Архив Пн Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии 29 апреля 2011 г. 17:40 29 апреля 2011 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Германа (Камалова)  во епископа Ейского, викария  Екатеринодарской и Кубанской епархии . При наречении архимандрит Герман обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы! Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред Вами, готовясь  принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия, и таково  осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу. А вокруг звучит Пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:9-11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе». Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей Святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».

http://patriarchia.ru/db/text/1465520.ht...

Все человеческие души, таким образом шествуя в духовном Ангельском мире, наконец по общем воскресении и по окончательном суде входят и в третию часть внутреннего Храма Божия, входят в нерукотворенную Скинию, входят во Святая Святых, куда совсем загражден был вход падшим человекам, а куда великий Архиерей, истинный Богочеловек Иисус Христос единожды чрез Крестную смерть взошедши, учинил заслугою Своею, бесценным жертвоприношением Своим, свободный вход и для всего человечества; входят во Святая Святых, пред престол Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа, Святейшего Агнца, для внутреннего поклонения Ему, для всегдашнего пения сей небесной песни в честь святому Имени Его: Благословение и слава и премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый! Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу! яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени 1169 ; входят во Святая Святых, для вечного соединения с Богом Отцем и возлюбленным Сыном Его Иисусом Христом и для наслаждения славою и блаженством Его. Тако души в вере и любви, свято и праведно в мире сем поживших человеков пребывают по смерти! Оне покоятся, с радостию и веселием от нижших к высшим простираются и постепенно прославляются, воспламеняяся более и более, Серафимским огнем очищаяся, просвещаяся и совершаяся! Тако после временной жизни шествуют истинно веровавшие души! Но не много таких, которые бы до общего воскресения переходили из Храма, из Святая, из Ангельского света во Святая Святых, пред престол Божий, в блаженной вечности водруженный, к Свету Триипостасного Божества, для соединения с небесным Женихом, Бого-человеком Иисусом Христом: много бо, Сам Христос уверяет, на духовный брак с Сыном Царевым званных, но мало избранных 1170 . Те человеческие души, кои входят во внутренный Храм Божий, в Святая, в духовный мир в Ангельское жилище, кои, беспрепятственно проникая во Святая Святых, покланяются Триединому Богу, служат на Кресте во времени закланному и на престоле в вечности седящему Агнцу, и кои с Богом Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, по внутреннему духовному соединению, едино суть; едино суть, яко причастившиеся Тела и Крови Его, и яко исполнившие святую волю Его; едино суть, по сему Господа нашего, Ходатая Бога и человеков, Иисуса Христа прошению: Отче святый, святи их во истину Твою! За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И сказал Господь: Прощаю по слову твоему. И в далеких веках будут говорить народы земли: Блажен ученик, по слову которого поступил Учитель его» с. 71, Агада, Берешит-Раба, 32]. О великом христоподобном ходатайстве Моисея говорил св. Василий Великий : «Ибо сказано: вероваша людие Богу и Моисею, угоднику Его. Итак Моисей поставлен вместе с Богом... ибо в законном служении предизображал тогда собою Ходатая Бога и человеков... Посему вера в Моисея возводится к Господу, Ходатаю Бога и человеков, сказавшему: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне ( Ин. 5:46 )» О Св. Духе к св. Амфилохию, гл. 14]. Христос – Ходатай за всех людей, но особенно молился на кресте Отцу Небесному о Своих распинателях. Христос – Мессия Израилев, но умилостивил Бога и о всех язычниках. Моисей ходатайствовал о поклонившемся золотому тельцу народе, но еще и особенно об отлившем этого тельца брате своем Аароне, будущем первосвященнике. Св. Кирилл Иерусалимский : «И не народ один согрешил, но и Архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог ( Втор. 9:20 ). И Моисей, молясь за согрешившаго Архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить ко спасению?» Слова огласительные, 2, п. 10]. А всего сорокадневных пощений было у Моисея три. Прп. Ефрем Сирин : «Восходящу мне на гору, пребых в горе четыредесять дней и четыредесять нощей: хлеба не ядох и воды не пих. Моисей постился три четыредесятницы; в первый раз, когда приял закон; во вторый, когда молился за народ; в третий, когда молился за Аарона. Ибо в еврейском тексте слово: молился равнозначительно слову: постился» Толк, на кн. Второзаконие, гл. 9, ст. 9]. Здесь прп. Ефрем опирается на слова Писания: И (вторично) повергшись пред Ягве, молился я, как прежде, когда впервые получил скрижали Завета, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Ягве (Бога вашего) и раздражив Его. Ибо я страшился гнева