И тем не менее, невзирая на телесные недуги, святитель при любой возможности старается служить Богу: «Здоровье мое остается неудовлетворительным... Только Литургию мог совершить с трудом» . «На пути в церковь занемог и так, что, вошед в церковь, недоумевал — начать ли службу? Службу совершил» . «Здоровья моего с трудом достает для дел службы. Так и нынешний день совершил я Литургию: рукоположил священника и поспешил в келью» . «Праздник Пятидесятницы провел с трудом, не лишаясь, впрочем, совершения церковной службы» . Несмотря на тихий голос, его служение всегда было исполнено молитвенности и красоты. По окончании каждого богослужения, невзирая на усталость и количество прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Настоящую радость святителю доставляло освящение новосозданных храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток церквей. Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Говорил тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши». «Смелости недостает», — со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова . Немало внимания митрополит Филарет уделяет чинопоследованию архиерейского священнослужения. До святителя Филарета этот вопрос уже подымался архимандритом Гавриилом Бужинским в 1721 году. Исправления вносились в 1765 году, когда был исправлен чин омовения ног в Великий Четверг. Впрочем, все это носило скорее вид неких правок. Подходу не хватало системности, которая и была достигнута в 1856 году, когда митрополит Филарет отредактировал его и внес все столь необходимые правки. В своей архипастырской деятельности святой митрополит нередко сталкивался с целым рядом практических вопросов, которые требовали разрешения. Например, можно ли архиерею служить Литургию одному? Святитель считал, что архиерей может служить литургию один, иерейским чином, но в этом случае не стоит употреблять омофор. Еще одно обстоятельство, на которое обращает внимание святитель Филарет, — это различение архиерейского богослужения, совершаемого правящим архиепископом и архиерейского богослужения, возглавляемое приглашенным архипастырем. Сходный вопрос возник и с омовением ног в Великий Четверг. Святитель запрещал архиереям совершать его в чужой епархии, ведь тем самым обряд терял свой изначальный смысл.

http://bogoslov.ru/article/6176984

Алексей Иванович спросил: — Можно ли причаститься? — Да, сегодня среда, на трапезе всё постное, только после вечерни надо будет прочитать правило к причащению. — А исповедь? И монах Серафим поведал нам интересные вещи. 8 В Греции, оказывается, приходят на глубокую исповедь к священнику, как это принято у нас, четыре-пять раз в (не об этом ли говорили Серафим Саровский и Феофан Затворник?), а в остальное время, если человек соблюдает многодневные посты, постится в среду и пятницу и достойно подготовился, то может приступить к причастию, покаявшись на общей исповеди, которая бывает перед Литургией (не так ли исповедовал Иоанн Кронштадский?). Надо сказать, что мне очень понравился этот порядок. Я далёк от богословских споров на тему причастия, да и прав никаких на это не имею, могу только опытом поделиться. Когда я только начал воцерковляться, то причащался в конце многодневных постов и на день ангела. Сейчас мне кажется, что это пожелание Серафима Саровского относилось к всё более уходящему от Бога миру, то есть определяло минимум христианина. А у нас ведь многие вздохнули с облегчением: вот, мол, Серафим Саровский сказал, четыре-пять раз в год, стало быть, и довольно. Но он-то по немощи нашей сказал. Помню, когда я первый раз держал Великий пост, священник на проповеди в Вербное воскресение сказал, что все мы, прихожане, должны хорошо подготовиться к причастию в Великий четверг. Я и готовился. И, слава Богу, причастился. И всё было изумительно. Для новоначального первые причащения — чудо. (Сейчас-то я понимаю, что каждый раз, когда Господь допускает до причастия, — это чудо, потому что, если по справедливости, то по делам нашим не только до причастия, но и в храм-то Божий таким, как я, входить грех.) В субботу на утренней Литургии, когда священник объявил распорядок на Пасхальное богослужение и я услышал, что будет исповедь, то после службы подошёл и спросил: а можно ли мне причаститься и на Пасху? «Так ты же только что причащался», — полуспросил, полуответил батюшка. И я так понял, что не стоит. Тут ведь как: может, мне надо было просить, а может, мне как новоначальному не следовало торопиться успеть везде и сразу. Бог весть. Но какое же щемящее чувство подступило после полунощной радости, после дружных и мощных ответов «Воистину воскресе!», когда с десяток человек встали к вынесенной чаше, а я остался в стороне. Как я им завидовал! Грешным делом, мелькнула мысль: зря в четверг причащался, лучше бы сегодня. Ни в коем случае не могу сказать, что праздник был испорчен, но что-то примешалось к радости, добавилась досада на самого себя: вот, опять сделал что-то не так. А что именно не так, я понять не мог. В общем, бочку мёда это не испортило, но ложка дёгтя была.

