Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский. Богослов Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского " Исповедания веры " под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смещение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника " Λθος, или Камень " , а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. " Исповедания Петра Могилы " (с В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций " Исповедания " в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим.

http://pravicon.com/info-3196

Особенность богослужения этого дня составляет великое Водоосвящение. Св. Церковь издревле совершает его двукратно (в навечерие и в самый праздник) в воспоминание крещения, когда Иисус Христос погружался в водах Иорданских. «Да водам освящения дар подаст». Освящение воды в навечерии установлено св. Церковью в память крещения оглашенных (т.е. наученных св. истинам), которое в древности они принимали большей частью в навечерие Богоявления, – и совершается в храмах, потому что в храмах же совершалось и крещение оглашенных, а совершаемое в праздник – собственно в воспоминание Крещения Господне, и совершается вне храмов, на реках, колодцах и т.п., потому что и Иисус Христос принял крещение от Иоанна на реке Иорданской, и совершается с большей торжественностью, в крестном ходе. Богослужение великого освящения воды состоит в воспоминание пророчеств (что проводится в читаемых при этом (3) паремиях – ( Ис. 12:35, 55 ), в воспоминание значения их и самого события – в чтении Апостола ( 1Кор. 10:1–4 ), – Евангелия ( Мк. 1:9–11 ), – в молитвах, призывании Божия благословения на воды ( " Ты убо человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Св. Духа Твоего, и освяти воду сию, – Сам и ныне Владыко освяти воду сию Духом Твоим Святым“, – так взывает служитель церкви) и в троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня, во образ погружения Господа в водах Иордана. Таким образом освященная вода называется в православной Церкви великой агиасмою – святыней, и употребляется как для окропления храмов, так и для жилищ верующих. Великая любовь и неизреченная милость явлены нам Спасителем нашим в добровольном Его крещении в водах Иорданских; наш долг быть благодарными к Нему и являть себя подражателями Ему. Взирающе на Христа, смиряющагося волею, – заключу словами св. Церкви, – даже и до рабия образа, под крепкою Его руку ныне смиримся, духом вземшися: яко да крещаема сего чистыми делы почтим (2 янв. на веч. п.6). 1 Древоделя (церковнославянский словарь) – древоделатель, мастер по дереву, плотник. – примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Отмечали мы и праздники. Летние месяцы в Австралии проходят во время, которое в северном полушарии соответствует зиме, поэтому праздники Рождества Христова и Крещения приходятся на время, проводимое в лагере. Пели мы в лагере «колядки», готовили «честницу», традиционный сербский хлеб с запеченной в него монеткой. На Богоявление совершалось Великое водоосвящение, по лагерю проходил крестный ход, и все здания и палатки освящались святой водой. Молитвенная атмосфера создавала ощущение близости к Богу. Обучение в лагере В течение нескольких лет в Сербской Православной Церкви в Австралии постепенно создалась довольно стройная система религиозного и национального образования, основанная на активном детском участии в этом процессе. Первые годы мы обращали главным образом внимание на создание известных привычек, связанных с ежедневной жизнью: молитву, труд, пищу, здоровые упражнения, чистоплотность, уроки Закона Божьего, родной истории, спорт, игры, экскурсии и т.д. Закон Божий был связан главным образом с усвоением понятий о Боге, о праздниках Рождества Христова и Богоявления, с устройством храма, с богослужебным ходом Вечерни. Пелись песни народные, патриотические, религиозные. Лагерные постановки были главным образом импровизациями на исторические сербские события, народные сказки или события из Священного писания, и дети сами создавали костюмы и необходимый реквизит. Художественные проекты и драматизации лучше помогали детям усваивать главные события, чем уроки и лекции... Они начинали гордиться тем, что они православные сербы, и чувствовать христианские корни своей культуры. На первом уроке мы всегда ставили вопросы: «Кто ты?», «Что значит быть православным сербом?», «Ты сам по себе, или ты часть Большой Семьи, Церкви Божией?», «Какой знак твоей принадлежности этой Семье ты носишь? Нательный крест». Однажды за таким уроком, объяснив детям, как совершать крестное знамение, я предложил обратить внимание, как много «крестов» мы видим вокруг себя. Возвращаясь в этот день с купанья, один из мальчиков, самый шалун, закричал: «Вон крест!» А когда другие дети никакого креста не могли найти, он показал на телефонный столб с перекладиной... Тут началось столпотворение: все дети всюду стали находить «кресты»... А другой мальчик после этого попросил меня достать ему нательный крестик, чтобы носить его вместо того «тигрового зуба», который он носил на веревочке вокруг шеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети. Рядовые службы те же, что и у православных. Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык. Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: " Молитесь о мире и лобзайте друг друга " (соответствующего нашему: " Возлюбим друг друга... " ), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления. Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники. В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников. Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Эфио...

Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой. Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезны для нас. Великое водоосвящение начинается с таких слов: «Придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа». Освящая воду, Церковь напоминает нам и следующие слова Священного Писания: «Ищите Господа сейчас, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55,6). Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком. Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней. __________________________________ Агиасма В переводе с греческого агиасма — святыня.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

«У вас сейчас свой космос и своя подводная лодка, потому что то, что вы сейчас проходите, это по-настоящему экстремальная ситуация. И для того, чтобы выйти из этого состояния, чтобы укрепить себя, нужна вера и нужна молитва», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Следственный изолятор 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве ( ул. Выборгская, д. 20) образован в 1992 г. В изоляторе находится мужской контингент, в том числе подследственные по резонансным делам хозяйственного характера. Изолятор — единственный в Москве, где содержатся несовершеннолетние. Для них оборудован отдельный корпус с маломестными камерами, условия в которых соответствуют всем необходимым требованиям. С 2001 года действует общеобразовательная школа. С подростками проводятся регулярные занятия по основам православной веры. В настоящее время в изоляторе содержатся 73 подростка от 14 до 18 лет, обвиняемые в том числе в особо тяжких преступлениях. С 1995 года изолятор посещают священнослужители Русской Православной Церкви. Тогда же был оборудован небольшой храм в честь свт. Николая внутри одного из корпусов. В 2003 году старшим священником назначен иерей Иоанн Чураков. В храме проводятся еженедельные богослужения, подследственные попадают в храм в порядке очереди по заявлению на имя начальника учреждения. Совмещать в храме подследственных из разных камер нельзя. Для хозяйственного отряда два раза в месяц совершается Божественная литургия, а также беседы о Священном Писании. Беседы сопровождаются совместным чтением акафиста, чаепитием, просмотром и обсуждением фильмов. Для сотрудников учреждения несколько раз в год проводятся паломнические поездки в рабочее время изолятора. В декабре 2013 года между общиной и изолятором было подписано соглашение о социальном партнерстве, что позволяет организовывать на регулярной основе встречи с психологами, юристами, а также иные мероприятия для социальной адаптации несовершеннолетних. Три раза в год — на Рождество, Пасху и праздник Покрова Пресвятой Богородицы — священнослужители обходят все камеры учреждения с подарками, закупаемыми централизовано от Комиссии по тюремному служению при Епархиальном совете г. Москвы. Также желающим раздаются нательные крестики, карманные иконки, православная литература. На праздник Богоявления совершается великое водоосвящение, святой водой кропятся все камеры и помещения учреждения.

http://patriarchia.ru/db/text/3500790.ht...

Как видим, довольно необычной, по своему составу, является, собственно, первая часть рассматриваемого чппопоследования, касающаяся самого процесса мироварения, вторая же, мироосвятительная часть чина, ничего особенного, по сравнению с современным чином мироосвящения, не представляет. Самое мироварение сопровождалось целым рядом служб, взятых или из чинопоследований таинств, или из таких важных церковных обрядов, как великое богоявленское водоосвящение, освящение храмов, вечерня пятидесятницы. Теперь, как известно, только перед началом мироварения совершается малое освящение воды и прочитывается одна молитва, в которой архиерей молится, чтобы Господь помог совершить начинающееся дело, а в прочие дни, мироварение происходит без церковных чинопоследований, при непрерывном, впрочем, чтении Евангелия. Интересно, хотя бы, до некоторой степени уяснить вопрос, какого происхождения это оригинальное чинопоследование. В памятниках церкви греческой такого чина мироварения мы не встречаем. Греческий чин мироварения, описываемый Симеоном Солунским , тоже не сходствует с изложенным русским чинопоследованием. Но, все же, по некоторым соображениям нельзя не высказать, по крайней мере, предположения, что, описываемый нами, чин мироварения, происхождения греческого. Прежде всего, за это говорят некоторые отдельные выражения, встречающиеся в тексте чина. Так, при описании обрядов, совершавшихся над миром в Великий Четверг, читаем: «в четверг, паки архиерей облачится со всеми священники святыя Софея», или о месте хранения освященного мира выражено так: «потом поставляет (миро) в сосудохранительнице святыя Софея». Весьма возможно предположить, что здесь разумеется св. София Константинопольская, и переводчики чина мироварения не стали исключать упомянутые выражения, приурочивающие совершение этого чина к св. Софии Константинопольской 340 . За греческое происхождение рассматриваемого чина, говорит и то обстоятельство, что в нем составы, употреблявшиеся при мироварении, называются, сначала по-гречески, а потом уже переводятся на русский яз.: «змирно (смирна) то имя ему и гречески, и русски», «кинамомон, а русски – корица« и т. п. В данном случае, переводчик не только находил нужным переводить греческие наименования составов мира, но иногда и пояснял эти названия описанием тех предметов, которые ими обозначаются. Так, например, перевод слова «асар» переводчик заменяет описанием этого вещества: «асар здесь ростет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

