Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Гомер. Илиада/Пер. с древнегреч. Н. И. Гнедича. URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах Александрия. URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363. Григорий Богослов , свт. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге-Сыне второе//Там же. С. 364–375. Григорий Богослов , свт. Слово 31, о Святом Духе//Там же. С. 376–391. Григорий Богослов , свт. Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и пр. ( Мф 19. 1 )//Там же. С. 432–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он усладит ее Христовой благодатью, которую таинственно ниспослет из горнего мира в твою измученную душу. И когда ты в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегни к нему, святому исповеднику, скажи ему то, что на сердце твоем, излей скорби и нужды душевные и будь уверен: он таинственным, Божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если тебе нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире – на тебя со всех сторон нападают люди, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, желают, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, – то вспомни тогда о нем, первом мученике, возопий к нему: о, святый мучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся в Царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик святых. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое – воскресение для всех христиан всех веков. И для нас – и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина – сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечноживого на небесах святого Иоанна, Крестителя Господня, как победил он смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел в небесный мир, чтобы быть первым после Богоматери рядом с Господом Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисис», т. е. моление: Господь сидит на престоле славы – Царь Небесный, с правой стороны Его – Пресвятая Богоматерь, а с левой – святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий. О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас, христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас, – чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим 128

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу. И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему святому исповеднику, скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены, он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире: на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святый мучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое - воскресение для всех христиан всех веков. И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисус», т. е. Моление: Господь сидит на престоле славы, как Царь Небесный, с правой стороны Его - Пресвятая Богоматерь, а с левой - святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий. О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас, чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://zavet.ru/usekn1.htm

Понедельник, вторник и среда первой недели поста. Моление архангела Гавриила (очень редко соблюдается). Пять воскресений. Вербное воскресенье (праздник Осанны). В этот день сиро-халдейцы, в качестве пальм, употребляют ветви красного вида ивы (вербы). Дерево это у них называется «деревом Осанны». День страстей (Великий четверг). Пятница страданий (Великая пятница). В этот день сиро-халдейцы не совершают литургии. Великая суббота или суббота света (намек на приветствие: «свет вашим мертвецам»). Пасха. Праздник Воскресения или Великий праздник. Пасхальная неделя называется «неделей недель». Пятница после Пасхи. «Исповедники при царе Сапоре». Низкое воскресенье («новое» или «красное» воскресенье). В некоторых местах посвящается памяти Мар-Аудишу. Суббота. Мар-Хнания (Анания) «от волков». Второе воскресенье после Пасхи. Понедельник. Рабан Урмист Ширазский (см. под 1 сентября). Этот святой погребен в древнем монастыре, известном под его именем, близ Алкоша (Элкош), где также в одной иудейской синагоге указывают гробницу пророка Наума. Монастырь этот принадлежит римо-католическим униатам (халдеям). Третье и четвертое воскресенье после Пасхи. Пятое воскресенье после Пасхи. Мар-Адай. «Апостол, один из семидесяти, просветитель Востока. Он первый обратил Авгаря, черного царя Ургая (Едессы)». Сказание о его миссии и о сношении между Спасителем и Авгарем находится в особой книге под названием «Учение Адая» (переведенной на английский язык). Греческая форма Адая есть Фаддей. Этого святого часто связывают с ап. Фаддеем, имя которого на сирийском языке Тадай. День Вознесения. Воскресенье после Вознесения. Семь недель от Пасхи до Пятидесятницы, называемые «шавуя» (седмина) Воскресения. Пятидесятница. В Пятидесятницу начинается шавуя (седмина) апостолов (пятьдесят дней); и первое воскресенье после Пятидесятницы называется второй седмной апостолов. Среда после Пятидесятницы. «В этот день была совершена первая евхаристия Иаковом, братом Господним. Первою причастилась Пресвятая Дева, а затем апостолы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира БРАТЬЯ ГОСПОДНИ неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/155108.html

