Я не надеюсь дожить до времени церковного соединения, но будем просить Бога, чтобы и к нам можно было отнести, хотя в несколько измененном смысле, слова Апостола Павла: «все сии умерли в вере, не получивши обетования, а только издали видели оныя, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр. 11, 13; 12, 1–2 ). Старые люди только одною ногою стоят на земле, а другою в будущем веке и бывают озабочены не столько тем, что делается здесь сегодня и вчера, но более тем, что будет во времена грядущия и там и здесь. Ваш преемник, как слышно, Ваш единомышленник: это великая милость Божия для Вас и для Церкви. Ваше Высокопреосвященство, как великий Моисей, довели свой народ до земли Обетованной, а он пусть введет его в нее, как Иисус Навин. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат Митрополит Антоний. Ноябрь 1928 г. Письмо 59. К Н. М. Котляревскому Глубокоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Взаимно приветствую Вас и Супругу Вашу. Сердечно сочувствую Вашему большому желанию устроить особую церковь в Брюсселе, но не знаю, чем могу помочь я – совсем нищий и обнищавшая вконец здешняя эмиграция, перед которой я испытываю всегда неудачу в попытках просить пожертвовать на храм и т. п. Однако, если начинается дело с надеждой на Бога, то упование не посрамит. После Генерала нашего пережили смерть многих шефов в лице Вел. Кн. Николая Николаевича. Теперь не знаю, что будут предпринимать наши русские. Преданный сердечно М. Антоний. 27 дек. 1928 г. Письмо 60. Иеросхимонаху Феодосию Достолюбезный и любимый Батюшка Отец Феодосий! Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 95 . Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 2, 17 ). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да святится еще» ( Апок. 22, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пилат предлагает им отпустить, для праздника, или Варавву, или Иисуса; но буйный народ, наущаемый архиереями, требует отпустить Варавву, и тем Иисус Христос променивается на ужасного разбойника. Ученики, которых Он до конца возлюбил, при первой опасности оставляют Его и разбегаются; и тот из них, который за несколько часов торжественно обещался идти с Ним и в темницу, и на смерть, при первом спросе трекратно отрекается от Него. И Иисус Христос, оставленный всеми знаемыми и осужденный от всех сильных земли, предается на распятие, в волю буйных воинов, которые, прежде нежели исполнили приговор над Ним, били Его, мучили, терзали, плевали, насмехались и ругались над Ним самым язвительным образом, как над подлейшим из человеков; и даже, пригвоздивши ко кресту, никто из мимоходящих не изъявил никакого сожаления Ему, но, напротив, и здесь даже, здесь на кресте, насмехались над Ним самым бесчеловечным образом. И наконец Иисус Христос, невиннейший из всех людей, распятый посреди злодеев, как величайший злодей, умирает на кресте, претерпев все то, что только злоба и буйство человеческое могли изобрести мучительнейшего. Но все, что мы сказали здесь о страданиях Иисуса Христа, есть только тень тех внутренних страданий, которые Он претерпел в прошедшую ночь в Гефсиманском саду. Здесь Он молился до кроваваго поту; здесь Он испил чашу, наполненную всякими беззакониями и гнусностями всего рода человеческого, от Адама и до скончания веков, беззакониями всех людей вместе и каждого порознь из нас; здесь Он был оставлен Отцом Своим и предан всему Правосудию Божию, как ужаснейший грешник, как ходатай, принявший на себя все грехи всех человеков; здесь Он боролся Сам с Собою, как Бог и как ходатай человеков: с одной стороны, любовь к Богу и истине требовала истребить неблагодарный род человеческий, как недостойный Его Святости и Милосердия, а с другой стороны, любовь к человекам требовала в одно время и вдруг перенести все наказания, долженствовавшие тяготеть на человеках во всю вечность. Словом – Гефсиманские страдания Иисуса Христа столь были тяжки, что и Он возопил: «Прискорбна душа Моя до смерти!..» Христиане, ученики Иисуса Христа! Вот какова была земная жизнь нашего Учителя! Вот горести и страдания, которые встретил Иисус Христос на пути в славу Царствия! О, по истине, страшен и ужасен путь Иисуса Христа! И кто из смертных, и даже кто из бестелесных в состоянии перенести всю безмерную тяжесть такого пути, когда одно слабое изображение оного устрашает нас?