Издания: В соответствии с большим спросом количество популярных изданий огромно и практически необозримо, но новых критических изданий нет: а. Житие: а) перевод жития редакции Метафраста: Великие Минеи Четии. Декабрь 6–17. Μ., 1904. С.695–724 (Житие и жизнь... Николы чудотворца, архиепископа Мирликийского) (6 декабря); б») “иное житие” (две редакции): Леонид (Кавелин) . Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. (ПДПИ. 34). СПб., 1881. С.27–78 (здесь же, на с. 15–18, сравнительная таблица обеих редакций); Великие Минеи Четии. С. 589–624; в») Слово иже во святых отца нашего Николы, о житии его и хожении его и о погребении: Ключевский В. (прим. 272). С.451–459; б. Славянские Чудеса: а) О ковре: Леонид. С. 79–84; он же. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца. (ПДПИ. 72). СПб., 1888. С. 19–25; Великие Минеи Четии. С.632–636; нем. перев.: Anrich G. (прим. 620). Bd.l. S.376–379; б») Избавление из желез и из темницы: Леонид. Житие... С.85–89; он же. Посмертные чудеса... С. 25–30; нем. перев.: Anrich G. S.385–388; в») О трех друзех: Леонид. Посмертные чудеса... С.30–33; Великие Минеи Четии. С.686–689; нем. перев.: Anrich G. S.388–390; г») О монастыри: Леонид. Посмертные чудеса... С.36–38; Великие Минеи Четии. С.642–645; нем. перев.: Anrich G. S. 383–385; д») О некоем детище: Калужняцкий Е.И. Обзор славяно–русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Труды III Археологического съезда. Киев, 1878. Т.2. С.229 и сл. (editio princeps; сокращено); Леонид. Житие... С.90–93; он же. Посмертные чудеса... С.43–46; Великие Минеи Четии. С. 676–680; Багрий А. Киевский список чуда св. Николая об утопшем детище//ИОРЯС. 1914. Т. 19. С.276–279 (полное критич. изд.); е) О половчине: Костомаров Н. (прим. 272). Т.1. С. 71–73 (editio princeps); Леонид. Посмертные чудеса... С.47–54; Великие Минеи Четии. С.680–686; ж») О трех иконах: Леонид. Посмертные чудеса... С.55–61; Великие Минеи Четии. С.636–642; нем. перев.: Anrich G. S.379–383; з») Новгородское чудо (1113 г.): Никольский Н.К. Материалы (прим. 90). С.58–61; в. Похвала “на перенесение мощей св. Николы” (9 мая): Леонид. Житие... С. 102–107; Великие Минеи Четии. С.689–694; г. Память о перенесении мощей св. отца нашего Николы архиепископа Мирьского в Барград: кроме editio princeps (Житие св. Николая. Μ., 1640. Л. 163 об.–171), следует упомянуть: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С.327–331; Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая чудотворца. (ПДПИ. 19). СПб., 1881. С.3–10; Яцимирский А. (прим. 703). С. 141–145; итал. переводы: Nitti di Vito F. (прим. 618). P.392–396; Cioffari G. (прим. 618). Р.266–323 (здесь и факсимиле Румянцевского списка); англ, перев.: Cioffari G. Р. 324–330; д. Служба (см. в разделе о богослужебной литературе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарьевские Великие Четии-Минеи, 23 марта, л. 912-й). В средине жития находится черновой набросок того же жития, написанный и во многих местах исправленный рукою Святителя. Л. 235-й. О черноризце Аполлоне. Начало: «Видехом другого мужа свята именем Аполлона»... Заметка: «марта 31». Л. 245-й. «М ца марта в 30 день (на л. 244: «марта 31») житие и подвиги и чудес сказание с того с щенномученика Ипатиа, еп па Гаггранского». Начало: «Прииде нам днесь иже добрых виновник»... Л. 256-й. «Марта 31-го. Vita ss. рр. f. 460 et 747. Acta ss. jann. tomo 2, die 25, fol 623». Начало жития: «Бе некий муж праведен сый и преподобен, именем Аполлоний от града Февсаиды»... Л. 264-й. «О лете скончаниа преп. Марии Египетской рассмотрение». Л. 266-й. «М ца Апреля в 6 день память и житие блаженного о ца нашего и учителя Мефодия Архиепископа Моравска». Начало: «Бог всемогыи и благий».. Заметки – сверху листа: «Из великой Минеи Чете преписано» (Макарьевские Великие Четии-Минеи, апрель, л. 