Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

http://pravoslavie.ru/28980.html

§ 114. На кануне крещения «часы и обедня с вечернею», а на само крещение «утреня и обедня» отправляются точно так же, как пред P. X. и на самое Рождество. – Сверх сего, в навечерие крещения, после обедни и вечерни, совершается в церкви водоосвящение великое 217 , в память древнего обычая – освящать воду для крещения оглашенных, которые, как пред другими великими праздниками, так особенно в это время – перед «крещением», всегда крестились в большом количестве; а у нас освященная на кануне крещения вода служит для освящения верующих и жилищ их: первых чрез окропление и питие, вторых – чрез окропление. – На самый праздник, то же «великое водоосвящение» совершается, после обедни, на реке, или колодезе, для чего бывает торжественный крестный ход из церкви на воду. Замечание о Богослужении в день Благовещения § 115. Благовещение непременно приходится праздновать, или в велакий пост, или на страстной седмице, или даже на святой, т. е. в такое время, когда прочие праздники, или почти вовсе не празднуются, или, по большой части, переносятся на другой день, даже на другую седмицу, и вообще празднуются, так сказать, не вполне; «Благовещение» же, по важности своего заачения, не подвергается такому ограничению и празднуется тогда, когда именно приходится, – во всякое время и во всякий день, даже на самую Пасху: и в этомь последнем случае «служба» его не оставляется, а соединяется с «службой пасхальной», только, разумеется, уступая этой последней первенство. 210 Здесь рязумеются: обычай – украшать зеленью и цветами, как храмы, так и домы, и всеобщее коленопреклонение всех молящихся, во время чтения особенных молитв на вечерне. 211 А Пасха, в завеи этого, имеет необыкновенно длинное попразднество, превышающее и Рождсственское «предпразднество», именно оно продолжяется целых 38-мь дней, т.е. до самого Вознесения. 212 Сочевник от сочева, попросту называемого: кутья, которая, в этот день, употребляется всеми православными на трапезе. 213 От этого обстоятельства, а равно и от того, что в Царе-граде, при греческих царях, эти часы, самым торжественным образом, отправлялись в царских палатах, произошло и самое их название: царские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь праздника. Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе! Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший. Праздник Крещения Господня Этот Праздник иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан. Из книги " Закон Божий " , Серафима Слободского [ главная библиотека новости родителям ] Шкив тормозной Шкивы по чертежам Промышленные шкивы всех типов. Разработка по чертежам

http://zavet.ru/kalendar/kr-004z.htm

Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию. Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери , образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII - нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка. Лит.: Изображение икон Пресв. Богородицы, в правосл. Церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М., 1853. С. 66; Лебедев А. Моск. кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV - нач. XX в.//Погибшие святыни: Сб. мат-лов. СПб., 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля//Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храме-усыпальнице московских государей//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/149309.html

О Н. как кануне всех двунадесятых праздников говорится и в более поздних монастырских Типиконах: напр. в Мессинском Типиконе 1131 г. сказано, что «в Н. (ν τας παραμονας) праздников Господских и Богородицы на вечерне (ες τ σπερινν) не стихословим» (т. е. кафизма отменяется) ( Arranz. Typicon. P. 4). При этом сам термин «Н.» применяется в этих уставах лишь к канунам праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения, когда на вечерне, относящейся к празднику, имеют место свои особенности, в частности совершается литургия. Характерно, что в Иерусалимском уставе всенощное бдение перечисленных праздников начинается с великого повечерия , а не с вечерни (к-рая уже была пропета в предшествующем богослужебном собрании), как в остальные двунадесятые праздники. Богослужение Н. Рождества Христова и Крещения Господня по совр. Уставу имеет ряд отличительных черт. Если Н. совершается в седмичные дни (с понедельника по пятницу), то богослужение начинается во 2-м часу дня (т. е. в 8 ч. утра) с царских часов (эти часы существенно отличаются от повседневных - см. в ст. Царские часы ), затем бывает расход, а в 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) совершается вечерня с литургией свт. Василия Великого. Вечерня отличается тем, что на ней имеет место вход с Евангелием (к-рое будет читаться на литургии), а не с кадилом; далее читаются паремии праздника (8 на Рождество и 13 на Крещение), перемежающиеся пением праздничных тропарей; затем следуют малая ектения, возглас «Яко свят еси…» и служится литургия свт. Василия Великого. По окончании литургии в Н. Крещения совершается великое водоосвящение . Если Н. Рождества или Крещения приходится на субботу или воскресенье (т. е. непостные дни), то устав богослужения Н. изменяется. В таком случае царские часы читаются в пятницу и литургия в этот день не служится. В Н., выпавшее на субботу или воскресенье, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста, а не свт. Василия Великого, и не на вечерне, а в привычное время. В 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) начинается праздничная вечерня с чтением паремий, Апостола, Евангелия, но без литургии (также см. статьи Рождество Христово , Крещение Господне ).

