Календарь Материалы 6 июля 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 23 июня/6 июля 2012 г. Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:13:52 мин. Размер 64.3 Mb) [Встреча с Православием/Святые и святыни] Император приказал устроить большое благодарственное жертвоприношение богам. Орентий отказался в нем участвовать, заявив, что своей победой обязан благодати Христа, а не ничтожным языческим богам. Боясь возмущения войск, император не стал принуждать святого Орентия, однако несколькими днями позже, когда восторги утихли, Максимиан призвал его вместе с братьями и стал требовать отречения от христианской веры. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Преподобный Афанасий написал множество сочинений, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников. [Интернет-журнал/Культура] Ольга Кирьянова Фильм «Орда» следует воспринимать как притчу, как попытку донести до широкой и не всегда воцерковленной зрительской аудитории образ духовного лица – не только пастыря-аскета, церковного дипломата, богослова, мыслителя, но и молитвенника, способного к самопожертвованию и самоуничижению ради пасомых. [Документы истории] Алексей Величко В отличие от предыдущих «вселенских» ересей, носивших сугубо догматический характер, иконоборчество почти сразу же приняло устойчивые черты политического противостояния Запада и Востока, причем богословие играло в этой борьбе отнюдь не первую роль. [Встреча с Православием/Богослужение] 23 июня/6 июля 2012 г. Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/archive/120706

Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», — потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Иеромонах Димитрий (Першин) рассказывает о событиях, вспоминаемых в пятый день Страстной седмицы. Съемки осуществлены при поддержке благочинного Успенского округа города Москвы настоятеля храма Троицы Живоначальной в Троице-Лыково протоиерея Стефана Пристая. Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», — потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Фото: paulos4205, orthphoto.net И с креста в этой молитве Он уходит в пределы смерти, душа Его отделяется от тела, сходит в ад, но в ней нет греха, потому что даже злоба людей не смогла спровоцировать Спасителя ни на какую обиду. Он отвечает только любовью. И поэтому дьявол не имеет ничего, чтобы удержать Его душу в аду — тем самым разрушен закон смерти. Ветхого Адама и Ветхую Еву, и всех их детей, тех, кто ждал Его – пророков, праведников – Господь изводит из ада, воскресит. Ад разрушен, ада больше нет. В наших храмах в это время находится плащаница Господня, в Великую Пятницу храмы превращаются в погребальные пещеры. Никодим, Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов – единственные из апостолов, кто не разбежался, не струсил, а был до конца со своим Учителем – погребают Его в пещере, находящейся рядом с Голгофой . И наши храмы становятся такими пещерами. Происходит вынос Плащаницы, удивительно красивая и таинственная служба, когда всё в цветах. И мы стоим рядом, и сопричастны происходящему, потому что богослужение раздвигает границы времени и делает нас сопричастными к тому, что происходило тогда. И мы рядом со Христом во время Его страданий, и мы погребаем Его тело вместе с мироносицами, и скорбим о человеческой злобе. Вечером в Страстную пятницу мы слышим удивительные слова канона, который начинается со слов «волною морскою» — так он и называется «Волною морской». «Царствует ад, но не вечнует»  — говорит нам Церковь словами этого канона. — «Ибо Ты положил Себя во гробе, Державный, и Своею животворящей рукою расторг ключи смерти и проповедал там от века спящим истинное избавление, Сам став первенцем из мертвых».

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-my-r...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Христос и Вор на Голгофе. Тициан. 1566 Великая пятница. Страстная седмица день за днем 4 мин., 13.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая служба и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая Пятница Богослужение Великой Пятницы: Утром: Царские Часы, Изобразительные Днем: Вечерня и Малое Повечерие. Вынос Плащаницы Текст службы выноса плащаницы Богословие Великой Пятницы: Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях». Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус одежды... теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник все же пошел на поводу иудейских старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога... зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?.. Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской злобной неблагодарностью... Подумать над всеми этими вопросами мы можем придя утром в храм, на службу Царских Часов. Днем совершается вынос плащаницы . Христос умер около 3 часа дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце... лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха. Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование. Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, визуального страшного ряда, музыки, спецэффектов... оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.

