Был один случай в Америке. В один протестантский приход пришли 80 человек на спевку, и из них 60 человек оказались больными. Нас в какой-то степени спасло, что светские власти были достаточно жесткими и наш митрополит Иларион тоже. Все послушались. Но в эти дни по-настоящему поняли что нужно, а что нет. Что можно  молиться, если нет возможности богослужения. Особенно остро необычность ситуации начала проявляться на Страстной. Я знаю людей, которые на работу не идут уже с Великого Четверга. Для них действительно это святые дни – Великий Четверг, великая Пятница, Великая Суббота, Пасха. К тому же для нас особенно важна не только литургическая жизнь, но и жизнь общины. Человек получает духовный заряд и человеческий на остальное время. Но многие именно сейчас впервые стали открывать Библию, и читать тексты служб. Мы семьей – живем достаточно далеко друг от друга – мы стали читать Деяния апостолов, которые для мальчиков и молодых людей особенно интересны, потому что там как детективная история, есть сюжет, и нет никаких нравственных внушений. Я сказала всей семье, своим племянникам, что мы будем читать Деяния, собираться по zoom, каждому назначила определенное евангельское чтение. И даже разослала тексты, не полагаясь, что они их сами откопают. К счастью, их родители согласились с таким мероприятием, и, как это ни странно, в чисто семейном смысле для нас оказалась очень насыщенная и интересная Пасха. Я лично очень довольна. Племянники читали на привычном для них английском, мы с сестрой по-церковнославянски, мама тоже принимала участие, она читала на русском. - Следили ли вы за телетрансляциями богослужений? - Можно было подключиться к онлайн трансляциям. Не все приходы это делали. Но, как правило, подключались к онлайн своего прихода. А, например, приход моей мамы этого не делал, так что мама открыла для себя Святогорскую лавру в Донецкой области и влюбилась. Она сказала, что для нее было все очень близко. Именно потому, что у нее родители белорусы, она провела юность на Украине, и наш Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле создан по примеру Почаева и Ладомирова. После апостольского чтения и текстов служб мы с мамой вместе смотрели трансляции из Святогорской лавры. Так что наша нагрузка вышла даже больше, чем раньше, и мы этому очень рады. Больше погрузились в богослужение, чем посещая храм.

http://bogoslov.ru/event/6027690

Вероятно, с последним связано наличие в конце утрени Великой субботы, согласно Типикону Великой церкви, отдельного цикла литургийных чтений (заменяющих собой отсутствующую литургию) — причем по доиконоборческому чину, с паремией. Как константинопольские «огласительные» паремия тритекти и две паремии вечерни и «крещальные» паремии Великой субботы, так и константинопольские литургийные чтения Великих понедельника — субботы и утренние чтения Великой субботы полностью перешли в памятники послеиконоборческого византийского монастырского богослужения и после IX века образовали основу служб Страстной седмицы в православной традиции.   Особенности страстного и пасхального богослужения Иерусалима в IV-VII веках Самым ярким отличием цикла страстных служб в Иерусалиме IV-VII веков от аналогичных циклов других христианских центров был совершенно особый строй богослужений Великого четвергаВеликой пятницы. Согласно «Паломничеству» Эгерии (конец IV века), Божественная литургия в Великий четверг совершалась сначала в Мартириуме (главном храме Иерусалима), а затем — в часовне «позади Креста» (то есть у Голгофы ). После Причащения все снова шли в Мартириум, там произносились заключительные молитвы и благословения, и служба завершалась. После службы каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь под Великую пятницу. В более позднем памятнике иерусалимского богослужения — армянском переводе святоградского Лекционария (указателя библейских чтений, уставных особенностей и некоторых гимнографических произведений на весь церковный год), отражающем практику V века, говорится уже об одновременном совершении двух литургий в Мартириуме и в часовне позади Креста; после окончания обеих литургий все шли в храм «на Сионе» , где совершалась аналогичная литургийной служба чтений: пелся псалом и читались Апостол и Евангелие; бдение Великой пятницы начиналось сразу после этой службы.