С какой наглостью, насилием, ядовитостью вторгаются в мое сердце, во время литургии особенно, когда я должен быть весь небесен, страсти житейские: самолюбие, честолюбие, сластолюбие, зависть, алчность, гнев, неприязнь, нечистота, разленение, любостяжание! Но слава Тебе, Господи, избавляющему меня от страстей бесчестия! Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [ 2Кор.4:18 ]. Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотехна земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс.72:25,26 ]. Свободу, владычественность, степенность, мерность даруй духу моему, Владыко Господи! Остроты и желчность речей братских или другого кого не передавать, чтобы не смутиться и не лишиться духа любви, кротости и смирения, тишины, спокойствия душевного. Боже мой! Что Ты зришь ежеминутно в сердцах человеческих? – Самолюбие, нелюбовь, неприязнь друг к другу. В каждом сердце тлеет искра или горит огонь неприязни к кому-либо, зависти, гордости или нечистых чувств и расположений плотских! Что такое самая добродетель наша? Это хаос, смешение добра и зла. Даруй мне, Господи, совершить великое водоосвящение во смирении, правоте, тихости, бодрости и крепости сердца. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня по великой Своей милости во время обедни от злых движений сердца моего, от тесноты и бессилия сердечного, от насилия греховного и даровавшего мне мир и дерзновение. Благодарю Господа, помиловавшего меня по молитве покаяния от движения злобы на нищих, просивших у меня милостыни по дороге, когда я ходил со крестом. 6 января При служении утрени и ранней обедни был я в крайнем смущении и тесноте – раз от раздражения на нищих, потом на отца настоятеля за его неизвещение меня, сам ли он или я за него пойду на Иордан освящать воду, и от глупой досады на уклонение его от труда. Я страшно волновался, каялся, припадал много раз к святому престолу и не получил желаемого избавления; на литии был в смущении и тесноте; возгласа Боже, Спасителю наш не выговорил всего, молитву Владыко Господи в конце тоже не выговорил всю; на благословении хлебов возгласа тоже не мог выговорить; Евангелие прочитал всё; отпуст не весь; Христе, Свете истинный не всю прочитал; за обедней ранней тоже смущение, тягость, теснота; сердился на сторожа Прокопия за неглижерство 15 ; на великом входе царскую фамилию всю не выговорил от смущения и бессилия сердца, В первых помяни, Господи скрал от смятения и бессилия, заамвонную прочитал не всю, пропустил Ты тех возпрослави и прочее. Отпуст выговорил весь. На Иордан шел в смущении и душевном поражении; на Иордане Евангелие не прочитал, но смял; молитву водосвятную [читал] в душевном поражении и умерщвлении; обращение к Святой Троице говорил не по трижды от диавольской боязни и бессилия; крест погружал хорошо; возвращался в душевном поражении. 7 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах ( крещенские купания ) является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди) . В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении . Малое и Великое водоосвящение Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое . Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления  (Крещенский сочельник ). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере). Можно ли самому освятить воду? Нет, эти чины (великого и малого воддосвящения) могут совершать только священники или епископы. Крещенская вода в доме христианина Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню. Каждый раз перед принятием святой воды следует совершать молитву на принятие просфоры и святой воды (если в принимаете святую воду без просфоры, то её упоминание можно опустить). Святитель Лука Крымский советовал: “ Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине ”. Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей, а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: “не искушай Господа Бога твоего”. Где хранить святую воду

http://azbyka.ru/voda-svyataya

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви. В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан. Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в. ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных. Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией. После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних. После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих. Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...». В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам. К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

http://pravoslavie.ru/2319.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010