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Христианин! Не страшись скорбей, жива глава твоя, – жив и ты; где Он – там и ты будешь. Иисус Христос своей смертью уничтожил всякое средостение, разделявшее человека от неба. Он великий Архиерей, прошедший небеса, спасти до конца может приходящих через него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них. Такова имамы Первосвященника, иже седе одесную престола величества на небесех, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр. 7:25, 8:1, 9:12 ). Да держим исповедание упования неуклонно, верен бо есть обещавый ( Евр. 10:25 ). Будем чаще возвышать наши взоры к величию нашей главы и мирны пребудем среди ужасов, спокойны среди страха и утешены среди страданий. Сей верховный первосвященник милостив. Он знает все твои борения, все твои слабости также, как и искушения, ибо Он испытал их прежде тебя. Он непрестанно ходатайствует за тебя перед Отцом небесным. Еще более, – Его жизнь – твоя жизнь, как жизнь главы есть жизнь членов. Его не победила смерть, и тебя не победит. Внимай сему отрадному гласу: Аз живу, и вы живы будете ( Ин. 14:19 ). Куда теперь должны быть устремлены взоры и мысли наши, как не на небо, где Христос, жизнь и упование жизни вашей? Кто из искупленных им отвратит взоры свои от неба к плотским похотям? Кто не постыдится так унижать себя? От чего же мы так редко бываем в общении с небом? Но в этом общении наше освящение и утешение. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол. 3:1 ). О чем же мы думаем? Желаем ли мы быть причастниками славы Господа нашего в царстве славы? Если же желаем, то почему наша жизнь так мало согласна с Его заповедями? Для чего так мало Иисус обладает нашим сердцем? Ужели мы забыли: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Матф. 6:21 ). Наше сокровище на небе, следовательно, и мы должны быть на небе; души истинно любящие Господа Иисуса ничего так не желают, как поскорее разрешиться от здешней жизни, чтобы вступить в обладание сокровищем, уготованным им. Кто нас осудит, когда сам Бог венчает, когда Христос за нас заклан, а по заклании за нас ходатайствует? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас. Он ходатайствует о нас единственно для того, чтобы показать любовь свою к нам, «Ибо, говорит Св. Златоуст , когда Он есть жизнь, источник всех благ, единосущен Отцу, воскрешает мертвых и живых и все прочее делает: нужно ли Ему ходатайствовать для оказания нам помощи? Кто лишенных и осужденных освободил от осуждения собственной властью, соделал праведными и сынами, кто возводит их на высочайшую степень чести, приводит в исполнение то, чего и ожидать было невозможно; тому, по совершении всего этого, по возведении естества нашего на царский престол, нужно ли было ходатайствовать о том, что легче? Примечаешь ли, как все служит доказательством, что словом: ходатайствует Апостол старался выразить не иное что, как горячность и силу любви Христовой к нам» (на Рим. 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Во-первых, ветхозаветные первосвященники все были равны между собой, первенствуя только над помогавшими им в отправлении жреческих обязанностей священниками; Христос же есть единственный и превознесенный над всеми другими архиереями, великий Архиерей. Во-вторых, Он есть архиерей прошедший небеса, т. е. самого Себя представивший как жертву за людей к самому престолу Отца Небесного и навсегда воссевший одесную с Ним; тогда как прочие первосвященники имели лишь одно преимущество – входить во святая-святых с жертвенной кровью за завесу святилища земного, и то однажды в год. В-третьих, Иисус, великий архиерей, прошедший небеса, есть Сын Божий, единосущный и совечный