Великая Пятница, утреня. Седален после 6-го антифона пред 3-м Евангелием: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела; еда от лика тя апостольска разлучи; еда дарования исцелений лиши…» Иуда имел апостольские дары и дар исцелений. Отсюда по такому дарованию не суди об угодности человека Богу, а лишь о возможности сего. 1925 г. Великая Пятница, утреня. Тропарь 3-й из антифона 12-го после Евангелия 4-го: «Той бо есть иже в мори спасый, и в пустыни питавый. Той есть живот, и свет, и мир мирови» . Иисус Христос есть мир всего мира во всех отношениях. Великая Суббота, утреня. Стихира 2-я на хвалитех: «Царь веков во гробе субботствует, новое нам подая субботство...» и на «Славу» : «Днешний день тайно Великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день в оньже почи от всех дел Своих, единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав...» Господь субботствовал во гробе плотию после трудов и подвигов ее даже до смерти ради нашего спасения, а потом воскрес для новой жизни, к которой ведет и верующих в Него. Так и подвижники после подвигов и трудов ради спасения и во славу Божию до полноты меры своего самоотвержения субботствуют плотию до смерти, доколе не достигнут воскресения к новой жизни, что свидетельствуется признанием их Св. Церковью во святых и соответственным тому молитвенным почитанием их. Для иных это наступит после Страшного Суда Христова, для иных еще здесь, на земле, в разное время по смерти их, как мудро то Промысл Божий о них устрояет. Посему и праздник Ветхого Завета, как покой от трудов повседневной жизни, – символ трудов и подвигов спасения. Суббота ниже воскресения, как воскресения к новой совершенной жизни, ибо таковое несравненно выше субботствования, ибо есть все, тогда как последнее есть лишь приготовление ко воскресению. 1925 г. Триодь Цветная Неделя о Фоме, Антипасха, утреня. Канон, песнь 7-я, тропарь 1-й: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий, воньже радоватися достойно новым и божественным людем с трепетом: приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго, превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси» . Она есть прообраз будущего века, то есть люди так же убедятся в действительности его, как Фома в воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Читают Евангелие. о. Клеоник и о. Сергий. Прочитали конец от Матфея и всё от Марка. 25 Среда Ваий. Причастников 200 человек. Читали Еван­ге­лие от Евангелиста Луки. 26/IV Четверг. Служба будничная. Продолжили читать свято­го Луку. 27/IV Пятница. Причастников 160 ч-к. Закончили Святого Луку. Вечером начали делать боковую дверь в храме. Вечером служба (утреня). Я ездил по храмам в Измайлово . Кончили утреню за 1 ч. 10 минут. Начал служить диакон Русс. Речь идёт о поездках отца Клеоника по храмам в качестве благочинного. 28/IV Суббота. 2 литургии. Причастников 600 ч-к. Закончили 1 половину двери. Продолжал объезд храмов. Вечером Всенощное бдение. Народу очень много. 29 Вербное воскресенье. 2 литургии. Причастников 600 человек. Я служил позднюю. Вечером я служил вечерню, повечерие и утреню. Закончили в 9 веч. Говорил краткую проповедь. 30/IV Страстная седмица. Великий понедельник. Причаст­ни­ков 180 ч-к. Вечером служил о. Алексий. 1/V Вторник. Начало службы в 6 ч. утра. Закончили в 9 ч. Вечером в 6. ч. служба. 2/V Великая среда. Преждеосвященную литургию служил о. Александр Державин. Всю страстную пела бригада правого хора, а с Великого Четверга весь правый хор. 3/V Великий Четверг. Причастников 600. Служили все. 4/V Великая Пятница. При прикладывании к Плащанице был порядок. Анатолий Васильевич брал 2 выходных за свой счёт. Ему оплатили по моему распоряжению. Анатолий Васильевич — помощник настоятеля по храму, следил за порядком. По воспоминаниям старых прихожан, имел благословение носить иногда скуфью. За вечерней службой (погребение) необходимо увеличить пение антифонов. 5/V Великая Суббота. Литургию совершали все священники. Причастников 600. Куличи стали освящать с 1 часа дня. Всё было в порядке. Нужна 2 я палатка, чтобы ликвидировать очередь за свечами. Дежурило 6 милиционеров. Им дано 500. 6/V 1 й день Святой Пасхи. Заутреня и 3 литургии: 2 ю служил о. Алексий 3 ю о. Сергий. Крестный ход был только на паперть. 7/V 2 й день. 2 литургии. Народу много всю седмицу и крестные ходы.