Кроме того, необходимо отметить, что Киево-Печерский мон-рь стал одной из усыпальниц представителей старшей ветви правившей в Великом княжестве Литовском династии Гедиминовичей. Весной 1392 г. в Киеве умерла проживавшая при дворе вел. кн. Владимира Ольгердовича вдовствующая вел. кнг. Иулиания Александровна, дочь св. блгв. вел. кн. Владимирского и Тверского Александра Михайловича . Она была 2-й женой Литовского вел. кн. Ольгерда. Перед смертью вел. кнг. Иулиания Александровна приняла монашеский постриг с именем Марина, «положена бысть в Печере на Кыеве» (ПСРЛ. Т. 25. С. 219). Впосл. ее гробница находилась в Успенском соборе ( Ibakih Г. 1996. С. 175). В 1396 г. на пиру на митрополичьем дворе у Св. Софии в Киеве наместник митр. Киприана монах «з Афонской горы» Фома (Изуфов) отравил Киевского вел. кн. Скиргайло (Иоанна) Ольгердовича. Его похоронили «подле гроба Федосия Печеръчкого» (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 159; Т. 32. С. 71, 147; Ibakih Г. 1996. С. 175). В кон. 1398 г. и не позднее авг. 1399 г. в обители был похоронен бывш. правитель Киевского вел. княжества - слуцкий и копыльский кн. Владимир Ольгердович (АЗР. Т. 1. 46. С. 59). Впосл. его гробница находилась в Успенском соборе ( Ibakih Г. 1996. С. 175). В сер. июня 1446 г. в Киев на богомолье приезжал кн. Андрей Владимирович, сын вел. кн. Владимира Ольгердовича. 16 июня вместе с женой кнг. Марией и детьми кн. Глебом и кнж. Евдокией он посетил Киево-Печерский мон-рь, чтобы поклониться образу Божией Матери, отцам Антонию, Феодосию и «прочимъ преподобнымъ и богоноснымъ отцемъ Печерскымъ». Здесь княжеская семья получила благословение у архим. Николая и «у всехъ святыхъ старцевъ». Кн. Андрей Владимирович поклонился «отца своего гробу… и дядь своихъ гробомъ, и всехъ святыхъ старцевъ гробомъ въ Печере». Он «размыслихъ на своемъ сердци, колико то гробовъ, а вси тыи жили на семъ свете, а пошли вси къ Богу». Князь решил, что «помале и намъ тамо поити, где отци и братиа наша» (АЗР. Т. 1. 46. С. 59). После 5 мая 1455 и до 25 марта 1459 г. кн. Андрей Владимирович был похоронен в Киево-Печерском монастыре. Его гроб находился в Успенском соборе ( Ibakih Г. 1996. С. 175). В 1455 г. в обители был похоронен его старший брат - Киевский вел. кн. Александр (Олелько) Владимирович. Позднее его гробница находилась в Успенском соборе ( Он же. 1982. С. 78; Он же. 1996. С. 175). Согласно «Тератургиме» 1638 г. мон. Афанасия Кальнофойского, 3 дек. 1470 г. здесь же нашел упокоение его старший сын - Киевский вел. кн. Симеон Александрович Олелькович ( Каргер. 1958. С. 516).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Стефан Савваитский: тропари κατανυκτικα и самогласны «дня»; Марк Савваитский (палестинский монах, клирик Св. Софии, епископ Отрантский в Италии): дополняет четверопеснец Вел. Субботы. б) рукописи (XIXII вв.): Barberini 339, Reginensis Pii II 31, Grottaferrata Δ. βVI. 2 .  Константинопольская Триодь а) авторы: Феофан Начертанный (палест. монах, епископ Никейский, 845): канон Недели Православия; Св. Иосиф Песнописец (сицилиец, 863); Кассия (Иказия) (константиноп. монахиня): самогласен Вел. Среды и др.; Лев Мудрый (император, 911): самогласны; Симеон Метафраст (970): стихиры четверга Вел. Канона; Тарасий; Георгий Никомидийский (клирик Св. Софии, епископ с 860 г.) б) рукописи: Vatican 711 (XII в.), Barberini 484/118 (1120 г.) 3 .  