Смотрите в прямом эфире на Телеканале «78» трансляцию Пасхального богослужения из Сампсониевского собора 18 апреля в 22:50». Буду встречать Пасху хоть и не в своем Соборе, но со «своим» батюшкой!.. Вечером – письмо из Москвы, от моей крестницы, Оли С.: «Дорогая Людмила! Вот уже и Великий Четверг… Батюшка благословил волонтеров приходить на службы. Ощущение очень необычное, когда на службе ‘чистого четверга’ всего несколько человек… Вечером после чтения Евангелия волонтеры разнесли ‘огоньки’ бабушкам, которые об этом просили. Берегите себя, помощи Божией! Молитвенно вместе. Ваша крестница». 17 апреля Великая Пятница. Дома. В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ. Не нужно выбирать, как в последние годы, между Выносом Плащаницы, и Чином Погребения – на что хватит сил. Всё – дома, дома, дома… Очень удобно… Вечером – в Сретенском монастыре, в Соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской… Просидела сейчас минут 15, пытаясь найти слова, достойные этого воздушного и прозрачного, при всей внушительности сводов, храмового пространства, и ничего, кроме «Свете Тихий», не придумалось… Почти четыре часа службы пролетели в нем, как один… 18 апреля Великая Суббота… Не хочется говорить. Просто не хочется. Хочется молчать… Да молчит всякая плоть человеча…. В средине дня – Благодатный свет сошел! Нам дали еще один шанс… « Накануне Пасхи: Грустное » ( http://www.youtube.com/watch?v=fLFpxRXyXPQ ): «Здравствуйте, дорогие братья и сестры! С вами – протоиерей Константин Пархоменко. Мы с вами стоим на пороге Святой Пасхи. Уже через несколько часов все православные люди по всему миру начнут приветствовать друг друга радостным «Христос Воскресе!» Пока – Великая Суббота, Христос во гробе. Знаете, нам, пастырям, из года в год приходится призывать людей не забывать, что Великая Суббота – это день тишины и покоя. Да, Пасха уже предчувствуется в воздухе, но она пока не наступила. Пока – Великая Суббота. … Но люди плохо внимают нашим словам, потому что в этот день много всяких забот (праздничных)… Но в этом году тайну, и драматизм, и тишину Великой Субботы мы пережили в полной мере. И вы, дорогие, и мы, священники. Храм пустой. Только изредка заходит кто-то робкий, в марлевой повязке. За весь день, может быть, человек 50 зашли освятить свою снедь. … Не очень легко и радостно на сердце, хотя понимаешь, что Пасха придет».

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

Многолетие Государю Императору, возглашаемое на царских часах с произнесением полного Его титула, свидетельствует как о величии православного Русского Царя, владычествующего над многими народами, составлявшими прежде самостоятельные государства, и над многими областями, управлявшимися особыми князьями, так и о величии Его царства и народа, – православного русского народа, покорившего царской Державе столько земель и народов. Представление же о величии нашего – православного Русского Царя не может не располагать нас к благоговейному почитанию своего Царя и преклонению пред Ним, а представление о величии нашего отечества и православного Русского народа не может не располагать нас к тому, чтобы любить своё отечество и быть достойными сынами его, чрез точное и беспрекословное исполнение законов государственных и посильное служение на пользу всего отечества. (См. подр. Рук. д.с.п. 1891, 48). Пятница пред Рождеством Христовым есть последний строго постный день поста рождественского, потому что, хотя пост продолжается и в следующие затем субботу или воскресенье пред Рождеством Христовым, но он в означенные дни значительно ослабляется (см. 520 стр. печатного оригинала). А так как в православной Церкви с совершеннейшим постом вообще принято устранять по возможности всякую торжественность богослужения, то в такой день, как последняя пятница пред Рождеством Христовым, и положено совершать одни царские часы без литургии, как и в Великий пяток. Что же касается пятницы пред Богоявлением, если последнее случится в воскресенье или понедельник, то по характеру своему пятница эта ничем не отличается от прочих святочных, праздничных дней. Но в древнее время праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова (см. 520–521 стр. печатного оригинала), а потому и служба на эти праздники первоначально была одна. Когда же потом эти праздники были разделены, то вместо одной службы стали