Как будто начиная свой собственный крестный путь, диакон Сергий Мечев был рукоположен во пресвитера в Великий Четверг кровавого 1919 года. Страх, смерть, разруха, а в храме святителя Николая в Кленниках священники, среди них – настоятель отец и его горячий сын – проводят богословские встречи, духовные беседы, читают с прихожанами святоотеческую литературу. В храм приходят и самые бесстрашные светские молодые люди. На Маросейке не просто продолжали молиться – там кипела жизнь, бурлил концентрат Церкви. Блаженная кончина отца Алексия (1923 год) положения не изменила: ставший настоятелем отец Сергий продолжает вести духовные беседы, реставрирует храм с помощью опытнейших мастеров, а главное – прекрасно, возвышенно, красиво служит. Царящему вокруг уродству противостояла красота. Не могла не стать в его глазах очевидной дисгармонией, кривизной, искажением чего-то очень важного и ценного печально известная декларация митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. Отец Сергий вместе со своим приходом ее не принял. В 1931 году весь храм (клир и прихожане) святителя Николая в Кленниках будет официально отлучен от Церкви за отказ поминать за богослужением власть. Но отцу Сергию уже будет не до «бумажных анафем»: с 1929 года его Голгофа стала все ближе – ссылки на Север, трудовые лагеря с самыми разными видами работ, от лесоповала до фельдшерского пункта. В год Большого Террора его, казалось бы, оставили в покое – освободили досрочно, дали возможность работать фельдшером в Твери, до поры до времени закрывали глаза на общение с духовными чадами. Удавалось скрыть и совершаемые дома богослужения. Но то была лишь небольшая передышка. Сначала сломленный допросами епископ Мануил (Лемешевский), который рукополагал по рекомендации отца Сергия нескольких его духовных чад, дал показания против «главы подпольной антисоветской организации Мечева». Отец Сергий, уходя от неминуемого ареста, перебрался в Ярославскую область – дальше, несмотря на уговоры духовных чад, уезжать отказался, считая себя ответственным за них. Пастырь печется об овцах. Каждый день он служил Литургию, молясь за каждую свою овечку.

http://pravmir.ru/pastyir-i-krest-svyash...

После исполнения соответствующих стихов следуют особые тропари, получившие название «Троичные». Основной тематикой троичных тропарей является то, что мы, подражая бесплотным силам, приносим в Троице Единому Богу трисвятую песнь. Тропаря три. По Уставу они исполняются по клиросам «велегласно и косно» . Троичные тропари регулируются текущим седмичным гласом, только окончание первого тропаря зависит от дня недели. В некоторых Типиконах студийской традиции встречается замена троичного тропаря иным – посвященному литургическому событию дня. Мессинский Типикон (1131 г.) предписывает в среду четвертой седмицы Великого поста (преполовение Четыредесятницы) вместо троичных тропарей исполнять тропарь: «Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче…» и богородичен . Аналогичная особенность встречается и в Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) . Она придает значение преполовению Четыредесятницы, так как пение тропаря – признак особой литургической памяти. Согласно рассматриваемому Типикону, а также Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.), указанную литургическую память, обозначенную подобным образом, имело и предпразднство Благовещения Богородицы. Особыми покаянными тропарями выделялся и четверг 5-й седмицы Великого поста – день, в который положен Великий покаянный канон . Вышеописанная замена троичных тропарей свидетельствует о том, что стихи из книги пророка Исаии, используемые за утренним богослужением вместо псаломских стихов «Бог Господь», не составляют с троичными тропарями единого блока. Рассматриваемая богослужебная особенность в прошлом не являлась особой принадлежностью постных служб, а относилось к вседневному богослужению. В частности, данный тезис подтверждает и наличие Троичных тропарей (исполняемых вместо тропаря в честь святого на аллилуарных службах) в греческом Часослове ΧΙΙ–ΧΙΙΙ века , – книге, которая содержит неизменяемые песнопения суточного круга. Также в ряде древних месяцесловов указано пение «Аллилуйя» на вседневном богослужении. В Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) , отражающем практику Константинопольского Богородичного монастыря, явно указанно пение «Аллилуйя» и троичного гласа (τ τραδικ το χου) в седмичные дни. Например, 2 сентября – память мч. Маманта и прп. Иоанна Постника; 17 сентября – память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 21 сентября – память пророка Ионы и прп. Иоанна пресвитера; 4 октября – память сщмч. Иерофея; 10 октября – память мчч. Евлампия и Евлампии и т. д .

