Л. 157-й. «Страдание св. Андрея Хиского и Георгия Трапезунского в Риме списанный вскоре по совершению вещи з Ааврентиа Суриа». Начало: «Егда уже трилетное от Криту в Царьград соверших плавание...» В житии отмечены главы подлинника. Л. 163-й. «М ца Иануариа в 2 день житие и подвизи блаженного о ца Григориа архимандрита бывша обители пр п д ного Даниила Переславского». Начало: «Се о нем же нам предлежит слово...» В житии есть поправки – вставлены новые слова, фразы и т. п. Л. 191-й. «Записка преставлению и чюдесам преп. Макария Белевского». Начало: «В лето 7148 града Белева житель именем Феодор...» Излагаются одни только чудеса святого; в тексте некоторые слова подчеркнуты. Л. 195-й. «Память и житие блаженного учителя нашего Константина Кирилла Философа, первого наставника роду Российскому и всему языку – словенскому. Списано з библиотеки Хиляндарской лавры Сербской». «М ца февраля в 14 день». Начало: «Бог, милостив и щедр, ожидаяй покаяния человеческого». (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, 14 февраля, л. 455-й об.). Заметки на полях: «Лев драгун воинска чина, в Прологу окт. 14-го – сотник...» «Константин малейший сын» ... «Дитина Кирилл или Константин не ссет цицки чужой кроме матерней». «Сон Кирилла» – и т. п. заметки по тексту жития. Л. 211-й. «М ца марта в 4 день стр сть с тыя мученицы и равноап лнна Фотинии Самараныни, с нею же беседова Хр тос на студенце и иже с нею мучившихся». Начало: «Во дни Нерона, царя Римского»... (Срав. Макарьевские Великие Четии-Минеи, 20 марта, л. 550-й). Л. 217-й. «В той же день житие бл женного князя Вячеслава Чешского». Заметки – вверху: «Септ. 28», сбоку: «из великой Минеи-Чет " е выписано, но неисправно». Начало: «Се ныне сбытся пророческое слово»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, сентябрь, л. 944-й). Л. 221-й. «Skarga marti, folio 258, марта 28 (Sic у Пролозе, at у Чет " е 29). Мучение с тых Ионы и Варахасиа и дружины их в Персиде». Справа заметка: «Acta ss., marti t. 3, f. 776». Начало: «В лето осмоенадесять царя Перского Савориа...» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сделаны отметки и на полях: «Начало ... отечество ... кончины начаток» и т. д., по которым видно, как Святитель из многословного жития (лл. 420–449) выбирал то, что ему было надо. Л. 450-й. «Святого Мелита епископа Сардийского о преставление Приснодевы Марии книга». Заметка: «Перевод отца Антониа Стаховского, казнодея Чернеговского». Лл. 454–460. Месяцеслов на месяцы – июнь, июль и август, о котором подробно скажем ниже. Л. 466-й. Имена историков и хронологистов. Л. 468-й. «Ех sanctorum actis». «Собрание некиих святых древних невоспомяновенных в месяцеслови словенском, ихже житиями возможно будет наполнили дни, оскудении от житий настоящих святых дней (sic!)». Подробно эту рукопись рассмотрим ниже. Л. 476-й. «Свидетельства, яко святыи в небеси суть»: а) из Октоиха; б) из Триоди постной; в) из Триоды цветной и г) из месячных Миней. Л. 538-й. «Месяца июлиа в 16 день память святых и Богоносных отец 318, иже в Никеи». Начало: «Св. вселенский первый собор бысть». (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, июль 16, л. 193 об.). Заметка: «О соборах вселенских». Л. 545-й. «М ца июлиа в 22 день – Страдание святого священномученика Фоки» Начало: «Елма многащи отшествия Спаса н. И. Х а»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи 22 июля, л. 390). Л. 546-й. «Кирилла мниха слово на собор святых отец 318, от святых книг сказание о Христе Сыне Божий и похвала отцем св. Никейского собора». Начало: «Я коже ритора и ветиа»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, июль 16, л. 183). Л. 550-й. «Беседа св. Кирилла архиеп. Александрийского о Пресв. Богородице и о свв. Отцах Ефесского собора» (То же в Макарьевских Великих Четиих-Минеях, июль 16, л. 186-й). Л. 562-й. «Григориа священника Кесарии Каппадокийские о святых 318 отцах, иже на собори Никейском». Заметка: «Surius л. 156 и 163». Начало: «Начальником повиноватися увещано апостольскою заповедию». Л. 577-й. «О св. муч. Ианнуарии, латинский текст из Сурия, л. 597». В самом конце рукописи латинский текст книги еписк. Мелита (см. ранее, л. 450-й). 