Упоминания о сошествии Христа во ад и о воскрешении Им мертвых мы встречаем у таких греческих авторов II-III веков как Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Ириней Лионский , Климент Александрийский и Ориген . Все крупные писатели «золотого века святоотеческой письменности» тем или иным образом касались темы сошествия Христа во ад. Так же как и их предшественники, отцы IV века раскрывали эту тему прежде всего в контексте учения об искуплении. Тема сошествия во ад – одна из центральных в сирийской богословской традиции. Из сирийских авторов, развивавших эту тему, следует прежде всего отметить «персидского мудреца» Иакова Афраата (IV век). Теме сошествия во ад уделяет большое внимание и  Ефрем Сирин (IV век). В западной традиции тема сошествия во ад рассматривалась достаточно подробно со времен блаженного Августина . Сошествие Христа во ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной, которую можно воспевать в гимнах, по поводу которой можно высказывать различные предположения, но о которой ничего нельзя сказать определенно и окончательно. Именно поэтому данной теме уделено сравнительно мало внимания в богословских трактатах, но она занимает исключительное по значимости место в литургических текстах. Воскресение Христово В Древней Церкви Великая Пятница – день, посвященный воспоминанию страданий и крестной смерти Иисуса Христа, – называлась «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», празднуемой в «день солнца». Связующим звеном между двумя пасхами – распятия и воскресения – была Великая Суббота, день воспоминания сошествия Христа во ад. Образ Христа распинаемого, умирающего и сходящего во ад был неотделим в сознании ранних христиан от образа Христа воскресшего. Все три события – распятие на кресте, сошествие во ад и воскресение – воспринимались как звенья одной цепи, как этапы одного и того же Божественного домостроительства спасения. Поэтому и в богословских трактатах восточных отцов, и в богослужебных текстах Православной Церкви все три темы переплетены и отделить одну от другой практически невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: «прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе. В Чистый Четверг в 2023 году начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат богословия диакон Андрей Кураев комментирует: Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница — это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас». Утром, на Божественной Литургии Чистого Четверга, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь. В Чистый четверг начинаю красить пасхальные яйца. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в 1 веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

http://pravmir.ru/chistyj-chetverg-v-202...

Сокращения Организации и издания ВЦУ – Высшее церковное управление ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва) РПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) ЖМП – Журнал Московской патриархии МДА – Московская духовная академия ОВЦС – Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт (Москва) РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГБ – Российская государственная библиотека (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) РФК – Российский фонд культуры (Москва) СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия ТКДА – Труды Киевской духовной академии ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы (Москва) Сокращения, используемые при ссылках на текст богослужебных книг Антипасх. антиф. .– Б. Г. бл. сн. богор. в. в. вечерн. Вел. сб. веч. В. К. В. П. вс. вт. Г. В. ик. ин. ип. ир. К. конд. крестобогор. м. вечерн. муч. мясоп. нед. п. Пасх. пн. повечер. ПТ пт. Пят. сб. сед. синакс. Сл. огл. ср. ст. стихир. стихир. на Г. В. стихир. на лит. стихир. на стихов. стихир. на хвал. сырн. Т. тр. троич. утр. ЦТ ч. чт. – антипасха – антифон – Бог Господь – (неделя) о блудном сыне – богородиченвеликийвеликая вечерня – Великая суббота – вечер – Великий канон – Великий пост – воскресенье – вторник – Господи Воззвах – икос – иной, иная (о песне второго канона службы или о второй (-ом) стихире, седальне и т.