Волоколамский патерик О Волоколамском патерике Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создается в первой половине XVI в. и открывает ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четии митрополита Макария и др.). Появление патерикового свода именно в Иосифо-Волоколамском монастыре закономерно. По словам В. О. Ключевского, в XVI в. «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 291–292). Писатели-иосифляне активно работали не только в публицистических, но и в агиографических жанрах («житие», «служба», «похвала», «надгробное слово», «патерик»), доказывая существование «новых чудотворцев» и готовя их канонизацию на церковных соборах 1520—1540-х гг. Многие агиографические сочинения, созданные ими, имеют пропатериковый характер, например Житие Пафнутия Боровского редакции Вассиана Санина, 10-е слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого. С Иосифо-Волоколамским монастырем связана литературно-книгописная деятельность Досифея Топоркова (ум. после 1547 г.), составителя патерика, и Вассиана Кошки (ум. в 1568 г.), который продолжил его труд. Оба писателя были кровными или духовными «сродниками» Иосифа Волоцкого: Досифей приходился ему племянником; Вассиан жил в монастыре «под началом» старца Фотия, бывшего учеником Кассиана Босого, ближайшего сподвижника Иосифа. Оба писателя были людьми энциклопедических знаний и универсального художественного таланта. Они славились как книгописцы-профессионалы, агиографы, публицисты, кроме этого, Досифей Топорков был известен как художник, близкий к школе Дионисия, и составитель Хронографа 1512 г., а Вассиан Кошка — как лексикограф. Деятельность обоих монахов-писателей не ограничивалась стенами Иосифо-Волоколамского монастыря. Материал для будущих патериковых сборников дала им жизнь в монастырях Москвы, Подмосковья и Твери, поэтому Волоколамский патерик выходит за рамки «агиографической монастырской летописи». Создание патерика способствовало усилению роли Иосифо-Волоколамского монастыря в делах государственного, религиозного и литературного развития страны, по значению ставило его в один ряд с Киево-Печерской лаврой, первой «академией» русских писателей и церковных иерархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4133...