308 И. А. Ш л я п к и н. Цит. исслед., с. 373, прим. 1-е. Ср. письмо Святителя к митрополиту Иову. Там же, с. 372. 314 О своей работе и о статье проф. Пачовского автор по предложению профессора Московского университета, члена Украинской Академии наук Н. К. Гудзия делал доклад в секции древней литературы при Институте мировой литературы им. А. М. Горького 6 мая 1947 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Серьезную попытку в этом отношении сделал воспитанник Петра Могилы , архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Назначенный в 1656 году, после ректорства в Киевской академии, архимандритом Лавры, он пробыл в этой должности 27 лет, до самой своей смерти (в 1683 году) и заявил себя энергичною издательскою деятельностью. Как мы уже говорили, при нем в 1661 году напечатан был на славянском языке Печерский Патерик; в 1674 году Иннокентий Гизель издал Синопсис, составление которого многими приписывается самому Гизелю, он же, по словам Варлаама Ясинского в вышеуказанном письме к патриарху Иоакиму, «по вся лета своя промышляше, как бы Богоугодное намерение могилианское совершити и книгу житий святых, достодолжным исправлением сочиненную, изобразити типом». Для этого он «много труждашеся о списании совершенном житий святых и различных на сие списателей употребляше» 105 . «Егда же услыша от их царского величества бояр, воевод Киевских, обретатися в царствующем великом граде Москве таковые книги, великие Минеи-Четьи, в них же пространно и совершенно жития святых суть написана, посылаше тамо из Лавры сея Киево-Печерстии мене же недостойного послушника, с другим иеромонахом Паисием, наместником ныне Киево-Печерским, в лето 7188, с челобитьем к блаженные памяти великому государю, царю и великому князю Федору Алексеевичу... и к самому вашему святейшему и всеблаженнейшему архипастырству при инных делах и нуждах монастырских нарочито, прося на время о книги тыя минеи-четьи, на потребу к исправлению новые в типографию нуждные книги житей святых. Тогда убо ваше святейшество, похваляя и благословляя блаженные памяти отцу нашему архимандриту таковое намерение и о том деле попечение и трудолюбие, изволил бе чрез нас зде прислати первее меншие те книги Минеи-Четьи, скорописные, с печатного тамошнего двора, на вся дванадесять месяцы, которые книги за трудность скорописного питания егда уже древле отданы суть» 106 . Судя по приведенным данным, деятельность Иннокентия Гизеля состояла, главным образом, в собрании материалов для Четиих-Миней. Он заботился о «списании житий святых», употребляя для этого различных списателей, и попытался получить из Москвы великие Макарьевские Четии-Минеи. Последняя попытка была неудачна: патриарх Иоаким с Варлаамом Ясинским выслал Иннокентию не Макарьевские, а, по всей вероятности, Милютинские Четии-Минеи, которые пришлось послать обратно, так как скоропись, какою они написаны, для южнорусских ученых была неудобочитаема. Но и в первом отношении деятельность Иннокентия Гизеля едва ли была богата результатами: собирать и списывать жития святых ему мешали «всегдашние брани и скудость книг».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Очевидно, у него было два сборника, полученные из Ростовского Богоявленского монастыря. На «Ярославскую Николо-Надеинскую Четью» Святитель в том же месяцеслове ссылается: 9 августа, память св. апост. Матфия – «в Ярославской лист»; 18-го, свв.мм. Фрола и Лавра и 19-го – св.