15/I Серафимовский праздник. Литургия одна в 9 ч. утра. Служил о. Ал-др Державин. Причастников 25. Заболел Михаил Сергеевич . Михаил Сергеевич Ермаков (1909–1973) — завхоз в Знаменском храме. Погребён на Пятницком кладбище в одной ограде с отцом Клеоником и его матушкой. 16/I Святого пророка Малахии среда. Свободный день. Мария Владимировна больна с пятницы 11/I (грипп и ангина). 17/I Четверг. Собор 70 апостолов. Вечером богослужение. Вечерня и утреня. 18/I Крещенский сочельник. Пятница. Часы в 8 ч. утра. Литургия и освящение воды великое. Нужно оставаться одному свя­щен­нику для дополнительного освящения воды. Вечером всенощное бдение. 19/I Святое Крещение Суббота. 2 литургии. 2 освящения воды. После ранней шум был. 20/I Иоанна Крестителя. 2 литургии. Воскресенье. Вечером моя беседа. 21/I Будничная служба. Я заболел гриппом. Запрещено врачом выходить до следующего понедельника. 22/I и 23/I Будничные службы. 24/I тоже вечером служба. 25/I Пятница святой мученицы Татьяны. 2 литургии. 210 причастниц. В прошлом году было 160 причастниц. 26/I Суббота по Просвещении в этом году после недели по Просвещении 2 , которая была 20/I в день Иоанна Крестителя. 27/I Воскресенье 2 литургии. 160 причастников. Позднюю служил о. Ал-др Ветелев. Я не служил, болен. Не служил и о. Ал-др Державин (нарыв на пальце). Мария Владимировна больна уже почти месяц с 8/I. Вечером в воскресенье проповедовал о. Алексий. 28/I, 29/I Понедельник и вторник службы будничные. Во вторник служил о. Ал-др Державин. 30/I Антония Великого. Среда. Служба полиелейная. 29/I было совещание в Новодевичьем о приезжающих на фестиваль. 31/I Святых Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Причастников 15, служил о. Алексий. На пожертво­ванные талоны приобрели 2 машины угля и 6 кубометров дров. Февраль 1/II Пятница. Служил о. Ал-др преподобного Макария Вели­ко­го Египетского. 2/II Преподобного Евфимия великая суббота. Служит о. Ал-др Ветелев. Служба полиелейная. Служит о. Алексий. 3/II Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа моя. На беседе был Иван Михайлович.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Миллер Л. Святая мученица россииская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 1994. С.115. Елизавета Федоровна, великая княгиня. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия//Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. Н. Новгород, 1996. С. 79–80. Внутренняя миссия (Die innere Mission). Доклад протоиерея А. П. Мальцева, заслушанныи в IV и VII соединенных отделах 20 апреля 1906 г.//Журналы и Протоколы Высочаише учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1907. Т. 2. С. 38–45. Там же. С. 42, 45. Урожденная графиня Ефимовская, сотрудница известного педагога С. Рачинского. После революции эмигрировала в Сербию, где основала несколько новых монастыреи и женских общин. Скончалась в 1925 г. в Сербии. Докладная записка настоятельницы Леснинского женского монастыря… об основании общины диаконисс, 1905 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 2–3. Отчет обители за 1910 г.//Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996. С. 199–200. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия//Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. С. 83. Из письма Елизаветы Федоровны от 1 января 1912 г.//Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 52. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия. С. 83–84. Переписка А. А. Дмитриевского и великои княгини Елизаветы Федоровны опубликована М. Скляровои в книге: Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. Н. Новгород, 1996 — без указания источника и в статье Лобикова К. И. А. А. Дмитриевскии и великая княгиня Елизавета Федоровна (несколько штрихов к биографии ученого)//Мир русскои византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С. 249–250.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Далее — собственно всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Великая вечерня начинается, согласно Типикону, совсем не так, как мы привыкли видеть. Дело здесь вот в чем. Мы говорили о том, что в истории Церкви была самые разные Богослужебные уставы. Нынешний Типикон представляет собой, в общем-то, изложение Иерусалимского устава с некоторыми минимальными влияниями других уставов. А наш обиход имеет в себе гораздо большее влияние других уставов, не Иерусалимского. В частности, устава Великой церкви. Так вот, наша всенощная начинаетсяч, по всей видимости, примерно так, как она начиналась в Великой церкви, а не так, как в лавре прп. Саввы Освященного. И еще один момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Не надо думать, что великая вечерня — это обязательная часть всенощного бдения. Это далеко не всегда так. Великая вечерня совершается в следующих случаях: — когда есть знак «крест окружен» — когда есть знак «крест полуокружен» — когда есть знак «крест не окружен» — во все воскресные дни. При знаках «крест окружен» и «крест полуокружен» великая вечерня является первой частью всенощного бдения. При знаке «крест» совершается самостоятельно. Что касается воскресного дня, то устав допускает оба варианта: и великую вечерню как часть воскресной всенощной, и великую вечерню, совершаемую самостоятельно. Чин воскресного всенощного бдения описан в главе 2 Типикона, а чин воскресной службы без бдения — в главе 7. У нас принято под воскресенье совершать именно бденную службу. Собственно, этот разговор я завел к тому, что великая вечерня может начинаться по–разному. Если великая вечерня не является частью всенощного бдения, а совершается самостоятельно, то она начинается так же, как вседневная вечерня: читается Псалом 103, в это же время светильничные молитвы; врата закрыты, затем великая ектения. А если великая вечерня открывает собой всенощное бдение, то начинается она особо торжественным образом. Вот как говорится об этом в Типиконе: «Чин великия вечерни…бдения всенощного» О еже зайти солнцу мало, подходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю, таже восходя ударяет в великий кампан нескоро, поя «Непорочны» или глаголя Псалом 50 тихо дванадесять». Во время звона звонарь должен успеть пропеть либо 17–ю кафизму на память, либо, если он ее не помнит, Псалом 50–й двенадцать раз. В великий кампан ударяет 12 ударов через 50–й Псалом. «И потом вшед возжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед, клеплет во вся кампаны и, возвращшся в церковь и взжжег свечу на свечнице, поставляет прямо в царских вратах. Также творит поклонение иерею, егоже есть чреда. Иерей же, востав, творит поклон предстоятелю и, отшед, творит поклоны три пред святыми дверьми и на оба лика, братиям же всем сидящим. Исшед во святый алтарь, возлагает на ся епитрахиль, целовав крест вверху его и, прием кадильницу и став пред Святою Трапезою, влагает фимиам и глаголет молитву кадилу тайну. И так, покадив Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

«Великий князь, говорит историк Татищев, повелел немедленно, во-первых, церкви все строить от своего имения, затем, убогим раздавал много на построение; княгиня же, преимущественно, убогим раздавала, хотя ее уборы богатые едва не все погорели» (Книга 3, стр. 225). Но все подобные скорби и бедствия служили, так сказать, только приготовительным испытанием для благочестивой княгини, укреплявшим ее веру и нравственные силы к поднятию тяжкого креста, который Провидением назначено было нести ей в продолжение нескольких лет под конец ее жизни. Около времени рождения последнего сына, Великая княгиня заболела тяжким недугом и лежала на одре болезни до самой своей кончины, лет 7 или 8 139 . Никоновская летопись и Степенная книга называют эту болезнь «великою». Из древних источников мы видим, что Великая княгиня в своей «немощи» именно лежала на одре болезни. Писатель жития св. Георгия, сообщая об этой болезни, говорит, что Великая княгиня «посещением Божиим была в великой скорби» и далее вспоминает даже праведного Иова. «И пришла к ней, говорит он, как на праведнаго Иова, рана искушения». Праведному Иову уподоблялась Великая княгиня и в великодушном перенесении своей болезни. По свидетельству Степенной книги и Жития св. Георгия, Великая княгиня, для укрепления своего терпения, и сама вспоминала о праведном Иове: «и лежала в немощи семь лет, говорит писатель Жития св. Георгия, и никакого слова хульнаго не произнесла, но (лежала) благодарно терпя, часто молясь, и поминала праведнаго Иова, сказавшаго: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго» 140 . Великая княгиня черпала и там свое утешение, где всего более можно и должно почерпать его христианину, – в воспоминании о страданиях Христовых: «она поминала, говорится в Степенной книге, и вольныя страсти Христовы за жизнь и спасение мира». Она утешала себя также словами одного из наиболее спострадаваших Христу Апостолов. «Прилагала же к себе, говорится в Степенной книге, и Апостольское слово: «ничтожны страдания нынешняго века в сравнении с будущей славой, имеющей явиться в нас» 141 . В болезни всей душой обращалась Великая княгиня к Господу Богу, – и вот в 1200 году она совершила то великое дело благочестия, которое остается нерушимым и благоплодным и доныне. Она основала во Владимире, на горе над маленькой речкой Лыбедью, женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Серафим, иером. Слова, беседы и речи. (Выпуск 2-ой). – Кунгур, 1908. С. 3. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), иг. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. С. 5. Фомин С. Русский инок//Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик. Указ. соч. С. 36. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 7. Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда). – Кунгур: Типография М.Ф. Летунова, 1912. C. 35–36. Там же. C. 12. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. – М.: Столица, 1994. С. 162. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Указ. соч. С. 162. Бирилов Г., прот. Указ. соч. С. 45. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), игумен. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. C. 12. Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий. М., 2011. С. 473–474. Серафим (Кузнецов), иг. Мученики христианского долга. – Пекин, 1920. С. 34. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, 1996. C. 152. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо–Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

    Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.              Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34-35.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г . С. 708.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

Великая княгиня рассматривала все, происходящее в обществе, духовными очами. Это особенное зрение. Его не страшат вид крови или страданий. Эта точка зрения может показаться циничной, но по сути — жертвенная. «Великая матушка» платила своим здоровьем — сном, покоем, отдыхом, выкупая страдания других. Великая княгиня была замечательной подвижницей, но об этом мало кто знал. Она предпочитала скрывать свои подвиги. Крайняя строгость в ее жизни сочеталась с умеренностью и приветливостью. Однажды келейница увидела, как матушка молится. Под верхним апостольником были надеты цепи. Они гремели при каждом поклоне. Келейница изумилась. Но великая княгиня только попросила девушку не рассказывать о том, что видела, и слегка выговорила за то, что та вошла без стука. Господом великой княгине было открыто предстоящее изменение русской жизни. Она пыталась предупредить свою сестру, но государыня не вняла уговорам «великой матушки». После принятия монашеского сана жизнь великой княгини преобразилась в жизнь великой святой. Предметом ее забот были даже дети с Хитровки. В то время Хитровский рынок считался одним из самых опасных мест в Москве. На территории этого рынка находили себе пропитание множество детей-сирот и детей из нищих семей. Хитровка была сборищем московского отребья, самое дно общества. И вот «великая матушка» повадилась совершать рейды по Хитрову рынку. Она была добрым ангелом для этих сорванцов, которые часто причиняли ей хлопоты. Одних она направляла в больницы, другим помогала материально, а третьих устраивала в учебные заведения. Полиция неоднозначно относилась к таким поступкам всенародной любимицы. «Ваше высочество, — говорили ей постовые, — за ваши рейды, совершаемые по Хитрову рынку без сопровождения охраны, местное полицейское управление ответственности не несет! — И слава Богу. За все», — словами Иоанна Златоуста отвечала «великая матушка». Во время Первой мировой войны великая княгиня организовывала своевременную помощь раненым: пошив и отправку теплых вещей, продуктов и предметов первой необходимости. Несколько раз уже во время войны она совершала паломничества, причем в самые отдаленные концы страны. Например, на Урал, в Верхотурье, к мощам местночтимого блаженного. Неоднократно посещала госпитали, присутствовала и даже несколько раз ассистировала при операциях. Раненые порой даже просили, чтобы «великая матушка» присутствовала при операции. Она обладала даром успокаивать боль и утешать. Раненые как святыню берегли маленькие подарки великой княгини: образки, крестики, четки, будто и в них таилось утешение.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Великая пятница. Что поется в этот день в храме. Утреня Великой Субботы. Чин выноса Плащаницы. 5 апреля, 2007. Редакция " Правмира " Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Во святую и Великую Субботу клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектениа великая. На Б ог Господь: тропарь, глас 2: Б лагообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Слава: Е гда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне: М ироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением: такожде по коемуждо стисе и похвалы. И абие поем тропари сия, во глас 5: Б лагословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. А нгельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смерти же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Б лагословен еси, Господи: П очто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Б лагословен еси, Господи: З ело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите: Воскресение же апостолом рцыте. Б лагословен еси, Господи: М ироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба. Слава, Троичен: П оклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во Едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне, Богородичен: Ж изнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси: падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-chto...

Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху (понимаемую как праздник Воскресения) в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей в разных традициях выбирался по-разному. Это был или день иудейской Пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта (как историческая дата Страстей), или еще к.-л. день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование " Великой " (раннее обозначение дней Страстной седмицы как " великих " - Const. Ap. VIII. 33), " Святой " и др. Т. о., к IV в. Великая Пятница и Великая Суббота стали днями самого строгого поста в году, готовящего верующих к празднованию Воскресения (вопрос о продолжительности и мере предпасхального поста возник уже во II-III вв. в связи со спорами о дате празднования Пасхи: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12; Dion. Alex. Ep. ad Basilidem. 1; Didasc. apost. V. 18-19). Строгость поста в Великой Пятницы нашла свое выражение и в ограничении совершения Евхаристии в этот день. После V и до XII-XIII вв. в православных странах в Великой Пятницы литургия не совершалась вообще или совершалась только литургия Преждеосвященных Даров (хотя, напр., в кон. IV в. в Антиохии в Великой Пятницы служили полную литургию: Ioan. Chrysost. De coemetr. et de cruc.//PG. 49. Col. 397-398); согласно Иерусалимскому уставу, принятому в XII-XIV вв. в православной Церкви повсеместно, литургия в Великой Пятницы не совершается (кроме случая совпадения с праздником Благовещения); на латинском Западе в Великой Пятницы вплоть до наст. времени мессы не бывает, но все причащаются Св. Дарами, освященными накануне. Еще одна особенность богослужения Великой Пятницы - бдение в ночь с четверга на пятницу, установленное, возможно, в воспоминание и исполнение слов Христа, сказанных ученикам в Гефсимании (Мф 26. 38, 41). Во многих христианских общинах в ночь на Великую Пятницу уже в IV в. было принято совершать всенощное бдение, подобное пасхальному (Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Epiph. De fide. 22. 12-14). Особое влияние на формирование богослужения Великой Пятницы как на Востоке, так и на Западе оказала древняя иерусалимская традиция.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Данный текст — расшифровка лекции, проведенной порталом Предание.ру (видео и аудио записи лекции - ) Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Добрый вечер. Сегодня тема нашей беседы — это Страстная Седмица . Все знают, что Страстная Седмица - это последняя неделя перед Пасхой, и дни Страстной Седмицы традиционно в Церкви называются Великими. Поэтому и вся седмица может носить название Великой Седмицы. Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг и т.д. Страстная Седмица представляет собой отдельный пост и исторический и по смыслу. Она не принадлежит Великому Посту. Великий Пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой Субботой. То что начинается с понедельника Страстной Седмицы - это новый пост. Как это было в древности, прям так и считалось 2 разных поста. И, действительно, содержание этого нового поста настолько отличается от прошедшего Великого поста, что их смешивать никак нельзя. Как можно назвать этот новый пост, который со Страстного Понедельника вступает в силу? В древности его называли Пасхальным постом, потому что он “вырос” из поста Великой Пятницы. Великая Пятница — это древняя Крестная Пасха. Мы, кажется, уже говорили о том, что в древности в Церкви отмечалась не только воскресная Пасха, но и Крестная. Крестная — это ни что иное, как наша Великая Пятница, то есть день воспоминания страстей, распятия и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже многими называлось Пасхой. Затем, после IV века, этот день перестали называть Пасхой, и осталась только воскресная Пасха. Но тем не менее этот пост, который “вырос” из поста Страстной Пятницы (потому что эта Крестная Пасха отмечалась строжайшим постом — это была Пасха Креста или Пасха Скорби) постепенно дорос до размеров целой седмицы перед ней, то есть нашей Страстной Седмицы, поэтому может по праву называться Пасхальным постом.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010