заботиться о том, чтобы на тот и другой праздник службы были по крайней мере одинаковые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— В какую же другую, батюшка, всего только одна и есть на весь Киев, а другой никакой нет. — Ты ничего не знаешь! — о. Иларион стоял на своем. — Так спросите кого другого, одно и то же скажут, — огрызнулся извозчик, — и не таких возил! О. Иларион вернулся в церковь и, еще раз убедившись, что в церкви не свадьба, а покойник, направился к церковному ящику: тут, думал он, дадут ему самые точные справки. — Это Кирилловская церковь? — спросил он старосту. — Кирилловская. — А еще есть Кирилловская? — Одна Кирилловская. — А где-нибудь на окраине, или по-другому называется?.. Но староста, занятый счетом денег и, видимо, не желая продолжать праздный разговор, только покачал головою. Ничего другою не оставалось, как уйти. Но куда? Искать несуществующую церковь по меньшей мере странно, да если и допустить, что по какой-либо случайности — мало ли что бывает — такая церковь и оказалась бы, то все равно уж поздно: время пропущено, и никакой свадьбы он не застанет. Может быть, он перепутал название, или день, или время? Да нет, память ему не изменяет, он хорошо помнит: Кирилловская, пятница, пять. И зачем понадобилось ему на вокзал тащиться? Успел бы еще тысячу раз и билетов сколько угодно. Пошел бы к вечерне, все разузнал бы толком. — Кирилловская, пятница, пять, — повторял машинально о. Иларион, проталкиваясь к выходу. Не досада, горечь заливала его сердце: он не сдержал своего слова, не исполнил обещания. Народу была полная церковь, и почему-то не стояли па месте, а все двигались по разным концам, как у праздника, когда прикладываются. Теснимый со всех сторон, уже достигнув паперти, о. Иларион как-то помимо своей воли очутился в круговороте и понесен был волною назад, как раз к тому месту, где стоял гроб. «И что это за порядок хоронить после вечерни, нигде такого обычая нет! И что, если тот человек просто подшутил над ним?» — Кирилловская, пятница, пять. О. Иларион на минуту приостановился, и вдруг словно холодною водой плеснули ему в лицо. Вскинув глаза, старец застонал: просто невероятным было то, что он увидел.

http://azbyka.ru/fiction/strannik-bozhij...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Храм был закрыт в 1953 (по другим данным в 1956) году и превращен в склад. К 1980-м годам пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989 году, восстановительные работы начаты только в 2000 году. На Пасхальной неделе 2007 года настоятелю храма, ответственному епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерею Сергию Захарову вручен антиминс для проведения в Свято-Троицком храме регулярных богослужений. 2 мая 2007 года в Троицком храме д. Горбачиха настоятель Пятницкой церкви г. Дрезна священник Сергий Захаров в сослужении клирика церкви священника Владимира Карельского отслужил первую Божественную Литургию. http://www.malinovo.ru/church_drezna.html Троицкая церковь в Дрезне на бывшем погосте Десятая Пятница была возведена в 1849 году на средства прихожан и местных благотворителей. Главный престол этого величественного храма был посвящен Живоначальной Троице, но по приделу святой мученицы Параскевы он также назывался Пятницким, а сам погост – «Пятницким на реке Березовке». Церковь действовала в самые суровые годы гонений, но уже в 1953 году была закрыта в связи со строительством военного объекта. В 1990 годы в Дрезне был устроен новый деревянный храм мученицы Параскевы, а старый каменный на погосте в настоящее время восстанавливается. Деревянная церковь мученицы Параскевы Пятницы на погосте у реки Березовки существовала с древних времен. В начале XVII столетия церковь и погост относились к древней княжеской Куньевской волости, которая позднее вошла в состав Богородского уезда. В дозорных книгах за 1646 год есть такая запись: «Погост Пятницкий, у Березовки, а на погосте церковь деревянная, у церкви во дворе поп Андрей». Деревянный храм на погосте Десятая Пятница также упоминался в документах 1717 года. Необычное название погоста «Десятая Пятница» не было единственным в Подмосковье. Историк С.Б. Веселовский в работе «Городки, погосты, села и деревни» упоминал второе подмосковное селение с таким же названием, которое находилось в Подольском уезде (позднее оно стало называться деревней Сальково).