м. Андрея Стратилата – «в Ярославской Николо-Надеинский л. 9-й» 262 . Если от этих заметок в рукописях мы обратимся к книгам Святителя и посмотрим, на какие источники ссылается он здесь, при житиях перечисленных нами святых, то увидим следующее: в одних случаях Святитель не указывает никаких источников 263 , в других ссылается на великие Четии-Минеи 264 , в третьих выражается неопределенно или перечисляет несколько источников 265 . Очевидно, ссылки в месяцесловах на различные рукописные Четии-Минеи не всегда приводят нас к действительным источникам житий. Указывая, где был материал, они не дают права утверждать, что Святитель отсюда его заимствовал. И мы, вообще, полагаем, что свят. Димитрий обращался к этим Четиям только тогда, когда в других, более авторитетных источниках нужного материала не находилось. Таких случаев едва ли было много. Мы можем указать только два. Из «четейки Богоявленской» заимствовано сказание о Тихвинской иконе Божией Матери (26 июня), имеющее в Четиих-Минеях отметку: «от различных рукописцев», да из Ярославской Николо-Надеинской четьи взято не имеющее никаких указаний на источники житие преп. Макария Желтоводского (25-го июля), так как в Макарьевских великих Четиих-Минеях ни жития этого святого, ни сказания о Тихвинской иконе Богоматери нет, а во втором месяцеслове Святитель пишет – о первом: «В сборнику Николо-Надеинском Ярославском довольно» и о втором: «Из четейки Богоявленской» 266 . Что касается остальных праздников и святых, при которых в месяцесловах есть ссылки на рукописные Четии-Минеи, то все относящиеся к ним сказания и жития имеются и в других источниках, главным образом в Макарьевских Четиих-Минеях. Но при решении вопроса о влиянии рукописных Четей на работу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но и такое тщательное изучение Пролога не разрешало всех недоумений. Тогда, чтобы достигнуть намеченной цели и хорошо уяснить себе личность святых, упоминаемых в месяцеслове, свят. Димитрий обратился к другим пособиям не только славянским, но и иностранным. Из первых в заметках Пролога наиболее часто упоминаются Четии-Минеи митроп. Макария, несомненно, потому, что вместе с памятями святых они давали и полные жития их. Особенно много ссылок на великие Четии-Минеи в Мартовской четверти Пролога. Из иностранных изданий свят. Димитрий ссылается на сочинение Лаврентия Сурия, на Vitae sanctorum Patrum, на историков – Евсевия, Созомена , Никифора Каллиста и Феодорита, на Martyrologium Romanum, а чаще всего на Acta Sanctorum Болландистов 34 . В примечании мы приводим эти указания, сделанные на полях Пролога, причем нами выписаны только те из них, которые относятся к святым, не имеющим полных жизнеописаний в Четиих-Минеях. Ясно, что эти указания не поиски материала для составления житий, а работа по проверке Пролога, ознакомление с личностями указываемых им святых при помощи других бывших под руками источников. Об этом же свидетельствует и характер этих «указаний», некоторые из них выражены в форме предположения, другие как бы подтверждают Пролог, а иные, напротив, указывают его ошибки и неправильности. Из этих же указаний видно, что в стремлении определить личность святого, свят. Димитрий не ограничивался одним каким-либо источником, а изучал его житие по нескольким книгам. Особенно большую помощь оказали ему в этой работе Acta Sanctorum, – по ним проверено большинство памятей святых, находящихся в Прологе. Даже в первых трех месяцах мы встречаем ссылки на Acta Sanctorum; очевидно, Святитель сделал их тогда, когда приготовлял Четии-Минеи ко второму изданию. Кроме Acta Sanctorum Святитель довольно часто обращался еще к Римскому Мартирологу. Правда, в Прологе на него немного указаний, но зато в том списке святых, который составлен Святителем на месяцы июнь, июль и август, это издание упоминается почти ежедневно 35 . Очевидно, и эта книга была постоянным справочным пособием при работе свят. Димитрия над месяцесловом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