Богу Отцу, между тем как прочие архиереи были смертные люди, рождаемые таковыми же людьми и им наследующие. В-четвертых, сей великий архиерей, прошедший небеса – Иисус, Сын Божий, несмотря на такое недосягаемое величие, есть Архиерей, могущий спострадать немощи нашим, искушенный во всем, подобно нам, кроме греха, и однако же добровольно взявший на себя предстоявшее нам наказание за грех . Посему Апостол и присовокупляет: да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, на котором т. е. восседает столь сострадательный к нам первосвященник. б) Обычные черты, характеризующие служение первосвященников людских, и присутствие их во Христе, как действительном первосвященник. Каковы черты всякого первосвященника, из человеков избираемого ( Евр. 5:1–4 )? Во-первых, он для человеков же поставляется на служение Богу, и главное дело сего служение – приносить дары и жертвы за грехи людей. Во-вторых, он, как обложенный немощью человеческой, естественно должен быть склонен снисходить невежествующим и заблуждающим людям, и потому не только за народ, но и за себя должен приносить жертвы о грехах. В-третьих, честь первосвященническую он должен восприять не сам от себя, но непременно от Бога, как званный Им, подобно Аарону. Как доказывает Апостол присутствие всех этих черт во Христе ( Евр. 5:5, 6 )? Он начинает с последней. Призвание Христа к первосвященству он доказывает пророческими словами псалмопевца, которые суть как бы исшедшие к Нему воззвания от Отца Небесного: «Сын мой еси ты, аз днесь родих тя». И еще: «Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову» ( Ис. 2:7; 109:4 ). Вторую же черту первосвященства Иисусова, т. е. сострадательность его к людям и Его посредничество между людьми и Богом, св. Ап. указует в том, что Христос совершил и что испытал сам во днех плоти своея, будучи обложен немощью людской. Что же это именно? Вот слова Апостола: иже (т. е. Христос) во днех плоти своея, моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес… ( Евр. 5:7 ). Очевидно, что св. Ап. Павел указует здесь на те слезные вопли о помощи, которые проливал Господь Иисус Христос пред Отцем Своим в саду Гефсиманском, прося, аще возможно, пронести мимо Него чашу страданий. Сии вопли свидетельствовали о причастности Христа-первосвященника немощам человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Видите ли, какие страсти осуждали Иисуса? Злоба и зависть. Возможно ль было искрам гееннского огня не возгореться и не произвести пожара? Чёрным облакам не сплотиться и не образовать грозной тучи? Буйным страстям не совокупиться и не произвести мятежа? Но пока час воли Божией не наступил, злоба и зависть только шипели, но не уязвляли. Наконец наступил тот час, в который Сын Человеческий должен прославиться и прославить Отца Своего, час страданий и крестной смерти. И вот суд мира возгорелся, страсти человеческие воспламенились и взяли верх над истиною и правдою! Первосвященники и старейшины подкупают ученика, чтобы предал им своего Учителя, и приемлют лжесвидетелей, которые могли бы обличить Иисуса. Иуда предал Учителя, лжесвидетели приисканы; Иисус взят и представлен пред суд беззаконных судей. Иисус в судилище Каиафы. Здесь первосвященники и старейшины выслушивают клеветы на Иисуса и произносят суд, не дождавшись, или не получив ответа, вменяют в преступление слова, которых смысла не понимают, радуясь всякому лжесвидетельству, как поводу к осуждению невинного, определённому заранее. Здесь допрашивают Его о учении и учениках; и хотя Он говорил, что учил не тайно, но всенародно, свидетельствуясь слушателями; но судии считают ответ Его за дерзость и за несоблюдение почтения, должного архиереови. Здесь сам первосвященник Каиафа заклинает Его живым Богом, сказать, Христос ли он Сын Божий? Да, ты рек, ответствовал Иисус. И что же последовало в следствие всех этих допросов? Ответ, как прежде безответность, вменен в вину; Иисуса признали Богохульником и присудили к смерти. Иисус в судилище Пилата. И здесь те же Первосвященники и