д.) – ипакои – ирмос – канон – кондак – крестобогородичен – малая вечерня – мученичен – (неделя) мясопустная – неделя (в совр. значении) – песнь – Пасха – понедельник – повечерие – Постная триодь – пятница – Пятидесятница – суббота – седален – синаксарь – Слово огласительное св. Иоанна Златоустог о – среда – стих – стихира – стихира на «Господи воззвах» – стихира на литии – стихира на стиховне – стихира на хвалитех – сырная – трипеснец – тропарь – троичен – утро – Цветная триодь – час – четверг Читать далее Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.)/Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1 . Вербное Воскресение. Первая служба в Никольском Соборе Алма-Ата. Радость о молитвенном единении. Что такое молитва . Сей храм есть «дом Божий» – как мы должны вести себя в нем, чтобы достичь результатов молитвы. Значение свечей и вербы. Призыв к благоговейному стоянию. Литургия. Слово – картина Царского входа Иисуса Христа. Почему «Царский». Иисус Христос творил чудеса и Его не поняли, как Сына Божия. Торжественным входом Он себя открыл как Сына Божия и все же не поняли. А мы?.. Великая Пятница у плащаницы: Слово Христа смолкло – нет места моему слову – язвы Его вопиют «Людие мои! Чем досадил вам?.. » Прости нас, Господи, повинных в Твоих Страданиях! Великая Суббота – Утреня в 1 ч. ночи. Сентябрь. 26 . Среда. Иоанна Богослова. Всенощная с акафистом; Литургия – слово о величии Иоанна Богослова; случай с юношей; урок нам, духовным, не оставлять без попечения вверенные нам души чад духовных, дабы не уподобиться нерадивому Епископу. Чада духовныя! Пока юноша был под руководством, то шел путем спасения и наоборот. Не пренебрегайте пастырями и их наставлениями. Все вместе творите дело спасени: назидайте, окормляйте! Чада, в послушании пребывайте, да совершенство благодатию Божиею приемлете! Аминь. Ноябрь. 25 . Воскресение. Освящение престола в Никольском соборе в пределе Св. Великомученицы Варвары. Слово: порядок освящения и его чин. Декабрь. 2 . Воскресение. Освящение престола главного во имя Св. Николая в Никольском соборе. Слово: приветствие-блогодарность певчим и всем жертвователям на ремонт храма. 1947 год. Январь. 1 . Вторник. Всенощное бдение. Слово 1-е о праздн. Обрезания – для чего Господь обрезался? а) исполнить волю Божию и нам образ дать ко исполнению заповедей Божиих. б) доказательство Его человечества; если Он не человек, кого обрезывал Иосиф?.. в) оно есть образ духовного обрезания по Ап. Павлу. г) обрезание Иисуса Христа – показатель пророческий Его будущих страданий: здесь нож, там копие; здесь кровь и там кровь; здесь страдание, и там... Прославление Его Снисхождению...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

1049 Составитель не вполне точен. Во-первых, из великих двунадесятых праздников не все являются господскими. Например, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы; своеобразное положение занимает Сретение Господне, в богослужебном плане отличающееся сочетанием особенностей господских и богородичных праздников. Во-вторых, перечислено только одиннадцать сюжетов, из которых к двунадесятым праздникам не относятся Воскрешение Лазаря четверодневного (Лазарева Суббота), Страсти Господни (Великая Пятница) и пребывание Христа во гробе (Великая Суббота). Не упомянуты вовсе: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Воздвижение Креста Господня. 1051 Приводится догмат иконопочитания, установленный в 787 г. на VII Вселенском соборе, созванном византийской императрицей Ириной после долгих лет движения иконоборчества. По учению собора, чествование относится не к веществу иконы, дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе. Заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» ( Втор. 5:8 ), в конкретных условиях иудейской жизни эпохи «Второзакония» предостерегала от уклонения в язычество, то есть от поклонения твари вместо Творца – невидимого и непостижимого. Однако Боговоплощение, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин. 1:14 ), создало реальную возможность изображения Спасителя, Богородицы, святых и различных событий новозаветной истории (см.: Успенский Л. А. Богословие иконы. М., б/г.). – А.М.К. 1052 В этих рассуждениях заключена определённая богословская мысль. Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресению, у нас называется Вербным. Это был день, когда Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим, желая всенародно заявить о Себе как о Мессии. Это событие празднуется Церковью под названием Вход Господень в Иерусалим. Этот же день является началом Страстной седмицы, продолжающейся до Великой Субботы; в течение этой седмицы Христос был арестован, допрашиваем Пилатом, подвергнут бичеванию, распят и положен во гроб. Светлое Христово Воскресение – это день Восьмой, «дивный начаток», по выражению Палеи. Для правильного понимания смысла этого выражения и всего рассуждения надо принять во внимание ряд обстоятельств. Восьмой день – это день, когда иудейские младенцы подвергались обрезанию: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего» ( Быт. 17:14 ); восьмой день часто упоминается в Ветхом Завете как день жертвоприношений (см.: Лев. 9:1; 14:10; 15:14 ; 23и др.); восьмой день – это новый день творения, «лето Господне благоприятное» ( Ис. 61:2 ); его пришёл проповедовать Иисус Христос (см.: Лк. 4:19 ); Воскресение Христово – «начаток дивный», так как с этого дня начинается новая эра в истории человечества – эра воссоединения человечества со своим Творцом. – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

С одной стороны, пост, согласно библейскому богословию – это средство внутреннего очищения от грехов. С другой стороны – это средство подготовки к встрече с Богом. Мы видим его и в Ветхом Завете: пророк Илия, пророк Моисей перед получением Синайского законодательства. Так же Христос постился сорок дней перед выходом на проповедь и т.д. Для крещаемых предусмотрен не такой длительный период, но они постятся, и вместе с ними постится и община. Тем самым, Церковь, в которую вступают крещаемые, разделяет с ними подвиг поста. Пост в древней Церкви должен был длиться только два дня перед Пасхой. Тертуллиан пишет: «Торжественным днем для крещения является Пасха, когда исполнились страдания Господа, в которые мы крещаемся. Затем весьма значительный промежуток времени представляет Пятидесятница, когда и воскресший Господь обращался среди учеников и благодать Духа Святого была дана… Впрочем, всякий день есть день Господень. Всякий час, всякое время удобно для крещения. Если и в отношении торжественности есть различия, то для благодати это не имеет значения.» Становится видна определенная схема: крещение совершается на Пасху, перед ней один-два дня община постится (Великая суббота и Великая пятница). Именно здесь, как полагают исследователи, находятся истоки нашего Великого Поста. Изначально вся община постилась один или два дня, затем, как нам говорит Сирийская Дидаскалия, в третьем веке христиане постятся уже шесть дней перед Пасхой, при этом последние два дня более строго (возникает пост Страстной седмицы). В четвертом веке этот период увеличивается уже до сорока дней, получается нынешняя Четыредесятница, которая легла в основу нашего современного Великого поста. Касательно экзорцизма катехуменов можно сказать, что перед крещением клирики ежедневно возлагали руки на готовящихся ко просвещению, а последнее возложение совершал епископ. Завершением данного обряда являлось отречение каждого катехумена от сатаны непосредственно перед крещением. Этот обряд олицетворял процесс перехода, в котором выражалась в том числе богословская идея того, что данный переход не может быть осуществлен человеком самостоятельно. Он не просто начинает новую жизнь, опираясь на собственные усилия, но в основе всего – благодать Божья. Это тот дар, который подается по молитвам Церкви. Возложение рук, олицетворяющее дар Святого Духа, сопровождает человека и после крещения, и является символом того, что он не один. Церковь как бы говорит человеку, что он не одинок на этом непростом пути к новой жизни.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

