Сицевии бяху и постницы, иже постничествоваша, и умертвиша тело свое воздержанием, Царствия ради небеснаго. Сицевым повелевает Христос и нам быти. Сего ради благословении христиане, да укрепимся и мы тем честным и святым крестом, и да будем усердии к прочему святыя четыредесятницы. Да не любим добрострастия тела нашего, но красоту души нашея да желаем. И да презираем добрострастия мира сего. Добра убо есть и радость мира сего добро видится нам и добрострастие тела. Добр есть и временный сей живот, понеже дар Божии есть: но егда помыслим будущий живот и радость, удобь презираем радости мира сего, егда оградим себе силою честнаго креста, удобь постимся и воздержимся. Зане сей крест есть сила и утвержение всех благих. Тем совершаются вся таинства веры нашея. Тем венчаемся, тем освящаемся. И аще хотят священници служити, и аще хотят архиерее рукоположити, тем честным крестом исполняют вся. Сего ради и мы аще и путешествуем, того да имамы спутника: аще и в дому есмы, того да имамы хранителя: аще и спим, того да имамы наблюдателя. Несть от нас далече, кийждо христианин близ себе имать крест: обаче да несотворит безумно и несмотреливо, якоже творят вяшщии неведуще. Но имать творити и 508 , якоже есть лепо благочестивому христианину. Суть неции, иже овогда на челе своем, овогда на раме своем, овогда начреве своем полагают руку свою, и творят крест свой безумно. Егда полагаеши руку твою первее начеле, таже на десном раме, или налевом, и тогда положиши ю на чреве. Кий крест сотворил еси тогда, понеже той несть крест, но наипаче поругание есть. Но како должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой. Первее убо да совокупит три своя персты, за Святую Троицу: великий перст, и другия два сущая близ его. Таже первее убо да положит ю начеле своем, второе на чреве своем, третие на правем раме, и четвертое налевом Деяние Собора 1656 года раме. Егда творит тако, тогда знаменует истинный крест. И слышите кий есть разум креста. Егда полагаем руку нашю на челе, таже низводим ю начрево, хощем рещи, яко, Господь наш Иисус Христос Сын Божий бе, и есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Итак, сколь ни великий был Пророк Иисус Христос, был Сын Божий: но не был в чести во отечествии Своем и в дому Своем; а еще готовим был на поноснейшую смерть. Сию, по Иудейскому мнению, поноснейшую, для Него тягостнейшую, для человеческого же рода спасительнейшую смерть, готовимую Ему от Иудеев, Он, яко истинный Бого-человек, знал, видел; на сие умилостивительное приношение Он располагался; на сие, чтобы пострадать и умереть за человеков, Он и в мир пришел. Почему за долгое время еще предсказал Он ученикам Своим сие Свое жертвоприношение, за долго сказал: яко подобает Ему ити Иерусалим, и много пострадати от старец и Архиерей и Книжников, и убиену быти, и в третий день востати; за долго говорил: предан имать быти Сын человеческий в руце человекам и человекам грешникам, и убиют Его, и в третий день востанет 580 ; Он предвидел и предсказал сие, говоря: се восходим во Иерусалим, и скончаются вся, писанная Пророки о Сыне человечесте; предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и оплюют Его, и бивше убиют Его. Но ученики Его не могли совершенно разуметь сея величайшие Тайны; не могли живо представить сея спасительные Жертвы; не могли предвидеть нужды в смерти Его; сей глагол бе сокровен от них, и неразумеваху глаголемых 581 ; почему и говорили: милосердый Ты Господи! не имать быти Тебе сие; говорили в соблазн Христу и в противность воле Божией. За что милостивый Господь принужденным нашелся жестокий учинить выговор; именно, Он сказал Петру: иди за Мною сатано! соблазн Μи еси, яко не мыслиши яже суть Божия, но человеческая 582 ; тако сказал, дабы показать ему, что всякое рассуждение, на своем собственном разуме, хотя по видимому и благое, но не на воле Божией основанное, нелепо, соблазнительно, погрешительно, даже сатанинско есть. Сатана единый по своей воле располагает и свои и других деяния; а раб Божий и о своих делах, и о других должен судить по единой воле Божией. Тако сказал Господь Петру, дабы доказать ученикам Своим нужду смерти Своея, дабы почувствовали они сие, и, следовательно, после чтобы не соблазнялись о Нем и не скорбели излишно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Разбойник