Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети. Рядовые службы те же, что и у православных. Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: «Молитесь о мире и лобзайте друг друга» (соответствующего нашему: «Возлюбим друг друга...»), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления. Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники. Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам. Еженедельно абиссинцы наряду с воскресеньем празднуют также и субботу. В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник и царь, и вельможи, и народ, и малый, и старый пред закатом солнца сходят в воду и купаются при молитвах священников. Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пение перед водруженным крестом, лицом к востоку, молитвы призывания Святого Духа «Царю Небесный…». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Архиерей – молитвы: «Господи Боже наш, изволивый на сем месте…» и коленопреклоненно: «Хвалим Тя, Господи Боже Сил…». Диакон – сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…». Возглас архиерея: «Услыши ны, Боже…». Отпуст обычный «храма» 2 . Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. 1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго». 2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек. Полное освящение совершается, если 1) храм вновь построен или капитально отремонтирован; 2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей; 3) помещение церкви использовалось неправославными общинами; 4) в храме был передвинут или поврежден Престол. Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению. Если епископ не имеет возможности по тем или иным причинам освятить храм самостоятельно, то он освящает один антиминс, на котором делает надпись, для какого храма он предназначен, и посылает его туда с нарочным. Приняв антиминс и указание, кому должно совершить освящение, в храме начинают готовиться к нему. Обычно в таком случае храм освящается местным благочинным, но епископ может поручить сделать это какому-нибудь другому священнику. Полное освящение храма можно производить не во всякое время церковного года. Запрещается осуществлять его в следующие дни: 1) когда празднуется память святого или священного события, во имя или в честь которого построен данный храм; 2) в дни Господских, Богородичных праздников, а также в дни памяти великих святых, которым положено по Уставу совершать полиелейную службу;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым». 7. Как возник чин Великого водоосвящения? Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он в V–VI веке на христианском Востоке. 8. Что говорят святые о святой воде? О чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV beka. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников». Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской. Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься. 9. Освящают ли воду в инославных Церквах? Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. В Римо-Католической Церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан. В Эфиопской Церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника. 10. Живая вода? «Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии. Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-kreshhen...

