Мон-рь Дохиар Мон-рь Дохиар Согласно Житию Афанасия Афонского, к преподобному стекались тысячи людей из разных стран, в т. ч. из Италии, Грузии и Армении. В типиконе Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский писал: «даже если какие-то монастыри были основаны за Кадиксом и некие монахи из тех мест придут сюда и изберут себе место в числе наших братий, мы не назовем их чужестранцами» (гл. 27). С полным правом можно утверждать, что А. с этого времени соединял в одну монашескую общину представителей разных народностей, для к-рых Св. Гора стала высшей школой христ. подвижничества. На рубеже X-XI вв. на А., согласно житийным данным, подвизалось ок. 3 тыс. иноков. Иверский мон-рь Иверский мон-рь В 60-х гг. X в. на А. появились первые груз. монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их житию, написанному прп. Георгием Святогорцем, прп. Иоанн еще в молодости стал монахом и подвизался в разных обителях; позднее вместе с сыном Евфимием он попал в К-поль, а оттуда перебрался на Олимп в Вифинию, а затем на А., где был благожелательно принят прп. Афанасием в Вел. Лавре (ок. 965). Вскоре после этого родственник Иоанна Ивира Иоанн Торникий также прибыл на А.; постепенно вокруг них собралась небольшая община груз. монахов, обосновавшаяся близ Вел. Лавры. После успешного подавления Торником мятежа Варды Склира (978) имп. Василий II удостоил его почестей и щедрых пожалований. Вернувшись на А., Торник основал новый груз. (Иверский) мон-рь (979/80), получивший значительные земельные владения (в т. ч. мон-ри Иоанна Колова в Иериссо и св. Климента на А.). Прп. Иоанн Торник стал первым игуменом мон-ря. В нач. XI в., в игуменство прп. Евфимия, «лавра грузин» стала одним из самых крупных мон-рей на А.: здесь проживало ок. 300 монахов, как грузин, так и греков. При Иверском мон-ре возник скрипторий, где сформировалась знаменитая лит. школа. Главную роль здесь играли прп. Евфимий и греч. монах Феофан, осуществившие многочисленные переводы на груз. язык греч. богослужебной и патристической лит-ры. Груз. средневек. словесность многим обязана лит. деятельности Иверского мон-ря. В мон-ре сохранилась значительная коллекция груз. рукописей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Кекелидзе. Лит. груз. пам. 305 и д. 478 и д.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 214.     Голубинский, Ист рус. ц. I, 581.    Остаток этой практики ныне в Киево-Печерской лавре – закрытие ее на понед. и вторник 1 нед. вел. поста.    Насколько пр. Феодосий сам следовал этому требованию введенного им в своей обители Студийско-Алексиевского устава, свидетельствует рассказываемый в его житии случай: когда пришел к нему келарь с просьбою послать какого-либо незанятого монаха на рубку дров, преподобный со словами: «я не занят» стал сам не эту работу, что побудило и всю братию взяться за топоры. Преп. Сергий, основатель Св.-Тоицкой лавры, тоже не стыдился никакой работы, ни поварства, ни сапожничества, и работал за двоих; специальными его работами были изготовление муки для просфор и печение их, катание свечей и варение кутии (Голубинский Е. Преп. Сергий Радонеж. и созданная им Троицкая лавра, Серг. Пос. 1892, 26).    По Триодной части устава. л. 456 об., согласно с древнейшею ркп. Типог. библ. 285/174/206. л. 13 об. утреня от Антипасхи до Воздвижения в 7 часов. Обычное смягчение сурового режима при опасении коснуться текста древнего устава для уничтожения противоречия.    Замечательно, что игумену позволяется, в качестве особой награды за его труды, иметь лучший стол кроме постов. При этом к своему столу игумен приглашает еще 8 братий, в том числе служившего священника, л. 205 об.    Здесь влияние устава Великой К-польской церкви, по которому патриарх в вел. субботу раздавал ругу (жалованье) клириков; тоже делал Иерусалимский патриарх в вел. четверг (Дмитриевский, Древн. патр. Тип. 144).    Этим обычаем объяснял пр. Феодосий посетившему его великому князю высокий вкус монастырских кушаний.    Святогор. Тип. л. 179, 191. Савваитов Путешествие новг. архиеп. Антония в Царьград, 15.     Дмитриевский, Τυπικ, 654.     Дмитриевский, Τυπικ, 671, 678. В уставе имп. Ирины этот порядок избрания развивается в оч. сложный обряд./На трех одинаковых хартиях писалась молитва: «Владыко наш И.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