http://foma.ru/velikaya-pyatnicza.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение нехалкидонитов АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год

http://pravenc.ru/rubrics/122792.html

128. P. 99-141), основан на 2 проповедях свт. Иоанна Златоуста «О Кресте и разбойнике» (PG. 49. Col. 399-418). Большое число проимиев указывает на его популярность в К-поле; встречается он и в нек-польских памятниках, напр. в Святогробском Типиконе; похожий гимн (Tu pastor bone - Ты Пастырь добрый) есть и в испано-мосарабских Антифонариях. В совр. богослужебные книги кондак не вошел, так же как и 3-й кондак прп. Романа на В. п. (акростих: «Ες τ πθος ψαλμς Ρωμανο» (На Страсть пение Романа); 1-й проимий: «Σμερον ταρττετο τς γς τ θεμλια» (Сегодня были потрясены основания земли); 2-й проимий: «Τς χθρας λθη τ τραννον» (Вражды тирания была разрушена); 1-й икос: «ρδβλθυοτεΕκστηθι σμερον, οραν» (Выйди из себя сегодня, небо - см.: SC. 128. P. 189-231), к-рый повествует о событии Распятия как свершившемся и затрагивает тему Сошествия во ад - вероятно, он пелся в ночь на Великую субботу. Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; он же. Описание; он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой К-польской церкви. К., 1907; он же. Великая Пятница в Святогробском храме в Иерусалиме. СПб., 1908; Сборник церк.-учительных чтений на дни Страстной седмицы. М., 1900; [Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы]. ТСЛ, 2001р. С. 203-232, 282-284; Никольский А. Страстная седмица. К., 1905; Никольский. Устав. Т. 2. С. 708-715; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910; Un " ufficiatura perduta del Venerdì santo//Roma e l " oriente. 1912-1913. Vol. 5. P. 302-313; Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. К., 1913; Ильин В. Н. Запечатанный гроб, Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. П., 1926, 19912. Клин, 2001р; Огицкий Д. П. О службе Великой Пятницы при совпадении этого дня с праздником Благовещения//Вестн. Братства правосл. богословов в Польше. Варшава, 1938. Кн. 2/3. С. 126-135; Wellesz E. Melito " s Homily on the Passion: An Investigation into the Sources of Byzantine Hymnography//JThSt.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Молитвословия В. п. отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва ев. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время В. п. в среды и пятницы, а также в Понедельник и Вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой Пятницы); по субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресенья, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – Литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня В. п. на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресенье В. п. имеет особое воспоминание: 1-е – память восстановления почитания икон в 842 году в Византии (Торжество Православия), 2-е – посвящено св. Григорию Паламе , византийскому богослову–исихасту (XIV в.); 3-е – поклонению Кресту, 4-е – св. Иоанну Лествичнику , 5-е – св. Марии Египетской, 6-е – Входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой педели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от вражеского нашествия, в память чего читается Великий Акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или «Суббота Акафиста»). Суббота шестой недели посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря ( Ин. 11, 1– 46 ). Последняя неделя В. п. называется Страстной седмицей. Тексты богослужений В. п. содержатся в Триоди постной, Великий Пяток (Великая Пятница)пятница Страстной седмицы, в этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Великий Четверток (Великий Четверг) четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В ответ на подобные предложения следует, во-первых, сказать о том, что цитированные тексты отнюдь не имеют антисемитский характер: они лишь содержат нравственную оценку того, как иудейский народ поступил со Спасителем. Одновременно они являются предупреждением для всякого народа, который встанет на путь богоборчества. Ведь в истории человечества было немало народов, которые считали себя богоизбранными, но которые, подобно Израилю, оставляли Источник воды живой и выкапывали себе разбитые колодцы. Во-вторых же, сама идея ревизии богослужебных текстов для приведения их в большее соответствие с современными стандартами и правилами политкорректности представляется неприемлемой. Один раз ступив на этот путь, остановиться будет уже крайне сложно. Православное богослужение тем и драгоценно, что оно дает четкий критерий богословской истины, и именно богословие надо всегда сверять с богослужением, а не