Определение Св. Синода 7–22 февраля 1721 года//Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: Царствование Государя Царя и Вел. кн. Петра Алексеевича. 1721. СПб., 1879. С. 36. Определение Св. Синода о канонизации//ЦВед. 1903. Офиц. отд. С. 31–33; Офиц. отд. С. 247–250. Определение Св. Синода о назначении архимандрита Геронтия (Кургановского) настоятелем Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря 22 марта 1902 г.//МЦВед. 1902. 14 апр. Офиц. отд. С. 29. Определение Св. Синода от 15 января 1902 г. за по проекту измене­ния и дополнения устава Александро-Мариинского дома призрения//ЦВед. 1902. Офиц. отд. С. 18–19. Орлов А.П. Сотериология Ансельма Кентерберийского (в связи с антро­пологическими и христологическими его воззрениями). – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1915. – 96 с. Он же. Сотериология Петра Абеляра (в связи с антропологическими его воззрениями)//БВ. 1916. Т. 1, С. 537–550; Т. 2, С. 74–94; 253–274; 1917. Т. 1, С. 77–113. Он же. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского : Ист.-догмат, исслед. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1908. – 552 с., разд. паг. Освящение общеепархиального дома в Москве//МЦВед. 1902. 10 нояб. С. 542. Островский А.Н. В чужом пиру похмелье//Соч.: В 2 т. СПб., 1859. Т. 2. С. 133–176. Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской патриархии//ЦВед. 1903. Офиц. отд. С. 250–257. Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской патриархии//ЦВед. 1906. Офиц. отд. С. 30–35. Отец Иоанн Кронштадтский о старом и новом пути спасения//Миссионерское обозрение. 1903. С. 690–692. [Отзыв и. д. доцента Н.Г. Городенского на кандидатское сочинение П.М. Минина ]//Журналы... МДА за 1900 г. Сергиев Посад, 1901. С. 87–90. Отзыв на сочинение В. С. Яворского «Символические действия пророка Осии» (в рукописи) экстраорд. профессора МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики А.П. Шостьина //Журналы... МДА за 1903 г. Сергиев Посад, 1904. С. 30–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Петраково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь с колокольней Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1829. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Петраково Координаты: 56.2439, 40.1289 Проезд:Автодорога Р74 Владимир-Юрьев-Польский, на 24км левый поворот, 3 км на с. Клементьево. Далее еще 3км асфальтированной дороги к д. Козики, через 1 км левый поворот без указателя, дорога из бетонных плит в аварийном состоянии (провальные ямы, торчащие арматурины). Значительные сезонные ограничения Изменить описание Добавить фотографии Южный вход в основной объем: плоская гранитная плита порога, створка двери в подлиннике из тесаных вручную досок. Дверь снаружи обита железом, на аналогичной северной двери сохранился и кузнечной работы накладной замок. Олег Щёлоков 17 апреля 2005 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью «…Пока ехали, я попросил спутницу, сидящую рядом: - Почитай-ка нашу книгу, что там написано о Петрокове. Я вел машину и слушал. " Село Петроково от Владимира в двадцати пяти верстах при прудах и колодцах. Некогда это село было вотчиной Суздальского, Спасо-Ефимиевского монастыря, которому пожертвовал его князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1633 году, В " данной на село Петроково грамоте " говорится: " се аз боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский своими детми со князем Петром да со князем Иваном Дмитриевичи, дали мы вдом Всемилостивому Спасу и Великому Чудотворцу Евфимию при архимандрите Порфирье... по сыне своем по князе Федоре Дмитриевиче; а я князь Петр, да я князь Иван побрате своем вкладу вотчину в Володимирском уезде в польском стане село Петроково, а внем храм Флор и Лавер скрестьяны и собобылями и спустошами и совсем и угодьи, слуги и слесы... и сына моего князя Федора за тот вклад поминать... и панихиды по ево памятем петь... " . В 1736 году в церкви Флора и Лавра произошел пожар, о котором священник Александр Иванов в синодальный казенный приказ доносил: " В нынешнем 1736 году июле 10 числа в вотчине Спаса Ефимиевого монастыря в селе Петрокове в церкви святых мучеников Флора и Лавра от упавшего свечного огарка на престоле одеяния загорелись, а прочие здания отняли и оттого ныне стало быть служить невозможно... " .

http://sobory.ru/article/?object=01854

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. УСПЕНСКИИ СОБОР, 1771-1783 гг. Проект сооружения в общих чертах подготовил архит. Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вел архит. Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаев-ской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем. Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г. А. Боссе, И. М. Горбунова, Н. А. Лаврова, Е. Я. Васильева, М. В. Нестерова, С. Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 78, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=09021