93-й); на поле: «Мая 11-го». Л. 273-й. «Слово похвальное Кириллу и Мефодию» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, ib., л. 97). Л. 280-й. «Марта 24-го». «М ца того же в 24. Страсть священномученика Артемона». Начало: «В лето двадесять четвертое царя Диоклетиана мятеж бысть»... Заметка: «Из Чете великой» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи марта, л. 579-й)... «Апреля 13-го». В тексте есть незначительные исправления. Л. 284-й. «Служба, житие и чудеса преподобного Кассиана Римлянина грека Учемскиа пустыни, Углецкого нового чудотворца». Начало жития: «Православнии слушателие, отцы и братия» ... После жития (л. 301 и далее) находится 18 чудес. Л. 313-й. «М ца мая в 9 день. Муч ние с того м ч н ка Христофора». Начало: «Лето второенадесят царствующу Декию». Заметки: «В великой Минеи Чет " л. хч» (По указ. арх. Иосифа, май, л. 348)». Л. 313-й. «М ца мая в 10 день. Страдание с того мученика Еразма». Начало: «В Антиохийском граде бысть смущение христианом». Заметки, справа: «В Прологу и в наших книгах мая 4-го; в Великой Минеи Чет " е лист «Знову в Чет " е июня 10-го, лист 300-й» (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Макарьевские Великие Четии-Минеи, май, л. 240 – проложное сказание и июнь, л. 158 об.– житие). Л. 325-й. «М ца Маиа в 23 день, иже в святых отца нашего Леонтия епископа Ростовского чудотворца». Начало: «Иже во святых отец наш великий Леонтий рождься в Константине граде» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, 23 мая, л. 626 об.). В тексте жития многие слова подчеркнуты, а в одном месте, где указан год пожара в Ростове, «6668-й», внизу листа заметка: «Сице и в летописцу полудестовом в лето пожар бе в Ростове, а в Троицком Сергиевском летопису в лето (6670)». После жития – похвальное слово, поучение и чудеса. Л. 344-й. «М ца мая в 28 день Житие преподобныя матере нашеа Фелофия». Списано патриархом Терновским Еуфимием». Начало: «Иже к добродетели ведущий путь»... Заметка справа: «NB. Выписано з великой Минеи Чет " е. Не обретается же воспомяновение ея в месяцесловах, ни в прологах, токмо в Чет " е мая 28. Да положится убо где-либо» (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, май, л. 766-й). – «Мая 30. NB. Августа 3 зри nonne idem Isacy. М ца тогож [т. е. марта], вверху указан л. ач (1097) в 21 день житие преподобного отца нашего Исаакия монастыря Далматского. Skarga fol. 225. В Чет " е марта 21, лист 1097». Начало: «По поклонении пр того и поклоняемого Кр та Г да Б га и Сп са нашего И с Х а кумирослужению уж отвержену бывшю»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, 21 марта, л. 555-й). Л. 363-й. «Марта 27. Мая 30. Августа 3. Житие блаженного Исаакиа пресвитера и архимандрита Далматского». Начало: «По царствии Константина великого царя»... Это иная, нежели ранее, редакция, исправленная Святителем. Так, напр., в начале он приписал: «По обретении честного креста Господа нашего Иисуса Христа». Л. 365-й об. «Марта 28. Мучение ст. Феодорита пресвитера в Антиохии при Иулиане царе отступнику». Начало: «Доблю и боголюбному изволению блаженного мученика Феодорита не точию есть дивитися»... Заметки: «Той же се, иже и марта 2-го и 3-го, в Чет " е великой, л. 1597-й. (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, март, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, и ссылки на великие Четии-Минеи и другие славянские источники мы встречаем у свят. Димитрия чаще всего при тех житиях, обильный материал для которых давали источники иностранные. Очевидно, нужда в великих Четиих-Минеях указанными потребностями не ограничивалась и в Киеве руководились другими побуждениями, когда так усердно просили их у Москвы. Нам думается, что при всем уважении к западной науке и при всех заимствованиях из нее, и свят. Димитрий, и его предшественники и