http://bogoslov.ru/article/4484655

Школьная жизнь носила строгий церковно-религиозный характер. Все воспитанники ежедневно должны были посещать школьный храм для слушания утренних и вечерних молитв, которые читались самими воспитанниками поочерёдно, согласно богослужебному уставу. В воскресные и праздничные дни они присутствовали за уставными богослужениями и слушали их с благоговением и полным вниманием. Перед трапезой и после неё бывает обычная молитва , а во время трапезы читается одним учеником, по очереди, отрывок из душеполезной книги, по указанию схоларха. Воспитанники приступали к исповеди и св. причащению по меньшей мере четыре раза в год – перед Рождеством Христовым, в св. и великий четверг или на св. Пасху, в день св. апостолов Петра и Павла и в праздник Успения Богоматери. Перед причащением совершается святое елеосвящение (τ γιον εχλαιον) 1 . Все установленные церковью посты соблюдаются всеми живущими в школе, с полной строгостью; лишь удостоверенная болезнь даёт право схоларху сделать тому или иному воспитаннику соответствующее снисхождение. Жизнь в стенах школы регулировалась особыми правилами, обязательными для всех воспитанников. Правила определяют часы занятий науками, время трапезы, гулянья, молитвы и сна. В одежде воспитанники должны ограничиваться лишь необходимыми предметами, избегая всякого излишества и роскоши, причём форма и цвет одежды должны соответствовать характеру и направлению школы. Живя в здании монастыря и готовясь на служение церкви, воспитанники носили монашеские одежды, держали себя сосредоточенно и смиренно, проводили время в совершенной тишине и порядке. Кроме учебных книг, они могли пользоваться лишь такими, которые предварительно просмотрены были и одобрены схолархом; строго запрещалось читать книги, противные по своему содержанию священной нашей вере и нравственности. На прогулку, уроки и в храм воспитанники шли в порядке, под наблюдением схоларха или его помощника. Никто из учеников не мог уходить из школы без письменного разрешения схоларха, а воспользовавшись этим разрешением, не имел права увеличить срок данного отпуска, в противном случае увольнялся из школы, а поручитель его обязывался вознаградить заведение за произведённые расходы на содержание уволенного. Воспитанники должны были безусловно подчиняться правилам дисциплины. Они должны жить, как братья, со всяким благочестием, приличием и кротостью. Просьбы начальствующим они должны представлять в должное время и в надлежащем месте, дабы получить необходимый ответ. Воспитанники не должны без разрешения схоларха переходить из одной комнаты в другую. Всё, что приносится воспитанниками со стороны, или выносится из школы, должно быть известно схоларху. За нарушение устава виновные подвергались выговору частному или публичному, лишению прогулки, заключению внутри школы и – с разрешения патриарха и синода – увольнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Замысел богоубийц/с поведением сребролюбца сочетался:/те к убийству вооружались,/этот же к сребренникам устремлялся;/и вот, удавление тогда покаянию предпочтя,/он бедственно жизни лишился. Лобызание исполнено льсти,/еже радуйся, со оружием, льстивый Иудо:/языком убо провещаваеши яже к соединению,/нравом же помаваеши к разстоянию:/предати бо беззаконником Благодетеля лестне поучился еси. Поцелуй твой обмана полон;/как меч – твое “Радуйся”, льстивый Иуда;/твой язык произносит слова о единстве,/ум же направляется к разделению:/ибо предать беззаконникам Благодетеля/ты замыслил коварно. Лобызаеши и продаеши Иудо,/целуеши и не стыдишися, лестию притекий./Кто ненавидя лобызает треокаянне?