Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило). Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня. Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это — бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан. О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от гре­хов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благослове­ние Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невиди­мых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати. Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильни­ке!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и при­ятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище. Источники: http://delo.teolog.ru/deloN9027 К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

В 1885-1888 гг. на средства ризничего Св. Гроба архим. Евфимия были возведены и украшены церковь, включившая элементы средневек. постройки, и монастырские здания. Значительную помощь возрождению обители оказал Иерусалимский патриарх Никодим I ( Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1886 г.//ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. 853/28. С. 189). «В 1885 году... председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович - брат русского Императора Александра III, передал 16 000 рублей серебром на постройку церквей на Святой Земле. 3000 рублей из этих средств были пожертвованы московским жителем А. Н. Ленивовым для монастыря святого Иоанна Предтечи на Иордане. Многие иконы для церкви монастыря были написаны на средства великого князя Сергея Александровича» ( Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане. СПб., 1907. С. 5). Преемник игум. Максима архим. Григорий «на правой стороне устроил комнаты для приема поклонников» ( Дамаскин (Смирнопул), архидиак. Воспоминание о св. местах Иерусалима и всей Палестины. Иерусалим, 1908. С. 174). Монастырские строения И. П. м. были повреждены во время землетрясения 1927 г. и восстановлены в 1952-1955 гг. греч. Иерусалимским Патриархатом. С 1967 по 1993 г. монастырь пустовал, т. к. находился в приграничной зоне. В наст. время он доступен паломникам в сочельник Богоявления, когда Иерусалимский Патриарх совершает великое водоосвящение на месте Крещения Господня, и во вторник Страстной седмицы. Обычай совершать богослужение на Иордане 5-6 янв. возник в визант. период. Согласно нек-рым груз. календарям VI-X вв., отражающим традиции древнейшего Иерусалимского Святогробского Типикона, накануне Крещения (5 янв.) совершался «собор на берегу Иордана», а 6 янв.- «великий собор на Иордане в ц. св. Иоанна Крестителя» ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 379; Esbroeck M., van. L " Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle)//Bedi Kartlisa. 1980. T. 38. P. 119). Предположение К. Кекелидзе, что в 1-м случае речь идет о мон-ре, а во 2-м - о церкви на месте Крещения ( Кекелидзе. Канонарь. С. 170), небесспорно: на берегу была расположена церковь, а не мон-рь.

