И случилось вот что. Посылает его отец в лес поискать заблудившихся лошадей. Видит Варфоломей, что под дубом молится незнакомый ему старец-инок. Занятый одной думой, Варфоломей забывает, зачем его послали, ждет, пока старец окончил молитву, и со слезами открывает ему свое горе. «Попроси» – говорит он старцу – «у Господа, чтобы открыл Он мне учение книжное!» Провидел старец, кто перед ним, благословил отрока, дал ему частицу просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Священного писания». Обрадованный отрок со вниманием слушал поучение старца, потом упал к его ногам и стал просить посетить дом его родителей. Старец исполнил желание отрока. Родители Варфоломея обрадовались гостю и спешили с угощением, но старец прежде всего приступил к молитве, при чем поручил Варфоломею читать часы. Пробовал, было, Варфоломей отговариваться незнанием, во старец требовал. И что же? Отрок стал читать, как будто давно-давно уже научен. Говорить ли о радости родителей? Но радость эта была еще больше, когда услышали они из уст старца пророчество, что сын их предизбран Богом, и получили знамение, что с этого времени отрок хорошо будет понимать учение книжное. Приняв угощение, старец еще благословил отрока и родителей. Родители проводили его до ворот, но тут он стал невидим. И поняли родители, что ангел Божий посетил их... Предсказание старца сбылось: Варфоломей стал хорошо понимать учение. Будучи еще отроком, он вел жизнь, не похожую на жизнь детей. Он был тих и скромен. Улыбка редко появлялась на лице. Он не переставал молиться, и нередко слезы умиления текли по его щекам. В обращении со всеми был обходителен, добр и ласков. Не только в постные, но даже в скоромные дни соблюдал он воздержание в пище, как строгий инок. Беспредельно любя родителей, об одном умолял их: не мешать ему жить так, как он живет, а жил он по влечению его души. В одежде был скромен, но и последнюю рубаху готов был отдать бедняку. Его всенощные молитвы были горячи и искренни: «соделай меня, Господи, Своим, причти меня к избранному Твоему стаду!» Вот о чем просил он Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Вениамин (в миру – Виктор Дмитриевич Милов), (8.7.1887–2.8.1955). Высокий, стройный, подвижной, довольно энергичный, с черными, но уже проседью подернувшимися на голове и бороде волосами. Правильные черты лица. Глаза большие, чрез очки, проникающие прямо в душу. И весь его вид представлял настоящего подвижника, аскета. Как он служил! Как трепетно, как благородно. Собранный, сосредоточенный, просветленный. Голос проникновенный, возгласы ясны, слова прочувствованны, движения плавны, благоговейны. Чудилось, будто, светлые волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из Св. Алтаря в народ, расходятся, растворяются, как благоговейный фимиам по всему храму, и... сердце чувствует неизреченную радость, блаженство. Отец архимандрит жил в лаврской келии. Это был небольшой уголок с бедной обстановкой. В переднем углу – много икон. Горела неугасимая лампада. Небольшой стол, книги, стул и кое-что из необходимых вещей и принадлежностей. А внутренняя келейная жизнь, ночные молитвенные часы, слезы. Кто их может описать? Кто их видел? Кому они ведомы?... Да, можно не сомневаться, что малая и убогая келийка много видела подвигов, тайных, сокровенных трудов, Богу одному ведомых, которые совершал архимандрит Вениамин в тиши глубокой ночи. Утром его всегда можно было видеть идущим на братский молебен, собранным, с несколько бледным, строгим лицом. А затем идет он в духовную школу, чтобы вновь и вновь отдать все свои силы на великое дело воспитания молодых пастырей. О. Вениамин занимал кафедру «Пастырского Богословия». Предмет довольно трудный, сложный. Тем более что по этому предмету очень мало пособий. Архимандрит вел свой предмет умело, увлекательно. Студенты Академии всегда его слушали с захватывающим интересом и любовью. Читал он свои академические лекции, сидя на кафедре. Лицо выражало добрую улыбку. Речь лилась плавно, четко, необыкновенно увлекательно. Его лекции хотя и носили аскетический уклон, тем не менее, студенты их любили и слушали с затаенным·дыханием. После о. Вениамина остался сборник лекций по Пастырскому Богословию. Чудесные лекции. Глубокие, прочувствованные, душевные. Он, видимо, горячо хотел внедрить в юные сердца студентов смысл крестной пастырской жизни. Он хотел показать, что в Кресте самое высокое счастье человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. епархией, делами к-рой занимался митрополит, была Туровская. Здесь после смерти кн. Острожского его наследники забирали себе доходы еп-ства, вызывали на суд духовных лиц и налагали на них штрафы, подвергали наказаниям, присваивали себе право вести бракоразводные дела. Не лучше обстояло дело во владениях Слуцких-Олельковичей. Когда М. по поступившим к нему жалобам вызвал в суд слуцкого архим. Никандра, тот к нему не поехал, «места его не вчтил, и служебника его збил и змордовал», о чем митрополит жаловался кор. Сигизмунду (АЗР. Т. 2. 230. С. 397). На территории собственно митрополичьей области М. вел осторожную политику. Одним из важных событий времени его правления стали конфликты в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), связанные, в частности, с борьбой за установление в обители общежития. В янв. 1537 г. во главе обители по ходатайству митрополита был поставлен его брат Яцек (Иакинф). О его деятельности в мон-ре ничего не известно. Ряд серьезных конфликтов произошел в обители в правление его преемника Софрония. 25 янв. 1540 г. Сигизмунд I поручил М. разобрать споры между монахами и архимандритом. Какое-то соглашение, по-видимому, было достигнуто, но затем последовали конфликты еще более острые, к которым М. отношения не имел. Правда, после низложения Софрония по ходатайству митрополита, а также князей и панов «греческого закона» во главе обители был поставлен архимандрит минского Вознесенского мон-ря Вассиан. Однако в последующих важных событиях, связанных с обителью, митрополит не участвовал. В 1546 г. о назначении нового архимандрита ходатайствовали православные миряне, а общежитие было установлено в 1549 г. королевской властью. Сложной проблемой для М. стало урегулирование отношений между митрополичьей кафедрой, виленским мещанством и правосл. приходами Вильно. Эти отношения регулировались грамотой митр. Иосифа II 1511 г., но мещане были недовольны ее условиями и старались пересмотреть их в свою пользу. При неизвестных обстоятельствах М. дал мещанам право избирать священников приходских храмов и перемещать их из одного храма в другой. В связи с этим виленское духовенство обратилось к королю, к-рый в янв. 1542 г. отменил новшества и был недоволен митрополитом, потому что не следовало, «абы ты священников, богомолцов наших, листы своими записывати, абы кому их в моц их подавати мел» (АЗР. Т. 2. 219. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Бежать быстрей и без оглядки, Забравши всю безмерность дел Простых и добрых. Будет сладким Святой изгнанника удел! Горе вздымается молитва. Словам молитвы вторит хор. Идет невидимая битва За сердца будущий простор. Гора – всего лишь перепутье, Где ближе и прозрачней свет, Который наполняет сутью, Что даст душе святой ответ. Бежать горе не с тем, чтоб дальше Застынуть соляным столпом, Неся с собой обрывки фальши И жизни безнадежной ком. «Горе». Приблизиться к другому Святому инобытию – Небесному большому дому, В котором я удел найду Бежать горе душой и телом, Спастись от всехземных тенет, Чтобы в пути душа поспела, Как плод, вбирающая свет! Гора Фавор в пучине света Вместила чудо из чудес. Преобразился среди лета Господь! И прежний мрак исчез! «Бежать горе». Фавор туманный Нас примет ныне в свой покой, И оросит росою странной И поутру, и в полдня зной! Преображенье! Свет потоком Спустился на учеников. И те, кто сном уснул глубоко, Проснутся вне земных оков! «Бежать горе». Лучей стремнины Наполнят душу через край. И мрака нет. Среди долины Есть святости цветущий Рай! «Бегите в горы». За святыми Вступайте смело в мip uhoй, Делами отворив простыми Господней пристани покой! 21.08.2014 Память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Ангельское пение   Стихотворный некролог В храме собрано множество люда Проводить в путь последний тебя. День нахмурился, значит покуда Тоже плачет, по-братски любя. В белых ризах вел службу владыка. Сослужил сонм избранный ему, Что стремился печали великой Разогнать безнадежность и тьму. Умер добрый смиренный служитель – Он игре фортепьянной учил. Школы регентской добрый хранитель, Дней своих не щадивший и сил. Стал священником в годы былые, К прославленью себя не стремясь. – И зачем ордена золотые? Ни к чему даже малая власть. Не услышать из уст осужденья, Жил, довольствуясь тем, что вокруг. Он небесного горнего пенья Был в занятиях трепетный друг. Пели истово те, кто учились, Все пришли отпевать, как отца. И над гробом смиренно склонились, Провожая его до конца.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