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Вечером: великое повечерие Великая Среда Утром: часы, изобразительны и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается в последний раз в этот Великий пост. Также по завершении литургии в последний раз произносится великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами. С этого момента земные поклоны на службах отменяются, кроме поклонов перед Плащаницей Спасителя. Вечером: великое повечерие Великий Четверг Утром: вечерня с литургией Василия Великого. Вечером: утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. На литургии утром вспоминаются события Тайной Вечери. По традиции в этот день все православные верующие причащаются в воспоминание об установлении таинства Евхаристии. Ещё в четверг утром на архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патрирх) омывает ноги священнослужителям. Этот чин символизирует одно из событий Тайной Вечери, когда Христос в пример истинного смирения омывал ноги своим ученикам. Вечером совершается служба 12 Евангелий, во время которой читаются отрывки, в которых описываются страдания и крестная смерть нашего Спасителя. С того момента, когда Иисус молился в Гефсиманском саду, до предания Его на смерть. Великая Пятница Утром: царские часы, изобразительны. Днем: вечерня и малое повечерие. Вынос Плащаницы Вечером: утреня. Чин погребения. Великая Пятница — тоже особый день. Мы вспоминаем смерть и погребение Христа, Его положение во Гроб. Начинаются богослужения Великого Пятка в четверг вечером, когда совершается чтение 12-ти Евангелий. Утром же Великого Пятка читаются часы, которые принято называть царскими, или ввеликими. Литургии в этот день не положено. Как правило, днем в храмах совершается вынос Плащаницы, а вечером — ее погребение. Плащаница — это льняная ткань, которой, по преданию, обвили Тело Христа. В богослужебной практике термин «плащаница» означает большой Это фрагмент ткани с образом положенного во Гроб Спасителя В третьем часу дня на вечерне Великой Субботы Плащаницу выносят из алтаря и полагают на возвышение в центре храма, по обычаю украсив цветами.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa-2016....

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому Великой Пятницы, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и часто понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам " праздновать воспоминание Его Смерти, т. е. Пасхи " . У Тертуллиана " Пасхой " называется день Распятия и Крестной Смерти (Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps.-Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются Страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю (Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово " Пасха " понимается как производное от греческого глагола paschein (страдать) (напр., Мелитон. О Пасхе. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40.1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V. 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Кульминация сорокадневного поста – Великая , Страстная или Святая неделя 741 , в особенности посвященная воспоминаниям о страстях и смерти Иисуса, с ежедневными совместными богослужениями, строгим постом и глубоким покоем. На этой неделе также выделяются некоторые дни. Первый из них – вербное воскресенье 742 , которое на Востоке с IV века, а на Западе с VI века соблюдалось в память о входе Иисуса в Иерусалим перед Его вознесением на крест. За ним следует страстной четверг 743 , отмечаемый в память об установлении вечери Господней, которая проводилась в этот день вечером и обычно сопровождалась пиром любви и омовением ног. Пятница страстной недели выделяется как Страстная пятница 744 , день смерти Спасителя; это день самого сурового покаяния и поста во всем году, лишенный воскресного великолепия и литургической помпезности, проводимый в глубочайшей тишине и святой скорби; причастие не проводится (оно было накануне вечером), алтари занавешены, распятия тоже, свет приглушен, читается история страстей, вместо церковных гимнов поются покаянные псалмы. Наконец, великая суббота 745 , день, когда Господь покоился в могиле и сошел в ад; лучший день в году для крещения, символизирующего соучастие в смерти Христовой 746 . Великая суббота обычно была днем поста – даже в Греческой церкви, где обычно по субботам не постились. Вечером великой субботы начинаются Пасхальные бдения 747 , всенощная, которая продолжались, с чтением Писания, пением и молитвой, до рассвета дня Пасхи и являла торжественный переход от πσχα σταυρσιμον к πσχα ναστσιμον, от глубокой скорби покаяния в связи со смертью Иисуса к радости веры в воскресение Князя жизни. Все христиане и даже многие язычники устремлялись в церковь со свечами, чтобы встретить там утро воскресения. Ночью города были прекрасно освещены и напоминали море огня; около полуночи тождественная процессия окружала церковь , а потом совершала триумфальный вход в «святые врата», чтобы отпраздновать Пасху. Согласно древнему преданию, ожидалось, что Христос придет вновь, судить мир, именно в пасхальную ночь 748 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«…социализм обезличивает национальное начало и подъедает национальность в самом корне», тогда как «национальное» – это «тело божие». Поэтому окончательный «синтез» Достоевского – это именно «русский