И видели они послы нас и разоренную нашу землю и как святые Божественные церкви от поганых разорены, а учинилось то надо мной от великого моего согрешения; и о том, великий Государь, славим Бога, любя Бог наказует и мои напасти и труды един Господь Иисус Христос свесть, и известит вам про то посол подлинно и вашего великого царствия послы. Благодарим тебя, великий Государь царь, что еси воспринял посла моего нареченного митрополита Никифора в тихом образе, и пришел посол мой от великого твоего царствия вельми благодарен и мы о том благодарим, что еси воздал ему всемилостивое и нам стало от вашей царской великой любви, что имееши к нам и к иверской земле вельми внятно. Аз великий превысочайший царю, в великом утеснении и в погибели и в скорби; чтоб не разорилось христианство и царский род и, чтоб не впала дочь моя в руки турские – и послал аз нареченного митрополита Никифора к великому вашему царствию побить челом, а что было в грамоте написано и речми посол мой к вашему царскому величеству, по нашему приказу, говорил и о том обо всем и о тайных делах вашего царского величества ответ к нам дошел весь сполна; толко о кумыченях, что есми прошали на них вашего царского величества помощи, ответа ко мне и помощи на них нет. А имею я, великий Государь, иных архиереев и ченцов и бояр и бьют мне челом, чтоб их послат послом к великому вашему царствию и яз их не посылаю для того, что они говорить и отвечать вашему царскому величеству не умеють, и для того посылаю послом нареченого митрополита Никифора, что он говорить и отвечать, что нам и вашему царскому величеству надобно, разумеете. И буди ведомо великому твоему царствию, что будет он учнет говорить и то все по моему приказу, а твое царское величество пожалует выслушать его обо всем милостивно по чину православных христианских царей, и отпустить его наскоро ко мне, потому что дорога дальняя и нужная и мешкает он в дороге годы по два и по три, и держать его многое время несть прибыль царствию вашему, а я его ожидаю видети и ответ великого вашего царствия прнять день и нощь; для Христовой и моей любви отпустишь посла моего наскоро и пожалуеш велишь отписать по своим царским городам, чтобы того моего посла везде, незадержав, пропускали; да пожалуешь пришлеш к нам своего царского величества посла, а ныне я не имею никакой на сем свете надежи токмо на Бога, а потом на великое ваше царствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии ( Ис.1:21–23 ). Обвиняет их и сам Спаситель, говоря так: Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящщая закона, суд и милость и веру ( Мф.23:23 ) и, что еще нечестивее, сделались и богоубийцами. По сей причине они лишены были почестей священства и устранены были от власти над народом и удалены были от вверенного им домостроительства по закону и лишились священных венцов и подобающего священникам одеяния. После них призван был Господь наш Иисус Христос, наш великий архиерей: ибо, как пишет блаженный Павел, никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову ( Евр.5:4,5,6 ) Будучи по естеству Богом и Господом всяческих и принимая от всех служение, когда сделался человеком, Он стал и нашим первосвященником, и говорится о Нем, что Он, получил славу Давида, то есть начальство и царство над Израилем. Израилем же мы называем вовсе не Израиля по плоти, но духовного и мысленного: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада ( Рим.9:6,7 ), но оправданные верою, последующие стопам отца Авраама, – они-то и суть чада Авраама и называются сынами обетования и Израилем. Когда же явлен был общий наш архиерей Христос, тогда, говорит, не будет противоглаголющаго: ибо ничтоже успеет, враг на него и сын беззакония не приложит озлобити его ( Пс.88:23 ). А также (можно понимать) и иным образом. Израиль воспротивился ему, а язычники с радостью подчинились его владычеству. Посему и находим, что Он говорит устами, Давида об Израиле: избавиши мя от пререкания людий, о язычниках же: поставиши мя во главу языков, людие, ихже не ведех, работаша ми: в слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих ( Пс.17:44–46 ): обетшаша и стали близки к погибели и имели как бы пораженный ум, сыновья сделались чужими, то есть, Израильтяне, – древле они были первенцем (между народами), – но, когда солгали Христу, сделались чужими для Него; ибо они напоследок названы были чадами погибели, сынами геенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати – христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост – воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве? Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы – антилитургии. При этом «нехорошая квартира» 50 трансформируется в новое пространство, а одна небольшая ее комната, когда в нее вошла Маргарита, чтобы встретиться с Воландом, отчетливо напоминает алтарь в храме. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей (потиром), где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол (с латинского) значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» – то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. «Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол (то есть престол. – А.У.), на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели (как и положено во время службы. – А.У.) толстые восковые свечи». «Был еще один стол с какой-то золотой чашей (потир. – А.У.) и другим канделябром… В комнате пахло серой и смолой» – результат каждения «чертовым ладаном». Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда – пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором .

http://pravoslavie.ru/30256.html

Понеже бо еврейская фаска по пятце жретися имяше. Бяше же убо прикладно, образованию последствовати и истине, в том яве и еже по нам пасце жретися Христу, предварив Господь наш Иисус Христос, якоже Божественнии отцы глаголют, действует тую со ученики в вечер четвертка. той бо вечер и пяток весь, един день у еврей вменяется: сице бо они числят нощеденство глаголюще. Действова убо сию и тогда [якоже реша нецыи] со ученики по закону, ихже един есть и Божественный златоуст. Первое просто стояще, и опоясани, в сапоги обувени, жезлы подпирающеся, и ина елика закон повелевает, да не законопреступен вознепщуется. Сия бо зеведей уготова: сей бо скудель носяй воды, якоже великий глаголет афанасий, аще инии инако о сем реша. Потом же учеником совершеннейшая показуя, и еже по нам Пасхи таинство предает на горнице, уже нашедшей нощи. Вечери бо, глаголет, бывшей, возлеже со двеманадесять. Зри же, яко не сие бяше законная пасха, вечеря бо и возлежание, и хлеб, и вода: тамо же вся печена огнем, и безквасна. Прежде же начатия еже вечеряти, [сице бо глаголет Божественный златоуст] от вечери востает, и полагает низу ризы, и воду во умывальницу вливает сам самодействуяй вся, вкупе убо иуду усрамляя, вкупе же и другим учеником воспоминая, еже старейшинства не искати. якоже и по умовении наказует, глаголя: хотяй быти первый, да будет всех последний, самого себе положив во указание. Является же, яко прежде всех иуду умы Христос, безстудне председша: последи же к Петру приходит: сей же тепльший иных сый, учителю возбраняет, и оставляет паки зельнее. Оумыв убо их ноги, и возвышение преславное смирением показав, взем ризы паки, и возлег, наказует их любити друг друга, и старейшинства не искати. Ядущым же им, и о предательстве вводит начало. Мятущымся же о словеси учеником, глаголет Иисус Иоанну единому тайно: емуже аз омочив хлеб подам, той есть предаяй мя. Аще бо бы ведал петр слово, аки сый иных тепльший, иуду убил бы бяше. И паки: омочивый со мною в солило руку: якоже обоя быша. Таже мало что оставль, взем хлеб, глаголет: приимите, ядите, и чашу подобне: пийте от нея вси, рек, сия есть кровь моя новаго завета, сие творите в мое воспоминание. обаче и сам сие творя, ядяше и пияше с ними. Зри же, яко хлеб глаголет тело свое, а не опреснок: да постыдятся убо иже жертве опреснок приносящии. По хлебе же вниде во иуду сатана: искушаяй бо его прежде, ныне всеконечно в него вселися. И изшед, глаголет: сложение положи архиереем, да предаст его им на тридесяти сребреницех.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати – христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост – воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве? Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы – антилитургии. При этом «нехорошая квартира» 50 трансформируется в новое пространство, а одна небольшая ее комната, когда в нее вошла Маргарита, чтобы встретиться с Воландом, отчетливо напоминает алтарь в храме. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей (потиром), где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол (с латинского) значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» – то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. «Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол (то есть престол.  – А.У. ), на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих  семи  золотых лапах горели (как и положено во время службы.  – А.У. ) толстые восковые свечи». «Был еще один стол с какой-то золотой чашей (потир.  – А.У. ) и другим канделябром… В комнате пахло серой и смолой» – результат каждения «чертовым ладаном». Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда – пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече

http://azbyka.ru/fiction/v-luchah-zakatn...

