«Русская церковная история составляет для меня главный предмет изучения по обязанности и по любви», – писал Горский. Лучшие из питомцев Академии гордились тем, что им пришлось пройти «школу Горского». Лекции Александра Васильевича по истории Церкви широко расходились по всей России, он вел обширную научную переписку. В настоящее время архив А.В. Горского хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 78. А.В. Горский был членом многих ученых обществ: Императорского археологического общества. Общества любителей древнерусской письменности, Братства святителя Петра митрополита. В 1867 году Александр Васильевич был удостоен полной премии имени М.В. Ломоносова. Александр Васильевич Горский скончался 11 октября 1875 года и был погребен на академическом кладбище в Тро-ице-Сергиевой Лавре. Печатные труды 119 . Дневник А.В. Горского//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1884. – Ч. 34. – С. 84–144, 303–365; Ч. 35.-С. 197–268. 120 . Дневник А.В. Горского/С примеч. протоиер. С. Смирнова . – М.: Тип. Волчанинова. 1885. – 195 с. 121 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского//Творения Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – 2-е изд., испр. и доп. – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. 1902. – Ч. 1. – С. 1–122. 122 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра 1902.– 122с. 123 . Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. – М.: Тип. Готье, 1851. – 175 с. – Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1851. – Ч. 10. 124 . Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. – М.: Унив. тип., 1842. – 160, II, 1 л. ил. То же. – 1852. – 162, IV с., 2 л. ил. То же. – Печ. с изд. 1852 г., с переменами. – Тип. Готье 1857. – 182, IV, II с., 2 л. ил. То же. – Печ. с изд. 1857 г., с переменами. – 1865. – 141 186 IV с. То же. – Печ. с изд. 1865 г.. с доп. – 1873.– 196. IV с., 2 л. ил., пл. То же. – Печ. с изд. 1873 г.. с доп. – Тип. Ефимова 1882 – 186, Vic., Зл. цв. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 220 г. до Р. Х. город был разрушен этолийцами, но впосл. восстановлен римлянами и находился под покровительством имп. Адриана. Кинефа была разорена готами, а затем славянами. Топоним Калаврита появился в лат. документах после захвата К-поля крестоносцами (1204). Это название слав. происхождения (kolovrat, т. е. водоворот - Vasmer M. Die Slaven in Griechenland. Lpz., 1970. P. 134. (Subsidia Byzantina; 4)). В 1205 г. была создана Калавритская барония с 12 рыцарскими феодами, центром к-рой стала крепость (ныне Кастро), построенная в 1208 г. над Калавритой. В течение короткого времени (с 1270-1274 гг. до кон. XIII в.) Калаврита находилась в составе Византийской империи. Затем баронами Калавриты были члены рода де Ла Тремуй, а в 1330 г. этот город вошел в состав владений деспота Мистры. В 1400 г. деспот Феодор I Палеолог продал Калавриту с окрестностями рыцарям-иоаннитам, но через 4 года она была возвращена в состав Морейского деспотата. В 1460 г., после героической обороны, Калаврита была взята турками. В 1687-1715 гг. Калавритой владели венецианцы, а затем она снова перешла к туркам. В 1769 г. горожане приняли участие в антитур. восстании под рук. Даниила, архиеп. Керницы и Калавриты, П. Заимиса, вел. эконома Калавриты Панайоту и семьи Петимезасов. 21 марта 1821 г. в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ Калавриты было провозглашено начало национально-освободительного восстания и 25 марта город был освобожден от турок. Во время греч. национально-освободительной революции (1821-1829) Калаврита дважды разрушалась войсками Ибрагим-паши. В 1833 г. епархии на территории Греческого королевства вошли в состав Элладской Православной Церкви, архиепископия Керницы и Калавриты была переименована в Кинефскую епископию в честь древнего г. Кинефа, но это название не прижилось, и с 1840 г. она стала называться Калавритской, а с 1852 г.- Калавритской и Эйялийской (по названию административно-территориальной единицы - епархии Эйялия). В 1922 г. Калавритская и Эйялийская епископия получила статус митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319909.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афанасий Афонский житие икона     Афанасий Афонский   Преподоный отец наш Афанасий Афонский.   Афон . Великая Лавра Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)       Житие кратко:     Преподоный отец наш Афанасий Афонский - основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре преподоный отец наш Афанасий Афонский превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969).   Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил Афанасия и дал деньги на храм в Карее.   Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил Старца приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, преподоный отец наш Афанасий Афонский приехал на Крит в нач. 961 г.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