95 остюхина Л. М. Книжное письмо в России в. М., 1974, с. 28, 30; Она же: Писцовая школа Московского Чудова монастыря в конце XVI в. – В кн. Новое о прошлом нашей страны М., 1967, с. 136, 139. Она же отмечает связь Миней и первопечатного Апостола: «Почерки же XVI в., подобные письму Макарьевских Миней, послужили образцами для шрифта московских печатных изданий И. Федорова» (там же, с. 14). Об этих Минеях см также: Костюхина Л. М. Из истории рукописного дела России в. – В кн.: Археографический ежегодник за 1964 год М., 1965, c. 59. 96 Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов, – В кн. Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1981, с.127. 99 Красин Д. Четии-Минеи священника Иоанна Милютина. – Московские университетские известия, 1870, 8, с. 775, 777. 101 См. например, л. 157, 237, 246 об., 313, 347, 401 об и т. д. См. также: Абрамович. джерела Дмитра Ростовського – Науковий сборник за pik 1929 Записки Наук, 1929, т. 32, с. 32, прим. 2. 103 Державин А., прот Четии-Минеи Святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник – Богословские труды. М., 1976, сб 16, с. 103 104 Предполагают, что в противовес этим Минеям братьями Денисовыми были созданы свои Минеи для старообрядцев (Барсов Е. В. Четии-Минеи братьев Денисовых – В кн.: Сборник статей в честь Матвея Кузьмича Любавского. Пгр., 1917, с. 678. Переиздание книги см: Slavica Reprint, 57, Düsseldorf, 1970). 105 Флоровский А. Чудовский инок Евфимий. Один из последних поборников «греческого учения» в Москве в конце XVII века – Slavia, 1949–1950, Ron 19, sesit 1–2, s. 120. 106 облени И. Н. Андрей Иванович Богданов 1692–1766. Из прошлого русской исторической науки и книговедения. М., 1958, с. 146–147. 107 См. Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Ч. 1. М., 1792, с. 83–90. 108 Ундольский В. Оглавление Четьих-Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, составленное справщиком, монахом Евфимием – ЧОИДР, 1847, кн. 4, отд. 4, с. III–VIII, 1–78. Т. Н. Протасьева говорит, что это оглавление осталось неизданным (Описание рукописей Синодального собрания, ч. 1, с. 208), но это неверно (Дробленкова Н. Ф. Великие Минеи Четьи – ТОДРЛ, Л., 1985, т. 39, с. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В письме к патриарху Иоакиму, написанном еще 15 марта 1688 года, свят. Димитрий говорил, что «написал жития святых месяцей шесть, начав от : септемврия первого числа до февраля последнего числа». Но это сообщение едва ли соответствовало действительности. Сентябрьская четверть Четиих-Миней окончена была вчерне, как мы говорили, в начале 1686 года. Весной того же года свят. Димитрий получил из Москвы Макарьевские Четии-Минеи и занялся исправлением и дополнением по ним написанной книги. Эта работа, по нашему мнению, продолжалась до конца 1687 года или начала 1688 года, когда первая часть Четиих-Миней была совершенно закончена и началось дело об ее печатании. Следовательно, до 1688 года свят. Димитрию едва ли удалось и приступить к работе над второй книгой. Но и с этого времени различные обстоятельства не раз мешали и отвлекали его от труда. Целый месяц июль 1688 года Святитель жил в Киево-Печерской Лавре, наблюдая,– а может быть, и корректируя – печатание своей книги. Для той же цели приезжал он в Киев в январе 1689 года и прожил здесь, вероятно, немало времени, дожидаясь выхода книги в свет. В марте того же, 1689 года пришлось ему снова приезжать в Киев из-за болезни матери, которая скончалась 28 марта и 3 апреля была похоронена Святителем в Кирилловском монастыре. Наконец, с 21 июля по 10 октября того же, 1689 года, т. е. более двух месяцев, свят. Димитрий потратил на поездку в Москву. Принимая всё это во внимание, мы должны признать, что до осени 1689 года Святитель работал над второй частью Четиих-Миней только неполный 1688-й год и несколько, не более четырех, месяцев 1689 года. А так как Макарьевские Четии-Минеи отобраны были у него патриархом Иоакимом в марте 1688 года, то, следовательно, с ними работа над второю книгою происходила не более двух или трех месяцев. Конечно, за такое короткое время