На престоле нет никаких принадлежностей, кроме золотого дискоса с частицами св. хлеба. Надписи «приимите, ядите… и пийте» помещены над апостолами; над ними парящие ангелы с задрапированными руками. В тесной внутренней связи с разобранным переводом Евхаристии стоит изображение, известное под названием «божественной литургии – θεα λειτουργα». В переводе « μετδοσις» – раздаяние св. даров, представлено в литургической обстановке, причем Сам Иисус Христос, «Сам приносяй и приносимый», по выражению молитвы херувимской песни, является раздаятелем св. тайн. Но процесса совершения таинства здесь нет. Этот недочет и восполняется вышеназванным изображением. Исходя из того же воззрения на Иисуса Христа как совершителя Евхаристии, греческие художники обратили особенное внимание на обрядовую сторону последней и, под влиянием литургического обряда, молитв и песнопений, составили новую композицию, в которой церемониальный характер форм соответствует глубине замысла. Торжественный великий вход на литургии послужил формой для выражения предположенной мысли; но этой форме усвоен идеальный характер: место служащего архиерея занял Великий Архиерей Иисус Христос; священников и диаконов заменили ангелы, херувимы и серафимы, и само действие перенесено на небо. Картина величественная и поучительная. Она повторяется 1837 во многих храмах афонских: в соборе лавры Св. Афанасия и лаврских параклисах Св. Николая и Портаитиссы, в соборах Дохиарском, Ватопедском, Хиландарском, Иверском, Каракалльском, Зографском и его параклисах Успенском, Архангельском и Предтеченском, в пандократорском параклисе Иоанна Предтечи, в саламинской церкви Παναγα Φανερομνη и др. 1838 В Иверском соборе изображение помещено в алтаре, как и в большинстве других храмов; так и должно быть, судя по основной мысли изображения: в алтарной апсиде изображен Великий Архиерей Иисус Христос в саккосе и омофоре, без митры; возле Него ангелы – один с двумя рипидами в руках, другой со свечой, третий с кадилом, и херувим с двумя свечами; по сторонам Великого Архиерея на северном и южном своде алтаря – ангелы, совершающие великий вход (по направлению СЗЮВ): два ангела с рипидами, ангел с плащаницей, четыре ангела с потирами, херувим с дискосом на голове, еще два ангела с рипидами и ангел с воздухом=покровом на спине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Отцы Церкви ( Игнатий Богоносец , Василий Великий , Иоанн Златоустый и другие) утверждают, что Тайна Воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы была сокрыта от духа тьмы для того, чтобы он не уклонился от совершенной борьбы, и что диавол не знал наверное, что Иисус Христос есть Сын Божий, его будущий победитель; но поражаемый Его необыкновенным образом жизни и чудесными событиями, окружавшими Его рождение, хотел ныне увериться, действительно ли Он Сын Божий, Которого ему надлежит опасаться. Или, как говорит Златоустый: «припоминая сказанное об Иисусе (свидетельство Иоанна Предтечи и глас Бога Отца на Иордане), диавол не может подумать, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может поверить, чтобы это был Сын Божий» (Беседа 13:2). Почему и приступая к Иисусу Христу, не говорит Ему: если алчешь, рцы да камение сии хлебы будут – а: аще Сын еси Божий; и во второй раз не говорит: если Ты надеешься на Бога, то бросься вниз, – а опять: если Ты еси Сын Божий. Но Иисус Христос и на сей раз сокрыл от его взоров Своё Божество. Таким образом, подвергая Себя искушению, Иисус Христос имел целью нанести врагу Человечества первый удар во главу и положить начало Своей и нашей победе над диаволом. Иисус Христос показал нам пример борьбы со врагом. И Апостол Павел видит в этом залог твёрдой надежды нашей на Иисуса, вечного Архиерея, Который может спострадать немощем нашим, быв искушен по всяческим по подобию (нам), разве греха ( Евр.4:15 ). В ряду других актов искупительной жизни Богочеловека, это было испытание Его Человеческих сил и приготовление на более решительную и важную борьбу, что замечает и Евангелист Лука, когда говорит, что сатана отошёл от Него до времени; это, с другой стороны, был акт глубочайшего смирения Сына Божия, допустившего сатане искушать Его ради спасения человека. Искушение происходило в пустыне, то есть в таком месте, которое очень приличествовало самому нравственному состоянию человечества. Тут именно лучше всего было видеть гибельные последствия греха, опустошившего человечество, а с ним и природу, над которой он поставлен царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В