богослужение корректировать под те или иные богословские посылки. Lex credendi вырастает из lex orandi: вероучительные истины и нравственные установки христианства родились в опыте молитвы, были открыты Церкви через богослужение. Поэтому если в понимании какого-то богословского или нравственного вопроса усматривается расхождение между, с одной стороны, современными стандартами, а с другой – богослужебными текстами, то предпочтение должно быть отдано последним. Богослужение часов в Великую Пятницу совершается по особому чину: часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й читаются подряд, и на каждом часе прочитывается отрывок из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие. Вечерня Великой Пятницы совершается, по Уставу, «о десятом часе дне» (т.е. около 16.00). На этом богослужении совершается вход с Евангелием, исполняется прокимен «Разделиша ризы», читаются отрывки из Ветхого Завета ( Исх. 33:11–23 ; Иов. 42:12–17 ; Ис. 52:13–15, 53:1–12, 54:1 ) и Апостол ( 1Кор. 1:18–2:2 ). Евангелие составлено из нескольких фрагментов и воспроизводит всю историю Страстей Христовых ( Мф. 27:1–38 ; Лк. 23:39–43 ; Мф. 27:39–54 ; Ин. 19:31–37 ; Мф. 27:55–61 ). После этих чтений исполняются стихиры, в которых звучит тема победы Христа над адом и смертью: Великая Пятница. Вечерня. Стихиры на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» — убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам решилась предать Учителя. Этот тропарь являет нам одну из самых ярких особенностей Страстной седмицы. Богослужение Страстной седмицы не только излагает евангельские события, не только толкует Св. Писание, не только обращает наше внимание к ветхозаветным пророческим преобразованиям, не только говорит о догматах, о тайне искупления рода человеческого. В этой седмице присутствует одна очень важная, постоянная тема. Все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие на пике службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе. Казалось бы, вместе с Четыредесятницей прошло время аскезы, самовоспитания и самоуглубления, и мы теперь должны полностью обратиться к тому, что было в жизни Христа, однако важнейшие тексты обращены вглубь души, сегодня говорится о каждом из нас — в тропаре Великого Четверга, в светильне четырех начальных дней Страстной. Естественно, отсутствуют обычные кафизмы, потому что они отменены, они кончились в Великую Среду, а вместо кафизм на богослужении читается Евангелие от Луки, 108 зачало. Обычный 50 псалом, и начинается знаменитый канон, называемый по первым словам первого ирмоса «Сеченое сечется». В отличие от трех первых дней Страстной седмицы, когда на утрени были неполные каноны (в Понедельник и Среду — трипеснец, а во Вторник — двупеснец), Великий Четверг содержит на утрени полный канон (формально из девяти, фактически из восьми песен). Это канон прп. Косьмы Маюмского, одного из знаменитейших гимнографов. Читается он, естественно, с припевами, потому что, как мы помним, по Уставу на Страстной и Пасхальной все каноны на утрени звучат с припевами. На Страстной припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Канон этот интересен для нас тем, что содержит толкование и изложение всего того, что связано с установлением таинства Евхаристии. Стихиры этого дня все про Иуду и про беззаконных иудеев, а в каноне образ Иуды появляется, конечно, время от времени, но все же это богословие евхаристическое, это обращение к событию таинственному, неизглаголанному, непостижимому.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Речь идет о монастырской схеме, если это даже было служением Иерусалимского патриарха: впрочем, он не присутствовал при псалмопении, которое было возложено на монахов « (иудеев », которые выходили из церкви, когда совершалось вступление патриарха перед каноном. На следующий день, в Святой Понедельник, Евангелие с другими чтениями читалось после Слава в вышних, следуя кафедральной соборной схеме. Очень любопытно, что эта рукопись XI века, но которая по Дмитриевскому передавала обычаи IX-X века (до разрушений 1009 года) и которую Красносельцев приписывает предположительно патриарху Софронию (после разрушений 614 г.). не творит о пресвитерских молитвах. Для общего знакомства с этим Типиконом: Дмитриевский, Древнейшие Патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев 1907. Эта книга является очень критическим обзором издания Пападопулос- Керамеус " а Типикона Анастасиса. В первой части этой главы (с. 82) мы говорили о евангелии Утрени Великой Пятницы. Эта служба требует сегодня чтения двенадцати Евангелий, но, согласно С. Ханерасу (Великая Пятница в литургической византийской традиции, Докторская диссертация представленная в Римском Восточном Институте в 1970 г.) только двенадцатое было присуще Утрени, одиннадцать остальных (семь – по древним лекционариям) шли из ночною бдения или Паннухис. 