Духу » изображена на юго-восточном своде в виде св. Троицы, ангелов в храме и коленопреклоненного народа, слова «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» – в виде престола, на котором стоит Иисус Христос, вокруг Него – ангелы, херувимы, серафимы и народ; «святая святым» в виде престола, на котором стоят св. дары; у престола – ангелы и херувимы, священник, диакон и народ; «со страхом Божиим и верою приступите » – в виде причащения мирян священником; «с миром изыдем» священник читает за амвонную молитву; здесь же стоит диакон с орарем и ангел также с орарем, вверху – св. Троица. Подробности этих изображений показывают, что здесь пред ними идеальная литургия, совершаемая при участии св. Троицы и небесных сил, внизу представлены облака, которые заставляют предполагать, что художник переносил мысленно изображаемую им литургию на небо. В церкви Воздвиженской ряд литургических изображений проходит по южной, западной и северной сторонам алтаря и представляет свои особые варианты: св. Григорий Двоеслов у престола беседует с другими святителями (?) о литургии; далее моменты литургии: диакон, стоя на амвоне, начинает литургию, позади него два ангела; вход с Евангелием, чтение Апостола; святитель у престола, ангелы с рипидами и диакон с кадилом; великий вход; Иисус ХристосВеликий Архиерей стоит за престолом, по сторонам Его два святителя, два ангела с рипидами и народ; вверху херувимы и Бог Отец; святитель с книгою пред престолом, диакон, ангелы с рипидами и народ. Мысль о пресуществлении даров выражена здесь так: на престоле изображена чаша, в которой стоит Иисус Христос в виде юноши; подле престола святитель, диакон, ангелы с рипидами и народ, причащение народа и за амвонная молитва . В алтаре церкви Богоявления встречаем новые подробности, относящиеся главным образом к проскомидии. В некоторых других церквях (напр. Спасонагородской) проскомидийные действия изображаются в особом отделении алтаря – жертвеннике; в церкви же Богоявленской особого отделения для жертвенника нет, и потому стенописи проскомидийные помещены в самом алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Центральным образом Нового Завета является образ проповедника из Галилеи, основателя одной из трех мировых религий, названной его именем – Иисуса Христа (эпитеты: «Сын Божий», «Спаситель», «Искупитель», «Пантократор», «Великий Архиерей», «Царь Царей» и др.). Архангел Гавриил предсказал деве Марии, обрученной с плотником Иосифом, рождение младенца, непорочно зачатого по действию св. Духа. Во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в палестинский город Вифлеем, чтобы записаться по месту проживания своего рода. Согласно Евангелию от Матфея, Иисус родился в царствование Ирода I Великого (37 или 404 до н.э.) в Вифлееме. Через восемь дней младенца подвергли обряду обрезания и нарекли по Божьему указанию Иисусом; на сороковой день его принесли в иерусалимский храм для посвящения Богу. Во время избиения младенцев, устроенного по приказу царя Ирода, Иосиф и Мария бегут с Иисусом в Египет. В тридцатилетнем возрасте Иисус был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем, затем удалился в пустыню, где постился сорок дней, искушаемый дьяволом . После возвращения он призвал первых учеников и начал проповедовать богооткровенное, данное свыше учение в Кане, месте первого чуда, совершенного Иисусом, Капернауме и других городах на берегу Геннисаретского озера. Нарушая запреты иудаизма, Иисус исцелял в субботу, общался с отверженными, прощал им грехи, воскрешал из мертвых, учил людей «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи», что вызвало негодование иудейских раввинов. В дни перед пасхой Иисус торжественно въехал в Иерусалим, где толпа приветствовала его ритуальными возгласами. В синедрионе состоялся суд над Иисусом как над опасным для властей претендентом на роль царя. Один из его учеников Иуда Искариот, предал своего учителя. Иисуса арестовали и привели к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату (2636 гг.) для утверждения приговора синедриона – бичевание и распятие на кресте. На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых, а на сороковой день вознесся с Елеонской горы на небо в присутствии одиннадцати учеников. На протяжении веков образ Иисуса Христа, «самого великого религиозного гения во всей истории человечества» (Э. Ренан), и связанные с ним новозаветные сюжеты, легенды и мотивы широко использовались в искусстве и литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос 85. В-третьих, какое в сем члене содержится учение? Ответ. Что нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Хотя Апостолы и Пророки называются иногда основаниями веры и Церкви, как, например, Иоанн говорит, что великий град Иерусалим имеет стену, утвержденную на двенадцати основаниях, на коих были имена двенадцати Апостолов Агнца ( Откр. 21, 14 ); и Павел говорит: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк» ( Еф. 2, 20 ). Впрочем, сие должно так разуметь, что Пророки и Апостолы не