662 Чти к сим книжицу преосвященного Стефана Рязанского «Знамения пришествия антихристова и кончины мира», а паче главу 4–9; «Розыска» часть 2, глава 5, и сего трактата глава 2, §15. 732 [Сие видно в повестях Минеи-четьи и в прологе месяца октября, 4 числа о Домнике мученице и дщерях её.] 748 Чти к сим «Обличение неправды раскольнической» при конце в объявлении толков схизматических номер 29-й. 750 Что касается до слов «Параскева» и «Пятница», то по собственности значения их Параскева есть греческое название, на нашем языке переведено быть должно «приуготовление»; а пятница у нас значит пятый день в седмице. Почему ж вошло Параскеву в святцах наших называть Пятницей? Потому, первое, что у евреев день приуготовления к шабату, или к субботе, был тот самый, что у нас пятница. Почему они, навыкнув греческому языку, и называли день сей «параскеви». Второе, у нас в святцы взошёл обычай Параскевию мученицу, которой повесть написана в Минеи-четьи октября в 28 [день], называть «Пятницей», поскольку сама она перед мучителями изъяснилась, чего ради наименована Параскевией; того-де ради, что родители её почитали в седмице день шестой постом и молитвами страстей ради Христовых, в оный день подъятых за спасение наше и в сей же день даровал им Бог её, дщерь. Чти оную повесть, то пространнее увеси. Пятница ж пятый есть день с понедельника, а шестой от воскресного дня. Вот как надобно пятничный день чтить, то есть постом и молитвой, воспоминая в нём страдание Христа Спасителя. Тако чтити среду и пяток повелевает и правило святых апостол 69. 751 Выбор девок в Пятницы ведёт, конечно, своё начало от обычая простонародного. Известно, что по сёлам многие из непросвещённых христиан, хотя, впрочем, от Церкви не отщепившихся, особенно почитают пятки всего лета, оставляя в них свои ручные дела: для того, что будто матушка пятница гневается на тех, кои в день её работают. Но сие также не есть ли грубое невежество и суеверие? Ибо как пятница, пятый сиречь день, может на кого гневаться? И за что, когда в самом законе Божием предписано помнить токмо субботный день или воскресный, а в прочие шесть дней, не исключая и пятницу, равно повелевается делать и творить в них вся дела своя?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Это годичный цикл богослужения, который выражается в праздничном цикле Церкви. Каждый праздник имеет свои особенности в богослужении. В основном, это одна и та же форма богослужения, но каждый раз в связи с событиями, которые в этот день года переживает Церковь, какие-то молитвы добавляются, какие-то песнопения добавляются. Каждая литургия в течение года отличается от всех остальных, это не одно и то же каждый раз, а каждый раз что-то новое. И Церковь дает нам возможность двигаться, совершая одно и то же таинство, но двигаться вместе с Богом. Недельный цикл богослужения Внутри годичного цикла есть цикл недельный. И в нем главное событие – это Воскресение Христово, маленькая Пасха, день воскресный, в который обязательно совершается литургия. В другие дни литургия тоже может совершаться, но не во всех церквях, по-разному приходы устроены. Но воскресный день – это маленькая Пасха, в которую обязательно совершается литургия, поэтому к воскресенью как к центральному дню в неделе устремлено богослужение недельное. Все остальные богослужения в течение недели каким-то образом напоминают нам о том, что впереди маленькая Пасха, воскресный день. Поэтому мы призваны в воскресенье собираться вместе для того, чтобы вновь пройти пасхальный цикл со Христом. Каждая литургия – это Пасха, это наша Тайная вечеря со Христом, это участие в Его смерти и в Его Воскресении. Евхаристия – это соединение наше со Христом в Его страданиях, в Его Воскресении и Вознесении. Постные дни недели Недельный цикл так же устремленным к литургии. В течение недели тоже есть свои особые дни, постные дни, когда мы вспоминаем о наших человеческих грехах. Церковь предлагает нам два дня в неделю – среда и пятница. Есть периоды в течение года, когда мы празднуем, и этих дней нет – это так называемые  сплошные недели  после великих праздников, когда среда и пятница не являются постными. А на протяжении всего остального года среда и пятница – это постные дни, когда нам Церковь предлагает совершить некоторую проверку своей совести – как я живу, все ли нормально, или у меня опять что-то накопилось, я опять в чем-то испачкался? И если я испачкался, у меня есть возможность прийти к Богу, попросить прощения в таинстве исповеди. Почему среда и пятница? Среда – это день, в который Иисус был предан Иудой, пятница – это день, в который Он был распят. Два преступления, совершенных человеками, и каждая среда и пятница нам напоминание об этом.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