дел», 349 (в 1700 г. имела 233 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 355 (челобит. 1722 г. крестьянина вотчины пустыни Беляева о наказании сына его за дурное поведение), 649 (в 1722 г. пустыне принадлежала дер. Лаврова Яросл. у.); III, 1723 г., 316 (пустынь состояла приписною за Богоявлен. Остров. м-рем), прилож., XXXIV (в 1723 г. здесь был игум. Ферапонт, 7 монахов и имела 90 двор. крестьян), CDXII (реестр церквам). 604. Александровский – Большая Лавра – Вознесенский, женский, ныне церковь Вознесения с приделом Александра Перского, в гор. Суздале, Владимирской губ. Основан в 1240 г. св. Вел. кн. Александром Невским в честь своего ангела назывался в древности «большою Лаврою – Александровским девичьим м-рем“; упразднен в 1764 г. В нем находятся гробницы: Вел. кн. Суздальской кн. Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г., и Вел. кн. Агрипины, скончавшейся в 1293 г. Оставшаяся церковь построена в 1695 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 86; VI, 941; Ратшин, 45; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 28, 59; “Ежегодник Владим. губ. статист. Комит.», II, Отд. I, 130; “Владим. губ. вед.», 1841 г., 18 (Жалов. грам. Лжедмитрия, 1606 г., с подтверждением права владеть поместьями, о пошлинах, о суде и расправе), 19 (Грам. ц. Алексея Мих. Суздаль. Воеводе Богд. Вас. Яковлеву, 1668 г., о даче жалованья игуменье), 20 (Благословен. грам. Илариона, митроп. Суздаль. и Юрьев., на построение камен. церкви, 1695 г.), 36 (Челобитная царям Иоанну и Петру Александровского Сузд. монастыря 1685 г. об отпуске железа, олова и денег на постр. церкви); 1843 г., 30 (Опись 1828 г.); 1853 г., 38 (икона св. муч. Александра, 1572 г.); 1854 г., 28 (Мон. в гор. Сузд.); “Москов. губ. в.», 1841 г., 21 (Грам. 1606 г. ц. Дмитр. Иван. Самозванца на подтвержд. прежних грам.); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 114; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 702, 27; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 175; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 3 души крест.); “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Илия Келарь Троицкий. Фреска (XX в.), Троице-Сергиева Лавра) Прп. Илия Келарь. Икона на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (автор монахиня Иулиания (Соколова), нач. 1950-х гг.). Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры К осени 1381 года относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого монастыря о том, что после приезда из Москвы прп. Феодора Симоновского троицкий келарь " поехал на Резань " . По-видимому, поездка прп. Илии была связана с заключением 2 августа 1381 года вел. кн. Московским Димитрием Донским договора о мире с Рязанским вел. кн. Олегом Иоанновичем . Участие троицкой братии в общерусских политических делах, очевидно, было обусловлено тем, что настоятель Троицкого монастыря являлся духовником вел. кн. Димитрия Донского. Ещё раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384 -м годом: " преставися в пентикостной неделе (т. е. на седмице после праздника Пятидесятницы, который в том году отмечался 29 мая ) старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый " . Сведения об Илии содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 1440-х годов и в Симеоновской летописи конца XV века: " Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти " . Как показал М. Д. Присёлков, источником данной записи была монастырская летопись . Б. М. Клосс приписывает характеристику Илии прп. Епифанию Премудрому , с этой точкой зрения не согласны другие исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как " святого старца " указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 года. Имя Илии келаря было внесено в краткий перечень первых насельников монастыря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 года , его протограф восходит к 1480-м годам. Канонизация Илии Радонежского, по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование которому было установлено 10 июля 1981 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

http://drevo-info.ru/articles/13679778.h...

