Описывается оно в Типиконе так: «И возглашает диакон: «Повелите». Священник же, взем обема рукама кадильницу (кадило) и свещник со свещею (подсвечник с зажженной свечой), стоит пред Святою Трапезою (перед Престолом), зря к востоком, и, назнаменуя крест, глаголет: «Премудрость, прости» (стойте прямо, момент очень важный). Таже, обратясь на запад (тотчас же повернувшись к западу, т.е. к народу) глаголет: «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон, и затем читается вторая паримия Триоди. Эти паримии всегда из одних и тех же книг, кроме Страстной седмицы. Первая паримия читается из книги Бытия, и вторая – из книги Притчей Соломоновых. 8) Возглас: «Премудрость». И очень знаменитая часть Преждеосвященной –Да исправится. Что это такое? Мы привыкли видеть в большинстве храмов, как три певца выходят с клироса, встают перед амвоном и поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», а хор отвечает. Затем трио поет «Положи, Господи, хранение устом моим...», хор снова отвечает: Да исправится. И так пять раз. Трио поет четыре разных стиха, а хор на каждый стих отвечает Да исправится..., а потом трио поет Да исправится... до середины, и хор допевает конец. Эта часть Преждеосвященной службы обставлена очень пышно, все ее так любят, и ждут, и стараются покрасивее исполнить, но за этой красотой для нас ускользает собственно значение песнопения. Что это? Это прокимен, и притом прокимен великий, ведь он повторяется пять раз. И вот здесь прокимен исполняется именно так, как он должен всегда быть исполнен по Уставу: чтец должен выйти, пропеть его, и потом повторяет хор. Прокимен чтец всегда должен пропевать, но у нас его никогда не пропевают, а просто возглашают, а вот в пост специально готовят и поют, 9) После великого прокимна молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Вообще на Преждеосвященной молитва Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами, ни разу не кладется 16 поклонов. И после этой молитвы возможно возглашение прокимна, чтение Апостола, возглашение Аллилуйя и чтение Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

поста; если в следующие за этими неделями понедельники случится Благовещение, то поётся прокимен дне (о вечере нед. Ваий см. 587 стр. печатного оригинала). Во всю Пасхальную седмицу, в вечер недель ап. Фомы и Пятидесятницы тоже полагаются великие прокимны. Все эти прокимны находятся в службах указанных дней. «Великими» называются эти прокимны потому, что имеют пред собою по 3 стиха, вследствие чего они и поются продолжительнее, нежели прокимны, имеющие пред собою только один стих. На все воскресные дни всегда поётся один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», со стихами: 1) «Облечеся Господь в силу и препоясася», 2) «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», 3) «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». На малой вечерне на воскресенье тоже поётся этот прокимен, но только с одним 1-м стихом, а потому он и не называется «великим». Такого же рода прокимны, т.е., с одним стихом, полагаются во все прочие дни года, кроме случаев, указанных выше, когда поются прокимны великие. Эти прокимны находятся в Часослове и Служебнике, а в Сырные среду и пяток и в седмичные дни Великого поста, кончая Страстным пятком, – в Триоди. – В Страстную субботу после «Свете Тихий» прокимна не положено (см. 617 стр. печатного оригинала). – «Аще прилучится 40-ца (т.е., Рождественский пост), или Аллилуиа» (Часосл.), назначаемое Уставом также и в некоторые дни Петрова и Успенского постов (см. 190–191 и 455 стр. печатного оригинала), на вечерне, накануне вторн., среды, четв. и пятка (см. Часосл. и сн. 9 гл. Уст.), поётся «вместо прокимена Аллилуиа» (Уст., 9 гл.; сн. ниже, примеч. к табл. утр.); «в неделю же и в пяток вечера никогдаже поется Аллилуиа» (Часосл.), кроме заупокойной службы в пяток вечера на субб. Мясопустную и пред Пятидесятницей, на каковых службах положено петь «Аллилуиа» (см. 541 и 674 стр. печатного оригинала); во все же прочие пятки вечера, если бы даже в субботу совершалась заупокойная служба, поётся прокимен (см. Уст., 13 гл.). – Все поемые перед паремиями в среду и пяток Сырные и в седмичные дни Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем. Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы, кончая 5-м воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: «Благословен Бог наш...». Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна). После входа и пения «Света тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (4 с половиной раза). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста. В остальные Недели – 1-ю, 3-ю и 5-ю – на вечерни поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (4 с половиной раза). После прокимна сразу читается «Сподоби, Господи...», как обычно на вседневной вечерни (но ектений «Рцем вси...», как на великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: «Исполним вечернюю молитву...», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне и чтения «Ныне отпущаеши...», Трисвятого по «Отче наш...» (священнослужитель в это время выходит на солею) поются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тропаря): «Богородице Дево, радуйся...», «Слава» – «Крестителю Христов...», «И ныне» – «Молите за ны, святии Апостоли...», «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Затем чтец вместо ектении: «Помилуй мя, Боже...» читает «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую херувим...». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...». Чтец: «Небесный Царю...», и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Егда же пропоют, абие Патриарх, или ин кто начальник есть, аще нет Патриарха, говорит: «Свете тихий», весь; таже священник, стоя на своем месте в креслах, в скуфье, без патрахили, возгласит: прокимен 236 , и абие первый лик поет прокимен; аще и великий прокимен, а поют трижды, токмо священник прокимна и стихов не сказывает, но просто сами крылошане прокимен токмо поют; таже Патриарх говорит: «Сподоби Господи в вечер сей». По прочтении же сего стиха, священник, сошед с места своего, и станет против Царских дверей, и положит на себя патрахиль, и говорит в скуфье ектенью: «исполним вечерния», люди говорят: «Господи помилуй», и «подай Господи», по чину; «Тебе Господи» – пением; на ектеньях «Господи помилуй» и «подай Господи» не поют нигде николи, ниже в праздник, но все говором говорят; егда же на возгласе речет иерей: «и во веки веком», люди же рекут все «аминь». Таже Патриарх возгласит: «ирини паси» 237 , еже есть «мир всем», люди же «и духови твоему»; таже поп возгласит: «главы ваша Господеви приклоните», люди же рекут: «тебе Господи»; таже иерей глаголет молитву мало преклонився, потом возглас; по возгласе люди рекут «аминь»; таже канархист сказывает на левом крылосе стихиры на стиховне; таже правый лик говорит припев: «к тебе возведох очи мои», и поет другую стихиру; таже правый лик поет славу, или слава и ныне, по чину, якоже писано на Господи воззвах; и по скончании говорит Патриарх: «ныне отпущаеши», потом ин кто-нибудь говорит «Святый Боже» и «Отче наш»; по сем иерей возглас. Егда говорит «Святый Боже», тогда канархист вышед среди церкви, творит Царским дверем великий поклон един, и пришед против Патриарха поклоняется до земли, и приступя целует у Патриарха руку и отшед покланяется паки, и идет на свое место. Таже правый лик говорит «аминь» и поет тропарь поскору, потом на другом крылосе поют богородичен без слава и ныне. Таже священник сошед с места своего из кресел и став против Царских дверей, и взем патрахиль и положит на себя, и говорит ектенью в скуфье «помилуй нас Боже»; Патриарх и все люди на великой статье говорят: «Господи помилуй» трижды, а не по 12, а пением не поют, и по возгласе глаголет «аминь», таже иерей возгласит «софия» 238 , еже есть «премудрость», люди же все и мнози выступя из кресел своих, рекут «евлогисон» 239 , сиречь «благослови»; а священник обратясь на запад в патрахили и в скуфье говорит: «сый благословен»; по скончании того возгласа рекут все «аминь»; таже Патриарх говорит вслух: «утверди Боже святую православную христианскую веру во веки веком»; таже на крылосе говорят «Честнейшую», а на другом или на том же «слава и ныне, Господи помилуй» дважды, «владыко благослови», иерей отпуст, таже лик поет: «деспотин ке архиереа имон Кирие филатте, ис полла эти деспота» 240 единожды, а Патриарх осеняет рукою на народ, а предстоящие и все вкупе из кресл покланяются мало Патриарху, а не низко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главным образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седмице, до великой пятницы включительно 136 . Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа 137 ; но в виду предварявших ее огласительных чтений, начало ее обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня 138 . Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти» 139 , – как будто тритекти соединялось с утреней: или же: «чес ã пение в тритекти» 140 , как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду сропустьную пение в тритекти глас Г » 141 . Подобное выражение может означать как то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе 50-го псалма 142 ; а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы – Иезекииля, в великий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами 143 . Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг и пятницу – на 1-м. В страстную седмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот излагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:    Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).    По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».    Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.    После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).    После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне — ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).    После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.    После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.    В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Входа нет. Возгласа: «Премудрость, прости» – нет. Сразу после Богородична хор поет: «Свете тихий...». Иерей возглашает из алтаря: «Вонмем. Мир всем» 128 . Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас 6: Господне есть спасение...» (или какой-либо другой) 129 . Хор поет прокимен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение» 130 . Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – чтец: «Сподоби, Господи...». Священнослужитель: «Исполним вечернюю молитву нашу...». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «Главы наша Господеви преклоним». Хор: «Тебе, Господи». Возглас: «Буди Держава Царствия Твоего...». Далее Хор поет стиховные стихиры из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен, а во вторник (перед средой) и в четверг (перед пятницей) – Крестобогоро- дичен Триоди. Если в Минее есть стихира святого на «Слава», то она поется, а на «И ныне» – Богороди- чен по гласу «Славы» из Минеи, во вторник же и четверг – Крестобогородичен Минеи на ряду. После стихир – чтец: «Ныне отпущаеши...» и Трисвятое по «Отче наш». (Иерей выходит на солею.) По возгласе иерея: «Яко Твое есть Царство...» хор поет тропари: «Богородице Дево, радуйся...» (великий поклон), «Слава» – «Крестителю Христов...» (великий поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (великий поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо сугубой ектении, чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) и возвращается в алтарь. Чтец – Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Хор: «Буди имя Господне...» (трижды). Чтец – 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». Иерей (на солее): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (по «Честнейшую...»). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Иерей – полный отпуст 131 . Хор – многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Диакон: Вонмем. Диакон: Будем внимать. И Бытие: И читаем Бытие. Диакон: Премудрость. Диакон: Премудрость. И вторый прокимен. Чтец: Прокимен, глас (такой-то); и поем второй прокимен. Посем возглашает диакон: Повелите. Затем диакон возглашает: Повелите! И по исполнении сего, держа священник свещник со свещею и с кадильницею обема рукама, глаголет возгласно, зря к востоком: Премудрость, прости. После этих слов священник держа обеими руками свечу и кадило и начертывая ими крест, возглашает, взирая на восток: Премудрость! Станем благоговейно! Таже обратяся на запад к народу, глаголет: Свет Христов просвещает всех. И затем обратившись на запад к народу, лежащему ниц: Свет Христов просвещает всех! Чтец: Притчей чтение. И чтец читает вторую паримию: Притчей чтение. И чтец глаголет паримию: аще во утрий день кому имать быти бдение, или полиелей, чтутся паримии празднику, или святому. По Да исправится: же, глаголет диакон ектению. Если по уставу на следующий день положена служба с бдением или полиелеем, читаются также паримии празднику или святому. А после “Да направится:” диакон произносит ектению сугубую. Диакон: Вонмем. И притча. Диакон: Будем внимать. Чтение Притчей. И по исполнении, глаголет священник: Мир ти. Священник: Мир тебе. И чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Подобает ведати, егда чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: вси людие сущии во храме и во олтаре, стоят на коленах молящеся. Егда же начнет: Воздеяние руку моею: востают. На прочиих же стисех, при пении Да исправится: егда который лик поет, и вся страна стоит, вторый же лик и страна народа колена приклоняют. Иерей же, стоя во олтаре пред святою трапезою, прием кадильницу с фимиамом, кадит. Егда же чтец поет последнее Да исправится, тогда и сам иерей, отдав кадильницу диакону, приклоняет колена, моляся. И по исполнении творим поклоны три. Таже диакон глаголет ектению, и прочая. В великий же вход, Ныне Силы Небесныя: молитва Херувимская не глаголется, но кадя священник глаголет пятдесятный псалом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

увидят дела мои, и ради Меня освятят имя Мое, и освятят святого Иаковлева, и будут бояться Бога Израилева. Прокимен, псалом 78, глас 5 Помоз намъ бже спсителю нашъ. Помоги нам, Боже, Спаситель наш. Бже, зыцы въ твое. Боже, пришли язычники в наследие твое На вечерне, стихиры на Господи воззвах Страстемъ поработивъ дш мое достоинство, скотъ быхъ: и не мог воззрти къ теб вышнем, но дол преклонивс хрт, к мытарь, молюс зовый теб: бже чисти, и спаси м. Отдавши в рабство страстям достоинство души моей, я сделался подобен скоту, и не могу воззреть к Тебе, Всевышний, но книзу преклонясь, молюсь, как мытарь, взывая Тебе: Боже, будь милостив ко мне и спаси меня. Прокимен, псал. 79, глас 5 Пасый вонм, наставлй к вча Внемли пасущий Израиля, руководящий как овцу Иосифа. Сдай на вис. Явись сидящий на херувимах. Чтение из книги Бытия (12, 1 –7) повествует о повелении Божием Аврааму, оставить землю свою и идти в землю Ханаанскую, при чем дал Господь Аврааму обетование, что произведет от него великий народ, великим сделает имя его и будут благословлять его. И сам Господь благословит благословляющих Авраама, и проклянет проклинающих его, и что все племена земли получат благословение чрез Авраама. Прокимен, глас 4, псал. 80 Радйтес бг помощник нашем. Радуйтесь о Боге помощнике нашем. аломъ, и дадите тмпанъ. Возьмите псалом, и дайте тимпан Чтение из книги Притчей (14, 15–26) изображает плоды добродетели и милостыни. „Незлобивый верит всякому слову, а рассудительный ходит подумавши. Мудрый спасаясь уклоняется от зла, а неразумный, полагаясь на самого себя, сходится с беззаконным. Скорый на гнев поступает без совета, а человек разумный многое соберет (прежде). Неразумные на свою часть берут зло, рассудительные будут владеть чувствами. Поскользнутся худые пред добрыми и нечестивые будут служить у дверей праведных. Друзья возненавидят друзей бедных, а у богатых много друзей. Бесчестящий бедных грешит, а милующий нищих блажен. Блуждающие неправедные изобретают худое, а добрые совершают милость и истину. Не знают милости и веры изобретатели зла, а милостыня и вера у тех, кои делают добро. У всякого заботливого остается лишнее, а любящий удовольствия и беззаботный находится в нужде. Венец мудрых – благоискусство, а поведение неразумных худо. Избавит душу от беды свидетель правдивый, а коварный разжигает ложь. В страхе Божием твердая надежда, и детям своим оставит он утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010