3. «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе».     Великий прокимен, гл. 8: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее».     Стихи:    1. «Помощь Твоя, Боже, да восставит меня».    2. «Увидят это страждущие и возрадуются».    3. «Оживет сердце ваше, ищущие Бога» (Пс. 68:18-19, 30, 33). В понедельник 1 недели Великого поста.     На утрени — седален, гл. 2:(после 2 кафизмы). «В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прийми нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — Один, Легкоумилостивляемый».     Стихира на стиховне, гл. 5: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас».     Библейские песни, разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числа тропарей, но не более 12 стихов, (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий Толковый Типикон М. Скабалланович в. II стр. 256—265— Киев, 1913 г.).     Песнь 1: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь — крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военноначальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   4. «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает во век» (Пс. 110:1-3).     Второй:    1. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его».    Припев: «Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, поющих Тебе: аллилуйя».    2. «Сильно будет на земле семя его, род правых благословится».    3. «Обилие и богатство в доме Его и правда Его пребывает во век».    4. «Во тьме восходит свет правым; он благ и милосерд и праведен» (Пс. 111:1-4).     Входное: «Из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека» (Пс. 109:3-4).     Прокимен на вечерни, гл. 7.: «Кто Бог так великий, как Бог наш, Ты один Бог, творящий чудеса».     Стихи:    1. «Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой».    2. «И сказал я: вот мое горе — изменение десницы Всевышнего».    3. «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:11-16). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2 февраля).     Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Поведай, Симеон, Кого ты носишь на руках в храме с такой радостью? К Кому ты взываешь и говоришь: теперь я свободен и могу умереть, ибо видел моего Спасителя; Он, от Девы родившийся; Он есть Бог Слово — от Бога, воплотившийся для нас и спасший человека; Ему поклонимся».    2. «Симеон, возьми Законодателя, ставшего Младенцем и повинующегося закону, Которого Моисей провидел на Синае во мраке. Этот Младенец есть Законодатель; о Нем пророки предсказывали; Он для нас воплотился и спас человека; Ему поклонимся».    3. «Пойдем и мы встретим Христа божественными песнопениями и примем Того, Которого спасение видел Симеон: Он есть предвозвещенный Давидом; Он есть устами пророков говоривший; Он для нас воплотился и Он есть Законодатель; Ему поклонимся».     Слава и ныне, гл. 6: «Ныне пусть будут открыты небесные врата, ибо Безначальное Слово Отца, принявши начало во времени, не переставая быть Богом, добровольно приносится Матерью в законный храм, как сорокодневный младенец. Старец принимает Его на руки, взывая: «Владыка, отпусти раба Своего, ибо очи мои увидели спасение Твое». Господи, пришедший в мир спасти человеческий род, слава Тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Припевы:    1. «Величай, душа моя, Христа — Подателя жизни, вознесшегося с земли на небо».    2. «Ангелы, видя восхождение Владыки, пришли в ужас, как Он со славою был взят с земли на небо».     П. 9: «Тебя, непостижимо для ума и невыразимо для слова, сделавшуюся Матерью Бога, неизъяснимо во времени родившую Вечного, мы, верные, единомысленно величаем».    1. «Тебя, Избавителя мира, Христа Бога, Апостолы, видя божественно возносящегося, с благоговением торжествуя, величали».    2. «Ангелы, видя обожествленную Твою плоть, Христе, на высоте, друг другу говорили: «Этот — воистину Бог наш».    3. «Чины бесплотных, видя Тебя, Христе Боже, на облаках возносящегося, взывали: возвысьте врата для Царя славы».    4. «Тебя, сошедшего даже до преисподних земли, спасшего человека и Своим вознесением возвысившего его, мы величаем».     Ирмосы второю канона: «Открою уста…» (см. Благовещение).     Стихира на хвалитех, гл. 1: «Мы, живущие на земле, подобно Ангелам, будем торжествовать, носимому на престоле славы Богу возглашая песнопение; Свят Ты, Отец Небесный, Совечное Слово, Свят и Ты, Всесвятый Дух».     Слава и ныне: «Ты родился, как Сам восхотел…»    Стихира на стиховне стр. 153.     Литургийные антифоны.     Первый:    1. «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу голосом радости».     Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас».    2. «Ибо Господь Всевышний страшен — Великий Царь над всею землею».    3. «Покорил нам народы и племена под ноги наши».    4. «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:2-4, 6).     Второй:    1. «Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего, на святой горе Его».     Припев: «Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе, воспевающих Тебе: аллилуйя».    2. «Гора Сион, на северной стороне ее город великого Царя».    3. «Бог ведом в жилищах Его, как Заступник».    4. «Ибо вот сошлись цари и все мимо прошли» (Пс. 47:2-5).     