http://bogoslov.ru/article/397608

К сожалению, о константинопольском богослужении Великого Четверга в доиконоборческую эпоху известно немногое. Несомненно, в этот день совершалась Божественная литургия, после которой многие христиане позволяли себе небольшое облегчение поста, вкушая пищу с елеем и вино – об этом упоминает святитель Евтихий, патриарх Константинопольский (†582), в своем «Слове о Пасхе и Святой Евхаристии», где содержатся и важные богословские рассуждения на темы хронологии Страстной седмицы (включая Великий Четверг) и богословия Евхаристии 28 . Преподобный Роман Сладкопевец , старший современник святителя Евтихия, написал для Великого Четверга кондак, основной темой которого является предательство Иуды 29 , включающий два проимия 30 и 23 икоса (в современных богослужебных книгах не использованы 31 ). В одной рукописи XI века упоминается, что этот кондак пели «на умовении [ног]» – предположительно, в конце чина. Византийский историк XII века Георгий Кедрин утверждал, что в 573–574 годах, при императоре Юстине II, в Константинополе стали петь за литургией Великого Четверга гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь…» 32 . Этот гимн был известен и в Иерусалиме (см. выше); вопрос о том, в какой из двух традиций – константинопольской или иерусалимской – он возник, а где является заимствованием, остается открытым. Как заметил Р. Тафт, можно допустить, что именно об этом гимне писал монофизитский историк Иоанн Эфесский, обвинявший святителя Евтихия Константинопольского в том, что он «попытался заменить антифон Великого Четверга, используемый по древнему обычаю во всех Церквах, [гимном] собственного сочинения», что якобы вызвало нестроения в Константинополе и поэтому было отвергнуто Юстином II 33 . В пользу такого предположения говорит и критика самим святителем Евтихием в конце его «Слова о Пасхе и Святой Евхаристии» некоего неназванного «песнопения во время принесения хлеба предложения и растворенной чаши к святому жертвеннику по чину литургии» 34 . Если это предположение верно, хронологию Георгия Кедрина следует поправить, поскольку в 573–574 годах святитель Евтихий не занимал патриаршую кафедру, а заявление Иоанна Эфесского об отмене Юстином II предложенной святителем Евтихием реформы считать не соответствующим действительности 35 . Впрочем, Иоанн Эфесский не цитирует текст написанного святителем Евтихием гимна, а заимствование из Константинополя в Иерусалим (где тропарь «Вечери Твоея Тайныя днесь…» был зафиксирван в книгах VI–VII вв.) в доиконоборческую эпоху, как мы уже отметили выше, представляется менее вероятным, чем обратное заимствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Никогда еще епископы не уделяли столько времени и заботам о бедных и больных. Еще будучи пресвитером во время охватившего Каппадокию голода, он использовал доставшееся ему наследство для питания детей в Кесарии. Причем помощь от него получали не только христианские, но и еврейские дети. Став архиепископом, св. Василий основывал церковные больницы и приюты. Помощь в них оказывалась всем нуждающимся. Много внимания св. Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Он писал епископам своей области, отвечая на их вопросы, как поступать в тех или иных случаях ее нарушения клириками или мирянами. Из этих посланий впоследствии были составлены правила св. Василия Великого . Литургия святого Василия Великого . Имя св. Василия известно сегодня православным людям главным образом в связи с Литургией, которая носит его имя и совершается в воскресные дни Великого Поста, а также накануне Рождества и Крещения, в Четверг и Субботу Страстной седмицы и в день памяти святого 1 (14) января. Многие молитвы, песнопения и обряды, хорошо нам знакомые, были введены св. Василием. Его трудами православное богослужение приобрело особое величие и красоту. Борьба святого Василия Великого с арианством. В течение восьми лет, когда он был архиепископом Кесарии Каппадокийской, св. Василий защищал Церковь от ереси ариан. Царствовавший тогда император Валент занимал сторону арианствующих, и казалось, что опять начнутся гонения на православных. При этом св. Василий оставался непреклонным в своих догматических воззрениях, всячески поддерживая борьбу за православие св. Афанасия Александрийского . На уговоры присланного императором чиновника он отвечал: – Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но это ничего не значит для человека, который ничего не имеет. Изгнание? Но земля, на которой сейчас стою, не принадлежит мне, а вся принадлежит Богу, Которого я временный гость. Мучения? Но они не имеют силы для неимеющего плоти, кроме разве первого удара. Смерть? Но она будет для меня избавлением, так как скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и к Которому спешу прийти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Вспомним, что Пушкин пишет о семействе Лариных: «два раза в год они говели» («Евгений Онегин». гл. II. Стр. XXXV), подчеркивая патриархальный уклад и традиционную религиозность своих героев. Через 60 лет один-два раза в год будет причащаться отец другого писателя — Павел Егорович Чехов. За семь лет жизни в Мелихове он причащался девять раз: три года по одному разу, три года — по два, а один год, видимо, не причащался вовсе. Причастие его происходило перед Рождеством, обычно в Рождественский сочельник, Великим постом — на первой седмице, в Лазареву субботу, но чаще всего — в Великий четверг. Параллельно в конце XIX века этнографы фиксировали в крестьянской среде особую категорию православных, называемых недароимцами. Чтобы формально соблюсти букву закона, они ежегодно исповедались, но к причастию не приступали, объясняя это необходимостью особой, почти ритуальной чистоты как до, так и после принятия Святых Таин. А поскольку, мол, в своей нелегкой деревенской жизни все эти требования они выполнить не в состоянии, уж лучше вовсе не приступать к Чаше. Суммируя сказанное, можно констатировать: наряду с государственным закрепощением практики причащения шла ее внутренняя дифференциация. Освобождение таинства — Что же происходит после октября 1917 года? — Прежде всего практика причащения освобождается от государственно-контрольных функций, таинство снова начинает восприниматься само по себе, а не как удостоверение благонадежности перед государевым оком. Определенная часть населения облегченно вздохнула и с радостью позабыла о необходимости ежегодно идти на исповедь и к причастию. Зато в сознании подлинно верующих освобождение таинства делало возможным (хотя еще не необходимым) пересмотр его регулярности. По-настоящему необходимым более частое причащение сделала угроза гонений и смерти (от голода или от репрессий), перед лицом которой оказались верующие. Как свидетельствовал в своих лекциях по пастырскому богословию эмигрировавший в Болгарию протопресвитер Георгий Шавельский (†1951), во время гражданской войны и красного террора в конце 1917 и в первой половине 1918 года в двух столицах устраивались «целонощные богослужения, за которыми каждый из присутствующих стремился принести исповедания грехов и приобщиться Тела и Крови Христовой, чтобы очищенным и укрепленным встретить грядущий день, в который его могут ждать мучения и смерть».