=«главопреклонения». Говорится лишь о шести антифонах; это можно было бы объяснить или неустойчивостью рубрик рукописи, или потому, что она действительно предусматривала только шесть «антифонов» (двух монастырских кафизм?); общий порядок, кажется, однако, более соборным, нежели монастырским. 37 . Афины 661 (XV в.)=Тремпелас I (Веч.С) ; а. – без рубрик. б. между и просительная (Исполним) и призывы диакона склонить голову. 38 . Вел. Лавра Афона 103 (XV в.)=Дмитриевский, II, 625 (Веч.1): § «молитвы на заре». 39 . Синай 977 (1516 г.)=Дмитриевский, II, 707 (Веч.Е?): § «молитвы на заре». 40 . Синай 979 (XVI в.)=Дмитриевский, II, 866: § как Синай 977. 41 . Синай 989 (XVI в.)=Дмитриевский II, 888: § как Синай 979. 42 . Синай 978 (XVI в.)=Дмитриевский, II, 858: § «молитвы на заре утрени». 43 . Коален 214 (XII в.) (Веч.В; Паннухис): а. –=«мол. на заре 1 », « 2 » и т.д. б. – «мол. 9: Пс. 50 »: в.=«отпуст», «главопреклонения». г. отсутствует это чуждо евхологию, в остальном довольно полному; речь идет, вероятно, о непроизвольном опущении. Рукописи Вв): молитва после 44 . Афины 665 (XVI в.) – Тремпелас : а. – молитвы нумерованные; неустойчивость рубрик: =«на заре»; ей предшествует Господу помолимся. б. между («8-я») и [II) (« 10-я»); отсутствует очень, вероятно, по забывчивости переписчика. в.=«мол. на заре 10-я» и « 11-я». г. – «антифон 12-й». д. – «мол. ектении». 45 . Синод. сл. 616 (360) (XVI в.) (Веч.Р; Паннухис из 6 молитв): а. «молитвы утренние пред службой» 213 . б. все молитвы – пронумерованы. в. отсутствует « 12» является молитвой ектении. 46 . Синод, сл. 267 (357) (XVII в.) (Веч.Р): § кодекс богатый и тщательно отделанный: а. «молитвы утренние». б. пронумерованы одиннадцать первых молитв; только=« 11: мол. утрен. ». в.=«молитва главопреклонения». г. отсутствует 47 . Синай 960 (XIII в.)=Дмитриевский, II, 192: а. отсутствуют листы, соответствующие – б.=«мол. 9: Пс. 50 ». в.=«мол. входа с Евангелием». г.=«мол. 11: Хвалите» 214 . д. между и (13]: просительная;=« главопреклонения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный взгляд на психологию Беседа с педагогом, психологом Александром Федоровичем Чернавским 13.07.2009 2124 Время на чтение 45 минут Чернавский Александр Федорович родился в 1959 году в Вологодской глубинке (Северной Фиваиды) на Крещение 19 января, в семье сельских учителей. В 1982 окончил Рижское высшее военно-политическое училище, где особенно интересовался педагогикой, психологией и философией. Был чемпионом училища по боксу. До 1989 года служил на различных офицерских должностях. Уволившись из Вооруженных Сил, постоянно учился, преподавал в ВУЗах методику воспитательной работы, управление проектами. Прошел переподготовку по направлению педагогическая психология. Работал педагогом, психологом, социологом, методистом в образовательных и социальных учреждениях. Участвовал в создании и был лидером ряда Некоммерческих, общественных организаций (НКО) г. Вологда, г. Москва , г. Сыктывкар. Вел проект «Общественное взаимодействие НКО г. Москва». Изучал отечественный и зарубежный опыт развития человеческих ресурсов, благотворительности, социального служения. Разработал авторские методики обучения социальному проектированию и апробировал их на практике. Занимался бизнесом, политикой, журналистикой. Работал в журнале «Православная Русь» (РПЦЗ), под руководством митрополита Лавра. Два года жил в православных монастырях, учился в православных духовных школах. В настоящее время руководит Всероссийским проектом «Добровольные дружины страны». Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в едином Боге, любя Его единого. архиепископ Костромской и Галический Платон. - Александр Федорович, как вы считаете, необходимо ли православному христианину, выражаясь светским языком, для того чтобы быть успешным в семье и воспитании детей, обладать знанием психологии? - Существуют два разных представления о человеке: в святоотеческой и мирской психологии. Последняя - это психология успеха.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/13/...