Святитель не мог как следует использовать тот материал, который находился в Макарьевских Минеях. Об этом он сам впоследствии писал патриарху Адриану. Испрашивая у него в письме от 10 ноября 1690 года Макарьевские Великие Четии-Минеи за месяцы декабрь, январь и февраль, он говорит, что хотя эти книги и были у него, но он «не возмог в краткое время оных прочесть и что потребно оттуда изъять» 184 . Если, таким образом, в марте 1688 года свят. Димитрий почти еще и не приступал к чтению Макарьевских Четиих-Миней, то как же можно говорить о совершенном окончании им второй своей книги к этому времени? По нашему мнению, он тогда только еще начал писать ее. Что же касается фразы Святителя в письме к патриарху Иоакиму: «написал жития святых месяцей шесть», то она сказана была им, думается, просто из деликатности: свят. Димитрий не хотел показать патриарху, как бестактно и нехорошо он делает, требуя книги тогда, когда они еще нужны были Святителю, – пусть патриарху думается, что свое требование он прислал не вполне своевременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Привлечение и параллельное печатание греческих текстов (Большого Катехизиса преподобного Феодора Студита ) при издании ноябрьской Минеи обусловило участие в нём А. И. Пападопуло-Керамевса . Вторая половина ноябрьской Минеи была напечатана уже под редакцией заведующего Синодальной библиотекой Н. П. Попова и на славянском языке. Декабрьская Минея была издана полностью на славянском языке. Её печатание началось хронологически ранее славянской части предшествующей Минеи. Заслуга в этом принадлежит C. И. Сироткину, помощнику Синодального ризничего 128 . Продолжал издание этой Минеи хранитель рукописей Московского публичного Румянцевского музея С. О. Долгов. Из январской Минеи были опубликованы Б. А. Тураевым тексты только 11 дней. Из апрельской Минеи издана только житийная часть С. Н. Северьяновым под наблюдением знатока древних летописных текстов A. A. Шахматова. Большая часть Миней была напечатана в Синодальной типографии. Все начальные выпуски имели листы с факсимиле. Вклад в публикацию Миней внесло также общество любителей письменности, издав факсимильно из Софийской августовской Минеи Книгу осьмы Индикополова (СПб, 1886). Археографическая комиссия рассылала некоторые экземпляры изданных Миней деятелям Церкви (в том числе и зарубежным, например, Белградскому митрополиту Михаилу, † 1898) и науки. Епископ Дмитровский Леонид, ректор МДА, писал в ответ на это: «Труд Преосвященного митрополита Макария да узрит свет и да проливает новый свет на нашу древнюю письменность, на умственную и духовную жизнь наших предков» 129 . Есть основание говорить, судя по записи от 1. 8.1875 г. в записной книжке Ф. М. Достоевского «Великие Минеи Четии» Макария (в Москве) у С. Г. Большакова в Малом Охотном ряду (пять выпусков)», что великий русский писатель проявлял интерес к издаваемым Минеям 130 . О необходимости скорейшего издания Макарьевских Четьих-Миней говорилось как в прошлом веке, во время их издания, так и теперь. А. Кадлубовский, активно использовавший Минеи по рукописям, писал в своём агиологическом труде: «В конце 60-х годов начато было издание Великих Миней Четиих митрополита Макария, заключающих, между прочим, много текстов древнерусских житий; к сожалению, это издание до сих пор не исполнено на четверть» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но у нас нет никаких данных для того, чтобы предполагать пользование свят. Димитрием этим источником, в рукописях о нем нет нигде и упоминания. Поэтому мы думаем, что Святитель составил житие свв. Романа и Варула по славянской рукописной Четии-Минее, в которой были полные акты этих святых в редакции близкой к той, которая имеется у Момбриция. К написанным по рукописным Четиим приходится отнести также житие свв.мм. Трофима и Фалла (16 марта). В.