http://pravenc.ru/text/577918.html

в) В четвертую неделю воспоминается описанное в евангелии от Иоанна исцеление расслабленного при овчей купели, и вся неделя называется неделею о расслабленном. В своих песнопениях церковь прославляет Божественное всемогущество и славу распятого и воскресшего Господа, который Сам, как и Бог Отец, воскрешает мертвых и дает жизнь, обновляющую верующих чрез Его воскресенье, когда всею человека показал здрава прежде расслаблена суща (стих, на Господи возв. веч. недели). Празднование о расслабленном поется в понед. и вторник. г) В среду этой седмицы празднуется преполовение (половина) Пятидесятницы (т.-е. 25-й день от Пасхи). В этот день воспоминается евангельское повествование о том, как Господь в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском и в последний 8-й день этого праздника, когда совершалось торжественное возлияние воды, явил Себя, яко Бог , воззвавший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, указывая тем на предстоявшее ниспослание Св. Духа верующим ( Uoah. VII, 37. 38. 39 ). Особенности в Богослужении этого праздника по указанно церк. устава состоят в следующем: накануне праздника совершается великая вечерня с рядовою кафизмою (а не 1-й антифон только). На утрени – полиелея не полагается, а поется великое славословие, – катавасия как в самый праздник, так и в отдание праздника поется: Море огустил ecu . На литургии вм. достойно » Чужде матерем девство ». После литургии совершается крестный ход на реки или кладези для малого водоосвящения, заменивший ветхозаветный обряд торжественного возлияния воды на жертвенник. Праздник преполовения празднуется восемь дней и продолжается до среды следующей седмицы. д) В пятую неделю церковь воспоминает описанную в св. Евангелии беседу Господа с женою Самарянкою о воде живой и поклонении Богу духом и истиною. Попразднство этого праздника начинается с четверга следующей седмицы (так как средою оканчивается празднование преполовению) до субботы. е) В шестую неделю церковь воспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного, который чрез это исцеление просвещся весь... и светодавца познает и светодателя, возсиявшего из гроба тридневно. Праздник сей продолжается до среды следующей недели, т.-е. до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В литургических памятниках XIII века этот обычай возводится в правило. Так, двукратное освящение воды предписывается Севастьяновским уставом XIII века и Синодальным 456 того же времени 23 . В первый период существования христианства на Руси великое освящение воды в Русской Церкви совершалось только в канун праздника Крещения. Под именем «водокрещи» оно упоминается Ипатьевской летописью в 1148 году. Это объясняется тем, что на Руси до XIV века господствовал Студийский устав, а по указанию полных Студийских уставов славянской отрасли освящение воды предписывалось только один раз – в Навечерие Богоявления 24 . Вероятно, двукратное освящение воды в Русской Церкви началось не ранее второй половины XIII века, когда Иерусалимский устав стал постепенно вы­теснять из употребления устав Студийский. Впрочем, славянские памятники говорят как о двукратном освящении воды, так и об однократном. Первое пред­писывается, например, сербским требником XV века. Но даже в XVI веке преп. Максим Грек написал особое сочинение в защиту нового обычая совершать водоосвящение на источниках в день праздника 25 . А патриарх Никон отменил двукратное освящение воды, объясняя это тем, что в начале принятия христианства на Руси воду освящали один раз. Однако это решение патриарха Никона было отменено на Московском Соборе 1667 года, где окончательно был решен вопрос о двукратном освящении воды в Богояв­ление. Древнейшее для Русской Церкви описание чина Богоявленского водоосвящения встречается в полном Студийском уставе по рукописи XII века. По его указанию практика XII века не отличалась от современной. В одних памятниках более позднего периода (XIII-XIV веков) порядок водоосвящения почти такой же, как и теперь (служебник митрополита Киприана), в других – существенно отличается («Слово о кресте»). Современный вид чин водоосвящения получил в основном в XVI веке. Таково изложение его состава в требнике патриарха Никона 1659 года. Но и в XVII веке были некоторые разногласия по поводу времени совершения водоосвящения. В книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе» указано на совершение водоосвящения как до, так и после литургии. Лишь в 1681 году патриарх Иоаким «указал сему действу быть после литургии» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Желтов  Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка//Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150. Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds//ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge... für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808. Желтов  Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках//Кирилометодиевската mpaдuцuja и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од научен собир/И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254. Желтов  Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи  Sinait. NE МГ 93//Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126. Виноградов  А.Ю., Желтов  М.С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словне — Slovne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. 3:1. 43–71. Желтов  Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа//Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3 –41. 2. Статьи  в  «Православной  энциклопедии»  и  в  «Большой  Российской  энциклопедии» (в том числе, в соавторстве) Православная  энциклопедия Богослужение Русской Церкви X–XX вв.; Аароново благословение; Агапа; Агиасма; Агнец, в православном богослужении; Адам; Аквилейский обряд; Акила и Прискилла; Аксиос; Accessus ad altare; Алавастр; Александрийское богослужение; Аллилуиарий; Аллилуия; Алмазов А. И.; Алфавитные стихиры; Альба; Альфа и Омега; Амвон; Амикт; Аминь; Анамнесис; Анафора; Анна, дочь Фануила; Антиминс; Антиохийское богослужение; Антифон; Апостол (книга); Апостолы; «Апостольские постановления»; Армянский обряд; Артос; Архидиакон; Архиерейское богослужение; Архимандрит; Афон; Балдахин; Барберини Евхологий; Барселонский папирус; Белого монастыря Евхологий; Библейские песни; Благовещение Пресвятой Богородицы; Благодарственные молитвы после Причащения; Брак; Варлаама Хутынского Служебник; Velatio; Великая пятница; Великая суббота; Великие понедельник, вторник, среда; Великий пост; Великий четверг; Великое славословие; Венчание брака; Вечерня; Вечеря; Вима; Водоосвящение; Воздвижение Креста Господня; Воздýх; Воскомастих; Воскресенье; Вседневные антифоны; Всенощное бдение; Встреча архиерея; Второбрачие; Вход; Вход Господень в Иерусалим; Входные молитвы; Входный стих; Георгия Мтацминдели Типикон; Гимнография; Главопреклонная молитва; свт. Григорий, еп. Акрагантийский; свт. Григорий Двоеслов; свт. Григорий Богослов; прп. Григорий Декаполит: Гимнография; свт. Григорий Палама; прп. Григорий Синаит; «Да исполнятся уста наша»; Дейр-Балайзы папирус; Диакон; Диаконикон; Диаконисса; Диалоги литургические; Дикирий; Догматик; Духов день; Евергетидский Типикон; Евхаристия; Евхологий; Ектения; Епископ; Жертва; Залог; Иеромнимон; Интронизация; Institutio; Канон;  Карабинов И.А.; Катавасия; Кирилл Иерусалимский.