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением; конечно, не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое Причащение Тела и Крови Иисуса Христа, – но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от святого Причащения, она назначалась вместо самого Причащения Святых Христовых Таин. А в местах, отдаленных от храма, эта вода, называемая по-гречески «агиасмою», то есть святыней, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема вместе с пасхальным артосом (или отдельно), как напоминание о святом Причащении. Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое Причащение Тела и Крови Христовой этой водой, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от Святой Церкви, причащаться Святых Христовых Таин. Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить вполне святое приобщение великих, принебесных, Святых Божественных Христовых Таин. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит «к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов», – как и говорит нам это Святая Церковь , освящающая эту воду благодатию Святаго Духа. Некоторые в самую полночь почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященной накануне или в самый день Крещения водой, также хранят ее благоговейно для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь накануне Богоявления имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, а это такое для нас знаменательное время, когда совершились и многие другие события Ветхого и Нового Завета. На основании этого предания и доселе иерусалимские христиане из местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение Святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордан, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос , собираются в огромном множестве с зажженными свечами и со священными песнопениями. И дожидаются, пока в самую полночь не начнется Великое водоосвящение с троекратным погружением Креста, после чего все спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священные струи священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Иоанна Златоуста у христиан был обычай и в прочих реках и источниках почерпывать воду в полночь на Богоявление и сохранять ее как святыню, для употребления в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Со временем возникла целая линия апологетики, представители которой доказывали, что Лукарис не был автором Исповедания 2 . В настоящее время можно считать доказанным, что Кирилл все-таки автор инкриминируемого текста 3 . Восточная Церковь ответила на этот вызов протестантизма целой серией поместных Соборов: Константинопольских 1638, 1642, 1672 и 1691 годов, Ясского 1642 года и Иерусалимского 1672 года. Как уже сказано, публикация Исповедания Лукариса больно задела и Южно-Русскую Митрополию, входившую тогда в Константинопольский Патриархат. Счел нужным ответить на Исповедание Петр Могила (1596–1646), с 1633 года – Митрополит Киевский. Могила (Movile) происходил из знатного молдовалашского рода. Отец его был господарем Валахии (1601–1607) и Молдавии (1607–1609). С 1612 года семья жила в изгнании, в Польше. Могила продолжал свое образование в православном Львовском братском училище, затем слушал лекции в различных университетах. Воевал с турками, служа в польской армии. В 1627 году («в очень и очень молодые годы», по Флоровскому 4 ) избран «великим архимандритом» Киево-Печерской Лавры, который тогда был подчинен не Митрополиту, но непосредственно Патриарху Цареградскому. Став Митрополитом, он оставил Лавру в своем ведении. В Лавре Могила устроил в 1631 году высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках», в которое влилось, после некоторого сопротивления, уже существовавшее в Киеве Братское училище, не такого высокого уровня, как новое Могилянское. Два задуманных Могилою колоссальных предприятия – издание исправленной славянской Библии и Житий Святых – смогли осуществиться только в следующем веке, но они осуществились именно благодаря усилиям Могилы и иных с ним в деле поднятия русского богословского образования. Этот иерарх вел блистательную антиуниатскую реконкисту. Многое говорит о нем как о православном «эллинофиле». В своем знаменитом Требнике Могила восстанавливал греческие молитвы и чинопоследования, отсутствовавшие в славянской традиции (например, молитву святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение). Он включил – впервые в славянском мире – в Постную Триодь полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. К сожалению, после немногих киевских и московских изданий Синодик перестали помещать в Триоди – разумеется, по причинам практическим. Митрополит Петр перевел сборник проповедей патриарха-исихаста Каллиста I (Киев, 1637).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Средств не хватало, а отец Михаил решил строить рядом с храмом еще и церковно-приходскую школу, чтобы обучать детей грамоте и Закону Божию. Стали собирать пожертвования, а протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов очень помог тем, что, как Наблюдатель церковно-приходских школ, запросил средств на строительство нового здания школы в селе Селище, которые и были выделены. Так уже к октябрю 1913 года в Селищах было завершено строительство нового храма и церковно-приходской школы. В проекте была и колокольня, но Первая мировая война помешала ее строительству. У храма осталась прежняя деревянная звонница. О завершении строительства храма отец Михаил сообщил всем окрестным приходам – в касимовской типографии было отпечатано объявление: «Строительный комитет по постройке нового каменного храма в селе Селище, Касимовского уезда, сим доводит до общего сведения, что в воскресенье, 27 сего октября, после поздней Литургии, будет совершено поднятие Святого Креста на новоустроенный храм». Действительно, это было великое торжество – поднятие Креста на построенный храм! Главный престол селищенского храма был освящен в честь Святой Троицы, а второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас был искусно вырезан из светлого дерева, а иконы написаны очень талантливым художником академиком Волковым в стиле своего времени – начала двадцатого века. И все это было устроено отцом Михаилом немногим более чем за полгода. Со свойственной ему энергией отец Михаил поднимал свой приход. Все свои дела крестьяне начинали с благословения Церкви – отец Михаил приучал их к этому. Благословлялись самые обычные работы: начинали сеять хлеб – в церкви совершался молебен. Крестьяне приносили маленькие мешочки с зерном, которые отец Михаил окроплял святой водой. Когда весной крестьяне выгоняли в первый раз свой скот, среди села совершался молебен с водоосвящением, после чего мимо священника прогоняли скотину – и он каждую корову или овцу кропил святой водой. В праздник Флора и Лавра в храме после Литургии служился молебен, отец Михаил выходил на паперть с кропилом, а мимо него в праздничных разноцветных рубашках, подпоясанные ремешками, гарцевали деревенские мальчишки на своих лошадях. После окропления святой водой они, радостные, мчались в поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Тогда, за отсутствием в Новгороде Архиепископа, водоосвящение совершал, по сказанию Псковской Летописи, Смоленский Епископ Вассиан Кривой, а по сказанию Русского Временника, Митрофан, Епископ Коломенский. По совершении Священного обряда, все возвратились к Софийскому Собору; а Великий Князь повелел своим Боярам объявить Псковичам, чтобы они шли в Государев двор, где Государь хочет всем управу дать; а кто не пойдет, тот страшился бы казни. Все они с реки собрались в Архиепископский дом, где Государь занимал себе квартиру. Посадники, Бояре и Купцы введены в палату, a прочие оставались на дворе. Русский Временник говорит, что Государь сам велел Наместнику Князю Ивану Репне с Посадниками стать перед собою, и выслушав их обыскал, „что его Наместнику от Псковских Посадников непослушание было великое, что в суды и в пошлины у него и у людей его вступались, и держали его не по тому, как прежних Наместников; также и своей братией Псковичам многие обиды и насильства были великие; над всем же сим и его Государское имя презираху и нечестно своим презорством и непослушанием держаху. И за то на всех Посадников опалу свою положил.,, а Псковский Летописец, не упоминая о сем суде, говорит только, что Бояре вышед, объявили Псковичам: поиманы есте Богом и Государем Великим Князем Васильем Ивановичем всея Руси, и потом засадили старших в том же Архиепископском доме, а младших раздали по улицам под стражу Новгородцам впредь до управы. Весть о сем скоро достигла до Пскова. Один купчина, Филипп Попович, ехавший в Новгород, остановясь на реке Веряже, и услышав о том, бросил свой товар и прибежавши во Псков, объявил согражданам, что Великий Князь всех жалобщиков переимал. Тогда, как описывает выразительно Псковский Летописец „нападе на Пскович страх и трепет и туча, и пресхоша гортани их от скорби и печали, и уста их пресмякли; якож многажды приходиша Немцы на них, и таковы им скорби и печали не бывало тогда, якож ныне. И собравшася на Вечи, начата думати, ставити ли щит против Государя и запиратися ли во граде? и вспомянуша Крестное целование, что не мощно на Государя руки подняти, ни воздвигнути против Великаго Князя; а Посадники и Бояре и все люди лучшие у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь . Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение — одно и то же. Выпил воды — и все хорошо? Есть такое суждение: искупавшись в крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза, а если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления. Нужно расставить акценты: отдельно — болезни и грех, отдельно — сглаз. Сглаз, порча и тому подобное — это суеверие. И избавляться нужно только от одного — от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол — падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях.