В недавнее время некоторые из кавсокаливских отцов, получившие исцеление от различных болезней чрез благоговейное молитвенное призывание святого в помощь себе, по чувству святой благодарности решились построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним бесценное сокровище — священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Гpuropuй V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого. Блаженный Дамаскин пострадал в царство султана Mexмema IV, при Константинопольском патриархе Иакове, уроженце хиосском. Родился он в Галате константинопольской, в приходе Богородицы Елеусы (милующей), от благочестивых родителей Кириака и Кириакии: имя его в мире было Димандис; в отрочестве остался он сиротою. Без руководства и надзора родительского Диамандис, по ремеслу швец, вел себя безнравственно и, будучи схвачен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания отрекся от христианской веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1938 году архимандрит Гурий из-за опасений нового ареста с некоторыми из духовных чад переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был приобретен частный дом для проживания общины. Архимандрит Гурий перестроил узбекскую постройку на европейский лад и расширил ее. Там же он устроил оранжерею с удивительными цветами, а в саду разбил цветочные клумбы, вел наблюдения за растениями и делал аккуратные записи в особой тетради. В Беш-Бале в земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Таким образом, архимандрит Гурий снова мог тайно совершать Божественную литургию в домашних условиях. По воспоминаниям архиепископа Михея (Хархарова), вблизи этого дома при совершении в нем богослужений местные жители неоднократно слышали очень тихое, но необычайно красивое пение. Они считали это пение ангельским, а место святым. Таким был порядок в общине, пока не началась Великая Отечественная война. Кто-то ушел на фронт, кто-то скончался — число духовных чад архимандрита Гурия заметно сократилось. Но в Беш-Бале во время войны нашли прибежище его родственники, эвакуированные из Ленинграда по Дороге жизни. Троице-Сергиева лавра, 1945-1946-й Архимандрит Гурий не принял обновленческих идей, всегда держался Патриаршей Церкви, был верен и Патриарху Тихону, и митрополиту Сергию (Страгородскому) , ставшему Патриархом на короткое время. Патриарх Алексий (Симанский) , вступив в феврале 1945 года на Патриарший престол, осенью того же года вызвал архимандрита Гурия из «глуши пустынной» и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры. Для подготовки к открытию лавры, этого чрезвычайно важного в историческом и духовном плане события, выбор Патриарха пал на архимандрита Гурия, хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской лавре. Состояние лавры в то время описал в своих воспоминаниях архимандрит Тихон (Агриков): «Храмы, башни, стены, монастыря, здания, корпуса, часовни — все в полуразвалившемся состоянии. Всюду валялись камни от стен, кирпичи, песок, взрытая кем-то земля. Нельзя было пройти свободно, чтобы не споткнуться, не упасть и не разбить себе голову. Такова была Лавра в 1945 году» 7 .

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним безценное сокровище – священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Григорий V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого. Блаженный Дамаскин пострадал в царство султана Мехмета IV, при Константинопольском патриархе Иакове, уроженце хиосском. Родился он в Галате константинопольской, в приходе Богородицы Елеусы (милующей), от благочестивых родителей Кириака и Кириакии: имя его в мире было Димандис; в отрочестве остался он сиротою. Без руководства и надзора родительского Диамандис, по ремеслу швец, вел себя безнравственно и, будучи схвачен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания отрекся от христианской веры. Достигнув же совершенного возраста, часто воспоминал он об обетованиях Евангелия, о святости и чистоте христианской веры и, чувствуя, в какую пал бездну погибели отрекшись Христа, решился удалиться на святую Афонскую Гору и там оплакивал тяжкий свой грех.

http://isihazm.ru/1/?id=1832

В 1930-х гг. Успенский храм разобрали во время прокладки через территорию усадьбы трассы канала им. Москвы. В 1998 г. началось восстановление храма на пожертвования жителей. Храм был построен в 1999-2001 гг. В 2001 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. Приписные храмы: часовня прмц. вел. кн. Елисаветы, храм Иоанна Предтечи. 8 мая 2005 г. в ограде храма был освящен трехметровый крест в память погибших при строительстве канала. Информация с сайта http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=426 В Государственной Третьяковской Галерее на выставке " Сохраненные святыни Москвы ушедшей " (8 сентября 2017 г. - 21 января 2018 г.) представлены несколько богослужебных предметов из разрушенного храма Успения в Витенёве и дан следующий текст: " Об Успенской церкви в Витенёве на северо-востоке от Мытищ известно крайне мало. Первые упоминания о ней относятся к концу XVI в. Тогда это был деревянный приходской храм с приделом Флора и Лавра в вотчине Третьяковых. К 1623-1624 годам относятся сведения о колокольне. В 1644 году храм перестраивался. В 1662-1699 годах село принадлежало княгине А.В. Пожарской, урожденной Третьяковой. В 1700 году она продала Витенёво М.А. Головину. В 1713 году " построена тщанием стольника Матвея Алексеевича Головина иждивением же окольничего князя Симеона Романовича Пожарского " каменная церковь на возвышенном месте на речке Уче. Согласно метрике, церковь была " столпообразная как башня в шести гранях сторон, одноэтажная " . Имела три придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы - главная холодная церковь, святых Флора и Лавра, а также в честь святителя Николая - придел в теплой трапезе. Постройка была кирпичная, облицованная камнем. Шатровая кровля увенчана одной главкой с восьмиконечным крестом. Иконостас - деревянный, резной, позолоченный, четырехъярусный. Престол - деревянный. Царские двери в готическом стиле - с верхушками остроконечной формы. Клиросы обнесены стеной, обитой красным сукном. Колокольня с пятью колоколами - в виде башни. В церкви имелись древние образа в серебряных окладах, серебряная утварь, хранились старинные брачные венцы.

http://sobory.ru/article/?object=06983

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИКЕРИЯ Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола. Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св.

http://pravenc.ru/text/165131.html

Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого , Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae// Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii// Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде , жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. ( ), в к-рой подвизались только опытные монахи ( Drescher. 1947. P. 29, 97). Л. Палестины Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαρν; в «Луге духовном» - λαρα Θαρν), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий , еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010