В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Таже глаголем припев: воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука твоя: И поем самогласен триоди, глас 1: Приидите делаим: Слава, паки тойже. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие. великое, и отпуст. и исхождение в притвор, Слава, и ныне, стихира евангельская, и оглашение, и прочее последование, яко обычно. На Литургии, блаженна гласа: Прокимен гласа, и преподобнаго: Восхвалятся преподобнии во славе: Апостол дне, ко евреем, зачало 314: Аврааму обетовая бог: И святаго, ко ефесеем, зачало 229: яко чада света ходите: Аллилуиа гласа, и святаго. Стих: Насаждени в дому господни: евангелие марка, зачало 40: Человек некий прииде ко Иисусу: И преподобнаго, матфеа, зачало 10: По Иисусе идоша народи мнози: Причастен: Хвалите Господа: Другий: В память вечную: На трапезе учреждаемся, якоже предызъявися в мимошедших неделях.     В туюжде неделю вечера. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем октоиха гласа покаянны 4, писаны в неделю на стиховне, два, и в понедельник на Утрени на стиховне 2. и триоди подобны 3: и минеи святаго 3. Вход, прокимен великий, глас 8. Не отврати лица твоего: со стихи. и прочая служба, якоже предписася. Службу минеи прилучившагося святаго в четверток великаго канона поем во вторник на повечерии. указ о кафисмах 5-я седмицы великаго поста, како глаголати, предписася.     В среду пятыя седмицы вечера: Звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни.     В среду вечера, Стихословим кафисму рядовую седмую. На Господи воззвах стихиры триоди: самогласен дне, дважды, глас 8: Моими помышлении: и мученичен: и подобны 3. И посем ины стихиры по алфавиту, 24, великаго канона: творение кир андреа критскаго. И творим на кийждо стих по 3 поклоны, глас 4. Подобен: Хотех слезами омыти: Начинаем же припевы: от Падут во мрежу свою: егда же скончаются припевы: припеваем к прочим: Слава тебе Боже наш, слава тебе. На последнем же поем вышшим гласом: Слава: о неизреченнаго твоего: И ныне, богородичен: о неизреченнаго снизхождения: Вход. Свете тихий: прокимен, паремии, и чтение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    В туже неделю на вечерни.    По обычаю преждних недель. таже вход, и прокимен великий, глас 8: Дал еси достояние: со стихи его, и прочая яко обычно.     В пяток ваий на Утрени. Аллилуиа, и троичны гласа, и обычное стихословие: и прочее возследование, якоже предуказася. На стиховне триоди самогласен дне, глас 1: Презревши душе моя: дважды, и мученичен. Слава, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: И ныне, паки тойже. Таже: Благо есть: и час первый, по обычаю, и отпуст.     В тойже пяток вечера.    Стихословим кафисму: Ко господу внегда скорбети ми: Господи воззвах, поем во глас 8: поставим стихов 10, и поем самогласну стихиру, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: дважды, и мученичен, и святаго лазаря самогласны 5, творяще я 7, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб видети: Слава, глас 8: Представ гробу лазареву: И ныне, глас тойже: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Вход, прокимен, и чтение дне. [Смотри] А идеже не быти преждесвященной: на Господи воззвах, стихиры на 6, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб: Слава, и ныне, праздника, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Таже, Свете тихий: без входа: Прокимен, и чтение дне. На стиховне самогласен: Душеполезную: дважды, и мученичен. Припев же глаголем: К тебе возведох очи мои: Слава, и ныне, глас 8: Представ гробу лазареву: писан на Господи воззвах. По Ныне отпущаеши, трисвятое, и по Отче наш, тропарь праздника: общее воскресение: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, и молитва: Всесвятая Троице: и прочая по обычаю, и отпуст, и многолетны.    [Смотри] Ведомо буди: яко от днесь, ниже мученичен, ниже богородичен, ниже осмогласник поется, даже до понедельника святаго фомы. В тойже пяток повечерие глаголем великое. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м трисвятом тропари обычныя: Помилуй нас Господи, помилуй нас: и поем канон триоди, творение Господина андреа критскаго, глас 1. По 9-й песни ирмос: Сотвори державу: оба лика вкупе. По трисвятом кондак праздника, и отпуст малый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие и причастен праздника.     МРК о томже празднице, аще случится в субботу лазареву.    В пяток вечера, кафисмы не глаголем. На Господи воззвах, стихиры: Самогласен дне, дважды: Душеполезную, малую: и праздника 3: Совет превечный: и святаго лазаря 5. Слава: Душеполезную, великую: И ныне, праздника. Послан бысть: Вход, прокимен, и чтение дне, и праздника 5: и прочее преждесвященных. На трапезе же разрешение вина и елеа. О 1-м же часе нощи ударяет в великий кампан довольно, и во вся: и собравшимся во храм поем повечерие великое. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м кондак праздника. и по Слава в вышних, исхождение в притвор. и поем самогласны стихиры праздника три, и триоди самогласны три, писаны на хвалитех: божества твоего Христе: Слава, да веселятся небеса: И ныне, благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны праздника, с. припевы их. Слава, Предстал еси гробу: И ныне, днесь радость: По Отче наш: тропарь праздника трижды, и благословение хлебов, и чтение праздника. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника дважды. Слава, общее воскресение: И ныне, праздника. По 1-й кафисме седален триоди, глас 1: ущедрив марфины и мариины слезы: дважды. Слава, и ныне, праздника: и чтение о лазаре. По 2-й кафисме седален триоди, глас 5: Источник премудрости: дважды. Слава, и ныне, праздника. и чтение о праведном лазаре, или праздника. Таже полиелей, и седальны праздника, и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и евангелие праздника. воскресение христово: и псалом 50. стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 6: и святаго лазаря оба канона на 8. такожде и четверопеснец. Катавасиа 2-го канона лазарева, ирмос: Воду прошед: оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос, и седален святаго лазаря. Слава, и ныне, праздника, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак праздника, и икос, и чтение. На 9-й песни, честнейшую не поем, но поем припев праздника, якоже предписася на самый праздник. К триоди же канона глаголем припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В среду после часов и изобразительных вместо отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве...», а молящиеся падают ниц, испрашивает «прощение» у предстоящих. В первые три дня совершается литургия преждеосвященных Даров. На вечерне, соединяемой с этой литургией, читаются две паремии. После пения «Да исправится молитва моя...» и великих поклонов читается положенное Евангелие. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. На ней оканчиваются великие поклоны (после «Буди имя Господне...»), в последний раз прочитывается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами; оканчиваются также кафизмы, как на утрени, так на часах и вечерне. Великий Четверток. Утреня по уставу начинается в 7-м (по-нашему в 1-м) часу ночи. После пения «Аллилуия» на этой утрени поется трижды тропарь «Егда славнии ученицы...», непосредственно после которого читается Евангелие и 50-й псалом, а за ним сряду же следует канон (молитва «Спаси, Боже...» с Четвертка до Фоминой недели не читается), светилен, хвалитные псалмы, стихиры «на хвалитех», вседневное читаемое славословие и проч. После пения «Утверди, Боже...» читается первый час, тропарь и кондак Триоди. После Богородична 1-го часа «Что Тя наречем...» – тропарь пророчества, прокимен, чтение паремии из книг пророчества Иеремии. После паремии следует: «Вонмем», «Премудрость», чтец: прокимен, а вслед за ним читается молитва «Стопы моя...» и проч. Часы: 3, 6 и 9 – обычные вседневные; после молитвы 9-го часа «Владыко, Господи...», чин изобразительных; изобразительные начинаются с чтения «Блажен...», без пения их. Литургия св. Василия Великого совершается в соединении с вечернею; при пении «Господи, воззвах...», священник, по перемене бывших на нем священных одежд черного цвета на облачение другого цвета (не темного только), исходит и кадит, и по еже возвратится, творит проскомидию (обычно проскомидия совершается во время чтения часов); вход с Евангелием, после возглашения «Премудрость, прости» и пения «Свете тихий...», следует: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем», прокимен, и читаются три паремии; после паремий – малая ектения, оканчивающаяся возгласом «Яко свят... ныне и присно...»; «Трисвятое», Апостол, и затем совершается по обычному порядку самая литургия. На литургии вместо «Херувимской» поется песнь «Вечери Твоея тайныя...» трижды (дважды до входа и единожды после входа), а в конце «Аллилуия» трижды; та же песнь поется вместо причастна, вместо стиха «Тело Христово приимите...»; по окончании причащения поется «Аллилуия» трижды; вместо «Да исполнятся уста наша...» поется та же песнь и «Аллилуия»; вместо «О Тебе радуется...» – ирмос 9-й песни канона «Странствия Владычня...» Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (см. Служебник).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

тойже поем и в причастна место единожды. [Смотри] егда же причащаются братия, и поем вместо, Тело христово: тойже: Вечери твоея тайныя: И дондеже причастятся братия. и вместо, Да исполнятся: единожды, со аллилуиами. На трапезе же не разрешаем на рыбы: но точию на елей и вино.    о томже празднице, аще случится в великий пяток.    В четверток вечера, на Господи воззвах, стихиры дне, 5: и праздника, 5. Слава, дне: Рождение ехидново: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход со евангелием. Прокимен, и чтение дне: и праздника 3. ектениа малая, и возглас. и трисвятое. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие дне, и прочая божественныя литургии великаго василиа, якоже прежде изъявися. На трапезе же разрешаем на елей и вино. Повечерие, поем малое, с трипеснцем. По трисвятом кондак дне: Слава, и ныне, праздника. [Смотри] При часе же 1-м нощи ударяет в великий и во вся тяжкая, и начинаем утреню. На Бог господь: тропарь праздника, дважды: Слава, и ныне дне: егда славнии ученицы: Посем ектениа малая. и абие диакон, или иерей глаголет: И о сподобитися нам слышания святаго евангелиа: и чтет евангелие 1-е настоятель. и потом антифоны, и евангелиа святых страстей по чину их: и по чтении 6-го евангелиа, чтение дне. Посем степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника: Всякое дыхание: евангелие праздника: и абие евангелие святых страстей, 8-е. псалом 50. стихира праздника. Таже, молитва: спаси Боже люди твоя: и Господи помилуй, 12. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасиа праздника, оба лика вкупе. А идеже трипеснец, поем канон праздника со ирмосом на 6: ирмос дважды, и трипеснец на 8. Катавасиа, ирмос триоди, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос дне: Слава, и ныне, седален праздника: и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника: и синаксарий. На 9-й песни, честнейшую не поем: но поем припев праздника. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. таже евангелие 9-е. На хвалитех стихиры самогласны дне: Слава, дне: И ныне, праздника, таже евангелие 10-е. Посем, Слава в вышних: ектениа: Исполним утреннюю молитву: и возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исключением здесь является празднование Благовещения Недели (воскресенья) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую...». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключение суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключения: 1. Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2. Если Благовещение случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава»– «Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...». 3. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 21 . Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресенье) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесяницы и Страстной седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Во время 3го антифона священник, сотворив поклон и взяв Дискос со Св. Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение. В это время присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает воздухом все вместе, покадив воздух. При каждом священнодействии священник говорит: «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй». И поставляет перед Св. Дарами горящий светильник. Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших…» Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон. Священник отходит к Престолу сворачивает Антиминс и полагает поверх его Св. Евангелие. Затем читает 3ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…» Певцы поют «Аминь» и «Господи, воззвах…» по уставу. Диакон совершает каждение храма по чину. Примечание: В случае, когда по уставу не положено стихословить кафизму, уместно священнику приготовить святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии. По исполнении стихир совершается вход с кадилом. В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие. Певцы поют «Свете Тихий…», затем следует прокимен Триоди (по исполнении прокимна диакон затворяет Царские Врата), паремия и другой прокимен из Триоди (на прокимен диакон вновь отворяет Царские Врата). Диакон возглашает: «Повелите». Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, изображая знак Креста, возглашает: «Премудрость, прости». Затем, обратившись к народу, в открытых Царских Вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В этот момент все присутствующие в храме поклоняются до земли).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Отряхнув снег и оглядевшись, он вдруг стал громко хохотать, тыкая пальцем в сторону семинаристов. — Хо-хо-хо, ну, рассмешили! Я сейчас живот с вами надорву от смеха. Ой, насмешили. Ну, спасибо, повеселили меня на праздник. Семинаристы недоуменно переглядывались, пытаясь понять, что так рассмешило Авдеева. Костя Макаров, оторвавшись от книги и сняв очки, близоруко щурясь, спросил: — Объясните нам, Сергей Петрович, что Вы увидели смешного? — Вас, вас увидел, вот это и смешно, — продолжая давиться от смеха, говорил Сергей. — Что же в нас такого смешного? — не унимался Костя. — Растолкуйте нам, и мы тоже посмеемся. — Растолкую, конечно, растолкую, — успокоил его Авдеев. Наконец ему удалось справиться со своим неудержимым смехом. — Когда я учился в Московской духовной семинарии, — начал он, — то среди нас ходил такой афоризм, что в Ленинграде семинаристы учатся, в Москве — молятся, а в Одессе — работают. Захожу я сейчас к вам и что же вижу? Из Ленинграда Костя книгу читает, эти двое, московские, молятся, а эти — работают. Ну, разве это не смешно? Теперь понятно? — Все нам понятно, — нахмурился Михаил Сеняев, — только непонятно, как Вы будете в таком виде службу справлять? — А вы еще до такого понятия не доросли, молоды больно, чтоб все понимать. Он присел на лавочку и, сразу поскучнев, грустно вздохнул: — Что же вы думаете, я всегда таким был? Да я вообще к этой гадости не притрагивался, диаконом мечтал быть. Вот, думаю, стану диаконом, выйду на горнее место, да как запою великий прокимен. В каждую ноту вложу всю свою душу, чтобы до всех стоящих в храме дошло, как велик Бог и как велики Его чудеса. Глаза его при этих словах увлажнились, и он, встав с лавки и вытерев их кулаком, во весь голос запел великий прокимен: «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса. Сказал еси людем силу Твою…» Его голос звучал насыщенно и мелодично, заставляя в волнении трепетать сердца семинаристов. Пение прокимена вселяло какую-то радостную уверенность в том, что Бог и данная Им Православная вера есть то единственное на свете, ради чего нужно и должно жить. Семинаристы встали со своих мест, с восхищением взирая на Сергея Авдеева. Допев прокимен до конца, он еще некоторое время стоял, как бы прислушиваясь к уходящим в небо звукам. Потом, понурив взгляд в пол, обреченно махнул рукой:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). Апостол и Евангелие – святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). В случае шестеричного святого в седмичный день, кроме субботы Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 5 и 24 сентября, а также в 9-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона. «Блаженны»: Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. В случае шестеричного святого в субботу Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона. «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). Апостол и Евангелие – святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010