XX. 30-31. После рассказа об обращении Фомы стоят в Ин. два замечательных стиха — XX. 30-31, которые имеют близкое отношение к Фоме, но покрывают и все содержание Евангелия. Евангелист обращает мысль к читателю. Ее цель заключается в том, чтобы они «веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во Имя Его» (ст. 31). Под это заключение подходит все откровение Евангелия. Если это исповедание веры есть богословское выражение веры Фомы, то вера Фомы есть условие его общения с возвратившимся Господом. Это богословское выражение допускает расширение и углубление. Евангелист ссылается на знамения Христа, Его σημεα (ст. 30). Мы знаем, что знамения, символически или типологически, определяют все учение Христово. Ссылка на знамения есть ссылка на учение Христово во всем его объеме и во всей его глубине. Свои знамения Христос совершил перед учениками. Евангелист их сохраняет для читателей. Это то же расширение круга учеников, о котором говорил (ст. ХШ. 20) и молился (XVII. 20) Христос. Можно было бы думать, что на этом Евангелие кончилось. Однако к разобранным нами двадцати главам во всех наших рукописях, переводах и изданиях прибавляется еще одна, XXI, глава. Чарльз Додд. Из «Основателя христианства» VIII  Основные события    2 Иерусалим . После той драматической сцены, которую мы рассмотрели, в Евангелиях появляются новые названия мест; по- видимому, значит это, что Иисус и Его последователи стали ходить дальше. Однако все попытки восстановить их путь, должно быть, бесперспективны. Сведения наши обрывочны, и придать им связное единство — задача нелегкая. Едва ли Иисус и ученики действовали в Галилее и позже — по крайней мере так же широко и активно, как вначале. Читаем другое: о том, что они бывали за пределами Иудейской Палестины и за Иорданом, и на границах Самарии, расположенной на западном берегу, к югу от Галилеи. Некоторые из этих странствий, вероятно, происходили после галилейской неудачи, но доказательств у нас нет. Впрочем, строить догадки мы можем. Конечно, после встречи с пятью тысячами ревностных патриотов что-то изменилось, и неудивительно, что Иисус, как сообщает нам Марк, покинул пределы Галилеи. Без сомнения, Ему все больше противились в синагогах по наущению " учителей Закона " , которые " пришли из Иерусалима " . Он мог опасаться и преследований Ирода Антипы, под чьей властью была Галилея. Однажды (хотя мы не знаем, когда именно) Иисуса даже предупредили о том, что Ирод собирается убить Его, как он убил Иоанна Крестителя1. Но, по всей видимости, временный уход был вызван не столько угрозами врагов, сколько излишним пылом мнимых последователей. Дошло до того, что в Галилее больше нельзя было проповедовать открыто. Приходилось действовать иначе.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Песнотворцы делают акцент на чудесном соединении несовместимого (в самом В. и в обстоятельствах этого события), напр.: «        » (Рождество Христово, тропарь после 6-й паремии на вечерне), «                », «                » (канун Рождества Христова, Царские часы, тропарь на 9-м часе). 3-я стихира Рождества Христова на «Господи, воззвах» содержит цитату из Символа веры о В.: «                  ». Неизменность божественной природы Христа, а также другие догматы о В. (о двух природах и одной ипостаси Христа в В.) воспеваются в богородичнах-догматиках, напр.: «                                                      » (догматик 6-го гласа); «                          » (догматик 3-го гласа). О действительности В. говорится в гимнографических текстах, посвященных Страстям и Воскресению Христа, так как это имеет первостепенное значение для нашего спасения, напр.: «              » (тропарь Великой субботы), «                  » (Великая пятница, 2-я стихира на хвалитех). В песнопениях также часто отмечается непостижимость тайны В. для тварных существ, людей или ангелов: «                » (1-я стихира на хвалитех в воскресной службе 5-го гласа), «        » (2-я стихира на хвалитех Рождества), «                                    » (Благовещение, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах»). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ термин, очерчивающий особую область философско-богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к-рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом обладает неким истинным знанием о Боге или по меньшей мере способен обладать таким знанием ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам

http://pravenc.ru/text/155236.html