Студийская Триодь а) авторы: Феодор Студийский; Иосиф Солунский (830): стихиры, седальны, трипеснцы, каноны; Климент Студийский (IX в.); Николай Студийский (IX в.); Антоний Студийский (IX в.); Никифор Каллист Ксанфопул (1335 г.): автор синаксарей. б) рукописи: Grottaferrata Δ. β.1 (XI в.), Grottaferrata D. p. III (XII в.), Sinai 736/734 (XI в.), Афон: Вел. Лавра 13, Вел. Лавра Г 15, Vatican 786 (1376 г.), Vatican 769 (XVXVI в.) 4. Триодь смешанного типа а) авторы: предыдущие, особенно Студийские монахи. б)рукописи: Vatican 771 (XII в.), Barberini 484 (1120 г.). в) издания: Венеция, 1522 (со службой св. Григория Паламы , введенной в XIV в.); по этому образцу: 52 венецианских издания и все афинские; Рим, 1724: почти как венецианское издание; Рим, 1738: (изд. Витали) редакция по гроттаферратским рукописям (без синаксарей Ксанфопула и без службы св. Григор. Паламы), Рим, 1879 (как 1738). Замечание: в новом Римском Анфологии включена служба св. Григория Паламы , учение которого принимается в РКЦ. III. Tunukoh. Первые «Типиконы» 143 I.  ΔΑΡΗΣ, " Νομικ θερσ τν Μοναστριακν«, Афины, 1984. A. SKAF, «Typika», Dictionnaire de Spiritualite 15, Paris, 1358–71. Полный библиографический список греческих Типиконов: A. THIERMEYER, «Das TypikonKtetorikon», OCP 58,1992,476–513; славянские типиконы: см. ниже стр. 49: ПЕНТКОВСКИЙ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Он был монах, никак не политик! — говорит известный немецкий политолог Александр Рар, выросший в РПЦЗ и не раз посещавший митрополита Лавра в Джонданвилле, — Но он поверил переменам в России». «Владыка Лавр вел Зарубежную Церковь своим смирением», — говорит протодиакон Виктор Лохматов, который в 11 лет в 1957 году приехал поработать в Свято-Троицкий монастырь в Джонданвилле, да так и остался на 50 с лишним лет помощником у иеромонаха, а впоследствии митрополита Лавра. Это он нашел скончавшегося митрополита Лавра в воскресенье, когда принес ему в скит обед — «руки под головой, как я его всегда видел спящим». «Он своим смирением, примером своей жизни учил души, — преодолевая волнение, говорит протодиакон. — Он вставал раньше всех, трудился больше всех и никогда не плодил моменты, где люди враждовали бы. Если я приду к нему на кого-то пожаловаться — бывали такие случаи — он всегда найдет что-то хорошее сказать про этого человека. Он на всех смотрел с любовью — особенно на тех, кто как-то провинились». Милица Холодная, главный редактор издающегося в Москве и Нью-Йорке журнала «Русское возрождение» вспоминает, как однажды приехала в монастырь, когда владыка Лавр был его настоятелем в сане епископа. Случайно забредя на кухню, она увидела на стене расписание дежурств по посудомойке. Имя епископа Лавра значилось в списке. «Он был полновластным хозяином в монастыре, — говорит Холодная. — Что он внес себя в список посудомоев — это о многом говорит. Это всегда очень его отличало от большинства людей, которые высокие посты занимают. К нему всегда можно было приехать с любым личным горем, не назначая предварительно приема. Ну подождешь немного, но он обязательно с тобой поговорит так, что ты ему небезразличен — и так с любым человеком». Монашеская традиция, удивительным представителем которой был покойный иерарх, восходит к Почаевской Лавре на Волыни (ныне Тернопольская область Украины). Именно в основанном почаевским монахом, впоследствии архиепископом Виталием (Максименко) монастыре в селе Ладомирово в Словакии началась в 1939 году жизнь монастырского послушника для 11-летнего местного крестьянского сына Василия Шкурлы.