http://patriarchia.ru/db/text/2271593.ht...

Библиотека монастыря представляет собой одно из значительнейших собраний сокровищ христианской письменности после библиотек Сиона и Святой горы Афон. Ее архив содержит коллекцию, состоящую из более чем тысячи пергаментов, а также золотую буллу Алексия I Комнина, свидетельствующую об основании монастыря, и завещание преподобного Христодула братии. Одно из самых торжественных богослужений совершается в монастыре святого Иоанна на Страстной седмице. Литургия в Великий четверг — воспоминание Тайной Вечери игуменом и братией становятся важнейшей частью Пасхальных торжеств. Подобные богослужения совершаются лишь в самых значительных центрах христианского мира: в Иерусалиме, Риме, Константинополе и на Патмосе. В день Святой Пасхи в монастыре служат на семи языках. На острове Патмос в районе Хоры расположены и две женские обители — это монастырь Живоносного Источника, основанный в XVII веке игуменом Иоанно-Богословского монастыря Парфением Панкостой, и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, насельницы которого занимаются иконописью и золотым шитьем. Остров Нисирос Маленький остров вулканического происхождения, площадью всего 41 кв. км, с минеральными источниками, расположен между островами Кос и Тилос. В древности он назывался Порфирис — в честь моллюсков, из которых добывали самый драгоценный краситель древности — порфировый (или пурпурный). На окраску одного одеяния уходило более тысячи морских улиток, а одеться в такие одежды мог позволить себе только император и его приближенные. Это право было закреплено за ними особым указом. Остров Нисирос, в древности он назывался Порфирис Предание гласит, что очень давно остров Нисирос был соединен с островом Кос. Но в результате сильнейшего подводного землетрясения они оказались разделены морем. Расстояние между островами — 12 км , и в ясную погоду Нисирос хорошо виден с Коса. Столица Нисироса — город-порт Мандраки. Всех приплывающих к острову встречает помещенная высоко в скалах огромная икона Божией Матери «Панагия Нисирос» — покровительница острова.