и не умереть от потери последнего чуда… На землю приходит Страстная. И с ней, вразнобой: заботы — отсюда, и ужас потери — оттуда. Нам только бы каменный взор оторвать от земли и встретиться с болью живой, а не с собственной ложью, чтоб все позабыв, мы бы заново нынче смогли стоять у Креста, раз взойти на него невозможно. Страстная Пятница (21 апреля) 1995 г. Москва. III. Волною морскою на уличный гам накатит от паперти скорбное пенье… И свечи, как души, открыты ветрам — чуть теплится свет Твоего воскресенья. Волною морскою сей город омыть — куда нам! Мы слабое, малое стадо. И нам остается лишь верить и жить волною морскою — так надо. Так надо! Погаснет свеча, и зажжешь от другой, и голой рукою прикроешь от ветра… Волною морскою — на берег людской приходят приливы нездешнего света. Чуть позже — зажгут фонари на Тверской, а море людское не вкусит покоя. … и это пройдет. Но пребудет с Тобой: «Волною морскою, волною морскою…» 13-14 апреля 2001, Москва IV. Легко душе, мечтая о земном, на любящей Руке лежать зерном. Но час, когда Ладонь наклонена… Зерну — суметь пройти путем зерна: предельная, несбыточная честность. Растаяла родная теплота — приговорен к свободному полету, и промелькнуло голубое что-то… Черта земли прохладна и пуста, и ужас под названьем «неизвестность». Сейчас, и здесь, и весь — не обойти ни сроком, ни условием, ни криком. Под пологом великим и безликим ступить на непонятные пути. Суметь до всяких сроков умереть, иначе будет поздно, и неполным твой колос ляжет в золотые волны на ниве радости. Успеть. Успеть. Успеть! И чтоб душа не стыла там одна — Сам Сеятель идет путем зерна. 3 мая 2002 (Великая Пятница), Москва. Золотая Твоя стрела пробивает стальную грудь. Я не ждал, чтобы боль пришла, только Ты говоришь мне: «будь». И в себя уже не уйдешь — не осталось укромных мест. Твоих будней огненный дождь. Твоих звезд светоносный крест. Это солнца живая плоть прорастает в мою зарю… Как Ты щедр на любовь, Господь! Есмь и буду. Благодарю. Москва, 18 января 2002 Макарьев-Решемский монастырь

http://pravmir.ru/stihi-o-strastnoy-pyat...

Услышав это, Пилат «больше убоялся». Конечно выражение «Сын Божий» Пилат мог понимать только в языческом смысле, в смысле полубогов, героев, которыми полна языческая мифология, но и этого достаточно было, чтобы его смутить, принимая во внимание и предупреждение его жены, видевшей какой-то таинственный сон об этом загадочном Человеке. И вот Пилат уводит Иисуса с собой в преторию и наедине спрашивает Его: «Откуда Ты?», то есть: каково твое происхождение, с небес ли Ты или от земли? Действительно ли Ты — Сын Божий?«Но Иисус не дал ему ответа». — Бесполезно было отвечать на этот вопрос. Господь пытался объяснить Пилату, Кто Он, но Его слова вызвали у него только легкомысленно-шутливую реплику (Иоан. 19:9). Мог ли грубый язычник-скептик понять учение об истинном Сыне Божием? Побеждая в себе страх, Пилат решил показать свою власть, а вместе с тем и расположить Иисуса к ответу: «Мне ли не отвечаешь…» Господь отвечает на эти горделивые слова с Божественной мудростью: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» — то, что Я в твоих руках, это лишь попущение Божие. Предав народ Свой в рабство языческой римской власти, Бог через это передал и тебе власть надо Мной. Ты будешь виновен, однако, в этом осуждении Меня, ибо против совести осуждаешь, но более греха будет на том, кому свыше не было дано надо Мной власти, кто сделал это самовольно, по злобе, то есть синедрион, Каиафа, как орудие его, Иуда Искариот. Мудрые слова Господа, видимо, понравились Пилату, и «С этого времени Пилат искал отпустить Его». Тогда обвинители решились прибегнуть к крайнему средству — к угрозе обвинить самого прокуратора в измене власти римского кесаря: «Если отпустишь Его, ты не друг Кесарю…» Это испугало Пилата, ибо императором был тогда подозрительный и крайне жестокий деспот Тиверий, охотно принимавший доносы. Этой угрозой дело было решено. Пилат, воссев на свое судейское место лифостротон, формально и торжественно оканчивает суд. Евангелист отмечает поэтому день и час осуждения Господа: « Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестой», то есть была пятница перед праздником Пасхи и шестой час, то есть по нашему счету около 12-ти часов дня. В указании этого часа у св. Иоанна оказывается как будто разногласие с другими Евангелистами, особенно со св. Марком, который говорит: «Был час третий, и распяли Его» (Марк. 15:25), а от шестого до девятого часа была тьма по всей земле (Матф. 27:45; Марк. 15:33 и Лук. 23:44), но дело в том, что день, как и ночь, делился вообще на четыре части по три часа в каждой, а потому в Новом Завете упоминается только о первом, третьем, шестом, и девятом часе. Св. Иоанн не говорит «час был шестой», но «яко шестой», то есть «как бы шестой»: по нашему это могло быть во весь период времени между 9-ю часами утра и полуднем. Есть, наконец, мнение (Гладков), что св. Иоанн указывает время по римскому счислению, соответствующему нашему, то есть было около шести часов утра, как мы теперь считаем, от полуночи.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятница 1-й седмицы Великого Поста. Слово после молебна великомученику Феодору Тирону и благословения колива 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , великомученик Феодор Тирон , Пятница 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день — это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/пятница-1-й-седмицы-вели...