http://sobory.ru/article/?object=02463

Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется (с. 360) пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у р.-католиков), которые называются благовещенскими (благовещение и празднуется в эти недели, но под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождество Христово самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Р. Х. посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас собор Прп. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления – Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. – Петру и Павлу, 3-я – 4 евангелистам, 4-я первомуч. Стефану, 5-я трем учителя м греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5–8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в пон., втор. и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель – «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия СВ. Духа; ср. у р.-католиков – Св. Троицы в 1 нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 « недель пророка Илии», 1–3 (количество зависит от пасхального круга) «недели пр. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, потому что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год таким образом имеет всегда 52 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне – 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом, из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена пресв. Деве, пятница – страданиям Христовым, а суббота – поклонению кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб 1552 . (с. 361) Армянский церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ученики Иисуса после Его смерти и воскресения в течение некоторого времени посещали храм и синагоги, соблюдали отдельные иудейские обычаи. Однако очень скоро они от этого отказались. Новый подход к религиозной жизни потребовал и новых форм благочестия. Уже в первом поколении христиан было отменено обрезание, а главные иудейские праздники, пасха и пятидесятница, были полностью переосмыслены и получили новое значение. Что касается постных дней, то, как свидетельствует «Дидахи», уже на раннем этапе существования Церкви таковыми стали среда и пятница. Одним или несколькими днями поста предварялось празднование Пасхи. В частности, Ипполит Римский упоминает двухдневный пост перед Пасхой 402 . Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов» 403 . Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения 404 . Со временем предпасхальный пост вырос до сорока дней, хотя еще в V веке наблюдалось значительное разнообразие в том, как понимался пост в разных христианских общинах. По свидетельству историка Сократа Схоластика (V век), в Риме перед Пасхой постились три недели, кроме суббот и воскресений. В других Церквах пост продолжался шесть или семь недель, при этом он везде считался сорокадневным. В отношении диетических предписаний тоже существовало разнообразие: некоторые не вкушали пищу вообще до девятого часа, другие ели только хлеб, третьи воздерживались от животной пищи, четвертые позволяли себе рыбу, пятые – рыбу и птицу 405 . С веками практика в отношении Великого поста на христианском Востоке унифицировалась, однако под влиянием монашеской традиции добавились еще три продолжительных поста: Рождественский, Успенский и Апостольский. Среда и пятница сохранились в качестве постных дней в течение всего года: среда – как воспоминание о предательстве Иуды и аресте Иисуса, пятница – как воспоминание о распятии. Исключение составляют несколько недель в году, в которые пост отменяется вообще (они называются сплошными седмицами).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Фрейлина вдовой императрицы Александры Феодоровны графиня Тизенгаузен собрала на постройку церкви в Ницце 15000 рублей. Синод и граф Толстой хотели послать меня в Иерусалим в сане епископа, но воспротивился им Горчаков. Потемкиной насказали, что я не хочу ехать в Константинополь. Но я просил ее внушить Толстому, что желаю служить там. 22, пятница . В первом часу пополудни навестил меня протоиерей Казанского собора Андрей Иванович Райковский и подарил мне логику свою, напечатанную на днях. От него я слышал вот что. Когда назначенный в Иерусалим епископ Кирилл представлялся Горчакову с профессором академии Василием Левисоном, отправляющимся туда же, министр говорил этому выкресту из евреев: «Вы сперва приняли римско-католическое вероисповедание, потом протестантское и наконец православное; поэтому не можете быть членом нашей духовной миссии во св. граде, а если угодно вам съездить туда на поклонение Святым местам, то я не препятствую». Один сановник, весьма приближенный к митрополиту Григорию, спрашивал его, почему не назначили меня в Иерусалим на место Поликарпа. Его преосвященство сперва сказал: «Об архимандрите (Порфирии) говорят невыгодно», – потом, услышав возражение сановника: «Надобно ли верить наговорам, когда порицали и Спасителя», – объявил, что «министр Горчаков не захотел его». После сего я открыл о. протоиерею существенную причину, по которой Горчаков устранил меня от Иерусалима. Декабрь, 13, пятница. Был у меня А.