536 В период между Вознесением и Пятидесятницей опускается. В период между Первой неделей по Пасхе и Вознесением вместо «Царю Небесный» читается тропарь Пасхи. На Пасхальной седмице все начальные молитвы чина входных молитв заменяются на пасхальные. 537 В богослужебных книгах под формулой «Трисвятое по Отче наш» понимается подборка из нескольких молитв: молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», которая произносится три раза, молитва Пресвятой Троице и молитва «Отче наш». 550 Вознесение Господне. Утреня. Канон, песнь 7 («На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси»). 555 Полиставрий (букв. «многокрестное») – разновидность саккоса. Шьется из ткани с изображением множества крестов. 559 В современной греческой практике проскомидия совершается на одной большой просфоре: из нее вынимается Агнец, из нее же вынимаются частицы за Богородицу, святых, живых и усопших. 563 От слав. пожрети – принести в жертву. Имеется в виду заклание жертвенного агнца, символизируемого агничной просфорой. 564 Современный греческий термин для обозначения вина – κρασ – происходит от древнегреческого κρσις, означающего «смешение» (воды и вина). 571 Иоанн Златоуст. Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне 1 (PG 50, 645). Рус. пер. С. 691. 572 Он же. Слово похвальное первое о святом мученике Романе 1 (PG 50, 605–606). Рус. пер. С. 650–651. 573 Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине 1 (50, 571–572). Рус. пер. С. 618. 591 Резолюция митрополита Сергия о возможности поминовения умерших инославных в православных храмах. РГИА. Ф. 2565. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 8. 597 Такая замена имеет место в тех случаях, когда Литургия соединяется с вечерней: в Навечерие Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. 599 Этимологически это слово представляет собой прилагательное со значением «прочный, постоянный». 600 См.: Дневники святого Николая Японского . Т. 5. С. 10 (запись от 25 января/7 февраля 1904 г.): «Итак, вы совершайте богослужения одни и молитесь искренно за вашего Императора, его победы и прочее. Любовь к Отечеству естественна и священна… Итак, начнется война, служите молебен о даровании побед вашему воинству; одержит оно победу, служите благодарственный молебен; при обычных богослужениях всегда усердно молитесь за ваше отечество, как подобает добрым христианам-патриотам. Я, по возможности, буду приходить в церковь на всенощную и Литургию и стоять в алтаре, совершая мою частную молитву, какую подскажет мне мое сердце; во всяком случае первое место в этой молитве, как и всегда, будет принадлежать Японской Церкви – ее благосостоянию и возрастанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

XVII в.) и др. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. 77 Согласно преданию икона Тихвинской Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В XIV веке она оказалась на Руси и была найдена в 1383 г. рыбаками на реке Тихвинке. На месте обретения образа в Тихвине был установлен храм, а в 1560 г. царь Иван Грозный устроил здесь мужской монастырь. Икона прославилась исцелениями больных, чудесами, избавлением от бед и напастей. В годы Великой Отечественной войны икона, считавшаяся покровительницей северных русских земель, была вывезена в США. 78 Клирос – в христианском храме возвышение по обеим сторонам алтаря, место для певчих во время богослужения. 79 Великий Четверток (Четверг) – в этот день Христос собрал учеников в Иерусалиме, для пасхальной вечери (ужина) перед праздником иудейской Пасхи. Когда начали ужинать, Иисус Христос помолился, взял хлеб, разделил его, дал вкушать ученикам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взял чашу с вином и сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Тем самым было установлено таинство Причащения. 80 Великая (Страстная) Суббота – день, когда после смерти на Голгофе Христос был положен учениками во гроб и оплакан ими. 83 Имеется в виду так называемое «Сергиевское подворье» в Париже, где размещался Православный богословский институт, профессором которого был Булгаков. 84 Левиты – в Ветхом завете, представители Левииного колена, предназначенные к священнослужению; в переносном смысле – сословие священнослужителей. 85 Литургия (греч.–«общественная служба»; в православной Церкви – Божественная литургия) – главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название – обедня). Порядок службы восходит к IV в. Совершаются 2 евхаристические литургии – св. Иоанна Златоуста (ежедневно) и св. Василия Великого (с болееространными молитвами; 10 раз в год).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  Как уже говорилось, современное словоупотребление различает Таинства и обряды. К числу последних относятся священнодействия, которые по всем признакам сходны с Таинствами, однако не включены в число семи Таинств. Разделение на Таинства и обряды настолько же условно, насколько условно выделение семи Таинств из всех церковных священнодействий. Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер . Количество существующих церковных обрядов не поддается исчислению. Некоторые обряды существовали в древности, но вышли из употребления; другие, напротив, создаются на наших глазах. Чинопоследования большинства таинств и обрядов содержатся в книге, называемой по-славянски  Требник (от славянского слова «треба», обозначающего богослужение, совершаемое по определенному конкретному поводу). Единой редакции Требника не существует, и состав книги варьируется в зависимости от места и времени издания. Полная редакция Требника называется  Большим Требником. Она состоит из двух частей. Первая часть включает чинопоследования Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения, Покаяния, погребения, освящения воды, пострижения в монашество. Вторая часть включает чины освящения зданий, вещей, продуктов питания, молебные пения на разные случаи, а также некоторые богослужебные чины позднего происхождения, например, чин умовения ног в Великий Четверг.  Малый Требник представляет собой сокращенную редакцию Большого Требника и имеет наиболее широкое употребление.     Часть II. Крещение и Миропомазание О Крещении   Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела.  В Крещении человек облекается во Христа , по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:3–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

«Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» — убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам решилась предать Учителя. Этот тропарь являет нам одну из самых ярких особенностей Страстной седмицы. Богослужение Страстной седмицы не только излагает евангельские события, не только толкует Св. Писание, не только обращает наше внимание к ветхозаветным пророческим преобразованиям, не только говорит о догматах, о тайне искупления рода человеческого. В этой седмице присутствует одна очень важная, постоянная тема. Все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие на пике службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе. Казалось бы, вместе с Четыредесятницей прошло время аскезы, самовоспитания и самоуглубления, и мы теперь должны полностью обратиться к тому, что было в жизни Христа, однако важнейшие тексты обращены вглубь души, сегодня говорится о каждом из нас — в тропаре Великого Четверга, в светильне четырех начальных дней Страстной. Естественно, отсутствуют обычные кафизмы, потому что они отменены, они кончились в Великую Среду, а вместо кафизм на богослужении читается Евангелие от Луки, 108 зачало. Обычный 50 псалом, и начинается знаменитый канон, называемый по первым словам первого ирмоса «Сеченое сечется». В отличие от трех первых дней Страстной седмицы, когда на утрени были неполные каноны (в Понедельник и Среду — трипеснец, а во Вторник — двупеснец), Великий Четверг содержит на утрени полный канон (формально из девяти, фактически из восьми песен). Это канон прп. Косьмы Маюмского, одного из знаменитейших гимнографов. Читается он, естественно, с припевами, потому что, как мы помним, по Уставу на Страстной и Пасхальной все каноны на утрени звучат с припевами. На Страстной припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Канон этот интересен для нас тем, что содержит толкование и изложение всего того, что связано с установлением таинства Евхаристии. Стихиры этого дня все про Иуду и про беззаконных иудеев, а в каноне образ Иуды появляется, конечно, время от времени, но все же это богословие евхаристическое, это обращение к событию таинственному, неизглаголанному, непостижимому.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

В малой вечерне великой ектеньи нет, нет просительной, только есть сугубая ектенья в самом конце. И много таких в молитвословиях сокращений, стихир немного. Например, на полной праздничной вечерне-всенощной, под воскресный день, «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — прокимен поется четыре раза, а на малой вечерне только два. Бывают случаи, когда вечерня служится не в обычное время. Тогда она соединяется с другими богослужебными последованиями, как, например, в особые дни, которые относятся к Великому посту и Святой Седмице. Тогда вечерня соединяется непосредственно с литургией, иногда с литургией Преждеосвященных даров, а иногда с полной литургией Иоанна Златоуста или Василия Великого. Я хочу вам напомнить, в какие дни совершается литургия Василия Великого. Десять раз в году: в Рождественский сочельник, в Крещенский сочельник, в день памяти Василия Великого, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу. Богослужебные Прокимны Знающие наш Церковный Устав, знакомые с нашей православной службой, знают, что за богослужением часто возглашается прокимен. Этим греческим названием означается какой-либо текст из Священного Писания, имеющий особо близкое значение, отношение к данному празднику. Когда бывает праздник, например, в честь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого — этих величайших богословов и проповедников, то обычно, прокимен возглашается, соответственно этой их славе великой: «Уста моя возглаголят премудрость и поучение сердца моего разум». Ибо их уста, действительно, на всю вселенную возглашали глаголы божественной премудрости. Сейчас мы празднуем праздник в честь памяти другого великого Святителя, Святителя и Чудотворца Николая, но прокимен мы слышали другой: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Этот прокимен возглашается в честь многих великих святых. Но хотя Святитель и Чудотворец Николай вдохновенным, благодатным словом наставлял и назидал свою паству, главная слава ему не в этом. Мы знаем, в чем его главная слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

