– Вот видите, нас еще не все позабыли, в нас нуждаются!.. Огромной радостью для Попова был приезд в Лавру и специально в ее библиотеку иностранных ученых, приглашенных Академией наук в качестве почетных гостей в 1925 году на свой 200-летний юбилей. Гостей интересовали Лавра, библиотека, Историко-художественный музей, открытый в бывшем монастыре стараниями Флоренского, Олсуфьева и других работников Комиссии по охране историко-художественных ценностей Лавры. Об этом визите мне тогда же рассказывал Александр Константинович Мишин. Раньше он преподавал в Академии французский язык, теперь же мы вместе работали в средней школе, где Мишин вел географию, а я – русский язык и литературу. Кроме того, я заведовал бывшей гимназической библиотекой, Именно поэтому Мишин и обратился ко мне с довольно неожиданной просьбой дать сму наиболее полный русско-латинский словарь. Я удивился. Выяснилось, что местный отдел народного образования поручил ему от имени сергиевских учителей сказать иностранным гостям приветственную речь. He знаю, по какой причине, Мишин решил говорить ее не по-французски, а по-латыни. Впоследствии Мишин рассказывал, что приехавшим очень хотелось услышать торжественный звон лаврских колоколов, о котором им столько доводилось читать у своих путешественников по России и слышать от русских эмигрантов. Дирекция музея поддержала просьбу гостей, но местные власти отказались ее исполнить, ссылаясь на то, что звона уже давно не было, а теперь он, дескать, может вызвать ненужное волнение среди городских и окрестных жителей. Кроме того, по их словам, не было и прежних звонарей. Действительно, последний раз колокола Лавры звонили 31 мая 1920 года. To был прощальный, похоронный звон по прежней Лавре и ее Академии. Однако ссылка на отсутствие звонарей была только хитростью. Как мне достоверно известно, последний – потомственный! – звонарь Лавры был еще жив. Это был слепой монах, которого все звали Сережей. Он пел на клиросе и после закрытия Лавры жил в Сергиеве, снискивая себе пропитание игрой на баяне на разных семейных праздниках и вечерах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Непосредственное послушание у старца было духовничество. Он исповедовал многих из братий Св. Обители, а, главное, масса верующего народа волной текла к нему на исповедь, чтобы сложить тяжесть грехов своих и получить через его молитвы благодать обновления. Всегда строгий, сдержанный, несколько·задумчивый, всегда молитвенный, старец Алексий всегда исповедовал с большим вниманием и любовью. Сила его пастырского слова была велика. Кажется, ни одно слово, ни один звук у старца не проходил даром. И все, что он скажет в назидание, имеет непосредственное отношение именно к этому человеку, с кем он говорит. Старец читал душу другого. Видел все душевные изгибы, раны, скорби. Его слово, согретое отеческим участием и любовью, было бальзамом целительным для больной, измученной души. Никто от него не уходил неутешным, неободренным, у него для всех хватало отеческой любви, ласки и привета. Вот старушка, у которой все горе в том, что ее куры перестали нестись, находит для себя живой, теплый отклик в душе схимничка. И мудрый ученый, блестяще усвоивший науку покорения космоса, не потерявший веру, в совершенно простых словах старца получает себе разрешение волнующих его вопросов. И студент духовной школы, томящийся под тяжестью разных знаний, но потерявший прежнюю детскую молитву, успокаивается своей душой от старческого увещания и молитвы. Словом, люди всякого рода, возраста, пола, образования, занятия находили себе утешение и разъяснение у доброго и мудрого схиигумена Алексия. Но как уставал старец от этого трудно и тяжелого подвига – духовничества. Бывало, с каким неимоверным трудом возвращается он из исповедной в свою одинокую келию! Как много горя, грехов несет он на своих старческих плечах. Последнее время его обязательно кто-нибудь вел, осторожно придерживая за руки. Иначе старец сам и не добрался бы до своего угла. И вот можно себе представить положение одинокого старца схимника. Дошел он еле живой до своей монашеской келии. Кто его здесь ждет? Кто ему что приготовит? Кто о нем позаботится, хоть о самом нужном и необходимом? Надо сказать, что у о. Алексия никогда не было келейника. Он делал все сам. Никто за ним не ухаживал. И, тем не менее, в его бедной келейке был порядок и чистота. И