и ярости, которыми Ягве прогневался на вас (и хотел) погубить вас. И послушал меня Ягве и на сей раз. И на Аарона весьма прогневался Ягве и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время ( Втор. 9:18–20 ). Воистину, правы святые отцы, когда говорят, что если бы хотя один грешник остался на земле не искупленным, то и ради него одного Господь вновь пришел бы в мир и повторил всё ради искупления и спасения его одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По всей видимости, эта иудеохристианская община подверглась гонению со стороны окружающего общества, в результате чего некоторые ее члены поколебались в своей вере во Христа. Гонение воздвигли их прежние единоверцы, которые не могли простить им измены отеческой вере с ее величественным храмовым богослужением и прочими обрядами. Нам неизвестны масштабы этого гонения и дальнейшая судьба адресатов Послания евреям. Автор послания убеждает их пребывать твердыми в вере и в качестве примера послушания предлагает «начальника веры» Господа Иисуса Христа, Который «как Сам претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2:18 ). В Послании евреям выделяются две основные темы: превосходство христианства над иудаизмом и увещание христианам, адресатам послания, черпать силы в страданиях Самого Христа. Две эти темы проходят через все послание, переплетаясь между собою следующим образом: I. Откровение Бога «в Сыне» выше ветхозаветного откровения ( Евр. 1:1–4, 13 ). На основании многочисленных цитат из Ветхого Завета доказывается, что Сын Божий выше ангелов (1, 1–14), выше Моисея (3, 1–6) и что христиан ожидает гораздо более строгое наказание, если они отвергнут дарованное им спасение (2, 1–4). В трудных обстоятельствах христиане могут прибегать к «Вождю своего спасения», Который Сам, будучи испытан искушениями, может помочь им (2, 5–18). Теперь, когда адресаты послания сделались «причастниками Христу», они должны быть крайне внимательны, чтобы не поддаться обольщению греха и не «искушать» Бога, как поступил израильский народ в пустыне, за что и был сурово наказан. Христиане должны «начатую ими жизнь твердо сохранить до конца», чтобы войти в «покой» (3, 8–4,  13). II. Господь Иисус Христос есть истинный великий архиерей ( Евр. 4:14–10, 18 ). Христос выше ветхозаветных первосвященников, и то небесное святилище, в котором Он пребывает, выше земного иудейского храма. «Единократная» Жертва Спасителя на Кресте безусловно выше иудейских жертвоприношений, которые постоянно совершаются в Иерусалимском храме. Истинный Первосвященник Нового Завета может помочь нам в трудные моменты жизни: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Господь хочет, чтобы мы с вами были такими же добрыми и милосердными, такими надежными соседями, которым был святой Николай. Он понимал, что деньги - это не только повод для тщеславия, не только повод для гордости, и использование их для собственного удовольствия. Все мы, христиане, должны хорошо понимать, что деньги Господь дает нам только для того, чтобы мы имели удобный способ послужить ими своим ближним, окружающим нас. Святой Николай показал нам пример этого. Когда мы говорили, что это невозможно - любить кого-то так же, как самого себя, или более: жить так, чтобы все то, что я имею самого ценного, я мог отдать. Господь нам сегодня показывает, что это возможно на примере этого человека, который выполнил заповедь любви Божией до конца. И мы знаем, что Божий Промысел вел его на протяжении всей его жизни. Любя Церковь и Бога, он не представлял своей жизни какой-то иной, вне служения. И когда он пожелал быть священником (сначала был диаконом), то служил в родном городе Патара (ныне это территория Анталии - города в Турции). Что интересно, об этом месте, где он родился, сейчас люди знают из двух источников: одни едут туда отдыхать, а другие знают, что это великая святыня для всех православных. В жизни мы очень часто так раздваиваемся. Мы должны спрашивать себя каждый день: «Чем для нас является та или иная святыня? Чем для нас является тот город, где родился этот великий святой - возможность получить дополнительные искушения (потому что мы знаем, что часто делают люди, которые ездят на море), или это возможность стать великим подвижником при тех же самых условиях?» Потому что у всех людей одинаковые условия и чтобы спастись и чтобы погибнуть. И от того, что мы себе выберем, будет зависеть наше будущее. Святой Николай стал на путь великого святителя, уже начиная с семилетнего возраста. Чудесным образом он призван был на служение. Случилось так, что в городе том скончался архиерей (архиепископ). И люди не знали, кого выбрать, поскольку достойных было очень мало. И один старец ночью молился, чтобы Господь Бог помог им выйти из этого сложного положения. Тогда ему явился Господь наш Иисус Христос и сказал, что тот человек, который утром первым войдет в храм Божий, и должен быть рукоположен во епископы. И так случилось, что первым пришел святитель (тогда еще священник) Николай, потому что он имел обыкновение начинать свой день с молитвы в храме. И когда его взяли под руки, приветствуя его и говоря, что сегодня его избрал Господь, он начал отказываться от этого служения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