http://pravmir.ru/uchil-dushi-smireniem-...

[Рец.]: Александро-Невская Лавра. 1713–1913 гг. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича Источник Библиографическая заметка Александро-Невская Лавра 1713–1913. С 277 портретами и снимками. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г.Рункевича . Санкт-Петербург, 1913. Как видно из 975–977 стр., автор настоящего фундаментального труда взялся за него почти невольно и случайно. Но, тем не менее, можно только благодарить тех, кто вынудил его приняться за историю Александро-Невской Лавры. Г. Рункевич более, чем кто, был приготовлен к ее составлению своей предшествующей учено-литературной деятельностью. С одной стороны, он специализировался на дела и отношениях Русской церкви за время царствования Петра Вел., когда получила начало и сама Лавра с ее своеобразным характером («История Русской церкви под управлением Св. Прав. Синода» и «Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Вел.»). С другой, – он проштудировал литературу истории Русской церкви за XIX ст., на которое падает деятельность целой половины священно-архимандритов Невской Лавры («Русская церковная история в XIX ст.»).С третьей стороны, г. Рункевичем еще до предложения написать историю Лавры был основательно изучен лаврский архив ,печатное описание которого, начатое по его мысли, ведется при его участии, а в последнее время даже под его редакцией. Наконец, автору хорошо знаком и синодальный архив, не менее важный в истории Лавры, чем ее собственный. Только это предварительное знакомство с источниками и, конечно, с печатной литературой предмета позволило г. Рункевичу менее, чем за два года, создать такой грандиозный памятник Александро-Невской Лавры, который достойно увенчивает двухсотлетний юбилей ее. Самая деятельность Лавры и ее историческое значение кратко, но исчерпывающе выражены в Высочайшем рескрипте, полученным ею в день юбилея: «Молитвенное стояние пред Богом при ежедневном богослужении в монастырских храмах», «устроение церковной жизни в новооснованном царствующем граде Санкт-Петербург» и во флоте, учреждение духовных школ, из которых выросла Петербургская духовная академия, проповедь и распространение духовно-нравственных изданий, благотворительность, упокоение многих доблестных сынов России под сению лаврских храмов, сооружение церковно-археологического музея, архива и библиотеки…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

65 Проф. Д.И. Богдашевский (ныне епископ Василий). Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам. Киев 1904, стр. 406. 68 См. F. Loofs. Leitfaden Zum Studium Der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle 1906. § 15:2. S. 99. 69 Доказательство апостольской проповеди, гл. 99. Русск. перевод в Христианском Чтении за 1907 г. ч. 2. 78 Св. Афанасий Вел. Против ариан II, 47. Творений ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр. 324. 79 Св. Афанасий Вел. К Аделфию, гл. 4. Творений ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903, стр. 306. 80 Св. Василий Вел. Подвижнические уставы, гл. 18. Творений ч. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1901, стр. 360. 84 Толкование на евангелие от Иоанна, кн. 11. гл. 11. Творений ч. 15. Сергиев посад 1912, стр. 109, 110. 85 Ambignorum liber. Migne. PG., t. 91, col. 1097A–B. Cfr. cap. theol. I, 25. PG., t. 90, col. 1135В–С. 86 Mystagog. cap. 1. Migne: PG.: t. 91: col. 668B. Cfr. col. 664D. Писания св. отцев и учителей Церкви: относящихся к истолкованию православного богослужения, т. 1, СПб. 1855, стр. 303, 300. 87 Католики под камнем разумеют ап. Петра и рассуждают так: « Церковь Христова есть собрание, общество людей. А то, что каждому собранию или обществу сообщает устойчивость, крепость единство и чему все принадлежащие к обществу должны прилежать и следовать, – есть авторитет или власть управления и направления. Истинная власть должна обладать каждым обществом и направлять его к тому, ради чего оно и устроено. Необходим авторитет, которым общество было бы крепко, которым оно сохранялось бы в единстве. Если такого авторитета нет, то общество не достойно своего имени; будут лишь отдельные и разрозненные члены. Если этому авторитету кто себя