Он жадно пользовался всяким случаем побеседовать с С. П., черпая из его объяснений многое полезное для себя. У С. П. были большие знания по истории Церкви. Потом он, вспоминая об уже умершем С. П., говорил, что он обязан ему своим воспитанием церковным и понятиями о Церкви. С. П. любил Церковь , знал Ее и относился к Ней просто и непосредственно. А как вел себя С. П. в храме! Мне говорили о нем знающие его и удивлялись. Он приходил рано, раньше многих. Шел прикладываться к иконам, как это делают монахи – от начала и до конца. Поклон и прикладывался. И уходил позднее других, выслушав все Богослужение. Слушая молитвы перед Причастием, он стоял на коленях, иногда приникнув лицом к полу. С. П. любил монастырское Богослужение с древним уставом и песнопениями. Он бывал в Саровском монастыре и живал в Оптиной пустыни у старцев о. Анатолия, о. Нектария 110 и других. Кажется, в мое первое посещение С. П. в Загорске я застала жену его в кухне за печением мятных пряников в большом количестве. Она угостила меня ими и сказала, что продает их в магазине, по заказу. Она уложила их аккуратно в салазки и торжествующе повезла в магазин. Одежда ее была сильно припудрена мукой. В кухне, на кровати прислуги, на подушке и одеяле, и на скамейке было много следов от теста и муки. Но все-таки это был заработок, заметный при их нужде. Я часто стала ездить в Троице-Сергиеву Лавру, впервые посетила храм Святой Троицы, где покоются мощи преподобного Сергия. Мне очень понравилось Богослужение 111 . Познакомилась с музеем Троице-Сергиевой Лавры. Читала сборник «Троице-Сергиева Лавра» 112 , в котором участвовало несколько человек. Первая статья принадлежала священнику о. Павлу Флоренскому «Троице-Сергиева Лавра и Россия», вторая статья – Юрию Александровичу Олсуфьеву «Иконопись», затем статьи о. Михаила Шика «Колокола» и С. П.Мансурова «Библиотека». С. П. жил в доме Ю. А. Олсуфьева. И мне иногда приходилось слушать их разговоры, споры. Юрий Александрович Олсуфьев был родственником жены С. П. Помню также жившего в том же доме Владимира Алексеевича Комаровского, тоже близкого их родственника (двоюродного брата С.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Большое влияние на меня в этом плане оказал отец Всеволод Дробот, служивший настоятелем церкви в городе Олбани, штат Нью-Йорк. Он вел себя осторожно и не был склонен к объединению, но, когда было принято окончательное решение, остался верным Зарубежной Церкви и владыке Лавру. Он понимал, что воссоединение рано или поздно произойдет, однако, насколько я знаю, после этого у себя на приходе не упоминал на богослужениях Патриарха Московского и всея Руси – ни Алексия II, ни Кирилла. Его позиция серьезно повлияла на мое отношение к происходящему, и я понял: уж если отец Всеволод, который и сам жил под Советской властью, не стал никуда уходить, то это правильно. Увы, некоторые из моих знакомых так не считали и ушли в раскол. Даже два моих бывших однокурсника из семинарии в Джорданвилле – Григорий Петренко и ныне уже покойный Стефан Сабельник – стали так называемыми «архиереями» в группировках, которые отпали от Зарубежной Церкви и при этом враждовали друг с другом. Они ушли, даже несмотря на то, что выросли под окормлением владыки Лавра, который всегда был открыт для всех, как на ладони: можно было с любой стороны посмотреть и узнать, где он был и что делал, от дня его рождения и до самой кончины. Все знали, что крестил его владыка Виталий (Максименко), а воспитывал отец Киприан (Пыжов). Эти же двое, хоть и были тогда близки к владыке Лавру, примкнули к людям, о которых вообще ничего не было известно: кто их крестил, кто воспитал, кто рукополагал. Я лично им говорил об этом, но они только обвиняли друг друга в том, что находятся в группах под влиянием коммунистов. К сожалению, таких людей оказалось немало. Наверное, в каждом приходе есть те, кто сам отрезал себя от Церкви, и, к сожалению, мои прихожане в данном случае не стали исключением. Один из них – мой сосед, мы живем в двух кварталах от нашего храма, из окон видны купола. Но за 15 лет после воссоединения этот человек лишь однажды появился у нас. Я так обрадовался, увидев его, но он лишь купил календарь и ушел. Я сравнил владыку Лавра с Авраамом и Моисеем

http://pravoslavie.ru/146153.html

В храме, особенно в летнем, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве. Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел. Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров. В 1935 году началось разрушение зимней церкви, но справиться с ней было нелегко. Перекрытия толщиной 60 сантиметров были как новые. Полы из толстых тесаных плах были сколочены так, что рубить приходилось наугад – различить слои не получилось. Железо на крыше за два с лишним столетия даже не проржавело. Оно пошло на самодельные тазы, ведра, формы – в общем, на то, что было в дефиците. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Верующие боялись унести что-нибудь домой и спрятать, поэтому почти все было уничтожено. Зато детвора смело каталась на некоторых иконах по озеру. Вместо плотов… Колокольню ломали много лет. Шпиль пытались сбросить разными способами, но ничего не получилось. Он рухнул только во время сильной грозы. Обрушить саму колокольню удалось в начале 50-х. Когда она падала, в селе померк свет – от пыли разрушенных кирпичей стало темно. «Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Умирали они тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», - вспоминали старожилы. Любопытен и тот факт, что Флоро-Лаврская церковь трижды загоралась от молнии. По рассказам местных жителей, это случалось незадолго до революции, перед Великой Отечественной войной и накануне перестройки.