В. Латышев, разбирая это житие в своей книге «Византийская Царская Минея» 274 , указывает шесть особенностей, которые имеются в рассказе свят. Димитрия сравнительно с известными сейчас в агиологической литературе житиями названных святых. Действительно, ни в Acta Sanctorum (март, II, 58), на которые есть ссылка в Святителевом Прологе, ни в великих Четиих-Минеях (16 марта, л. 388-й) этих особенностей нет. Не имея возможности указать еще какой-либо источник для жития, мы думаем, что все эти особенности заимствованы Святителем из рукописей, может быть, из тех же Межигорских или Печерских Четиих-Миней. Перейдем теперь к главному славянскому источнику Четиих-Миней свят. Димитрия – к великим Минеям Московского митроп. Макария. Уже одно только количество ссылок на этот источник в Четиих-Минеях показывает, какое сильное и глубокое влияние оказали Макарьевские Минеи на работу Святителя. Одних только определенных указаний на них насчитывается более ста. Правда, ссылки в Четиих-Минеях не всегда указывают действительные источники житий. На предыдущих страницах мы не раз уже говорили об этом и, определяя источник житий, указывали те случаи, когда Святитель отмечал великие Четии-Минеи в числе источников, но на деле ничего из них не заимствовал. Но там же приходилось нам встречаться с фактами и иного характера, когда Макарьевские Минеи влияли на работу Святителя, когда по ним видоизменялся и исправлялся материал, взятый из других источников, между тем как в ссылках они не упоминались. Приводить эти факты здесь мы не станем и укажем только те жития, для которых Макарьевские Минеи были главным, а иногда и единственным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В конце XVII в. на Украине начинается составление новых Четьих-Миней и впервые их печатание. Составителем их был митрополит Димитрий († 1709; пам. 28 окт.), скончавшийся на Ростовской кафедре. В «Предисловии к читателю благочестивому» говорится, что источником для них, помимо греческих книг, послужили труды «отчасти же и западных древних святых в Православии просиявших, последи же аки верх всея истинны, и достоверия совершенство име великия книги Минеи Четьи блаженного Макария митрополита Московского и всея России, жившаго в лето от бытия мира 7064, в царство благочестиваго царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Яты и его Великия книги Минеи Чети, согласия ради пишемых житий святых» 100 . Далее в «Предисловии» цитируется вкладная митрополита Макария из Миней и ниже его имя называется в числе авторов, «от нихже книга та составися». На полях страниц Миней можно неоднократно встретить указания на источник. «От Четей блаженнаго Макария митрополита Московскаго» 101 . Инициатива создания этих Миней принадлежит настоятелю Киево-Печерской Лавры архимандриту Варлааму, который был постоянным руководителем в работе иеромонаха Димитрия, будущего Ростовского святителя. Архимандрит Варлаам «стремился поставить начатое дело на прочное и широкое основание. По его просьбе из Москвы в Киев высылались Великие Четьи-Минеи святителя Макария, которые стали одним из основных источников, откуда святитель Димитрий черпал материал для своего изложения житий святых» 102 . Протоиерей Александр Державин в своей магистерской диссертации отмечает еще один аспект использования святителем Димитрием Великих Миней – это их эталонность при работе с западными источниками «Для проверки иностранных источников нужны были киевлянам и Великие Четии-Минеи в этом богатейшем и единственном по полноте славянском сборнике христианской агиографии они надеялись найти всё, что располагали поместить в свои Четии-Минеи и чём намерены были воспользоваться из источников иностранных» 103 . Недаром святитель Димитрий называет митрополита Макария «блаженным». С этого времени труд святителя Димитрия, неоднократно переиздававшийся, а позднее переведенный на русский язык, стал доминировать в русской назидательной агиографической литературе 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010