Те, кто его знал с ранних отроческих лет, отмечают в нем редкое качество – в связи с возрастанием духовным и возвышением церковно-административным в нем не замечалось перемен, он сохранял устоявшиеся смолоду иноческие свойства. И в сане архимандрита он тот же, что был в сане иеродиакона – всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. Уже будучи инспектором семинарии и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, и на огромном монастырском кладбище могилу мог выкопать, и, в порядке монашеского послушания, на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, сам вел, если обстоятельства требовали, упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению. 12 августа 1967 года, согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхэттенского. Несмотря на послушания при Архиерейском Синоде, связь владыки с семинарией и монастырем не прерывалась. Он каждую неделю ездил на машине в Джорданвилль, по-прежнему читал лекции, а во время болезни приснопамятного архиепископа Аверкия, настоятеля монастыря, делал необходимые распоряжения по монастырю. После смерти владыки Аверкия братия монастыря единодушно избрала владыку Лавра своим настоятелем. 20-го октября 1981 года указом Архиерейского Синода, на основании определения Собора епископов, владыка Лавр был возведен в сан архиепископа, а 1 сентября 1984 года последовало решение Архиерейского Собора о предоставлении ему права ношения бриллиантового креста на клобуке. За 60 лет монашества владыка Лавр проходит все ступеньки монастырского послушания от работника типографии до настоятеля монастыря, епископа, ректора Свято-Троицкой семинарии. Он занимал посты секретаря Архиерейского Синода, заместителя Первоиерарха, а в 2001 году был избран Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

http://pravoslavie.ru/36530.html

При обустройстве лавры монахи находили применение элементам строительного материала предыдущих эпох, например, фрагменты колонн использовались как подставки для столешниц или как пороги монастырских помещений. Монахами были отстроены заново только одни из четырех иродианских ворот крепости, а именно: западные ворота, к которым вела Насыпная тропа. (Сообщение Иоанна Мосха свидетельствует о том, что какой-то проход в стене вел и на восточную Змеиную тропу, иначе ослу было бы не попасть к огороду.) Внутри лавры мощеная дорожка вела от ворот к Большой церкви и служебным постройкам вблизи нее. Комплекс церкви был отделен от служебных построек невысокой оградой, как в Новой лавре и лавре аввы Фирмина. Среди служебных построек были обнаружены кухня с печью и трапезная со скамьями и столами. Таким образом, лавра Марда – единственная лавра Иудейской пустыни, в которой была устроена настоящая трапезная. На территории лавры раскопками было выявлено 13 келейных комплексов, разбросанных по всему плато, в среднем, на расстоянии 65 м друг от друга. Один комплекс примыкал к восточной стене терм, другой был оборудован в проеме ворот Западного дворца, третий расположен в круглом иродианском «колумбарии» (назначение таких «колумбариев» – голубятня). Некоторые келейные комплексы были устроены в пришедших в негодность водяных цистернах, другие – в искусственных пещерах разного назначения (о наличии в них келий свидетельствуют красные кресты, оставленные монахами на штукатурке стен). Анализ характера келейных комплексов позволяет сделать вывод о максимальном числе монахов, подвизавшихся в лавре единовременно – 20 человек.    Как уже было сказано, предполагается, что сохранившаяся в значительной степени Большая церковь лавры является более поздней, нежели церковь, построенная Евфимием и Дометианом около 425 г. Последняя же, согласно данной версии, представляет собой Малую церковь или часовню, обнаруженную при раскопках в одном их келейных комплексов (по Кондеру и Китченеру, в 150 ярдах от Большой церкви).