http://pravmir.ru/neizvestnaya-greciya/

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы. В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас. Протоиерей Кирилл Каледа: Ежедневное чтение Евангелия К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост. Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно  необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события. Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни. Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду. Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова: Проникнуться атмосферой святых дней Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню. Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

http://pravmir.ru/strastnaja-nedelja-kak...

Так, например, церковный разум вкладывает в уста верующих такие слова (в каноне Елеосвящения) к Богу: — «помазание священное Твое Человеколюбче, Апостолом Твоим на немощствующыя рабы Твоя совершати милостивно заповедавый, тех мольбами вся печатию Твоею помилуй» (3-й тропарь 1-й песни канона таинства); — «…Твой елей Спасе освятив, подаждь рабу Твоему на здравие, и недугов всех на избавление» (3-й тропарь 6-й песни канона); — «Мечь есть над демоны, Спасе, Твоя печать: огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы» (3-й тропарь 7-й песни канона); — «Утверди, помилуй Спасе, избави от лютых и болезней: избави от стрел лукаваго Твоих рабов душы и телеса, яко Милостивый Господь, помазанием Божественным исцелеваяй» (3-й тропарь 9-й песни канона). В совершительной молитве таинства призываются святые целители, которых Церковь называет безмездниками и бессребрениками: Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай , Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита. Существует такое предубеждение, будто бы соборуют только перед смертью, что в действительности является наследием западного влияния, понимающим Елеосвящение как «последнее помазание» в жизни христианина . Если же человек соборуется в конце своей жизни, то «Причащение, Соборование и родительское благословение дополнялись просьбами простить все обиды, устным завещанием личного имущества» . Практика Троице-Сергиево Лавры — совершение Соборования в Великий пост, в те дни, когда не совершается Литургия. Кроме того, в Великую среду по окончании вечернего Богослужения совершаются Таинства Соборования и Исповеди, а в Великий Четверг — Причастие. На иконе «Распятие с семью Таинствами», написанной мастером Стефаном Казариновым в 1682 году и хранящейся ныне в Переславском музее, имеется изображение всех таинств и среди них — Елеосвящения . Яйцо пасхальное Обиходными символами Пасхи, т. е. Воскресения Христова, можно сказать, являются кулич, пасха и красное яйцо . В Церковном уставе Х века, хранящемся в монастыре святой мученицы Анастасии недалеко от Фессалоник, говорится, как игумен обители на Пасху раздает братии красные яйца с пасхальным приветствием. О происхождении этой традиции говорится, что «святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения» . Находясь в Риме, святая Мария Магдалина (I в.; пам. 22 июля) вручила императору Тиберию (14–37) красное яйцо. Так, «почтив его малым даром яица, красным цветом оного она хотела показать, что воскресший Иисус Христос есть Агнец закланный, красный добротою, " красен во утвари " , " червлены ризы " Его, " и одежды " Его " яко от истоптания точила " » (Ис. 63, 1, 2).