III. Седъмица апостолов, d h a-šlî’ Первый день, т. е. «первое воскресенье седьмицы апостолов есть праздник пятидесятницы» 401 . – «Среда первая: воспоминание о первой литургии, dûk h rnâ d h -qûrbnâ qadmyâ. Совершил ее мар-Я’ков, брат Господень; и первая причастилась Госпожа Мария, mrt y Maryam, и затем апостолы». – Первая пятница называется «пятница золота d h -d h ahb h â», потому что в апостоле в этот день читаются слова: сребра и злата несть оу мене: «потому что в этот день был исцелен хромой при вратах храма» 402 . – Следовательно, второе воскресенье апостолов есть κυριακ τν γων πντων у нас, dominica Trinitatis у латинян – «Седьмая пятница» этой седьмицы называется «пятница завершения, d h -šûl l m, седьмицы апостолов, и память семидесяти двух учеников» 403 . IV. Седьмица лета, d h -qayâ Первый день её – «воскресенье завершения седьмицы апостолов, то есть первое [воскресенье] лета, именуемое навсардил ; и память двунадесяте апостол» 404 . Санскритское «navaçarad», арм. ναυασα δ, буквально, значит «новогод», следовательно, «навсардил» есть «новогодний день» 405 . Это воскресенье есть то самое, которое у армян называется «вардавар», w α δαw αρ 406 , в наших богослужебных книгах называется «неделя седмая на пятдесятнице», у латинян «dominica Omnes gentes». Седьмица лета имела и другое название: «седьмица халлеляйн " 407 . Смысл этого названия мне неизвестен. V. Седьмица пророка Илии, d h -liyâ Первое воскресенье этой седьмицы соответствует «неделе 14-й по пятдесятнице» наших богослужебных книг, «dominica Protector noster» латинян. Эта седьмица имеет довольно странную особенность: «воскресенье 4-е Илии» называется также «воскресеньем первым креста», d h a-çlîb h â, 408 или «по обретении [креста]». d h -b h t h ar šk h tâ 409 , и этот счет продолжается до конца седьмицы; так что «седьмое воскресенье Илии» есть «4-е воскресенье креста», «седьмая пятница» есть «четвертая пятница обретения и завершения седьмицы Илииной; и в сей день совершаем память святого Илии, l-mr y 1иуâ, пророка фесвитянина» 410 . Между тем, праздник креста сиро-персидская церковь всегда и неизменно совершает 13 сентября 411 ; следовательно, бывает нередко так, что первое воскресенье «по обретении» приходится до 13 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Передача 36 27.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Баллада о солдате " . Святая правда о Великой Отечественной войне. Передача 35 20.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " За свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы " . Передача 34 13.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Сталинград и Эль-Аламейн. Попытки переписать историю.Передача 33 06.08.2020 22:00 " Священная война. Великая Победа " , 75-летию Победы посвящается. Радиоцикл В. Саулкина " Победа Креста Христова над свастикой " Патриарх Сергий и Великая Победа. Передача 32. 30.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Вторую мировую войну развязал мировой финансовый интернационал Передача 31 23.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Битва за Русскую цивилизацию Передача 30 16.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Огненная дуга. " Когда " Тигры " горят " Передача 29 14.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Огненная дуга " . Поле ратной славы России. Передача 28 07.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " МЫ ЗА РОДИНУ ПАЛИ, НО ОНА СПАСЕНА " Битва за Ржев. Передача 27 02.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Конца истории не будет. Россию не сломить не запугать " Передача 26 23.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Парад Великой Победы в День Святой Троицы. Передача 25 18.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Вечно живые " 22 июня - День памяти и скорби.

http://radonezh.ru/rubrika/svyashchennay...

