Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9 глава Типикона. Из них два дня (среда и пятница) являются особыми, потому что тема этих дней Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но с точки зрения седмичной службы являются как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года — Это Суббота Великая (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. Все субботы года связаны с ними. Об этом и о смысле субботнего дня мы подробно говорили в Великую Субботу, хотя этому нам несколько мешала тема «освящения» куличей. Теперь надо сказать, что в зависимости от праздничного знака структура богослужения так же видоизменяется. Например, богослужебные тексты могут менять свое место. Это касается ектений. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце — сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: “И ныне. Богородичен”. На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные (или воскресные), т.е. те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи. Там четыре приложения: два — будничных и два — праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста — праздничный. Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Как правило, это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Как итог – предпоследняя стихира богослужения, о бесконечном милосердии и человеколюбии Подателя жизни: Господи, восходящу Ти на Крест, страх и трепет нападе на тварь, и земли убо возбранял еси поглотити распинающих Тя, аду же повелевал еси испустити узники, на обновление человеков. Судие живых и мертвых, жизнь пришел еси подати, а не смерть. Человеколюбче, слава Тебе. Эти переживания значимы и, безусловно, необходимы для каждого христианина. Но, как ни странно, их мало. Вспомним тему предыдущего дня, Великого Четверга: союз любви, связывающий апостолов, а с ними и всех нас в Таинстве Евхаристии и через Христово смирение. Для того нам и дает Господь столько святых, а Первой из них – Саму Свою Пречистую Матерь, чтобы нам было кого любить. А самое ясное проявление любви – сострадание. Византийский поэтический стиль часто считается тяжеловесным: сложные грамматические конструкции, перегруженные метафоры, наслоения смыслов… Однако в «Плаче Пресвятой Богородицы» ничего этого нет. В нем вообще нет ничего специфически богословского или таинственного. Есть только материнская боль, которую поймет любая мать во все времена. Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающе глаголаше Непорочная: Свет Мой и Радость Моя во гроб зайде. Ноне оставлю Его Единаго, зде же умру и спогребуся Ему. Пожалуй, это единственная служба в году, когда мы не просим Богородицу о помощи, а сами присоединяемся к Ее стенаниям и мольбам. И через это сострадание Ей становится больше и наше сострадание Христу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 19 марта, 2024 4 апреля, 2007 13 апреля, 2012 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

И Сам Он лежал во гробе в субботу. «Царица Суббота» – так называют иудеи день покоя. Воистину, Суббота Преблагословенная – это Царица Суббота. И в богослужениях Великой Субботы нет уже боли – есть только покой, тишина после бури, после солнечного затмения и землетрясения, после Крестного Страдания и плача Матери… Совсем не странно, что именно субботу Церковь посвящает поминовению усопших. Смерть – это всегда Великая Пятница, потому что каждый умирает единожды и лицом к лицу перед Богом, и никто не знает, что его ждет дальше. Но когда душа уже оставила тело, когда смерть, кажется, победила – оказывается, что победа мнимая. Человек отходит в руки Божьи, наступает время отдыха. У нас тоже впереди много работы Почему именно накануне Пятидесятницы поминальная суббота – Вселенская? Богословская загадка? Богослужебная? А может, все проще? Именно сошествие Святого Духа на апостолов, явление Третьего Лица Святой Троицы, стало началом их миссионерских трудов – радостных, но и сложных, даже до смерти. А перед тяжелой работой надо набраться сил. Вот они и отдыхали. Ожидая раскрытия последней Тайны о Боге – о Его триединстве, – отдыхала вся вселенная, живые и усопшие. У нас тоже впереди много работы. Нам предстоит возделывать землю, уклоняться от зла и творить благо, делиться радостью о Христе Воскресшем с ближними, а потом с нетерпением ждать встречи с Ним на Страшном Суде – одним словом, спасаться. Вместе спасаться – у Бога ведь нет мертвых, и судьбы ушедших еще не определены, потому мы и молимся друг за друга. Перед долгой дорогой мы, как и апостолы, нуждаемся в отдыхе – и те, кто еще идет по земле, и те, чья суббота уже наступила. А сегодня наши субботы встречаются. Сегодня мы не только молимся за всех почивших – мы находимся с ними рядом, в одной Сионской горнице, ожидая Господа, порывом горячего ветра, поднимающего нас с места и ведущего в Жизнь с Ним. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vselenskaya-subbota-po...