Как в действительности частая божба приносила только вред обществу и государству, – в доказательство этого св. Василий Великий приводит пример из своего времени, когда сборщики податей заставляли поселян, просивших об отсрочке, клясться, «Нет пользы от клятв и для самих взысканий; а в душе своей клянущиеся дают место всему признанному злу. Как скоро люди научаются нарушать клятву, они не спешат уже платить должное, но думают, что клятва изобретена у них в орудие обмана и в предлог к отсрочке платежа» 314 . § 75. Учение Писания о клятве Ввиду такой опасности клятвы, уместен вопрос: дозволена ли клятва в священном Писании? Относительно Ветхого Завета ответ должен быть утвердительный. Там клятва предписана: «Господа Бога твоего да убоишися... и именем Его кленешися» ( Втор.6:13 ). Но и ветхозаветные Евреи понимали, какое это страшное дело клясться именем Божиим, а потому с чисто еврейской изобретательностью в клятве обходили имя Божие: клялись небом, землею, Иерусалимом, своею главою 315 . Иисус Христос в нагорной беседе высказывает высшее новозаветное учение о клятве, причем отвергает и еврейские обходные формулы клятвы: «Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:33–37 ). Сам Спаситель, по евангельскому повествованию, ни разу не употребил клятвы. Если же Он нарушил Свое молчание, подвигнутый к тому заклятием ветхозаветного архиерея, то это ни мало не похоже на разрешение клятвы 316 . Из апостолов более обстоятельные указания на клятву находим у ап. Павла и ап. Иакова. В послании к Евреям ап. Павел пишет: «Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественное показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16,17 ). Клятва человеческая здесь рассматривается не с нравственной ее стороны, но со стороны возможной от неё пользы – прекращения спора. Из слов апостола видно, что находящаяся в книгах ветхозаветных клятва Божия не может служить образцом для клятвы человеческой, так как невозможно Богу солгать ( Евр.6:18 ) и, клянясь, Он ссылается не на высшее, как люди, но на самого Себя, на Свою предвечную истинность. Здесь только форма клятвы для уверения ветхозаветных в непреложности воли Божией. Вообще в данном тексте ап. Павла не дается какого-нибудь разрешения употреблять клятву, а указывается только на факт существования клятвы (люди высшим клянутся) и на полезность клятвы, зависящую от несовершенства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Но мы имеем свидетельства по всему Священному Писанию о том, что Христос Бог — Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от Девы Марии во дни Иудейского царя Ирода; что Он был распят, воскрес, вознесся на Небо и вновь придет судить живых и мертвых. Так мы веруем и так мы думаем — и проклинаем всякую ересь, в особенности же ересь Алексея протопопа и соучастников его беззакония: попа Дениса, Федора Курицына и всех, то же думавших и думающих, богохульствующих на Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, и называющих Его простым человеком, а не Богом по естеству, ожидающих губителя-антихриста, вместе с которым они сгорят в неугасающем пламени. Мы же доподлинно знаем, что не только святые апостолы, но и пророки, праведники, цари и патриархи многократно и во многих образах предсказали Рождество Христа — и время, и место его. Не только Рождество, но и Распятие Его, и Воскресение, и Вознесение на Небо, и второе Пришествие, когда Он в славе придет судить живых и мертвых, — все это они предсказали в мельчайших деталях.    Здесь мы прежде всего напишем о Его Божественном Рождестве от Девы Марии, после — о Распятии, о Воскресении, о Вознесении на Небо и о Его втором Пришествии. О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа    Великий среди патриархов Иаков говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит царство, и Он — надежда народов» (См. Быт. 49:10). Он справедливо сказал «народов», а не «иудеев». От пророчества Иакова до Христова Рождества прошло 1808 лет. Сначала иудеи жили в Египте, после исхода из Египта до Саула у них начальствовали судьи, после, до вавилонского пленения, ими управляли цари, потом, до Христова Рождества, ими правили архиереи. Поэтому сказано: «Когда Иисус родился... во дни царя Ирода Иудейского» (Ср.: Мф. 2:1). Уже исчезли из народа жидовского, собственно из колена Иуды, цари и властелины, и царствовал Ирод, который не был жидом (Ирод Великий — идумеянин. Идумея была захвачена Израилем в царствование Иоханана Гиркана (135—104 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он говорит, что вы священство святое. Не мы одни, архиереи и священники, священство святое, – вас всех, христиан, называет св. Пётр священством святым, вас всех призывает к тому, чтобы вы, подобно нам, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Не только мы, но все вы должны быть строителями. И вот что говорит св. Павел об этом строительстве: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:12–13 ). Были великие люди, которые строили здание христианской жизни своей из драгоценных камней. Так строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святитель наш Питирим Тамбовский, святитель Тихон Воронежский, память которого ныне совершаем. Были меньшие угодники Божии, такие, которые строили из золота и серебра. И когда придёт великий день, страшный день Христов, когда все предстанут перед Господом Иисусом Христом, как перед Судией, тогда огнём будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже железа, не сгорят, устоят; золото и серебро ещё более будут блистать, обожжённые огнём. Но есть много, много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном ап. Павлом, на основании, которое есть Господь Иисус Христос, но строят негодные здания, жалкие лачуги – деревянные, соломенные, даже иногда на кучу сена только похожие. Ибо творят мало угодных Богу дел, но много грешат. Не много они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть и такие строители, здания которых подобны паутине. Эту паутину всю жизнь ткут некоторые люди и ждут, чтобы в сеть эту запутались братья и сёстры их. О таких нечего и говорить – они совсем забыли об основании, положенном ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Он сказал: «Учитель благий! что мне с делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Что Господь Иисус Христос, действительно, Учитель Благий, это мы с вами знаем, но в устах юноши это скорее была похвала личного характера, поэтому Господь сразу его останавливает: «что ты называешь Меня Благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10:18). Господь путь ему указал — на заповедь Божию в законе. Юноша сказал: «все это я сохранил от юности моей» (Мк.10:20). Господь тогда ему говорит: «если хочешь совершен быть , — если ищешь духовного совершенства, — тогда отдай твое имение нищим и иди вслед за Мною» (Мк. 10:21; Мф. 19:21). Все переменилось сразу в душе и мыслях этого богатого, но несчастного юноши. Великий русский святитель митрополит Филарет Московский говорил об этом юноше: «Какой это несчастный человек: только что подошел к Учителю жизни, дающему жизнь вечную, и отходит от Него!» А все это произошло потому, что сам юноша, стараясь исполнять заповеди, не знал того, что глубже всего этого у него было чувство любви к богатству. И когда мудрый совет Учителя Благого указал ему на это, то он почувствовал, что не в силах порвать с этим идолом души своей и ушел от Него, скорбя.    Господь тогда и сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие. Не сказал: невозможно, но «трудно» (Мк.10:23), ибо у человека, который имеет богатство, лежит возможность удовлетворять всякие свои желания и поэтому ему очень трудно бывает вдруг себя обуздать. Обыкновенно, страдавшего от этого греха, от многого удерживает уже самый факт, что он не имеет возможности удовлетворять многие свои желания. А богатый может, поэтому и трудно ему от всего этого отказаться. Премудрый говорил в древности: «богатство аще течет, не прилагай сердца» (Пс.61:11)! А вот этот юноша приложил сердце к богатству и оказалось, что не смог от него отказаться.    Возлюбленные братия, вы видите сегодня необычный собор иерархов, священнослужителей. Особо торжественная служба сегодня потому, что начинается сейчас очередной Архиерейский Собор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что оно есть тот живой краеугольный камень, на котором Иисус Христос основал святую церковь Свою, и что оно есть тот живой камень, которым эта великая церковь Божия строится и возводится к своему исполнению и совершению, и о котором св. апостол Петр говорит этими словами: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Какие эти духовные жертвы, если не те же, которые приносит и св. Павел умоляет нас, говоря: «Милосердием Божиим умоляю вас, принесите тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу, чего требует разумное служение ваше?». 319 Эти духовные жертвы приносят истинные ученики Христовы, распиная плоть свою со страстями и похотями. Эти духовные жертвы, так же суть плоды Святого Духа в христианской душе, которые она приносит Богу Иисусом Христом – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все это не иначе рождается, прозябает и созревает в душе, как по мере тления внешнего человека, и всякая жертва осоляется солью крестной. Эти духовные жертвы приносил св. Павел, претерпевая в благовестии Христовом столь многие и различные скорби, труды, изнурения, муки. Эти духовные всесожжения совершили Божественные апостолы и мученики, когда запечатлели веру и любовь свою к Спасителю своей кровью. Впрочем, св. Петр замечает, что духовные жертвы токмо тогда могут быть совершаемы и бывают благоприятны Богу, когда истинные последователи Иисусовы приносят их Иисусом Христом. Это значить, что сей великий Архиерей, обитающий в них, Сам совершает эти духовные жертвы, подкрепляя их в немощи Духом Святым. Движимые Духом Святым и распаляемые любовью к Богу и человекам рабы Христовы находят со св. Павлом удовольствие в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа. Будучи Духом Святым влеком, учитель язычников Павел, восходит в Иерусалим, несмотря на узы и бедствия, которые там ожидают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010