старейшины; и здесь те же обличения и клеветы. Пилат мог легко понять, что обличители ищут смерти Иисусовой по зависти и злобе; но не имел столько твёрдости и решительности, чтобы вдруг уничтожить все замыслы злодеев и оправдать невинного. Он посылает Иисуса, как Галилеянина, к царю Галилейскому Ироду, который в то время находился в Иерусалиме. Иисус в судилище Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Гл. XIV. В субботу исцеляет человека одержимого водяною болезнию; беседует о первых местах на пиршествах и о том, кого должно звать на оные; предлагает притчу о великой вечери и о тех, которые отказались от нея; желающему следовать за Собою предписывает, – оставить всех своих домашних и нести крест; предлагает притчу о созидающем башню; – также о царе, который приготовляется к войне. За тем Он говорит: Добро есть соль: аще же соль обуяет, чим осолится? Ни в землю, ни в гной потребна есть: вон изсыплют ю (ст. 34. 35). Гл. XV. Фарисеи ропщут на Иисуса, что Он принимает мытарей и грешников: Иисус предлагает им притчи: о пропавшей овце, о драхме, о блудном сыне. Гл. XVI. Притча о несправедливом домоправителе. Иисус обличает сребролюбие, гордость и лицемерие Фарисеев; внушает, что должно исполниться всему написанному в законе; упоминает об отпустившем свою жену; предлагает притчу о богатом сластолюбце и нищем Лазаре. Гл. XVII. Учит избегать таких поступков, которыми другие могут соблазниться; взаимно прощать обиды; предлагает притчу о рабе. История исцеления десяти прокаженных. Иисус говорит о пришествии царства Божия и Сына человеческого. Гл. XVIII. Заповедует молиться всегда притчею о бедной вдовице и неправедном судии. Потом присовокупляет: Обаче Сын человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли? (8). Притча о мытаре и Фарисее. Приведение к Иисусу детей. Ботатый с вопросом: что ему делать, чтоб живот вечный наследовать? Награда тому, кто всецело хочет жить для Христа. Он предсказывает своим ученикам о своих страданиях и смерти: но те не понимают; исцеляет слепого близ Иерихона. Гл. XIX. О Закхее мытаре. Десять талантов. Торжественное восхождение Спасителя во Иерусалим; плачь о нем; изгнание из храма продавцев и покупателей; ежедневное поучение во храме. Архиереи хотят убить Иисуса, но боятся народа. Гл. XX. Иудеи спрашивают Иисуса: рцы нам: коею областию сия твориши? или кто есть давый тебе власть сию? Иисус утверждает свое достоинство вопросом об Иоанновом крещении. Притча о винограднике и злых делателях. И. Христос говорит о подати Кесарю; о женщине, которая была в замужстве за 7-ю братьями, – против Саддукеев, отрицавших воскресение; спрашивает о Себе: Како глаголют Христа сына Давидова быти? Предостерегает учеников от книжников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Христос – Агнец. И Он же – Архиерей Великий. А я – эконом, домостроитель Таин Божиих. Я беру хлеб и совершаю те действия, произношу те слова, которые произносил Иисус. Потому что Он вознесся на небо и теперь хлеб не берет, слов не произносит, как это было в Сионской горнице, когда Он сам лично совершал Тайную вечерю и раздавал дары Своим ученикам. Там – да. Там Он все это сделал Сам, а сейчас Он этого больше делать не будет. Теперь Он нас с вами оставил, чтобы мы были Его домостроителями, чтобы мы хлеб и выпекли, и преломили, и слова все необходимые сказали: «Сие есть Тело Мое». Это кто сказал? Христос. Но и мы говорим эти слова. В этом и заключается наше домостроительство Таин Божиих. Не рукоположенный человек их произнести не может. Митр. Тихон: Да, мы же не говорим: «Я, иерей Божий (имя, фамилия), совершаю жертву Христову». Нет, конечно. Господь совершает жертву. Он «Приемляй и Раздаваемый», а я совершаю тайнодейство здесь, на земле, как священник, но не больше. Очень хороший вопрос, очень хорошо, что такие вопросы задаются. Иисусова молитва как реализация христоцентричности – Как соотносится с христоцентричностью нашей веры практика Иисусовой молитвы? Как лучше совершать ее священнику? И как вы относитесь к практике