сам он, и одежда его была, хоть и бедная монашеская, но чистая, опрятная, приличная. Внешняя опрятность и чистота говорили о внутренней, душевной его чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об о. Сергии сохранилось несколько воспоминаний и свидетельств современников. Родился он в 1862 г. в семье донского казака и до поступления в 1890 г. в Александро-Невскую Лавру уже был послушником Малого Донецко го, Серпуховского Высоцкого, Ново-Иерусалимского монастырей и Троице-Сергиевой Лавры. В апреле 1920 г. митрополит Вениамин возвел его в сан игумена, а в начале 1922 г. - в сан архимандрита. «Это был мудрый старец, на деле исполнивший многие заветы святых отцов. Он был великим деятелем молитвы и покаяния. Обладая безграничной добротой и любовью, отец Сергий очень снисходительно относился к духовным немощам своих подопечных и горячо за них молился. Его назидания отличались необыкновенной сердечностью и простотой... Помимо окормления братии архимандрит Сергий вел большую научную работу по изучению рукописей, хранившихся в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописания подвижников благочестия» [xl] . Яркие воспоминания об о. Сергии приводит в своей книге известный церковный историк А.Э. Краснов-Левитин: «...он всех привлек своим суровым аскетизмом. Я знал его стариком. Как сейчас вижу его мертвенно бледное лицо, окаймленное седой бородой. Цыганские скулы не только не портили впечатления, но придавали какой-то особый колорит его лику. Он почти отказался от еды, ел лишь сырые овощи, спал на полу, тщательно это от всех скрывая. Все дни напролет он пребывал в молитве. Братия видела в нем друга, брата, советника, молитвенника - подлинного духовного отца» [xli] . Архимандрит Сергий был духовником Лавры около восьми лет. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. 18. Ст. 263. РГИА, ф. 815, оп.14, д. 159, л. 35. Там же, оп. 11-1918, д. 102, л. 39, д. 101, л. 24, 34. [iv] Там же, оп. 14, д. 159, л. 70. [v] Там же, л. 33, 70-74. [vi] Там же, л. 60, 70. [vii] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 1-18. [viii] Там же, д. 88, л. 14-15. [ix] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 22, 31, 34. [x] Там же, д. 101, л. 34, д. 99, л. 39, оп.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

350. Свящ. П. Флоренский, — Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания) («Богосл. Вест.». 1913, янв.) 351. «Mensch, wo du deinen Geist schwingst über Ort und Zeit, — So kannst du jeden Blick sein in der Ewigkeit» (Angelus Silesius, — Che rubinischen Wandersmann, I, 12. — Angelus Silesius in seinem Cherubinischen Wandersmann. Eine Auswahl — zusammengestellt von Herrn. Brunnhofer. Bern, 1910. S. 6.) — Эту же мысль высказывают едва ли не поголовно вс мистики. См. след. прим. 352. О соотношении времени и Вечности глубокомысленнейшие рассуждения см. у Плотина, у бл. Августина («Исп.» и «Толк, на Кн. Быт.»); у Вас. Вел., обоих Григориев, Клим. Алекс., Оригена и. т. д. — Лапшин, — Мист. позн. II, стр. 557–570. — А–ей [И.] Введенский, — Время и вечность. Акт. речь. Свято–Троицк. Серг. Лавра, 1900 (=«Богосл. Вест.», 1900 г. Т. 3, X, стр. 244–273). C. [C.] Глаголев, — бессмертие прошедшего. Серг. Пос., 1903 (=«Бог. В.», 1903 г., 2). — Р. Эйкен, — Основн. пробл. современ. положения философии и религии. — H. Н. Страхов, — О времени, числе и пространстве («рус. Вестн.», 1897, янв). — Челпанов, — («Вопр. филос. и психолог.», кн. XIX). — Н. Я. Грот, — О времени (id., кн. XXIII–XXV). — Л. М. Лопатин, — Положительные задачи философии. М., 1891, Ч. 2–ая, стр. 308, 305–306 и др. Есть нов. изд. — А. А. Козлов, — «Свое Слово», вып. 3 (тут собраны и сгруппированы диалектическ. аргументы против реальности времени). — Г. Тейхмюллер, — Действ. и кажущ. мир, Казань, 1913 г., кн. 2–я. — О. Вейнингер Его же, — Последние слова. М., изд. «Сфинкс». — Вл. [С.] Соловьев, — Первое начало теорет. филос. («Собр. соч», Т. 8). — Гюйо, — Происхождение идеи времени. Смоленск, 1891 и «Собр. соч.», (рец. А. А. Козлова, — «Вопр. филос. и псих.», кн. IX, стр. 88–99). — Его же, — Искусство с социологической, точки зрения. — М. [С]. Аксенов, — Трансцендентально–кинетическая теория времени. Харьков 1896. — П. Д. Успенский Его же. — Четвертое измерение СПБ., 1910 г. — Джемс Remigius Smolze, — K. E. von Baer und seine Weltansch., Regensburg, 1897. — C.