социализм», синкретическое единство взаимно «поедающих» противоположностей. «Вся глубокая ошибка их в том, что они не признают в русском народе церкви» («тела божия», вскормленного теми же превращенными в идеалы «камнями»). «Я не про здания церковные теперь говорю и не про причты, я про наш русский “социализм” теперь говорю (и это обратно противоположное церкви слово беру именно для разъяснения моей мысли, как ни показалось бы это странным), цель и исход которого всенародная и вселенская церковь, осуществленная на земле, по колику земля может вместить ее» . Единственное отличие этого «великого, всеобщего, всенародного, всебратского [всечеловеческого] единения во имя Христово» от лютеранской общины, от буржуазного «муравейника», от фурьеристской утопии и пророчествуемой Достоевским «унии» католицизма и социализма, лишь то, что все эти так и не переваренные «каменные хлеба» «вышли из головы» самого Федора Михайловича. Принцип же и ингредиенты «единения» те же самые: псевдохристианские, самочинные, неоязыческие . «Подросток» Здесь место Ставрогина занимает Версилов, «великий (лучший, новый) человек», носитель «тайны», «великих идей», которыми воспламеняет новейшего (еще немного улучшенного) человека Подростка, как до этого Ставрогин – Шатова. «Великие идеи» все те же: «благообразие» («идеал красоты») и «бессмертие», то есть божественные акциденции, присущие человеку по природе (ввиду «духовного происхождения»), и лишь нуждающиеся в раскрытии, в реализации «во плоти» (а ля Иисус Христос). Схема достижения этой великой цели та же: эволюционно-историческая, не исключающая, впрочем, и революционных скачков, форсированных прыжков («вдруг») через несколько «ступеней» (из скота-буржуа – в божественный Идеал). «…обратить камни в хлебы — вот великая мысль.— Самая великая? Нет, взаправду, вы указали целый путь; скажите же: самая великая? — Очень великая, друг мой, очень великая, но не самая; великая, но второстепенная, а только в данный момент великая: наестся человек и не вспомнит; напротив, тотчас скажет: “Ну вот я наелся, а теперь что делать?” Вопрос остается вековечно открытым» .

http://bogoslov.ru/article/4215241

42 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 5. 43 Григорий Богослов, слово 28. Григорий Нисский, О душе и воскресении. 44 Григорий Богослов, слово 41. 25 45 Григорий Богослов, слово 30. 46 Василий Великий, Против Евномия, книга 5-ая. 47 Григорий Богослов, слово 3, 22, 40. 48 Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 5. 49 Григорий Богослов, слово 40. 50 Григорий Богослов, слово 29,38, 41, 45, Migne, s, gr» t. XXXVI, coll. 77, 320 etc. Перевод ч. III (1889), стр. 44, 197. 51 Григорий Богослов, слово 38, 45, Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 4. Migne, s. gr., t. III, col. 177. Перевод (1839), стр. 18. 52 Григорий Богослов, слово 38, 45. 53 Немезий, О природе человека 1. Migne, s. gr.. t. XI, col. 521. Перевод Ф. Владимирского (Почаев 1904), стр. 31. 54 Григорий Богослов, слово 28. 55 Григорий Богослов, слово 28. Migne, XXXVI, 72. Перев., 40. Кирилл Александр., Сокровище, 31. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 3, Migne III, 165—168. Перевод, 15—17. 56 Григорий Богослов, слово 28. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 9. 57 Григорий Богослов, слово 38. Василий Великий, О Святом Духе, 16. Migne, XXXII, coll. 136—137. Перевод Моск. Дух. Акад., ч. III (Москва, 1891), 235. 58 Некоторые отцы церкви, напр. Мефодий Патарский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, учили, что дьявол и его соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым вверен был низший мир. 59 Григорий Богослов, слово 2. 60 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 4. 61 Немезий, О природе человека, 1. 62 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1-ая Migne, s. gr., t. XXIX, coll. 21, 25, 28, Перевод Моск. Дух. Акад., ч, 1 (Москва, 1891), стр. 15, 18—20. 63 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 3-ья. Migne. 57. Перевод, 39—40. 34. 64 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1 и 3. 35. 65 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 2-ая. 66 Там же. 67 Василий В» Беседа 6-ая. 68 Василий Великий, Беседа на Шестоденев 6-ая. 38 69 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 6-ая. Немезий, О природе человека, 36—37. 70 Василий В., Беседа на Шестоднев 6-ая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Богород.-Толгский, Яросл. г., I, 492. Богород.-Успен.-Аркадиевская, Харьк. г., II, 619. Богород.-Успен.-Аркадиевский или Аркаж, Новг. г., I, 17. Богород. -Успен.-Верх-Язвин., Перм. г., II, 712. Богород. – Успен.-Евейский, Вилен. г., I, 592. Богород.-Успен.-Елецкий-Черниговский, II, 794. Богород. – Успен. – Жукова, Костр. г., II, 799. Богород.-Успен.-Каргополь., II, 1308. Богород.-Успен.-Мохнецкая, Твер. г., II, 647. Богород.