непрестанного творения Иисусовой молитвы во время совершения литургии? Есть разные мнения по этому поводу. Иисусова молитва – это один из прекрасных образов абсолютной христоцентричности Иисусова молитва – это один из прекрасных образов абсолютной христоцентричности. В этой молитве, в отличии от многих других, остается Он Один. Причем ее же еще можно сокращать и до пяти слов, и до трех, и в конечном счете до одного. Игнатий Богоносец говорил, что имя Господне написано у него в сердце. Существуют разные мнения. Во всяком случае, вот у него на сердце было запечатлено имя Иисуса, и он носил его в себе. Это высшее состояние. И сама практика совершения Иисусовой молитвы – это реализация христоцентричности в молитве. Батюшкам, конечно, очень хорошо ее совершать, а формы ее совершения могут быть различными. То, что касается ее совершения во время литургии, – вы сами ответили: есть разные мнения. Один во время литургии может совершать Иисусову молитву, не внемля тому, что происходит. Мне кажется, что это не то. Но осуждать я не имею права. Однако все-таки в литургии надо участвовать.

http://pravoslavie.ru/144772.html

Два архиерея были судьями Иисусу: Анна и Каиафа. Когда Иисус говорит и ответствует, это оказывается неугодным Анне, и тот велит Его заушать. Когда Иисус молчит, ничего не говорит, это оказывается неугодным Каиафе, который Его заклинает и принуждает говорить: «Заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ). Что же должно было делать Христу с такими архиереями? Если говорит, осуждают как виновного, а молчит – Его принимают за безумца. Но, безбожный архиерей, зачем делать заклинания, зачем собирать лжесвидетелей, зачем добиваться от Иисуса, чтобы Он Сам свидетельствовал о Себе, когда здесь же, на дворе архиерейском, есть один из Его учеников – стоит только призвать его, и он скажет истину. Где ты, Петр? Приди и засвидетельствуй, Кто таков Иисус! – «Не знаю Человека» ( Мф.26:74 ). – Разве ты, Петр, не знаешь этого Божественного Учителя, когда ты у Него уже три года был апостолом и учеником, которого Он из рыболовов сделал ловцом душ человеческих, которому Он поручил ключи от Царствия Небесного? Ты не знаешь Того, Кто вчера твои ноги омыл и причастил тебя Своих Божественных тела и крови? – «Не знаю Человека». – Не тот ли Он самый, Которого ты исповедал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 )? Не тот ли Он, Которого ты уверял, что лучше примешь смерть, чем отречешься от Него? «Душу мою за Тя положу» ( Ин.13:37 ). – «Не знаю Человека». – Петр, искренний друг, когда видел славу Христа, преобразившегося на Фаворе, готов был с Ним вечно пребывать – «добро есть нам зде быти» ( Мф.17:4 ), но во время страданий Его, он не признает Его, троекратно отрекается от Него. О, непостоянство дружбы человеческой, нарушение обещаний, неверность человеческих сердец! О страдание, болезнь, горе для души Иисусовой! Он поистине мог сказать: «Прискорбна есть душа Моя до смерти». О Петр, ты клянешься, что не знаешь Иисуса, и утверждаешь настойчиво: «Не знаю Человека»; но Пилат обличает тебя, показывая Его всему народу, говорит: «Се, Человек» ( Ин.19:5 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Скачать epub pdf Опыт служения дает нам возможность почувствовать, что, прежде всего, человек – существо литургическое. Он был создан, чтобы служить. Дарить себя и весь мир Богу с благодарностью, славословием и любовью. И в этом непрестанном дарении-жертве-служении соединяться с Богом, освящаться и жить. Разумность, независимость и другие царские качества были даны человеку не случайно. Они дают ему возможность находиться в литургических взаимоотношениях с Троичным Богом. В этом литургическом приношении человек действует “по образу Божьему” и постепенно возвышается к “подобию”. Жизнь человека в Раю – это Божественная литургия. Человек служит Святой Троице вместе с ангелами. Впав в себялюбие, человек утратил способность с благодарностью дарить себя и мир Богу и принимать участие в Райской литургии. Добровольно