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Но собственно второй отдел года начинается с нашего сыропустного воскресенья, κυριακ τς τυροφ γου, и подразделяется на шесть периодов, называемых седъмицами, šab b ôъâ; эти седьмицы по 49 дней, в них неделя считается за день. I. Седъмица поста, šab b ôъâ d h -çaumâ Её первый день, наша κυριακ το τυροφγου, называется «maъlay [или maъl l ay] çaumâ« 392 , наступление поста, и потому наше воскресенье православия, κυριακ τς ορθοδοξας, называется у сиро-халдеев «второе воскресенье поста», наше вербное воскресенье, κυριακ τν β ων, – «седьмое воскресенье поста, праздник осанн, ъ’d h â d h -’ôšаъп’» 393 . В «шестую пятницу» поста (т. е. накануне нашей Лазаревой субботы, σββατον το Λαξρου) совершается память «мар-Лазаря, laъzar, которого воскресил Господь и который был первым епископом кипрским» 394 ; народное название этой пятницы «малое осанна» 395 . Понедельник, вторник и среда страстной недели называется «последний, ’hryâ, понедельник поста», и т. д., великий четверг – «седьмой четверг, пасха, peçâ», великая пятница – «седьмая пятница, страсти Господни, ašeh d-mran», великая суббота – «седьмая суббота, великая суббота, šab b t h a rab b t h a« 396 . II. Седьмица воскресенья, dha-qymtâ Её первый день, у нас св. пасха, называется «праздник воскресения» 397 . Светлая неделя именуется «неделя недель», или – что по-сирски одно и тоже – «суббота суббот», šab b at h šab b ’, и потому, напр., светлый понедельник называется «trên-b-šab b â d h -šab b at h šab b ’, что буквально значит »второй [день] в субботе субботы суббот« 398 ; пятница светлой недели называется «ъагûв h tâ d h -maudyn’», пятница, исповедников мар-Шим’она бар-Сабба’е и прочих 399 . Фомино воскресенье, κυριακ το Θωμ, ντιπσχα, νε κυριακ, и у нас считается как «недел27; втора27; по пасце». Сиро-халдеи называют его «воскресеньем новым», ad h – b-šab b a ad h t h a» 400 и считают его как «второе воскресенье» в шаббо’а-да-кьямта, седъмице воскресения. Понятно, что «седьмое воскресенье» этой седьмицы есть «воскресенье по вознесении».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Три парохода «Межень», «Царевич Алексей» и «Тургенев» доставили в Кострому Государя Императора Николая Александровича, Государыню Императрицу Александру Федоровну, наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Великих княжон Ольгу Николаевну, Татьяну Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну. В Кострому прибыли также Великая княжна Мария Александровна, Герцогиня Саксен-Кобург-Готская, Великая княгиня Анастасия Михайловна, Великая герцогиня Мекленбург-Шве-ринская, Великая княгиня Мария Павловна, Великий князь Кирилл Владимирович, Великая княгиня Виктория Федоровна, Великий князь Борис Владимирович, Великий князь Андрей Владимирович, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Дмитрий Павлович, Великий князь Николай Николаевич, Великая княгиня Анастасия Николаевна, Великий князь Дмитрий Константинович, Великий князь Петр Николаевич, Великая княжна Милица Николаевна, княжна Елена Георгиевна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, Сергей Георгиевич, князь Романовский, герцог Лейхтенбергский, княжна Мария Петровна, Великий князь Георгий Михайлович, Великий князь Александр Михайлович, Великая княгиня Ксения Александровна, Великий князь Сергей Михайлович, Великая княгиня Ирина Александровна, Великая княгиня Ольга Александровна, Принц Петр Александрович Ольденбургский, Великий князь Иоанн Константинович, Великая княгиня Елена Петровна, Великий князь Гавриил Константинович, Великий князь Константин Константинович, Великий князь Дмитрий I Константинович, князь Александр Георгиевич, Герцог Лейхтенбергский, княгиня Елена Георгиевна, герцогиня Саксен-Альтенбургская, Михаил Георгиевич, герцог Мек-ленбург-Стрелецкий . Этот великий общенациональный праздник получил обширное отражение в современной данному событию прессе. А впоследствии были подготовлены более солидные работы, всесторонне обозначившие место Костромы в истории Отечества. Поэтому специально рассматривать мотив пребывания здесь в 1913 году Великой княгини Елисаветы Феодоровны мы не будем. Но обратить внимание на пребывание Ее Высочества в Костроме в 1916 году считаем необходимым.