левая нога св. Михаила, еп. Синадского; рука вмч. и целителя Пантелеймона; нога и плечо мц. Фотинии Самарянины; глава Феодора Пергийского; левая рука св. Евпраксии; десница мц. Параскевы; частица мощей Василия Великого; вмч. Георгия; свт. Иоанна Златоуста; свв. бесср. Космы и Дамиана; первомученика и архидиак. Стефана; апостола Варфоломея; Афанасия Великого; мч. Меркурия; Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского; Стефана Нового; св. Ипатия; Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога сщмч. Киприана; часть главы мч. Фотия; глава прп. Иерофея Иверского; глава мч. Никиты; частица мощей свт. Епифания Кипрского и миро св. вмч. Димитрия Солунского. Есть также хламида, губка и трость, через которые поруган был Господь иудеями. Монастырь Ивер обладает одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотекой, в которой хранятся 120 тыс. старинных рукописей. (обратно) 82 Прп. Афанасий Афонский (ок. 925 или 930 — ок. 1000, Афон; память 5 июля) — основатель Великой лавры на Афоне и общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона. Родился в Трапезунде, Каппадокия (совр. Трабзон), учился в Константинополе и стал известен там как искренний проповедник православия. Затем удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником прп. Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 г. он отправился на Афон. Афанасий помогал отшельникам отстаивать их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящен в 963 г. Вскоре после этого было построено еще три здания, причем все они стоят и сегодня. На некоторое время Афанасий удалился с Афона, но после видения Божией Матери вернулся как игумен и создал Типикон (Устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Сту- дита и Василия Кесарийского.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

В 1320 г., по смерти Никодима, Григорий ушел в лавру св. Афанасия, а через три года, стремясь к уединению, поселился в пустынном месте Глоссия. Однако частые набеги сарацин заставили Григория оставить свое уединение, и в 1325 г. он с синодией из двенадцати учеников, взиравших на него как на своего дидаскала, отправился в Фессалонику. Отсюда Григорий намерен был совершить путешествие в Палестину для поклонения Гробу Господню и для непосредственного ознакомления с местной монашеской жизнью, но по Божественному знамению должен был остаться в Фессалонике, где скоро был рукоположен в иеромонаха. Но шумный город был неудобен для подвижника-исихаста, и Григорий вместе с учениками удалился в окрестности Веррии и здесь основал скит. Поселившись в отдельной келье, Григорий выходил из нее только по субботам и воскресеньям для совершения Божественного таинства, а остальное время посвящал уединенной молитве. Только смерть матери заставила его отправиться в Константинополь, откуда он возвратился с двумя сестрами, и, оставив их в Веррии, сам опять водворился в учрежденном им фронтистирии и предался аскетическим подвигам. В 1331 г. Григорий, вследствие тревожных военно-политических обстоятельств, опять удалился на Афон и поселился в монастырьке св. Саввы близ лавры св. Афанасия. Усовершившись в «делании» и всех превзойдя в бодрственном и всецело деятельном подвижничестве, он потом всё свои силы посвятил совершенствованию в «созерцании», ведущем к Богу и подающем просвещение свыше. К этому именно периоду аскетической жизни Григория следует отнести окончательное у него образование определенного воззрения о так называемом «созерцании – θεωρα», и с этого же времени начинается его литературная деятельность, направленная к письменному разъяснению его аскетического мировоззрения. Слава великого подвижника постепенно возрастала. А однажды в храме Лавры, по рассказу Филофея, внезапно осиял Григория Божественный свет, когда он сосредоточил все свое внимание на себе самом и на совершавшемся богослужении Божественного таинства, и он, просвещенный свыше, прозрел будущее избрание игумена Макария в сан митрополита Фессалоники и услышал голос Богородицы об ожидающей его великой деятельности на Афоне. И действительно, непрестанная молитва , святость жизни Григория и Божественные знамения, совершавшиеся в его присутствии, побудили монахов Лавры избрать его своим духовным руководителем и игуменом. Но Григорий опять стремился к уединению и намерен был посвятить себя «умной молитве» вдали от всех. Однако ему не пришлось исполнить это сокровенное свое желание. На Афоне произошли смуты и волнения, виновником которых был калабрийский монах Варлаам (С. 5–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Конечно, без Паламы не могло обойтись и русское духовное возрождение начала нашего века.    