http://sobory.ru/article/?object=16371

1481 г. датируется 1-й известный по публикациям документ К-польской Патриархии, определивший ставропигию мон-ря,- Грамота патриарха К-польского Максима (сохр. копия в рус. пер., внесена в Луцкие земские книги 4 июня 1670 по просьбе архим. Иннокентия (Гизеля) - АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. 1. С. 1-3). Однако совр. исследователи оспаривают подлинность этого документа ( Русакова Ю. М. Heabmehmuчhi документи мон-ря XVI-XVII ст.: Tekcmoлoriя та поземельний аспект побутування: АКД. К., 2008. С. 3). В 1481 г. в Киеве были казнены участники заговора против польского кор. Казимира IV Ягеллончика князья Михаил Александрович Олелькович и И. Ю. Гольшанский, которые, так же как и сбежавший в Москву кн. Ф. И. Бельский, входили в число крупных вкладчиков Киево-Печерского мон-ря. Они поминались в обители на богослужениях, причем первые два как О политической ориентации Киево-Печерского мон-ря в эти годы свидетельствует текст синодика 1482 г., в одной из первых статей к-рого («Помяни, Г[оспод]и, князи наших наряду с Литовскими вел. князьями из рода Гедиминовичей записаны поименно все Московские вел. князья, начиная со св. блгв. вел. кн. Даниила Александровича (Там же. С. 6-7). В сент. 1482 г. Киево-Печерский мон-рь был разорен во время захвата Киева и его окрестностей войсками крымского хана Менгли-Гирея. Многие жители были взяты в плен. В предисловии к синодику 1482 г. отмечалось, что ордынцы «Божественую церковь опустиша, и вся святыя книги, и иконы пожгоша». Очевидно, это произошло уже 1 сент., когда ордынцы подошли к Киеву (ПСРЛ. Т. 12. С. 215). Но вскоре часть монашеской братии была выкуплена, т. к. писец отмечает, что он начал писать синодик «по днехъ неколикых изъ ихъ поганьства изшедше…». При обороне обители погибло несколько слуг. Для вечного поминания в синодик в 1482 г. были вписаны «слоугы печерьскыи от тотаръ, Коунець и товарищи его, побиты: Кондрата. Ефрема. Андреа. Сергеа. Никона. Исидора. Игнатиа. Мефедиа» ( Голубев. 1892. С. 2, 39). Киево-Печерский мон-рь восстанавливался трудами архим. Феодосия (Войниловича). При нем и его преемниках в обители, по-видимому, работали Феодор Иконник и «моураль» Фома. Члены их семей были внесены в монастырский синодик (Там же. С. 21, 37). В кон. 90-х гг. XV в. (после 1494/95) была разобрана монастырская трапеза 1-й трети XII в., к-рая пострадала во время разорения обители в сент. 1482 г. У сев. стены Успенского собора была построена небольшая часовня-усыпальница ( Ibakih Г. 1996. С. 171, 174).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

сестричеств, организованная Отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. В 90-х гг. в М. е. появился ряд реабилитационных центров для наркозависимых людей: «Дом милосердия» - душепопечительский центр им. прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны при храме свт. Николая в с. Ромашкове Одинцовского р-на (1992), правосл. братство трезвости при храме святых Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского р-на (1994), душепопечительский центр для лиц, пострадавших от оккультизма и псевдорелиг. орг-ций, во имя прав. Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье (1996). Реабилитационные мероприятия включали участие в таинствах, психологическую, социальную помощь, трудовые послушания, паломнические поездки, создание катехизаторских и психотерапевтических групп, психотерапию, работу в группах самопомощи. Оказывалась помощь в поиске рабочего места. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. В нач. 90-х гг. в Москве были зарегистрированы первые учреждения, оказывающие помощь детям-сиротам: школа-приют во имя прп. Сергия Радонежского (1992, с 1999 специальный (коррекционный) детский дом 43 СВАО Москвы), православный Свято-Софийский детский дом (смешанный) (1993), духовно-воспитательное благотворительное учреждение при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (1994), правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Иоанна Дамаскина ); в Канонаре-Типиконе Св. Софии после вечерни Вел. Субботы полагалась обыкновенная праздничная панихида с пением полного кондака («Аще и во гроб»), а на самое утро Пасхи, на обычное время – нормальная праздничная утреня. Тут заметна разница между литургическим богословием Константинополя и Иерусалима: сдержанность первого – более синтетического богословия 154 , и энтузиазм второго – более исторического и наглядного характера 155 . Интересно отметить еще и то, что по Константинопольскому канонарю, который до сих пор в силе, в Апостоле дня Пасхи вспоминается Вознесение, а в Евангелии – Воплощение; Воскресение является, конечно, мостом между этими двумя событиями, но оно остается както на втором плане. Введение Иерусалимской традиции в Константинополь через Студийских монахов можно считать настоящим литургическим переворотом. Содержание Начертания 1 . Подробное описание Пасхальной заутрени по иерусалимской традиции в 9-й час ночи, т. е. в наши 3.00 часа. 2 . Литургия и вечерня дня Пасхи; Пасхальная седмица; остальные дни до Пятидесятницы (общие указания). 3 . Пост свв. Апостолов. 4 . Общие указания о главных праздниках по Минее. 5 . Разные монашеские служения и послушания. 6 . О повечериях. 7 . Указания о монашеской жизни: вступление в монастырь и послушничество, епитимии и наказания, личное чтение вне служб в выходные дни, время совершения Литургии и т. д. 8 . О пище и питии. 9 . О Великом Посте. 10 . О Благовещении и о 3-й неделе Вел. Поста. 11 . Как совместить Часы с работой. 12 . Об одежде, обуви и постели. 13 . Освящение воды на Богоявление и умовение ног в Вел. Четверг. Примечание: Факт, что Минея как таковая, еще не существовала объясняет, почему Начертание не должно входить в подробные типиконные уточнения о том, как отправлять ежедневные богослужения. Существующие книги, т. е. Октоих и Триодь, достаточно ясно указывали, сами собой, порядок стихир, канонов и т. д., без какоголибо конфликта между книгами. Интересно еще, что в этом документе предусматривается ежедневное причащение монахов (хотя некоторые причащались только по воскресеньям) и пропуск Часов от Пасхи до Пятидесятницы. 156 4 . «Очертание» Афонской Великой Лавры – Διατυπωσ» του… πατρο» μων Αθανασου 157 Основатель Великой Лавры на Афоне, св. Афанасий, происходил из одного из монастырей Олимпийской горы, в Вифинии, как и сам Феодор Студит . Великая Лавра создана в 963 г., но ее первый «Типикон», написан самим Афанасием только в 971 г. Очертание Афанасия – почти то же самое, что предыдущее студийское Начертание. Разница в том, что в Очертании Афанасий говорит в первом лице: «Я, смиренный монах Афанасий», и прибавляет, как предисловие, правило о выборе будущих игуменов, а заместителем после себя назначает грузинского монаха «господина» Иоанна. Дальше идет указание о заутрени Пасхи. А все остальное, часто буквально, по Начертанию 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

у Владимира Троицкого. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912, стр.14–18. – Какой термин в данном случае употребил Христос, – с точностью сказать нельзя. В сирийских текстах греческому εχχλησια соответствуют разные слова: Мф. 16, 18 , Мф. 18, 17 . 48 Проф. Д.И. Богдашевский (нынеепископ Василий). Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам. Киев, 1904, стр.406. 51 См. F. Loofs. Leitfaden sum Studium der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle 1906. §15, 2. S.99. 61 Св. Афанасий Вел. Против ариан II, 47. Творений ч.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр.324. 62 Св. Афанасий Вел. К Аделфию, гл. 4. Творений ч.3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903, стр.306. 66 Св. Ефрем Сирии. Толкование на 3 Кор. 3. 32–33 Проф. М.Д. Муретов. Апокрифическая переписка апостола Павла с коринфянами. Сергиев Посад 1896, cmp.XXIII. 67 Толкование на евангелие от Ионна, кн. 11, гл. 11. Творений ч.15 Сергиев Посад. 