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

И когда я недоумевал относительно видения и его значения и молил Бога поведать мне причину, я услышал с неба голос, говоривший: это душа великого Евфимия, принимаемая на небо. И вот, явившийся столп света понемногу поднимался от земли с гласом пения многих и затем вошел на небо; отсюда я ясно узнал, что скончался великий Евфимий». И придя, мы узнали, что это было так, и поклонившись и погребя честные останки святого отца, вернулись, прославляя Бога».    6. Так богоносный Герасим, прияв благодать великого Антония, который видел духовными очами, как была принимаема на небо душа Аммуна Нитрийскаго, видел прозорливыми очами душу великого Евфимия, принимаемую на небо: соделавшись обиталищем Всесвятого Духа и храмом Единородного Бога-Слова, и жилищем Вседержителя Бога, он внутри имел единое и нераздельное Божество, открывавшее ему то, что совершается вдалеке и в будущем. Так добре подвизавшись, руководив и просветив многих, посеяв семена благочестия во всей Иорданской пустыне и явившись пустынным «сосудом избрания» (Деян. 9:15), предал дух в руце Господни.    7. Ученики сего святого отца нашего Герасима, когда мы пришли к ним, рассказывали — как мы обрели в писании лиц слышавших, что, «ходя однажды по берегу святого Иордана, он встретил льва, у которого весьма болела нога: в нее вонзился сук от тростника, так что нога распухла и наполнилась гноем. Когда лев увидел старца, то показал ему ногу, раненную вследствие вонзившегося в ней сучка, жалуясь некоторым образом и прося получить от него исцеление. Когда же старец увидел его в такой нужде, то сел и, взяв его за ногу, вырезал место и вынул тростник с большим количеством мокрого гноя и, тщательно очистив рану и перевязав место лоскутом, отпустил льва. Он же, получив исцеление, с тех пор не оставлял старца, но следовал за ним, куда бы он его ни вел, так что старец удивлялся толикому благодушию зверя. И затем, с той поры старец кормил его, бросая ему хлеб и моченые овощи. Лавра и пещеры имели одного осла, который доставлял воду на потребу старцев, ибо они пьют воду из святого Иордана, отстоящего от лавры на одну милю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" НГ-Религии " в материале Олега Недумова Президент объединяет православных. Диалог между двумя Русскими Церквами обретает государственное значение также комментирует встречу Президента с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). " Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской Православной Церкви Заграницей " , – сказал В. Путин. В ответной речи митрополит Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ " нет большего блага, чем служить родине, работать на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры " , – приводятся в статье некоторые важные подробности самой встречи. Присутствие на встрече В.Путина с " зарубежниками " неофициального представителя, архимандрита Тихона (Шевкунова) – активного сторонника сближения церквей, объясняется тем, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) не разделяет энтузиазма архимандрита Тихона . И на это есть вполне конкретные причины, – продолжает Олег Недумов, – дело в том, что главным " камнем преткновения " между РПЦЗ и Московским Патриархатом является проблема экуменизма. Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, " зарубежники " вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от контактов с другими христианскими конфессиями. Так что, несмотря на вполне заметное потепление в отношениях между двумя Православными Церквами, их реальное объединение пока вряд ли возможно " , – делает вывод НГ-Религии . Статья Евгения Шестакова " Папе плохо " . Состояние здоровья понтифика вызывает беспокойство кардиналов откликнулись " Известия " на сенсационное заявление, сделанное в эфире национального радио, австрийским кардиналом Кристофом Шенборном. Как известно, в нем он заявил, что " глава римско-католической церкви доживает последние дни, недели или месяцы. Даже такая интенсивная и наполненная событиями жизнь, какую вел папа, подходит к концу. Австрийский кардинал стал третьим высокопоставленным представителем Ватикана, который за последние несколько дней выразил серьезную озабоченность здоровьем понтифика. Ранее на эту тему уже высказался немецкий кардинал Ратзингер, предложивший " молиться за папу " , и французский кардинал Барбарен, сообщивший соотечественникам, что " понтифик находится в плохой форме " , – сообщается в Известиях .

