Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРМАН МАРУЛИС Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Герман Марулис Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в. Около 1275 года, после мученической смерти Иоанна, Герман подвизался под руководством старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впоследствии Иов был избран игуменом Великой Лавры, но около 1283 года был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору. Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита , обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии . Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий. Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую лавру . Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма прп. Григорием Синаитом , которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.) . В числе духовных наставников прп. Германа были также Мирон, Малахия, Афанасий и Феодорит . В 1330-х годах в Великой лавре у него окормлялся монах Филофей Коккин , будущий святитель и патриарх Константинопольский . Скончался прп. Герман около 1336 года. За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим . Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином , не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени . Главным источником сведений о жизни прп. Германа стало житие составленное в конце 50-х начале 60-х годов XIV века святителем Филофеем (Коккиным) , имевшим личное знакомство и тесную дружбу с семьей и родственниками прп. Германа .

http://drevo-info.ru/articles/13678152.h...

 «Тихвинская» - икона Божией Матери в Ильинском скиту, из очей Которой обильно текли слезы (1877). «Троеручица» -  икона Божией Матери в Хиландарском монастыре, находящаяся не в алтаре, а на игуменском месте. «Увещание» - см. «Парамифия». «Услышательница» - икона  Божией Матери в монастыре Зограф. «Утешение» - см. «Отрада». «Фануилева» – икона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре Зограф. «Экономисса» («Домостроительница», «Эконом Великой Лавры») -   икона Божией Матери в Лавре, изображающая предстоящих Богоматери Афанасия Афонского и  Михаила Синадского. По древней традиции    Сама Пресвятая Богородица  считается Экономом Великой Лавры. «Элеовритисса» ( «Елеоточивая», «Дохиарисса») - икона Божией Матери (раньше называлась «Одигидрия»)  в монастыре Ватопед, от которой неистощимо исходит дивное благоухание. «Эсфагмени» ( «Закланная»)  - икона Божией Матери  в монастыре Ватопед, которую один диакон, не получивший от трапезаря пищи, проткнул ее кинжалом. Три года иконоубийца был ослепшим и сумасшедшим, но по молитвам братии исцелился. Его рука однако после смерти осталась черной и неразложившейся. «Ясская» («Самонаписавшаяся») - икона Божией Матери в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, знаменитая тем, что она проявилась на приготовленной иконной доске в румынском городе Яссы.       Икона Божией Матери " Скоропослушница " . (Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон). Празднование: 9(22) ноября     4. ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЕЙ И СКИТОВ   ВЕЛИКАЯ ЛАВРА :   Три креста с частицами   Честного и Животворящего Древа Господня; части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов; Честные власы  и Пелены Господа Иисуса Христа; Власы и Млеко Пресв. Богородицы; кровь Иоанна Предтечи; глава свт. Василия Великого; глава мч. Александра Пиднского; глава  прп. Михаила, епископа Синайского; глава мч. Евстратия; глава  мц. Минодоры; глава прп. Феодора Освященного; глава сшмч. Григория, просветителя Великой Армении; глава прп. Григория Доместика; глава прп. Нила Мироточивогого;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

В конце VIII века, именно в 796 году, перед Пасхою, Великая лавра подверглась нападению сарацин, живших за Иорданом. Она была разграблена и опустошена; многие иноки ее были умерщвлены, например, Иоанн, Сергий и Патрикий, память коих Церковь совершает 20 марта 327 . В первых годах IX столетия Великая лавра опять испытала тяжкое бедствие, которому подверглась вместе с другими обителями. В это время по причине междоусобиц между детьми халифа Гарун-аль-Рашида на Востоке, и в частности в Палестине, происходили страшные разбои и всякого рода насилия. В Палестине многие христиане подверглись мученической смерти, а другие толпами бежали на остров Кипр и в другие места; церкви были расхищены, многие обители разорены или совсем оставлены. Тогда оставлена была на время и Великая лавра св. Саввы. В XII веке Великая лавра была совершенно разорена арабами, жившими за