http://bogoslov.ru/person/254049

Какой тропарь и кондак праздника? Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. (Русский перевод.) Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак. Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. (Русский перевод.) Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет Твой озарил нас, сознательно воспевающих Тебе: пришел и явился Ты, свет (ни для кого) недоступный. Какое Евангелие? О крещении Спасителя от Иоанна и о явлении при сем св. Троицы. Мф. 3:13–17 . Зач. 6. Что особенно поучительного в празднике? Явление Пресвятой Троицы при крещении Спасителя научает нас вере в сию Троицу. Хотя для нас и непостижимо, каким образом Бог един и вместе Троичен; однакож то истинно: так учит Сам Бог в свящ. писании и так видимо показано было при крещении Спасителя. Самое крещение Спасителя научает необходимости крещения для нашего очищения от грехов и вечного спасения. Христос для того и крестился, чтобы показать нам пример. Какие особенности праздника Крещения Господня? К достойному празднованию великого праздника Крещения верующие приготовляются навечерием, т.е. постным днем перед ним, так называемым сочельником или сочевником. В навечерие сие совершаются утром особо отличные от обыкновенных часы, называемые царскими, на которых читаются приличные празднику, т.е. такие, где говорится о празднике, паремии, Апостол и Евангелие; затем, в половине дня, совершается литургия, б.ч. Василия В. вместе с вечернею, после которой бывает в самом храме великое водоосвящение; по вечеру или утром в самый праздник совершается всенощное бдение, начинаемое великим навечерием, на котором поется торжественнейшая песнь пр. Исайи, где очень часто повторяются слова: «Яко с нами Бог» которою свидетельствуется о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Спасителя, и после литургии бывает крестный ход на так называемый Иордан, т.е. на реку – пруд или колодезь, для совершения водоосвящения; после, священно- и церковнослужители ходят по домам прихожан для кропления сей свящ. водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа… Днесь вод освящается естество и других. Затем читаются паримии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6), в которых предсказывается Крещение Господне от Иоанна. Пророк показывает радость, которой исполняются люди от почерпании воды от источника спасения: Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55, 1, 6–7). Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и моря и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9–12) о Крещении Господа. Церковь так призывает Господа с небес на земные воды: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая; Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты к дыханиям воздух излиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются – Бог Сын неописанный, безначальный же и несказанный – Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. При этом совершается каждение над водой. А освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

порядок. Богоявленское В. известно во всех вост. литургических традициях, кроме восточно-сир. ( de Puniet. 1910), и совершается в память об освящении вод р. Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» ( Ioan. Chrys. De bapt. 2). Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594-603). Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального (8-го) гласа Θων Κυρου (    ) все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/155063.html

Поскольку ее предложили забрать в наш храм, тут чувствовалось продолжение этой воли. Много лет прошло до 2017 года. Икона просто стояла. Средства не появились, но одна наша замечательная прихожанка, реставратор высокого уровня, Елизавета Старцева, сказала, что слышала про икону, предложила попробовать ее размыть. Просто такое служение родному храму. Взяли большую машину, в легковую она не влезает - большая слишком икона, и отправили к ней домой. Первым делом она размыла лик Младенца. Прислала мне Его фото. Сразу стало понятно, что это письмо 17 века. Я возблагодарил Бога за то, что я не утилизировал ее, что Господь вразумил рабу Свою заняться иконой. Это происходило помимо ее основной работы и длилось в течение двух лет. Через два года мы ее привезли в храм и она стала главной Богородичной иконой нашего храма. Мы закрепили ее в трапезной части на стене, к ней можно подойти и приложиться даже когда центральная часть храма закрыта. Для нас это великое утешение, потому что никакого отношения к уничтоженному и исчезнувшему городу Корчева наш храм не имеет, но почему-то Матерь Божия сберегла эту икону и промыслила так, что она попала к нам. Это наше утешение и радость, свидетельство попечения Богородицы о нашем храме, о нашей общине. Приглашаю всех. Улица Маросейка, 14, с утра и до вечера приходите поклониться чудесному древнему образу. В воскресение в 17 часов мы всегда служим параклисис, канон с акафистом и водоосвящением.   Вопрос: - У нас много святых, ведомых и неведомых. Каждый человек по духу себе выбирает любимую икону, святого. Это правильно? У Вас есть такие?      о.Федор: - Не только у всех нас, но у Самого Господа был любимый ученик. Это не значит, например, что Петра или Иакова Христос любил меньше, чем Иоанна Богослова. Они все были Его любимцами. Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса - это слова апостола Павла. По человечеству Иоанн богослов был наиболее созвучен Христу. Он был очень молодой, на всех иконах он изображается безбородым молодым юношей. А на Тайной Вечере Господь ему указал на Иуду, который Его предаст, а Петру не указал, потому что Петр Иуду просто растерзал бы.

http://radonezh.ru/2021/08/21/u-nas-mnog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010