Входное: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:6).     Прокимен на вечерни, см. Крещение, стр. 120.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное» (Пс. 2:1, 11).     На вечерне: Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Всякий грех я совершил, всех превзошел в распутстве; если бы захотел покаяться, нет у меня потоков слез; если же и ныне буду беспечно жить, то заслуживаю вечной муки. Но Один Милосердный Боже, дай мне силы к исправлению и помилуй меня».    2. «Даруй мне, Христе, дождь слез в прекрасные дни поста, чтобы мне оплакать и омыть скверну удовольствий и явиться пред Тобою очищенным, когда Ты, Небесный Судия — Господи, придешь судить людей, как Судия и Один Праведньй».    3. «Приидите верующие, с усердием: отстраним всякое ухищрение вражеского обмана, имея, как щит, несокрушимое оружие поста; не будем услаждаться удовольствиями страстей, не будем бояться огня искушений, за которые Человеколюбивый Христос увенчает нас наградами терпения. Поэтому, с упованием молясь, будем припадая взывать, испрашивая мира и великой милости нашим душам».     Прокимен, гл. 6:    1. «От Господа спасение, над народом Твоим благословение Твое».     Стих: «Господи, как умножились враги мои» (Пс. 3:9, 2).    2. Гл. 5: «Господь услышит меня, когда я буду взывать к Нему».     Стих: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей» (Пс. 4:2, 4).     Стихира на стиховне, гл. 5: «Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и приемлемый Богом пост».    На великом повечерии Великий канон святого Андрея Критского.    Перед каждым тропарем канона припев: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня».    Ежедневно до четверга в конце каждой песни читаются положенные в четверг: «Слава...»; «Троичен»; «и ныне»; «Богородичен». После же 6 песни поется кондак: «Душа моя, душа моя…» (см. четверг после 6 песни).     Песнь 1. Ирмос: «Помощник и Покровитель явился мне ко спасению; Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Тропарь, гл. 4: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадововав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира».     Величание: «Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем Божественное Твое вознесение на небеса с пречистою Своею плотию».     Стихи из псалмов: «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу голосом радости, ибо Всевышний Господь страшен — Великий Царь над всею землею; покорил нам народы и племена под ноги наши; взошел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:1-6). «И воссел на Херувимов и полетел и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17:11). «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, в войдет Царь славы» (Пс. 23:7). «Господь на небесах поставил престол Свой и царство Его всем обладает»(Пс. 102:19). «Сказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня, доколе положу Твоих врагов в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). «Поклонитесь пред Ним все Ангелы Его» (Пс. 96:7). «Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс. 46:9). «И Он будет судить вселенную по правде» (Пс. 9:9). «Престол Твой, Боже, вовек» (Пс. 44:7). «Слава Твоя простирается превыше небес» (Пс. 8:2). «Будь провознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» (Пс. 56:6). «Кто как Господь Бог наш, обитающий на высоте» (Пс. 112:5). «Вознесись, Господи, силою Твоею; мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (Пс. 20:14). «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему пойте» (Пс. 46:7).     Прокимен, гл. 4: «Вознесся Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном».     Стих: «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу голосом радости» (Пс.46:1, 6).     Стихира после Св. Евангелия, гл. 6: «Ныне ангельские силы, видя нашу природу, на небесах находящуюся, удивляясь чудному образу восхождения, в недоумении говорили друг другу: «Кто Этот пришедший?». Видя же своего Владыку, повелели поднять небесные врата. С ними и мы непрестанно будем прославлять вновь Идущего с плотию с неба, как Судию всех и Бога Всемогущего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, и искусил еси сердце мое пред Тобою: собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их. Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная изсхнет от злобы живущих на ней? Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших. Нозе твои текут, и разслабляют тя. Идите, соберите вся звери сельныя, и да приидут снести е. Пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную. Положиша в потребление пагубы. Яко Сия глаголет Господь о всех соседех лукавых, прикасающихся наследию Моему, еже разделих людем Моим Израилю: се Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их. И будет, егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю их когождо в достояние Свое, и когождо в землю Свою. Русский перевод: Господи, возвести мне, и я уразумею; так как я видел дела их. Ибо я, как незлобивый агнец, ведомый на заклание, не знал, что на меня составили лукавый замысел, говоря: придите и вложим древо в хлеб его, и истребим его с земли живущих, чтобы и имя его более не поминалось. Господи Саваоф, судящий праведно, испытующий сердца и утробы! Да увижу