62 Он не признает поданными слова, приведенные у св. Иоанна и сказания на Тайной Вечере, потому что они не похожи на обычный «слог» Иисуса. Не во гнев будь сказано нашему пресловутому литератору, мы думаем, что св. Иоанн лучше его знал «слог» Иисуса, и что, если он привел его слова теми выражениями, какие мы читаем в его Евангелии, так значит, что Иисус их произнес. Лучше было бы г-ну Ренан судить о слоге Иисуса по его речам, приведенным у св. Иоанна, нежели разбирать эти речи сообразно с теми понятиями, какие ему угодно было составить себе об этом слоге. «Выражение чадца, говорит он, принадлежит к слогу самого Иоанна». Кто же сказал ему, что Иоанн не подражал слогу Иисуса? 63 На странице 391, в прим. 2, он опять упрекает св. Матфея и св. Марка в их мнимой ошибке о пасхальной трапезе. Опять повторяем, что этой ошибки не бывало, и что г-н Ренан только выказывает тем свое непостижимое невежество. Но чем более он заблуждается, тем упорнее стоит на своем: так на странице 399 он опять дает тот же повод удивляться его невежеству, говоря: «Это было в утро того дня, в который должно было снедать пасхального агнца (пятница 14-го Нисана=3 апреля). Правда, то была так называемая у нас Великая Пятница, но для иудеев пятница начиналась с четверга вечера. 65 Можно указать, как на образец ложной критики, на прим. 4, стр. 408. Есть общие черты в повествовании о Страстях у св. Луки и у св. Иоанна. Следовательно, говорит г-н Ренан Лука постарался включить у себя некоторые подробности, с той целью, чтоб согласить различные сказания. «Вот где первая попытка к соглашению Евангелий между собою». Нечего спрашивать у г-на Ренан какими доводами подкрепляет он свою догадку. По своему обычаю, он не представляет никаких. Но всякий и без него сумеет оценить такую критику, состоящую в том, чтоб из сходства между некоторыми подробностями заключать о намерении соглашать противоречивые рассказы. Разумнее было бы полагать, что оба эти рассказа сходны потому, что те же подробности были известны обоим священно-писателям. Когда евангелисты совершенно согласны в подробностях, г-н Ренан старается уверить, что тут трудились над соглашением; когда у одного приводится такая подробность, какой нет у другого, он указывает на нее, как на противоречие. Историк положительный собрал бы все эти подробности и составил бы из них одно полное целое; но г-н Ренан гнушается таким соглашением Евангелий он предпочитает ему свое смешное предубеждение, открывающее ему противоречия там, где их не бывало. Если, из числа будущих историков г-на Ренан, один скажет, что он родился в Бретани, а другой, что он учился в Семинарии в Париже, то какой-нибудь будущий Ренан должен будет утверждать, что оба эти историка противоречат друг другу, ибо приводят две различные подробности. Нынешний наш Ренан постоянно держится такой системы относительно Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010