-Успен.-Негренская, Волог. г., II, 942. Богород.-Успен.-Ольгов, Льгов или Леов, Ряз. г., II, 1023. Богород. – Успен.-Оханская, Перм. г., II, 646. Богород.-Успен.-Салдовская или Солдовская, Костр. г., II, 799. Богород.-Успен.-Свияжкий, II, 657. Богород.-Успен.-Старицкий, II, 1306. Богород.-Успен.-Староладож., II, 1328. Богород.-Успен.-Старорусс., II, 1305. Богород.-Успен.-Тихвинский, I, 485. Богород.-Успен.-Уфимский, II, 1307. Богород.-Усть.-Недумская, Волог. г., II, 1331. Богород. – Феодоров. – Город.– Радиловский, Нижег. г., I, 62. Богород.-Черногор., Архан. г., II, 888. Богословский, Ряз. г., II, 658. Богослов.-Важский, Арх. г., II, 659. Богослов. на Витке-Радоговицкий-Новгородский, II, 660. Богослов.-Грозовский, Минс. г., I, 217. Богослов.-Иоанн.-Крыпецкий, Пск. г., II, 837. Богослов.-Иоанн.-Псковский, II, 836. Богослов.-Иоанн.-Тверской, II, 818. Богослов.-Иоанн.-Череменецкий, С.-Петер. г., II, 838. Богослов.-Козелецкий, I, 66. Богослов.-Красногор., Полт. г., I, 259. Богослов. – Мироновский, Черниг. г., II, 925. Богослов.-Михаилов.-Киевский, I, 67. Богослов.-Подгородный-Хлынов., Вят. г., II, 661. Богосл.-Удомельский, Твер. г., II, 1291. Богослов.-Чердынский, Перм. г., I, 65. Богоявл.-Авраамиев-Ростов., II, 596. Богоявл.-Анастасиин-Костром., I, 12. Богоявл. на Борках, Ряз. г., II, 666. Богоявл.-Братский-Киевский, I, 87. Богоявл.-Братский-Могилевский, I, 88. Богоявл.-Братский-Пинский, I, 71. Богоявл.-Братский-Полоцкий, I, 86. Богоявл.-Брянский, I, 353. Богоявл.-Белавинская, Волог. г., 91. Богоявл.-Веневская, Туль. г., II, 972. Богоявл.-Галичский, II, 664.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Василий Великий , свт. Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. и комм. А. Р. Фокина .//Богословский сборник 5. М., 2000. С. 104–117. Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8//Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 19–101. Василий Великий , свт. Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу//Там же. С. 862–868. Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Созополя//Там же. С. 868–870. Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М., 2012. Гомер. Илиада/Пер. Н. И. Гнедича//URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах «Александрия»//URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Смысловой вершиной церковно-богослужебного года являются дни Страстной седмицы и Пасхи. Великий пост, Страстная седмица и Пасха образуют неразрывное единство. Службы Страстной седмицы и Пасхи посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страданий, крестной смерти и Воскресения. Каждый из дней Страстной седмицы именуется «великим»: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг (на церковнославянском — четверток), Великая Пятница (на церковнославянском — пяток), Великая Суббота. Как говорится в синаксаре Великой Субботы, «Великая Четыредесятница превосходит все прочие дни [года], но выше ее — святая и Великая [Страстная] седмица». Богослужения Страстной седмицы и Пасхи уникальны и не похожи на богослужения ни одного из прочих дней года. Первые три дня Страстной седмицы посвящены евангельским событиям и наставлениям Христа Спасителя в дни между Входом Господним в Иерусалим и Страстями. В эти дни ежедневно совершается литургия Преждеосвященных Даров, на которой — как и на утрене — читаются отрывки из Евангелия. Кроме того, церковный устав предписывает в эти три дня прочитать во время служб часов (то есть между утреней и вечерней) все четыре Евангелия подряд, исключая последние главы Евангелия от Иоанна. В Великую Среду также вспоминается предзнаменование крестной смерти Спасителя — помазание Его миром, когда «в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову». Господь тогда сказал ученикам: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф 26:6–7, 12 ; Мк 14:3–9 ; Ин 12:1–8 ). В этот же день вспоминается предательство Иуды ( Мф 26:14–16 ; Мк 14:10–11 ; Лк 22:3–6 ). Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери. В песнопениях этого дня говорится о последних днях Спасителя перед Его страданиями и о предательстве Иуды; раскрывается содержание Тайной Вечери, во время которой Господь Иисус Христос преподал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина ( Мф 26:26–28 ; Мк 14:22–24 ; Лк 22:19–20 ). В этот день совершается литургия по чину святителя Василия Великого, которой предшествует вечерня. В кафедральных соборах к литургии присоединяется чин умовения ног: епископ омывает водой ноги двенадцати священникам в воспоминание о том, как Сам Господь омыл ноги апостолам ( Ин 13:3–17 ). Евангельское чтение литургии Великого Четверга — составное: в нем объединены отрывки из всех четырех Евангелий, составляющие рассказ о предыстории и начале Страстей Христовых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010