Иорданом. Во время крестовых походов, когда латины овладели всеми важнейшими местами Святой Земли, лавра Саввы Освященного находилась в руках православных и игумен ее упоминается в летописях западных при явлении на Гробе Господнем святого огня в Великую Субботу. В начале XVI века лавра св. Саввы была совершенно оставлена греками по причине нестерпимых притеснений со стороны арабов. Через несколько лет некоторые благочестивые сербские иноки восстановили обитель, выстроив вне стен еще башню для защиты с приделом св. Симеона Сербского. Но спустя 70 лет после этого бедуины, напав на лавру, изгнали из нее иноков, разорили обитель, разрушили самые ее стены. С тех пор лавра оставалась в совершенном запустении более ста лет до конца XVII столетия; в этом столетии патриарх Иерусалимский Досифей совершенно восстановил знаменитую обитель Саввы Освященного и привел ее в тот вид, в каком она находится ныне 328 . Из подвижников, процветавших в Великой лавре, известны: V века – Иоанн Постник ; VI века – Иаков, Анфим, Афродисий, Флаис и Геласий, ученики преподобного Саввы; Кириак, Афанасий, Каллиник, Иоанн Савваит, Иоанн Молчальник епископ и Кирилл Скифопольский ; VII века – Антиох и Леонтий писатели; VIII века – Иоанн Дамаскин , Иоанн, Сергий, Патрикий и Анастасий, избиенные сарацинами; IX века – Иона и Михаил черноризец. Не упоминаем о тех знаменитых мужах, которые также жили и подвизались в Великой лавре, каковы: Косма Маюмский (память 12 октября), Стефан Савваит (память 28 октября), Феодор Начертанный (память 27 декабря), Феофан Исповедник Савваит (память 11 октября) и Феодор, епископ Эдесский (память 9 июля). Они действовали на других поприщах служения Церкви Христовой и в Великой лавре полагали только начало подвижничества, приготовляясь к будущей великой деятельности. Но первое место в ряду подвижников Великой лавры занимал сам основатель ее. О нем и поведем прежде всего речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодору.   Суточное богослужение в Студийском монастыре при св. Феодоре За отсутствием списка церковного устава, который можно было бы приписать самому св. Феодору, по вопросу о составе и виде суточных служб в Студийском монастыре его времени приходится обращаться исключительно к творениям св. отца. Последние позволяют сказать, что богослужение совершалось в монастыре 7 раз в сутки, начиная с полуночи [ 36 ]. На службы созывались братия звуком била. На часах упоминаются следующие псалмы: на 1-м — 5, на 6 — 90, на 9 — 85, на вечерне 103. На утрени упоминается чтение жития празднуемого святого [ 37 ], за повечерием — оглашение братии настоятелем или кем-либо из старейших иноков — три раза в неделю [ 38 ]. Литургия, по-видимому, не всегда совершалась в будни; за воскресной литургией, по-видимому, не вся братия приобщалась; но иные приобщались и за каждой литургией [ 39 ].   Ипотипосис и Диатипосис и суточное богослужение по ним Более позволяют сказать о суточном богослужении в студийском монастыре приписываемый св. Феодору ποτπωσις καταστσεως τς μονς τν Στουδον («Начертание устройства Студийского монастыря») [ 40 ] и очень близкое к нему в литургическом отношении завещание прп. Афанасия Афонского († ок. 1000 г.), основателя древнейшей на Афоне лавры [ 41 ]: Διατπωσις το σου πατρς μν θανασου, составляющее часть Τυπικν " а τοι Καονικν его (где кроме монастырско-богослужебного устава есть рассказ и об основании лавры св. Афанасия) [ 42 ]. Эти памятники на вечерне упоминают предначинательный псалом, Блажен муж с тремя «началами» (антифонами), Господи воззвах со стихирами; на утрени шестопсалмие, Бог Господь, «кафисмы псалма», в субботу непорочны, «тропари кафисм» (седальны), 50-й псалом, канон, чтения, ексапостиларий, хвалитны.   Синайский канонарь. Приблизительно такой же строй службы предполагает за собою так называемый Синайский канонарь (κανονριον), т. е. уставные замечания, преимущественно касающиеся чтений из Св. Писания на подвижные и неподвижные праздники (Триоди и месяцеслова), приложенные к богослужебному Евангелию. Этот канонарь сохранился в двух редакциях, очень близких друг к другу — одна IX–X b., другая X–XI b. [ 43 ]. По месяцеслову своему канонарь по местам совпадает с Типиконом Великой Константинопольской церкви; но что касается суточного богослужения, то хотя о нем можно здесь судить лишь по чину пасхального богослужения, не остается сомнений, что в данном случае мы имеем дело с практикою не св. Софии и песненного последования, а или Святогробско-Студийского, или, вернее, соединением той и другой практики с преобладанием второй: так, на утрени есть канон, пред