фото: С. Власов, О. Варов/patriarchia.ru На самом деле богослужение Входа Господня в Иерусалим говорит о том, что главный смысл этого атрибута – происходящее в храме. Мы, так же как и две тысячи лет назад стояли взрослые и дети с пальмовыми ветками, стоим перед воротами Иерусалима и встречаем Христа, который идет на вольную смерть. Когда начинается Страстная неделя, во многих храмах на середину ставят большое распятие – крест с предстоящими Матерью Божьей и Иоанном Богословом. И это ведь тоже не просто украшение, а образ того, что и мы перед этим крестом предстоим. Подножие креста поднято вверх, в сторону, где, как мы помним, находился раскаявшийся разбойник, и опущено с левой стороны, где находился неблагоразумный разбойник. Оно тоже разделяет нас, предстоящих. Мы тоже должны ощутить свое место перед Крестом, с кем мы в данный момент? Или мы с апостолами, которые разбежались и оставили Христа? Или мы с теми иудеями, которые разочаровались в Христе и требовали Его распятия? Или мы, может быть, даже с Иудой, который предал Господа за деньги, за материальные блага? Конечно, приятно думать, что мы с Божией Матерью, с Иоанном Богословом. Страстная неделя – это повод задуматься и честно себе на этот вопрос ответить: с кем мы у Креста? Мы как-то привыкли думать, что Великий Пост – это время подготовки к Пасхе, к празднованию Воскресения Господня. Но в древней Церкви было еще понятие Страстной Пасхи. Великая Пятница – это Страстная Пасха. И Великий пост готовит нас и к той и к другой Пасхе, мы готовимся к тому, чтобы переживать страдания Христа, а потом радоваться Его воскресению. Не нужно забывать об этом, и в Великую пятницу всё-таки стоит очень постараться быть в храме, рядом с распинаемым и умирающим Господом, чтобы через это прийти в храм уже к воскресшему Спасителю. Записала Оксана Головко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/strastnaya-stat-soucha...

По сложившейся традиции сразу после Литургии совершается великая вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш…» и чтением коленнопреклонных молитв. С этого дня верующие вновь могут в церковной и домашней молитве вставать на колени. Три коленнопреклонных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших читаются не вместе, а в разные периоды богослужения, предваряемые особым возгласом диакона «Паки и паки, преклонше колена , Господу помолимся». Духовенство и все молящиеся в храме встают на колени. По окончании молитвы диакон возглашает «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», после чего все верующие встают. На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается память Дня Святого Духа. Вся седмица сплошная, то есть среда и пятница не являются на этой неделе постными днями. Иконография праздника Изображения праздника Пятидесятницы существовали еще в ранней Церкви в виде настенных росписей. Но самое раннее изображение этого события, которое сохранилось до нашего времени, — миниатюра VI века в Евангелии Раввулы. На миниатюре иконографическая схема праздника до конца еще не сформирована. Например, апостолы стоят и находятся не в горнице. Но в будущей иконографии закрепилась одна из особенностей изображения Пятидесятницы, присутствующая на миниатюре, — языки пламени, сходящие на 12 апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. Начиная с IX века композиция становится более устойчивой, и апостолы уже всегда изображаются сидящими с активной жестикуляцией. Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX в. Для византийской и древнерусской иконографии характерным элементом становится изображение старца с короной на голове — царя-космоса, который может изображаться или в полный рост, сидящим со скрещенными ногами, либо на небольшом седалище, или по пояс. Благовещенский собор Московского Кремля. XV в. Интерпретаций этой фигуры немало: одни исследователи соотносят старца с пророком Иоилем, на пророчество которого ссылается автор Книги Деяний (см.: Иоиль 2:28), другие — с царем Давидом, пророчествовавшим о Вознесении, которое имеет отношение к событию Сошествия Святого Духа. Третьи предполагают, что этот образ заменил собой «народы», которые изображались в более ранней иконографии и обозначали людей, к которым была обращена проповедь апостолов. Рукопись Слов свт. Григория Богослова, IX в.

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

Был один случай в Америке. В один протестантский приход пришли 80 человек на спевку, и из них 60 человек оказались больными. Нас в какой-то степени спасло, что светские власти были достаточно жесткими и наш митрополит Иларион тоже. Все послушались. Но в эти дни по-настоящему поняли что нужно, а что нет. Что можно  молиться, если нет возможности богослужения. Особенно остро необычность ситуации начала проявляться на Страстной. Я знаю людей, которые на работу не идут уже с Великого Четверга. Для них действительно это святые дни – Великий Четверг, великая Пятница, Великая Суббота, Пасха. К тому же для нас особенно важна не только литургическая жизнь, но и жизнь общины. Человек получает духовный заряд и человеческий на остальное время. Но многие именно сейчас впервые стали открывать Библию, и читать тексты служб. Мы семьей – живем достаточно далеко друг от друга – мы стали читать Деяния апостолов, которые для мальчиков и молодых людей особенно интересны, потому что там как детективная история, есть сюжет, и нет никаких нравственных внушений. Я сказала всей семье, своим племянникам, что мы будем читать Деяния, собираться по zoom, каждому назначила определенное евангельское чтение. И даже разослала тексты, не полагаясь, что они их сами откопают. К счастью, их родители согласились с таким мероприятием, и, как это ни странно, в чисто семейном смысле для нас оказалась очень насыщенная и интересная Пасха. Я лично очень довольна. Племянники читали на привычном для них английском, мы с сестрой по-церковнославянски, мама тоже принимала участие, она читала на русском. - Следили ли вы за телетрансляциями богослужений? - Можно было подключиться к онлайн трансляциям. Не все приходы это делали. Но, как правило, подключались к онлайн своего прихода. А, например, приход моей мамы этого не делал, так что мама открыла для себя Святогорскую лавру в Донецкой области и влюбилась. Она сказала, что для нее было все очень близко. Именно потому, что у нее родители белорусы, она провела юность на Украине, и наш Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле создан по примеру Почаева и Ладомирова. После апостольского чтения и текстов служб мы с мамой вместе смотрели трансляции из Святогорской лавры. Так что наша нагрузка вышла даже больше, чем раньше, и мы этому очень рады. Больше погрузились в богослужение, чем посещая храм.

