Разделы портала «Азбука веры» См. также: Минея. Январь. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав. Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

http://azbyka.ru/chin-velikogo-osvyashhe...

В океане жара, светит яркое солнце, от него никуда не скрыться. Пытался прятаться в каюте, но она нагревается, как духовка, — сообщил в воскресенье Конюхов. По словам путешественника, при такой жаре он предпочитает работать веслами по ночам. 21 января, ПРАВМИР. одиночку Тихий океан от Чили до Австралии на весельной лодке «Тургояк», прошел 1700 миль, сообщает пресс-служба путешественника, передает ИТАР-ТАСС. Накануне, в воскресенье, Конюхов сообщил: «В океане жара, светит яркое солнце, от него никуда не скрыться. Пытался прятаться в каюте, но она нагревается, как духовка». По словам путешественника, при такой жаре он предпочитает работать веслами по ночам. На праздник Крещения Конюхов, имеющий сан священника, провел великое водоосвящение в Тихом океане. Пока «Тургояк» идет быстрее, чем ожидалось в начале экспедиции. По курсу до австралийского города Брисбена, где Конюхов планирует пристать к берегу, осталось 6093 мили. Атлантический океан в 2002 году Конюхов на весельной лодке-одиночке пересек за 46 суток. Тихий океан он надеется преодолеть за 200 суток.         Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2023 10 января, 2020 2 апреля, 2019 24 марта, 2019 17 марта, 2019 1 февраля, 2019 29 января, 2019 30 октября, 2018 24 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/fedor-konyuxov-preodol...

СЛОВО в повечерие Богоявления Господня И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса ( Мф. 3:16 ) В один день великие дела Божии совершились на земле: Крещение Сына Божия в водах Иордана, схождение Духа Божия на Иисуса и свидетельство с небес Бога Отца о Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе. Богоявлением и действием всей Святой Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа – началось дело спасения человеческого рода. Ради Божественных заслуг нашего Спасителя, Отец милосердия благоволит к человечеству. «Ради вочеловечения Иисуса Христа». 3 Он продолжает бытие мира, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Ради вечного ходатайства Сына Божия у престола Правды Божией, ниспосылаются беспрерывно людям временные и вечные блага. Каждый из нас, по званию христианина, щедро одарен великими дарами спасения. По примеру Спасителя, все мы крещены водою во имя Пресвятой Троицы – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В таинстве святого Крещения Духом Святым мы возрождены для добродетельной и святой жизни. Ради возлюбленного Единородного Сына Своего Отец Небесный и нас усыновляет Себе и обращает к нам отеческое Свое благоволение. Предстоящий праздник Богоявления и вместе с ним – Крещения Господня, вызывая в душе чувства благоговения, обязывает каждого христианина привести на память обеты, данные при совершении над нами, во имя Св. Троицы, Таинства св. Крещения. Перед Животворящим Крестом Иисуса Христа и Его Евангелием наши восприемники от св. купели за нас поручились в том, что великий дар Крещения, дар непорочный и чистый, мы сохраним верою и служением единому Богу, в Трех Лицах поклоняемому; исполним святую Его волю, запечатленную в заповедях Закона Божия, раскрытых Иисусом Христом в Евангелии, св. апостолами в их Посланиях, св. боговдохновенными мужами в Библии, уясненных великими проповедниками и богоносными учителями и отцами Православной Святой Церкви Божией. В Крещении Господнем св. Матерь наша Церковь издревле видела не только прообраз духовного возрождения в купели Крещения, но и действительного освящения всей водной стихии прикосновением к ней воплощенного Божества. Отсюда производят и существующее в христианстве установленное крестное хождение «к естеству вод» (Стихира на Великое водоосвящение, глас 8), и водоосвящение, которое есть как бы безграничное распространение освятительных действий, бывших при Крещении Спасителя в Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 18 января 2008 г. 18:20 В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр , сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника . «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе , который отмечает в этот день престольный праздник.

http://patriarchia.ru/db/text/352448.htm...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в храме Христа Спасителя Москва, 18 января 2008 г. В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр, сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе, который отмечает в этот день престольный праздник.