Перечень сокращений названий книг и журналов, употребляемых автором в сносках А. А, Эксл. I//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологическою экспедициею имя. Академии наук. СПб,1836. Т. I А. Ист. (Акт. Ист.) I, II, III//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I-III Вел Мин. Ч. (Мак. ч. мин.), вып. I//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием СПб, 1868. Вып. I (сентябрь, дни 1 –13) Владим сб. К. Тихонравова//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. и изд. 1C Тихонравов. М, 185 Волог. Губ. Вед.//Вологодские губернские ведомости. Вологда Вологодск. Епарх. Ведом//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда Времен. (Врем) Общ. Ист. и Др. Р. (росс,), X, 22 кн.//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М, 1851. Кн. 10; М., 1855. Кн. 22 Гласник 1867 г., кн. IV//Гласник Србског ученог друштва. Београд, 1867. Кнь. 21 (Кнь. 4 нов. реда) Голубинский Е. Ист. Р. Церкви//Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. СПб., 1880 Доп. к А. И. (Акт. Ист.), I, V//Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1; Др. (Древн.) Свят. Ростова В.// Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; 2-е изд. М, 1860 Ж. Илариона//Житие преосвященнейшего Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. Памятник начала 18 века Казань, 1868 Ж. (Житие) Иосифа, соч. (сост.) неизвестным// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Выи. 2. С. 77–152 (Ключевский цитирует житие но отд. оттиску с собственной пагинацией) Житие Никандра Псковского//Никандру, псковскому чудотворцу, служба с житием. М., 1799, 2-е изд. М., 1801 Ж. Феодосия//Служба Феодосию Тотеме кому с житием его. М., 1806 Жит. св. росс ц.//Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием 666 (Издание Археографической комиссии. Т. I (Сентябрь, дни 1–13) In 4. СПб., 1868). Изучение нашего прошлого имеет за собой одно чрезвычайно драгоценное условие, которое может оказать на нею плодотворное влияние, если только уметь им пользоваться. Важнейшие умственные и общественные движения, которые переживали мы в разные времена своей истории, важнейшие интересы, волновавшие наших близких и далеких предков, – не успели скрыться и замереть под почвой, наносимой новыми движениями и интересами, а живут и действуют поныне воочию наблюдателя и могут быть изучаемы не по одним мертвым памятникам, но и по живым остаткам, уцелевшим в разных углах нашего отечества, в разных слоях нашего общества Историческая почва, по которой мы ходим, не покоится над рядом разновременных и разнородных пластов, вскрываемых только заступом историка: большею частью эти пласты остаются еще открытыми, вспахиваются и засеваются. Возьмем нашу литературу в ее широком историческом объеме и связанные с нею умственные интересы. Все ступени, пройденные русским сознанием от доверчивой песни про богатыря до научной переборки всей отечественной истории, или от страха перед силой, обитающей в соседнем лесу, до вопроса, занимающего все человечество, – все широты, отделяющие эти полюсы развития, так же мирно и одновременно присутствуют в нашем обществе, как параллели на глобусе. Словом, вопрос, что читается на Руси, удобнее выразить другим вопросом; чего не читается здесь из всего когда-либо читавшегося на Руси, и все то от житий святых до Бовы-королевича и до Ж. Занд не только читается, но и определяет собою степень развития, склад понятий, миросозерцания читающего круга Изучить в статистическом разрезе все умственные слои, представляемые нашим обществом, значит пройти не один век русской умственной жизни. Наука не может не дорожить таким благоприятным условием, какое предоставляет ей само общество; но она не должна и оставаться в долгу перед обществом, дающим ей это условие. На нее возлагается некоторая нравственная обязанность – иметь в виду не одни верхи развития, но спускаться вниманием и в другие слои его, подавать руку их умственным потребностям» Такая обязанность становится тем чувствительнее, что эти другие слои представляют не бесплодные окаменелости, а свежую почву, на которой можно сеять и жать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 13 мая, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 От редакции Мы публикуем перевод неизвестной в России (и еще не переведенной на Западе) редакции Жития преподобного Никиты. Это Житие вошло в Великие Четии Минеи Всероссийского митрополита святителя Макария под 2 апреля (по современному церковному календарю память преподобного Никиты празднуется 3 апреля). С Житием Преподобного в редакции святителя Макария можно познакомиться в критическом издании Великих Миней (Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 16. Тетр. 1. СПб., 1910. — Сс. 42–102). Текст Жития в Минеях святителя Макария несколько более полон, чем публикуемый ныне “Альфой и Омегой” памятник. В нем подробнее описаны чудеса Преподобного (об одном из них повествуется только в Минеях), приводится тут и вещий сон императора Льва, а также содержится любопытная повесть о сарацине. Здесь же мы узнаем и о некоторых подробностях кончины Преподобного. В конце Жития приводится похвала преподобному Никите и обращенная к нему молитва. Все эти существенные дополнения находятся в заключительной части текста (сс. 90–102). Предположительно они были внесены в первоначальный текст не ранее середины X в. Авторство предлагаемой нами редакции установлено с достаточной степенью надежности. Существует также предположение (пока без необходимых доказательств), что монах Феостирикт, написавший это Житие, и автор широко известного Канона Божией Матери — одно и то же лицо. От переводчика Жи­тие преподобного отца и ис­по­вед­ни­ка Ни­ки­ты, игу­ме­на Ми­ди­кий­ско­го, не­смо­т­ря на свое ог­ром­ное зна­че­ние как ис­то­ри­че­с­ко­го ис­точ­ни­ка, в на­сто­я­щее вре­мя весь­ма труд­но­до­с­туп­но да­же для ис­сле­до­ва­те­ля. Един­ст­вен­ное пе­чат­ное из­да­ние на­хо­дит­ся в ап­рель­ском то­ме Acta Sanctorum, по­след­ний раз выходив­шем в XVIII в. Бо­лее то­го, до сих пор не су­ще­ст­во­ва­ло пол­но­го пе­ре­во­да это­го па­мят­ни­ка на ка­кой-ли­бо из со­вре­мен­ных ев­ро­пей­ских язы­ков.

http://pravmir.ru/slovo-nadgrobnoe-prepo...

