Митрополит Лавр в Москве, 2007 г. Фото: В. Корнюшин/Православие.Ru Ранним утром 16 марта, в День Торжества Православия, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США), завершил свой земной путь высокопреосвященнейший Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Акт о каноническом общении, которой подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Лавр в Москве 17 мая 2007 года, называют важнейшим событием в современной истории Православия. Он был «насквозь» монахом — так говорят о почившем, те, кто хорошо знал его многие годы. 12-летним юношей будущий владыка поступил в монастырь и всю жизнь вел строго монашескую жизнь. Вспоминает наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов): «В первую очередь это был молитвеник. Он никогда не использовал другого вида убеждения, кроме молитвы и собственного примера. Приезжая в епархии и храмы, которые были не согласны с его решением, просто молчал и молился. И в большинстве случаев его молитва была сильнее любой агитации, увещеваний, строгости или наказания. Это был настоящий монах. И, конечно, добрый человек. Я не знаю ни одного случая, чтобы он на кого-то наложил взыскание, отругал, укорил, это было совершенно не в его стиле. Таких людей, которые знают силу своей молитвы и могут использовать эту совершенно непостижимую для внешнего мира силу для высокого служения, на которое они поставлены, наверное, очень-очень мало на земле. Вот с таким человеком мы сегодня прощаемся. Он с чистой совестью и высоким чувством исполненного долга завершил свою земную жизнь». Когда в Москву пришла весть о кончине владыки Лавра, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил свои глубокие соболезнования Архиерейскому Синоду, клиру и прихожанам Русской Зарубежной Церкви: «…Хочу отметить огромную роль Митрополита Лавра в деле восстановления канонического единства Русской Православной Церкви после десятилетий трагического разделения в XX веке. Мы молимся о упокоении души новопреставленного Митрополита Лавра в Обителях Небесных. Милосердный Господь да поможет всем нам с христианским достоинством пережить боль постигшей утраты. Да сотворит Господь новопреставленному Митрополиту Лавру вечную память…».

http://pravoslavie.ru/36530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) (Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл. Основан блгв. вел. кн. Московским Димитрием Иоанновичем Донским в 4 верстах от принадлежащего ему г. Коломны, в юж. части Московского вел. княжества, рядом с местом слияния рек Москвы и Оки. Первым игуменом мон-ря был прп. Григорий Голутвинский († 1405?), постриженик Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик прп. Сергия Радонежского . Рассказ об основании мон-ря содержится в Житии прп. Сергия Радонежского 3-й, Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса , который датирует эту редакцию приблизительно 1442). В главе «О Голутвиньском манастыри» говорится, что вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович пригласил прп. Сергия посетить Коломну для основания мон-ря. «Съ многим трудом прииде», Сергий благословил в Голутвине под Коломной место буд. обители (при этом не говорится, что его выбрал сам преподобный; судя по контексту, это было сделано вел. князем), «бе бо зело красно и угодно место, на усть рекы Москвы, иде же течет в... великую реку Оку». Троицкий игумен заложил основание каменной ц. в честь Богоявления и по просьбе вел. князя благословил на игуменство своего ученика иером. Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» ( Клосс. 1998). Из житийного рассказа очевидно, что прп. Сергий основал К. С.-Г. м. в последние годы жизни, однако когда именно, Житие не сообщает. Видимо, датировать событие можно периодом между 1385 г., когда прп. Сергий вновь стал духовником кн. Димитрия Иоанновича, и 1389 г., когда вел. князь скончался. По мнению Клосса, агиографический рассказ об основании мон-ря восходит к тексту первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым .

http://pravenc.ru/text/1841786.html

О проявлении именно этих его качеств говорили все выступавшие далее на вечере, рассказывая о своих личных встречах с митрополитом Лавром. Так, заместитель председателя Комитета по культуре  Госдумы РФ Александр Тягунов сделал акцент на «выполнении божественной миссии» митрополитом Лавром и Патриархом Алексием II  – восстановлении канонического единства Русской Церкви. Директор Московского Дома соотечественника Юрий Каплун рассказал об обстоятельствах награждения митрополита Лавра премией Правительства Москвы «Соотечественник года-2007». Ю.Каплун упомянул о масштабной программе поддержки русских приходов за рубежом со стороны Московского правительства. В частности, через две недели, сказал он, в Риме будет освящен православный храм, построенный при поддержке Правительства Москвы. Настоятельница московской Марфо-Мариинской обители Наталья Молибога вспоминала о посещении обители митрополитом Лавром. Во время его визита начальница «экспромтом» попросила у первоиерарха частицу мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, и он сразу согласился. «Мы стали ради этого жить», -- сказала Н.Молибога и выразила надежду, что митрополит Иларион, который продолжил дело митрополита Лавра, передаст частицу мощей в обитель к сентябрю 2009г., когда будет торжественно отмечаться 100-летие обители, основанной вел.княгиней Елизаветой Федоровной. Соведущий вечера, главный редактор и издатель международного журнала «Большой Вашингтон» Сергей Кузнецов был единственным, кто сделал небольшой доклад. Он выразил надежду, что «два героя великого праздника объединения» -- митрополит Лавр и Патриарх Алексий II непременно будут канонизированы. Журналист рассказал также о деятельности Фонда им. Преосвященного митрополита Лавра, основанного в 2008 г.,  и наметил наиболее актуальные, по его мнению, направления общественной активности православных в России. Это, в первую очередь, борьба за отмену так и не упраздненного до сих пор «варварского» ленинского декрета об отделении Церкви от государства; борьба за возможность преподавания православия в государственной школе; организация широкого общественного протеста против «сатанинского» телеканала «2х2» и такой же программы «Дом-2»; а также защита «русского дворянина», председателя  Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова, подвергшегося «жуткой травле».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Это первый Архиерейский Собор на котором я принимаю участие. Заседания проходят довольно сложно – как по своим задачам, так и по способу решения церковных вопросов. Я не ожидал, что Собор будет таким насыщенным, таким основательным. Действительно требуется много лет опыта, и духовного и пастырского – ведь, как-никак, решается судьба воинствующей Церкви. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани (штат Нью-Йорк) протоиерей Всеволод Дробот : Я лично считаю, что в нынешнее время только владыка Лавр, благодаря своему здравомыслию и опыту, может возглавлять нашу Русскую Зарубежную Церковь и поэтому его избрание меня радует. Владыку Лавра я знаю с 1957 года. Он тогда только что получил игуменство. Моя матушка обратила внимание, что он был черный как цыган. Да он иногда сам шутил, что он «цыган». В то время в семинарии он преподавал литургику и патрологию. В монастыре тогда были трудные условия, и о. Лавр всегда оказывал мне лично помощь и поддержку. Раньше в монастыре когда рукополагали диаконов и священников, то очень строго следили за тем, как новорукоположенные совершают богослужения. Теперь это почему-то в большей степени утеряно. Я помню, как игумен Лавр помогал мне после моего рукоположения, как он меня наставлял. Я явно ощущал, как о. Лавр духовно переживает литургию, начиная с самой проскомидии, и этот пример благоговения и страха Божия остался у меня на всю последующую жизнь. Настоятель Cbяmo-Bлaдuмipckoro храма-памятника в Джаксоне (штат Нью-Джерси), протоиерей Борис Киценко : У меня великая радость на душе. Наша семья знает митрополита Лавра 51 год – мы ему верим и будем идти за ним. Сейчас очень трудное время. Но, как-никак, владыка Лавр верный ученик приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко) и он имеет с ним тесную духовную связь и мы желаем, чтобы новый митрополит Лавр вел нашу Церковь, как она шла. Протоиерей Лазарь Костур (Сербская Православная Церковь) : Мне трудно выразить свои чувства в сегодняшний день. Владыка митрополит Лавр излучает любовь. Его речь на трапезе потрясла мое сердце. Все сегодняшние речи и приветствия были пронизаны любовью и искренностью. Я верю, что дух любви, который свойствен новому митрополиту, перейдет и в церковную жизнь. Те люди, которые плохо знают владыку Лавра, после более тесного общения с ним, почувствуют эту любовь и поймут, что Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время.

http://pravmir.ru/k-pervoj-godovshhine-v...