http://isihazm.ru/?id=2078

3. Boзhecehie Господне Празднуется в сороковый день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6–ой седмице по Пасхе. Церковныя песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святаго Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется « Воскресение Христово видевше…» На литургии, вместо: « Видехом свет истинный…» поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мipa. Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7–ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: « Божественным покровен», а от Вознесения до отдания: « Спасителю Богу». Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой «Богослововой» (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова). Неделя 7–я по Пасхе В неделю 7–ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваго вселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: « Божественным покровен». Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6–го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: « Песнь возслем людие». На литургии вместо: « Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: « Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7–ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг. 4. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Вознесение Господне . Празднуется в сороковый день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6-ой седмице по Пасхе. Церковныя песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святаго Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется «Воскресение Христово видевше…» На литургии, вместо: «Видехом свет истинный…» поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7-ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: «Божественным покровен», а от Вознесения до отдания: «Спасителю Богу». Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой «Богослововой» (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова). Неделя 7-я по Пасхе В неделю 7-ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваго вселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: «Божественным покровен». Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6-го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: «Песнь возслем людие». На литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7-ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

38 В Типиконах указания о чтении Евангелия на утренях первых четырех дней Страстной седмицы, включая Великий Четверг, появляются лишь с XVI в., и то нерегулярно, однако в рукописях самого Евангелия эти чтения начали отмечаться значительно ранее (см.: Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 259–263). 39 Согласно некоторым Типиконам, с чтением Евангелия; согласно различным редакциям Иерусалимского устава, включая принятые ныне – с исполнением тех же тропаря и паремии, что в Типиконе Великой церкви назначались на тритекти. 40 Παλος (Μενεβισγλος), ρχιμ. Τ γιον Μρον ν τ ρθοδξ νατολικ κκλησ… (Β´ κδοσις). Θεσσαλονκη, 1983 (=ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΒΛΑΤΑΔΩΝ; 14); Παλος (Μενεβισγλος), μητρ. Μελετματα περ γου Μρου. θναι. 1999. 42 Евхологий, сиесть Молитвослов, или Требник. М., 1658. С. 515–519. Освящение храма: сборник. М., 2006. С. 121–125. По древней традиции, этот же чин должен использоваться при необходимости замены срачицы – нижнего облачения освященного престола (Евхологий, сиесть Молитвослов… С. 519–520; Освящение храма… С. 397–398). 46 PG. 155. Col. 205. Рус. пер.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского (Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения). СПб., 1856. с. 43 47 Впрочем, в наше время вторым таким днем во многих греческих монастырях стало, по аналогии, навечерие Рождества Христова. Гораздо реже у греков встречается практика устраивать общее соборование еще и в четверг или пятницу первой седмицы Великого поста. 49 Можно здесь отметить, что у русских дореволюционных богословов не было единого мнения по вопросу о богословской интерпретации общего елеосвящения. Так, прот. М. Архангельский, автор одного из наиболее полных богословских сочинений о елеосвящении, отказывает общему елеосвящению в праве называться таинством – в отличие от елеосвящения над болящими (см.: Архангельский М. , прот. О тайне св. Елея. М., 2001 (переизд.). С.111–116), тогда как иером. (впосл. – архиеп.; принял мученический венец в 1938 г.) Венедикт (Алентов) , автор лучшего – вплоть до настоящего времени – исследования по истории чина елеосвящения, уходит от ответа на этот вопрос ( Венедикт (Алентов) , иером. Чин таинства елеосвящения: Историко-литургический очерк. Сергиев Посад, 1917. С. 278–282).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Как видно: «больной» в греческом языке – понятие более широкое, чем в русском; оно включает не только недуги физические, но и духовные. Это вполне соответствует и Евангельскому определению болезни как следствие греха. Христос, прежде исцеления, часто спрашивал о наличии веры у больного, предварительно прощал грехи и к немощному возвращалось здоровье. ( Ин.5:14 ; Мк.5:34 ; Лк.5:18–25 ). Принимая во внимание, что абсолютно здоровые люди встречаются очень редко и почти каждый в той или иной мере может быть отнесен к группе «больных», то церковное священноначалие разрешало в известные сроки и в определенных местах совершать соборование большого числа людей одновременно. У греков издревле существует обычай совершать в Великий четверг елеопомазание над «всей Церковью», т.е. над всеми находящимися в храме, болящими и физически, и духовно. Во всех монастырях Иерусалима общее елеопомазание совершают епископы. В Константинопольском патриархате причастники перед литургией принимают св. помазание. В халкинской богословской академии воспитанников помазывают всякий раз перед Причащением (Прот. М. Архангельский «О тайне св. Елея. Стр. 91–92). По словам св. Дмитрия Ростовского , общее соборование совершалось на Руси «по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданию» в храмах: Новгородском Софийском, Московском Успенском соборах, в Троице-Сергиевой Лавре. В монастырях: Кирилло-Белозерском, Волоколамском и Соловецком (XVII в.), в Одесском (с 1854 г.) и Симферопольском (с 1904 г.) соборах (П. Н. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. Изд. 12-ое. Петроград 1915 г. стр. 345.) Временем совершения елепомазания был четверг на страстной неделе или навечерие Великой Субботы. Многие из наших прихожан стремятся к достижению идеала христианства – святости жизни на земле. Немало из посещающих храм задают вместе с темничным стражем, описанным евангелистом Лукой, вопрос: «что мне делать, чтобы спастись?» Душа человеческая ищет очищения от греха – зачинателя на этом пути и многое делает для своего освобождения, но сил то своих еще мало.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