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. Святитель Макарий – это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует немалая разножанровая литература. Главное книжное детище святителя Макария – это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Васильев. История Васильев А. А. История Византийской империи. СПб., 1998. Т. 1-2 ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894-1928. 25 т.; М., 1947-. Т. 1(26)-. ВВД Вестник военного [и морского] духовенства. СПб., 1890-1917 ВДИ Вестник древней истории. М., 1937-1941, 1946-. ВЕ Вестник Европы. СПб., 1866-1918 Венгеров. Венгеров С. А. Вениамин. Новая скрижаль Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль. СПб., 189916. М., 1992р. 2 т. Верюжский. Вологодские святые Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994р Вестн. РХД Вестник Русского христианского движения. П., 1974-. (1925-1974 - см. ВРСХД) ВИ Вопросы истории. М., 1945-. ВИД Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. Л., 1968-. ВиЖ Вера и жизнь. СПб., 1908-1912 Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973 Виз. ист. Византийские историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1858-1863. 10 т. BUUHJ Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje/Обр.: Б. Београд, 1955-1971. 4 т. Виллардуэн. Завоевание Константинополя Виллардуэн Ж., де. Завоевание Константинополя/Пер., ст. и коммент.: М. А. Заборов. М., 1993 ВиР Вера и разум. Х., 1884-1917 ВИРА Вопросы истории религии и атеизма: Сб. ст. М., 1950-1964. [Вып.] 1-12 ВиЦ Вера и Церковь. М., 1899-1907 ВКТСМ Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987 Владимир (Филантропов). Описание Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1894. Ч. 1: Рукописи греческие ВЛУ Вестник Ленинградского университета. Л., 1946-. ВМУ: Вост. Вестник Московского ун-та. Сер.: востоковедение. М., 1970-. ВМУ: Ист. Вестник Московского университета. Сер.: история. М., 1960-. ВМУ: Филол. Вестник Московского университета. Сер.: филология. М., 1966-. ВМУ: Филос. Вестник Московского университета. Сер.: философия. М., 1966-. ВМЧ Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археогр. комиссиею. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998. (Памятники славяно-рус. письменности) ВНА Вопросы научного атеизма: Сб. М., 1966-1989. 39 вып. ВО Византийские очерки. М., ВОДИ Вестник Общества древнерусского искусства. М., 1874-1876. 4 вып. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=3

9)       в 1883 г. – в 3 выпуске Макарьевских Четии-Миней (Великие Минеи Четии, сентябрь, дни 25–30, изд. Археографич. Комиссии, СПб. 1883 г.), стр. 1463–1563. Здесь же далее помещено (стр. 1563–1578) похвальное слово преп. Сергию, а ранее сокращенные Пахомиевы жития: проложное стр. 1404–1408, и минейное стр. 1408–1463. 10)       и в 1885 г. – Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке, по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из синодального списка Макарьевских Четьи-Миней, с присоединением стихир преп. Сергию по напеву, именуемому Трезвон, положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII в. Сообщил архим. Леонид. Памятники древней письменности. LVIII. СПб., в типографии В. Балашева, 1885 г.. стр. ΧΧVIIΙ+167+14 (лл. нот). С изображением святого из Троицкой рукописи XVI века. Затем были изданы след. жития: 11)       В Клинцах в 1786 г. были напечатаны – Житие и служба преп. Сергию вместе с житиями и службами преп. Никону Радонежскому и Савве Сторожевскому, в л., 45, 4, 187, 1, 26 и 2 л» (Ундольский 2840). 12)       «Житие преп. Сергия Радонежского, написанное императрицею Екатериною II», издано П.И. Бартеневым. (Памятники древней письменности. LXIX. СПб. 1887 г, стр. VI+24). См. о нем в Русской Старине ч. LVII, стр. 751–756. 13)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, вкратце собранное синодальным членом преосвящ. Платоном, архиепископом Московским и Калужским и обители преп. Сергия священноархимандритом. (Нач.: Господне слово есть истинно, яко в память вечную будет праведник). 1-е изд. СПб., в типографии Св. Синода, 1782 г., (4°, лл. 38?), 8°, стр. 50, в X томе творений митр. Платона (Е. И. В. учителя в законе и придворного проповедника, Свят. Прав. Синода члена, преосвящ. Платона, архиеп. московского и калужского... поучительные слова и другие сочинения, от московской Академии выпечатанные. М. у содержателя Сенатской типографии Ф. Гиппиуса 1782 г.) В конце книги с особой пагинацией помещено житие, в конце которого отмечено «печатано первым тиснением в СПб. в типографии Свят. Правит. Синода 1782 г., месяца июня – Конец десятого тома».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вторая редакция «Поучения» сохранилась не только в сборнике Синод. 562, — та же редакция содержится в группе списков, теснейшим образом связанных с крупнейшим церковным деятелем. XVI в. и убежденным последователем Иосифа Волоцкого, будущим митрополитом Макарием. Сборник Рум. 204, включающий в свой состав «Просветитель» Иосифа Волоцкого и все (кроме опубликованного выше «Послания» патриарха) грамоты против стригольников, был составлен Макарием в 1526—1542 гг. в бытность его новгородским митрополитом. В те же годы, по инициативе того же Макария, начал составляться и переписываться и грандиозный свод церковной литературы того времени «Великие Четии Минеи». Так называемая «Софийская Минея» за июль, содержащая (опять-таки, наряду с «Просветителем» и другими противоеретическими сочинениями) «Послание Антония», была переписана в 1538 г. Из «Софийских Миней» «Послание Антония» попало и в другие списки — «Успенские» и «Царские минеи». Мы публикуем «Поучение Стефана» по списку ГИМ, Синод. 700 (И) с исправлениями и основными разночтениями (начало, текста) по списку ГИМ, Синод. 562 (С). Примечания Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки, отд. II, вып. 3, М., 1862, стр. 303—305. РИБ, т. VI, СПб., 1908, стлб. 211—212. Ср. об этом памятнике: И. Н. Жданов. Русский былевой эпос, стр. 116—117, прим. 2. Просветитель, изд. 4-е, Казань, 1904, стр. 541 См. ниже, стр. 440 и 463. А сие списание от правила святых апостол и святых отець, дал владыце наугородцкому Алексею Стефан владыка Перемыский на стриголникы Егда сотвори бог Адама и Евгу и заповеда ему от единаго древа не ясти и рече ему: «Аще снеси от древа разумнаго, смертью умреши; аще ли не снеси, жив будеши в веки», дьявол, завидев роду человеческому, не могый того слышати, аще человек без смерти будеть, сосуд некак изо обрете себе — змию, и тою прельсти род человечьскый. Тако и ныне завиде дьявол новей благодати, юже дал нам Христос: сему противник, сотона, воздвиже ересь на правоверие. Христос же, не дая волком на расхищение стада своего, воздвиже святыя отца, учителя вселенныя и наставники правоверныя веры по различным местом в коеждо время собор сотвориша и всяку ересь прокляша, еретиком, злым волком, уста заградиша, хитающим словесныя овца Христовы.