http://pravoslavie.ru/25534.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Великое освящение воды совершил в Богоявленском соборе столицы Патриарх Алексий 19.01.2002 Великое освящение воды совершалось 19 января, в праздник Крещения Господне в православных храмах и, по древней традиции, на водных источниках России. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы чин освящения воды совершил после праздничной литургии Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Его Святейшество напомнил верующим, что к крещенской воде " надо относится с благоговением - это великая святыня " . " В этот святой и торжественный день освящается вся природа, и мы прибегаем к этой святыне особенно в болезни и дни испытаний " , - сказал Предстоятель Русской Церкви. Патриарх пожелал верующим укрепляющей силы благодати Божией. Церковный год > > Крещение Господне ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Крещение Господне в Ставрополе ознаменовано богослужением в новопостроенном храме Федоровской иконы Божьей Матери 19.01.2002 Отмечаемый 19 января праздник Крещения Господня в Ставрополе был ознаменован богослужением во вновь построенном храме Федоровской иконы Божьей Матери - покровительницы женщин-рожениц. На пожертвования верующих он возведен на территории городского больничного комплекса, рядом с родильным домом и по волеизъявлению рожениц стал местом совершения крещения появляющихся на свет младенцев. Закладной камень в фундамент вновь возведенного храма был несколько лет назад освящен совершившим тогда поездку по приходам Ставропольского края Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Храмовое здание больничного комплекса спроектировано в двух уровнях под семью золочеными куполами со звонницей, колокола для которой отлиты уральскими мастерами-литейщиками. ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Тысячи православных верующих приняли участие в молитве по случаю Крещения на Западном и Восточном берегах реки Иордан 19.01.2002 Тысячи православных верующих собрались 18 января на Западном и Восточном берегах реки Иордан для молитвы по случаю Крещения. Подобное моление проводится впервые после оккупации Израилем в июне 1967 года Западного берега Иордана, находившегося тогда под юрисдикцией Хашимитского Королевства. Иорданские военнослужащие на восточном берегу реки и израильские - на западном не позволили верующим приблизиться к священным водам, в которых Иисус Христос принял крещение от святого Иоанна Предтечи. Иорданский архимандрит Христофос Ханна благословил всех собравшихся.