23 апр. 1494 г. Литовский вел. кн. Александр Ягеллончик подтвердил права Филарета «ажъ до смерти своее» на архимандритию в Киево-Печерском мон-ре, которые ранее он получил от польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (АЗР. Т. 1. 117. С. 143). Весной (до 29 апр.) 1506 г. кн. Михаил Львович Глинский, душеприказчик киевского воеводы кн. Дмитрия Путятича-Друцкого, для поминания умершего и его родителей отдал в Киево-Печерский мон-рь половину данников Зеремцов за р. Березиной и «устав меда», который «съ нихъ идетъ» (АЗР. Т. 1. 224. С. 370). 31 дек. 1506 г. кн. Алексей Львович Толочко Буйницкий (из рода князей Друцких) пожаловал Киево-Печерскому мон-рю двор Барсуковский «зъ даниною моею медовою и грошовою, и зов сими моеми доходами, и што кеды на насъ шло», включая людей, «которые въ Добрейце» живут, и с землей («грунтомъ») Цвирковским, и «зъ тыми людьми, которые на чиншу седят». При этом из медовой дани в обитель должно было идти 15 пудов. Отданные люди обязывались служить Киево-Печерскому мон-рю «вечно и непорушно» (АСЗР. Т. 2. 5. С. 6). В нач. XV в.- 1500 г. часть деревень с людьми в вол. Буйгород принадлежала Киево-Печерскому монастырю, в 1503-1509 гг. сначала временно, а в 1514 г. окончательно отошла вел. кн. Иоанну III Васильевичу (СбРИО. 1892. Т. 35. 75. С. 400). В 1543 г. кн. Богуш Федорович Корецкий пожаловал Киево-Печерскому монастырю с. Безрадичи (ныне Ст. Безрадичи), которое ранее выслужил его отец и вкладчик обители кн. Ф. И. Корецкий ( Люта. 1999. С. 32). Согласно ревизии 1552 г., мон-рю принадлежало 20 сел и деревень, население к-рых платило церковную дань его властям (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. 563. Л. 44 об.- 45). С кон. XIV в. в Киево-Печерском мон-ре составлялись и заверялись частные акты. Напр., 21 нояб. 1398 г. «у Печерскомъ монастыре» полатник Филарет написал вкладную грамоту вотчинника Семена Сколкова из имения Лесники. Братия за полученный ею щедрый вклад должна была поминать его ближайших предков (Грамоти XIV ст. 1974. 72. С. 134-135). Этот факт свидетельствует о ведении в обители поминальных записей вкладчиков. Позднее они составили отдельный синодик, рукопись которого, очевидно, пострадала во время разорения Киево-Печерского монастыря в 1482 г. 16 июня 1446 г. кн. Андрей Владимирович, внук Литовского вел. кн. Ольгерда, составил в обители завещание. По этому поводу в Киево-Печерском монастыре князь советовался с женой, с архим. Николаем и «съ святыми старци, и съ своими бояры». Свидетелями в его духовной грамоте стали насельники обители: архим. Николай, уставник Иона Философ, ключник Давид, келарь Герасим и «иныхъ господы наше старцевъ много», а также кн. Глеб Дмитриевич, бояре и слуги кн. Андрея Владимировича. Духовную князя писал «старец Пахнотий, Лихачевъ братъ» (АЗР. Т. 1. 46. С. 60). 16 марта 1486 г. архим. Феодосий (Войнилович) запечатал грамоту литов. магната пана Ю. И. Зиновьевича (Там же. 86. С. 106). Киево-Печерский монастырь как центр духовной жизни Руси

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) († 6.05.1402, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396). Основные биографические сведения о М. сохранились в лаврентьевско-троицкой группе летописей, Житиях преподобных Сергия Радонежского , Кирилла Белозерского и свт. Стефана Пермского , а также в «Хожении», написанном мон. Игнатием Смольянином (о поездке митр. Пимена в К-поль). Принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), в 1377-1383 гг.- был иеромонахом Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В Симоновом мон-ре по поручению игум. прп. Феодора (см. Феодор, свт. , архиеп. Ростовский) стал наставником прп. Кирилла Белозерского. Мнение, что М. был учеником прп. Феодора ( Никон (Рождественский). 1904. С. 211), источниками не подтверждается. Зимой 1383/84 г. был хиротонисан в Москве митр. Пименом во епископа Смоленского одновременно со свт. Стефаном, ставшим епископом Пермским (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149). Его предшественник еп. Даниил вынужден был покинуть Смоленскую кафедру и уехать в Москву, и с 1382/83 г. Даниил пребывал в Москве с титулом епископа Звенигородского. М. поддерживал политику Смоленского вел. кн. Святослава (Севастиана) Иоанновича, его детей Смоленских вел. князей св. блгв. Глеба Святославича и Георгия (Юрия) Святославича и племянника кн. Ивана Васильевича († 29 апр. 1386), направленную на независимость Смоленского вел. княжества от притязаний Литовского великого княжества (ВКЛ), а также на союз с Московским великим княжеством . 29 апр. 1386 г., после поражения и гибели старших представителей рода Смоленских великих князей в битве с литовско-рус. ратью на р. Вехре (ныне Вихра) под Мстиславлем, положение М. в Смоленске осложнилось. В 1388 г. он был вынужден выехать в Москву.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