http://pravenc.ru/text/2564574.html

В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой. — Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной? — Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы. — То есть эта вода используется как некое оружие? — Да, но это духовное оружие. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать. — Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду? — Воду нужно брать в храме — после службы. Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак. Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан. Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартакове, в районе Дубравной. Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивееве. Есть и другие места. В нашем городе 40 действующих храмов и три монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше — хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda/

Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этимже путим ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: “да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”. В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому соверщаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия – Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Возникновение отдельного чина В. непосредственно связано с практикой освящать воду для таинства Крещения. Уже в «Дидахе» (посл. треть (?) I в.) говорится о предпочтительности для Крещения не обычной, а «живой» (видимо, проточной) воды (7. 1). Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о крещальном В. относятся к кон. II-III в.: напр., сщмч. Ириней Лионский († 202) писал о Крещении и очищении грехов «через святую воду и призывание Господа» ( Iren. Fragm. Gr. 33 (32)). И хотя из именования воды Крещения «святой» не обязательно следует, что она особым образом освящалась, а слова о призывании Господа могут относиться как к воде, так и к акту Крещения, свидетельство сщмч. Иринея, вероятно, относится к В., т. к. уже его младший современник Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следов., подходит для совершения таинства, тем более что сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане ( Tertull. De bapt. 4; ср.: Ign. Eph. 18. 2). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает великое водоосвящение в московском Богоявленском соборе в Елохове Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает великое водоосвящение в московском Богоявленском соборе в Елохове Согласно свт. Василию Великому, крещальное В. есть древнейшее устное предание Церкви ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27). О крещальном В. упоминает Апостольское предание (Гл. 21), один из самых ранних литургико-канонических памятников (III в.); подробности совершения В. в этом памятнике не приводятся. Призывания Бога или Божественной благодати над крещальной водой и елеем встречаются, напр., в апокрифических Деяниях апостолов Фомы и Иоанна, II-III вв. ( Klijn. 1963; Brock. 1974). Нек-рые из древнейших известий о крещальном В. относятся к обрядам, принятым среди еретиков ( Iren. Adv. haer. 1. 21. 6; Clem. Alex. Exc. Theod. 82). О молитвенном призывании Св. Духа над водой Крещения повествуют уже мн. отцы IV-V вв. ( Суг. Hieros. Catech. 3. 3; Greg. Nyss. Adv. eos; idem. Or. catech. 33, 34; Ambr. Mediol. De myst. 4. 19; idem. De Spirit. Sanct. 1. 7. 88; idem. De sacr. 1. 5. 15; Aug. In Ioan. 80. 3); иногда древние авторы говорят о призывании при В. не Св. Духа, а Пресв. Троицы ( Theodoret. In Ep. 1 ad Cor. 6. 11) или просто об освящении воды во имя Пресв. Троицы (The Liturgical Homilies of Narsai/Ed. R. H. Connolly. Camb., 1909. P. 50); встречаются и указания на освящение воды Христом ( Optat. De schism. donat. 3. 2; см. ст. Логос , эпиклеза ).

http://pravenc.ru/text/155063.html

Церковнослав. язык воспринял слово   в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно   обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая А.». Иногда встречающееся новообразование «малая А.» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения. Великая А., т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь правосл. Церкви и имеет широкое литургическое употребление (см. Вода в богослужении ). Великую А. пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Св. Таин. Совр. Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак А. и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой А. натощак. Великая А., остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi//PG. 49. Col. 366b; Типикон. Т. 1. С. 192). Лит. (см. также в ст.: Вода в богослужении, Водоосвящение великое и малое): Goar. Euchologion; Требник. Ч. 1-2. С. 85; Требник Большой. Л. 291 об.; Εχολγιον τ Μγα; Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2. С. 138-152; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1905.

http://pravenc.ru/text/63290.html

Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е). После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV — Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010