Один из тех «странных людей» был особенно красив. Он был горд и независим и нравился брату моего деда. Но деду тот человек не нравился. Дед знал, что красавец, жалуясь на аллергию, не может терпеть маленьких детей, бездомных собак и живых цветов… Деда это смущало, и он не верил красавцу, а брат деда верил. Он пошел за красавцем и вскоре навсегда уехал из города. Прошли еще годы. Наступило трудное и странное время. Дед отправился на войну и встал под знамена сражавшихся за Белое дело. Их вел среброкудрый генерал с мудрыми и грустными глазами. Однажды в конной атаке в крымской степи дед увидел своего брата. Тот целился ему в голову из нагана, выстрелил, но промахнулся. Гнедой жеребец деда, храпя, пролетел мимо. Вихрь боя закружился с новой силой. Больше братья не встретились. Ни-ког-да. Я вспомню эту историю и расскажу тебе. Ты будешь слушать молча, а под конец заплачешь. Раньше я не знал, что ты умеешь плакать. Прости. Ты придешь… Глава пятьдесят седьмая. «У нас вечность впереди...» Волчий вой да лай собак. Крепко до боли сжатый кулак. Птицей стучится в жилах кровь. Вера да надежда, любовь. В небе над нами горит Звезда, некому, кроме неё, нам помочь в тёмную, тёмную, тёмную, тёмную ночь. (Виктор Цой) В этом году Синильга решила встретить свой день рождения и день ангела в Джорданвилле, в монастыре. Спланировав поездку заранее, она взяла на работе отпуск на конец мая. Ей хотелось побыть одной, помолиться, приложиться к могиле митрополита Лавра (на его похороны в марте она из-за работы не смогла поехать). Было у нее и еще одно дело… From: sinilga1@gmail.com Subject: привет Date: May 28, 2008 18:30:01 РМ То: volia1969@gmail.com Дорогой Воля, друг мой Музыкант, как ты поживаешь? Интернет совсем вытеснил человеческое общение Находимся в одном городе, а переписываемся по email. Сразу хочу тебя поблагодарить за CD! Я получила сегодня. Сейчас допишу письмо и буду слушать Честно сказать, немного волнуюсь и боюсь слушать, потому что ты в записке написал, что посвящаешь этот альбом нам с Лазарем и Агнии.