собственно и не первоначально суть основания веры; поскольку таковое основание есть один Христос: но относительно и второстепенно, поколику они ближайшим и непосредственным образом утверждались на спасительном учении Господа нашего Иисуса Христа и поколику первые начали распространять Веру Христову во всех концах вселенной. Ибо Христос основал Церковь Свою не на человеках, но на Самом Себе и на Божественном Своем учении. Кроме того, из сего члена мы научаемся, что один Христос есть глава Церкви, как учит Апостол: «зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» ( Еф. 5, 23 ). И в другом месте: «Той есть глава телу Церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя» ( Кол. 1, 18 ). Если же Архиереи, управляющие Церквами, и именуются главами оных, то сие должно принимать в таком смысле, что они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области, и главы частные, по словам Писания: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). А Пастыреначальник есть Сам Иисус Христос, как говорит Петр: «и явльшуся Пастыреначалнику, приимете неувядаемый славы венец» ( 1Пет . 5, 4 ). Вопрос 86. В-четвертых, какое в сем члене содержится учение? Ответ. Член сей научает всякого Православного, что должно повиноваться Церкви, по учению Христову: «аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф. 18, 17 ). Притом Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами. Ибо она есть столп истины и основание по слову Апостола: «да увеси како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Иисус Христос, как Богочеловек, Своими беспредельными заслугами совершив искупление рода человеческого, и по человечеству Своему получил великую власть, честь и славу от Бога Отца; за приятие смерти славою и честию увенчан ( Евр. 2:7–9 ), учит апостол. Сам Иисус Христос, пред вознесением Своим на небо, говорил избранным ученикам Своим: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:19 ). Также апостол Павел свидетельствует о прославлении Господа Иисуса по человечеству Его: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имене Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:8–11 ). Так, служение Господа Иисуса спасению рода человеческого Священное Писание раскрывает преимущественно в трех видах: то Иисус Христос учит, обличает, наставляет, предсказывает и чудодействует, как великий пророк; то молит Бога о людях, подвизается, страдает и умирает за них, и ходатайствует о них пред Отцом Своим, как великий архиерей, как вечный первосвященник ( Евр. 7:24 ); а то является победителем смерти и ада, приемлет от Отца всякую власть на небеси и на земли, и, возседши одесную Бога Отца, как Царь управляет благодатным царством, т. е. Своею Церковью , и ниспосылает в неё великие благодатные дары. Поэтому служение Иисуса спасению рода человеческого разделяется на три вида: на служение пророческое, первосвященническое и царское. Это делается для того, чтобы удобнее раскрыть великие дела Господа Иисуса, и чтобы слушателям лучше можно было понять их и содержать в памяти, для собственного назидания. О пророческом служении Господа Иисуса скажу вам в следующем поучении. О первосвященническом служении Его услышите, когда будем говорить о четвертом члене Символа Веры , который изображает Первосвященническое служение Иисуса Христа, говоря о Его страдании и крестной смерти, в словах: распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребена. Царское служение Иисуса Христа будет раскрыто в изъяснении пятого, шестого и седьмого членов Символа Веры . Сии члены говорят о царственных делах Иисуса Христа; о воскресении Его, вознесении на небо и о втором пришествии Его на землю, для совершения последнего суда над всеми живыми и умершими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются во время совершения таинства Крещения. =============================================== Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=9&iid=2074

Слово ответное 108 в предписаных главах и в вине патриарховой. Господь наш Иисус Христос и Бог всех, наказывая и научая нас, да не небрежём еже в нас дарования, и даже до беды смертной, повелел в божественном и священном евангелии: Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И верховный апостол Павел, иже вселенной великий учитель, иже до третьего неба возшед и оттуда неизреченные глаголы слышав, повелевает: пасите еже в вас стадо Божие, епископствуя не нуждой, но волею, ниже злоприобретно, но усердно. И к Титу, истинному своему ученику и апостолу, пишет: поставь священников и учителей по всей церкви, якоже аз ти повелех. И паки инде научая нас тот же сосуд избрания и великий апостол; яко не токмо в мирном времени держать престол и пасти стадо, но и во время нужды и мятяжей, наипаче когда от неких незнающих человеков смущается Церковь Христова, повелел: братия, непрестанно молитесь, показывая нам, яко кроме Божия помощи, ничтоже исправляем. Якоже и Господь наш Иисус Христос рече: сей род, сиречь соблазн, не исходит, токмо молитвой и постом. И бдите и молитесь. И