/Кто любя продает на цене?/Лобызание твоего безстуднаго злосоветия обличает произволение. Целуешь – и продаешь, Иуда;/приветствуешь – и не падаешь,/приближаясь с коварством./Кто, ненавидя, приветствует, трижды несчастный?/Кто, целуя, получает за это плату?/Поцелуй тот обличает твой выбор/– бесстыдную злонамеренность. Слава:  Нераздельное Существом, неслитное Лицы,/богословлю Тя, Троическое едино Божество,/яко единоцарственное и сопрестольное,/вопию Тебе песнь великую,/в вышних трегубо песнословимую. Слава:  Нераздельное по существу/и неслиянное в Лицах,/богословствую о Тебе, Троичное Единое Божество,/как о единоцарственном и сопрестольном./Возглашаю Тебе песнь великую,/в мире горнем троекратно воспеваемую. И ныне, Богородичен:  Зачатие паче слова,/рождество Твое паче естества Богородительнице:/ово убо от Духа без семене,/ово же законов естества таящееся, яко нетленно,/и паче естества всякаго рождения:/Бог бо раждаемое. И ныне, Богородичен:  Зачатие Твое – выше слова;/рождение от Тебя Христа –/выше естества, Божия Родительница./Ибо одно – от Духа, без семени;/другое же – законам естества неподвластное,/как нетленное и высшее естеством всякого рождения:/ведь Богом здесь является рождающееся. Господи, помилуй  (3),  Слава, и ныне: Седален, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Ядый Владыко со ученики Твоими,/таинственно явил еси/всесвятое Твое заколение,/имже тли избавихомся,/честная Твоя почитающии страдания.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Но это было против его внутреннего устроения: с ранних лет он тяготел к внутренней религиозной жизни, к молитве и одиночеству. За исключением своего старшего брата Иоганна, его духовные устремления не находили сочувствия и понимания в семье. В 1717 году Терстеген окончил своё обучение у Бринка, но купцом не стал. Он избрал себе профессию изготовителя шёлковых лент и жил одинокой жизнью в молитве и воздержании. С 1718 по 1724 гг. Терстеген переживал сильный внутренний религиозный кризис, сопровождавшийся тяжёлыми телесными болезнями. Период духовных испытаний закончился в Великий четверг 1724 года неким внутренним просвещением, когда он написал собственною кровью письмо, в котором всецело предавал себя Господу Иисусу Христу. С этого времени началось служение Терстегена как духовного наставника и душепопечителя. С 1728 года он полностью посвящает себя этой деятельности. Он пишет многочисленные назидательные сочинения и духовные стихи. В своём доме Терстеген организовывает внебогослужебные духовные беседы, привлекавшие множество слушателей. Много времени Терстеген, несмотря на своё слабое здоровье, проводит в разъездах по Рейнской Германии и Голландии с душепопечительскими целями. К старости эти поездки постепенно прекратились. Чрезвычайную ценность имеет переписка Терстегена, о которой мы уже упоминали; в ней он являет себя выдающимся знатоком и учителем внутренней духовной жизни. Большое значение в жизни Терстегена имела благотворительность. Через его руки проходили порой весьма существенные денежные средства, которые ему жертвовали многочисленные почитатели. Все эти деньги Терстеген употреблял для помощи бедным; в частности, он занимался изготовлением лекарств и оказывал неимущим бесплатную медицинскую помощь. Сам он жил в крайнем воздержании. Интенсивная, чрезвычайно напряжённая и богатая внутренняя жизнь Терстегена не сочеталась с официальной церковностью и далеко превосходила её. Поэтому Терстеген не принимал участия в таинствах и богослужениях Реформатской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5086640