В Нямецком монастыре начинается последний, самый трудный, но и самый плодотворный период в жизни и деятельности старца Паисия. Число братий, объединившихся вокруг него одним духом нестяжательности, послушания и любви к Богу, своему старцу и друг к другу, возросло здесь до 700 и более. Слух об их высокой жизни и об их мудром старце распространился далеко по всему православному Востоку. Старец вел обширную переписку и сношения с многочисленными подвижниками не только в Молдавии, но и на Афоне, в Царьграде, в России и в других местах. Каждый странствущий инок, каждый паломник считал своим долгом посетить славную Нямецкую Лавру, увидеть ее знаменитого старца, посмотреть строгий чин ее общежития и благолепие монастырского богослужения, чтобы потом рассказать об этом на своей родине, в своей обители Книжные занятия старца достигли в это время своего наибольшего расцвета Он уже не один только и не в кругу только немногих друзей работал над исправлением и переводом отеческих книг Он основал целую школу для обучения справщиков и переводчиков и широко поставил переписку исправляемых и переводимых книг, так что своими многочисленными рукописями не только наполнил монастырскую библиотеку, но и распространил их в огромном числе списков далеко за пределами своей обители и в особенности по монастырям и по келиям обширной Русской земли Он сумел поднять в православном русском монашестве интерес к книжным занятиям, к чтению и списыванию отеческих книг, к духовным беседам, а свою Нямецкую Лавру сделал центром и светочем православного монашества и школой подвижнической жизни и духовного просвещения для православного Востока. В Нямецком монастыре получили свое воспитание многие молдовлахийские и русские иноки, которые потом во многих обителях сделались насадителями православного старчества и монашеских общежитий по уставу Паисиева братства. Начиная описание этого периода в жизни старца Паисия, скажем сначала несколько слов о Нямецком монастыре. По словам преосвященного епископа Арсения Нямецкий монастырь имеет для Молдавии такое же значение, как Троице-Сергиева Лавра или Киево-Печерская Лавра для России. В течение ряда веков он был рассадником христианского просвещения в Молдавии, воспитав в своих стенах многих молдавских святителей – епископов и митрополитов, самоотверженно защищавших родную православную веру. Для православного народа он был высокой школой нравственной жизни, давая в лице своих иноков примеры подвижничества и преданности вере. В годины тяжких народных испытаний, междуусобной войны между княжествами Молдавии и Валахии во время нередких войн с турками, поляками и венграми, во время голода, пожаров и других народных бедствий к нему тянулась православная Молдавия и находила здесь материальную и духовную поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Юный подвижник остался совершенно один в дремучем лесу, терпя все невзгоды и трудности, лишения и искушения пустынного жития. Только медведь посещал его, с которым он делился последним куском хлеба, оставаясь сам подолгу без пищи. Прослышав о его подвижнической жизни, к нему стали собираться иноки, желавшие служить Господу Богу под его руководством. И вот на месте смиренных подвигов этого дивного подвижника выросла величественная Троице-Сергиева Лавра, которая сделалась духовным оплотом Московской Руси. Преп. Сергий уходил от мipa, но мip шел за ним, чувствуя в нем великую духовную силу. Получая множество пожертвований от богатых и знатных людей, лавра все ширилась и укреплялась, а в годины народных бедствий кормила голодающих, давала приют сирым и убогим, спасала отечество от нападавших врагов, особенно в так называемое «Смутное время». Сам преподобный Сергий для себя не искал ничего, вел бедную, трудовую жизнь и решительно отказался от сана Митрополита всея Руси, когда Митрополит Московский Алексий хотел сделать его своим преемником. За свою святую жизнь преп. Серий сподобился дара прозорливости и чудотворений, под конец своей жизни удостоился явления Божией Матери, в сопровождении свв. апостолов Петра и Иоанна, Которая утешила его обещанием покровительства основанной им обители и предрекла ее процветание. Через 30 лет после его преставления св. мощи его были обретены нетленными (1422 г.) и доныне почивают в Троицком соборе, служа неизсякаемым источником утешений и исцелений для всех, стекающихся со всех концов Русской земли благочестивых богомольцев — даже доныне.    В день 6-го июля чествуется память св. девицы Иулиании, княжны Ольшанской, которая преставилась 16-ти лет от роду не позднее 1540 года. Ее св. мощи были обретены совершенно нетленными в Антониевских пещерах в Киеве в 1617 году, где она была погребена.    