Только незначительная часть богословских произведений св. Григория Паламы имелась в русском переводе до последнего времен. Нет полного перевода и главного и основоположного труда св. Григория — его «Триад», то есть девяти трактатов в защиту исихастов, направленных против Варлаама Калабрийц. 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец    Личность св. Григория Паламы стоит в центре религиозной жизни византийского общества XIV век.    Родившись в 1296 г. в большой и знатной семье, Григорий Палама (Palamaz) получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне, вступив в братстбо Великой Лавры св. Афанасия, где и провел большую часть двух последующих десятилетий. Его привлекала исихастская форма монашества, то есть уединение в подвиге Иисусовой молитвы: для этого он удалялся из общежительной Лавры то в Афонский скит Глоссиа, то в Фессалоники, то в Веррию (где в 1326 г., в «каноническом» возрасте тридцати лет, он был рукоположен в иеромонаха) и, наконец, обосновался на многие годы в скиту св. Саввы на Афонской горе близ Лавры св. Афанасия. В Лавру он спускался из скита для участия в воскресных богослужениях. Около 1335—1336 гг. он кратковременно занимал должность игумена Эсфигменского монастыря, затем снова вернулся в скит св. Саввы.    Именно тут до Григория дошли писания новоприбывшего в Константинополь философа, калабрийского монаха Варлаама. Интеллектуальный и духовный облик Варлаама не легко описат. По рождению он, вероятно, принадлежал к среде южно-италийских греков-униатов, но сам св. Григорий Палама в первом письме к Акиндину признает, что «он покинул родину из любви к истинному благочестию, то есть приехал на Восток, чтобы присоединиться к Православию. В Константинополе он сделал блестящую карьеру в качестве ученого и философа, пользуясь покровительством двора и Великого Доместика Иоанна Кантакузина. Но с Запада Варлаам привез не столько философские или вероисповедные убеждения, сколько общий подход к вопросу о религиозном «знании»: подход этот основывался, с одной стороны, на аристотелевском понятии о «чувственном» опыте как единственном источнике точного знания, с другой — на неоплатоническом понятии «озарения», отличающемся от христианского святоотеческого созерцания своим субъективным и индивидуалистическим подходом к мистическому знанию. Практическая мысль Варлаама была близка к современному ему западному номинализму Вильгельма Оккама: «реального» богопознания нет; есть только либо рациональные выводы из чувственного опыта, либо недоказуемые и несообщимые мистические «озарения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3286...

е. особой службе первой недели поста (см. греческую Триодь постную; в славянских Триодях русского издания эта служба больше не печатается по практическим соображениям, но отнюдь не из-за желания ограничить почитание Паламы). Да и о богословии Паламы не все забыли: оно только было обойдено вниманием в «школьном» Догматическом богословии митрополита Макария (Булгакова) , но живое вдохновение, восходящее к святоотеческому преданию через старца Паисия Величковского , никогда не теряло своей связи с исихастской и паламитской традицией. Конечно, без Паламы не могло обойтись и русское духовное возрождение начала нашего века. Только незначительная часть богословских произведений св. Григория Паламы имелась в русском переводе до последнего времени 1 . Нет полного перевода и главного и основоположного труда св. Григория – его «Триад», т. е. девяти трактатов в защиту исихастов, направленных против Варлаама Калабрийца 2 . 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец Личность св. Григория Паламы стоит в центре религиозной жизни византийского общества XIV века 3 . Родившись в 1296 г. в большой и знатной семье, Григорий Палама (Παλαμς) получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне, вступив в братство Великой Лавры св. Афанасия, где и провел большую часть двух последующих десятилетий. Его привлекала исихастская форма монашества, т. е. уединение в подвиге Иисусовой молитвы: для этого он удалялся из общежительной Лавры то в Афонский скит Глоссиа, то в Фессалоники, то в Веррию (где в 1326 г., в «каноническом» возрасте тридцати лет, он был рукоположен в иеромонаха) и, наконец, основался на многие годы в скиту св. Саввы на Афонской горе близ Лавры