на кресте искал Бога: он, умирая, верил в бессмертие. В те самые минуты, когда яростная и безумная толпа архиереев, князей и ученых книжников смеялась и хохотала неистово над страдальцем Иисусом, разбойник в этом страдальце видел Бога, Спасителя. Он Ему, Христу, принес в жертву все, что имел. У него были свободны только уста и сердце. Сердцем он уверовал во Христа, устами Его и исповедал. Это уже подвиг. Из нас никто не испытал, как тяжело мученичество; однако кому не случалось впадать в маловерие и малодушие даже при легких житейских неприятностях. Принявши Святые Христовы Тайны, сегодня мы, руководствуясь молитвенной исповедью благоразумного разбойника, должны положить в своих сердцах начало богоугодной жизни. Следует и необходимо отложить гордость; осуждать себя, а не других, когда постигают нас неприятности, неудачи, оскорбления; быть убежденными, что мы достойное по делам нашим восприемлем. Но в часы испытаний и скорбей не позабудем, что близ нас находится Господь, подобно тому, как в часы Его распятия тьма бысть по всей земли, но свет спасения с Его Креста уже изливался в сердца уверовавших. Главное и самое ощутительное в принятии Святых Христовых Таин составляет то, что они способствуют подъему человеческих сил; они должны привесть наши чувства в ровное состояние, они успокаивают нашу совесть. Сегодня вам, причастникам, предоставляется идти путем христианским: вы омыты и исцелены Кровию Спасителя, вы насыщены Его Пречистым Телом. Будем все молиться, чтобы эти дары сохранить нам в самих себе, чтобы не расхитили их у нас враги видимые и невидимые, чтобы сами мы ими не пренебрегли и не унизили Бога Спасителя, не загрязнили свою совесть и не осквернили в себе самих Божий образ Христа Спасителя, нас ради пострадавшего и воскресшего. Аминь. Иисус Христос так говорил и учил о таинстве святого причащения: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Этими словами Он хотел всех нас утешить в том, что теперь мы с Ним и Он с нами; мы в Нем и Он в нас отныне и до века!

http://azbyka.ru/velikij-post-duxovnye-p...

Около него Иордан, пусть он пойдет, семь раз погрузится в воду, и без всякого труда очиститься – «шед измыйся седмижды во Иордане, и возвратится плоть твоя к тебе, и очистишися» ( 4Цар.5:10 ). Тот пошел, омылся и очистился. А из денег, которые взял с собой, Нееман ничего не потратил, из одежд ничего не подарил. Он так дешево, так легко очистился? Пошел, омылся и очистился. О, какая приятная для нас весть! И мы хотим очиститься? Пойдем к духовнику, как Нееман к Елисею. Вы думаете, что он пошлет нас в Иерусалим на поклонение святым местам или в пустыню на подвиги, или велит нам раздать бедным все наше имущество? Ничего подобного, ничего! Что же он велит нам сделать? Сказать одно только слово «согреших», пролить только две слезы, и этим мы омыты, очищены, прощены. Это есть член веры. Но послушайте, как нас уверяет в этом Златоуст, утешитель грешных: «О, великое человеколюбие, о, безмерная благость! Бог совершенно оправдывает грешника после того, как он исповедует свои грехи и дает обещание на будущее время». Только не следует терять времени, особенно теперь, когда мы восходим в Иерусалим, теперь, когда приближаются святые дни святых страданий Христовых; если возможно – сегодня, не ожидая завтрашнего дня. О, это «завтра» есть величайшее препятствие нашего с спасения, главная причина нашего осуждения! Итак, по возможности скорее омоемся, очистимся в святой исповеди. Когда мы так очистимся и омоемся, Бог примет нас с распростертыми объятиями, будет смотреть на нас светлым взором, будет слушать, внимать нам, дарует нам здесь прощение грехов, а там – Небесное Царство. Слово в неделю Ваий. О почитании страстей Христовых Когда я вижу, что Иисус Христос с такой честью, славой и торжеством вступает в Иерусалим, я со всей справедливостью могу думать, что Ему больше нечего бояться зависти и ненависти архиереев, священников и книжников. О Иерусалим, святой град, поистине град Божий! «Преславная глаголашася о тебе» ( Пс.86:3 ) в прошедшие века, преславная будут говорить о тебе и в будущие века, ради той любви и привязанности, которую ты оказываешь своему Благодетелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