В день 7-го июля чествуется преставление благоверной Евдокии, во инокинях Евфросинии, великой княгини Московской († 1407 г.), которая была супругой великого князя Димитрия Донского, отличалась своей истинно-благочестивой жизнью, была как бы матерью для бедных, сострадательной ко всем страждущим, щедро расточала свои средства на строительство, возстановление и украшение Божиих храмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Да, он после отъезда в Одессу бывал еще раз-два в Лавре. Приезжал навестить, а может быть уже и проститься навсегда с родным домом. Видел я его и в этот последний приезд. Это было примерно в 1960 году, т.е. за год до его смерти. Все такой же. Только более побелел, посветлел. Энергичность – все та же. Волос на голове совсем уже не было. Ведь в Одессе-то ему еще жарче стало. Как-никак, а Лавра – север, Одесса – юг. Но, помню, старец нисколько не жаловался на свою судьбу. А просто в обильных словах, как и раньше, он рассказывал о своей новой жизни в Одессе. Помню, старец со слезами благодарил Бога, что духовные дети его не забыли и там. Они приезжали к нему в Одесский монастырь, рассказывали про Лавру и этим доставляют ему большое утешение. По более точным сведениям старец умер не в Одессе, а в родной ему Троице-Сергиевой Лавре. Приехал он к Преподобному, чтобы проститься навсегда и обратно уехать в Одессу. И был уже заказан билет, как старец неожиданно заболел. Да так сильно, что уже не пришлось ему больше покидать родную Лавру. Быстро увядая, как осенний цветочек, он не переставал плакать. Никто не знал тайны этих слез. Оказывается, о. Никон изливал в слезах всю полноту благодарности Преподобному Сергию, что он, Угодничек Божий, благоволил снова принять его к себе и упокоить его останки на святой земле, близ Лавры. Архимандрит Антоний (Семенко) Архимандрит Антоний, в миру – Антон Иванович, был по национальности украинец. Место рождения, воспитания, образования, жизнь юношеских лет и прочее нам неведомо. Простой, детски-наивный, общительный, даже может быть, малообразованный, в нынешнем понятии. Прибыл в Лавру Преподобного Сергия в 1958–59 годах из Одессы. Господь вел Своего избранника в северные края из жаркого юга, чтобы здесь, в подвиге молитвы и поста, терпении и всенощном стоянии завершил он свое земное служение. Он предстал пред нами уже в довольно преклонных летах, заслуживши у Бога высокое звание служителя Престола Божия – архимандрита. Высокий, сутуленький, но еще крепкий и полноватый его вид показывал в нем человека большой физической и духовной силы. О последнем особенно характерно говорило его светлое, доброе одухотворенное лицо с ясными проникновенными глазами. Весь его облик дышал необыкновенной добротой и каким-то неописуемым очарованием невинного детства и чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сложившиеся в визант. период типы изображений К. и И. и особенности их размещения в храмовых росписях в целом воспроизводятся и в поствизант. живописи. Их изображения встречаются в ц. Преображения в мон-ре Русану (1546) и в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас). Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. На Руси почитание святых бессребреников установилось достаточно рано. Как показывает число сохранившихся памятников, известность К. и И. в домонгольский период почти не уступала другим прославленным целителям. К. и И. представлены в юж. внутренней галерее Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.): К. в традиц. иконографии, как преподобный, с крестом в правой руке, в левой - предмет, похожий на бутылочку (у И. раскрыт только лик). Изображения святых помещены на серебряном окладе (датируемом временем создания иконы - ок. сер. XI в.) иконы апостолов Петра и Павла в ряд со святыми Космой, Дамианом, Пантелеимоном, а также на окладе Корсунской иконы Божией Матери (обе - НГОМЗ). В соборе Рождества Пресв. Богородицы новгородского Антониева мон-ря (1125) К. и И. представлены в алтарной части над темплоном на сев. столбе (симметрично образам святых Флора и Лавра на юж. столбе). О широкой известности святых в Вел. Новгороде свидетельствуют 2 придела, освященные во имя К. и И.- в ц. святых Флора и Лавра на Людогощей (Легощей) ул. и в ц. прор. Илии на Славне. В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке эти святые представлены рядом с другими целителями (60-е гг. XII в.); в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.) - в сев. рукаве подкупольного креста св. целители представлены с сосудами, используемыми в медицинских целях; есть их образы и на валике юж. врат собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010