1912, стр.109. ПО. 68 Ambiguorum liber. Migne. PG., t. 91, col. 1097A-B. Cfr. cap. theol I, 25. PG., t.90, col.1135B-C. 69 Mystagog. cap. 1. Migne. PG., t. 91, col. 668B. Cfr. col.664D. Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения т.1, СПБ. 1855, стр.303,300. 70 Католики под камнем разумеют ап.Петра и рассуждают так: « Церковь Христова есть собрание, общество людей. А то, что каждому собранию или обществу сообщает устойчивость, крепость, единство и чему все принадлежащие к обществу должны прилежать и следовать, – есть авторитет или власть управления и направления. Истинная власть должна обладать каждым обществом и направлять его к тому, ради чего оно и устроено. Необходим авторитет, которым общество было бы крепко, которым оно сохранялось бы в единстве. Если такого авторитета нет, то общество не достойно своего имени: будут лишь отдельные и разрозненные члены. Если этому авторитету кто себя подчиняет, – тем самым определяет себя как члена общества. Так как Петр есть тот, на ком Христос создаст Свою Церковь , то тем самым обещается на будущее время высший авторитет в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Часто говорил он братии: «Святые отказывали себе даже в воде. Неужели же нам недостаточно по два раза в день принимать пищу, и то в изобилии — с вином и разными яствами?» Потому если кто-нибудь покупал вино и елей, всю покупку выливали в помойную яму. Кекелидзе . Лит. груз. пам. 305 и д. 478 и д. 1806 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 214. 1807 Голубинский , Ист рус. ц. I, 581. 1808 Остаток этой практики ныне в Киево-Печерской лавре – закрытие ее на понед. и вторник 1 нед. вел. поста. 1809 Насколько пр. Феодосий сам следовал этому требованию введенного им в своей обители Студийско-Алексиевского устава, свидетельствует рассказываемый в его житии случай: когда пришел к нему келарь с просьбою послать какого-либо незанятого монаха на рубку дров, преподобный со словами: «я не занят» стал сам не эту работу, что побудило и всю братию взяться за топоры. Преп. Сергий, основатель Св.-Тоицкой лавры, тоже не стыдился никакой работы, ни поварства, ни сапожничества, и работал за двоих; специальными его работами были изготовление муки для просфор и печение их, катание свечей и варение кутии ( Голубинский Е . Преп. Сергий Радонеж. и созданная им Троицкая лавра, Серг. Пос. 1892, 26). 1810 По Триодной части устава. л. 456 об., согласно с древнейшею ркп. Типог. библ. 285/174/206. л. 13 об. утреня от Антипасхи до Воздвижения в 7 часов. Обычное смягчение сурового режима при опасении коснуться текста древнего устава для уничтожения противоречия. 1811 Замечательно, что игумену позволяется, в качестве особой награды за его труды, иметь лучший стол кроме постов. При этом к своему столу игумен приглашает еще 8 братий, в том числе служившего священника, л. 205 об. 1812 Здесь влияние устава Великой К-польской церкви, по которому патриарх в вел. субботу раздавал ругу (жалованье) клириков; тоже делал Иерусалимский патриарх в вел. четверг ( Дмитриевский , Древн. патр. Тип. 144). 1813 Этим обычаем объяснял пр. Феодосий посетившему его великому князю высокий вкус монастырских кушаний. 1814 Святогор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

История монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в вост. страны. Книга Марко Поло. М., 1997. С. 57-58; и др.). В кон. 50-х - 60-х гг. XIII в., когда Киев вновь стал местом временного пребывания Киевского митрополита (Кирилла II), началось возрождение монастырской особножительной жизни на регулярной основе. Очевидно, именно в это время настоятелем Киево-Печерского монастыря стал архим. Серапион (в 1273 о нем упом. в связи с поездкой митр. Кирилла II в Сев.