И отвещав архиерей, рече Ему: заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос Сын Божий? глагола ему Иисус: ты рече. Обаче глаголю вам: отселе узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных. Тогда архиерей растерза ризы своя глаголя: яко хулу глагола, что еще требуем свидетелей? Се ныне слышасте хулу Его. Что ся вам мнит? Они же отвещавше реша: повинен есть смерти. Тогда заплеваша лице Его и пакости Ему деяху, овии же за ланиту удариша, глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударей Тя? Петр же вне седяше во дворе, и приступи к нему едина рабыня глаголющи: и ты бе со Иисусом Галилейским. Он же отвержеся пред всеми, глаголя: не вем, что глаголеши. Изшедшу же ему ко вратом, узре его другая, и глагола им ту: и сей бе со Иисусом Назореом. И паки отвержеся с клятвою, яко не знаю Человека. По мале же приступивше стоящии, реша Петрови: воистину и ты от них еси, ибо беседа твоя яве тя творит. Тогда начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека. И абие петел возгласи. И помяну Петр глагол Иисусов, реченный ему: яко прежде даже петел не возгласят, трикраты отвержешися Мене. И изшед вон плакася горько. Утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его. И связавше Его ведоша, и предаша Его Понтийскому Пилату игемону. И по прочтении Евангелия священник глаголет: Мир ти благовествующему. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. И по чину Божественная литургия Великаго Василия. Вместо же Херувимския песни, поем во глас 6: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. (Дважды.) По великом же входе повторяем: Вечери Твоея тайныя... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. (Единожды.) Вместо Достойно есть... поем ирмос: Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем. Вместо же причастна, поется тойже тропарь: Вечери Твоея тайныя... Вместо Да исполнятся уста наша... поем тойже тропарь, и Аллилуиа. По окончании литургии священник глаголет отпуст: Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. (Святые дня и храма не поминаются.) ← Последование часов Последование малого повечерия → Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каждый может видеть их весьма готовыми к восприятию добродетели, одушевленными сильным желанием следовать за Христом и весьма часто решавшимися бороться со всякою опасностью. Но так как Спаситель наш Иисус Христос еще не упразднил державу смерти, то еще как бы жесток был и совершенно невыносим страх пред нею. Еще не получившие Духа и не укрепленные вышнею благодатью, еще не имея свою душу совершенно свободною от человеческого малодушия для сверхъестественного мужества, они не являлись всецело несокрушимыми для страха пред страданиями. Как железо, будучи твердо по природе, не может без вреда для себя касаться наиболее крепких камней, если не получит силу от заострения, так и душа человека хотя бы и оказывалась весьма храброю по своим неотвратимым влечениям ко всякого рода благу, но никогда не выдержит тяжести являющихся отсюда подвигов, если прежде не укрепится благодатию чрез Божественного Духа. Итак, слабейшими иногда могли оказываться вначале даже и сами ученики, но, получив Духа сущего над всеми Бога, они, отложив уже свою немощь, преобразовы- (Продолжение следует). Каптерев Н.Ф. (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович Патриарх Никон – великий государь//Богословский вестник 1910. Т. 1. 4. С. 495–528. (2-я пагин.). (Продолжение.) —495— Особые обстоятельства, при каких Никон поставлен был в патриархи. Стремление Никона возвысить патриаршую власть. Взгляд Никона на отношение царя и патриарха. Каким образом патриарх Никон сделался великим государем. Его отношения, как великого государя, к боярам, самому царю, к архиереям и низшему духовенству. Характер его епархиального управления. Постройка Никоном новых своих собственных монастырей как мера сосредоточить в своих руках огромные земельные имущества и тем создать для себя богатые, ни от кого независимые обширные владения. Общие замечания о характере великого государствования Никона. 