мщение Твое на них, ибо Тебе я вверил дело мое. Посему так говорит Господь о мужах анафофских, ищущих души моей и говорящих: «Не пророчествуй во имя Господне, а иначе умрешь от рук наших». Посему так говорит Господь сил: вот Я посещу их: юноши их от меча умрут, и сыновья их, и дочери их умрут от голода. И остатка не будет от них, ибо Я наведу бедствие на жителей Анафофа в год посещения их. Ты праведен, Господи, когда я буду оправдываться пред Тобою, (однако) я буду говорить с Тобою о правде. Почему путь нечестивых благоуспешен, все делающие беззаконие благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились: народили детей и принесли плод. Ты близок в устах их, а далек от сердца их. А ты, Господи, знаешь меня, видел меня и испытал, каково пред Тобою сердце мое. Собери их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения их. Доколе будет плакать земля и вся полевая трава сохнуть от злобы жителей ее? Погибли скот и птицы, ибо они сказали: не увидит Бог путей наших. Ты бежал на своих ногах и обессилел. Идите, собирайте всех зверей полевых, пусть приходят пожирать его. Множество пастырей испортили виноградник Мой, осквернили удел Мой, обратили любимую Мою часть в непроходимую пустыню. Совершенно опустошили и погубили. Ибо так говорит Господь о всех соседях лукавых, касающихся удела Моего, который я отделил народу Моему, Израилю: вот Я исторгну их из земли их и дом Иудин исторгну из среды их. И когда исторгну их, обращусь и помилую их, и поселю их, каждого в удел его и каждого в землю его. Прокимен, глас 8: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-kak-p...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, [как] огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете! Ис 50:4–11 Затем ектения малая и Трисвятое. Прокимен, глас 7 Князья народа собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Стих: Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Пс 2:3б, 2 К Коринфянам послания Апостола Павла чтение, зачало 149. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Стих: Враги мои сказали обо Мне злое: «Когда Он умрёт и погибнет имя его?» Стих: Вкушающий хлебы Мои, поднял пяту на Меня. Пс 40:2, 6, 10б Евангелие от Матфея, зачало 107. И далее литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни и причастна поем: Тропарь, глас 6 Вечери Твоей таинственной участником/в сей день, Сын Божий, меня прими./Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./Но как разбойник исповедаю Тебя:/«Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём». Вместо «Достойно» Ирмос, глас 6: Гостеприимством Владыки/и бессмертной трапезой/на высоком месте с возвышенными мыслями/давайте, верные, насладимся,/высочайшее слово услышав от Слова,/Которое мы величаем. Тропарь «Вечери Твоей таинственной:» поем и во время причащения, и вместо «Да исполнятся уста наши:» По заамвонной молитве бывает последование омовения ног, затем раздача антидора. Отпуст По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великой Пятницы господина Андрея Критского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Милости Твои, Господи, во век буду воспевать (Пс. 88,2 а). Он будет звать Меня: Ты отец мой (Пс. 88, 27 а). И Я первенцем поставлю его 291 (Пс. 88, 28 а). Превыше царей земли (Пс. 88, 28 б). И поклонятся ему все цари земные 292 (Пс. 71, 11 а). Кто Бог (столь) великий, как Бог наш 293 )! Ты Бог – творящий чудеса (Пс. 76, 14–15). Сильною мышцею Твоею разсеял врагов Твоих (Пс. 88, 11). Из чрева прежде денницы Я родил тебя (Пс. 109, З в). Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 4 а) 294 . Ты священник во век по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4 б) 295 . Господь сказал мне: Ты сын Мой (Пс. 2, 7 б). Я ныне родил Тебя 296 (Пс. 2, 7 в). Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое (Пс. 2, 8 а). И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8 б). В свитке 297 книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7 а). Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7 б). Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих (Пс. 44, 8 б). Ты наследуешь во всех народах (Пс. 81, 8 б) 298 . Благословен Господь во век. Да будет, да будет (Пс. 88,53) 299 . Седален по полиелеи В противоположность кафисменным седальнам, для которых требовался грустновато-сосредоточенный тон, этот седален, открывающий радостную часть утрени, дает восторженно-поэтическую общую картину события, останавливаясь, сообразно хвалебному содержанию полиелея, особенно на той хвале, которую получал Новорожденный отовсюду, а также направляя внимание, сообразно содержанию полиелейных псалмов, на место события. Глас седальна 4-й – самый подходящий для полиелейных песнопений (ср. степенны и прокимен), но употребляемый здесь лишь в наиболее великие, торжественные или радостные праздники (еще в Крещение, Успение и по связи с Рождеством в Сретение; чаще всего в двунадесятые праздники глас полиелейнаго седальна – 8-й). Глас этот взят в своем наиболее украшенном напеве – подобен «Удивися Иосиф» (на Преображение, хотя первый полиелейный седален тоже 4 гл., но подобен «Вознесыйся на крест»). Седален гл. 4. Подобен «Удивися Иосиф»

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010