Водоосвящение ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку. Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих. Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение. Фото сайта Седмица.Ru Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня. Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

http://pravoslavie.ru/2319.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Однако присутствует в народном сознании много суеверий о святой воде, о которых в этой статье говорят священнослужители. Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует” ; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”. Как освящают воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”. Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://sueverie.net/svyataya-voda-cerkov...

Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? 19 января, 2006 Для чего освящают воду?Освящают ли воду, если нет крещенских морозов?Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?Очищает ли от грехов купание в поруби?Всю ли неделю вода Крещенская?Почему святая вода может испортиться или не помочь? Освящение воды Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье! Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают крещенскую воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

http://pravmir.ru/svyataya-voda-cerkovny...

19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции. 1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня). Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа. Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.

http://pravoslavie.ru/67662.html

Фото: spbda.ru Как провести Крещенский сочельник В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды 18 января, 2022 В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды Фото: spbda.ru Крещенский сочельник – традиции и обычаи предпразднества Крещения Господня Крещенский сочельник 18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня , или Крещенский сочельник. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво . Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник , не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

http://pravmir.ru/kak-provesti-kreshhens...

Архив Пн Велий еси, Господи. О чине богоявленского освящения воды 17 января 2022 г. 17:15 Великая агиасма — церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных элементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом. Об установлении чина Богоявленского освящения воды и его богословском содержании 1   «Журналу Московской Патриархии»  рассказал священник Михаил Желтов ( 1, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Истоки чина Традиция совершать великое освящение воды на праздник Крещения Господня — одна из самых известных и почитаемых в Православной Церкви. В ее основе лежит, во-первых, древнейшее церковное предание о призывании благодати Божией на воду, предназначенную для таинства Крещения оглашенных; во-вторых, широко распространившееся с  IV beka отождествление 6 января (здесь и ниже все даты приводятся по юлианскому календарю — «старому стилю») с днем Крещения Самого Господа Иисуса Христа. Намек на особую святость воды для таинства Крещения содержится уже в  «Дидахе» (предположительно, кон. I в.); здесь сказано, что такая вода должна быть «живой» (гл. 7). Хотя буквально это означает, что вода должна быть проточной, сам выбор слова все-таки подразумевает нечто большее, чем просто описание свойств водоема, избираемого для совершения в нем таинства. В свою очередь, авторы рубежа  II-III bekob уже прямо говорят о «призывании» Бога, совершаемом над крещальной водой (Ириней Лионский,  сщмч.  Fra gm.  gr. 33 (32); Тертуллиан. De Ba ptismo 4). Ранние примеры таких призываний можно найти в апокрифических Деяниях апостола Иоанна ( II b.) и апостола Фомы (III в.). В безымянном  литургико-каноническом памятнике III века, который в современной литературе обычно цитируется под названием «Апостольское предание», епископу предписано молиться над водой (слова молитвы не приводятся) перед тем, как совершить в ней Крещение (гл. 21). Соответствующие молитвы сохранились в  «Евхологии» епископа Серапиона  Тмуитского (§ 7; сер.  IV b.), в «Апостольских постановлениях» (VII. 43;  ок. 380 г.), в различных древних традициях христианских Церквей Востока и Запада 2 ; они доныне входят в число наиболее значимых литургических текстов 3 .

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

Днесь вод освящается естество… Впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа 18 января, 2010 Впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа Праздник Богоявления – Крещения Господня – это праздник Просвещения, день, в который Господь приоткрывает всем нам тайну, о которой Он в Евангелии от Иоанна (3:3-5) говорит фарисею Никодиму: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» Самой заметной особенностью церковного Богослужения этого праздника является Великое Водоосвящение, которое совершается только в этот день, в память о принятии Иисусом Христом водного крещения от руки Иоанна Предтечи. Этот чин совершается дважды , в канун и в сам день праздника. В конце праздничной литургии священство и верующие либо собираются у наполненной водой купели, либо совершают торжественную процессию к близлежащему водоему или водному источнику. Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей: пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв. Тропари поются многократно, медленно и торжественно, на простую легко запоминающуюся мелодию, так что все молящиеся могут без труда понять смысл их текстов, запомнить и петь вместе с хором. В них в поэтической форме, но богословски точно раскрывается глубинный смысл события Крещения Господня. Если Рождество Христово иногда называют «второй Пасхой», то праздник Крещения Господня можно по праву назвать «второй Троицей». Во-первых, впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа, зримо является нам в виде голубя. Во-вторых, этот день прообразует принятие Духа Святаго всеми нами через Христа, что более ясно является нам в день Пятидесятницы. Об этом нам и рассказывает первый тропарь Водосвятия «Глас Господень на водАх», зовущий нас ВСЕХ принять в явлении Христа «Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия».

http://pravmir.ru/dnes-vod-osvyashhaetsy...