25 июля 1652 года новгородский митрополит Никон, по выбору государя, был поставлен в московские патриархи. Поставление Никона в патриархи сопровождалось одним очень характерным и знаменательным эпизодом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Ваше Боголюбие! — сказал мне Великий старец, — в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни нашей христианской и у многих великих особ духовных о том спрашивали неоднократно. Надобно знать, что с 12-летнего возраста моего, по неведомым судьбам Божиим, я очутился между Архиереев русских. — Но никто вам не сказал о том справедливо. Ибо пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской — есть стяжание Духа Святаго Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святаго; всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: „всяк, иже не собирает со Мной, тот расточает“ (Мф, 12,30)… Так-то, ваше Боголюбие, так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит цель нашей жизни христианской, а молитва, милостыня, бдение и пост и другие добродетели — суть только средство к стяжанию Духа Божия. — Как же стяжание? — спросил я его. — Я что-то этого не понимаю. — Стяжание всё равно, что приобретение, — отвечал он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег; так всё равно и стяжание Духа Божия. Так и Сам Господь землю нашу называет торжищем, а жизнь — куплею, и даёт нам заповедь: „Купуйте, дондеже прииду“. Вот почему в притче о мудрых и нерадивых девах, когда у юродивых не доставало елея, сказано было им: „шедше купите на торжищ“; но как двери уже были затворены, то они и не могли этого сделать. За-творение дверей есть прекращение жизни, смертью делаемое. Вот почему Господь, сострадая к нашему бедствию, то есть невниманию к милосердному Его о нас попечению, велегласно возвещает: „се стою при дверях и толку“, разумея под дверьми течение нашей жизни, ещё не затворенной смертью. Так я желал бы, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием, ибо Господь говорит: „в чём застану, в том и сужу“»…

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Два ученика шли в Еммаус, селение, отстоявшее от Иерусалима стадий на шестьдесят. Один был Клеопа, по всей вероятности, муж Марии, сестры Богоматери ( Ин. 19, 25 ), а другой, по древнему преданию, сам евангелист лука, – оба из числа семидесяти учеников. Дорогой они разговаривали между собою о событиях последних дней и о той дивной вести, которую слышали в городе. Погруженные в тяжелые думы и горестные воспоминания, ученики едва приметили, как к ним приблизился какой-то незнакомец и пошел с ними. Этот спутник был сам Господь, но ученики не узнали Его, потому что, по выражению святого евангелиста, очи ею держастеся, да Его не познаета, – как бы видя не видели. Притом Иисус Христос явился им инем образом ( Мк. 16, 12 ), не в том, в каком они привыкли Его видеть, и сделал это по снисхождению к немощи учеников, не могших вдруг принять радость внезапного явления. Еммаусские путники без дальнейших расспросов приняли незнакомца, присоединившегося к ним, за прозелита, ходившего в Иерусалим на праздник пасхи и теперь спешившего домой. Чудный странник спросил учеников: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуще и еста дряхла? Путники, занятые судьбой Учителя, окончившего жизнь на кресте, были удивлены этим вопросом: им казалось, что последние события в Иерусалиме должны быть известны всем, и что теперь, когда все это совершилось так недавно, и речи не может быть ни о чем другом. Клеопа поспешил ответить спутнику с выражением горького упрека: Ты ли един пришлец еси во Иерусалиме и не уведел еси бывших в нем во дни сия? – Киих? – опять спросил незнакомец: небесный врач, желавший исцелить душевную скорбь учеников и просветить их ум, обуреваемый сомнениями, желал, чтобы страждущие сами раскрыли пред ним раны своего сердца и приняли духовное врачевство со всей готовностью. Удовлетворяя любопытству незнакомца, путники повторили ему то, что было постоянным предметом их дум и разговоров, причиной того грустного состояния, в каком видел их спутник: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж Пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми; како предаша Его архиереи и князи наши на осуждение смерти и распяша Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Горный институт, приветствуя вас сегодня с живейшим участием, выражает сердечное желание, чтобы ваше преосвященство еще многия и долгия лета продолжали достославное служение ваше церкви, Государю и отечеству. 