малой апсиде с левой стороны или жертвеннике: Бог Отец, сидящий на херувимах, в облаках, с державою и благословляющею десницею; возле Него четыре символа евангелистов, или колесница Иезекииля, ниже Дух Св. в виде голубя в двух ореолах опускается на дискос, в котором лежит агнец Божий – Иисус Христос. Над дискосом два ангела с орудиями страданий: один с крестом, другой с тростию и копием, по сторонам дискоса Богоматерь с крыльями 364 и свитком, в котором написано: «Владыко Многомилостиве Господи Иисусе Христе, приклони ухо твое»... и Иоанн Предтеча также с крыльями 365 и свитком: «аз видех и свидетельствова, се агнец Божий, вземляй грехи мира». За Богоматерью и Иоанном Предтечею ангелы с рипидами; внизу диаконы. Все эти изображения прекрасно выражают назначение жертвенника, где приготовляются дары для евхаристии. Диаконы помещены здесь потому, что в древности совершение проскомидии относилось к числу их обязанностей. Стенописи другой малой апсиды с правой стороны представляют опять великий вход, так как здесь устроен быль алтарь особого придела 366 . Иконографические формы 367 и основная мысль близко подходят к изображению главного алтаря, хотя и не тождественны с ним. Изображению дано название «ныне силы небесные с нами невидимо служат». В пятикупольном русском храме восседает Царь славы и Великий Архиерей Иисус Христос в епископских одеждах – саккосе и омофоре, с панагиею на груди, в царском венце; обеими руками благословляет. По сторонам Его ангелы – одни в диаконских одеждах, другие в воинских доспехах, с державами в руках; среди них два архангела (?) в небольших венцах; вверху – шестокрылатые серафимы. Ниже священники и диаконы, в обычном порядке, совершают великий вход, направляясь к престолу, возле которого стоит святитель в нимбе ( Григории Богослов ?). Ниже молящийся народ, наконец святители в монументальных позах. Пять куполов Ильинской церкви расписаны следующим образом: в центральном – отечество, а в трибуне дориносящие ангелы и пророки, в юз. Иисус Христос – первосвященник и пророки; в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке. По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Одесную сидяща силы, или Сильного, т. е. Бога. Сидеть одесную царя или какого великого человека значит иметь особенное достоинство (Чит. в объясн. 37 ст. 10 гл.). Тут Господь указывает на слова 109 псалма царя и пророка Давида, где Мессия изображается сидящим одесную всесильного Бога, и тем прямо подтверждает Свой ответ, что он действительно Мессия (Чит. в объясн. 36 и др. ст. 12 гл.). Грядущего на облаках (со облаки) небесных – (т.е.для всемирного суда). Этими словами Господь указывает на изображение Мессии в книге прор.Даниила ( Дан.7:13–14 ) и также подтверждает Свой ответ на вопрос первосвященника. „Я действительно Мессия, и вы увидите Меня в том величии и славе, в каких изображали Мессию древние пророки, как бы так отвечал Иисус Христос. Посему образумьтесь. Кого вы судите? Судите Судию всего мира. Вы этим осуждаете самих себя“. Мк.14:63 . Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Мк.14:64 . Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Архиерей же растерза ризы (первосвященник разодрал одежды). Раздирание одежды, т. е. передней части ее, у Евреев выражало скорбь и сетование. Также раздирали одежды, когда слышали богохульство ( 4Цар.19:1 ). Так поступил и первосвящ. Каиафа. В раздирании одежды Каиафой некоторые из толкователей (Феофил. и др.) видят образ ветхозаветного священства. „Каиафа, рассуждает Лев Великий , для усиления ненависти к ответу Иисуса Христа, растерзал ризы свои, и не разумел того, что он выражал этим безумием, – именно лишил себя таким образом первосвященнического сана“. Слышасте (вы слышали) хулу (богохульство), т. е. то, что Иисус Христос, будучи простым человеком, называет Себя Сыном Божиим. Как ни очевидно было, что Иисус Христос был истинный Мессия, первосвященники и книжники не верили сему, и вот, когда Господь называет Себя таковым Мессией – Сыном Божиим, они видят в этом богохульство. Что вам мнится (как вам кажется)? т. е. каково ваше мнение по поводу произнесенной Иисусом Христом, по их мнению, хулы? Наказанием за богохульство у Евреев была смертная казнь ( Лев.24:10–16 ). Тогда судьи поспешили воспользоваться тем, что Иисус Христос прямо назвал Себя Сыном Божиим, осудиша Его быти повинна смерти (признали Его повинным смерти). Св. Златоуст замечает при этом: „поскольку первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Иисус Христос окажется невинным, потому сами осуждают Его и, предупреждая слушателей, говорят: вы слышали хулу Его. Смотрите, как они едва не вынуждают, едва не насильно исторгают осуждение Его». По еврейскому закону, уличенные в богохульстве должны быть побиваемы камнями ( Лев.24 ). Но Иудеи, согласно непостижимой для них воле Божией, не хотели предать Господа этой казни, а решились подвергнуть более поносной – распятию на кресте (13 ст.) и потому силились обвинить Его не только в богохульстве, но и в политических преступлениях (1 ст. и Ин.