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

Идет невидимая битва За сердца будущий простор. Гора – всего лишь перепутье, Где ближе и прозрачней свет, Который наполняет сутью, Что даст душе святой ответ. Бежать горе не с тем, чтоб дальше Застынуть соляным столпом, Неся с собой обрывки фальши И жизни безнадежной ком. «Горе». Приблизиться к другому Святому инобытию – Небесному большому дому, В котором я удел найду Бежать горе душой и телом, Спастись от всехземных тенет, Чтобы в пути душа поспела, Как плод, вбирающая свет! Гора Фавор в пучине света Вместила чудо из чудес. Преобразился среди лета Господь! И прежний мрак исчез! «Бежать горе». Фавор туманный Нас примет ныне в свой покой, И оросит росою странной И поутру, и в полдня зной! Преображенье! Свет потоком Спустился на учеников. И те, кто сном уснул глубоко, Проснутся вне земных оков! «Бежать горе». Лучей стремнины Наполнят душу через край. И мрака нет. Среди долины Есть святости цветущий Рай! «Бегите в горы». За святыми Вступайте смело в мip иной, Делами отворив простыми Господней пристани покой! 21.08.2014 Память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Ангельское пение   Стихотворный некролог В храме собрано множество люда Проводить в путь последний тебя. День нахмурился, значит покуда Тоже плачет, по-братски любя. В белых ризах вел службу владыка. Сослужил сонм избранный ему, Что стремился печали великой Разогнать безнадежность и тьму. Умер добрый смиренный служитель – Он игре фортепьянной учил. Школы регентской добрый хранитель, Дней своих не щадивший и сил. Стал священником в годы былые, К прославленью себя не стремясь. – И зачем ордена золотые? Ни к чему даже малая власть. Не услышать из уст осужденья, Жил, довольствуясь тем, что вокруг. Он небесного горнего пенья Был в занятиях трепетный друг. Пели истово те, кто учились, Все пришли отпевать, как отца. И над гробом смиренно склонились, Провожая его до конца. В напряженьи застывшие лица Тех, кто помнил, дружил или знал. Вот он встал у священной границы Новой жизни незримых начал. Так прими, Боже, чистую душу