В начале апреля 1943 г. партизаны-коммунисты ночью ограбили Хоповскую обитель, заявив: «Мы еще ничего, а вот придут те, московские, так живыми вам не бывать». 12 апреля, на Страстной неделе, партизаны подожгли монастырь. Сестры самоотверженно тушили здания обители, но удалось отстоять от огня только храм свт. Николая, четыре келии, помещение приюта, иконы и священные книги. Вторую половину месяца погорельцы прожили в приютивших их семьях сербов из соседнего городка Ирига, понемногу начав восстанавливать свою обитель. Однако в конце апреля 1943 г. немецкие оккупационные власти все-таки распорядились выслать инокинь в Сербию. Монахиням вместе с их духовниками, иеромонахами Тимолаем (Пастуховым) и Никандром (Беляковым), пришлось переехать в Белград и поселиться в общежитии для престарелых на Сеньяке, где они пережили ужас американских бомбардировок. 4 июня 1943 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выделил 6 тыс. динар для оказания материальной помощи сестрам. Оставшуюся Никольскую церковь Хоповского монастыря частично разрушили немцы при отступлении в конце 1944 г. Они заложили четыре мины и взорвали колокольню храма, при этом рухнул купол [xviii] . На последней странице леснинской книги Октоиха сохранилась запись духовника монастыря иеромонаха Никандра: «1943 год 29 марта/12 апреля, в 12 часов, на Великий Четверг в третий раз партизаны пришли, обворовали и зажгли монастырь Хопово. Все сестры переехали в городок Ириг и разместились по частным домам. Нам дали Успенскую церковь, где мы сразу начали богослужение. 30-го апреля этого года немцы, против нашего желания, увезли нас в Белград, где мы терпим вместе военные бедствия. Чудесно спасенные Божией милостью, каждый день служим все правило и Святую Литургию. Слышно, что Хопово совсем разрушено. 17/30 ноября 1943 год» [xix] . Русские священнослужители защищали не только своих соотечественников, но заявляли и о необходимости прекратить истребление сербов, среди них будущий архиепископ Сан-Францисский Американской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Шаховской).

http://bogoslov.ru/article/2857110

В одном из аналогичных случаев в ответ на просьбу совершить в домовом храме панихиду в Великий Пяток, на который пришлась годовщина кончины матери некого знатного лица, святитель пишет следующее: «Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери, когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершит панихиду завтра (в четверг) пред литургией, а не в пятницу» . Этот случай очень показателен. Очевидно, еще сто лет тому назад московское духовенство хорошо знало, что в некоторые нарочитые дни не может быть заупокойных богослужений даже в порядке частной требы, даже в домовой церкви, хотя бы то по просьбе самого владельца этого дома, который поэтому и обратился со своей просьбой через викарного епископа к святителю Филарету и получил от последнего указанный ответ. Митрополит Сергий (Ляпидевский, † 17 февраля 1898 г.), ученик и почитатель митрополита Филарета, ревновавший о сохранении и восстановлении филаретовских традиций, впоследствии издает особое распоряжение по Московской епархии о прекращении распространившейся уже после кончины святителя Филарета практики поминовения усопших в праздничные дни. Очень интересна позиция митрополита Филарета относительно молитвы за усопших инославных. Говоря об их поминовении, святитель пишет следующее: «Нередки случаи, когда православные желали бы помолиться о своих усопших сродниках или близких умерших не православных. Скажут: они могут молиться о них на своей домашней молитве. Но прежде всего надо с грустью сознаться, что очень часто у нас, в особенности миряне, не знают и не умеют, как молиться по тому или иному поводу. Еще в одиночку каждый тайно про себя, может быть, сумеет попросту своими словами высказать свою просьбу Господу. Но как совершать молитву без священника, когда желали бы помолиться совокупно несколько мирян? Для православного же человека всегда вожделенно молиться со служителями Церкви. Да, наконец, не отличается ли домашняя молитва от церковной главным образом только по обстановке. Как было уже отмечено, всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями, касающимися главным образом внешней стороны, самого порядка поминовения» .