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Прп. Нектарий Радонежский. Роспись братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. Нач. XXI в. († После 8.09.1380?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Вестник. В источниках кон. XIV - нач. XVII в., связанных с историей Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Куликовской битвы , не упоминается. Впервые имя Н. появилось в поздней и неточной по хронологии событий редакции «Сказания о Мамаевом побоище», к-рая сохранилась в составе т. н. Летописца кн. И. Ф. Хворостинина кон. 40-х гг. XVII в. (ГИМ. Увар. 116 (1386)). Этот источник отмечает, что 9 сент. 1380 г., накануне переправы рус. войска через р. Дон (случившейся на самом деле в ночь на 8 сент.), Н. передал блгв. вел. кн. Московскому и Владимирскому Димитрию Иоанновичу Донскому грамоту от прп. Сергия Радонежского. В ней, согласно версии этой редакции «Сказания…», было «написано великому князю Дмитрею Ивановичю и ко всем руским князем и ко всему православному воинству… мир и благословение». За добрую весть вел. князь «целова старца Нектария любезно». В ответ на это троицкий монах «поднесе» ему «посланныи дар от преподобнаго игумена Сергия: хлебец от трапезы ево святыя Пречистыя Богоматери», к-рый Димитрий Иоаннович «приим и съяде». После этого он «биша челом… старцу Нектарию, и простер руце свои на небо», обратившись за помощью в битве к Пресв. Богородице, Ее сыну и прп. Сергию. Через два дня (11 сент.) св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович якобы отпустил Н., к-рый вскоре вернулся в Троице-Сергиев мон-рь. Здесь Н. обратился к прп. Сергию и заявил ему, что вел. князь и все рус. войско просят «покаяние о своих гресех… просят от тебя», а также «прощения и милости». Прп. Сергий уточнил у Н., началась ли Куликовская битва. Получив утвердительный ответ, «повеле преподобный игумен Сергеи молебны пети» (Памятники. 1998. С. 283-284). Эти два эпизода, связанные с деятельностью Н., появляются весьма поздно. В ранних редакциях «Сказания…» он не упоминается. Поэтому исследователи приходят к выводу, что история с приходом Н. в стан рус. войска накануне Куликовской битвы является лит. вымыслом. При этом не отрицается сам факт послания прп. Сергием своего благословения, о чем говорилось уже в Пространной редакции летописной повести о битве на Дону (Там же. С. 312). Архим. Леонид (Кавелин) считал, что Н. был похоронен в некрополе Троице-Сергиева мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564870.html

М. Ш. была торжественно похоронена в правой стене у алтаря Благовещенского придела 4-столпного одноглавого Успенского собора Княгинина монастыря, построенного на средства ее семьи в 1198/99-1202 гг. ( Бережков. 1963. С. 86). На ее похоронах присутствовали муж, все сыновья (за исключением св. блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича, находившегося в Новгороде), мн. жители Владимира-на-Клязьме, духовенство - Смоленский еп. Игнатий и настоятель тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря игум. Михаил, гости и послы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424-425; Т. 18. С. 41). В связи с последними днями жизни М. Ш. упоминается ее духовный отец - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон , постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), буд. епископ Владимирский и Суздальский (1214/15-1226) и один из авторов Киево-Печерского патерика . На протяжении многих лет он был духовником не только М. Ш., но и некоторых ее детей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 173, 177). Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) В Летописную Повесть об убиении св. блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в виде молитвы была включена похвала семье вел. кн. Всеволода Георгиевича, отомстившего убийцам своего старшего брата: «Богу молися помиловати князя нашего и господина Всеволода, своего же приснаго брата да подасть ему победу на противныя, и многа лета съ княгынею и съ благородными детми и мирну державу ему и царство его ныня и присно в бесконечныя векы аминь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). Объемный текст, прославляющий мудрую и боголюбивую М. Ш., сохранился в составе Симеоновской летописи кон. XV в. (в связи с напутствием ею и мужем в 1205 г. их старшего сына Константина Всеволодовича, ставшего новгородским князем). В этом рассказе М. Ш. уподоблялась визант. имп. св. Елене , блж. Феодоре и Киевской св. равноап. вел. кнг. Ольге (Елене) (Там же. Т. 18. С. 40-41).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Кроме того, в мон., в приделе св. вел.-муч. Екатерины, находятся еще частицы мощей свв. Харалампия, Пантелеимона, Фоки, митр. Макария, вел.-муч. Димитрия мироточивого, Спиридона, пр. Ефрема Сирина и др. В монастырской ризнице хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) вел.-муч. Варвара. В мон. погребены: два правнука вел. кн. Святополка, митр. Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; причем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При мон. имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачей горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-учительская школа, в которой бесплатно обучаются и содержатся дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков-сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от мон.; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от мон.; читальня с монастырской библиотекой. К мон. причислен – Феофания скит, в 7 в. от Киева, в урочище «Лазаревщина», названом так, потому что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому мон., то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 г. оно перешло в казну. В 1800 г. отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 г. дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сент.) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 г. устроил здесь скит, который в 1901 г. стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского мон. В этом скиту установлено негасимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архиерейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница. Е. Киево-Печерская лавра , в Киеве, на прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Ко 2-й пол. 20-х гг. XIV в. в М. из Владимира была перенесена резиденция митрополитов Киевских (с 1448 Московских) и всея Руси. В XIV в. в М. постепенно формировались двор, вотчины, штат слуг митрополитов. В ближайшем Подмосковье митрополичий домен быстро рос благодаря княжеским пожалованиям, вкладам бояр, церковных деятелей и богатых горожан, а также за счет покупки земли в сев. направлении, вдоль Дмитровской дороги, где во 2-й пол. XIV в. образовалась Селецкая волость (см. Митрополичья область ). При свт. Киприане его загородной резиденцией стало с. Троицкое-Голенищево. Во 2-й четв. XIV в. свой двор в Кремле и подмосковные владения (у сел Дорогомилово и Кудринское) завели Ростовские архиереи, после 1353 г.- Коломенские епископы, в посл. трети XIV в.- епископы Сарские и Подонские, на рубеже XIV и XV вв.- Суздальские и Пермские епископы. В кон. XIV-XV в. на пути следования удельных князей, архиереев и их свит, среди княжеских, боярских, служебных и черносошных сел и волостей, возникали небольшие ружные мон-ри (напр., Никольский муж. мон-рь в Братошине) и обители, владевшие незначительными вотчинами (напр., коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ). Позднее нек-рые из них становились влиятельными духовными корпорациями ( коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и др.). Вместе с тем основатели большинства новых мон-рей все дальше уходили от пригородных территорий и создавали обители в лесу, у источников или на берегах озер (Троице-Сергиев мон-рь на Маковце (см. Троице-Сергиева лавра ), Спасо-Преображенский мон-рь на Медвежьем оз. и мн. др.). Мирное развитие московских земель было нарушено Литовским вел. кн. Ольгердом , к-рый в 1368-1372 гг. вмешался в конфликт между М. и Тверью. В 1368 и 1370 гг. Ольгерд подходил к М., сжег посады, но белокаменный кремль, построенный в 1366/67 г., взять не смог. Помимо М. в 1370 г. отпор литов. войскам сумели дать Волок Ламский и Можайск, Перемышль на р. Моче стал местом сбора союзной московско-рязанской рати. Победа над литовцами летом 1372 г. под Любутском на Оке и заключение мира с вел. кн. Ольгердом продемонстрировали мощь Московской земли, жители к-рой сумели отстоять свою независимость.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