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Х., содержащимися в Евангелиях (Мф 13. 16-17; ср.: Лк 10. 23-24), нек-рые исследователи предлагают их также считать словами И. Х. ( K ö ster. 1990. P. 55-62). К аграфа также иногда относят и те фрагменты канонических Евангелий, к-рые сохранились лишь в части рукописной традиции или появляются в рукописях в разных местах евангельского повествования. К таким фрагментам относят не только тексты, известные в наст. время исключительно по рукописям (как, напр., добавленные в кодексе Безы к тексту Евангелия от Луки (после Лк 6. 5) слова: «Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты блажен. Если же нет, ты проклят и преступил Закон»), но и вошедшие в традиц. печатные издания, а затем и в распространенные библейские переводы (как, напр., Ин 7. 53-8. 11; Мк 16. 9-20). Свидетельства об И. Х. в писаниях мужей апостольских Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) В период формирования новозаветного канона, когда круг принятых Церковью текстов об И. Х. еще не был строго ограничен, в обращении находилось множество сочинений и устных преданий, которые не дошли до нас полностью, но сохранились в виде отдельных цитат в сочинениях древнехрист. писателей - мужей апостольских и апологетов. Примерами таких текстов являются: фрагмент поучений катехетического характера из 1-го Послания к Коринфянам сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1-2): «Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушию. Он так сказал: «милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам» (ср.: Мф 7. 1-2; Лк 6. 36-38; см.: K ö ster. 1990. P. 66-71); переданный сщмч. Игнатием Антиохийским в Послании к Смирнянам рассказ о встрече воскресшего Спасителя с учениками: «И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

После 1-го пения «Святый Боже» Архиерей дикирием творит над евангелием крест; а после 2-го пения – певцами, он, держа в правой руке дикирий, а в левой крест и обратясь к народу, молит Господа о сохранении и утверждении верующих, произнося: Призри с небесе Боже... После 2-го пения – Архиерей с дикирием и крестом в руках благословляет народ. Святительское благословение с молитвою – призри с небесе Боже, и крестом означает то, что Иисус Христос и по вознесении своём на небо призирает на нас христиан – свой виноград, и благословляет, и что сии благословения Божии людям приобретены крестною смертию Его. После благословения народа, Архиерей входит в алтарь и, после некоторых возглашений, восходит на горнее место. Сим означается то, что Христос, возшед в самое небо, во святая святых принёс с собою овча Своё – то есть заблудшего человека, в завет сыноположения. Перед великим входом, на Херувимской песне, Архиерей в царских вратах умывает руки и молит Господа освятить воду сию ко освящению людей и осеняет её трижды. Сие умовение означает чистоту и непорочность, какие должны иметь все служащие и приступающие к совершению Святых Таин. После троекратного произнесения пред престолом Иже Херувимы, Архиерей отходит к жертвеннику для совершения проскомидии, то есть изъятия частиц из просфор за живых и умерших. Здесь снимают с него митру и омофор. Великий вход означает шествие Иисуса Христа на страдание; почему Архиерей и отдаёт важнейшие украшения своего сана, выражая тем истощание Христово. Для совершения великого входа Архиерей отдаёт протодиакону дискос, и первому из сослужащих священнослужителю потир; прочие сослужащие берут другие орудия страданий и смерти Иисуса Христа – и таким образом идут северными дверями к царским дверям; а сам Архиерей остаётся в алтаре, и только выходит в царские двери для принятия дискоса и потира. Великий вход означает и смерть Иисуса Христа; почему Архиерей, как представляющий лицо самого Христа, не исходит в сие время к народу – то есть как бы не является живым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пить. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пить, не рассуждая тела Господня. 