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В Тахсе есть правило, что если человек по какой-нибудь причине не причащается накануне Пасхи, в самый день Пасхи, или в Великий Четверг, или в дни, следующие за Пасхой, то он должен оставаться «назореем», т. е., не есть мяса в течение месяца; но он не обязывается воздерживаться от другой скоромной пищи. Если же он причастился в Великий Четверг, а не накануне Пасхи, или в самый день Пасхи, то он может закончить свой пост через пятнадцать дней (2-е прав. в книге Тахса). Изложим теперь сиро-халдейский календарь. Следующие праздничные дни и посты взяты или из Худры, или из рукописи, приложенной к копии Кашкула, т. е., книги различных праздничных песнопений, от 14 мая 1443 года. Кроме обозначенных ниже святых, эта рукопись содержит имена нескольких местных отцов, в дни которых никогда собственно не назначалось особого богослужения и которые никогда теперь не соблюдаются. Немногие из приводимых ниже дней взяты из твердо установившегося местного предания, как Мар-Аудишу в «новое» воскресенье и Пресвятой Марии, 15 мая и 15 августа. Дни считаются по старому стилю. Декабря 1. Начинается Рождественский пост. Четыре воскресенья в Рождественском посту. (Субара, что значит провозглашение или возвещение). Декабря 25. День Рождества Христова. Пятница. Мар-Яку (Иаков), брат Господень (вышел из употребления). Первое воскресенье после Рождества Христова. Пятница. Пресвятая Мария. Второе воскресенье после Рождества Христова. Понедельник вторнике и среда. Моление Мар-Зайи (очень редко соблюдается теперь). Января 6. Богоявление («светлость» или «восход солнца», а также «новые воды»), в память крещения Спасителя. Пятница. Св. Иоанн Креститель. Первое воскресенье после Богоявления. Понедельник, вторник и среда. Моление девиц, соблюдаемое в Кочанисе и некоторых других местах девицами. Пятница. Св. Петр и св. Павел. Второе воскресенье после Богоявления. Пятница. Четыре евангелиста. Также «воспоминание о 150 епископах, отлученных Македонием». Но последнее вышло из употребления. Третье воскресенье после Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

Веселовский объяснял смысл названия погоста тем, что в десятую пятницу после Пасхи здесь проводилась большая ярмарка. Вот что он писал: «В XVII в. у Пятницкого погоста образовалось село, также получившее название Десятая пятница, так как у погоста исстари на десятой неделе после Пасхи был торг местного значения». Ярмарка со временем ушла в прошлое, а название Десятая Пятница осталось напоминанием о событиях глубокой старины. Забытый праздник «Десятая пятница» отмечался не только в Дрезне и Сальково. Десятая пятница после Пасхи в старину считалась праздником святой великомученицы Параскевы, а в народе – «бабьим» днем, так как эта святая слыла покровительницей женского труда. К церквям, где имелся придел святой Параскевы, стекались богомольцы со всей округи, а по народным поверьям в этот день обязательно шел дождь. Родители святой Параскевы Иконийской особо почитали пятницу – день крестных страданий Иисуса Христа, поэтому и дали ей такое имя (в переводе с греческого это слово означает «пятница»). Почитание пятницы как священного дня в христианской традиции нашло яркое отражение в древнем апокрифе «Сказание Ельферия о двенадцати пятницах». Любопытен сюжет этого памятника христианской литературы. Благочестивый философ христианин Ельферий узнал от сына иудейского мудреца Тарасия, что некогда гонители Церкви схватили одного из апостолов и нашли у него свиток с учением о двенадцати пятницах. Апостол был убит, а свиток сожгли, чтобы христиане никогда не узнали его содержание. Сын иудея Тарасия по имени Малх захотел принять святое крещение и открыл Ельферию тайное учение о двенадцати пятницах. Особые пятницы в году соотносились с событиями, описанными в Ветхом и Новом Завете. Эти дни христианину нужно было проводить в строгом посте, молитве, творить милостыню. Автор апокрифа призывал соблюдать эти дни: «Сохраняйте себя в чистоте, и Господь сохранит вас в Царствии Своем. Сколь возможно, братья, не только грехи наши будут прощены, но получим и Царство небесное от Христа Иисуса».

http://sobory.ru/article/?object=02463

Согласно церковному уставу два дня первой недели установлена и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания… Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала «Правмир»! Как правильно поститься? Начинается Великий пост . В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви. Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста: 1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы. Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи. В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания — растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу. Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста. Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-postitsya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010