После X Толедского Собора (656) в период Адвента появился еще один важный рубеж - праздник Пресв. Девы Марии, к-рый был перенесен с 25 марта на 18 дек. (поскольку было запрещено совершать любые праздники в период Великого поста; 18 дек. было выбрано, видимо, по той причине, что это был день начала древнего поста перед Богоявлением). Праздник Рождества Христова соединяется с воспоминанием поклонения волхвов. В рождественский цикл были включены памяти святых Стефана, Иакова Старшего и Иоанна Богослова. Но память Вифлеемских младенцев (Allisio Infantium) была привязана не к Рождеству, а к Богоявлению. Великий пост начинался после Мясопустной недели (De carnes tollendas). Традиция А и традиция В различаются в порядке следования и в содержании празднования недель Великого поста. Недели в традиции А - о самарянке, о слепорожденном, неделя De Mediante (чтение об Аврааме, Ин 7. 14-39), о Лазаре (Ин 12). В традиции В чтение о самарянке в Мясопустную неделю, а в 1-ю неделю поста - о слепорожденном, затем о Лазаре, далее следуют неделя De Mediante, неделя с чтением «Ovile ovium» (Ин 10. 1-16). В традиции В мессы в Великий пост совершаются только в среды, пятницы и воскресные дни. В традиции А к этому прибавляются еще мессы по понедельникам, а начиная с Преполовения поста - по вторникам и четвергам. В Лекционарии традиции А Великим постом читается одно ветхозаветное чтение, а в традиции В - 2. Неделя перед Страстной седмицей носит название De Traditione. В этот день совершалось празднование Входа Господня в Иерусалим с обрядом освящения пальмовых ветвей, а также предкрещальные чины для тех, кто будут крещены на Пасху. Судя по Леонскому Антифонарию, в этот же день освящался крещальный елей. Служба Великого четверга по структуре в традиции В будничная, в традиции А - праздничная. По нек-рым рукописям в Великий четверг совершалось умовение ног. Кроме обычной мессы между 3-м и 6-м часами приходские священники служили т. н. missae per titulos, тексты для к-рых составлены св. Евгением II Толетским (видимо, элементы системы стационального богослужения). На вечерней мессе читались Иер 20. 11-12; 1 Петр 2. 21-25; Ин 16. 32-33. Богослужебные тексты свидетельствуют, что тема установления Евхаристии не была главной в этот день.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Служба четверга 5-й седмицы Великого поста: генезис и особенности Кашкин А.С., кандидат богословия, доцент, преподаватель СПДС Четверг 5-й седмицы занимает исключительное место в ряду седмичных дней Великого поста, и его богослужение имеет наиболее существенные отличия от стандартного великопостного чина. Кульминация богослужения данного дня, да и всей 5-й седмицы в целом, – чтение на утрене четверга Великого канона преподобного Андрея Критского . С Великим каноном прямо или косвенно связаны все богослужебные особенности четверга, также ради чтения этого канона меняется расписание кафисм на всей 5-й седмице поста 383 . Происхождение Великого канона Автором Великого канона является преподобный Андрей, епископ Критский (660–740). Перу преподобного Андрея принадлежит множество песнопений, однако, Великий канон – самое известное (и, наверное, самое любимое) среди них. Сразу скажем, что о происхождении Великого канона говорится в синаксаре четверга 5-й седмицы: «Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Сей исключительный изрядный и Великий канон и слово о преподобной Марии тот же отец наш Андрей впервые принёс в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор» 384 . Из всего сказанного единственно вероятным является сообщение о том, что святой Андрей мог принести на VI Вселенский Собор текст жития преподобной Марии; что же касается сведений о том, что он написал свой канон ещё при жизни патриарха Софрония, то наилучшее опровержение этой информации даёт И.А. Карабинов : «Святой Андрей, вероятно, родился тогда, когда святой Софроний уже умер» 385 . Так что и в этом вопросе сведения, предоставляемые автором синаксаря, оказываются явно недостоверными. Пожалуй, единственным более или менее надёжным основанием для датировки Великого канона является тезис о том, что Великий канон был одним из последних произведений преподобного Андрея. В подтверждение этого многие исследователи находят в тексте самого канона признаки того, что он мог быть написан в старости: «Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1-я песнь, 13-й тропарь), «От юности Христе, заповеди Твоя преступих... унынием преидох житие» (1-я песнь, 20-й тропарь), «Исчезоша днии мои, яко соние востающаго:/темже яко Езекия слезю на ложи моем,/приложитися мне летом живота» (7-я песнь, 20-й тропарь). Дополнительным, хотя и косвенным аргументом в пользу этого можно считать надписание канона в Синайской Триоди, где он назван «завещанием преподобного Андрея Критского » ( διαθκη το μακαρου Ανδρου Κρτης) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для получения полной индульгенции верующий должен быть свободен от всякого, даже малого греха и склонности к греху. Если этого условия не имеется, тогда даруется только частичная индульгенция. Одной исповеди может быть достаточно для получения полной индульгенции несколько раз, но причастие требуется для каждой полной индульгенции. 6 . Верующим, не имеющим возможности выполнить упомянутые условия для получения полной индульгенции, духовник может назначить другие. Епископ может освободить от обязанности исповедаться и причащаться тех верующих, в местности которых нет священника. Тогда необходимо совершенное сокрушение о грехах и выполнение остальных условий. 7 . Верующие, постоянно имеющие при себе какой – либо священный предмет, относящийся к Богопочитанию (крестик, медальон, розарий, скапулар) получают частичную индульгенцию. Если такой же священный предмет освящен епископом или Папой Римским, то носитель его может получить полную индульгенцию в праздник святых Апостолов Петра и Павла – 29 июня, – прочитав молитву «Верую в Бога». 8 . Члены религиозных объединений могут получить индульгенции, какие Церковь дарует этим объединениям. Не обязательно иметь при себе эмблему объединения. 9 . Полную индульгенцию можно получить также за чтение следующих молитв: 1 января, если публично читается или поется гимн «Прииди, Создатель, Дух Святой» («Вени, Креатор Спиритус»); по пятницам в Великий пост , если кто после причастия прочитает молитву «Вот я, о благой и отрадный Иисус» («Эн эго»); В Великий Четверг, если публично читается или поется гимн «Славься Жертва, дар священный» («Тантум эрго») и читается молитва Великого Четверга; В Великую Пятницу, если кто участвует в богослужении и во время поклонения кресту целует распятие; В Великую Субботу, если кто во время богослужения возобновляет обеты, данные при крещении; каждый год в день своего крещения – возобновляя крестильные обеты; В праздник Сошествия Святого Духа, если публично читается или поется гимн «Прииди, Создатель, Дух Святой» («Вени, Креатор Спиритус»);