руководители никогда не забывали, что это наука католическая, что в ней проводятся мнения и взгляды уклонившегося от правой веры римского костела. Поэтому пользоваться этой наукой надо осторожно и не худо сочинения латинских и польских писателей проверять если не по греческим, то хотя бы по славянским печатным изданиям и рукописям. Для проверки иностранных источников нужны были киевлянам и великие Четии-Минеи. В этом богатейшем и единственном по полноте славянском сборнике христианской агиографии они надеялись найти все, что располагали поместить в свои Четии-Минеи и чем намерены были воспользоваться из источников иностранных. В этом слиянии славянских и латинских источников киевляне выполняли свою определенную историей национальную задачу и это, главным образом, придавало агиографической деятельности свят. Димитрия ту своеобразную особенность, которая резко отличала его от польского агиографа Скарги. Достоверность высказанного мнения имеет не только априорные основания. Об этом свидетельствуют и сам свят. Димитрий и его руководители и покровители. Обращаясь к патриарху Адриану с просьбой о присылке Четиих-Миней, Святитель говорит, что они нужны ему «согласия ради пишемых им житий святых» 413 . Гетман Самойлович в письме к князю В. В. Голицыну выражается, что Четии-Минеи митроп. Макария нужны Киевским ученым при составлении житий святых «для лучшего о всем исследования» 414 ; митроп. Варлаам Ясинский в предисловии к читателю благочестивому при первой книге житий святых также утверждает, что они написаны «по зводу с великих Миней-Четиих» и что эти Минеи присланы были патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В мае 1756 года эти лица окончили просмотр первых шести месяцев, а к октябрю просмотрели и вторую половину, и в 1757 году Четии-Минеи были изданы сначала в Киеве, а потом, в 1759 году, в Москве. В этом новом издании никаких существенных изменений в содержании Четиих-Миней не наблюдается. Петербургские справщики исправили только язык Четиих-Миней, заменив в них украинские и устаревшие слова и словосочетания другими, более понятными и современными Малая ветвь в венок Святителя Четии-Минеи Святителя Димитрия Ростовского , созданные им в конце XVII – начале XVIII века, являются памятником агиографической литературы, до настоящего времени не потерявшим своего значения. Переведенные с церковнославянского на русский язык, в течение XVIII и XIX веков они неоднократно переиздавались и являются любимым чтением русского православного народа. Причиной популярности Четиих-Миней Святителя Димитрия является их полнота, обстоятельность изложения, теплота рассказа и прекрасный слог, которым написаны жития. Поставив своей задачей писать так, чтобы «не солгати на святого», агиограф привлек к своей работе все источники, какие могли быть ему доступны в то время. В основу своего труда Святитель Димитрий положил «Великие Минеи-Четии», составленные в XVI веке при митрополите Макарии. Он провел тщательную текстологическую работу, сопоставляя редакции рассказов о святых подвижниках и мучениках в греческих, латинских и славянских собраниях житий святых, устанавливая точные даты их жизни и смерти, проверяя достоверность сообщаемых сведений. Огромный труд, проделанный Святителем, делает его Четии-Минеи не просто полезной, занимательной и поучительной книгой, но и фундаментальным научным трудом. Предлагаемая читателю работа протоиерея Александра Михайловича Державина о Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского является его магистерской диссертацией, высоко оцененной Ученым советом Московской духовной академии 4 марта 1954 года. Тема избрана автором не случайно: личность и труды Святителя Димитрия Ростовского заинтересовали отца Александра Державина еще в те далекие годы, когда молодым священником он служил в соборе города Ростова