ним мирная ектения (совершенно не упоминаемая на утрени в Типиконах Великой Церкви IX –Х в.), и тропарь Христос воскресе (неизвестный этим уставам) со стихами, как в Студийском и Святогробском уставах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отец Филипп из Лавры добавляет: «Он регулярно приходил навестить нас. Это был монах с полным пониманием своего служения. Он спас моего старца Амвросия, заступившись за него перед немцами: „Такого человека Божия и обвинять в саботаже!» Отец Герасим спас и десять других отцов, против которых немцы выдвинули обвинения». Во время оккупации он, в силу своих обязанностей переводчика, вынужден был постоянно перемещаться между Лаврой и скитом святого Василия, пока не обосновался спустя несколько лет в пещерной келлии святого Афанасия, предоставленной ему Великой Лаврой. Там отец Герасим жил затворником, исполняя свое постоянное «правило»: безропотно перенося страдания и мучения, причиняемые многими болезнями, которые постоянно давали о себе знать. Эта пещера получила имя святого Афанасия Афонского , так как святой часто приходил сюда ради молитвы и безмолвия. В ней находятся две маленькие церкви и одна келлия. Мысленное присутствие основателя Великой Лавры, учителя и наставника, славы Афона, предстателя и нежно любящего отца всех святогорских монахов, придавало новому насельнику сил для его суровых, сверхчеловеческих подвигов. В этой пещере подвижника однажды посетил отец Феоклит из Дионисиата. Стояла зима, но день выдался солнечный. Он нашел отца Герасима снаружи греющимся на солнце. Тот рассказал ему между прочим следующее чудесное происшествие: «Выпало много снега, брат, и я сидел в пещере. Вдруг я услышал птичку, которая, не прерываясь, чирикала снаружи, призывая меня со странной и непонятной настойчивостью. Это заставило меня выйти наружу. И именно в тот момент, когда я вышел посмотреть, почему так расшумелась эта птица небесная, со свода пещеры, отколовшись, упала огромная глыба, которая раздавила бы меня, останься я внутри. Я восславил Бога и Пречистую за Их заступничество и предстательство». В броне терпения Только тот, кто посетил Святую Гору и изучил творения преподобного Исаака Сирина , может понять, как велика добродетель терпения. Когда кто-либо постригается в монахи, афонские старцы дают ему лаконичное, но содержательное напутствие: «Доброго терпения». Беседуя между собой, они украшают свою простую речь призывом: «Терпение, терпи». Когда они пьют воду, то крестятся и опять молятся любезной им молитвой. Что касается мулов, этих необходимых и симпатичных животных, служащих средством передвижения и перевозки, то, нагружая их, святогорские отцы опять-таки призывают к терпению, говоря, например: «Потерпи, Кицо »; «Потерпи, Арапи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К., декорированные драгоценными камнями, стали первой известной формой для вместилища святыни, положив начало традиции создания ставротек. В древнейшем сохранившемся К. имп. Юстина II (Ватиканский крест, VI в., базилика св. Петра в Ватикане) есть вместилище для фрагмента Животворящего Креста, с лицевой стороны - драгоценные камни и надписи, на обороте - медальоны: Христос и Агнец Божий, бюст имп. Юстина с женой Софией. Подражания К. имп. Юстина II создавались и в период развитого средневековья, особенно в Зап. Европе; позднее образцовой формой стал двойной К., напр. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест (1161). Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) В рус. церковной практике были унаследованы и развивались типы богослужебных К., принятые в Византии. К. были медными или чаще из дерева, в металлическом (серебряном, позднее с золочением) окладе, украшенном драгоценными камнями, жемчугом и др. вставками. Наиболее крупными размерами отличались процессионные, запрестольные или выносные К. Запрестольные выносные К. в виде 4-конечного К. греч. типа в числе обязательных почитаемых святынь оставались в тех храмах или монастырях, для к-рых они создавались (напр., выносной серебряный К. XI в. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне). Монументальные К. с изображением Распятия стали частью церковного убранства, вероятно, еще в период раннего средневековья на Западе (К. архиеп. Герона (70-е гг. X в.) в кафедральном соборе Кёльна) и позже в Др. Руси. Нек-рые из них почитаются как чудотворные (Дмитровский К. из Успенского собора Дмитрова, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; К. прп. Трифона Вятского, ок. 1592, КХМ). Древнейшие процессионные К. сохранились в Вел. Новгороде и близки по виду к К. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне той же эпохи: 4-конечные (ветви почти равной длины), с медальонами в перекрестье и на концах, с длинными рукоятями (длина К. до 1,5 м; 2 выносных К. XI-XII вв. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде - медный и деревянный в серебряном басменном окладе (с добавлениями XIX в.); деревянный К. XI в. в окладе XIV в. с поздними чинками из ц. арх. Михаила на Михалицкой ул.- оба в НГОМЗ). Подобный тип процессионных К. относится к древнейшим и восходит к К. имп. Константина как протографу.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