За Честным Крестом ФОТОГАЛЕРЕЯ Традиция плавания за Честным Крестом – одна из любимых в сербском народе. В период господства коммунистической партии она была забыта, но начала возобновляться с конца 1990-х и особенно в 2000-е гг. С каждым годом росло число городов и сел, где отважные молодые люди принимали решение организовать, помимо водоосвящения и крестного хода, еще и заплыв за честным крестом, находя поддержку со стороны священников и епископов. В этом году и в самой Сербии, и Республике Сербской, и в Черногории практически не было места, где не устроили бы Крещенский заплыв. На Крещение, после того, как в храме совершится Великое освящение воды, народ направляется к выбранному водоему. Шествие возглавляет архиерей или священник. На берегу служится молебен, затем на середину водоема выходит лодка, крест опускают в воду, и участники заплыва за крестом Господним бросаются за ним. Победителю воздаются почести – везде разные. Обычно в таких заплывах принимают участие молодые мужчины, в некоторых епархиях – и священники. С недавних пор к участию стали допускать и женщин. Сербия В одном только Белграде заплыв за Честным Крестом организуется одновременно в нескольких местах. Повсюду в Сербии, особенно там, где есть поблизости подходящий водоем, эта традиция превратилась в общенародный праздник. Реки, озера, плотины и искусственные водоемы собирают в этот день множество веселых и жизнерадостных людей. Сербы видят в этой традиции проявление силы духа и относятся к ней с радостью и благоговением. Армия, полиция, спортивные клубы - постоянные участники заплывов. В прошедшие годы часто победителями становились, например, сербские ватерполисты. Но в независимости от результата сам по себе заплыв за Честным Крестом - это соревнование, где важнее не победа, а участие. vk fb tw ok @ g+ lj Белград. Водосвятный молебен у храма свт.Николая в Земуне. vk fb tw ok @ g+ lj Богоявленский крестный ход улицами Белграда. vk fb tw ok @ g+ lj Патриарх Ириней возглавляет Богоявленский крестный ход по улицам Белграда.

http://pravoslavie.ru/89831.html

Храм Ксении Блаженной (Клин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Ксении Блаженной построен в 2002 году по инициативе местных жителей и поддержке Администрации Клинского района, вместо временного маленького помещения домовой церкви. Содержание История [ править править код ] На окраине города Клин, в густонаселенном поселке 31-го Октября (6-й микрорайон), до конца XX века не было храма. Верующим приходилось долго добираться до ближайшей Скорбященской церкви на автобусе. Образование православной общины именно здесь имело острую необходимость. К благочинному Клинского округа протоиерею Борису Балашову обратились жители удаленного поселка с просьбой открыть приход в этом районе. Понимая необходимость создания нового прихода, им было подано соответствующее прошение управляющему Московской Епархии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Данное прошение было рассмотрено митрополитом, и принято решение об образовании прихода. Идея создать храм в поселке была поддержана и Администрацией Клинского района, которая передала Клинскому благочинию половину одноэтажного дома. Выделенное помещение территориально было расположено в удобном для прихожан месте, но требовало ремонта, не отапливалось, не имело освещения и находилось в запущенном состоянии. В короткий срок помещение было приведено в порядок: установлен иконостас, развешены иконы, поставлены подсвечники, а также подведена электроэнергия и оборудовано отопление. В 1997 году на праздник Крещения Господня в помещении новой домовой церкви было совершено первое богослужение – Великое водоосвящение, а первая Божественная Литургия была совершена в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, в честь которой было решено посвятить новый храм Клинского благочиния. Желающих помолиться в храме было много, кроме того, к пос. 31 Октября прилегают военный городок Клин-5, поселок Майданово, деревня Ямуга. Поэтому практически сразу возник вопрос о расширении помещения домовой церкви, так как ее площадь в 30 кв. м. не позволяла всем желающим посещать богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ксении_Бл...

Вопрос: Отличается ли вода канунная, взятая вечером 18 января, от воды крещенской – 19 января? Когда всё-таки надо набирать воду? Я только пытаюсь приобщаться к Церкви, поэтому многого не знаю. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна. Основание для великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого. Следовательно, праздник уже начался. В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста. В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан. В первые века (включая даже IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял Крещение наш Спаситель. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера. К крещенской воде христиане имеют великое благоговение. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» (Беседа XXXVII. На Крещение). 18 января 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7025.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010