253 В русских псалтырях печатают еще в качестве приложения ряд «псалмов избранных» для более важных праздников: тех, первый стих которых поется еще с Величаем, сразу после полиелея. 254 Это же псалмопение в субботу Акафиста, по Типикону Великой Церкви (Матеос, II, с. 55); см. гл. VII, стр. 280. 255 Нам известен другой пример такого способа организовывать параллельно различные службы в одном и том же соборе: в соборе нашего родного Толедо еще сегодня поют три раздельных «хора», с различными уставами: духовенство капитула каноников, духовенство мозарабской часовни и духовенство «Старых королев » (памятный храм старой кастильской династии). 256 См. «Acémètes» J. Pargoire, в DACL (Словарь Христианской Археологии и Литургики) I, с. 307 и след. У этих монахов идеалом жизни, кроме строгого соблюдения Св. Писания, было и постоянное псалмопение. Монастырь Студиона был по своему происхождению «акимитским», но св. Феодор Студит принял в IX в. палестинскую традицию Св. Саввы. 258 Сравн. Типикон Великой Церкви. II, с. 307: ντφωνα μεσονυκτικ которым соответствуют, конечно, наши молитвы μεσονυκτικα. См. гл. IV. 260 Другие музыкальные рукописи для восьми антифонов: Лавра Ε 173 и 148; Ватопедию 1527; см. О. Струнк, Византийское богослужение в Св. Софии, в Думбартон Оакс Пэйперс. 9, 10, с. 170 и след (см. Молитвы Вечерни, пр. 14). Читать далее Источник: Как молились Богу древние византийцы? Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология : диссертация магистра богословия/Михаил (Арранц) - Л.: ЛДА, 1979. — 310 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часа в два был с визитом граф Соесима. Христианскому учению совсем глух, хотя в бессмертие души верует и христианские книги берет; и сегодня я дал ему вновь переведенную Священную историю В. И. Богословского и наши три журнала с января. – Что делать с куском шелковой материи, который вы подарили мне из полученных тогда китайских подарков двадцать – двадцать три года тому назад и из которого я тогда же обещал вам сшить себе платье тогда, когда буду крестить вас? – спрашиваю. – Бросьте, – отвечает, смеясь. – Все-таки не брошу, а сделаю из него что-нибудь для Церкви в память ваших добрых услуг православному христианству здесь, – заключил я. Он когда-то (двадцать четыре года назад) освободил из тюрем наших христиан в Хакодате, Сендае, Мидзусава, заключенных местными властями, и настоял, чтобы вперед за христианство не преследовали, в каком смысле разосланы были секретные предписания губернаторам; при его помощи приобретено Миссиею это место на Суругадае и прочее. Двенадцать Евангелий читали оо. Роман и Феодор; первый – большое Евангелие предурно прочитал, торопился и без малейшего выражения; душа еще отсутствует у наших священнослужителей при таких действиях. Боже, как мучительно заведовать всем в священном деле и в то же время видеть одни недостатки – и в себе, и в других! Хоть бы чем совершенным Господь порадовал! 22 марта/3 апреля 1896. Великая Пятница. Три богослужения, вынос плащаницы, обнесение вокруг Собора после всенощной, – все, слава Богу, совершено. За вечерней было несколько русских; между прочим, генерал Топоргин, начальник Приамурской артиллерии, с своей больной женой, нуждающейся в какой-то операции, из-за которой генерал должен бросать здесь службу и ехать в Россию, ибо жена никому здесь не доверяет операции. Генерал и вида не подавал к такому заключению, но по оттенку речи можно заключить, что не легко иногда живется семейным, особенно серьезным людям, любящим настоящее дело. Генерал сначала смешал меня с Преосвященным Николаем Алеутским, что в Америке. «Недавно-де вы из России», «Что у вас в России» и подобное. Но тем не менее, после того, как я разъяснил ему ошибку его, он величал: «Вас-де везде знают» и прочее. И все это приходится выслушивать и видеть, как русские наши, даже хорошие люди, ни на волос не интересуются делами своей Церкви! А генерал еще, кроме того, что в 1890 году ехал в эти края на одном судне с о. Сергием Страгородским и прожил шесть лет у берегов Японии, месяц перед сим прожил в Нагасаки. Хоть бы крошечку внимания! И ни на волос не конфузится, когда видит, что завирается, а старается лестью поправить ошибку, думая, что и самая грубая и явно лживая лесть понравится духовному лицу. Печальное такое явление, наводящее на многие печальные думы, отчасти к лицу сего дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010