Ярославского. В 1909 году в Ростове широко отмечалось двухсотлетие со дня смерти Святителя. К этому юбилею в честь Святителя Димитрия А. М. Державиным была написана торжественная кантата, исполнявшаяся соборными певчими и учениками местного духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще будучи Новгородским митрополитом, он решил составить такой сборник, в котором можно бы было поместить всю письменность, сохранившуюся на Руси от начала христианства до его времени. С этой целью, «не щадя сребра и всяких почестей», он нанимал различных писарей и «писал святые великие книги, и собирал и в единое место их совокуплял дванадесят лет», как говорит об этом он сам. Плодом этих долгих усиленных трудов и были великие Макарьевские Четии-Минеи, которые, по словам литературоведов 54 , явились «эпохой» в истории древнерусской агиографии. Постараемся выяснить их значение. Древние списки Четиих-Миней (Супрасльский и Успенский) составлены были по Студийскому уставу, имели жития не на все числа месяца, и назидательный материал – слова и поучения – расположен был в них в конце, в виде приложения. Это были переводы Четии-Минеи, не получившей еще окончательного развития в греческом оригинале. Дальнейшее развитие Четиих-Миней как в Греции, так и у нас носило одинаковый характер. Новые составители старались заполнить житиями пустующие числа, вносили нравоучительный материал в самую Минею, в виде вторых статей на данный день, и приспосабливали расположение памятей святых к новому, Иерусалимскому уставу. Иерусалимский устав в нашей церкви начал вводиться в половине XV века, и в XVI веке ему, в нашей именно церкви, удается уничтожить «пестроту» и достигнуть сравнительного единства. Знакомясь с Четиими-Минеями домакарьевского времени, мы видим, что они далеко уже подвинули вперед это преобразование Четии-Минеи, но все-таки его не докончили: в них было еще немало дней с пропусками и в распределении житий наблюдалась путаница 55 . Митрополит Макарий прежде всего постарался заполнить все числа в Четиих-Минеях соответствующим материалом. Для этого он внес в свой сборник все переводы отдельных житий, которые существовали в нашей письменности, но почему-то не занесены были в Четии-Минеи. Широко воспользовался для той же цели митрополит Макарий и Прологами. В его время на Руси, кроме простого Пролога, составленного по Минологию императора Василия и дополненного, как мы говорили, на русской почве, существовал еще другой вид Пролога, называемого «стишным», где пред каждым сказанием о святом помещались в честь его краткие стихи и где житийный материал был представлен в значительно большем, нежели в простом Прологе, объеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Четиих-Минеях эти жития не всегда имеют ссылку на великие Четии-Минеи. Свят. Димитрий в тех случаях, когда в славянском переводе имелись указания на авторов и составителей житий, большею частью ссылался прямо на первоисточник, или, называя его, говорил и о Четиих-Минеях, из которых он этот первоисточник заимствовал. Иногда, передавая житие по Четиим-Минеям, он в своей работе совсем не указывал никакого источника. В этих случаях заметки в Прологе и месяцесловах дополняют Четии-Минеи, в них нередко делаются определенные указания, что такие жития заимствованы из великих Четиих-Миней. В большинстве случаев, однако, Святитель ссылался на эти Минеи прямо и определенно. К таким житиям относятся: В Сентябре: 7-го – житие св. Иоанна архиеп. Новгородского, «от великие Минеи-Четии сокращенно» (сентябрь, вып. 1, стб. 328, 345–347 и 330–340) – по житию и первому и второму сказаниям; 25-го – преп. Сергия Радонежского, «от Четьи блаженного Макария, митр. Московского» вкратце (Там же, вып. III, стб. 1408), по второму, полному житию. В Октябре: 6-го – св. апостола Фомы, «от Минеи блаженного Макария, митр. Московского», в месяцеслове ссылка на Метафраста (Сурий, VI, 1037), но житие в главной своей части составлено по ВЧМ (октябрь, вып. II, стб. 815–822, 832–837, 826–827) 275 . В Ноябре: 5-го – преп. Галактиона и Епистимии, «от Метафраста и Четьи блаж. Макария митр. Московского», они и были основным источником (ноябрь, вып. стб. 149–160), а из Метафраста (Сурий VI, 89, ср. РО, т. 116, 94, с. 107) – внесены лишь некоторые добавления и поправки; 20-го – свв.