Разделы портала «Азбука веры» Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор. Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава. Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий: Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея 1 , и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей. Иерей возглашает: « Вонмем, мир всем » 2 . Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа. Иерей: « Премудрость, вонмем 3 ». Чтец: « Прокимен 4 , глас … 5 », и сказывает прокимен и стих его. И снова повторяет самый прокимен. Лик 6 между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было. Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).

http://azbyka.ru/chtecu-bogosluzhebnoj-k...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8-го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние...». На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы...», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы...». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых...» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся...» и после «Благословение Господне на вас...», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется после «Благословено Царство...». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «...смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе...» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе...» все три раза поет хор.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

4. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8-й. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Заговенье на Великий пост. Прп. Герасима, иже на Иордане. Прп. Герасима Вологодского. Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (службу зри 28 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с полиелейной службой блгв. вел. кн. Даниила Московского (Б) . Служба прп. Герасима, иже на Иордане, переносится на малое повечерие под 3 марта. Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Таинственно воспеваем...». На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 мая 2024 года 28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8й: «Дал еси достояние…». На Литургии прокимен, глас 3й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы…», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы…». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

29. Среда сырная. Прп. Кассиана Римлянина. Служба прп. Кассиана Римлянина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и прп. Кассиана, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Нескверная...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон) . «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое . По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 29 апреля 2024 года 16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8й: «Се ныне благословите Господа…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2й, глас 3й и глас 7й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2й: «От ветвий и ваий…», «И ныне» – Триоди, глас 3й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива…». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1я, 8я и 9я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 марта 2024 года 29. Среда сырная. Прп. Кассиана Римлянина. Служба прп. Кассиана Римлянина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На вечерне кафизма 9я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7й – 3, и прп. Кассиана, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Нескверная…». По Трисвятом – тропари, глас 4й: «Богородице Дево…» (поклон) . «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко…» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко…» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое . По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) . Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А) , а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане...» . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010