На Афоне в правление вступил новый состав Священной Эпистасии Афон, 16 июня 2017 г.      14 (1) июня 2017 г. в административном центре Афона городе Карее, в соборном храме Протата, состоялась ежегодная церемония передачи чреды правления новому составу Священной Эпистасии – главного исполнительного органа управления Афонской монашеской автономии, – сообщает корреспондент портала « Русский Афон ». В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Гервасий Ивирит, иеромонахи Иероним Симонопетрит и Епифаний Пантократорский, а также монах Никифор Филофеевский. Генеральным секретарем уже пятый год подряд вновь стал иеромонах Феофил Пантократорский. Во время традиционной торжественной церемонии Протэпистат уходящего состава о. Варнава Ватопедский по древней афонской традиции передал жезл – символ административной власти на Святой Горе – антипросопу Великой Лавры преп. Афанасия иеромонаху Никодиму Лавриоту. В память о том, что преп. Афанасий Афонский стоял у истоков многих афонских монастырей, существующих поныне, представителю именно Великой Лавры предоставляется честь вручения игуменского посоха как всем новоизбранным настоятелям афонских монастырей, так и протэпистатам Священной Эпистасии Афона. В ходе церемонии, после молебна и поклонения чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), представитель Великой Лавры иеромонах Никодим вручил жезл о. Гервасию Ивириту, ставшему Протэпистатом вступившего в череду нового состава Священной Эпистасии. Представители этих четырех святогорских обителей сменили прежний состав Священной Эпистасии, в который в 2016–2017 гг. входили о. Варнава Ватопедский, иеромонах Филофей Кутлумушский, монах Андрей Каракальский и иеромонах Филимон Ставроникитский. На церемонии передачи власти новому составу Священной Эпистасии присутствовали представители всех афонских монастырей, гражданский губернатор Афона Аристос Касмироглу, представители гражданских властей Греции, полиции, многочисленные паломники. Священная Эпистасия (Ιερ Επιστασα - Священный Надзор) – орган, которому принадлежит исполнительная власть на Афоне. Ее состав меняется каждый год в начале июня. Расположена в Кариесе (Карее) — столице автономной монашеской республики.

http://pravoslavie.ru/104423.html

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Посещение Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского 5 июня 2013 года 5 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского. Его Святейшество сопровождают представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , председатель Синодального отдела Московского Патриархата по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, клирики и миряне — члены официальной делегации Русской Православной Церкви, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, многочисленные паломники из России. От монастырской пристани Святейший Патриарх Кирилл проследовал к святым вратам Великой Лавры. Здесь он был встречен монастырской братией во главе с архимандритом Продромом, настоятелем обители. Под пение пасхального тропаря торжественная процессия проследовала в собор монастыря, где было совершено молебное пение. По окончании молебна Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал архимандрит Продром. Он особо отметил важность посещения Афона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси для укрепления духовных связей Святой Горы с Русской Православной Церковью. В слове к настоятелю и братии монастыря Святейший Владыка сказал: «Ваше Высокопреподобие, всечестной отец архимандрит Продром! Дорогие о Господе отцы и братия! Христос Воскресе! У Предстоятелей Русской Православной Церкви сложилась замечательная традиция к братскому посещению Элладской Православной Церкви присоединять поклонение святыням Святой Афонской Горы — этого уникального духовного центра поистине всемирного значения и первоистока русского монашества.