   Окаянен убо я, что и в сии дни, определенные от Бога для спасения души моей, дремлю и нерадею, и ни единой добродетели не соделоваю. Буду ли я жить в наступающее лето, достигну ли паки сих спасительных дней, чтобы мне поститься, плакать, обратиться к Богу и получить прощение во грехах своих? Да не прельщаемся. Определение Божие есть непреложно. Бог определил, чтобы час смерти сокровен был от нас. Не знаем ни часа, ни дни, в который смерть придет к нам. Что же сохраняет нас от толикого бедствия, коликое производит неведение смертного часа? Что иное, разве повеление оное Владычнее: «а яже вам глаголю, всем глаголю, бдите»? (Мк.13:37) Да не нерадим убо, да не дремлем, и не отлагаем времени исправления нашего. Настоящие дни суть дни покаяния, обращения, и исправления Богоугодных дел. Увы нерадящим и в сии святые дни! Братие, все, чему ни учит вера, подтверждено самым делом, все преступники и преслушники прияли праведное и подобающее им наказание. Како убо мы преступая и преслушая повеление Божие, и не бодрствуя ниже в самые дни покаяния, можем избежать праведного Божия наказания? «Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении?» (Евр.2:2-3) «Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). «Ибо Бог наш огнь поядаяй есть» (Евр.12:29). Евр.4:14. Братие, имуще Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания.    Почему Иисус Христос есть Архиерей? Судя по человечеству. Поелику не яко Бог, но яко человек предопределен от Бога во Архиерея, и яко истинный Архиерей исполнил дело Первосвященства, быв Ходатай Бога и человеков: «един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5), — и принесши Себя в жертву о гресех: «сие бо сотвори единою, Себе принес» (Евр.7:27), — примирил человеков с Богом, и освятил их: «единем бо приношением совершил есть во веки освещаемых» (Евр.10:14). Великий Он Архиерей есть, поколику не человек токмо есть, но и Сын Божий и Бог истинный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Весьма многие свидетели, и свидетели достовернейшие, отцы и учители Церкви, как греческие, так и латинские, о которых мы упомянули выше, говорят о празднике, совершенном Иисусом Христом накануне Своей смерти, как о Пасхе законной, которую Он праздновал в определенное законом время и предписанным образом. И как иначе объяснить столь ясные свидетельства трех евангелистов? Правда, Господь наш «очень желал есть эту пасху с Своими учениками» ( Лк. 22:15 ) потому, что хотел в эту вечерю установить святое таинство Евхаристии; но, говоря Своим ученикам так просто и с такою любовию о приготовлении пасхи для Него, Он, конечно, разумел того пасхального агнца, который естественно представлялся уму апостолов, о котором Он говорил им и в прежние годы, которого ели они каждый год и которого есть пришло время и в этот год. Чтобы слова евангелиста Иоанна согласить с повествованиями прочих евангелистов, надлежало бы, по общеизвестным строгим правилам герменевтики, изъяснять слова его одного словами прочих трех; но как у трех прочих евангелистов не выражено определенно, в какой именно день ели пасхального агнца иудеи, то, нимало не извращая ясного смысла их повествований и свидетельств почтенной древности, можно остановиться на изъяснении тех толкователей, которые утверждают, что Иисус Христос вкушал агнца пасхального со Своими учениками вечером в четверг, в 14-й день Нисана и, следовательно, в узаконенное время и предписанным в законе образом, – что первосвященники и фарисеи ели агнца в следующий день, то есть в пятницу, 15 числа, и что, вероятно, большая часть иудеев поступила точно так же. Мнение это поддерживали уже многие писатели. Но как 14-й день Нисана назначен был законом Божиим для отправления пасхального торжества, а 15-й день для первого торжества семидневного праздника, то естественно возникает вопрос: возможно ли, чтобы Иисус Христос вкушал агнца пасхального в четверг, тогда как