http://bogoslov.ru/article/6176984

Взгляд его на Отцов – сверху вниз. Всем им достается за недостаточное, извиняемое лишь временем их деятельности, недомыслие. Иногда, как напр. св. Кириллу Александрийскому , бросается обвинение в еретических мнениях. Сильно попадает в книге «Икона и иконопочитание» св. еодору Студиту и св. Дамаскину. Зато еретики, как Аполлинарий и Несторий, представляются читателям как люди несоменно более глубокие, и, если и не смогшие окончательно решить Христологический вопрос, лишь в настоящее время парижскими богословами во всей полноте разбираемый, то, во всяком случае, ближе признанных Церковью Отцов, к правильному его пониманию приблизившиеся. Вообще же отцы устарели, и из чтения сочинений о. Булгакова, а отчасти и других лиц той же групы видно, что значение их в настоящее время лишь историческое и учиться у них новым богословам совершенно нечему. Вселенские Соборы, особенно Халкидонский и 7-ой Вселенский, тоже для софианцев не авторитетны: их постановления, по непониманию глубины обсуждавшихся ими вопросов, или совершенно недостаточны или самопротиворечивы. Но, с точки зрения софианца, иначе и не могло быть. Не зная о существовании Софии, и св. Отцы и Соборы действовали и мыслили во тьме, с повязкой на глазах. Так как София затрагивает и вторгается во все учение св. Церкви, то очевидно, что и все выводы, сделанные при условии исключения понятия о ней, должны быть или неверны или недостаточны. Православное богослужение не пользуется, по крайней мере, у о. Булгакова, должным уважением: а ведь это-то источник вероучения очень авторитетный. Богослужебные книги, кроме небольшого количества новейших последований и акаистов, ведь приняты «всей» Церковью . И посему, по справедливому мнению нашего знаменитого литургиста А. А. Дмитриевского , сетовавшего на недостаточное использование их нашими догматистами, занимают в св. Предании место впереди Отцев Церкви, в учении которых все же могут быть и имеются, конечно мелкия, разногласия и ошибки. Приведем пример: в службе в Великий Четверг о. Булгакова обижает несправедливое, по его мнению, отношение к и он, защищая невинно обиженного, заявляет: «Такой стилизацией каковы бы ни были ея церковно-педагогические мотивы, диссонанс еще более обостряется. своим присутствием около Христа вносит в историю страстей Христовых непонятности и безсвязности. И ум, и сардце одинаково изнемогают от этого противоречия...». «И такое именно, разлагающее и отравляющее противоречие содержит в себе история и только привычка в союзе с равнодушием, притупляет в нас его едкую острогу» (Путь, 26, стр. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