http://bogoslov.ru/article/6193608

Установленное в память о Куликовской битве поминание воинов со временем перешло в обычную поминальную субботу, которая припадает в период между 19 и 25 октября. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери, апостола Иакова, может быть совершена служба по 13-й главе Типикона. Касаясь Радоницы, святитель доходчиво поясняет, почему не должно быть ничего заупокойного в службе, а поминание происходит на полуношнице. Панихида может быть совершена после вечерни или даже перед Литургией, а также позволительно совершать литии на могилах . В своей книге владыка Афанасий указывает и на древнее поминание существовавшее на Руси, в четверг седьмой седмицы после Пасхи. В этот день совершалась заупокойная молитва по всем усопшим, не знакомым нам «даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам» . Существовавшие при кладбищах «Божии дома» как их называли в народе, в которые богомольцы приносили все нужное для погребения. В этот день совершалось поминание, за всех христиан, оставшихся по каким либо причинам без христианского отпевания. Такой чин продержался до конца XVIII века. Служение почившим является одним из высоких критериев проявления любви, а Священное Писание подтверждает: «Когда ты хоронил мертвых, я был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою» (Тов.12:13), подтверждающие такое служение ближним, а через них Создателю всяческих Богу. В поминании просилось упокоить «всех православных христиан, в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, ихже имена Ты Сам, Господи, веси» . Особо остро осуждает владыка Афанасий гласное поминовение усопших на воскресной Литургии, омрачающее торжество еженедельной Пасхи, напоминая о тайном поминании, существующем в богослужебном круге. По Уставу предписано еще 9 дней в году без полного поминания почивших, включая полуношницу, — в Лазареву субботу, Великий Четверток и Субботу, в среду Преполовения, на праздники Рождества Христова, обрезания Господня, в день Богоявления .

http://bogoslov.ru/article/5673558

Третья анафора (    ) носит имя Нестория. Однако его авторство отрицают большинство исследователей (см.: Naduthadam. 1992). С одной стороны, эта анафора тесно связана с антиохийской литургической традицией (видны заимствования из анафоры Златоуста), с другой - как и анафора Феодора, основана на богословии Феодора Мопсуестийского. Она используется 5 раз в году: на Богоявление, память св. Иоанна Крестителя, греч. учителей, в среду поста ниневитян и в Великий четверг. Самый ранний чин литургии отражен в 17-й метрической гомилии Нарсая Нисибинского «Раскрытие тайн» ( Narsai. Hom. Vol. 1. P. 270-296). Высказывавшиеся ранее сомнения в ее подлинности в наст. время отвергнуты (см.: Jammo. 1979. P. 13-25), но признано наличие поздних интерполяций в тексте (в частности, утверждение о чтении «Отче наш» в конце службы). Чин литургии описывается у Нарсая с момента удаления оглашенных и до последнего благословения. Первое полное толкование на литургию принадлежит перу Гавриила Катрайи († 615) (лат. пер. его «Толкования служб» см.: Jammo. 1979. P. 29-48; англ. пер.: Vavanickunnel. 1977. P. 87-104). Все последующие комментарии - Авраама бар Лифе († 823), Псевдо-Георгия Арбельского (IX в.), Авдишо бар Бриха († 1318) - воспроизводят ту же схему. В неизданном соч. патриарха Тимофея II «О 7 основаниях таинств Церкви» (Vat. syr. 151) есть раздел о литургии ( Vries W. , de. 1942). В наст. время чин литургии - один и тот же при всех 3 анафорах. Однако в древних рукописях рубрики к анафоре Нестория отличаются от рубрик к 2 др. анафорам (воспроизведены в нек-рых совр. изданиях, напр.: Alichoran. 1982. P. 208-214). Традиционно евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни праздников. На 1-й и 4-й седмицах Великого поста и на Страстной седмице литургия совершается вечером. В ср. века в период Великого поста совершался обряд причащения Преждеосвященными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргис II (828-830) перенес совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из 3 частей: литургий слова, освящения и причащения, к-рые внешне соединены последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения Свящ. Писания, а затем от нее к алтарю для освящения Даров. В средневек. комментариях эти процессии толкуются как символы Воплощения и Искупления.

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010