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

В сень Троицкой Лавры священной, Где высшая школа нашла В укрытьи науки нетленном Спасенье от всякого зла. Спалили Москву супостаты, Но Промысел Божий хотел, Чтоб вместе трудились два брата, Кто Богу и предан и смел. И в Лавру пришла Академия – В молитв heomмiphый покой, И знала она, что сомнения, Изчезнут однажды, как рой, Который над ульем роится, Когда извлекается мед. В полете стремительны птицы, В движении плавном вперед. Светла любомудров плеяда, Стремящихся сердцем к тому, Чтоб Бог сохранил от разлада, Разрушил невежества тьму. И ныне мы просим c надеждой – Кто в келье большой без тревог Живет, чтоб Покров белоснежный Открылся как вечный урок. Где Сергий, Российский игумен, Пустынею мip просветил, Для тех, кто покуда бездумен, Подай же нам, Господи, сил, Урок послушанья, молитвы, Вниманья к значению слов, Когда напряжение битвы Откроет небесный Покров, Чтоб школа светло и незримо Растила питомцев своих Под стенами Третьего Рима, И вел их небесный Жених – На пир, где обильные яства Наук, просвещенья и книг. Куда неземного богатства И знанья пробьется родник, Который, хоть кажется бренным, Но жизни таит в себе вкус, И тихо дарует он пленным, Спасенье от горестных уз. Чтоб веры глубокой наука Открылась колодцем с водой, Где будет немыслима скука И поиски жизни пустой, Чтоб ярко познанье светило, Как факел горя на ветру, И светлую силу таило, Которой вовек не сотру. На миг не прервется ученье – Прекрасный спасительный груз. И больше нет места сомненью, А с Богом все крепче союз! Покров – как раскрытая книга, Что мудрость смиренно хранит. Монаху святая верига: В трезвеньи о Боге не спит. Здесь каждое слово загадка, Здесь фраза сложней, чем трактат. Но чтение истины сладко Тому, кто священному рад. У воинов труд неустанен, Незримо вступающих в бой. И плох, кто душою не ранен, Не жертвовал в битве собой. Есть в книгах о пройденном память И мудрость грядущих веков. Ее невозможно изгладить – Хранит ее Божий Покров. Воспрянет Духовная школа, Пойдет под Покровом вперед, Туда, где ее у Престола

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

После обучения в аристократическом колледже Крайст-Черч при Оксфордском университете Льюис остался в нем преподавателем математики. Судя по всему, эта работа, которой он отдал четверть века, не воспринималась им как самореализация, хотя и приносила стабильный доход. По уставу учебного заведения он обязан был принять духовный сан. Кэрролл выбрал низшую степень священства. Став диаконом, он одновременно приобрел статус священнослужителя («отец Чарльз»), но при этом мог проповедовать без привязки к служению в приходе.  Путешествовал по России В 1867 году диакон англиканской церкви Доджсон (Льюис Кэрролл) вместе с богословом Генри Лиддоном отправился в далекую Россию, чтобы познакомиться с ее культурой, а особенно — с православными храмами и священниками. Главной целью визита было установление более тесных связей между Англиканской и Русской православной церквями. Оба «дипломата» имели при себе рекомендательные письма Сэмюэла Уилберфорса, видного епископа Оксфордского. И оба были сторонниками объединения Восточной и Западной церквей, которое в те годы широко обсуждалось и на Западе, и в России. Маршрут был такой: Лондон — Дувр — Кале — Брюссель — Кёльн — Берлин — Данциг — Кёнигсберг — Петербург — Москва — Нижний Новгород — Москва — Троице-Сергиева лавра — Петербург — Варшава — Бреслау — Дрезден — Лейпциг — Эмс — Париж — Кале — Дувр — Лондон. Кэрролл специально к путешествию выучил русский алфавит, чтобы иметь возможность произносить и записывать русские слова.  Самым «устрашающим» для писателя стал родительный падеж множественного числа причастия «защищающийся» («защищающихся»): «Zashtsheeshtschayjushtsheekhsya!» Льюис Кэрролл вел «Русский дневник» (для себя, на память, а не для публикации), где подробно описывал все происходившее с ним. «Дневник» был издан через 37 лет после смерти автора. «5 или 6 часов мы бродили по этому удивительному городу, — записал Льюис Кэрролл свои впечатления о Москве, — городу белых и зеленых кровель, конических башен, выдвигающихся одна из другой, словно в подзорной трубе, городу золоченых куполов, (…) городу церквей, которые снаружи похожи на кактусы с разноцветными отростками (одни венчают зеленые почки, другие — голубые, третьи — красные с белым), а внутри все увешано иконами и лампадами и до самого потолка расписано красочными фресками; и, наконец, городу, где мостовые изрезаны ухабами, словно вспаханное поле, а извозчики требуют, чтобы им надбавили 30 процентов, “потому как сегодня Императрица — именинница”».  Беседовал с митрополитом Московским Филаретом

http://pravmir.ru/matematik-fotograf-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010