Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В самый день Богоявления (6 января, 19 января по новому стилю) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6-7).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Как и всё в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, имеет символическое значение. Он представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи – во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Своей благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше и также, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, а круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери как чистейшего сосуда Божией благодати. Теми же символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная чаша, и на высокой подставке. О чине великого водоосвящения Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды – через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектении: Исполним вечернюю молитву нашу… Оно совершается на литургии в праздник Богоявления Господня, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в сам праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, иконы, клир и народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Открытие Царских врат при Крещении – это была древняя практика, потому что Крещение совершалось непосредственно во время Литургии торжественным образом. В настоящее время Крещение младенца священнослужитель совер­шает и до Литургии и после, то есть когда у него есть время. Поэтому и при закрытых Царских вратах. Притом во многих храмах Крещение совершается в крестильнях, поэтому этот вопрос сам собой отпадает (37). Можно ли воцерковлять крещеного независимого от его возраста? Можно! Возраст не имеет никакого значения. За младенца поручаются принесшие его в том, что он будет достойным членом Церкви, а взрослый об этом сам свидетельствует, о своей преданности Богу и Церкви (Там же). Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси В Древней Руси праздник Крещения или Богоявления Господня назывался еще «праздником светов», так как в Навечерие Богоявления был обычай просвещать Святым Крещением оглашенных 20 . Обрядовая сторона праздника сформировалась под влиянием традиций Восточных Церквей и национальных особенностей. В первые века христианства, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст в Беседе на Крещение (беседа 37-я), освящение воды совершалось в полночь накануне Богоявления 21 . Однако спустя полвека после Златоуста, а именно во второй половине V века, водоосвящение стали совершать не в полночь, а в Навечерие Богоявления. Введение такой практики приписывается Константинопольскому Патриарху Петру Гнафею (современнику императора Зенона Исаврянина) и Антиохийскому Патриарху Петру Фулону. Подобное же сказание существует и о Иакове Эдесском (V век). До XI века великое водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз. В Навечерие Богоявления – Константинопольской и Антиохийской, в полночь – Иерусалимской Церковью. Об этом сказано в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях 22 , в записках русского паломника игумена Даниила. В XI-XII веках появляется современный обычай совершать водоосвящение дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

ВодоосвящЕние – освящение воды. Есть два чина водоосвящения. 1 . Великое освящение воды. Такое освящение воды совершается два раза в год – накануне и в самый праздник Крещения Господня. 2 . Малое освящение воды. Такое водоосвящение совершается иереем в любое время в храме, в домах, на площадях и в полях. ВОзглас – окончание слов тайной священнической молитвы, которые он произносит так, чтобы их слышали молящиеся, например: яко Твое есть царство, и сила, и слава...  ВоздУх – покров, которым после совершения проскомидии до пения Символа веры на литургии покрывают Святые Дары, приготовленные к освящению на дискосе и в потире. Потир и дискос покрываются малыми покровами сначала по отдельности, потом оба священных сосуда покрываются “воздухом” вместе. ВосприЕмник – крестный отец (мать). От взрослого человека, который хочет креститься, требуется знание истин христианской веры, в частности знание Символа веры , молитвы Господней, десяти заповедей и заповедей о евангельских блаженствах. Младенцы же этого не могут понимать. Поэтому Церковь дает им духовных наставников – крестных. Обязанность восприемников – научить своих маленьких крестников истинам христианской веры и жизни. ВоцерковлЕние – обряд, который совершается над младенцем в сороковой день по рождении, но после Крещения. Священник, взяв младенца из рук матери, произносит слова: “ Воцерковляется раб (или раба) Божий, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ” – и в это время поднимает младенца на руках вверх, вниз и в стороны, как бы прочерчивая им в воздухе крест. ВсЕнощное бдЕние – церковная служба перед праздниками. Начиналась после захода солнца и продолжалась всю ночь, поэтому и получила свое название. В настоящее время в приходских храмах продолжается меньше трех часов. ВенЕц, или нимб – круг, обычно золотого цвета у главы святого на иконах, означающий стяжание им благодати Божией. Г ГеЕнна – место вечных мучений. Это название ада произошло от еврейского названия долины Енном около Иерусалима, где языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль и отбросы, и все это сжигалось.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С размножением христианских храмов стала получать быстрое развитие обрядовая сторона богослужения. Владея политической свободой, церковь безбоязненно могла пользоваться всеми внешними формами, в которые облекалось поклонение Истинному Богу по мере того, как раскрывались внутреннее сознание и жизнь христианского общества. Тому великолепию, с каким строились многие христианские храмы со времени Константина Великого , соответствовало торжественное освящение их, совершавшееся целым собором епископов и пресвитеров. Так, по свидетельству Евсевия, в освящении тирской церкви, построенной Павлином, принимали участие весьма многие пастыри 189 . Ермий Созомен 190 утверждает также, что для освящения храма, который построен был на Голгофе, Константин Великий пригласил в Иерусалим всех епископов, бывших пред тем на соборе в Тире. Годовщина освящения церквей составляла равным образом праздник, сопровождавшийся многочисленным собранием богомольцев 191 . С этого же времени входят во всеобщее употребление торжественные религиозные процессии или крестные ходы в великие праздники и литии, устраиваемые в годину общественных бедствий христиан того времени. Этими усиленными общественными молениями верующие испрашивали милостей Божиих, которые действительно и посылались им иногда даже чудесным образом. Так известно, что в Константинополе при патриархе Прокле, во время литии чрез одного отрока открыта была Трисвятаяпеснь , петая ангелами. В VIII в. жители Константинополя совершали литии по случаю нападения сарацин. С особенным усердием молились они иконе Богоматери, написанной по преданию Евангелистом Лукой и известной под именем Одигитрии . Молитвы их не остались напрасными. Раз, для совершения литийного моления греки подошли с св. иконой к морю, и как только краем иконы коснулись воды, внезапная буря, сопровождаемая огненным дождем с неба, частью сожгла, частью потопила сарацинские корабли 192 . В церкви иерусалимской еще в IV в. было обыкновение выходить в праздник Богоявления на Иордан, и здесь вспоминать крещение Спасителя. В последствии и другие церкви ввели обычай совершать 6-го января, в память крещения Господня великое водоосвящение на озерах, реках, колодцах, и т. п. – Подобное же водоосвящение, только в самой церкви, совершалось накануне Богоявления Господня для крещения оглашенных 193 . В богослужебных процессиях, совершавшихся вне храма, предносимы были: крест, укрепленный на древке или шпице и св. иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