паки, сосуд избрания учит нас: яко не токмо когда нас хвалят, и благоговение и благопокорение меньшие нам подают, благодарить нам; но и когда по времени приидет сопротивное, долгодушием и терпением исправлять и управлять вся, рече, еже во всем благодарить. И паки тот же вселенский великий учитель повелительно повелевает: да никтоже будет самоволен оставлять престол свой и церковь свою, и ходить где хочет. И рече: еже, братия, каждый в нем же зван бысть да пребудет; убо который архиерей обрящется презритель преднаписанных выше божественных правил и апостольских повелений их же Духом Святым святые апостолы и святые отцы святых соборов писали, и повелительно повелел: яко никто же да дерзнёт погубить и обновить что от оных, яже тии законаположиша; якоже сам апостол повелевает: аще кто вам хощет благовестить чрез еже благовестих, анафема да будет. Обаче, царю святый самодержче, в ветхом писании является, яко и он великий Моисей погреши на воде прекословия, якоже глаголет божественный Давид во псалтыри: и озлобися Моисей о них, ибо рече ему Бог: иди умири люди, и рцы им иметь надежду свою на Мя, и Аз иже свободих их от пленения, воздам, и аще что требуют, и рцы им, яко рече мне Бог, да ударю по сему камню избыть воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В Великий Четверг Патриарх совершил чин умовения ног в Храме Христа Спасителя 28 апреля, 2016. Новостная служба Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие — Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и омыл ноги Своим ученикам 28 апреля. ПРАВМИР. В Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Глава Русской Церкви омыл ноги 12 священнослужителей в знак смирения и служения народу Божию. Об этом сообщается на сайте Московского Патриархата. Чин умовения ног проводится по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (Ин. 13:1-17). После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении протодиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти». В Великий Четверг Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие — Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил новозаветное таинство Евхаристии (причащения) и омыл ноги Своим ученикам. Чин умовения ног в Великий Четверг начали практиковать в Иерусалиме в VI-VII веках. В ХХ веке в Русской Православной Церкви этот чин не совершался, в 2009 году он был возрожден в богослужебной практике Патриархом Кириллом. Сейчас чин омовения ног совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и некоторых монастырях. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/v-velikiy-chetverg-pat...

Беспоповцы неправильно думают, что до 50-цы в церкви не было священства? А Христос то кто? Ведь Он, «архиерей вечных благ» ( Евр.9:11, 7:21 ), Он – Пастырь добрый ( Ин.10:11 ). В молитве во время литургии пред пением «иже херувимы» (когда поют) священник, обращаясь ко Христу, молится: «непреложно и неизменно был еси человек и архиерей нам был еси» (Служебник). В молитве св. Амвросия Медиоланского пресвитерам, готовящимся к служению литургии, говорится: «иерей и жертва чудесне и неизреченне Ты Сам предложенный». Кроме Христа были пастыри – апостолы. Простецы ли они были? Нет, они уже имели некоторую власть на совершение таинств, напр. покаяния ( Мф.16:18 ; Ин.20:21–23 ). Все это до 50-цы. Симеон Солунский II, 303: «После Преображения великий и единый Архиерей, все содержащий в Себе и всем соделавшийся радии нас, поставил первых (12 апостолов) иерархами, а вторых (70) иереями». По словам св. Прокла апостолы после Вознесения до 50-цы «целые дни проводили в молитве» и совершали таинство св. причащения (см. ст. «Причащение», Б, § 22. стр. 377). У Иеронима V, 438: «Апостолы поставляются Христом как бы первыми священниками и учителями веры, когда Христос говорить: шедше научите вся языки, – крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 )». Самое лучшее объяснение того, какую имели апостолы власть до дня 50-цы Иероним дает в ч. 3, на 151 стр. (см. ст. «Апостолы», буква К, стр. 52; другие доказательства, в той же статье). 9) Апостолы до 50-цы были миряне, потому что благодать епископства они получили в день сошествия Св. Духа, как о том читаем в Писаниях свв. отцов и учит. ц. т. 1, 265. Ибо на святых апостолах «не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.7:39 ). Иоанн Златоуст 8, 589: «Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а лишь сделал способными к приятию». Феофилакт на Иоанна ( Ин.7:39 ), стр. 198: «Духа Св. еще на было дано... Его еще не было». Он же на Деяния (стр. 46 по изд. 1871 г.): «Апостолы рукополагались в это время (в день 50-цы) в учители вселенной». Иероним 5, 439: «Тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Святой поставил предстоятелями церкви». Дионисий Ареопагит в гл. 5 пишет: «Знаменай, когда хиротонисашася священнии ученицы, и яко Иисус паче Бог сый, не сам хиротониса, но обещася послати от Отца Дух Святый, егда яко огненныи языцы явишася им» (Выписки Агапова ч. 1, стр. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Мнози убо от Иудей пришедшии к Марии и видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в Него: нецыи же от них идоша к фарисеом и рекоша им, яже сотвори Иисус ( Ин. 11, 45–46 ). Здесь мы уже затрагиваем тему, не касающуюся Марфы и Марии, и видим, насколько по-разному отреагировали люди на великое чудо воскрешения Лазаря. Некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, а некоторые пошли к фарисеям и сообщили им о том, что совершил Иисус. Надо полагать, они сделали это со злым или, по крайней мере, с нечистым умыслом. Но если даже эти люди пришли к фарисеям, думая, что и те теперь уверуют в Спасителя, сами фарисеи и архиереи отреагировали совершенно неадекватным образом. Вместо того чтобы испытать благоговейный ужас и веру, они воспылали ко Христу враждой и, окончательно решившись Его убить, составили против Него заговор. Собраша убо архиерее и фарисее сонм и глаголаху: что сотворим? яко Человек Сей многа знамения творит; аще оставим Его тако, вси уверуют в Него, и приидут римляне и возмут место и язык наш. Един же некто от них Каиафа, архиерей сый лету тому, рече им: вы не весте ничесоже, ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет. Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди, и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино. От того убо дне совещаша, да убиют Его ( Ин. 11, 47–53 ). Надо заметить, опасения иудеев по поводу того, что римляне захватят их народ, если они поверят в Иисуса, оказались прямо противоположными тому, что произошло в действительности. Именно потому, что они не приняли Иисуса и постоянно возмущались против римской власти, Иерусалим в конце концов был разгромлен, а иудеи, уцелевшие после расправы римских воинов с населением, были рассеяны по всему миру. О том же, как отреагировала на великое чудо Мария, повествует далее апостол Иоанн Богослов. Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с Ним ( Ин. 12, 1–2 ). Какое великое чудо! Представьте себе трапезу, за которой сидит человек, несколько дней назад лежавший в гробу и уже почти полностью из-за жаркого южного климата подвергнувшийся разложению. Обратите внимание, происходит нечто подобное тому, что описывает евангелист Лука. Вновь Марфа проявляет свою практичность и желает угодить Господу Иисусу Христу, заботясь об угощении. Но теперь она понимает, что перед ней Мессия, Христос. Может быть, после чуда воскрешения Лазаря, она осознает, что Христос называется Сыном Божиим не по образному выражению – как великий человек, усыновленный Богом, – но что Он есть истинный Единородный Сын Божий. В этот раз Марфа вновь служит Господу так, как это ей свойственно, но уже, заметьте, отнюдь не упрекая Марию. А Мария делает нечто подобное тому, что она совершала раньше, но теперь ее служение выразилось в необыкновенном поступке.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Павел называет Иисуса Христа великим Архиереем прошедшим небеса ( Евр. 4, 14 ); он называет Его так, мы думаем, потому, что Иисус Христос есть и в самом деле прошедший небеса великий Архиерей, то есть, потому что Он действительно принес жертву Богу не за людей только, но и за все силы небесные, если не подобно людям грешные, то по крайней мере причастные греховному состоянию людей, чтобы таким образом восполнить и в них недостающее, и дать им возможность постигнуть всю славу Отца; ибо и самые звезды нечисты пред очами Его, по словам Иова (25, 5) 693 « Моисеем заповедано было ( Лев. 4, 4 –16 ), чтобы телец, приносимый в жертву дарственную, был сожигаем на алтаре жертвенном, а телец приносимый в жертву о грехе, износим был вне полка а там уже сожигался весь, кроме тука и некоторых внутренностей, которые сожигались на алтаре. Мы думаем, что в этом случае именно пред изображено различие между жертвою, принесенною Иисусом Христом на земле, и жертвою, принесенною Им на небе; мы думаем, что Иисус Христос, умиротворивший по словам Апостола не земная только, но и небе спая ( Колос. 1, 20 ), есть один и тот же телец, который принес себя в жертву на небе -не за грех , а в дар, на земле же, где царствовал грех от Адама и до Моисея, принес себя в жертву за грех, принес себя вне полка, то есть, вне виденного Иаковом полка ангелов Божиих ( Быт. 32, 2 ), или просто на земле 694 » так же точно и в кн. Левит сначала говорится: да приведется (телец) пред двери скинии свидения (1, 3), а потом, еще прибавляется: и да прольют кровь на алтарь, иже у дверей скинии свидения (ст. 5). Быть может, в этом случае именно разумеется то, что не только в Иерусалиме, где был алтарь, и основание его, и скиния свидения, но и над алтарем – на небесах, где церковь первородных, пролил Иисус Христос кровь свою, которою примирил аще земная, аще небесная ( Колос 1, 20 ): на земном алтаре за людей Он пролил свою телесную вещественную кровь, а на алтаре небесном Он принес жертву невещественную, духовную, внутреннюю жизненную силу тела своего (vitalem corporis sui virtutem).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010