В др. литургических традициях священнические «апологии», напротив, были достаточно распространены, напр., в иерусалимском богослужении , на лат. Западе ( Nocent. 1975) и даже в традиции Др. Руси (несмотря на ее церковную зависимость от К-поля; см.: Желтов. 2007. С. 304-309). Это заставляет предположить, что «Н. д.» в чине визант. литургии является интерполяцией. В пользу этой версии можно привести еще неск. фактов: 1) «Н. д.» отсутствует в нек-рых древнейших рукописях 2 к-польских литургий свт. Иоанна или свт. Василия либо заменена на аналогичную, но иную молитву из чина литургии ап. Иакова ( Taft, Parenti. 2014. P. 268-271; Желтов. 2007. С. 298-300); 2) в чинах литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста использована одна и та же молитва «Н. д.», в отличие от древнейших молитв, к-рые в части литургии верных свои у каждого из этих 2 чинов; 3) ни одна из частей «Н. д.» не произносится вслух в отличие от древнейших молитв литургии, т. е. она не имеет прочной связи с формуляром литургии (о чем говорят и вариации ее расположения внутри формуляра согласно различным рукописям); 4) «Н. д.» заметно выделяется по содержанию и стилистике среди др. молитв литургии; 5) присутствие «Н. д.» разрушает композиционное единство из 3 священнических молитв в начале литургии верных (2 - до великого входа и 1 - после), произносимых в отличие от «Н. д.» во мн. ч. Точная дата интерполяции «Н. д.» в к-польский чин литургии неизвестна, скорее всего незадолго до кон. VIII в., когда она уже фиксируется в рукописях. Высказывалось предположение о происхождении «Н. д.» из иерусалимской литургической традиции ( Lanne. 1967), но в свете того факта, что в самом палестинском чине литургии ап. Иакова «Н. д.» является интерполяцией, эта версия выглядит сомнительной (дополнительные аргументы против иерусалимского происхождения «Н. д.» выдвинуты в работе: Taft, Parenti. 2014. P. 274-279). Текст «Н. д.» содержит цитату из проповеди Феофила Александрийского, произнесенной в Великий четверг 400 г. (CPG, N 3592), в ряде случаев его язык обнаруживает близость к языку свт. Кирилла Александрийского, племянника Феофила, и, по всей вероятности, зависимость от проповеди на Сретение Господне, приписываемой свт. Кириллу Иерусалимскому (CPG, N 3592),- ошибочна (см.: Caro R. La homilética Mariana griega en el siglo V. Dayton (Ohio), 1972. Vol. 2. P. 596-599. (Marian Library Studies. N. S.; 4); о святоотеческих цитатах в составе «Н. Д.» подробно говорится в: Taft, Parenti. 2014. P. 276-278, 285-286; там же рассмотрена текстология молитвы: Ibid. P. 280-285, 296-302). В молитве присутствует ряд библейских цитат. Т. о., она является достаточно искусной компиляцией, выполненной неким начитанным богословом.