архиереи и фарисеи ели бы его в пятницу? Некоторые из древних учителей Церкви уже отвечали на этот вопрос так: «Они (иудеи) ели ее на другой день и нарушили закон, чтобы только достигнуть своего желания – умертвить Его. Не Христос преступил время Пасхи, а они, на все дерзающие и поправшие многие законы; потому что весьма кипели гневом, и многократно покушались взять Его, но не могли. Теперь же, захватив Его неожиданно, они предпочли оставить пасху, чтобы только удовлетворить своему кровожадному желанию». Это побуждение отсрочить Пасху едва ли можно допустить во всей строгости. Архиереи и синедрион, которые весьма боялись народа, как мы видим это из многих мест Евангелия, не посмели бы действовать так решительно, тем более что только за несколько дней пред тем, когда Иуда предложил им продать своего Божественного Учителя, они переменили прежде принятое ими решение – не умерщвлять Иисуса в продолжение праздника ( Мф. 26:5, 14–15 ). Евангелисты также не прошли бы таким решительным молчанием распоряжение архиереев об отсрочке Пасхи для означенной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Царие язык господствуют ими и обладающии ими благодателе нарицаются; вы же не такö но болий в вас да будет яко мний и старей яко служай. Кто бо болий, возлежай ли или служай? не возлежай ли? Аз же посреде вас есмь яко служай. Вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих, и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем и сядете на престолех, судяще обоимнадесяте коленом Израилевым. Небесное блаженство, уготованное верным ученикам, Господь представляет под обычным образом вечери ( Мф. 22, 2 ; Лк. 13, 29; 14, 16 ), а небесную славу, соединенную с соучастием в суде Его над миром ( 1Кор. 6, 2 ), – под образом сидения на двенадцати престолах ( Мф. 19, 28 ), окружающих престол судии – сына Божия ( Ин. 5, 22 ). Установление Таинства Святого Причащения Мф. 26, 26–29 ; Мк. 14, 22–25 ; Лк. 22, 19, 20 ; 1Кор. 11, 23–25 Искупитель, заключая ветхий Завет, восхотел предначать новый не кровию прообразовательных жертв, теряющих значение в присутствии Первообраза, но своей кровию и своим телом ( Евр. 9, 12 ). Еще прежде, в капернаумской синагоге, Иисус Христос преподал слушателям, между которыми были и двенадцать апостолов, возвышенное учение о таинстве святого Причащения ( Ин. 6, 48–58 ). Теперь настала торжественная минута совершения сего таинства самим Богочеловеком. являя в себе Архиерея велика, прошедшаго небеса ( Евр. 4, 14 ), Первосвященника не по левитскому чину аарона, но по чину Мелхиседека (7, 11), по выражению церковной песни, он «священнодействовал сам себя», и, как истинная Пасха для верующих, за которых хотел умереть, сам себя приносил в жертву, предваряя событие. Когда вечеря продолжалась, Иисус Христос взял один из лежавших на столе хлебов (по-гречески артос, т. е. хлеб квасный, а не опресночный), благословил его, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, – еже за вы даемо; сие творите в Мое воспоминание; а по окончании вечери взял пятую благодарственную чашу с вином, растворенным водою, и со словами благодарения подал им, говоря: пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаема во оставление грехов, – сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, что значит, что Христос – священник по чину Мелхиседекову? Когда Бог клялся, что Иисус является священником по чину Мелхиседекову? Когда такая клятва произошла? Кто такой Мелхиседек? Мелхиседек в переводе с сирийского – это царь правды, царь мира Мелхиседек – царь Салима. Салим – это городок на горе, на той, которая в будущем будет именоваться Иерусалимом. По-сирийски «мелех» – это царь, «седек» – это праведник, то есть царь правды. Кстати, у богословов существует мнение, что это не имя, а что мелхиседеками назывались все цари Салима. Они все были царями правды. Мы этого не знаем, у нас нет достаточных сведений, которые помогли