http://religare.ru/2_6805.html

987 В своем сочинении «De fide et symbolo» бл. Августин замечает: «De spiritu sancto autem nondum tam copiose ac diligenter disputatum est a doctis et magnis divinarum Scripturarum tractatoribus, ut intelligi facile possit et Ejus proprium». Migne, Patrol, curs, compl., s. 1, t. 40, col. 191. De fide et symb. n. 19. 988 Только этим и можно объяснить наличность в сочинениях бл. Августина (иногда в одном и том же сочинении) различных представлений его об этом предмете, если, конечно, не предполагать при этом еще сознательной или бессознательной порчи и искажения текста августиновских творений в позднейшее время. 989 Соответствующие историко-литературные факты см. в работе Проф. Л. И. Писарева : «Авторитет Августина, Епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. Казань, 1903», стр. 6–16. 990 Р. М. Lagarde. Noch einmal meine Ausgabe der septuaginta Mitteilungen III. Gottingen. 1889. S. 231. См. Хр. Чтен. 1908 г. стр. 1365–1378. Ср. Богосл. Вестн. 1908 г., т. 2-й, стр. 134. (Ученая полемика в русской богословской литературе по поводу сурового приговора, сделанного + Проф. В. В. Болотовым о бенедиктинских изданиях святоотеческих творений в его Лекциях по истории древней церкви. I. Введение в Церковную историю. СПб. 1907 г. стр. 118–121). 991 Твор. св. Афанасия Вел., Архиеп. Александрийского. Серг. Лавра. 1902 г. Ч. 1. стр. 141. («Слово на язычников», гл. 12). 992 См. А. Киреев. Современное положение старокатолического вопроса. Богосл. Вестн. 1908 г. Мес. Ноябрь, стр. 424. 994 Вышеупомянутый трактат составляет только одну главу («Das Ausgehen Gottes des hl. Geistes aus dem Vater und dem Sohne». § 2. SS. 364–389) обширного сочинения того же автора: «Des heiligen Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. SS. 1–448». Отзыв о нем был дан нами в предисловии к настоящему сочинению. 995 В виду отмеченных выше качеств трактуемого немецким автором предмета, а также особенностей авторского языка, создающих в общей совокупности немало технических затруднений для его передачи литературно-правильной, ясно-понятной и богословски-точной русской речью, названный трактат западного богослова мы приводим местами в некоторой, правда, незначительной переработке. Не смотря на это мы везде стремились оставаться верными не только мысли, но по возможности, и букве оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

(Синаксарь в рус пер. с современных св. Георгию ркп. — Тифл. церк. муз. 193 и 222 изд. у прот. Кекелидзе , Литург. груз. пам. 228—272), С XIII в. на Афоне появляются и полные Иерус. уставы. Устав, данный св. Саввою Сербским († 1237 г.) Хиландарскому мон. на Афоне, за богослужением отсылает к какому-то «Синаксарю», м.б. тому, рукопись которого от XIV в. есть ныне в Хиландарской библ. 66/70) – чисто Иерусалимского типа ( Дмитриевский, Древнейший Хиланд. Синаксарь по уст. Иерус. Труды Киев. Д. Ак. 1905. II, 473), как и сам представляет, из себя смесь Иерусалим. порядков (бдения) с местными (постный режим). (Хиландарский устав с современной Савве рукописи изд. Еп. Димитрий , Типик Хиландарский Белград. 1898). И по введении Иерусалимского устава в Афонских монастырях продолжали держаться прежние и местные порядки, почему это введение не уничтожило особого Святогорского устава, а только сообщило ему Иерусалимский колорит, что видно уже из самих надписаний сохранившихся его рукописей (из коих ни одна не издана). Так греч. ркп. Ватик. б. cod. Palat. 101 от 1474 г. озаглавлена «Типикон лавры св. Саввы и лавры св. Афанасия Афонского», той же библ. 38 от 1423 г. «Тип. св. и вел. мон. св. Афанасия на горе Афонской»; в Тип. 1336 г. Флорентийской Лаврентианской библ. 15 есть «главы известнейшего церковного устроения св. горы». Важнейшие афонские монастыри имеют ныне записа своего устава (Иерус. типа); так лавра св. Афанасия в ркп. XV-XVI в., Пантократор. мон. в ркп. XV в. Порядки Дионисиатского мон. записаны 1624 г. иеромонахом его Игнатием, и эта запись пользовалась большим авторитетом,— с нее есть списки во многих афонских монастырях; так для Пантелеимонова мон. сделан был есть ркп. XVIII в.) переработанный список с дионис. Тип. под загл.: «Точный Тип. церк. последования, собранный от св. Саввы и других разных»; здесь есть ссылки кроме Афанасиева Тип. на афонские Типиконы «правого хоря», «левого хора», «великий Тип. Андрианополита». С