http://zavet.ru/news/news020117.htm

Господь создал воду, яже над твердию и яже под твердию, и отделил воду от суши на земле. Сия есть первозданная стихия мира, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружает землю и окружается ею: в суше находит она границу свою, а вместе и основание свое: вода не может утверждаться без суши и земля без влаги разсыпается в прах. Вода угашает огонь, как противоположную и отталкивающуюся стихию, и однако пребывает с ним в сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнем умаляется действие воды, от их соединения пораждается влажная теплота жизни. Огонь и вода таят в себе смерть миру – во всеобщем потопе и последнем огне, в коем небеса и земля прейдут с шумом, но они же его обновляют, через омовение и очищение. Крещение совершается водою и духом, Духом Святым и огнем. Огненные языки Пятидесятницы низошли и на водную стихию. Это совершилось в крещении Господнем. Стихии мира почувствовали Христово Богоявление и вострепетали от Него. Море побегло, водяная стихия подвиглась, зря приближающегося Господа, приемля Его в себя и на краткое мгновение покрывая Его Пречистое Тело. Церковь свидетельствует о трепете водной стихии псаломскими словами: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Чтó ти есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? (прокимен) – Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возврщает струи, Владыку зря крещаема» (тропарь). В крещении Христовом не только малая часть Иордана, но и всех вод освящается естество: оно прияло в себе Невместимого и покрыло собой Неприступного. Воды прияли воплотившееся Слово, Сына Божия, но вместе с Ним и Духа Святого в виде голубине, посланного Отцем, здесь совершилось – очистительное всея пресущн ыя Троицы действо. Благословение Иорданово исполнилось силою, действом и н аитием Святаго Духа, которое и ныне испрашивает святая Церковь на освящаемые воды. Дух в виде голубине, сошедший на крещаемого Господа, нисшел и на воду крестящую и соделал в Иордане новую благодатную духовную воду, скачущую в жизнь в чную. Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспослав Святаго Твоего Духа (Требник). О сей воде сказано Господом Никодиму:аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие ( Иоан.3:5 ). Вода Иорданская соделалась святой и святящей, ибо крещение Господа явилось начатком крещения человеческого рода. Событие Иорданское не было преходящим, исчезнувшим безследно, но сила крещения Господня пребывает в Церкви, и в ней пребывает и благодать водоосвящения Иорданского. Всякое крещение христианское есть крещение в водах Иорданских, ибо крещаемые воды освящаются благословением Иорданским. И великое водоосвящение, совершаемое ныне в навечерье Богоявления, было первоначально таким освящением вод крещальных для готовящихся к просвещению и в этот день обычно приступавших к св. крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Израиль Раздел Иерусалима: что ждет христианские святыни? На политической повестке дня - вновь обострившийся вопрос о статусе Иерусалима. Американские христиане обратились к президенту США с просьбой оказать содействие в решении израильско-палестинского конфликта. Что ждет христианские святыни в случае передачи Восточного Иерусалима Палестине? Комментируют эксперты. Патриарх Иерусалимский Феофил: «Мы хотим, чтобы Иерусалим был открытым городом» 141-й патриарх Иерусалимский Феофил III рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением. Великое Водоосвящение на Иордане Две тысячи лет назад здесь учил Иоанн Предтеча, и именно сюда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос. Город тщеты Две тысячи лет это место притягивает людей — когда-то ничем не примечательный городок неподалеку от Иерусалима. Вифлеем, правда, старше и гораздо радостнее: ведь здесь Иисус родился и спасся от солдат Ирода, а в Иерусалиме Он был предан, пытан и казнен. Вандалы уничтожили Гластонберийский терновник, посаженный, по преданию, Иосифом Аримафейским Этот терновник имеет 2000-летнюю историю и, по преданию, был посажен святым Иосифом Аримафейским в I веке. Сейчас полиция пытается установить мотивы преступления, в результате которого от дерева осталась лишь часть голого ствола. Следствие не исключает и религиозных мотивов Праздник Успения Богородицы (28 августа): «Во Успении мира не оставила еси…» Последние годы Своей земной жизни Пресвятая Богородица провела в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Господа нашего Иисуса Христа, на горе Сион. Сейчас на этом месте стоит католический храм Успения. По лезвию ножа: Вифания. Часть 2 Любая христианская школа очень ценится в обществе, по качеству образования - это небо и земля по сравнению с обычной школой. Поэтому каждый уважающий себя араб соберёт последние гроши, но отдаст ребёнка именно в частную христианскую школу.

http://pravmir.ru/tag/izrail/page/12/

О святой воде Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

http://pravoslavie.ru/28980.html

Традиции Великой Пятницы ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ Мария Свешникова [ См. также: Великий пост Страстная седмица Пасха ] Последние десятилетия XVII века - времена царствования Алексея Михайловича - для Православной Руси были наполнены весьма важными событиями. Однако 1666 год оказался знаменательным еще и тем, что вместе с Александрийским патриархом Паисием и Сирийским Макарием Россию посетил диакон Павел Алеппский, полюбивший нашу страну и описавший наши традиции в своих дневниках. На Страстную Пятницу очень интересным был чин омовения святых мощей. Этот удивительный обряд существовал, очевидно, только на Руси. Патриархи (Никон, Паисий и Макарий) и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора. Затем торжественным крестным ходом они направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста и животочное миро. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор, где после чтения часов и поучений на каждый час совершалось великое водоосвящение с пением тропаря " Во Иордане... " . При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху Никону, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и затем снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх Никон сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. С особой торжественностью переносился патриархом ковчежец с ризой Господней: он нес его на главе. В это время звонили во все колокола. Ковчежец, полуоткрытым, также погружали в воду.

http://zavet.ru/patntrad.htm

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010