бы дать однозначный ответ на этот вопрос. Но суть, что он царь мира и царь правды – Мелхиседек. По иудейскому преданию, Мелхиседек – это Сим (Шем), сын Ноя. Говорится: «благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9: 26). Если брать летоисчисление в масоретском варианте, то Сим дожил до времен Авраама. Если брать по Септуагинте, то не дожил. Иудейское предание считает, что Мелхиседек дожил до времен Авраама. Тут, конечно, исторически очень трудно согласовать, когда же тогда был потоп. Хочется в соответствии с историей потоп отодвинуть дальше, в прошлое. Но тогда Сим уже не может быть современником. Но мы обсуждаем не столько исторический аспект, сколько некое сказание, в котором есть мысль: «Благословен Бог Симов». И это на фоне всеобщего тотального многобожия и идолопоклонства, которое в то время было! И если Мелхиседек дожил до времен Авраама, то слова «ты священник во век по чину Мелхиседека» иудеи относят к Аврааму. Авраам – священник по чину Мелхиседекову. И тогда клялся Господь, и так как Он не мог никем клясться, потому что клянутся высшим, то клялся Собою. Аврааму Бог клялся. И тогда мы получаем исторический момент, к которому можно отнести эти слова. Второй вариант, который тоже раскрывается в иудейских преданиях, выводится из строк: «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109: 1). Здесь речь идет уже не об Аврааме, а о Давиде. Кстати, по-русски мы говорим: «Сказал Господь Господу моему». И так же в славянском. А в оригинале: «Сказал Яхве Адонаю» – это не одно и то же. Все-таки Яхве – это имя Всевышнего Бога, а Адонай – это Господь. То есть это не одно и то же слово. То, что есть в тексте оригинала, утрачено во всех переводах. И вот тогда, видимо, этим Адонаем, господином, был Авраам или Давид.

http://pravoslavie.ru/144772.html

Праздник очищения совершался раз в году, причем и жертвоприношение совершалось не простыми священниками, но великим Архиереем – первосвященником. Это имело глубокое преобразовательное значение. Как Архиерей однажды в год входил для совершения очищения народа ( Лев.16:23–30 ), так и великий АрхиерейИисус Христос однажды претерпел спасительное страдание и искупил людей ценою своей крови от греха (Пет.1:17–9): Он же (Христос), говорит Апостол Павел, не с кровию козлов и тельцов, но с своею кровию однажды вошел в святилище, чтобы принести в жертву (самого себя) за грехи людей ( Евр.9:12 ). Несомненно, что религиозные впечатления этого праздника возбуждали в душе каждого израильтянина мысль о том, что Иегова – существо всесовершенное и духовное, отпускает грехи не за кровь козла или овцы, но что сила прощения и примирения лежит в чем-то неизмеримо высшем – в будущем Мессии. Говоря о значении упомянутых ветхозаветных жертв в день очищения, считаем не лишним сказать, между прочим, о том, как отправляют современные Евреи день очищения. Известно из выше сказанного, что евреи теперь не могут приносить жертвы, а они необходимы для дня очищения: евреи помнят, что жертвы спасали их отцов, и вот они, конечно раввины, придумали своего рода жертвы такие, о которых и не знали древние евреи и, упрекая Иисуса Христа за мнимое нарушение закона, сами действительно нарушают закон, вместо заповеданного, творя законом неповеленное. Какие, вы думаете, читатель, приносят теперь Евреи жертвы и что приносят? – Кур и петухов: для мужчины петуха, для женщины – курицу. Эти жалкие жертвы приносятся не в храме, а на дому и не священником, а простым жидом и как оригинально: глава семейства, выступив на середину со связанным петухом, а с ним и все другие домочадцы со своими жертвами 8 , вертят ими над головою, причем читают следующие слова: «сидящии во тьме и сени смертней, окованные нищетою и железом: изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза: беззаконий бо ради своих смиришися, и проч.» (Молитвенник Сидер).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010