1Кор.11:28,29 О Литургии вообще а) В общем смысле Литургия значит всякую церковную службу, во славу Трипостасного Бога установленную, как то: Утреннюю, Вечернюю, Молебное пение и проч. 1 б) В особенном же принятом у нас смысле, Литургия есть торжественное Богослужение, соединенное с приношением тела и крови Господней. Сие святейшее Богослужение установил сам Иисус Христос пред вольною смертью на Тайной Вечери, которая и была первою от начала мира Литургией. Совершил же он ее следующим образом Приняв в пречистые свои руки хлеб, воздвиг очи на небо, воздал хвалу и благодарение Отцу небесному, и разломив хлеб на части, подал ученикам своим с сими словами: Примите, ядите; сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом приняв чашу с вином и растворив его водою 2 , так же возблагодарил Богу Отцу, и подавая ученикам своим, рек: Пейте от нея вси; сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов. И пиша от нее вси Апостолы. Через это Священнодействие Иисус Христос , как великий Архиерей, по чину Мельхиседекову, принес Богу Отцу, под видами хлеба и вина тело свое и кровь, так как после действительно принес их на алтарь крестном, в жертву о грехах всего мира. Приобщив Апостолов своего тела и своей крови, Иисус Христос дал заповедь: сие творите в Мое воспоминание, т.е. чтобы они, в воспоминание Его страданий, и сами, по Его примеру, то же Священнодействие совершали до скончание века. Намерение, с которым Иисус Христос установил это Таинство, есть то, чтобы мы, едя тело Его и пия кровь Его, с ним сообщались, и через Него друг с другом, и по словам Апостола Петра 3 , делаясь причастниками Его Божественного естества 4 , удостоились быть причастниками и Его царствия. С нашей стороны предмет Литургии есть: а) Славословие Всевысочайшего Бога, благоволившего просветить нас светом Христовой веры и приблизить к себе жертвою Своего Сына осужденный за грехи рода человеческого. б) Умилостивление, потому что жертва эта Величество Божие, нашими грехами оскорбленное, умилостивляет. в) Благодарение, потому что приносится она в благодарность Богу за все Его к нам благодеяния и особенно за искупительную жертву Сына Его Господа Иисуса Христа, освободившего нас от греха, проклятия и смерти; поэтому-то главная и существенная часть Литургии-Таинство Причащения – и называется Евхаристиею (благодарением). г) Моление, потому что через эту службу умоляем Бога о ниспослании нам как вообще всего необходимого и полезного для верующих чад Церкви, так в особенности благодатных даров Духа Святаго, которые искуплением Спасителя низведены были и низводятся на всех, истинно верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В росписи ц. арх. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника. В апсиде Христос, окруженный двойным сиянием славы, в наружном кольце к-рой 2 серафима с рипидами, обеими руками благословляет Св. Дары, стоящие на престоле. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына...»; Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. По сторонам - 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. В диаконнике Христос представлен в рост, также с непокрытой головой, правой рукой двуперстно благословляет, в левой - закрытое Евангелие. На Нем орнаментированный саккос, омофор и епитрахиль с полуфигурами 12 апостолов в медальонах в виде завитков лозы. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид. В жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), 3-я четв. XIV в., В. А. представлен стоящим за престолом под киворием в окружении сослужащих ангелов, левая рука на престоле, правой благословляет; над киворием в медальоне Св. Дух в виде голубя, выше - Христос «Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) «Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Ветхий Денми в сиянии славы и по сторонам 2 херувима. Также за престолом изображен совершающий литургию В. А. в апсидах соборов Гелатского (Грузия), XIV в., и Иверского на Афоне мон-рей. В этих сценах Его одежда и жесты, как правило, соответствуют чину архиерейского богослужения . Напр., в росписи ц. св. Николая Великой Лавры на Афоне, 1560 г., В. А. представлен в трехчетвертном повороте, благословляющим обеими руками склонившихся к Нему 2 ангелов в диаконских одеждах, с кадилами и свечами в руках. Тема небесной литургии была развита в рус. искусстве в XVI-XVII вв. (напр., иконы «Иже херувимы» из Сольвычегодска, 1579 и XVII в.

http://pravenc.ru/text/150091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010