-Вост. Русь и поставлением Серапиона во епископа Владимирского). Фрагментарность сохранившихся источников не дает возможность установить имя его преемника, известно лишь, что в 1288 г. на похоронах владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича присутствовал киево-печерский архим. Агапит. В годы настоятельства архим. Серапиона укреплялись связи обители с одним из влиятельных «заднепровских» князей - вел. кн. Черниговским и кн. брянским Романом Михайловичем Старым, который вел напряженную борьбу против литовцев и правителей Смоленского вел. княжества, претендовавших на его владения. При Киево-Печерском мон-ре кн. Роман основал в своих владениях Свенский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь . Когда в кон. зимы - весной 1299 г. Киев и его окрестности подверглись особенно сильному ордынскому разорению, митр. Киевский и всея Руси Максим, как и значительная часть населения города («весь Киевъ розбежалъся»), покинул Киев и направился в Брянск («а митрополитъ иде ко Бряньску и оттоле иде в Суждальскую землю и со всемъ своимъ житьемъ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485)). Еще одним косвенным подтверждением связей Киево-Печерского монастыря с Черниговским и Брянским княжеством может служить тот факт, что в 1335 г., при Киевском митр. Феогносте , в числе кандидатов «[на епископию] богоспасаемаго города Чернигова» и Брянска был архим. Максим (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 443-446). Со времени Батыева нашествия и до 2-й пол. XIV в. жизнь братии была малообеспеченной и требовала значительных трудов: датируемые этим периодом землянки-кельи, обнаруженные археологами в митрополичьем саду, содержат очень скромные бытовые предметы, там же были раскопаны ремесленные мастерские, по всей вероятности костореза и мастера по металлу.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Внук Литовского вел. кн. Ольгерда кн. Андрей Владимирович, приезжавший в 1446 г. в обитель на богомолье, по примеру своих ближайших родственников также делал земельные вклады в пользу Киево-Печерского мон-ря. Первоначально нек-рые из них, очевидно, принадлежали обители на распространенном в XV в. праве держания. Так, напр., во время правления в Киеве его старшего брата вел. кн. Александра (Олелько) Владимировича и его сына вел. кн. Симеона Александровича в имении Остр архимандрит Киево-Печерского монастыря на условном праве держал с. Чернин (АЗР. Т. 1. 77. С. 98). Пожалования кн. Андрея Владимировича лишь позднее отошли властям обители. 1 дек. 1532 г. кн. Алексей Лахтынович и его мать кнг. Маруха за обязательство включения их имен и имен их родственников в помянник отдали обители Печерский двор с сельцом («вески») Печерским «зъ частью моею сноповою и грошовою, зо всими моими доходами», с землями, а также с людьми (АСЗР. Т. 2. 13. С. 11). Владения находились возле дороги в Могилёв. Ранее двор принадлежал кн. Андрею Владимировичу (АЗР. Т. 1. 46. С. 59-60). Вероятно, появление у Могилёва таких географических топонимов, как двор Печерский и одноименное сельцо, могло быть связано с деятельностью властей Киево-Печерского мон-ря. Данный вывод косвенно подтверждают названия некоторых владений обители, расположенных на Чернигово-Северской земле. Так, в Посемье находилась Печерская волость, в которой располагался Печерский Путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Помимо нее на Северщине Киево-Печерский мон-рь имел владения под Стародубом и Новгородом-Северским ( Русина. 1992; Она же. 1998. С. 23, 136, 152-156). Часть этих владений ок. 1496-1500 гг. была пожалована новгород-северским кн. Василием Ивановичем Шемячичем и стародубским кн. Семеном Ивановичем Можайским ( Каштанов С. М. О взаимоотношениях Киево-Печерского мон-ря с правительством царя Федора Ивановича в 1585 г.//ИА. 2005. 1. С. 175-188). После вхождения этих земель в состав Московского гос-ва в нач. XVI в. власти не стали лишать Киево-Печерский мон-рь владельческих прав на эти монастырские вотчины, сначала разрешив монахам собирать здесь церковную дань, а в кон. XVI в. заменив ее стабильным доходом в 50 р. из своей казны (Там же. С. 177, 195).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010