мм. Евстафия, Феопесия и Анатолия, «от Четьи Макария, митр. Московского», (ноябрь, л. 1036 и далее); 28-го – преп. мученика Стефана нового, «от Четьи блаженного Макария и от прочих историков достоверных», на поле указан Георгий Кедрин, а в месяцеслове – Сурий, т. VI, с. 660; главным источником были ВЧМ (ноябрь, л. 1233 и далее), хотя во многих местах сказалось влияние и Метафраста 276 , из Кедрина заимствована легенда об евреях будто-бы предсказавших Льву Исаврянину царство и взявших с него клятву – уничтожить иконопочитание (славянский перевод, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Просит Святитель и Феолога похлопотать о том же: «Честность же твоя, будели вам время, изволь сам пойти в собор, в книгохранительницу, в ней же великие Минеи-Четьи почивают, и пособити молю» 153 . Во-вторых, те ссылки на Четии-Минеи, которые иногда встречаются в черновых рукописях Святителя и указывают листы Миней, вполне согласуются с тем счетом листов, который произведен был в Успенском списке монахом Евфимием и «означен славянскими буквами 154 . В-третьих, наконец, просматривая Успенский список Макарьевских Четиих-Миней, мы нашли в нем кое-где отметки, которые, по нашему мнению, сделаны рукою свят. Димитрия 155 . Правда, эти отметки находятся лишь в последних месяцах Миней, но можно с уверенностью предполагать, что и первые их месяцы получены были Святителем в том же списке и из того же хранилища, т. е. Успенского собора. Труднее решить вторую половину вопроса: за какие месяцы высланы были свят. Димитрию Макарьевские Четии-Минеи в этот раз? Биографы Святителя отвечают на это неодинаково. И. А. Шляпкин говорит, что гетман Самойлович просил о высылке не Макарьевских, а Милютинских Миней 156 , и, прибавляя, что книги были высланы, не указывает, сколько и за какие месяцы. Священник М. С. Попов пишет, что высланы были «четыре книги» 157 . Дело затемняется еще больше тем, что сам свят. Димитрий в письме к патриарху Иоакиму от 15 марта 1688 года сообщает, что им отсылаются патриарху три книги за месяцы декабрь, январь и февраль, «их же Святительство ваше на моление бывшего гетмана преподал был еси» 158 . Исходя из этого сообщения, приходится предполагать, что патриарх Иоаким выслал Четии-Минеи не с сентября, а с декабря, т. е. не с начала года. Но такому предположению решительно противоречит приведенное нами письмо гетмана Самойловича к В. В. Голицыну. В нем гетман ходатайствует о высылке киевским ученым Макарьевских Четиих-Миней «на вычитане выжичено, если не всех на целый год, то принамнее на четыре месяце: септеврии, октоврии, ноеври и декемврии». Анализ Димитриевских Четиих-Миней за первые три месяца также показывает, что Макарьевские Минеи были в руках Святителя при составлении им первой книги Четиих-Миней, потому что многие жития святых здесь по этим Минеям исправлены и дополнены, а некоторые и целиком взяты из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Барсуков 1882 – Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Баталов 1996 – Баталов А. Московское именное зодчество конца XVI века: проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. Бахрушин 1954 – Бахрушин С. В. Промышленные предприятия торговых людей в XVII веке/Бахрушин С. В. Научные труды. М., 1954. С. 249–255. Бобровницкая 1987 – Бобровницкая И. А. Памятники московского эмальерного искусства XVII века//ПКНО. 1985. М., 1987. С 363–377. Бобровницкая 1997 – Регалии московских государей/Авт. текста И. А Бобровницкая. М, 1997. Богоматерь Владимирская 1995 – Богоматерь Владимирская. К 600-летию сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года: Сборник материалов. Каталог выставки М., 1995 Борин 1915 – Борин Р. Памятник золотого шитья: пелена XVI в. царицы Марии Федоровны (1580–1584 гг.) Нагих/Светильник. 