св. Афанасия. В лавру он спускался из скита для участия в воскресных богослужениях. Около 1335–1336 гг. он кратковременно занимал должность игумена Эсфигменского монастыря, затем снова вернулся в скит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Распорядок глав в стоглаве несколько иной: 22 глава слита с 21 главою, в силу чего и счет глав с 22 главы на единицу ниже против обычного и только лишь 45 глава, разделенная на две главы 45 и 46, восстановляет обычный порядок в счете стоглава. X. В рукописи XV в. Афоно-Ватопедской библиотеки 243, как показывает и надписание: «κ τν κεφαλαων 7 το μακαρου ββ Διαδχου, πισχπου Φωτικς τς περου το λλυρικο», имеются только извлечения из стоглава бл. Диадоха, а именно: главы 31–33, 57–59 и 85–88 (л. 235–237). В этой рукописи находим и «Το γου Διαδχου καθιερωτσεις κα ποκρσεις», надписываемые в других кодексах: «Διλογος σχολαστικο τινς πρς Συμεν τν νον θεολγον» (ркп. Святогробского подворья в Константинополе XVI в. 303 (55) л. 242–244 и ркп. в. Аафно-Дионисиатской библ. 278 л. 36–40). XI. В рукописи в. Лавры преп. Афанасия Афонского 124 К′, слово аскетическое предваряется ροι без Δι ποας δε γνσεως и подписывается просто: «Το ββ Διαδχου». XII. Кодекс 7018­1510 г. 1337 Афоно-Иверской библ. содержит в себе извлечения из стоглава блаж. Диадоха в таком порядке: 1–2, 16, 18, 28, 31–40, 47–53, 70, 73, 76–77, 84–85, 94, 96–100 с надписанием: «χ τν το γου ββ Διαδχου τν σκητικν λγων τν ρ′ κεφαλαων». XIII. Один стоглав без ροι и Δι ποας δε γνσεως имеется в рукописи в. библиотеки Лавры пр. Афанасия Афонского 128 К′, Надписание его следующее: «Διαδχου, πισκπου Φωτικς τς παλαις περου, κεφλαια σκητικ ρ′». XIV. В рукописи той же лавры XVIII в. 1211′ имеются: 1) «Тο μακαρου Διαδχου ροι», 2) Διαδχου, πισκπου Φωτιχς τς παλαις περου το λλυρικο, κεφλαια πρακτικ γνσεως κα διακρσεως. Δι ποας δε γνσεως κ. τ. λ. и 3) сто глав, о которых замечается: ν τ Φιλοχλφ δ ν, οκ γραψα νταθα. XV. В библиотеке русского Афоно-Пантелеимоновского монастыря под 791 8 мы натолкнулись на любопытные черновые работы по изданию аскетических творений св. отцов известного греческого учёного дидаскала и иерокирикса Великой константинопольской церкви Дорофея Вулизмы, скончавшегося в конце первой четверти истекшего XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Леонтий Феотокит 1189 г., игумен монастыря св. Апостолов (§ 861). Досифей 1190 г. из патриархов иерусалимских, прежде был монах студийский (§ 862). Георгий II Ксифилин 1191 г, диакон и сосудохранитель великой церкви (§ 869 Lequien 1, 275). Иоанн X Каматер 1198 г. диакон и хартуларий (§ 877−879). Михаил IV Авториан 1206 г., диакон и сакелларий (§ 920. 921. 924). Феодор II Иреник 1213 г., диакон и хартофи лакс великой церкви (§ 925). Максим И-й 1216 г., игумен монастыря Неусыпающих и духовный отец императора (§ 930. 931). Мануи л I Сарантен 1217 г, диакон (§ 936). Герман II , 1222 г., диакон великой церкви, потом вступил в монастырь (Lequien. 1, 278). Мефодий II , 1240 г., игумен монастыря Иакинфова (§ 951. 952). Мануил II Харитопул 1244 г. придворный протопресвитер (§ 960). Арсений Авториан 1255 г., монах (§ 966. 967). Никифор II , 1260 г., из ефесских митрополитов (§ 973), прежде был придворный архидиакон девственник по жизни (Ephraem). Герман III , 1267 г. из адрианопольских епископов , прежде был монахом Черногорского монастыря на востоке (Parhym e res, Pala e olog. Lib. IV. с. 12). Иосиф И-й , 1267 г., игумен галасийский (Histor. Patriarch. § 997). Иоанн XI Векк , 1275 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 1004. 1007). Григорий ИИ-й кипрский, 1283 г, из мирян, Пред посвящением в патриарха пострижен и прошел низшие степени церковные (§ 1015). Афанасий И-й 1289 г., монах из горы ганской (§ 1020). Иоанн XII созопольский, 1294 г., в мире Козьма , священник женатый; оставив жену, вступил в монастырь, был игуменом и духовником императора (§ 1025. 1029). Нифонт И-й , 1313, из митрополитов кизических (§ 1014), прежде был настоятелем лавры на Афоне (Ephraem.). Иоанн XIII Глика , 1316 г., из мирян, оставил жену и детей; жена его постриглась, и сам он хотел постричься, но удержан императором, по немощи (§ 1050). Герасим И-й , 1320 г., из иеромонахов манганского монастыря (§ 1054). Исаия , 1323 г., из монахов святогорских (§ 1061). Иоанн ХИ V Апрен , 1333 г., из пресвитеров придворных (§ 1065. Lequien. Or. C h r. 1, 297. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Подоплека, стоящая за этим вопросом, очевидна: именно византийское поглощение тревожило собеседника 272 Евфимия, вынуждая его подвергнуть сомнению легитимность древней агиополитской грузинской традиции перед лицом современного ему византийского агиоритского обихода. Из ответа Евфимия видно, что на рубеже веков относительное первенство принадлежало константинопольским анафорам. Литургия Златоуста обогнала Василиеву службу и вышла на положение главной литургии столицы, первая по порядку в новой константинопольской редакции евхология. 273 Из списка книг, которые Евфимий составил для перевода, можно увидеть, что новый синтез шел полным ходом: переведены не только синаксарий (т. е. устав) и константинопольский евхологий, но также молитвы и часы палестинского орология. 274 Устав был, несомненно, редакцией Афанасиева Диатипосиса. Ивирон находился рядом с Великой Лаврой, где Евфимий и его отец Иоанн Иверский, первый игумен Ивирона (979/80–1005), 275 были приняты самим Афанасием ок. 963–969 гг. 276 и вскоре стали его любимыми учениками, поэтому в своем Диатипосисе Афанасий назвал их правомочными блюстителями (πτροπος) Лавры, которые должны контролировать избрание последующего игумена после его смерти. 277 2. Синаксарий и лекционарий св. Георгия Мтацминдели Наиболее важный для нас афонский литургический документ, следующий после Афанасиева Ипотипосиса, – типикон, написанный рукой Георгия III Мтацминдели («Святогорца») (ок. 1009–29 июня 1065 г.), восьмым игуменом Ивирона с 1044 по 1056 год, когда он оставил этот пост. 278 Его типикон, так называемый Синаксарий Георгия Мтацминдели, дошел до нас в нескольких грузинских списках, древнейшим из которых являются кодексы Тбилиси А–97 и А–193 наряду с Sinai Georg. 4. 279 Основанный на константинопольском греческом оригинале, написанный, по Г. Бертоньеру, ранее 906 г., этот типикон был переведен в 1042–1044 гг., когда Георгий был деканозом (деканом, или экклезиархом) Ивирона, прежде чем стал игуменом. Само его название, Синаксарий, выдает константинопольское происхождение. И хотя по своему содержанию устав является типиконом студитской традиции, происходящим от Ипотипосиса Студиона и Диатипосиса Афанасия, он включает в себя также и синаксарий, заимствованный из Типикона Великой Церкви, влияние которого прослеживается в богослужениях Великой Субботы и Пасхальных богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Агия Мони. Монастырь Святителя Николая. Агия Мони /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 2 километрах южнее монастыря Панагии Хрисороятиссы расположена небольшая обитель с необычным названием - «Монастырь священников». Второе название этого, как считается, самого древнего на острове монастыря - Agia Moni (Святая обитель). Ранее его также называли монастырь св. Николая. Устное предание утверждает, что его основали около 300 года ссв. Евтихий и Николай. Ими был построен на этом месте первый храм из камней, взятых с расположенного неподалёку языческого святилища богини Геры. Название обители дали простое - Святой монастырь (Агия Мони). В X веке в Агия Мони провёл четыре года св. Афанасий, основатель Великой лавры на Святой горе Афон. Нашествие арабов помешало ему посетить Палестину, и он был вынужден пережидать его на Кипре. С пребыванием св. Афанасия в Агия Мони связана интересная история. В молодости св. Афанасий вместе с будущим императором Никифором Фокой (963 - 969 гг.) дал обет посвятить себя Богу и уйти на Св. Гору Афон. Афанасий обет выполнил - ушёл и основал известную впоследствии весь мир монашескую обитель. А Никифор замедлил, события его жизни стали развиваться по другому пути: он стал военачальником, а в 963 году - византийским императором. Афанасий обличил старого друга в нарушении обета. Именно в тот самый момент, когда Фока искал его, чтобы объяснится, святой был на Кипре. Когда же он предстал перед императором, тот шёл на встречу святому, глубоко кланяясь при каждом шаге. Но и после этой встречи каждый из них шёл по жизни своим путём. Наиболее подробные сведения об истории этого монастыря приводит В. Григорович - Барский, побывавший здесь в 1735 году. Он пишет, что изначально монастырь был богат, но затем разорён варварами и опустел. Позднее обитель была восстановлена силами Киккского монастыря, подворьем которого она стала с 1630 года. На момент посещения монастыря Барским там жили эконом и три монаха, которые занимались земледелием и животноводством.

http://sobory.ru/article/?object=23640

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010