http://sobory.ru/article/?object=09487

Но государь его не послушался — ужасно ему показалось сто человек убить; а потом, когда балаган сгорел, тогда изволил, будто, с сожалением сказать: — А Берлинский мне, однако, правду говорил: все дело было в моменте, и надо было его послушаться и артиллерию пустить. Но только все-таки лучше велеть ему сейчас же выехать, а его бритвенный прибор послать ему в Киев по почте на казенный счет. Сделано это последнее распоряжение было в таком расчете, что если бы при Берлинском случился в Петербурге другой подобный острый момент, то все равно нельзя было бы артиллерию вывесть потому, что все солдаты и с пушками за ним бы бросились, чтобы он вел их пленять Вылезария. Так этим и заключилась блестящая пора служебной карьеры Кесаря Степановича в столице, и он не видел государя до той поры, когда после выставил перед его величеством «свою шеренгу», а потом вернулся в Киев с пособием и усиленною пенсиею, настоящую цифру которой, как выше сказано, он постоянно скрывал от непосвященных и говорил коротко, что «берет много», а может взять еще больше. — Стоит только государю страховое письмо написать. Мне кажется, что он искренно верил, что имеет дозволение вести с государем переписку, и, бог его знает, может быть и в самом деле ему что-нибудь в этом роде было сказано, если не лично государем, то кем-нибудь из лиц, через которых Кесарь Степанович устроил детей и получил свою прибавку. Во всяком случае это куражило старика и давало ему силу переносить весьма тяжелые лишения с непоколебимым мужеством и внушающим достоинством. Глава девятая Так Берлинский и старелся, отменно преданный государю и верный самому себе во всем и особенно в импровизаторстве. А когда он стал очень стар и во всех отношениях так поотстал от современности, что ему нечего было сочинять о себе, то он перенес задачи своей импровизации на своего племянника (моего школьного товарища) доктора, имя которого было Николай, но так как он был очень знаменит, то этого имени ему было мало, и он назывался «Николавра». Здесь значение усиливалось звуком лавра. Николай это было простое имя, как бывает простой монастырь, а Николавра — это то же самое, что лавра среди простых монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) (Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь , где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе , после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря . Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

http://pravenc.ru/text/578038.html

по 20-е гг. XIII в. ( Janin. Grands centres. P. 234-236). Дополнительной информацией мы располагаем лишь в тех случаях, когда обитель так или иначе вступала в контакты с центральными властями К-польской Церкви и империи,- об этом сохранялись сведения в документах имп. и патриаршего дворов. Преемником св. Павла был игум. Симеон, который упоминается в Житии св. Павла. Он ездил в К-поль утверждать в Патриархии устав монастыря. Большую роль в становлении мон-ря сыграл 4-й игум. Гавриил, к-рый упоминается в документах 985-987 гг. Будучи крупным местным землевладельцем, он принял монашество и передал мон-рю большую часть своих земель, создав т. о. ядро монастырского домена Стилу, впосл. имевшее значение для повышения статуса этой обители. Тем не менее в XI в. первенство на Л. сохранялось за мон-рем Келливарон. В 1049 г. патриарх Михаил I Кируларий отправил на Л. своего кувуклисия Константина для инспекции мон-рей и разбора спорного дела о разделе территорий между лаврами Келливарон и Пресв. Богородицы Лампониу (το Λαμπονου; RegPatr, N 857a). Последняя образовалась в X в., вероятно, в результате разделения общины Келливарон, владения обоих мон-рей не были четко разграничены. Константина принимал игумен мон-ря Келливарон Мефодий, здесь же присутствовал игумен Стилу Николай, но исход дела неясен; мон-рь Лампониу позднее не упоминается. В 1075-1087 гг. игуменом Стилу был прп. Христодул Латрин , к-рого К-польский патриарх Косма I назначил протом Л., тем самым изменив традицию первенства мон-ря Келливарон. Через 3 года после вступления в должность Христодул был обвинен в ереси и более 10 лет вел тяжбы с К-польской Патриархией и рядом иерархов, отстаивая как свою невиновность, так и права мон-рей Л. на автономию, против прямого подчинения Патриархии. После ряда судебных процессов в К-поле Христодул был вынужден уйти со своего поста и удалиться в мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 6. P. 18). Лавра Келливарон на Латросе. XIII в. Лавра Келливарон на Латросе.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

http://pravenc.ru/text/78228.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010