1915. 9–12. С. 70–73. Брюсова 1980 –Брюсова В.Г. Неизвестные произведения Федора Зубова//ПКНО, 1979. Л., 1980. С 256–257. Брюсова 1985 – Брюсова В. Г. Композиция «Новозаветной Троицы» в стенописи Успенского собора (к вопросу о содержании наружных росписей)//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С. 87–99. Варлаам, архим. 1859 – Варлаам, архимандрит. Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре//ЧОИДР, 1859. Кн. 3, отд. 1.С. 1–104. Введенский 1962 – Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. Великие Минеи Четии 1897 – Великие Минеи Четии//Памятники славяно-русской письменности. СПб., 1897. Великие Минеи Четии 1910 – Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. М., 1910. Верховская 19б1 –Верховская А С. Западноевропейская вышивка XII–XIX веков в Эрмитаже. Л., 1961. Веселовский 1969 – Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. Вздорное 1970 – Вздорное Г. И. Новооткрытая икона Троицы из Троице-Сергиевой лавры и Троица Андрея Рублева/Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. вв. М., 1970. С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

46 Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897. Столб. 200. То же по спискам ОЛДП (изд. ОЛДП. СПб., 1881. С. 4), только после “но ясно” вставка: “и не косно”. В списках Волоколамского сборника Московской Духовной академии (далее — ВС МДА) сокращено — “и Божиим книгам учився” 640. Л. 99); “и Божиим книгам научився” 634. Л. 96). 48 Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 197. Ср. Митрополит Макарий (Булга­ков). Указ. соч. Прил. 3. C. 308. 51 Повесть о Стефане, епископе Пермском (по сб. XVI в. Синодальной библиотеки)//ПамСРЛ. C. 121; Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 18. С. 342. По списку ВС МДА “вдан бывает учитися божественным писанием, возрасту пришедшему бысть разумен зело и скоро грамоту извыче” 640. Л. 133 и об.). 62 Там же. С. 28; то же по: Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 20. Только вместо “да разумеет” поставлено (и, по-видимому, правильнее) “разумеяше”. Ср. рукопись МДА 634. Л. 3 об.–6; Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883. Столб. 1404–1463. 65 Житие Алексия, митрополита Московского (по спискам Императорской Публичной Библиотеки)/Изд. ОЛДП. IV. СПб., 1877–1878. С. 26–27. То же по сокращенному списку ВС МДА 634. Л. 170: “та же времени бывшу и книжному учению вдан бывает”. 69 Сказание помещено в ПСРЛ. T. I. СПб., 1846. С. 207. Ср. Житие, изданное Московской Синодальной Типографией в 1798 г. Л. 4. 71 По рукописи ВС МДА 632. Л. 32. То же по списку Софийской библиотеки XVI в. в: Повесть о Ионе, архиепископе Новгородском//ПамСРЛ. С. 28 и по списку в: Великие Минеи-Четии. Ноябрь, дни 1–12. Столб. 163–164. 72 Житие Арсения, издания по “древним рукописным книгам” и “из напечатанных” Тверского Желтикова монастыря. Житие святителя Арсения Тверского. Тверь, 1852. 74 Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. Столб. 2269. То же в: Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 28. 75 По списку Солов. Библиотеки, напечатанному в Православном Собеседнике. 1859. С. 354. Но в тексте жития, изд. Московской Синодальной Типографией (1830 г.), заимствованном из Четиих Миней и “древних в монастыре обретающихся харатейных книг”, просто: “и воспитан отрок в книжном учении”. — Л. 9 об.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010