Так описывать мог только очевидец или по крайней мере тот человек, который жил весьма близко к тому времени, когда совершались описанные им произшествия». К счастию, подлинность Евангелия св. Иоанна Богослова утверждается на более прочных и даже неподлежащих никакому сомнению данных, и не нуждается в таких доводах, которые не только опираются на одних предположениях и вероятностях, но и противоречат самому этому Евангелию, в котором мы выше указали место, относительно закона об обрезании ( Ин. 7: 28 ), где вовсе не то показывается, что во время земной жизни Иисуса Христа не имело места раввинское или фарисейское направление, будто только уже во веке взявшее верх над старым направлением – саддукейским. В предпоследнем отделе своего рассуждения автор „пользуется случаем объяснить еще два места в Евангелии Иоанна». 1– е: гл. 18, ст. 28, ( Ин. 18:28 ), где говорится, что приведшие Иисуса Христа в преторию не хотели войти туда, чтобы не оскверниться, – он объясняет тем, что, по определению раввинов, это осквернение входом в преторию, как в дом язычника, простиралось бы не только до вечера того же дня, когда еще могли бы есть пасху, по наступлении ночи, но на семь дней, – столько же, как и соприкосновение мертвого, и следовательно на все праздники. – Против этого мы ничего не имеем сказать, – кроме того, что сущность решения вопроса от такого, хотя и правильного, но довольно уже известного объяснения, нисколько не изменяется. 2– е: Ев. Иоанна ( Ин. 19:31 ), где о наступавшей после распятия Господня субботе говорится, что та суббота была день великий. „Почему, спрашивается», говорит он, „эта суббота была великая?« и прибавляет, что здесь „особенно затруднялись те экзегеты, по мнению которых день распятия (пятница) был в первый день праздника, и поэтому следующий день – был обыкновенной субботой». Но когда из сейчас указанного места того же Евангелия Иоанна ( Ин. 18:28 ), очевидно, что распятие было накануне великого праздника, приходившегося в субботу, то совершенно понятно и без особого объяснения, почему Евангелист называет эту субботу великою, – объяснения тем, что совершенно согласно с Евангелистом понимали боэфусеи, отожествляемые с саддукеями, и доселе понимают самаритане и караимы, называющие именно субботу во время праздника великою субботой, вопреки фарисеям, или раввинам, (что, говорит ниже автор (стр. 481), почти одно и тоже). А фарисеи, говорит он, как представители нового направления, вели из-за этого с названными приверженцами старого направления жестокую борьбу, окончившуюся уже в конце христианского века, полною победою того фарисейского понимания, что великою субботою следует считать субботу пред пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И здесь иконография следует за гимнографией и богословием Церкви. Вспомним одно из песнопений: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Твое Тело, Плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи. Но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость». В древней иконографии специально подчеркивались белые (чистые) погребальные пелены Христа, как образ одновременно и рождения, и смерти, не случайно, погребальные пелены так напоминают пелены младенческие: здесь идет явная перекличка с иконографией Рождества Христова, где младенец Иисус лежит в пеленах в Вифлеемской пещере. Оплакивание. Рус. Север. 18 в. Все эти переклички призваны подчеркнуть человечество Христа – рождение и смерть, то, что принимает Божий сын во имя искупления людей, став как человек. Помимо икон следует обратить внимание на иконографию шитых плащаниц, здесь мы находим богатое разнообразие изводов и интерпретаций. Особенно хочу обратить внимание на те, где Христос лежит в окружении ангелов на звездном фоне, словно это Царство Небесное, в котором искупительная жертва Христа получает какое-то космическое звучание. Плащаница. Метеоры. Греция. 15 в. На вечерне звучит 103-й псалом и поются стихиры на «Господи воззвах»: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе». В Великую пятницу вместо аналойной иконы посреди храма полагается Плащаница, и наступает Великая Суббота, день покоя, когда «да молчит всякая плоть человечья». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 апреля, 2014 17 апреля, 2014

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010