подчиняет, – тем самым определяет себя как члена общества. Так как Пётр есть тот, на ком Христос создаст Свою Церковь , то тем самым обещается на будущее время высший авторитет в Церкви. В словах Христа содержится обетование того, что Он сделает так, чтобы Пётр своей властью управления содействовал истинной твёрдости и единству, или другими словами, чтобы Пётр стоял на страже всей той истины, которая даёт зданию твёрдый фундамент». Jos. Knabenbauer. Evangelium secundum S. Matthaeum: pars altera: p. 55. Это толкование мы отвергаем, как слишком житейское (забота о прерогативах отдельного епископа) и совершенно убогое и жалкое в смысле идейно-богословском.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Борьба княжеств Сев.-Вост. Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» (ПСРЛ. 2000. Т. 15. Вып. 1. Стб. 106). По-видимому, решение об открытой вооруженной борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» (Там же. Стб. 108). Помимо вел. кн. Димитрия Иоанновича и его семьи (во время съезда 26 нояб. 1374 родился кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , крещенный прп. Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский вел. кн. Димитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди др. князей могли быть Белозерский кн. Федор Романович, Ярославский вел. кн. Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с кн. Андреем Федоровичем. Многие из этих князей в кон. авг.- нач. сент. 1375 г. приняли участие в общерус. походе на сторонника «Мамаевой Орды» блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича , к-рый после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой. Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Дальнейшее противостояние с «Мамаевой Ордой» включало поход на Волжскую Булгарию в 1376/77 г., сражения на р. Пьяне в 1377 г., в к-ром рус. войска потерпели поражение, и на р. Воже 11 авг. 1378 г. и др. По обоснованной гипотезе В. А. Кучкина , перед битвой на Воже, когда московские войска с союзниками одержали победу над ордынским эмиром Бегичем, Димитрий Иоаннович получил благословение на это сражение от прп. Сергия Радонежского во время поездки в Троицкий мон-рь (см. ст. Троице-Сергиева лавра ).

http://pravenc.ru/text/2462231.html

поиск:   разделы   рассылка В РПЦ МП уверены, что новый первоиерарх РПЦЗ архиепископ Иларион (Капрал) продолжит курс митрополита Лавра Главным делом покойного митрополита Лавра было объединение РПЦЗ с РПЦ МП. Новоизбранный первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) владыка Иларион продолжит курс митрополита Лавра, сыгравшего выдающуюся роль в восстановлении церковного единства, убеждены в Московском патриархате. Архиепископ Иларион избран в понедельник новым первоиерархом Русской православной церкви за границей. Результаты оглашены после подведения итогов голосования в соборном храме в Нью-Йорке. Торжественная процедура возведения в сан или настолование новоизбранного Первого иерарха состоится 18 мая " Мы уверены, что владыка Иларион будет продолжать направлять жизнь Русской зарубежной церкви тем же путем, каким вел ее владыка Лавр " , – сказал РИА Новости секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, комментируя состоявшееся в понедельник избрание нового Первоиерарха РПЦЗ. По словам протоиерея Николая, архиепископ Иларион был рукоположен в священнический сан покойным владыкой Лавром и многие годы трудился рядом с ним. " Владыка Иларион многократно посещал Россию и организовывал паломничества к русским святыням своей паствы " , – добавил Балашов. Он отметил, что " подвиг жизни " митрополита Лавра завершился достижением единства Русской зарубежной церкви с церковью в Отечестве – подписанием Акта о каноническом общении в храме Христа Спасителя в мае 2007 года. " Владыка Иларион – первый из первоиерархов Русской зарубежной церкви, чье избрание будет утверждено Патриархом и Священным синодом в Москве " , – отметил представитель Московского патриархата. По материалам:  Риа-Новости Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_54017.html