сохранился во фресках ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XI в.). В наст. время частицы мощей П. находятся во мн. храмах и мон-рях по всему миру. На Афоне глава и частицы мощей П. хранятся в Русском вмч. Пантелеимона мон-ре; часть правой руки - в Ватопеде; левой руки - в Иверском мон-ре; часть ноги - в мон-ре Хиландар; часть левой ноги - в мон-ре Филофея; разные частицы - в Великой Лавре, в мон-рях Ксенофонта, Дохиар, Зограф, Эсфигмен, Пантократор, Кутлумуш, св. Павла, Григориат, Симонопетра, Ксиропотам, а также в скитах: св. Иоанна Предтечи, св. Анны, Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии, св. Андрея, Ксилургу. В России - в С.-Петербурге (Александро-Невская лавра), в Сергиевом Посаде (Свято-Троицкая Сергиева лавра) и мон-рях и храмах др. городов ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 231). Почитание П. на Руси Почитание П. на Руси, а впосл.- в Российской империи находилось в зависимости от русско-афонских связей на протяжении целого тысячелетия. В XII в. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович (Великий) (княжил последовательно в Новгороде, Ростове, Белгороде и в 1125-1132 был вел. князем Киевским) особо почитал П. ( Кучкин. 1999), на что указывает тот факт, что он дал своему сыну, Изяславу, имя Пантелеимон при крещении. Изяслав Мстиславич, ставший вел. князем Киевским, носил на шлеме изображение П. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты Изяслава Мстиславича новгородскому монастырю П., согласно к-рой он по благословению епископа Новгородского свт. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь» и «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю» (1133-1134) ( Корецкий В. И. Новый список грамоты вел. кн. Изяслава Мстиславовича Новгородскому Пантелеймонову мон-рю//ИА. 1955. 5. С. 204-207). По предположению В. Л. Янина, основание этого мон-ря следует относить к 1134 г. ( Янин. 1977. С. 62-65). В 1554 г. в Новгороде была возведена еще одна ц. во имя П., на месте могилы блж. Николая (Кочанова). В Пскове также существовали 2 мон-ря, посвященные П., один из к-рых основан предположительно в нач. XIII в. (1-е упоминание в летописи 1341 г.; основание 2-го относится к XVI в.). Вместе с тем в остальных рус. городах память о П. после XIII в. была в значительной мере утрачена, и его почитание восстановилось лишь в XIX в. (см. ниже). По предположению А. В. Назаренко, почитание П. пришло на Русь из Кёльна. Мать кн. Мстислава Владимировича, Гида, была благотворительницей мон-ря вмч. Пантелеимона в Кёльне (см.: Назаренко А. В. Чудо св. Пантелеимона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеимона в Кёльне и семейство Мстислава Великого// Он же. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 585-616).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010