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

296 «Очень важно, чтобы пение этого стиха, равно как и последующего “Достойно есть яко воистинну…” или соответствующего “задостойника”, совершалось неторопливо. В этот момент священнику предстоит прочитать молитву призывания Св Духа (а по нашей славянской практике еще и тропарь третьего часа трижды), совершить предложение Даров и прочитать начальную ходатайственную молитву “Якоже быти причащающимся...” и “Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших…”, т е совершить молитвенное заупокойное поминовение. Β случае быстрого пения иерею не остается времени на прочтение этих важнейших молитв, и либо он будет это совершать наспех, либо на клиросе возобладает на некоторое время молчание и томительное ожидание» ( Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 208–209). 297 Однако в периоды от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления принято в этом случае совершать поясной поклон (некоторые так же поступают в дни всех двунадесятых праздников). 299 На практике диаконы часто говорят «Святый Агнец», так как в ответных словах иерея употребляется слово «Агнец». 301 Многие священники ради внешнего благолепия покрывают святую Чашу не илитоном, а покровцом. Однако такая практика неоправданна, так как неясно, куда затем положить покровец, снятый с Чаши. В результате получается, что диаконы или кладут покровец под орарь, откуда он может упасть на пол, или же относят покровец в алтарь, создавая таким образом паузу и совершая непредусмотренное Уставом движение. 309 См., например: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 231; также: Лукьянов В., протопресв. Богослужебные заметки. Джорданвилль, 2001. С. 214; Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. С. 78. 314 См.: Поправки в служебнике//Церковный вестник. М., 2003. Ноябрь. Подробнее об указанной неточности в Служебнике можно прочитать в статье: Деснов Н., прот. Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста //Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. С. 181–189. 317 Два раза в году вместо Херувимской песни поются другие песнопения: в Великий Четверг «Вечери Твоея Тайныя…», а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010