В 17 часов колокола звонницы Благовещенского кафедрального собора возвестили граду о прибытии митрополита Ювеналия для совершения в соборе первого богослужения – всенощного бдения в канун праздника Рождества Богородицы и торжества освящения главного храма. На встречу Владыки вышло все духовенство епархии во главе с епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом. Храм наполнился молящимися, с благоговением внимавшими каждому слову при этом продолжительном служении, которое украсили своим прекрасным пением созданный по инициативе губернатора области смешанный хор кафедрального собора под руководством А. Н. Яркового, и мужской хор Свято-Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии. Утро 21 сентября, великого праздника Рождества Богородицы и исторического для России дня, – 625-летия битвы на поле Куликовом, – выдалось на удивление солнечным и теплым. В это утро совершилось и подлинно историческое для этой земли событие – великое освящение первого за всю историю освоения этого региона каменного соборного храма. Из архивных документов известно о существовании на современной территории ЕАО 24 храмов и 20 часовен. Все они были деревянными и к 1936 г. были полностью уничтожены. До встречи митрополита был совершен положенный по Уставу молебен с водоосвящением. Для этого, как и для омытия святого Престола, была использована вода, взятая из источника Пресвятой Богородицы при православном храме в Назарете, где по Палестинскому преданию, Божией Матери явился Архангел Гавриил с вестью о воплощении от Нее Сына Божия. Эта вода была специально доставлена мэром г. Биробиджана А.А. Винниковым из Палестины для освящения Благовещенского собора. Освящение соборного храма стало праздником для всей области – из всех районов на специальных автобусах прибыли верующие для участия в торжестве. В 9 часов утра соборные колокола возвестили о прибытии в главный храм области Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. При входе в храм митрополита Ювеналияс хлебом-солью и цветами встретили управляющий Биробиджанской епархией епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, губернатор ЕАО Н.М. Волков, помощник полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе А.С. Дроздов, руководители и сотрудники аппарата правительства области и муниципальных

http://pravoslavie.ru/14707.html

В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом, при владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская, он прилагал усилия и к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский. Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника « Λθος, или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее). В 1640 году митрополит Петр собрал Поместный Собор в Киеве, на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

Величие таинства Крещения подчеркивается уподоблением молитвы крещального В. анафоре не только в визант. богослужении. В римском обряде аналогичная молитва также напоминает канон мессы ( Scheidt. S. 57-62). В сир., арм., копт., эфиоп. традициях, где молитвы крещального В., как правило, короче принятых в этих традициях анафор (хотя в целом и соответствуют им по структуре), к анафорам близки центральные молитвы В. на праздник Богоявления, к-рые в сиро-яковитской, копт., эфиоп., арм. традициях (где они являются вариантами молитвы              - Idem. P. 12-31; см. также: du Boullay, Khouri-Sarkis. 1959) соответствуют малоазийско-сир. анафоральному типу, а в маронитской традиции - восточно-сир. анафоральному типу (поскольку у тех первоначально основной анафорой была, видимо, 3-я анафора ап. Петра восточно-сир. типа; см.: Sauget. 1959). Возможно, именно тенденцию уподоблять молитву В. анафоре имел в виду монофизитский автор кон. VII - нач. VIII в. Иаков Эдесский, осуждавший тех, кто вводил в чин богоявленского В. элементы литургии ( Brock. 1970). Т. о., на особую святость воды Крещения указывает не только величие таинства, но и чин крещального В., имеющий ряд особенностей, сближающих его с порядком освящения Св. Даров Евхаристии: В. начинается с литургийного возгласа «    », каждения и молитвы священника о своем недостоинстве, а молитва чина составлена по образу анафоры. Чин Крещения (и, в частности, крещального В.) уподобляется Божественной литургии и в том, что Номоканон при Большом Требнике предписывает священнику совершать Крещение, как и литургию, натощак, а также не крестить без необходимости в будние дни Великого поста (Требник большой. Гл. 206, 207. Л. 292). По причине особой святости вода Крещения называется великой агиасмой , после совершения Крещения она может быть вылита только в непопираемое место (Там же. Гл. 199. Л. 291-291 об.). Великое В. Великим В. в правосл. Церкви называют на праздник Крещения Господня (Богоявления) 6 янв., имеющее близкий к крещальному В.

http://pravenc.ru/text/155063.html

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010