Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙКОВСКИЙ ТРЕБНИК (София. НБКМ. 960), один из древнейших кириллических списков Требника , имеющий большое значение для изучения истории болг. языка и южнослав. книгописания, древнейшей слав. гимнографии и русско-южнослав. культурных связей домонг. периода (см.: Древнерусские (восточнославянские) влияния ) и сербско-болг. связей XIV в. З. Т. представляет собой пергаменную рукопись 1-й трети XIV в. среднеболг. извода с западноболг. орфографическими особенностями и сербизмами (серб. список с болг. оригинала) без начала и конца. Кодекс размером 19,5×16 см в наст. время состоит из 96 листов, но первоначально, по подсчетам исследователей, их могло быть ок. 130 ( Цибранска, Мирчева. 1999. С. 166-167). Письмо З. Т. в отдельных местах настолько близко к почерку анонимного основного (1-го) писца древнейшего (1319) серб. списка Устава церковного Иерусалимского (Белград. НБС. 6 старого собрания 402 по каталогу Л. Стояновича) - ркп. погибла в 1941) в переводе архиеп. Никодима (см.: Типик архиеп. Никодима. Београд, 2004. 1. Л. 2-4 об., 11-179 об.), что можно говорить об их тождестве. Последнее обстоятельство позволяет уточнить датировку З. Т., не имеющего записей о времени и месте создания (в лит-ре ркп датируется XIV в. без уточнения или 1-й пол. XIV в.), и надежно связать ее происхождение с одним из скрипториев Сев. Македонии или (что менее вероятно) Афона. Иллюминация З. Т. ограничивается выполненными киноварью инициалами и декоративным письмом заголовков. Кодекс поступил в собрание НБКМ после 1922 г. от Н. Цанова из Видина, название получил по именам владельцев XIX - нач. XX в.: Цеко Зайко, приобретшего книгу на Афоне, и его сына, видинского торговца Томы Зайкова. По составу З. Т. представляет собой мирской Требник - он содержит чины: Крещения (л. 1-11 об., без начала), «на пострижение власом отрочища» (л. 11 об.- 13 об.), братотворения (л. 13 об.- 16 об.), обручения (л. 16 об.- 18) и венчания брака (л. 18-27), великого водоосвящения (л. 27 об.- 35), исповеди (л. 35 об.- 42), а также молитвы (в т. ч. апокрифические) на разные потребы (л. 42-48), «чин износить лития в праздники Господския» (л. 48-56), «последование на исход души» (л. 56-61) и чин бельческого и священнического погребения (л. 61-95 об., без конца, с большой утратой в середине). Отдельные чины в составе З. Т. восходят (возможно, опосредованно) к разным (и разновременным) оригиналам.

http://pravenc.ru/text/182485.html

Водоосвящение Водоосвящение . Современная богослужебная практика различает двоякое водоосвящение,великое и малое. Первое, иначе называемое последованием св. богоявлений, совершается по действующим постановлениям дважды: накануне Богоявления в конце литургии или вечерни, а также в самый праздники после литургии на реках или источниках. В том и другом случае состав его вполне одинаков. Чин водоосв. начинается пением тропарей: «Глас Господень на водах», «Днесь вод» и т. д., в которых воспевается крещение Спасителя. Далее, в трёх паремиях из кн. пр. Исаии (35:1–10; 55:1–13; 12:3–6) изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю, радость церкви о почерпании воды от источников спасения. Затем в апостоле ( 1Кор.10:1–4 ) указывается на те вещи, лица и события, которые в ветхом завете были прообразом И. Христа, а в евангели ( Мк.1:9–12 ) говорится о самом крещении Господа. После евангелия следует ектенья «миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Затем священник тайно читает молитву: «Господи Иисуе Христе», и гласно «Велий еси Господи», прося Господа освятить воду наитем св. Духа и троекратно благословляет её рукою, при троекратном произнесении слов: «сам убо, человеколюбче царю, прииди и ныне наитием св. Духа, и освяти воду сию». По окончании молитв священник, благословляя воду крестом, погружает его при пении тропаря: «во Иордане крещающуся тебе Господи». После этого, обратившись на запад, кропит св. водою крестообразно на все стороны, даёт целовать крест, окропляет целующего и, при пении стихиры «воспоим вернии, еже о нас Божья благодеяния величество», входит из крестильни в храм. Установление богоявленского водоосв. некоторые усвояют св. Матфию, о чем будто бы говорит приписываемая ему 29 гл. VIII кн. Ап. Постановлений молитва при освящении воды. Но, судя по её выражению: «Сам и ныне Христом освяти воду сию о имени принесшего», данная глава имеет в виду освящение воды для частных нужд и потребностей. Гораздо естественнее и правдоподобнее мнение тех, которые производят обряд богоявленского водоосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (комментарий в русле истории) Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Диакон Михаил Желтов Водоосвящение Статья из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. На греч. – Agiasma (топ hudaton); на лат. – aquae benedictio, церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Древнейшей общецерковной практикой является водоосвящение в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященным елеем и св. миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального водоосвящения на Востоке в V–VI вв. сформировались чины водоосвящения на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского водоосвящения таковы, что оно уподобляется Водоосвящению при Крещении и называется Великим водоосвящением. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для придания ей целебных свойств; сохранился ряд молитв водоосвящения такого рода. К молитвам водоосвящения для целей врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения, а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов. Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать водоосвящение через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого водоосвящения (водосвятного молебна) и схожих чинов.