гос-ве, был устроен в сер. XI в. преподобными Антонием и Феодосием Печерскими на началах Студийского общежительного устава. Существует мнение, что титул «лавра» был присвоен мон-рю особой грамотой св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского от 1159 г., которой ему предоставлялись права ставропигии, т. е. независимости от митрополитов Киевских. Мон-рь должен был впредь подчиняться вел. князю и патриарху К-польскому. Текст грамоты сохранился в списке XVIII в., протограф его восходит к кон. XVI в. и, по-видимому, является «поновлением» утраченного подлинного документа, которое скорее всего осуществил в 90-х гг. XVI в. архим. Мелетий (Хребтович-Богуринский) , чтобы создать юридические основания, не позволяющие передать Л. униатам. Мн. историки считают грамоту подложной, опираясь на выводы, сделанные митр. Макарием (Булгаковым) (История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 203). По мнению И. В. Жиленко, сохранившийся документ является копией оригинала с позднейшими вставками. Одним из веских аргументов в пользу существования такой грамоты можно считать упоминание ее в грамоте, данной Печерскому монастырю в 1481 г. Константинопольским патриархом Максимом III (Патерик . В. Жиленко. К., 1998. С. 319-334). Название «лавра» по отношению к Киево-Печерской обители употреблялось уже в XII-XIII вв. Свт. Симон , еп. Владимирский и Суздальский († 1226), в начале сказания Киево-Печерского патерика о создании великой ц. Пресв. Богородицы, называет Печерскую обитель «архимандритией всея Рускыа земля, еже есть лавра святого и великого отца нашего Феодосия» (Киево-печерский патерик по древним рукописям: В перелож. на совр. рус. яз. М. А. Викторовой. К., 1870. С. 59). Печерский мон-рь назван Л. и в послании к некоему архим. Василию о схиме, послание приписывается свт. Кириллу II , еп. Туровскому (ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 347). Титул «лавра» и права ставропигии Печерского мон-ря вскоре потеряли свое значение вслед. разорения от монголо-татар. нашествия и зависимости от Литвы, но уже польск. короли после 1569 г.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

житие въ полдестъ; ризъ: ризы большие травчатые, подризникъ дорогильной новый полосатой, 2 пояса шелковые, двое поручи, 3 патрахели. Въ теплой церкви, а въ ней служба св. вел.-муч. Флора и Лавра, писанъ на краскахъ, венцы и гривна сребрянные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на золоте венецъ сребряной золоченой резной, киот древяная облита оловомъ золочена листовымъ золотомъ; да въ церкви царские двери, столпцы и сень писаны на краскахъ, надъ царскими дверьми въ таблеткахъ Божия милосердия: деисусъ и празники писаны на краскахъ, подле царские двери межу вратъ Успение Пресв. Б-цы венцы многие мелки сребряные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на краскахъ, венецъ и цата сребряные басмяные; образъ Леонтия Ростов. Чуд. писанъ на краскахъ, венецъ сребряной басманой, образъ Нерукотворенного Спаса, сосуды церковные: 2 кунгана большой, да малой, 2 блюда оловянные, 3-е медное, 2 чаши медныхъ, двои покровы служебные. Колокольня на столбахъ, верхъ покрытъ тесомъ, а на ней 6 колоколовъ, а те церкви и въ нихъ иконы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение В 1683 году храм состоял из холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского; теплой церкви во имя святых великомучеников Флора и Лавра; колокольни с шестью колоколами. О том, что храм существовал задолго до 1683 года, свидетельствует то, что именно в этом году священнослужители и прихожане просят у архиепископа Великоустюжского и Тотемского Геласия разрешение на построение нового здания холодной церкви из-за ветхости старого. В апреле 1683 года архиерейской грамотой было дано благословение на постройку новой холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского, которая и была надстроена над теплым храмом Флора и Лавра. «1684. Надъ зимнимъ храмомъ Флора и Лавра, въ Леонтьевскомъ конце, построенъ летний храмъ во имя Св. Леонтия Когда была построена и освящена новая Леонтьевская церковь точно неизвестно. По всей видимости, в это же время была перестроена и переосвящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова теплая церковь Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=06416

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010