Дионисиатского же Тип. сделан список в 1875 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Кто Богу и предан и смел. И в Лавру пришла Академия – В молитв heomмiphый покой, И знала она, что сомнения, Изчезнут однажды, как рой, Который над ульем роится, Когда извлекается мед. В полете стремительны птицы, В движении плавном вперед. Светла любомудров плеяда, Стремящихся сердцем к тому, Чтоб Бог сохранил от разлада, Разрушил невежества тьму. И ныне мы просим c надеждой – Кто в келье большой без тревог Живет, чтоб Покров белоснежный Открылся как вечный урок. Где Сергий, Российский игумен, Пустынею мip просветил, Для тех, кто покуда бездумен, Подай же нам, Господи, сил, Урок послушанья, молитвы, Вниманья к значению слов, Когда напряжение битвы Откроет небесный Покров, Чтоб школа светло и незримо Растила питомцев своих Под стенами Третьего Рима, И вел их небесный Жених – На пир, где обильные яства Наук, просвещенья и книг. Куда неземного богатства И знанья пробьется родник, Который, хоть кажется бренным, Но жизни таит в себе вкус, И тихо дарует он пленным, Спасенье от горестных уз. Чтоб веры глубокой наука Открылась колодцем с водой, Где будет немыслима скука И поиски жизни пустой, Чтоб ярко познанье светило, Как факел горя на ветру, И светлую силу таило, Которой вовек не сотру. На миг не прервется ученье – Прекрасный спасительный груз. И больше нет места сомненью, А с Богом все крепче союз! Покров – как раскрытая книга, Что мудрость смиренно хранит. Монаху святая верига: В трезвеньи о Боге не спит. Здесь каждое слово загадка, Здесь фраза сложней, чем трактат. Но чтение истины сладко Тому, кто священному рад. У воинов труд неустанен, Незримо вступающих в бой. И плох, кто душою не ранен, Не жертвовал в битве собой. Есть в книгах о пройденном память И мудрость грядущих веков. Ее невозможно изгладить – Хранит ее Божий Покров. Воспрянет Духовная школа, Пойдет под Покровом вперед, Туда, где ее у Престола Источник Премудрости ждет! 12.10.2013 Перед началом службы Близится служба в Покровском храме, Колокол к службе звонит, И богомольцы на службу дворами Идут – их сердце не спит.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Новгородсеверский и вел. кн. Киевский. Чернигов, 1893. С. 37-38; Косяков В. А. Постройка храма подворья Киево-Печерской лавры. СПб., 1900; Титов Ф. И., прот. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры и др. святынь и достопримечательностей г. Киева. К., 1911; он же (Timob Хв.). Стара вища ocbima в Kuïbcьkiй Ykpaïhi XVI - початку XIX ст. К., 1924; Венок на могилу высокопреосв. митр. Флавиана (4 нояб. 1915 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1915; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира (25 янв. 1918 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1918; Я. Д. Нове джерело про icmopuчhy monorpaфiю та apximekmyphi пам " ятки стародавнього Русь: Культура, mpaдuцiï. К., 1982. С. 113-129; Передсоборна Нарада: (Koмюhike)//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 7; Документи Noмichoro Собору РПЦ//Там же. 9. С. 16; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. К., 1992; Дива печер лаврських. К., 1997; Mopдbihцeb В. М. Pociйcьke самодержавство i украïнська православна Церква в kih. XVII-XVIII ст. К., 1997; Ульяновський В. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi 1917-1920 рр. К., 1997. 2 т.; Никодимов Н. И. Воспоминание о Киево-Печерской лавре. К., 1999; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг. СПб., 1999. С. 269-270; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври kih. XIX - початку ХХ ст. К., 2000; М. Г. С.-Петербурзьке noдbip " я лаври//Лаврський альм. 2001. Вип. 5. С. 33-36; он же. Лuбiдcьke noдbip " я лаври у XVII i XIX ст.//Там же. 2002. Вип. 7. С. 34-37; Крайня О. О. мон-р у 1919-1929 рр.//Bipa i розум. 2001. 2. С. 241-255; она же. Фyhkцiohybahhя apxiby лаври в kohmekcmi розвитку apxibhoï справи//Лаврський альм. 2008. Вип. 22. С. 64-77; Хоменко К. В. Запровадження шmamib 1786 р. в мoh-pi//Там же. 2001. Вип. 3. С. 67-74; он же. Самуïл Миславський: (Бiorp. дobiдka)//Там же. 2003. Вип. 9. С. 120-129; Морза А. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Там же. 2002. Вип. 7. С. 136-166; Гришин А. Д. Огляд мam-лib з icmopiï мон-ря (1917-1930 i 1941-1961 рр.)//Там же. 2003. Вип.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010