http://sedmitza.ru/text/413021.html

Скачать epub pdf 351. Святая вода Богоявленская Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое время по благочестивому усердию желающих. Одно из великих водоосвящений совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое водоосвящение совершается в церкви, – в воспоминание того древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже на прудах и при колодцах, – в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест, изображающий Самого Христа, – называется «Иорданом». Та и другая вода, освященная в это время троекратным погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется «святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста, «никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением». Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане. Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 120-летию освящения Храма Христа Спасителя (комментарий в цифрах и фактах) Храм Христа Спасителя Чин Великого Освящения Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя (историческая церемония) Освящение Храма состоялось 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883г. и было приурочено к важнейшему из государственных праздников – коронации императора Александра III. Съезжавшиеся в Москву на праздник коронации представители всех земель в России принимали участие в церемонии освящения Храма Христа Спасителя. Символически в этом торжестве участвовала вся Россия. НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ (7 ИЮНЯ 1883г.) 16:00 Святые мощи из церкви Двенадцати Апостолов доставляются в Большой Успенский Собор и устанавливаются на главном престоле. 16:00 В Храме Христа Спасителя совершается малая вечерня, с малым звоном, после которого было совершено водоосвящение (Преосвященный Алексий, епископ Дмитровский с двумя архимандритами – Давыдовой пустыни, Дмитровского Борисоглебского монастыря, Сошественским протоиереем, иеромонахом Андрониева монастыря Дионисием, протодиаконом Архангельского Собора, диаконами: Ильеобыденским и Спасобарыковским и местным духовенством со своими золотыми обличиями. Певчие – Чудова монастыря. 18:00 Храм Христа Спасителя: после обычного благовеста и звона было совершено всенощное бдение Высокопреосвященным Митрополитом Иоанникием с четырьмя архимандритами, назначенными на освящение Храма, протоиереями – Кафедральным, ректором Московской семинарии, Иоанно - Предтеченским, под Бором и Николоявленским, местным духовенством и протодиаконами, назначенными на освящение храма. Свечи в лампадах не зажигались. Певчие – Синодальные. 18:00 Всенощное бдение во всех церквях Москвы. ДЕНЬ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (8 ИЮНЯ 1883г.) 8:00 В Храме Христа Спасителя начался перезвон к водосвятию. Водоосвящение совершили преосвященный Мисаил, епископ Можайский с архимандритами Высокопетровским и Дмитровским и местным духовенством.

http://sedmitza.ru/text/396888.html

Сортировать по Исключить новости Что нужно знать о Святой воде? Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. 17 января, 2005 Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. Что такое Святая вода? Существует ли молитва на принятие просфоры и Святой воды? Почему Церковь молится о водных источниках? Об этом Вы узнаете в статье! Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь. Об использовании святой воды Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Богоявления. Великая Агиасма 19 января Православный мир отмечает праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В навечерие и в самый день праздника в храмах будет проходить чин Великого водоосвящения. Богоявление Статья из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г. Богоявление 1) в Свящ. Писании и богословии - имевшие место в истории явления Бога человечеству (см. ст. Теофания); 2) в литургической жизни Церкви - один из древнейших праздников христ. календаря (греч.- Επιφνεια, Θεοφνια). Возникновение праздника Б. следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, напр., в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 янв. В IV в. сначала на Западе, а к кон. века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Б. остается Крещение Господне. В наст. время повсеместно Рождество и Крещение (под названием Б.) празднуются раздельно (в правосл. Церкви службы на эти праздники имеют много общего); лишь в Армянской Церкви с VIII в. в содержание праздника Б. включается также и Рождество. Дни между праздниками Рождества и Крещения считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста (см. ст. Святки). Лит.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1; он же. Рождество Христово. К., 1916. (Христ. праздники; кн. 4); Botte B. Les Origines de la Noël et de l " Épiphanie. Louvain, 1932; Talley T. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986. Агиасма Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Агиасма [греч. ϒασμα - святыня; церковнослав.  - святая вода]. 1. Греч. слово «ϒασμα», искусственно созданное при переводе ВЗ и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте передает, как правило, евр.

http://sedmitza.ru/text/933532.html

Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010