отлучившись от Райской литургии, человек оказался и на земле без литургии. Как “образ Божий” он перестал существовать. Но какие-то остатки и искры этой способности к литургии, имевшей место до грехопадения, остались в нем. Они подвигли его приносить жертвы и воздавать почести Богу. И даже в самом лучшем случае это служение было не полноценным, а лишь некой тенью настоящего служения. Оно не вело человека к совершенному общению и единению с Богом. Не дарило ему Духа Святого. Не избавляло от смерти. Но, тем не менее, взращивало в нем стремление к истинной Божественной литургии. Именно эти стремление и мечта давали надежду человеку, пребывающему во тьме и находящемуся в тени смерти. Любовь Небесного Отца не могла оставить человека без литургии, устроив воплощение Слова. Иисус Христос , Великий Архиерей, положил начало новозаветному сослужению. Новозаветную литургию мог начать лишь Иисус Христос , ибо только Он обладал способностью всецело отдать Себя и весь мир Троичному Богу. Жрецы существовали и во времена Ветхого Завета. Но не было жертв. Иисус Христос же олицетворяет собой совершенную жертву и совершенного жреца. Непорочного Агнца Божия, берущего на себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Иисус Христос, собрав учеников своих в Сионскую горницу, принял пред ними в пречистые свои руки хлеб, возвел очи свои горе, воздал хвалу, благословил и благодарил небесного Отца, потом раздробив хлеб на части, подал ученикам, говоря так: приимите ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, которое, приняв от рук Его, ученики разделили по себе и съели. Потом, приняв чашу с вином, растворив оную водою и возблагодарив Бога Отца, сказал ученикам: пийте от нея ecu, вси есть кровь Моя новою завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов и, по свидетельству Евангелиста Марка, пиша от нея ecu ( Мк.12:23 ). Таким образом, приобщив учеников тела и крови Своей, в тоже время завещал им, чтобы они в воспоминание Его и сами по Его примеру совершали сие священнодействие: сие творите в Мое воспоминание, сказал Он наконец, а ученики приняв сию спасительную заповедь, заключили сию таинственную вечерю Божественным песнопением: и воспевше, повествует Евангелист Матфей, изыдоша в гору Елеонскую (26:30). В сем священнодействии Иисус Христос, яко Архиерей великий, по чину Мелхиседекову, принес Богу Отцу под видами хлеба и вина тело и кровь Свою, так как после, по выражению одного Богомудрого мужа, исполняя священство Свое, вознес оные на крестном жертвеннике в удовлетворено за грехи всего мира, и предложил в снедь ученикам Своим, а в лице их и всем верующим. Для лучшего уразумения таинственного знаменования сего высокого священнодействия нужно обратить внимание на каждое слово и каждое действие установлена. В рассматриваемом нами установлении таинства причащения или Евхаристии представляются вниманию следующие вопросы: 1) для чего Иисус Христос совершил сие таинство в первый день опресночный, или что тоже в вечер пасхальный, а не в другое время, и притом пред самыми своими страданиями и смертию? 2) Почему принял в состав сего таинства хлеб и вино, и притом первый обыкновенный или квасный, а не опресноки, как ошибочно думают католики, вино же не простое а растворенное водою? 3) О чем, прияв хлеб в пречистые руки свои, хвалил и благодарил Бога? 4) Почему наименовал и сотворил его телом Своим и потом, раздробив его на части, велел приобщиться оного ученикам своим? 5) Для чего претворил вино в кровь и велел также приобщиться оного? 6) Почему наименовал ее кровию нового завета? И для чего, упомянув о крови, присовокупил: во оставление грехов? 7) Почему завещал совершать сие таинство до самого второго своего пришествия? 8) Может ли совершать оное неосвященное лице, или простой мирянин? и 9) Наконец есть ли возможность спастися и без приобщения сего таинства, или недостойно приобщаясь оному? Приступим к разрешению сих вопросов по порядку, в каком они предложены.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010