26-го апреля 1874 г. С.-Петербург». Узнавши из газет о происходившем на московском Саввинском подворье, 26-го апреля, празднестве, не замедлил и я обратиться к досточтимому юбиляру со своим братским, сердечным поздравлением. 7-го мая писал я преосвященному Леониду: «Преосвященнейший владыко, возлюбленный о Господе брате и сослужитель! После торжественных приветствий, принесенных вам в 26-й день минувшего апреля – достопамятный день вашей святительской хиротонии, усердными и благочестивыми сынами и дщерями московской паствы, примите и мое братское, всеусерднейшее поздравление с совершившимся пятнадцатилетием вашего ревностного, истинно пастырского служения св. церкви в сане епископском. Да хранит вас во здравии на многия лета великий архиерей и пастыреначальник Господь Иисус Христос и да дарует вам свою благодатную помощь к продолжению вашего многополезного служения московской церкви, к облегчению трудов ее маститого архипастыря, к утешению и назиданию верных сынов ее, которые так торжественно и так любвеобильно засвидетельствовали пред лицем всей России ваши высокие достоинства и ваши заслуги для московской церкви. Поистине, только древлепрестольная Москва может так ценить и вознаграждать заслуги общественных деятелей. С чувством сердечного умиления читал я в московских ведомостях описание торжества 25 и 26 апреля на Саввинском подворье. При этом я мысленно перенесся в знакомые и, могу сказать, родственные мне покои Саввинского подворья и как бы лично присутствовал при всем, чтò там происходило. Отрадно видеть и слышать, что и ныне, среди общего охлаждения религиозного духа, достоинства и заслуги служителей Христовой церкви имеют еще не мало ценителей и чтителей. Честь и слава Христолюбивой Москве!.. Но я подумал при этом, что едва-ли кому-нибудь, из приветствовавших вас 26 числа, так памятно, как мне, вступление ваше на поприще епископского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Точно также жертвы и приношения не могли сделать служившего совершенным по совести. Затем: кровь тельцов и козлов и пепел телицы, окропляя участвовавших, освящали к плотской чистоте. Чем же должны считать наши противники кровь Христа, очищающую совесть от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:13–14 )? Неужели (будут считать ее) не освящающею и не очищающею. Будучи нечистыми в своей совести и мертвыми по делам своим, они наверно дерзнут сказать: «кровь Его на нас и на детях наших». Пусть же они говорят и делают это, а мы перейдем к дальнейшему рассуждению. 69 . Итак, имеяше, говорит апостол, первая скиния оправдания служения ( Евр. 9:1 ). Какие же? В ней был светильник, трапеза и предложение хлебов. Как же называлась? Святое. ( Евр. 9:2 ). А что такое наша скиния? Как называется она у врагов благодати? Конечно, она много лучше той и священнее. Что же иное можно сказать, как не то, что различие ходатаев в достоинстве столь же велико, сколь велико различие истины от образов и тени? Как же наша скиния именуется ими? Не святою, о богохульство, но скверною и нечистою, имеющею не оправдания служения, а мерзости идолослужения. Такова дерзость богоборных языков: они не оказывают благодати почтения даже равного закону, но считают ее постыдной и мерзкой, хотя там ходатаем и служителем был раб и слуга Моисей, а здесь Владыка Моисея и Господь всяческих, служитель святости и скинии истинной, которую воздвиг Бог, а не человек. И Тот, Кто там, законодательствовал, как Бог, здесь Он же ходатайствует, как человек и соделавшись подобным нам. Там первосвященник – Аарон с потомками своими, а здесь сам Господь наш Иисус Христос, первый и великий Архиерей, по исповеданию нашему и вере нашей. И светильник там, сделанный из золота, светил людям, жившим еще под законом и сению; здесь же свет истинный, грядущий в мир, который преследуется тьмою, но не осиливается ею. Он освящает каждого человека, грядущего в мир, и освещает ходящих во свете и блистании благодати. Трапеза там была сделана из не гниющего дерева и покрыта чистым золотом; здесь же она устрояется из самого драгоценного у нас вещества, освящается самою божественною жертвою, украшается Духом Святым и на ней совершаются таинства богослужения в духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010