http://sueverie.net/tajny-kreshhenskoj-v...

Церковь была заложена 8 ноября 1897 года, и совершил этот обряд настоятель Шарковщинского храма Петр Билык. В 1907–1908 годах строительство большой каменной, крестообразной в плане церкви – о пяти куполах, в одной связи с колокольней – было завершено. Внутри храм не был расписан, но имел мастерски выполненные иконы в богатых багетах. Иконостас был деревянным, красивой резьбы, святые образа в храме украшались вышитыми рушниками и салфетками. В правом углу церковного двора находилось кладбище, где позже хоронили священников, благодетелей, членов клира. Вблизи церкви был также построен большой дом для священника, домик для треб и сторожка, колодец, возле которого совершались молебны и Водоосвящения. В дореволюционный период в Свято-Димитриевской церкви достаточно долго служили отец Алексей и отец Павел, которые вели службы с профессиональными регентами-псаломщиками. При храме была учреждена школа церковного пения, которая отличала ромодановскую святыню от других храмов. На приходе велась катехизаторская, просветительская и общественно-полезная работа. Благодаря священнику и учительскому коллективу провинциальная Ромодановская школа осуществляла близкие и дальние паломнические поездки местами Святой Руси. События 1917 года многое изменили в жизни поселка и в судьбе благодетелей храма. Многие из них были вынуждены выехать. А 1932 год стал для прихода действительно трагическим: снимаются кресты, уничтожается и конфисковывается церковное имущество и утварь, бесследно исчезает великое количество икон, церковь закрывают и перестраивают под клуб... В 1941 году храм открывается – его деятельность возрождают немцы. Служил в нем отец Пантелеймон (Мисюренко), который сразу же после отступления оккупантов был арестован. Однако после войны священника освободили и он какое-то время еще служил в Ромодане, поскольку церковь продолжала действовать. На 1950-е годы приходится второй период ее расцвета: поселковый храм посещают епархиальные владыки, местный церковный хор славится на Полтавщине. В 1962 году власть вторично отбирает помещение церкви и вторично устраивает в нем железнодорожный клуб. Церковная утварь ночью выносится из церкви и торопливо перевозится в небольшой дом на ул. Кошевого, который был выделен под молитвенный дом. При перевозке часть имущества была повреждена, но основные святыни сохранились, и стараниями прихожан маленький сельский дом быстро был переоборудован под церковь и украшен (несмотря на то, что в то время власть запрещала ремонтировать культовые сооружения). Богослужения в Ромодане продолжались, но священникам приходилось терпеть всяческие надругательства от местной власти.

http://sobory.ru/article/?object=20027

Видите, дорогие братья и сестры, как в нашей жизни образы указывают на реальность и сама реальность не может быть выражена полностью без образа. Поэтому будем с благоговейным трепетом присутствовать на водоосвящении, принимать святую воду и стараться жить той духовной жизнью, которая «скачет в жизнь вечную» (из ектеньи на Великое водоосвящение). Аминь. Фото: Протоиерей Борис Балашов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 декабря, 2023 1 апреля, 2023 18 марта, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022 19 июня, 2022 12 июня, 2022 20 мая, 2022 15 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/kreshenie-gospodne-zhi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010