http://bogoslov.ru/event/6027690

4 апреля 1946 г. наместник просил Патриарха Алексия «дать распоряжение об откомандировании монашествующих священнослужителей (3 священников и 2 диаконов) для совершения богослужения в Лавре, если будет возможность начать совершение богослужения на Страстной седмице» . Святейший Патриарх в помощь наместнику Лавры временно назначил для служения схиархимандрита Илариона (Удодова), старца высокой духовной жизни, афонского инока с двадцатилетним стажем. В Успенский собор были также направлены схиигумен Алексий (вторым священником) и иеродиакон Иннокентий (Коляда), обладавший «громким и красивым голосом» . Первым лаврским хором стал любительский хор загорской Ильинской церкви, которым руководил Сергей Михайлович Боскин, очень музыкальный человек, знающий хорошо традиции и напевы Троице-Сергиевой Лавры. На первых порах староста Ильинского храма И. В. Сарафанов обеспечивал Лавру всем необходимым: свечами, гарным маслом, кадильным углём, ладаном, помогал с рабочими и материалами. За свечной ящик поставили Ивана Сергеевича Булычёва, верующего человека, сопровождавшего схиархимандрита Илариона. В алтаре прислуживали послушники архимандрита Гурия — Александр Хархаров и Игорь Мальцев. В Великую Пятницу, 19 апреля 1946 г., архимандрит Гурий служил вечерню вместе со схиархимандритом Иларионом, на которой они вдвоём вынесли плащаницу. О службах Великой Пятницы никто не оповещал, но народ в Успенском соборе собрался. Об этом событии Патриарх Алексий сделал запись в своём дневнике: «19 апреля. Великая Пятница. В Лавре начались богослужения в Успенском Соборе» . В пятницу архимандрит Гурий написал письмо уполномоченному Трушину, в котором сообщил, что директор Загорского музея В. К. Ряховский разрешит колокольный звон только при наличии распоряжения от Управления по делам искусств . Лаврские колокола. Загорск. 1946. В Великую Субботу, 20 апреля 1946 г., утром была отслужена Божественная литургия. К десяти часам субботнего вечера в Лавру потянулся народ, и «ожила на многие годы заснувшая, затихшая Лавра» . Чуть было не возникли проблемы с колокольным звоном, так как ключи от колокольни директор музея выдал архимандриту Гурию только в 22:30, хотя и получил извещение из Москвы о разрешении звона ещё днём. Лаврские колокола молчали 26 лет, прощальный звон при закрытии Лавры в 1920 г. совершил Константин Родионов. Ему же предстояло и начинать звон.

http://bogoslov.ru/article/6174429

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. 18 апреля, 2014 В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство… О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения». — Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года? — Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года. — О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить? — Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Историческая литургика БРАТОТВОРЕНИЕ средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения

http://pravenc.ru/rubrics/122744_2.html

Страстная седмица Календарь Страстной седмицы Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля - 4 мая 2024 года)  — Великий Понедельник (29 апреля).   — Великий Вторник (30 апреля)   — Великая Среда (1 мая)   — Великий Четверг (2 мая) Чин омовения ног Чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.   — Великая Пятница (3 мая) Богослужение Царских Часов. Чин выноса Плащаницы.   — Великая Суббота (4 мая) СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 5 мая Иннокентий Херсонский «Страстная седмица» Крестом и смертью Богочеловека окончено и совершено все, что было необходимо для нашего спасения: рукописание грехов человеческих изглаждено; правда и закон удовлетворены: слава Божия восстановлена; благодать и царство для рода человеческого заслужены. Вместе с сим должно было кончиться и уничиженное состояние нашего Искупителя и уступить место состоянию славы и величия, которое и началось теперь у самого Его гроба: и будет покой Его честь! Читать полностью Иннокентий Херсонский «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» «Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», — отозвался о книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» отец Александр Мень. Иннокентий Херсонский в этой своей книге дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук. Интересно мнение святителя об издании этого труда (шире: о книгах по библеистике, богословию и вызываемой реакции на них): «Хотя в них [в рукописях «Последних дней»] и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией». Читать книгу Слова Феофана Затворника Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь–в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, извнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во время не было никаких признаков снаружи.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010