Н. Муравьев и поведал, что московский владыка Филарет хлопочет в азиатском департаменте об определении меня в нашей посольской церкви в Константинополе. Напрасны были хлопоты его. Во весь истекший год я подобен был кораблю, обуреваемому и спереди, и сзади, и с обеих сторон. Но правил им Кормчий небесный; и вот я плыву и доплыву, куда поведет меня сей Кормчий. Мои сновидения Январь, 4, пятница. Ночью под этот день снилось: Назначенный в нашу китайскую миссию архимандрит Гурий что-то много говорил мне о нерасположенности ко мне духовного начальства и о причинах ее; но я теперь не помню всех речей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В. В чём заключается пост? О. В безусловной умеренности и ограничении себя в пище и питии вообще, и в воздержании от некоторых («скоромных») видов пищи в постные дни вовсе. В одни посты не едят мяса, яиц, молока, а в другие более строгие, – и рыбы. При этом с постом телесным должен соединяться и – притом – считается более важным – пост духовный, состоящий в усиленной молитве и в добрых делах. В. Кем установлен пост? О. Пост есть, несомненно, предание апостольское, и установлен ими в исполнение слов Иисуса Христа, «придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда БУДУТ ПОСТИТЬСЯ, в те дни» ( Мк. 2, 20 и паралл.), а также в подражание Ему Самому, ибо Господь Собственным примером освятил сорокадневный пост. В. Какие посты установлены в Православной Церкви? О. 1. Великий пост или Святая Четыредесятница, соединяемая со Страстной неделей (перед Пасхой) – самый главный и самый строгий из постов (т. е. без рыбы). 2. Двухнедельный пост пред праздником Успения Божией Матери, подобный ему по строгости (также не едят рыбы); 3. Рождественский пост («филипповки») за 40 дней пред Рождеством Христовым и 4. Петров – апостольский пост, пред днём апостолов Петра и Павла (начинается через неделю после Троицына дня). Кроме многодневных постов, есть у нас ещё однодневные. Таковы: среда и пятница на каждой седмице (среда – день предательства Иуды, пятница – день самого распятия), день Воздвижения Креста Господня (14 сент.), Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг.). Самые строгие постные дни, когда по крайней мере не едят вовсе до вечера: Страстная Пятница и сочельники 78 под Рождество Христово и под Крещение. В. Кто грешит против 4-й заповеди? О. 1. Те, кто совсем не почитают праздников, без уважительных причин заполняя их обычными житейскими делами и заботами. 79 2. Те, кто вместо христианского освящения этих дней (как сказано выше), просто проводит их в праздности и ничего-не-делании, в особенности же – если заполняет их пустыми забавами и развлечениями, или объедением и пьянством. 3. А также те, кто в будние шесть дней ленится и не «делает», как заповедано Богом. 5-я Заповедь Закона Моисеева

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При таком непосредственном наблюдении за появлением новой луны 15 день месяца всегда и непременно совпадать будет с днем полнолуния. На какой день недели падало 15-е нисана или полнолуние этого месяца в год страданий Спасителя? 15-е нисана – еврейская пасха. Евреи праздновали ее в том году в субботу ( Мф. 27:62, 28:1 ; Иоан. 18:28,39, 19:14 ), а св. евангелисты единогласно первым днем опресночным называют пятницу; Господь совершил Пасху вечером в четверток, или, по еврейскому счету, в первую четверть пятницы, так как еврейские дни начинались с вечера. Повествуя об этом евангелист Матфей (26:17) пишет: «в первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: «где хощеши уготоваем Tu ясти пасху». Евангелист Марк (14:12) начинает повествование об этом теми же словами, как и евангелист Матфей: «в первый день опресноков». А евангелист Лука выражается еще определеннее: «настал (λϑε –пришел, несколько более, нежели подошел, наступил, только что начался) день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:7:8). Евангелист Иоанн (19:14) называет эту пятницу пятницею ПасхΠαρασκεβ το πυχα – пятница пасхи, или пятница пасхальная, а не обыкновенная и не пятница перед пасхою.. Итак, по свидетельству св. евангелистов, иудеи праздновали Пасху или 15-е нисана в субботу; между тем те же св. евангелисты первым днем опресноков, а это и есть день Пасхи, единогласно, как сейчас видели, называют пятницу. Решение этого недоумения есть вместе с тем и решение вопроса о годе страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а, следовательно, и о годе Его рождения; так как из повествования тех же св. евангелистов видно, что в год смерти Спасителю исполнилось 33 года с половиною почти. Движение небесных светил совершается постоянно по одним и тем же неизменным законам. Законы этих движений и взаимоотношения последних не недоступны уму человеческому. В наше время эти взаимоотношения определены с математической точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010