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Следует отметить, что и после 1655 года насельники Великой Лавры эпизодически отправляли рукописные книги в Россию. Так, в архиве Министерства иностранных дел Российской империи сохранились известия о поездке в Москву в 1657 году и привозе книг «афонской горы Успенского монастыря архимандритом Досифеем, афонской горы Лаврского монастыря игуменом Игнатием» 168 . Но эти книжные вклады по своей значимости не могли сравниться с рукописями, вывезенными из Лавры святого Афанасия Арсением Сухановым , и носили скорее характер формального дарения с целью получения ответных щедрых пожертвований, что явствует из следующей записи: «В 1657 году 25 апреля в Москву приехал афонской горы Успенского монастыря архимандрит Досифей для испрошения милостыни своему монастырю. 6 мая он представлялся царю Алексею Михайловичу, причем поднес царице Евангелие напрестольное, харатейное, писанное греческим языком. После аудиенции у государя ему была дана обычная милостынная дача – 50 рублей» 169 . В 1758 году в свою очередь Лаврская библиотека пополнилась даром из России: по приказу императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761) обители святого Афанасия было пожертвовано напрестольное Евангелие весом около 2-х пудов в драгоценном окладе, напечатанное в Москве в 1758 г. (Этот дар России бережно сохраняется в Лаврской библиотеке на почетном месте и до сегодняшнего дня). Другим русским вкладом в книгохранилище Лавры святого Афанасия явилось сочинение митрополита Ростовского Димитрия «Летопись всемирныя преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, от начала миробытия до Рождества Христова сочиненныя». (Рукопись русская 1758 г., на бумаге, в лист). Эту рукопись, написанную в 1758 году – в год поступления в Лавру «елизаветинского» Евангелия, – обнаружил в книгохранилище афонской обители русский исследователь В. Давыдов, побывавший на Святой Горе в 1835 году. Вполне понятно, что у русского ученого появилось желание приобрести, наряду с прочими, и эту рукопись, содержавшую важные исторические сведения. «Последние пять книг попросил я старшин монастырских уступить мне, – вспоминал В. Давыдов. – Они отказали сперва наотрез, но на следующий день пришли в мое жилище и объявили торжественно, от имени всех братии, что книги уступаются мне «в память пребывания моего в Лавре» и что мне предлагают оставить им памятник на возобновление развалившегося киоска пожертвованием суммы. По получении потребной суммы книги были мне выданы» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вот из-за очередного уступа берега показался стоящий на головокружительной высоте, величественный и строгий монастырь Симонапетра — «Симона на скале». Словно замерший рыцарь на страже удела Пречистой Владычицы! Сами понимаете, мой боевой «Кэнон» просто раскалился в руках, я только успевал менять на нем объективы — с телевика на широкоугольник и обратно, и азарт фотоохотника несколько нарушал в моей душе навеваемые пейзажем умиротворение и созерцательность. Но когда я увидел аппарат, которым работал наш («наш», я в этом уже почему-то не сомневался) Эдуард! Кажется, это была последняя модель «лейки» с объективом Lkлacca… В общем, я отвернулся и не стал отвлекаться от процесса съемки постоянно меняющейся натуры. Паром причаливал к арсанам монастырей Симонапетра, Григориата, Дионисиата, Агиа Павла, разбросанных «ласточкиными гнездами» домиков по скалам Неа-Скити, и, наконец, вот он — скит Святая Анна! Отправная точка, откуда на вершину Святой горы ведет наиболее используемая паломниками тропа. Есть еще, правда, тропы от Великой лавры и от Карули, но если от лавры тропа более пологая, чем от скита Святой Анны, то она и длиннее в несколько раз, а по самой короткой, но самой крутой тропе от Карули на вершину поднимаются только совсем уж «отмороженные» экстремалы, в основном русские… Сходятся все эти три тропы в одном месте, у источника, рядом с которым стоит третий по счету, если идти от скита Святой Анны, крест. А от этого креста к скиту Панагии, находящемуся на высоте полутора тысяч метров над уровнем моря, и далее к самой вершине, достигающей двух тысяч тридцати трех метров, уже идет одна-единственная тропа. Паром замедлил ход и начал медленно поворачивать налево. Сперва показалась за очередным поворотом берега бухта с пристанью. Над ней обильной россыпью однодвухэтажных домиков-келий, разбросанных по заросшим обильной растительностью скалам, многие из которых были увенчаны куполами с крестами, поднимался вверх принадлежащий монастырю Великой лавры преподобного Афанасия Афонского скит Святой Анны.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010