…Во времена Хрущева проповедь официально не запрещалась и кое-где теплилась; нельзя было только говорить циклы проповедей. Но она раздражала предержащие власти, и они этого от священников не скрывали, потому смельчаков было весьма мало. Проповедовали только инициативные священники, вроде отца Всеволода Шпиллера, — ну, а я за его спиной. И еще было несколько священников, но в основном все молчали. Что касается общей исповеди, она просто была необходима. В Николо-Кузнецком храме, например, Великим постом по воскресным дням, а в особенности в Великий четверг, причащалось от тысячи до полутора тысяч человек, вне поста в воскресные дни — по 100–120 человек. Как в этом случае обойтись без общей исповеди?! Поначалу при больших скоплениях причащающихся исповедь в храме проводил сам отец Всеволод; я внимательно вслушивался, а потом и сам проводил общие исповеди. …Очень тяжелым для Церкви было следующее событие: под давлением властей Архиерейским совещанием 1961 г. было принято постановление, противоречащее не только церковным канонам, но и духу и букве самого Евангелия. Никчемность пастыря в Евангелии выражена определением Христа: наемник (Ин 10:12). Постановлением же 1961 года, пастыри как раз и ставились в разряд “наемников”. Парадоксально, что по конституции священник мог быть избран, положим, депутатом; закон не запрещал подобных избраний. Синод же принял положение, что священник даже своей общиной не мог быть избран в приходской совет. Он только нанимался церковным советом для совершения богослужения и исполнения церковных треб. Теперь для того, чтобы отстранить неугодного священника от служения, не нужно было никаких канонических причин и постановлений: просто староста мог не выдать облачения (такие случаи были). Эту ситуацию отец Всеволод Шпиллер конфиденциально назвал незаконным узаконением беззакония. Этого, разумеется, не мог не заметить и сам Патриарх Алексий (Симанский), богослов и юрист (кстати, по этому поводу мы иногда в семинарии шутили: государством правит семинарист, а Русской Церковью — юрист). И, как я знаю, такой курьез и несуразность служили красноречивейшим свидетельством того, что принято все не добровольно, а под нажимом и давлением, а стало быть — недолговечно. Не знаю, сами ли власти обеспокоились таким оборотом дел и решили узаконить беззаконие соборным решением. Однако, имея перед глазами неожиданный оборот дел, вызванный рапортом митрополита Григория, они не захотели пустить все на самотек и ждать приговора епископата. Для властей чрезвычайно важно было, чтобы затеваемое мероприятие было беспроигрышным, и поэтому они вызвали некоего светски и богословски образованного батюшку и дали ему поручение — в письменном виде представить исчерпывающую характеристику всех потенциалов РПЦ 4 .

http://pravmir.ru/tserkov-i-ateistichesk...

Драматические события, невольным свидетелем которых оказывался архимандрит Киприан, — война, оккупация, освобождение, — не имели для него решающего значения: он жил как бы поверх них, помимо них и вопреки им Решающим для него было не то, что происходило в мире, но что совершалось в Церкви — в ее богослужебной и молитвенной жизни. Он глубоко переживал церковные праздники, ждал их, готовился к ним. «Праздники Церкви — это грани самоцветного камня», — говорил он Я абсолютно убежден, — пишет отец Александр Шмеман, — и убеждение это основано на пятилетнем постоянном сослужении с отцом Киприаном у одного престола, — что единственной подлинной радостью для него было в этой жизни богослужение, совершение Евхаристии, мистические глубины Страстной недели, Пасхи, праздников. Тут жила вся его вера, вся его — никогда не дрогнувшая — любовь к Церкви, совершенная отданность Ей Среди церковных праздников архимандрит Киприан особым образом выделял Пасху Христову и предшествующие ей дни Страстной седмицы. К этим дням он задолго готовился, богослужения этих дней переживал особенно глубоко: «Может быть, и ошибаюсь, — пишет Зайцев, — но думаю, что обычное служение его в храме было скорее прохладно–музыкально, чем эмоционально… Только на одной службе — выносе плащаницы — силу чувства он не мог или не хотел скрыть… Шествие отца Киприана, согбенного под нетяжкою ношей, в глубоком волнении, чуть ли не с «кровавым потом» на висках — все это чувствовалось как некое таинственное шествие голгофское» На пасхальной же службе, напротив, отец Киприан совершенно преображался, и пасхальную утреню служил «в каком–то светлом экстазе»: «Он и вообще легко ходил, но тут высокая и тонкая его фигура в ослепительно белой ризе, при золоте света, просто носилась по церкви, почти невесомо. Глаза сияли. Он излучал восторг. Это запомнилось как некое видение иного, просветленного мира» Глубоко переживал отец Киприан и великопостные службы. Одним из его любимых богослужений было «Мариино стояние», совершаемое в четверг пятой недели поста, когда на утрени читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской. «Всегда служба Великого канона оставляет большую полосу света в душе, но в этом году она особенно мне показалась значительной, — пишет он своей духовной дочери. — Конечно, это увеличивается благодаря изумительному с точки зрения духовной и литературной житию св. Марии Египетской. Думаю, между прочим, и о том, что Ты должна особенно ее оценить» Архимандрит Киприан был прав: его духовная дочь оценила и навсегда запомнила службы, которые он совершал в начале Великого поста. Много лет спустя она напишет:

http://pravmir.ru/arhimandrit-kiprian-ke...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010