http://sedmitza.ru/lib/text/433550/

И теперь уже не в столице, а в калабрийском монастыре Вивариум, Кассиодор пытался воплотить в жизнь ту программу образования, которая была им задумана вместе с Папой Агапитом. Но сама библиотека св. Агапита не пропала, она сохранилась и дальнейшая ее судьба была связана со св. Григорием Великим , который построил для нее новое здание на Латеране и перенес туда собрание книг своего предшественника (71, с. 167). 36 Почитание св. Агапита I в России Имя этого Папы было хорошо известно в Древней Руси. Канонизированный Восточной Церковью и включенный в литургический календарь, он почитался 17 апреля. Краткий рассказ о поездке св. Агапита в Константинополь, составленный на основании византийских источников, сохранивших сведения о пребывании его в столице империи и украсивших это путешествие чудесными явлениями, был помещен св. Макарием, митрополитом Московским, в его грандиозный свод житий святых – Великие Минеи-Четии (XV в.). Текст этого повествования, переведенный на гражданский шрифт, приводится по изданию апрельской Минеи. С этого текста и выполнен перевод на современный русский язык. Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Сей иже во святых отець нашь бяше во времени Иустиниана царя, постничеством и добродетелию воспитан, возведенъ быв к священническому сану. Идый же к Константину граду еже молитвовати и благословити царя Иустиниана, абие по добродетелному своему шествию и еже к Богу дерзновению чюдо показа. Ибо бывшу ему въ Еладе, обрете человека двойми страстми стражуща и не могуща весьма глаголати, ниж ходити, но от самого рожения его нема бывша и ползающа, иж и того, за руку емъ, ходити показа и, от тела Владычня вложи во уста ему, благоглаголива сотвори. Бывшу ж святому у Златых врат, слепцу тамо приседящу, иж и руку на очи его приложи прозрению силу дарова. И по истине достоинъ по своей добродетели всем синклитомъ и от самого царя прият бывъ, и от всего града, и Анфима, епископа Трапезоньскаго, зело 37 воступлыиа на столь Константинаграда, изверже со стола, занеже мудрствующу ему Евтихиева и Севирова, и анафеме сего предасть и благочестиваго прозвитера Мину, святей велицей церкви житием и словом подобна суща и мудростию праву еже повере того, святивъ и на престоле посадивъ, по времени некоем ко Господу отиде. Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Текст сборника «По образу Святой Троицы» (2-е изд., 2013 г.)  Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Святой Троицы (фр. текст 1988 г.) Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 361. «По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, „поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“». Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной жи­во­пи­си, II. — Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011. С. 24 и 7–8 (Предисловие редактора). Житие Преподобного Сергия Радонежского. — Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, bыn. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417. Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы, 6. — По образу Святой Трои­цы/Сб. СТСЛ, 2013. С. 38. См.: Сщмч. Иларион (Троицкий). Триединство Божества и единство человечества. — По образу Святой Трои­цы/Сб. СТСЛ, 2013. С. 74, 102. Свт. Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и звание «христианин». — Творения. В 8 т. Т. 7. М., 1865. С. 217. См. также: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 6 (Образ и подобие) и 9 (Два аспекта Церкви). СТСЛ, 2013. С. 181–182, 265. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/3322881

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010