http://pravenc.ru/text/2577603.html

Между тем, думать об Иуде, приступая ко Христу (а весь смысл богослужений Великого Четверга – соединение со Христом в Евхаристии на Литургии), вовсе не хочется. Один из церковных гимнографов, святой Косьма Маюмский, видимо, это хорошо понимал, поэтому в его каноне к этому дню ученик-предатель упоминается шесть раз на восемь песней, а по имени – всего один. В остальном же текст посвящен Христу – Премудрости Божией, собирающему падшее человечество в лице верных Своих. Это глубокий как в поэтическом, так и в богословском отношении текст, призывающий даже самого «не-мистически» настроенного слушателя понять: христианство не ограничивается нравственным учением, оно гораздо больше. Услышим вси вернии, созывающую высоким проповеданием, несозданную и естественную Премудрость Божию. Вопиет бо: вкусите, и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш. (Текст понятен без перевода.) О, Благой! Ты напоил Своих учеников чашей веселия, избавляющей от зла весь род человеческий. Ты наполнил ее, Сам Себе священнодействуя, и призвал: пейте Мою Кровь, утверждайте в себе веру! Впрочем, нравственного значения Косьма не умаляет: Подавая ученикам пример смирения, Владыка, укрывающий облаками небо, держащий в руках дыхание всех живущих, подпоясывается полотенцем и встает на колени, чтобы умыть ноги рабам. В кафедральных соборах и крупных монастырях после Литургии Великого Четверга иногда совершается Чин Умовения ног – когда настоятель или архиерей омывает ноги двенадцати священникам. Эта церемония – не совсем богослужение, во время нее не происходит молитвы как таковой. Это скорее мистерия – воспоминание события, погружение в него, извлечение из него уроков. В данном случае – урока смирения и бескорыстной любви. Фото: spbda.ru Даже если в ближайшем к вам храме не совершают этого Чина, упускать Литургию Великого Четверга не стоит. Во-первых, ее можно смело назвать главной Литургией года: на ней заготавливаются запасные Дары для причащения вне храма. К Таинствам не подходит слово «долг», но, откровенно говоря, причащение в Великий Четверг очень хочется назвать христианским долгом. Не для того Христос в последний раз собирался с учениками, раскрывал им удивительную тайну общения человека с Богом и звал нас за этот Стол, чтобы мы игнорировали Его приглашение.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-chto-...

Что происходит непосредственно в пятницу – тема нашей следующей встречи, а сейчас поговорим про четверг. Из Евангелия совершенно не понятно, как Господь провел этот день. Известно только, как было сказано, что апостолы уже ближе к вечеру были заняты обычной предпраздничной суетой: найти помещение для встречи, подготовить продукты… Христос же знал, что до праздника Он на земле не доживет. Если рассуждение выше верно, то Его слова: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк.22,15-16) – звучат особенно трагично. Он хотел встретить главный праздник Своего народа с ближайшими учениками, но Его этой простой земной радости лишили. Фото: orel-eparhia.ru Богослужения Великого Четверга начинаются утреней, которая, так уж сложилось в Русской Церкви, совершается накануне вечером. Это очень тихая и печально-торжественная служба. Тон ей и всему дню задает тропарь (поется он на ту же мелодию, что и три предыдущих дня пелся тропарь «Се, Жених…»): Когда славные ученики просвещались при умовении на Вечере, тогда злочестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился и предал беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию. Посмотри на него, влюбленного в богатство и из-за того удавившегося. Убегай от ненасытной души посмевшего восстать на Учителя… Тут стоит напомнить важный эпизод. После трапезы, рассказывает апостол Иоанн Богослов, единственный из евангелистов бывший участником этих событий, Господь опоясался полотенцем и омыл ноги Своим удивленным ученикам. На недоумение и протесты апостола Петра Он ответил, что таким образом Он не столько очищает их, сколько подает пример служения друг другу. Иуда был среди двенадцати. Он ел со Христом за одним столом, ему Христос омыл ноги. Вообще-то это была обязанность раба, довольно унизительная. Но сознание предателя было настолько помрачено, что от своего замысла он не отрекся – пошел и сдал Учителя. Как раз по цене недорогого раба и сдал. Низость этого поступка так поразила составителей богослужений, что, кажется, Иуде уделяется слишком много внимания: фактически ему посвящено одно главное песнопение, упомянутый тропарь; стихиры на утрене и на вечерне – сплошной пересказ мрачных приключений Иуды; на Литургии многократно повторяется хорошо известная молитва перед Причащением «Вечери Твоея Тайныя днесь», в которой Иуда опять называется по имени как отрицательный пример.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-chto-...

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им. Содержание канона Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием. Когда читается канон Андрея Критского На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте. Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

http://pravmir.ru/kanon-sv-andreya-krits...

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться. В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверге все православные причащаются Святых Христовых Таин. Тропарь:Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010